Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста

Экологические дидактические игры для детей дошкольного возраста

Методика проведения: в начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий, которые необходимы для роста и развития растения. Затем рассматривают четыре карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с указанием благоприятных условий (свет, тепло, вода, почва). Детям объясняют, почему растению хорошо.

Второй вариант: дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек за правильность выполнения задания.

Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста

Цель: Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации.

Цель: Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации; Подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

  • развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
  • доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
  • ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
  • в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
  • экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
  • позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Игры использую на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, где с детьми провожу комплексные занятия, игры, организую практическую и исследовательскую деятельность.

Сайт для воспитателей детских садов

Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их использования в практической деятельности динамичен и зависит от возраста учащихся. Очевидно, что в дошкольном возрасте большее значение имеет эмоционально-эстетическое восприятие среды, чем интеллектуальное. Ближайшее окружение дошкольника, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Словесные дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. Ответы детей написаны курсивом

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. Ответы детей написаны курсивом

Дидактические игры экологического содержания

Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

К концу 2004-05 учебного года дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество конкретных видов деревьев, кустарников, животных разных экологических групп; значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне, некоторых особенностях органов животных, стали замечать и понимать признаки «живого» — движение, питание, состояние по сезонам; значительно расширились представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах их существования. Дети стали проявлять живой интерес к ярким, динамичным объектам природы, под влиянием взрослого стали проявлять любознательность в непосредственном общении с природой, стали осознавать необходимость бережного отношения, но все же мотивировали его только практическим или эстетическим значением объекта природы для людей.

Рекомендуем прочесть:  Доказать Девичью Фамилия Через Суд

В данном исследовании рассмотрены подходы к содержанию экологического воспитания дошкольников, дидактические игры и возможное их использование в качестве эффективного средства формирования экологической культуры, что на практике работы с детьми младшего дошкольного возраста доказано — это подтвердила выдвинутая гипотеза.

Дидактические игры экологического содержания (для детей старшего дошкольного возраста)

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках размещаем материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления.

Сайт для Вас — Site to You

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. (Ответы детей написаны курсивом)

Правило: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает ребенку поиграть в игру «Доскажи словечко». Взрослый читает строчку стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит логически. Ответы детей написаны курсивом.

Использование дидактических игр экологического содержания с детьми дошкольного возраста

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «Воспитание начал экологической культуры» (С. Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н. А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова).

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые на долго остаются в памяти человека.

Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения — на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

Рекомендуем прочесть:  345 Косгу

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний: Чтение художественной литературы как программной, так и вне программы в свободное от занятий время. Это литературные произведения, охватывающие прекрасное природы, а так же её обитателей. В первую очередь это русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и другие для младшей группы, а так же для них: С.Маршак «Усатый-полосатый»; В,Сутеев «Кто сказал мяу»; А.Блок «Зайчик»; В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса»; А.Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; дл старших детей: А.Майков «Пейзаж»; Е.Благина «Рябина»; Г.Глушнев «Черепаха»; Е.Есенин «Отворила роща золотая…»; К.Ушинский «Хлеб», «Кто нужнее» и другие прекрасные произведения русских и зарубежных писателей и поэтов. А также потешки, поговорки, загадки, народный фольклор, народные приметы и очень многое другое.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

4 Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое). Воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» — построить упорядоченный ряд. Например: большой круг, затем средний, маленький; тѐмное пятно светлое, совсем светлое и т.д. В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» — разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать. Похожи не похожи. Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения. Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе полоска с обозначением свойств. Вариант 1. Ребѐнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаѐтся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно яблоко, второе окно круг, третье окно мяч. Вариант 2. Один ребѐнок устанавливает первое окно, второй выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами. Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребѐнок загадывает «загадку» — выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображѐнные предметы похожи. Ребѐнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку. Кто где живет? Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). Материал: планшет, на котором с одной стороны изображены различные животные, а с другой их убежища (например, берлога, нора, улей, скворечник, гнездо и др.). В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелкиуказатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать на планшете между животными и их убежищами лабиринты из разноцветных линий. В игре принимают участие двое и более детей. Поочередно дети находят предполагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его убежище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неверный ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек. Кто чем питается? Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе. Материал: планшет, на котором по кругу размещены разные виды корма для различных видов животных. В центре планшета укреплена движущаяся стрелка. С обратной стороны планшета в конверте помещены карточки с иллюстрациями животных. Методика проведения: в игре участвуют двое и более детей. Поочередно, по загадке воспитателя, игроки находят соответствующую картинку с изображением животного и с помощью стрелки указывают вид корма, которым питается данное животное. За правильный ответ фишка. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек. Найди домик Цель: упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты). Материал: набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое для травоядных, красное для хищников, зелено-красное для всеядных, черное для животных-паразитов. Вариант 1. Дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветовым полям в зависимости от того, чем они питаются. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выдает игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто меньше наберет штрафных фишек. Вариант 2. Дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек за правильность выполнения задания. Что сначала, что потом? Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека). Материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животных (гороха, одуванчика, земляники, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, зрелость, старость).

Рекомендуем прочесть:  Будет Ли Прибавка Ветеранам Боевых Действий В 2022 Году

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Снеговичок» Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель Жидкова А.А. г.нижневартовск, 2022г.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В начале работы особое внимание уделялось играм с дидактическими игрушками и материалом, так как ребенка легче заинтересовать умственной задачей, решение которой заключается в действии с предметами. Затем использовались настольно — печатные игры. По мере овладения игровым материалом задачи усложнялись и варьировались. После совместной деятельности игра давалась в самостоятельной деятельности.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Поэтому я пришла к выводу, что на сегодняшний момент необходимо формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.

Дидактическая игра как средство развития дошкольников

На занятиях, в совместной деятельности я используют всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решают занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы — все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей), но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.