Вывод Государственно-Партийного Социализма

Хосударство и право в период государственно-партийного социализма 457

СССР должен завоевать экономическую самостоятельность, чтобы превратиться из «страны, ввозящей машины и обору­дование», в страну, их производящую. Это была идеологичес­кая предпосылка индустриализации. Начинался период «ве­ликого перелома».

Антикапиталистическая революция тридцатых годов на­несла серьезные удары по целому ряду социальных групп. В 1928—1931 гг. репрессиям было подвергнуто большое число крестьян («кулаков»), в 1929—1932 гг. — под удар попали свя­щеннослужители, частные торговцы, лица свободных про­фессий, технические специалисты. Во второй половине тридцатых годов репрессии обрушились на партийные, госу­дарственные и военные кадры.

ГЬсударство и право в период государственно-партийного социализма 4Й7

всех инстанций стали входить судья и два народных заседате­ля. Первой инстанцией являлся народный суд, второй ин­станцией (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Наряду с общи­ми судебными инстанциями сохранялись специальные суды:

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, ми­лиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредо­точены между другими республиканскими наркоматами.

ГЬсударство и право в период государственно-партийного социализма 4Й7

Первым делом, рассмотренным в соответствии с новым законом, стало «Дело Ленинградского террористического Зиновьевского центра». Летом 1935 г. прошел судебный про­цесс по «Кремлевскому делу», по которому обвинялись со­трудники аппарата ЦИК СССР. Через год началась подготов­ка к новому судебному процессу, главными фигурами на кото­ром стали Зиновьев и Каменев. В мае 1937 г. начался процесс по делу высшего командования армии (Тухачевский, Якир, Уборевич и др.). В марте 1938 г. состоялся процесс, на кото­ром в числе подсудимых присутствовали Бухарин, Рыков и др. Политические судебные процессы носили показательный характер, большую роль в определении приговора играли . материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм, и внесудебные кампании давления (митинги, пресса, решения партийных органов). Часто оппо­зиционная политическая деятельность подсудимых представ­лялась как террористическая и заговорщическая.

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, ми­лиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредо­точены между другими республиканскими наркоматами.

Государство и право в период государственно-партийного социализма 497

С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллек­тивных договоров между хозорганами и профсоюзами. В ап­реле 1956 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисципли­нарной ответственностью. В январе 1957 г. принимается новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оп­латы и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

Произошли изменения в области трудового законодатель­ства. В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации мест­ным органам власти и руководителям предприятий вменя­лось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставле­ние работы демобилизованным военнослужащим. Потреб­ность в большом количестве рабочей силы потребовала вос­становления организованного набора рабочих на основе до­говоров с колхозами. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы.

Государство и право в период государственно-партийного социализма 497

В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 г. постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отве­денных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В апреле 1948 г. принимается другое постановление правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядоче­нию оплаты труда в колхозах», упразднившее такую структур­ную производственную единицу колхоза, как звено, и восста­новившее производственную бригаду в качестве основной формы организации труда в колхозе В марте 1955 г. новым постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый поря­док детализированного планирования в колхозах (МТС, рай­исполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование своего про­изводства стали осуществлять сами колхозы.

В 1954 г. при правительстве создаете» Комитет по вопро­сам труда и заработной платы, осуществивший в 1955—1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в предвыход­ные и предпраздничные дни, а также для работающих под­ростков в течение всей недели, увеличивается продолжитель­ность отпусков по беременности и родам.

Рекомендуем прочесть:  Возврат Одежды Поставщикам Условия

Государство и право в период государственно-партийного социализма 497

В декабре 1958 г. принимаются новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления. В качестве главной задачи Основы провозглашали «охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан». Преступным при­знавалось общественно опасное деяние, прямо предусмот­ренное законом. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т. е. ‘•• не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Основы подчеркивали принцип индивидуализа­ции наказания и связь уголовной ответственности со степе— нью вины; отменялся принцип объективного вменения, со­гласно которому наказание применялось без учета факта ви­новности (к лицам, признанным «социально опасными», к родственникам обвиняемого и т. п.). Наказание, согласно Ос­новам, могло применяться только по приговору суда, учиты­вающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Был повышен возрастной предел для наступления уго­ловной ответственности (с 14 до 16 лет), прежний продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений (раз­бой, изнасилование и др.). Исключались некоторые виды на­казаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР, по­ражение политических прав по суду. Сокращен максималь­ный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). Закон допускал полное освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, когда совершенное им деяние или само данное лицо потеряло «общественно опасный характер». Устанавливался

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судо­производства Союза ССР, закрепившие такие принципы: осу­ществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотре­ния дел в суде, независимость судей и их подчинение только закону, гласность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту и др. Следствие по уголовным делам осуществляли следователи прокуратуры, по особо опас­ным государственным преступлениям — следователи органов госбезопасности. Следователи прокуратуры получали право давать обязательные указания органам дознания. Защита по­лучала право принимать участие в процессе с момента объяв­ления обвиняемому об окончании предварительного следст­вия, по делам несовершеннолетних — с момента предъявле­ния обвинения.

ГЬсударство и право в период государственно-партийного социализма 4Й7

ле 20-х гг. («процесс эсеров»), однако массовыми они стали в середине 30-х гг. После убийства С. Кирова было принято постановление «О порядке ведения дел о подготовке и совер­шении террористических актов», вводившее особый поря­док производства по этим делам: короткие сроки расследова­ния и невозможность обжалования. Ответственность по этим делам возлагалась, кроме самого обвиняемого, на его родственников и близких (обвинявшихся в недоносительст­ве).

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, ми­лиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредо­точены между другими республиканскими наркоматами.

Тема 16–17

2. Поколение победителей в войне с фашизмом справедливо рассчитывало на либерализацию политического режима, на улучшение жизни. Но сталинское руководство нанесло удар по этим ожиданиям. Покажите, какую роль сыграли идеологические постановления ЦК ВКП (б)? Что означала борьба с космополитизмом и каковы последствия этой борьбы для нашей страны?

3. Послевоенные годы характеризуются изменением государственно-политической структуры общества. Покажите, какие изменения происходили в управлении обществом, в организации власти, в административно-территориальной структуре.

Период государственно-партийного социализма

После убийства С. Кирова было принято постановление «О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», вводившее особый порядок производства по этим делам: короткие сроки расследования и невозможность обжалования. На показательных процессах над Зиновьевым и Каменевым, потом Радеком и Пятаковым, затем Бухариным и Рыковым соратники Ленина потрясли мир, «сознаваясь» в терроре, шпионаже, в антисоветизме. В июне 1937г. в один день осудили и казнили 8 военачальников. Всего сталинские палачи репрессировали более 40 тыс. командиров, будто в подарок Гитлеру к войне.

После войны народные комиссары были преобразованы в министров, Рабо1 Крестьянская Армия в Советские Вооруженные силы, ВКП(б) — в Коммунистическую партию Советского Союза. В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. Прошли аресты военных и произведена отправка периферию ряда высших командиров (Жуков и др.). В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана.

ГЬсударство и право в период государственно-партийного социализма 4Й7

В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопаснос­ти. При этом ОГПУ продолжало действовать в качестве уп­равления при СНК. Одновременно с этим в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполни­тельские функции управления дополнялись судебными (по­хожая ситуация складывалась в годы гражданской войны, когда при ВЧК был создан особый трибунал).

Рекомендуем прочесть:  Транспортный Налог На Пенсионеров В Воронежской Области

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, ми­лиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредо­точены между другими республиканскими наркоматами.

Государство и право в период государственно-партийного социализма 485

В марте 1940 г. после войны с Финляндией часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Ка­рельской автономной республике, а последняя преобразова­на в Карело-Финскую ССР (в 1956 г. в качестве автономной республики вошедшую в состав РСФСР). В августе 1940 г. Вер­ховный Совет СССР принял решение о включении террито­рий, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украин­ской СССР (Северная Буковина и несколько уездов Бессара­бии) и вновь образованной Молдавской ССР (часть Бессара­бии). На вновь присоединенных территориях распространя­лось советское законодательство, проводились национализа­ция и земельная реформа. В феврале 1941 г. Молдавия приня­ла свою республиканскую конституцию.

В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР, мотивируя это решение обращением к нему народных собраний обеих территорий.

Право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг

На показательных процессах над Зиновьевым и Каменевым, потом Радеком и Пятаковым, затем Бухариным и Рыковым соратники Ленина потрясли мир, «сознаваясь» в терроре, шпионаже, в антисоветизме. В июне 1937г. в один день осудили и казнили 8 военачальников. Всего сталинские палачи репрессировали более 40 тыс. командиров, будто в подарок Гитлеру к войне.

В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. С 1936 г. все прокурорские органы стали, подчинятся Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик. В августе 1938 г. принимается закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды. В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. В составе ОГПУ была образована судебная коллегия. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание — орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря.

История государственного управления в России: опыт и проблемы

Так называемые перестроечные процессы связаны с деятельностью Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил замысел обширных реформ. На всем протяжении 1985 — 1991 гг. Горбачев давал весьма противоречивое объяснение генезиса своего реформаторского курса. Сообразуясь с фактами, сегодня можно уверенно утверждать; реальная, просчитанная и продуманная стратегия демократизации отсутствовала. Перестройка задумана наиболее реально мыслящей частью номенклатуры с целью сохранения монополии КПСС на власть, путем проведения незначительных реформ в политической сфере и ликвидации наиболее одиозных черт административно-командной модели экономики.

Таким образом, на фантомную систему федерализма и реальную систему властной партийной вертикали накладывается еще одна властная система. Однако при ее введении отталкивались от уже сложившейся схемы административно-территориального деления, причем сложившейся случайным образом. Сетка совнархозов была внутренней по отношению к сетке СССР, и без упразднения старой схемы АТД система совнархозов не могла дать полноценного эффекта, так как политическая сетка управления противоречила экономической. Уже в 1965 г. совнархозы были отменены, что ознаменовало собой начало тотального экономического кризиса в СССР.[1, с.430-431]

Право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг

Слета 1921 г. государство начинает осуществлять меры по денационализации. Создавались гарантии для вновь приобретенных прав, но запрещалось восстановление отмененных в ходе революции имущественных прав. Закон и судебная практика признавали длительное фактическое владение имуществом более «законным», чем ссылка бывших собственников на их право собственности. Вместе с тем владение не рассматривалось как источник права собственности. Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности. Домовладение, полученное по наследству, не могло отчуждаться, им можно было только пользоваться (до 1923 г.). Пользование домовладением (сдача его в наем) также ограничивалась законом. Многие объекты были изъяты из гражданского оборота (земля, леса, крупные предприятия и др.) Правовая основа договора купли-продажи была заложена еще летом 1921 г. декретом «О взимании платы за товары, отпускаемые государством для частного хозяйства».

Рекомендуем прочесть:  Возмещаются Деньги На Новую Машину

К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии. 7 декабря 1917г. СНК принял постановление об образовании Всероссийской Чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем. С марта 1918г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставлялось исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиции и конфискаций. «Положение о ВЧК и местных ЧК», утверждено ВЦИК в октябре 1918г. Члены ЧК назначались и отзывались исполкомами местных советов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК. В армии и флоте в конце 1918г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1918г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК. По окончании следствия ЧК не передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918г. до февраля 1919г., известный как период «красного террора». В феврале 1919г. право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам. На них же возлагалась обязанность проверять следственные действия ЧК. Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре 1919г. при ВЧК создается Особый Революционный Трибунал. В мае 1920г. в связи с обострившейся военной и политической ситуацией ВЦИК вновь расширяет права органов ВЧК. Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Местные управления милиции находились в двойном подчинении НКВД и местных исполкомов советов. При Главном управлении милиции создавалось Центральное управление уголовного розыска. Милиция имела статус частей особого назначения при использовании ее в боевых действиях. В период гражданской войны для «изоляции враждебных элементов» создавались лагеря принудительных работ НКВД и ВЧК.

Государственный социализм

Вымыслы о государственном социализме подверглись критике Ф. Энгельсом в работе «Анти-Дюринг». Он писал, что с тех пор как Бисмарк перешел на путь огосударствления, появился особого рода фальшивый социализм, выродившийся местами в своеобразный вид добровольного лакейства и объявляющий социализмом всякое превращение средств производства в государственную собственность. Ф. Энгельс отмечал, что «если государственная табачная монополия есть социализм, то Наполеон и Меттерних несомненно должны быть занесены в число основателей социализма»89, поскольку они тоже осуществляли огосударствление некоторых средств производства.

Как идеолог германского капитализма, В. Зомбарт вслед за движением последнего совершает эволюцию от апологии буржуазной демократии домонополистической эпохи к защите политики откровенной реакции империализма, фашистского режима. Пер-т вые работы В. Зомбарта были нанисаны в период, когда марксизм уже одержал решающую победу над другими течениями и превратился в ведущее направление в рабочем движении Германии. Принимая во внимание это обстоятельство, В. Зомбарт использует метод заигрывания с марксизмом. В своих первых работах он маскировался под «марксистского исследователя» и продолжателя дела К. Маркса, чтобы под этой маской опорочить марксизм и выхолостить из него революционное содержание.

20 Государство и право в период государственно-партийного социализма

Одновременно создавалась лагерная система, приспособленная к мас­совому использованию труда заключенных. В исправительно-трудовых лагерях содержалась огромная армия «дешевого» труда, ставшая одним из рычагов проведения форсированной индустриализации. С 1929 г. в них размешались все приговоренные к лишению свободы на срок 3 года и вы­ше, как по судебному приговору, так (с 1930 г.) и по постановлению Осо­бого совещания ОГПУ. В 1930-е годы в исправительно-трудовых лагерях постоянно находилось от 1,5 до 2 миллионов заключенных.

17 ноября 1938 г. постановление ЦК ВКП(б) и СПК СССР «Об аре­стах, прокурорском надзоре и ведении следствия» прекратило «большой террор» в стране. В нем говорилось о необоснованности многих арестов, фальсификации дел органами НКВД, слабости прокурорского надзора и т.п., вина за которые была возложена на руководство НКВД. В декабре 1938 г. был смещен с поста наркома ВД Ежов и его место занял Берия. Ежов и многие его ближайшие помощники, заместители и начальники управлений НКВД краев и областей, руководители отделов наркомата, начальники тюрем и лагерей, были расстреляны, выполнив роль своеоб­разных «козлов отпущения» за преступления режима. Но приговоры по этим фальсифицированным делам остались в силе и дела не пересматри­вались, что является ярким свидетельством того, что борьба с фальсифи­каторами носила чисто пропагандистский характер.