Непоступление валютной выручки ответственность в 2022 году

Какая ответственность за незаконные валютные операции

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии (изменении реквизитов) заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача, нарушение сроков (порядка) сдачи отчетности о проведении валютных операций по счетам в банках (иных финансовых организациях) за пределами РФ, в т. ч. о переводах без счета через электронные средства платежей иностранных поставщиков;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами (по передаче нерезидентами товаров, выполнению работ, услуг и т. п.);
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа (особо) крупных сумм в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошли до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств на протяжении года по однократным (неоднократным) валютным операциям превысил 100 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения, и предусмотрено наказание следующего характера:

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты (дохода) за период от 1 до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
  • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 тыс. до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

Впервые в целесообразности возврата валютной выручки усомнился в 2022 г. Силуанов. Он подчеркивал, что смысла в репатриации мало, так как после перевода в Россию деньги все равно можно вывести из страны. Валюта может быть вложена в иностранные ценные бумаги, выведена как заем или просто переведена на счет в банке за рубежом. Чрезмерные требования тормозят развитие экспорта, увеличивают издержки компаний, а в ряде случаев ведут к неправомерной уплате штрафов, подчеркивал Силуанов.

После отмены требования репатриации выручки для несырьевых отраслей Минфин предложил поэтапно отказаться применять это правило и к добывающим компаниям. Ведомство, согласно опубликованному в сентябре законопроекту, предложило растянуть отмену возврата выручки из-за границы на несколько этапов. По плану Минфина с 2022 г. сырьевых экспортеров можно было бы освободить от обязанности репатриации до 10% выручки, с июля 2022 г. – до 20%, с 2023 г. – 30%, с июля 2023 г. – 50%, с 2024 г. – всей суммы.

Разъяснения полезны для единого понимания ситуации налоговыми органами на местах, «учитывая, насколько сложен для интерпретации валютный закон и как часто в него вносятся поправки», подчеркнула руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. «Слишком высокие штрафы создавали чрезмерные риски продолжения деятельности за рубежом, а также угрозы разорения компаний, которые допустили не настолько общественно опасные нарушения, чтобы взыскивать с них почти всю выручку», – отмечает руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Компании, которые уже перечислили штрафы после 1 июля, вправе вернуть деньги, подав заявление в налоговую инспекцию (п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса) и это подтверждено практикой Верховного и Конституционного судов, указывает юрист. Причем, если инспекция откажет, компания вправе обратиться в суд с жалобой на отказ, уточнил Зарипов.

Санкций не удавалось избежать, даже если после зачисления на счет за рубежом деньги были конвертированы в другую валюту и переведены в Россию. Высокие штрафы в 75–100% от суммы сделки министр финансов Антон Силуанов называл «сумасшествием». Самый большой риск при нарушении требования о возврате валютной выручки – уголовная ответственность, в том числе по ст. 193.1 УК (валютные операции по подложным документам).

составила общая сумма взысканий по ч. 1 ст. 15.25 КоАПа (нарушение ­валютного законодательства) за январь – июль 2022 г., оценила «Пепеляев групп» на основе картотеки арбитражных дел. Средняя сумма штрафа в этот период составила 308 000 руб. По расчетам, лишь в 13% дел суд ­проявил снисхождение к нарушителям. Суды отменили штраф или заменили на предупреждение в 6,5% (128 дел), уменьшили штраф в 6,3% (99 дел)

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3 до 5 процентов суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств.

5. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 настоящей статьи, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

7. Административная ответственность, установленная частями 1 и 4 настоящей статьи за совершение административных правонарушений, связанных с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам (контрактам), расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а в случае частичного списания с указанного счета таких денежных средств и их перечисления на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке, осуществленного не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, указанная в настоящем примечании административная ответственность не применяется в отношении суммы таких частично зачисленных денежных средств.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

6. Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций либо неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов —

Дело в том, что до недавнего времени российские компании-экспортеры и ИП подпадали под штрафные санкции за любые – даже незначительные – нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке. А это зачастую происходит по вине контрагента-нерезидента, и резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев повлиять на это не может. В итоге российские компании и ИП вынуждены были:

  • нести дополнительную финансовую нагрузку;
  • вести переговоры с иностранными контрагентами;
  • оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на мелкие просрочки (менее 30 дней);
  • представлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета.

Основная цель Закона № 218-ФЗ – смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при осуществлении внешнеторговой деятельности. В частности, им предоставлена дополнительная возможность для урегулирования проблем с иностранными контрагентами без рисков применения санкций.

  • резидент перевел экспортную выручку на счет в уполномоченном банке не позднее 45 дней со дня зачисления средств на зарубежный счет резидента;
  • сумма внешнеторгового контракта резидента не превышает 200 000 рублей или эквивалент этой суммы в иностранной валюте;
  • срок невозврата резидентом денежных средств не превысил 45 дней со дня окончания срока, установленного во внешнеторговом контракте.

Что должны учитывать налоговики, по-новому штрафуя за нерепатриацию валюты

Частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП установлены штрафы за расчеты, минуя уполномоченные банки (для тех случаев, когда такое запрещено). В этой связи напомним, что летом прошлого года эти штрафы подправлены – принят закон 218-ФЗ. Хоть состав нарушения по части 4 был и раньше привязан именно к факту просрочки, но «наказательная» часть включала также и штраф за неприход денег вообще (наверное, действовала логика, что это как бы вечная «просрочка») – от 3/4 до 1 размера суммы (теперь такой штраф остался в части 1 статьи 15.25 КоАП, а из части 4 убран).

Решая, имел ли место факт наказуемой нерепатриации, налоговики также должны учитывать условия договоров – внешнеторговых или займов – и всех приложений к ним. Проверяющие должны понять порядок и сроки оплаты, периодичность, сумму платежей, подлежащую репатриации, и учесть иные условия, влияющие на решение о наличии признаков нарушений.

Рекомендуем прочесть:  Должен Ли Работодатель Восстановить Беременную Женщину После Окончания Срочного Трудового Договора Если Справку И Заявление Она Предоставила После Увольнения

Служба напомнила, что существуют случаи, когда резиденты вправе не зачислять деньги на свои банковские счета в уполномоченных банках (это установлено частью 2 статьи 19 «валютного» закона 173-ФЗ). Это касается тех, кто ведет деятельность на внешнем рынке: перевозчиков, строителей, рыбопромышленников и других. Эти случаи были дополнены законом, который подписан летом 2022 года, 291-ФЗ.

Если контрольный орган обнаружил признаки нерепатриации резидентами средств по экспортным договорам или договорам займа – то, прежде чем штрафовать, должен исследовать все имеющиеся материалы, в том числе, полученные по запросу, ведь это может оказаться разрешенной нерепатриацией.

При этом для штрафа (который и был), исчисляемого как 1/150 ключевой ставки за каждый день просрочки, добавлены альтернативы, не зависящие от длительности опоздания, а связанные исключительно с его фактом. И штрафы эти довольно серьезны. Поэтому теперь довольно важно понять: была просрочка как таковая или нет.

Что делать, если нарушения сроков возврата валютной выручки не избежать?
Коммерческая деятельность, в том числе внешнеторговая, всегда сопряжена с предпринимательским риском. Поэтому могут ситуации, когда своевременное исполнение иностранным контрагентом своих обязательств по контракту невозможно.
По общему правилу, сегодня в РФ действует правило о презумпции вины российской стороны контракта в невозврате выручки. Т.е. именно эта сторона должна доказать, что предприняла все необходимые меры с целью обеспечения возврата валюты.
Рекомендуем придерживаться нижеизложенных правил.

Правило №3. По истечении срока досудебного урегулирования незамедлительно подавать в суд. Это необходимо, даже если ведется переписка об отсрочке. Или есть информация о том, что иностранный контрагент пропал, прекратил деятельность и т.п. Иначе штрафа избежать не удастся.
Подавать в суд не нужно, если:
— оформлено дополнительное соглашение об изменении сроков;
— имеются апостилированные документы о прекращении деятельности контрагента без правопреемства.

Когда наступает уголовная ответственность за невозврат валютной выручки?
Уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации установлена статьей 193 УК РФ.
Лица, по вине которых произошел невозврат (незачисление) выручки по внешнеторговым контрактам, могут быть привлечены к уголовной ответственности, если общая сумма невозвращенной выручки (в совокупности по всем контрактам ВЭД) в течение года превысит девять миллионов рублей.
Отягчающими обстоятельствами являются:
— совершение правонарушения группой лиц;
-невозврат выручки в сумме более 45 миллионов рублей;
-использование фиктивных документов;
— использование специально созданного фиктивного юридического лица.
За такие правонарушения предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. При отсутствии отягчающих обстоятельств: штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Читайте подробности об уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ>>>

Правило № 2. Своевременное принятие мер по досудебному урегулированию спора. Как только возникла просрочка, в этот же день, нужно составить претензию в строгом соответствии с контрактом и направить ее в адрес иностранного контрагента. Претензия должна отправляться по адресу, указанному в контракте, с документальным подтверждением получения. Отправки по факсу, электронной почте, как правило, недостаточно. В претензии истребовать неустойку, предусмотренную контрактом.

Каков размер административной ответственности за невозврат валюты по контракту ВЭД?
Согласно ст. 15.25 КоАП РФ на сегодняшний день за неисполнение обязанности по возврату средств по контракту ВЭД резиденту грозит штраф:
— за просрочку получения оплаты, возврата авансов: в размере 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств за каждый день просрочки. Данный штраф применяется, если на момент обнаружения правонарушения денежные средства возвращены, но с просрочкой;
— за неполучение оплаты, невозврат авансов в Россию: в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в Россию. Эта мера ответственности применяется, если на момент обнаружения правонарушения денежные средства не возвращены в полном объеме.

Валютное законодательство: что; изменилось с; 2022 года

Если ТРУ приобретаются на условиях предоплаты, то в условиях договора должна стоять ожидаемая дата исполнения сделки. Если иностранный контрагент в нее не укладывается, то есть не исполняет обязательство перед российской организацией, то необходимо обеспечить возврат суммы полученного аванса.

С 2022 года изменения в ст. 19 связаны в первую очередь с послаблениями в области валютного контроля. В пп. 1 п. 1 ст. 19 появилось определенное смягчение нормы, затрагивающей валютное регулирование (изменения внесены Федеральным законом от 02.08.2022 № 265-ФЗ). Речь идет об операциях с иностранными контрагентами в рамках реализации ТРУ, но при условии, что сделки осуществляются в рублях. Таким образом, круг нерезидентов — иностранных контрагентов сужается.

Послабления начали действовать еще в 2022 году, но в 2022 году данная норма расширилась. Теперь, если в рамках внешнеторгового контракта резидент получает от нерезидента по указанным ранее операциям сумму в отношении не более 30 %, то данная ситуация не попадает под валютный контроль.

  • издание ПО;
  • разработка компьютерного ПО;
  • деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность;
  • высшее образование;
  • услуги по производству компьютеров и периферийного оборудования; отдельные операции процесса производства компьютеров и периферийного оборудования, выполняемые субподрядчиком;
  • услуги по производству коммуникационного оборудования отдельные, выполняемые субподрядчиком;
  • услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное ПО;
  • услуги в области высшего образования.

С 28 февраля 2022 года в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» действуют определенные изменения. Этот закон устанавливает контроль за деятельностью организаций, резидентов, осуществляющих ВЭД со стороны государства, прописывает права и обязанности, а также требования, которые должны выполнять участники ВЭД во взаимоотношениях с государством, называет органы, осуществляющие контроль.

Валютный контроль 2022: что нужно знать

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

Совет Федерации поддержал изменения в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», направленные на либерализацию норм валютного законодательства в части отмены требования обязательной репатриации резидентами валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках. Об этом сообщается на сайте верхней палаты российского парламента.

До отмены с 1 июля обязанности о возврате (репатриации) валютной выручки экспортеры должны были зачислять ее как в иностранной валюте, так и в рублях на счета в российских банках; компании обязаны заранее сообщать банкам о сроках расчетов по сделкам согласно внешнеторговым контрактам; если деньги приходили в банк с опозданием, бизнес штрафовали; санкций не удавалось избежать, даже если после зачисления на счет за рубежом деньги были конвертированы в другую валюту и переведены в Россию.

После отмены требования репатриации выручки для несырьевых отраслей Минфин предложил поэтапно отказаться применять это правило и к добывающим компаниям; по плану ведомства, с 2022 года сырьевых экспортеров можно было бы освободить от обязанности репатриации до 10% выручки, с июля 2022-го — до 20%, с 2023-го — 30%, с июля 2023-го — 50%, с 2024-го — всей суммы.

ФНС поручила своим инспекциям снять с экспортеров требования об уплате штрафов за невозврат валютной выручки; управлениям по регионам и межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам также поручается довести решение до нижестоящих налоговых органов; законы о смягчении или отмене административной ответственности имеют обратную силу, в этом случае, если наказание еще не исполнено, оно должно быть отменено, пишут «Ведомости», ссылаясь на письмо службы за подписью заместителя ее руководителя Виктора Бациева.

По мнению экспертов, разъяснения полезны для единого понимания ситуации налоговыми органами на местах, слишком высокие штрафы создавали чрезмерные риски продолжения деятельности за рубежом, а также угрозы разорения компаний, которые допустили не настолько общественно опасные нарушения, чтобы взыскивать с них почти всю выручку.

Также указанная статья дополняется частями 43 и 63–1, предусматривающими административную ответственность за невыполнение резидентом обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), на который распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, и за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении 90 дней после окончания установленного срока.

Рекомендуем прочесть:  Выписка из егрип для ип бесплатно

Уточняется санкция части 5 указанной статьи (невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них).

В новой редакции излагаются части 4 и 6 указанной статьи, устанавливающие административную ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по репатриации выручки по внешнеторговому договору (контракту) и за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств.

Указанная статья дополняется частями 42 и 53, устанавливающими повышенную административную ответственность резидентов, включенных в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, за невыполнение обязанности по репатриации выручки по внешнеторговому договору (контракту) и по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Кроме того, статья 15.25 Кодекса дополняется примечаниями 7–9, которыми устанавливаются случаи неприменения административной ответственности, установленной частями 1 и 4 названной статьи, определяется сумма обязательств по внешнеторговому договору (контракту), при которой неисполнение обязанности по репатриации выручки по такому договору (контракту) не влечет административной ответственности, предусмотренной частью 4 названной статьи, а также устанавливается срок, по истечении которого применяется административная ответственность, установленная частями 4–43, 5, 52 и 53 названной статьи.

В РФ снизили штрафы и ввели льготный период при возврате валютной выручки

Для импортеров и экспортеров устанавливается льготный период в 45 дней до наступления административной ответственности по нарушениям за невозврат экспортной выручки. То есть если выручка не поступила день в день, у участников рынка есть 45 дней на то, чтобы поработать со своими контрагентами и получить деньги, прежде чем получить штраф.

Также меняется размер самих штрафов. Сейчас действует такая норма как предупреждение, (введена с 1 июня 2022 г.) либо штраф в размере от 75% до 100% от суммы контракта, по которому была обнаружена просрочка. Принятый закон устанавливает штраф для импортеров и экспортеров в размере от 3% до 10% от суммы рублевого контракта и от 5% до 30% для контрактов в иностранной валюте.

Совершение такого административного правонарушения резидентом, включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, влечет наложение штрафа в размере от 3% до 5% суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств.

Профилактика нарушений валютного законодательства

Требование о репатриации (от лат. patrio — «отечество», «страна», repatriate — «возвращать в страну, на родину») установлено в статье 19 Закона № 173-ФЗ, которая так и называется «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации». Репатриация распространяется на следующих резидентов РФ, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность:

Для контроля соблюдения резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности требования о репатриации, установленного в статье 19 Закона № 173-ФЗ, государство обязывает резидентов представлять в уполномоченные банки информацию об ожидаемых сроках репатриации: по внешнеторговым договорам:

Статья 19 Закона № 173-ФЗ по общему правилу обязывает резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности : 1. в указанные во внешнеторговых договорах сроки получить от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках валюту (иностранную или РФ), которая причитается им по условиям таких внешнеторговых договоров, за:

То есть резидент должен обеспечить возврат авансового платежа в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору. при предоставлении резидентами нерезидентам иностранной валюты или валюты РФ в виде займов : в указанные в договоре займа сроки обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договора займа .

То есть если нерезиденту предоставлена отсрочка платежа по внешнеторговому договору, резидент должен своевременно получить причитающуюся по такому договору экспортную выручку. 2. в указанные во внешнеторговых договорах сроки обеспечить возврат нерезидентом на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств (иностранную валюту или валюту РФ), уплаченных нерезидентам за:

Налоговиков обязали отозвать штрафы за невозврат валютной выручки

До отмены с 1 июля обязанности о возврате (репатриации) валютной выручки экспортеры должны были зачислять ее как в иностранной валюте, так и в рублях на счета в российских банках; компании обязаны заранее сообщать банкам о сроках расчетов по сделкам согласно внешнеторговым контрактам; если деньги приходили в банк с опозданием, бизнес штрафовали; санкций не удавалось избежать, даже если после зачисления на счет за рубежом деньги были конвертированы в другую валюту и переведены в Россию.

После отмены требования репатриации выручки для несырьевых отраслей Минфин предложил поэтапно отказаться применять это правило и к добывающим компаниям; по плану ведомства, с 2022 года сырьевых экспортеров можно было бы освободить от обязанности репатриации до 10% выручки, с июля 2022-го — до 20%, с 2023-го — 30%, с июля 2023-го — 50%, с 2024-го — всей суммы.

По мнению экспертов, разъяснения полезны для единого понимания ситуации налоговыми органами на местах, слишком высокие штрафы создавали чрезмерные риски продолжения деятельности за рубежом, а также угрозы разорения компаний, которые допустили не настолько общественно опасные нарушения, чтобы взыскивать с них почти всю выручку.

ФНС поручила своим инспекциям снять с экспортеров требования об уплате штрафов за невозврат валютной выручки; управлениям по регионам и межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам также поручается довести решение до нижестоящих налоговых органов; законы о смягчении или отмене административной ответственности имеют обратную силу, в этом случае, если наказание еще не исполнено, оно должно быть отменено, пишут «Ведомости», ссылаясь на письмо службы за подписью заместителя ее руководителя Виктора Бациева.

Совет Федерации поддержал изменения в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», направленные на либерализацию норм валютного законодательства в части отмены требования обязательной репатриации резидентами валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках. Об этом сообщается на сайте верхней палаты российского парламента.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

3) В обычных коммерческих отношениях между российскими субъектами в российской валюте общество не было бы привлечено к ответственности, поскольку ответственность предусмотрена только за нарушение правил расчетов с нерезидентами и совершения валютных операций.

2) В данном случае очевидно, что общество, привлеченное к ответственности, не принимало никаких мер с целью возврата неосновательного обогащения. В течение нескольких месяцев, не получив оплаченный товар, общество молчало и бездействовало. В указанной ситуации привлечение общества к ответственности представляется справедливым.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

5. Общество имело возможность взаимодействия с контрагентом, могло предложить изменить контракт, реструктурировать долг. Можно было застраховать риск неполучения товара или невозврата неосновательного обогащения. Сотрудники общества обладают необходимым опытом работы с внешнеторговыми контрактами, соответственно, они обязаны были учесть все риски.

Репатриация выручки означает возврат средств, полученных при внешнеторговой сделке, из других государств в Россию. Требование о репатриации распространяется и на российскую, и на иностранную валюту. Оно препятствует незаконному выводу средств за рубеж и отмыванию денег.

  • если сумма обязательств по внешнеторговому договору (контракту) равна или не превышает 200 000 рублей (или эквивалент этой суммы в иностранной валюте);
  • если расчеты произвели, минуя счета в уполномоченном банке, а деньги зачислили на свой счет в зарубежном банке, списали с этого счета и зачислили их в полном объеме на счет этого резидента в уполномоченном банке не позднее 45 дней с момента зачисления их на зарубежный счет.

При нарушениях в крупном и особо крупном размере применяют уже не административную, а уголовную ответственность

1 января 2022 года резиденты РФ получили право открывать без ограничений счета не только в уполномоченных банках. Открыть счет можно в иных организациях финансового рынка, расположенных за рубежом: инвестиционные фонды, страховые организации, брокеры, негосударственные пенсионные фонды и др. Об открытии и закрытии счетов резиденты обязаны уведомлять налоговую службу.

Закон различает ответственность за неуведомление и нарушение сроков или формы такого уведомления. В первом случае меры более серьезные: для юридических лиц — от 800 000 до 1 000 000 рублей, для должностных лиц — 40 000–50 000 рублей за неуведомление. За нарушение сроков или формы уведомления ответственность мягче: 50 000–100 000 для юридических лиц, 5 000–10 000 для должностных лиц.

  • Правительство Российской Федерации.
  • Органы валютного контроля: Центральный Банк РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба.
  • Агенты валютного контроля: уполномоченные банки, которые контролируют валютные операции.

Ключевые законодательные акты о валютном контроле:

Законом также вводится ответственность за операции по счетам в зарубежных организациях финансового рынка, не допускаемые российским законом. Хотя Банк России разрешил без ограничений все такие операции, ФНС России напомнила, что это разрешение не относится к запрещенным операциям между резидентами и не освобождает от репатриации. За запрещённые операции между резидентами и за нарушение правил репатриации и ранее была возможна ответственность. Однако за списание средств, которые зачислены на счета в зарубежных организациях финансового рынка в рамках запрещённых операций между резидентами, становится возможен штраф по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в новой редакции.

Рекомендуем прочесть:  Какие Льготы Есть Военнослужащему Который Опекун

Расходы компании, списанные со счета в таджикском банке, на оплату местных налогов, зарплаты сотрудникам, оплату авиабилетов, столовой воды и т.д. «не подпадают под действие» оговорки из статьи 19 закона о валютном контроле, рассудил Арбитражный суд города Москвы в феврале 2022 года (.pdf). Красных уточнила, что Единая кровельная компания частично тратила полученные в рамках контракта денежные средства на местные расходы, а остальное возвращала на счет в уполномоченном российском банке, но это не избавило ее от штрафов за нарушение валютного законодательства. Она также добавила, что заявитель пытался идти не только судебным путем, но и административным — через непосредственное взаимодействие с ФНС, однако безрезультатно.

До 2022 года срок исковой давности по этим нарушениям был на год меньше. Решение о продлении связано в первую очередь с медленным документооборотом между ФНС, таможенной службой и банками. Многим предпринимателям ранее удавалось избегать санкций, ссылаясь на истечение срока исковой давности, но теперь такие ситуации стали крайне редкими.

Спорная норма звучит так: резиденты России вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных (российских) банках иностранную валюту «при оплате или возмещении заказчиками (нерезидентами) и (или) иными третьими лицами (нерезидентами) местных расходов резидентов по заключенным ими договорам (контрактам) с нерезидентами при осуществлении деятельности таких резидентов, возникающих в связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией резидентами объектов за пределами территории Российской Федерации, — на период строительства, реконструкции или модернизации, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

Российский подрядчик зачислял выручку, полученную от заказчика в казахских тенге, на свой счет в банке ДБ «Альфа-банк» (Казахстан), следует из решения Арбитражного суда города Москвы от февраля 2022 года (.pdf), подтвердившего санкции со стороны налоговиков. «Шахтспецстрой» полагал, что может рассчитывать на исключение по закону о валютном контроле, ссылаясь на то, что оплата местных расходов была включена в цену работ по контракту (договор на условиях твердой цены). Налоговая инспекция с этим не согласилась, указав, что ни платеж от заказчика, ни контракт не содержали условия или какой-либо оговорки о поступлении данных средств в целях оплаты заказчиком местных расходов подрядчика. Несколько судебных инстанций последовательно согласились с позицией налоговиков.

Изменен Указ № 178 о внешнеторговых операциях

С 9 июля 2022 года не нужно регистрировать в банках внешнеторговые сделки по договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общей стоимостью 3 000 евро и более (подп. 1.11 п. 1 Указа N 178 в ред. от 01.06.2022, абз. 22 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2022 N 265).

Отметим, что отдельные термины Указ N 178 в новой редакции уже не будет содержать, т.к. теперь он не регулирует эти сферы. Например, понятие регистрации сделки. Определение термина «регистрация валютного договора» сейчас содержится в Инструкции от 12.02.2022 N 37 (абз. 7 ч. 1 п. 2). Для разъяснения некоторых других терминов Указ N 178 в новой редакции отсылает к Закону о валютном регулировании (абз. 5 — 18 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2022 N 265).

Примечание
Изменилось также название Указа. Акцент смещен с внешнеторговых операций на внешнеторговые договоры. Так, ранее он назывался «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», а сейчас — «О порядке исполнения внешнеторговых договоров» (абз. 2, 3 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2022 N 265).

Заключен внешнеэкономический договор поставки. Резидент перечислил нерезиденту предоплату за товар — 15.04.2022. Срок завершения внешнеторговой операции согласно Указу N 178 в ред. от 01.06.2022 — 90 календарных дней с момента платежа, а именно — 14.07.2022. Это позже 21.06.2022. Если нерезидент не успевает поставить товар до 14.07.2022, то резиденту не нужно обращаться в Нацбанк за продлением срока завершения внешнеторговой операции.

Соблюдать сроки, установленные Указом N 178 в ред. от 01.06.2022, уже не нужно. Такое правило распространяется на все внешнеторговые операции, срок завершения которых истекает начиная с 21.06.2022 и позже. По всем этим операциям отменена и обязанность по продлению срока их завершения в Нацбанке (п. 2 Указа от 08.07.2022 N 265, абз. 22 п. 3 приложения 1 к Указу от 08.07.2022 N 265).

С 14 мая 2022 года вводятся новые штрафы за незаконные валютные операции

Кроме того, в операции будет отказано, если предприниматель-гражданин РФ отправил по просьбе банка не удовлетворяющие требования закона «О валютных операциях» документы. Предприниматели будут получать решение в письменной форме об отказе в осуществлении вышеназванной операции на протяжении следующего рабочего дня.

Принцип начисления штрафов за нарушение правил репатриации валютной выручки и возврата из-за рубежа невостребованной предоплаты претерпел изменения, аналогичные описанным выше. Неизменный размер (20-30 тыс. руб.) будет для должностных лиц, а расчет на основе ключевой ставки вместо ставки рефинансирования — для предпринимателей и юрлиц.

Новые правила и штрафы в сфере валютного регулирования с 2022 года

В 2022 году вступают в силу изменения, касающиеся валютного регулирования и контроля — валютных операций, репатриации (возврата в Россию) выручки по внешнеторговым контрактам, оформления паспортов сделок, а также ответственности за нарушение норм валютного законодательства. Комментируют изменения эксперты 1С.

  • работники организации, арбитражные управляющие, которые выполняют в организации организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
  • члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц;
  • руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций;
  • физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц.

Понятия резидентов и нерезидентов для целей валютного регулирования и контроля приведены в пунктах 6, 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ. Согласно Инст­рукции № 138-И, в настоящее время паспорт сделки по внешнеторговому контракту оформляется, если значение суммы обязательств составляет 50 000 долларов США. Положения Инструкции № 181-И упрощают действующие сегодня требования валютного контроля в отношении резидентов.

За перечисленные нарушения должностных лиц будут штрафовать на суммы от 20 000 до 30 000 руб. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1, 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

По действующим сегодня правилам (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности в целях репатриация иностранной валюты и валюты РФ резиденты представляют уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от контрагентов-нерезидентов на свои счета денежных средств или об ожидаемых максимальных сроках исполнения контрагентами-нерезидентами неденежных обязательств в счет авансовых платежей, осуществленных резидентами.

В августе 2022 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2022 года, принятия федерального закона – ноябрь 2022 года.

Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.

Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2022 года до 1 июля 2022 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2022 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2022 году.

В последние годы российские власти держат курс на либерализацию валютного законодательства, ведь это всегда означает увеличение возможностей для бизнеса и появление новых правовых и финансовых механизмов. Как сообщают профильные чиновники, основная цель валютной либерализации – экономия государственного ресурса. Но в то же время, это позволит сделать «глубокий вдох» участникам ВЭД. Рассмотрим, какие нововведения планируются в валютном законодательстве в 2022 году.

В октябре 2022 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.