Астафьев Перевал Кража Анализ

В качестве литературного сотрудника газеты он много разъезжает по краю, многое видит. Астафьев пишет более сотни корреспонденции, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, которые впоследствии вошли в книги “До будущей весны” (1953 г.) и “Огоньки” (1955 г.). Более двух лет после этого пишет роман “Тают снега” (1955—1957 гг.), создает две детские книги “Васюткино озеро” (1956 г.) и “Дядя Кузя, куры, лиса и кон” (1957 г.). Печатает свои очерки и рассказы в альманахе “Прикамье”, с апреля начинает работать спецкором на областном радио. Творчество В. Астафьева автобиографично. Оно не исчерпывается произведениями, в которых бы элемент автобиографичности преобладал или был бы сознательно подчеркнут. Наряду с “Перевалом”, “Последним поклоном” и “Кражей” — произведениями явно личностными, есть “Стародуб”, “Пастух и пастушка”, “Царь-рыба” — повести с вымышленным сюжетом, к которым примыкают и многочисленные рассказы. Почти все книги:, изданные в Перми, первые очерки и рассказы встретили положительный отклик в

В октябре 1945 г. В. Астафьев демобилизовался вместе со своей будущей женой Марией Семеновной Карякиной, они приехали в родной город жены Чусовой на Урале. В 1951 г. у него не было ни здоровья, ни законченного среднего образования, ни профессии. Бытовые послевоенные трудности не уменьшались. И он пошел работать вахтером на мясокомбинат. Начал посещать литературный кружок. Тяга к творчеству у Астафьева была давней. Безусловно, это шло от природы. Еще в детстве написал он стихи об Игарке, и они были напечатаны. Ночью на дежурстве Астафьев написал свой первый рассказ “Гражданский человек”, его он посвятил своему погибшему фронтовому другу. На очередном занятии литературного кружка рассказ был зачитан и одобрен. А газета “Чусовой рабочий” в феврале 1951 г. начала его публиковать. Этот рассказ вошел в первую книгу молодого писателя “Сибиряк”, за этот рассказ его в апреле переводят на должность литературного работника газеты. Это быстро и круто изменило его жизнь.

Известный писатель, лауреат Государственной премии, Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось восемь лет. Она утонула в Енисее. И ей он посвящает повесть “Перевал”. Много позднее, в 1972 г., В. Астафьев скажет: “Ее мне не хватало всю жизнь и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого нетерпеливо ждут матери, надеясь хотя бы к старости прислониться к ди-тю и умиротворить себя и его безбрежно добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке”. В 1934г. отец женился второй раз, а в 1935 г. переехал на заработки в Игарку. Пошел в школу Астафьев, как и все, с 8 лет. А вот осенью, когда надо было учиться в пятом классе, с ним случилась беда: остался он один, учился кое-как и до марта 1937 г. беспризорничал, пока не был сдан в игарский де

тдом-интернат. И Астафьев с особым чувством признательности расскажет о воспитании, а затем о директоре Василии Ивановиче Соколове. Ему он посвятил повесть “Кража”. В 1938 г. отец с мачехой разыскали Астафьева и забрали его домой. Достатка в семье не было, и через год он снова оказался в игарском детдоме. Тут на его жизненном пути встречается поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский.

В мае 1941 В. Астафьеву исполнилось 16 лет — детдом нужно было покидать. Поездка к отцу ничего не дала — отчуждение, возникшее за последние годы, лишь укрепилось. Юноша вернулся в Игарку и стал работать коневозчиком на кирпичном заводе, чтобы накопить денег и выехать из Заполярья в Красноярск. Осенью он с большим тру дом добирается до города, така как уже шла война. На станции Енисей он поступает в ФЗУ. Но обнаружив “неспособность к технике, уходит оттуда и оформляется в железнодорожную школу. Получив специальность, был направлен на работу на станцию Базаиха, там проработал всего 4 месяца и ушел в армию добровольцем. В 1942 г. его привезли в Новгород. Здесь он обучался в пехотном полку, убирал хлеб, учился на шофера, а весной 1943 г. отправился на передовую. До самого конца войны он оставался рядовым. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, в составе войск Первого Украинского фронта.

Ребята понимают, что они натворили и уже не так бьется сердце от ужаса. Страх и опасность уже не так тревожит, ребята отправляются в свою «ночлежку», они бегут, лишь бы не вернуться в детский дом обратно, они прибежали в библиотеку и там они пытаются забыть вчерашний день.

Мать боялась, чтоб дитя ее не родилось дураком, постаралась зачать его в редкий от мужних пьянок перерыв, но все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой, болезной и плаксивой. Она росла, как вялая, придорожная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо-старательная и до сплошных двоек не опускалась.

Перейти на страницу: 1234567891011121314151617181920222223242526272829303132333435363738394041424344454647484950515253 Астафьев Виктор ПетровичКражаГЛАВА ПЕРВАЯНочью умер Гошка Воробьев.Обнаружилось это не сразу, а после побудки. Но и побудка произошла не сразу. Сначала в мутных сумерках на стене зашуршал, как мышь под обоями, репродуктор, затем в нем прокашлялись, и лишь после этого диктор по фамилии Ширшун красивым голосом сказала: «Внимание!» — и замолкла.

  1. Краткое содержание Овидий Метаморфозы Метаморфозы, или превращения – частый мотив античных мифов, чьи персонажи обращались то в звёзды, то в горы, то в растения.
  2. Краткое содержание Абрамов Трава-мурава Трава-мурава — это цикл коротеньких рассказов, написанных Ф.

Бесплатная проработка вариантов Только после детального анализа имеющихся документов, погружения в сложившуюся ситуацию – мы сможем проработать пути решения и целесообразность их применения. Подача документов Берем все на себя. Составление. Сбор необходимого пакета документов.

Ещё один сюжет полемики с Толстым возник с подачи Игоря Дедкова. Он за год до смерти опубликовал одну из лучших своих статей «Объявление вины и назначение казни» [8]. Астафьев ответил Дедкову уже после кончины критика. Писатель свёл полемику к вопросу о нецензурной брани. Её обилие в романе объясняется Астафьевым с материалистических, вульгарно-социологических позиций – «нашей натуральной действительностью». Этот же подход Астафьев демонстрирует и в суждениях о русской классике, которая приводится Дедковым как альтернатива роману «Прокляты и убиты».

В. П. Астафьев – яркое имя в плеяде писателей-деревенщиков. Его стилистическая манера отличается пластичностью и проникновенным лиризмом в создании пейзажных зарисовок. Народное мироощущение автора проявляется в том, что ему особенно удаются образы простых людей, которые при всей их кажущейся обыкновенности являются неповторимыми.

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя (обзорно)
— Вы знакомы с творчеством В.П. Астафьева по его детским рассказам. Вспомните и назовите их. («Васюткино озеро», « Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет».)
Все эти рассказы автобиографичны в своей основе. Герои рассказов о детстве разные люди. Это и дядя Левонтий с теткой Васеней, и озорные Левонтьевские ребятишки, и, конечно, бабушка Катерина Петровна, мудрая, чуткая, самая родная.
-Что же мы знаем об Астафьеве? (Сообщение ученика.)

В 1953 году увидела свет дебютная книга «До будущей весны», затем ежегодно выходят произведения для детей и в 1958-м — роман «Тают снега». Внимание критиков творчество Астафьева привлекло в 1959 году, после публикации повестей «Перевал», «Прикамье», «Кража». Астафьев известен читателям по произведениям о войне, детстве и мире: «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», «Последний поклон», «Печальный детектив» и многие другие.

«Ранбольной» Сергей Митрофаньгч ездит в город каждый год на обследование для продления пенсии. Его раздражают эти поездки и осмотры, будто может отрасти за год его култышка, будто раны войны можно избыть до конца и он, не дай бог, станет «обворовывать» государство, незаконно получая пенсию. Сергей Митрофаныч, человек совестливый, поэтому, сурово поговорив с врачами, быстро отходит и только самому себе поверяет слова угрюмые, злые: «Закон такой! Ты, да другой, да третий, да все бы вместе сказали, где надо, — и переменили бы закон. Он что, из камня что ли, закон-то? Гора он, что ли? Так ведь и горы сносят. » Подумав так, он все же спокойно едет домой, хотя и ощущает ноющую боль во всем теле. Часто это с ним бывает. Жена повторяет каждый раз: «Война это, война по тебе, Митрофаныч, ходит». Да уж годы и годы прошли, а война все «ходит и ходит» по нему.

Кража; краткое содержание рассказа Астафьева

Дежурные по детдому уже не раз грохали в дверь и кричали: «Подъем!» Но ребята, угревшиеся под одеялами, пытались еще минутку-другую побыть в сладкой сонной расслабленности. Наконец белоголовый Попик, дежурный четвертой комнаты в наступающем дне, храбро вскочил, поддернул трикотажные сиреневые исподники.

В 1978 году за повествование в рассказах “Царь-рыба” В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР. В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства – рождаются новые главы к “Последнему поклону”: опубликованы “Пир после победы” (1974), “Бурундук на кресте” (1974), “Карасиная погибель” (1974), “Без приюта” (1974), “Сорока” (1978), “Приворотное зелье” (1978), “Гори, гори ясно” (1978), Астафьев кража краткое содержание “Соевые конфеты” (1978). Повесть о детстве – уже в двух книгах – выходит в 1978 году в издательстве “Современник”.

Они ждали сводку погоды. В заключение утренней программы Ширшун весело так прочитала о том, что потепление, накатившее с юга, в ближайшие дни сохранится и, мало того, тронется дальше на север, и пока неизвестно, куда оно дойдет и что из этого получится. Валериан Иванович опустил руку на ее плечо: В комнату никого не впускайте. Ребят в коридоре не было. Все они толпились в столовой, кто в чем.

Жизнь на родине всколыхнула воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве – рождаются главы: “Предчувствие ледохода”, “Заберега”, “Стряпухина радость”, “Пеструха”, “Легенда о стеклянной кринке”, “Кончина”, и в 1989 году “Последний поклон” выходит в издательстве “Молодая гвардия” уже в трех книгах. В 1992 году появляются еще две главы – “Забубенная головушка” и “Вечерние раздумья”. “Животворящий свет детства” потребовал от писателя более тридцати лет творческого труда.

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину – в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке – деревне его детства – им написаны роман “Печальный детектив” (1985) и такие рассказы, как “Медвежья кровь” (1984), “Жизнь прожить” (1985), “Вимба” (1985), “Светопреставление” (1986), “Слепой рыбак” (1986), “Ловля пескарей в Грузии” (1986), “Тельняшка с Тихого океана” (1986), “Голубое поле под голубыми небесами” (1987), “Улыбка волчицы” (1989), “Мною рожденный” (1989), “Людочка” (1989), “Разговор со старым ружьем” (1997).

Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа — поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Мне особенно хотелось бы подчеркнуть, как сам автор говорит об Игнатьиче: «Был он родом здешний — сибиряк и природой самой приучен почитать «опчество», считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом лишка не ломать, или, как здесь объясняются, — на давать себе на ноги топор ронить.» Именно это одно предложение, по моему мнению, и заключает в себе весь смысл рассказа.

В огне брода нет! — Отряды крымской самообороны преобразуют в постоянную народную дружину Крым самооборона Кривецкий проживает в Богом забытом селе Мохнатом в Турковском районе Львовской области. 1Dismyloove я тоже скучаааю с: и я тут ♥ В детстве с братом играли в игру «Темно и страшно».

В школе училась слабо, плохо запоминала материал, но была усидчивой. Выросла Людочка робкой, нерешительной, старательной, трудолюбивой. По хозяйству выполняла любую работу. Город, куда приехала героиня после окончания десятилетки, не вскружил ей голову. Девушка осталась тихой, скромной, спокойной, услужливой, послушной)

Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче — это его отношение к остальным чушанцам с некоей долей снисходительности и превосходства. Именно эти снисходительность и превосходство, хотя и не выказываемые им, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, как будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.

Еще в 1954 году Астафьев задумал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» — «любимое свое детище». Астафьев кража краткое содержание А осуществил свой замысел почти через 15 лет — в три дня, «совершенно обалделый и счастливый», написав «черновик в сто двадцать страниц» и затем шлифуя текст. Написанная в 1967 году, повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале «Наш современник», № 8, 1971 г. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятое по соображениям цензуры.

60-е годы чрезвычайно плодотворны для писателя: написана повесть «Кража» (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах «Последний поклон»: «Зорькина песня» (1960), «Гуси в полынье» (1961), «Запах сена» (1963), «Деревья растут для всех» (1964), «Дядя Филипп — судовой механик» (1965), «Монах в новых штанах» (1966), «Осенние грусти и радости» (1966), «Ночь темная- темная» (1967), «Последний поклон» (1967), «Где-то гремит война» (1967), «Фотография, на которой меня нет» (1968), «Бабушкин праздник» (1968). В 1968 году повесть «Последний поклон» выходит в Перми отдельной книгой. В вологодский период жизни В. П. Астафьевым созданы две пьесы: «Черемуха» и «Прости меня». Спектакли, поставленные по этим пьесам, шли па сцене ряда российских театров.

Жизнь на родине всколыхнула воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве — рождаются главы: «Предчувствие ледохода», «Заберега», «Стряпухина радость», «Пеструха», «Легенда о стеклянной кринке», «Кончина», и в 1989 году «Последний поклон» выходит в издательстве «Молодая гвардия» уже в трех книгах. В 1992 году появляются еще две главы — «Забубенная головушка» и «Вечерние раздумья». «Животворящий свет детства» потребовал от писателя более тридцати лет творческого труда.

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину — в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке — деревне его детства — им написаны роман «Печальный детектив» (1985) и такие рассказы, как «Медвежья кровь» (1984), «Жизнь прожить» (1985), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986), «Ловля пескарей в Грузии» (1986), «Тельняшка с Тихого океана» (1986), «Голубое поле под голубыми небесами» (1987), «Улыбка волчицы» (1989), «Мною рожденный» (1989), «Людочка» (1989), «Разговор со старым ружьем» (1997).

В 1975 году за повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького. В 60-е же годы B. П. Астафьевым были написаны рассказы «Старая лошадь» (1960), «О чем ты плачешь, ель» (1961). «Руки жены» (1961), «Сашка Лебедев» (1961), «Тревожный сон» (1964), «Индия» (1965), «Митяй с землечерпалки» (1967), «Яшка-лось» (1967), «Синие сумерки» (1967), «Бери да помни» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Русский алмаз» (1968), «Без последнего» (1968).

Астафьев кража краткое содержание

Они ждали сводку погоды. В заключение утренней программы Ширшун весело так прочитала о том, что потепление, накатившее с юга, в ближайшие дни сохранится и, мало того, тронется дальше на север, и пока неизвестно, куда оно дойдет и что из этого получится. Валериан Иванович опустил руку на ее плечо: В комнату никого не впускайте. Ребят в коридоре не было. Все они толпились в столовой, кто в чем.

Не дотянул… Тетя Уля всхлипнула по бабьей привычке. Валериан Иванович опустил руку на ее плечо: Видя, что у него побледнело межбровье, и бледность пошла по всему лбу, и что он снова лезет в карман и начинает вынимать футляр с очками, тетя Уля пришла ему на помощь: — Идите с ребятами управляйтесь, а здесь дело бабье, — и кротко вздохнула: — Родить, хоронить да ранетых и обиженных оплакивать — наша женская работа. Господи, прости раба Твово малово, новопреставленного.

В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. «Ни дня без строчки» — это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя. Вот и сейчас на его столе — новые затеси, любимый жанр — и новые замыслы в сердце.

Из-под одеяла, комком брошенного на Гошку, торчали худые ноги, и чуть задравшаяся рубаха оголяла впалый живот. Гошка уже ко всему был безразличен. Тетя Уля, детдомовская повариха, привыкшая еще в крестьянстве относиться к смерти со скорбным спокойствием, прищипнула глаза Гошке.

Астафьева анализ одного из произведений по выбору. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны В — учился на Высших литературных курсах в Москве. Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро.

Астафьев Перевал Кража Анализ

И не случайно сразу же после этого следует первая часть повести — «Бой»,— переносящая нас в атмосферу войны, пол­ную боли, страдания, смерти и ожесточения: «. рев, стрельба, матюки, крик раненых, дрожь земли, с виз­гом откаты пушек. », «тьма, зияющая за огнем», «черная снеговая пороша», «мясо, кровь, копоть».

Писатель, таким образом, подводит нас к основной мысли своего произведения: война, заставляющая людей убивать друг друга, противоестественна. Вся повесть Астафьева построена на противопоставлени­ях, которые проявляются даже в названиях глав — «Бой» и «Успение», «Свидание» и «Прощание». При­ем антитезы используется и при подаче образов пасту­ха и пастушки, красной нитью проходящих через все произведение.

Со всей силой своего писательского мастерства раскрыл он перед нами всю противоестественную сущность войны, врывающейся в человеческие жизни, ковер­кающей судьбы, противопоставив ей светлое чувство любви. С первой строки повествования автор погружает нас в щемящее чувство печали: немолодая уже жен­щина, идущая по пустынному полю, опускается на колени перед одинокой могилой и спрашивает ко­го-то, видимо, очень ей близкого и дорогого: «Почему ты лежишь один посреди России?».

С другой — уби­тые старик со старухой — хуторские пастухи, обняв­шиеся «преданно в смертный час», «. двое заброшен­ных сирот в мятущемся мире, не подходящем для тихой старости». Оказавшиеся беззащитными перед лицом войны, так же, как оказалось беспомощным и беззащитным перед страшными событиями чувство Бориса и Люси.

Чтобы подтвердить идею всесо-крушительности войны не только в физическом, но и духовном смысле, автор вывел еще один центральный образ — старшину Мохнакова, через все произведе­ние проходящий рядом с главным героем. О нем писа­тель говорит, как о русском воине, сохраняющем силу духу и воинскую честь в самых тяжелых обстоятель­ствах.

Краткое содержание кража астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

Главное в этой повести – дети (и – немного – взрослые, с которыми сводит их жизнь). Дети эти, с именами-кличками: Паралитик, Попик, Мишка Бельмастый, Глобус, с разными бедами, разными характерами, склонностями, увлечениями, печалями и радостями. Все они выбирают разные дороги, но при этом остаются детьми.

В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966).

Видя, что у него побледнело межбровье, и бледность пошла по всему лбу, и что он снова лезет в карман и начинает вынимать футляр с очками, тетя Уля пришла ему на помощь: — Идите с ребятами управляйтесь, а здесь дело бабье, — и кротко вздохнула: — Родить, хоронить да ранетых и обиженных оплакивать — наша женская работа.

И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено сиротское детство. Но, как ни тяжело было детство, главные трудности лежали впереди. А впереди ожидали будущего писателя и беспризорность с ее голодной и опасной вольницей, и детский дом, отпугивающий своим казенным укладом, и интернат, и железнодорожная школа ФЗО в Базаихе, и, наконец, фронт. Весной года рабочий В.

Но стоят ли такие действия свободы? Поэтому прежде чем идти на рискованный шаг или опасное дело, лучше всего хорошо подумать. Также есть и еще один урок: не подводи других людей ради свое выгоды, тайное всегда становится явным, поэтому избежать наказания не получится.

Краткое содержание кража астафьева

Но стоят ли такие действия свободы? Поэтому прежде чем идти на рискованный шаг или опасное дело, лучше всего хорошо подумать. Также есть и еще один урок: не подводи других людей ради свое выгоды, тайное всегда становится явным, поэтому избежать наказания не получится.

Ребята понимают, что они натворили и уже не так бьется сердце от ужаса. Страх и опасность уже не так тревожит, ребята отправляются в свою «ночлежку», они бегут, лишь бы не вернуться в детский дом обратно, они прибежали в библиотеку и там они пытаются забыть вчерашний день.

В семь лет мальчик потерял мать — она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна.

Кассирша в ужасе прибывает в этом состоянии, и скорее всего для неё это нелепый сон, в котором она просто застряла, и вот вот она проснётся и все будет прежде. Она и Ее любимые дети рядышком.Случайным образом деньги были возвращены, кассирша в шоковом состоянии на свободе, ну а дети вернулись к своей маме. Ребята понимают, что они натворили и уже не так бьется сердце от ужаса.

Кассирша в ужасе прибывает в этом состоянии, и скорее всего для неё это нелепый сон, в котором она просто застряла, и вот вот она проснётся и все будет прежде. Она и Ее любимые дети рядышком.Случайным образом деньги были возвращены, кассирша в шоковом состоянии на свободе, ну а дети вернулись к своей маме.

Том 2, часть 1.
«Перевал». По Мане вслед за молевым лесом.
Открывает второй том собрания сочинений Виктора Петровича Астафьева повесть «Перевал», написанная в 1958-1959 годах. Действие разворачивается на реке Мана, бесхитростно, а потому вполне узнаваемо, переименованной автором в неблагозвучную Мару. По признанию самого автора, все изменения имён собственных сделаны для того, чтобы «не быть связанным биографическим материалом». Ибо повесть воссоздаёт реальный эпизод из детства писателя, когда маленький Виктор, брошенный отцом на целую зиму, чуть не умер с голоду вместе с мачехой и маленьким братом на кордоне Сосновка, затерянном в саянской тайге в 50 верстах выше по течению от устья Маны и родной деревни писателя Овсянки. Сосновка в повести зовётся рабочим посёлком Шипичихой. В настоящее время кордон заброшен; но дотошный читатель может легко найти в интернете информацию, и даже любительское видео и проникнуться натурой. А вот прототип речки Шипичихи я на картах найти затрудняюсь, ибо в районе бывшего кордона в Ману впадают три притока Мурашиха, Сосновочка и Лиственка. Пусть это будет ласковая и созвучная с кордоном Сосновочка.
«Перевал» я перечитывал с особенным интересом, потому что, если от кордона Сосновка пронестись на моторке на сто пятьдесят вёрст вверх по течению, то не миновать моего столетнего почерневшего дома, доверчиво вышедшего из таёжных крепей к самому берегу Маны и заметного, как маяк, издалека. И хоть дом этот я купил лишь год назад, река полюбилась мне и стала почти родной. По той же причине я не воспринимаю в повести переиначенный гидроним Мара. Грубый он какой-то, канцелярский. В то время, как Мана — имя мягкое, в нём есть что-то зовущее, манящее: Мана — ма-а-нит, и в тоже время родное тёплое: Мана — мама.

Но вернёмся к литературе. «Перевал» — это повесть об одиноком, рано оставшемся без матери десятилетнем мальчике Ильке Верстакове. Поссорившись со своей тоже достаточно молодой девятнадцатилетней мачехой Настей, и едва не убив её молотком, Илька сбегает из дома. Ночует в заброшенном шалаше покосников. Атмосферно изображён первый вечер одиночества: «Вот прошуршала где-то мышка, а у Ильки все внутри оцепенело. Вот голосом лешего вскрикнула на острове выпь — у Ильки холодный пот на лбу выступил. Вот хрустнул сучок в лесу. Мало ли отчего он мог хрустнуть, а мальчишке кажется: подползает к шалашу кикимора болотная, скользкая, холодная, может, и сама нечистая сила с рогатой и зубатой рожей. » Утро следующего дня тоже добротно проработано. Природа детализирована настолько, что видна каждая ягодка на кустах смородинника, каждая капля росы на отаве. Во время упомянутой ссоры отца Ильки не было дома. Охотник-промысловик Павел Верстаков вообще довольно неусидчив — то он отбывает наказание в тюрьме, то месяцами лечится в больнице, то скитается по тайге с ружьём наперевес. И не только он сам, но даже полное его отсутствие приводит семью к трагедиям. Именно после свидания с ним в тюрьме, переплывая Енисей, утонула мать Ильки. А в ту зиму, когда Верстаков лечился от неведомого недуга, чуть не погибла вторая его жена и дети. В свободное от протирания больничных коек, тюремных нар и лежанок у таёжных костров время Верстаков старший принимает перорально спиртосодержащие жидкости, избивает жену и учит сына ходить по речке на лодке с шестом. Вполне естественно, что побег Ильки был лишь делом времени. На реке беглец встречает небольшую артель сплавщиков из девяти человек и рассказывает им свою историю. Мужики принимают его в свою команду и казёнка (так называется плот с жилым бараком) катится вниз по реке — к посёлку Усть-Мана, в пяти километрах от которого раскинулась на берегу Енисея деревня, где живут бабушка и дедушка сироты. К ним мальчик и спешит от непутёвых родственников.
И пока сердобольные мужички во главе со своим бригадиром Трифоном Летягой плывут вниз по течению, покуривая самосад и просушивая над буржуйкой волглые портянки, хочу рассказать о способе транспортировки леса по воде, чтобы читатели, не являющиеся потомственными сплавщиками, более ясно представляли себе цели и задачи путешествующих на плоту сибиряков с баграми. Мана (ну, или пусть будет Мара) — это небольшая, а потому несудоходная речка. Издревле по таким водоёмам вёлся молевой сплав леса. Молевой сплав — это брёвна, плывущие по отдельности, вразнобой и не связанные в плоты. Зимой леспромхозы ведут в верховьях реки заготовку древесины, укладывают её в штабеля, а весной, в большую воду сталкивают с берега в реку. У Астафьева же задача стояла не в том, чтобы максимально рентабельно обеспечить страну дешёвым стройматериалом, а в том, чтобы написать живописную картину путешествия по реке, поэтому он выбрал для молевого сплава максимально неудобное с экономической точки зрения время: август-сентябрь, когда река достаточно мелкая. Именно поэтому на преодоление пятидесяти вёрст ушло в «Перевале» несколько месяцев. Описываемые автором события происходят в 1935 году. А с 1986-го молевой сплав по Мане запрещён по экологическим причинам: многие брёвна, вбирая в себя воду, тонут, захламляя и отравляя русло реки. Несколькими годами позже — 18 октября 1995 г. молевой сплав запретили по всей России. Даже в большую воду неуправляемые, словно отара овец, брёвна сбивались в узком месте в кучу и создавали затор. Именно поэтому вслед за путешествующим кругляком снаряжали артель сплавщиков на плоту-казёнке. Сплавщики, рискуя жизнью, баграми растаскивали заломы, освобождая реку, и проталкивая лес навстречу деревообделочному комбинату — к трудовым победам страны.
В повести «Перевал» есть места, которые являются для меня загадкой. На середине истории, когда лето уже уверенно катится к завершению, натыкаемся вдруг на странное природное явление: «где-то в горах голосом глиняной игрушки вела длинный счёт людским годам недремлющая кукушка». Но, мы с вами орнитологи-самоучки и хорошо знаем, что кукушка «ведёт счёт людским годам» до середины июля, после чего умолкает. Украинец Дерикруп из села Погорыбци говорит по-русски без акцента. Охотник и заготовитель кедрового ореха Прохор с сыном во время молевого сплава поднимаются по Мане на шестах в предрассветных сумерках, не боясь, что вверху может прорвать залом и их сметёт с поверхности реки, а заодно и земного шара лавиной брёвен. Удивляет, но в тоже время восхищает отчаянная отвага таёжников.
Астафьев в комментариях пишет: «Мне хотелось, чтобы повесть больше читали школьники». Но давайте подумаем, детская ли это повесть. Не лучше ли школьникам восхищаться подвигами мореплавателей, первопроходцев, индейцев, или конкистадоров? Зачем им подглядывать в окна спившихся неблагополучных семей из сибирской глубинки: «А когда возвращался отец, начинались скандалы и жить становилось еще тяжелей. Мачеха и отец кляли друг друга. Потом они принимались драться. Отец как-то страшно избил Настю. » И — чуть далее в той же главе: «Люди рассказывали, будто отец сильно бил покойницу мать. » Так же под сомнением необходимость экскурсии учащихся на плот-казёнку во время пьянки сплавщиков после получки, а равно любования сальными приставаниями нескольких малообразованных взрослых мужиков к буфетчице Феше (принимаемые ею не без кокетства).
Но есть фрагмент, ради которого стоило писать «Перевал». Это воспоминание о маме и её трагической гибели (тоже, увы, автобиографическое) в главе, которая так и называется «Мама», и которая написана так превосходно, что я не возьмусь её пересказывать. Прочтите самостоятельно. Уже сами по себе эти строки оправдывают тот факт, что именно повесть «Перевал» стала пропуском Виктору Петровичу Астафьеву в Союз писателей. После чего он занимался литературным трудом уже всерьёз, профессионально и всю свою дальнейшую жизнь.

«Стародуб». Сказ о добром отшельнике Култыше.
Начиная со «Стародуба» тексты Астафьева становятся художественной литературой. Достаточно открыть первую страницу повести, чтобы почувствовать исходящую от неё добротность и основательность: строки словно смолистые кедровые брёвна ошкурены и плотно подогнаны друг к другу, как венцы в крестьянской избе; всё лишнее — щепа и стружка, отлетевшие от них, полностью выметены и удалены. Диалоги сведены к минимуму, клише почти отсутствуют, словарный запас впечатляет. И если бы не огрехи, которые хоть и не часто, но встречаются, к повести можно было, обмакнув в чернила и дыхнув на подушечку, размашисто припечатать ёмкое «безукоризненно».
Перед тем, как перейти к разбору повести «Стародуб» я напомню историю создания самого известного произведения в русской литературе романа-эпопеи «Война и мир». Первоначально Лев Толстой задумывал историю о декабристах, где главным действующим героем должен был стать Пьер Безухов. Но, «не вышел у Данилы мастера каменный цветок», история о противниках самодержавия и крепостного права трансформировалась в роман о войне с Наполеоном. С повестью «Стародуб» произошла аналогичная ситуация. Астафьев задумывал этюд о любимом цветке стародубе, но с трудом приживалось капризное таёжное растеньице на страницах черновика: «Ничего не получалось, я в отчаянии рвал бумагу, развёл этюд до рассказа, в рукописи появилась занимательность, она даже осовременилась в плохом смысле этого слова, и всё-таки запах и цвет стародуба был в ней почти неощутим. » Поэтому не нужно ломать голову над тем, «что хотел сказать автор» и «какие моральные и нравственные аспекты им руководили». Хотел написать зарисовку о цветке, получился сказ о злых староверах и добром отшельнике Култыше.
Действие происходит в крохотной сибирской деревеньке Вырубы, спрятавшейся от мира в дремучих таёжных хребтах на реке Онья. Указанный гидроним вымышленный, поэтому я позволю воображению представлять всю туже близкую и знакомую мне, и тем более автору, Ману. Однажды на вырубских шиверах разбился плот со сплавщиками, все погибли, лишь мальчонку с перебитой рукой выбросила река к деревне. «Божьи люди» посчитали подкидыша худым знамением и решили вернуть его реке. Сколотили плот, дружно кинули на себя двуперстие и «трижды затаскивали мальчонку на салик, но он всякий раз соскакивал с него и, захлёбываясь слезами, карабкался на яр. » Уберёг односельчан от греха охотник Фаефан. Он отбирает мальчонку у «опчества» и приносит домой. По святцам найдёныша нарекли Титом. Но имя не прижилось. Из-за травмы, полученной в реке (расшиб пальцы о скалу, спасаясь на бревне) ребёнок лишился трёх пальцев и в деревне стали кликать его Культёй, Култышом. Когда начался мор скота, «божьи люди» снова решили избавиться от Култыша, принеся его в жертву богу. И снова Фаефан спасает приёмыша, навсегда увозя его к себе в таёжную избушку на реку Изыбаш. В этой охотничьей избушке проходит дальнейшая жизнь Култыша. Поскольку мальчонка избавлен от тяжёлого крестьянского труда и растёт в некоторой праздности, увлекается созерцательством и сбором цветов, любимейшим из которых у него был, разумеется, стародуб (или по научному адонис). Повзрослев, Култыш часто и бескорыстно помогал односельчанам мехами и мясом зверей, но упёртые староверы продолжали презирать и побаиваться его. У Култыша есть сводный брат Амос — родной сын Фаефана и Мокриды (заметьте, какие красивые и необычные имена у всех). Умный, хитрый, не любящий приёмыша Амос обманом и отчасти из мести женился на Клавдии — возлюбленной Култыша. Однажды в деревне был страшный голод, Култыш убил сохатого и раздал мясо голодающим. После чего они с братом стали обмывать удачную охоту самогоном. (Тут нужно отметить, что старообрядцы, несмотря на мифы о ведении ими благочинного образа жизни, на протяжении всей повести расширяют горизонты своего сознания, накачиваясь самодельными спиртосодержащими жидкостями и вдыхая дым курительного табака). Амос узнаёт, что кроме сохатого была ещё корова с телёнком, которую Култыш пощадил. И когда брат, отравившись алкоголем, теряет сознание, тайно едет на охоту. Не буду утомлять подробным пересказом, скажу лишь, что это уходя на краткосрочную земную охоту, Амос неожиданно для себя ушёл страну вечной небесной охоты. А вскоре за ним и их ранее ушедшим тятей Фаефаном отправляется и Култыш. Клавдия похоронила Култыша за поскотиной, посадила на могиле кедр (не стародуб) и тоже умерла через несколько лет.
В повести есть несколько моментов, которые смутили меня. Взять, например, пока мы далеко от него не отошли, финал: «В тот год, когда Клавдия определила сынов своих на работу в город, а сама, будто исполнив всё, тихо умерла, с кедра, что стоял над могилой Култыша, упали первые шишки. » Кедр, посаженый Клавдией, был изначально «с тремя пышными лапками». Сколько ему было — три года? А мы помним, что к тому времени Клавдии было лет сорок, она «поздно начала носить детей» и мальчонкам её едва стукнуло десять годков. Учитывая, что в среднем кедр начинает плодоносить в шестьдесят лет, Клавдия прожила долгую жизнь — до ста лет. И всё бы хорошо, но смущает, что сынов своих на работу в город она определила запоздало — когда те уже были в семидесятилетнем возрасте. В полюбившейся нам сцене пьянки Амоса с Култышом старший брат любопытствует: «Дак чего ж ты сохатого завалил, а корову оставил?» И Култыш объясняет, что телок, мол, у неё, жалко стрелять. Амос старательно накачивает брата самогоном и снова уточняет: «Так, говоришь, корова всё-таки осталась?» «Куда она, с ребятёнком-то?» — отвечает охотник. О каких животных идёт речь в данном эпизоде? О лосихе с лосёнком. Других вариантов нет, даже намёком, даже иносказательно. Но, обманом выведав у брата речку, где расположен солонец, Амос убивает не лосиху с лосёнком, как все мы, затаив дыхание, ожидаем, а. маралуху с маралёнком. Так бывает, когда у повести два и более черновика, в одном из которых фигурирует лосиха, в другом — маралуха, и в чистовой редакции происходит техническая накладка. Тем более, данный повтор никак не обоснован: в повести подробно описываются всего две охоты, обе на солонцах, обе на маралов (не считая убийства невыкуневшего соболя Амосом и, продиктованное нуждой, гуманное изъятия рябчика Култышом). Кстати, о теме повторов: дважды Култыш находится на краю жизни и смерти и оба раза в одном и том же месте тонет на реке, практически погибает, но чудом остаётся жив. Причём оба эпизода прорисованы настолько детально, напряжённо, подробно, но однотипно, что возникает чувство дежавю. Давайте потренируем наблюдательность. Когда Астафьев описывает староверов (впалые глаза, густые брови) никогда его взгляд не останавливается на главном атрибуте поборников «древлеотеческих устоев» широкой окладистой бороде. Даже про Фаефана сказано лишь в самом начале (когда он спасает Култыша), что он «чернобородый». Но позже, когда автор снова возвращается к облику охотника, бороды не видно, хотя именно этот весьма заметный атрибут в первую очередь должен бросаться в глаза. А вот описание его постаревшего сына. «Седина обметала голову Амоса, как хрупкий ледяной припай тёмную полынью. Глубоко сидящие глаза оплела сетка морщин, брови козырьком сунулись к переносью. Большой кадык в синеватых жилках, шея тонкая будто у мальчика». А где борода у старовера? Ни шеи, ни тем более кадыка у половозрелых староверов из-под бороды не видно испокон веку. И ещё один тест на наблюдательность. Когда Амос уходит на охоту, картошка в огородах с «воробьиное яйцо». Ну-ка, товарищи крестьяне, определите время года. Конец июня? Начало июля? А на охоте Амос заглушает боль в животе брусникой. В конце повести, автор, словно спохватываясь, уточняет, что ягода-де была недозревшей, хотя сам же пишет «на мхах бездымно горели кисти брусники». Но, в июне-июле брусника совсем зелёная и не может «бездымно гореть». Даже если допустить, что горели кисти брусники фосфорическим зелёным огнём, то вряд ли Амос стал бы срывать настолько недозревшую ягоду при наличие той же жимолости, которая как раз поспевает в это время. А если всё же предположить, что брусника хоть с внешнего боку была уже красная, то картошка в огородах в это же самое время не могла быть размером с «воробьиное яйцо». Картошка уже была бы крупная, как кедровая шишка. Когда Култыш нашёл в тайге мёртвого брата, то «в одном глазу Амоса, как бельмо отражалось белое облако, а в другом, словно в зеркале, неподвижно стояла вниз вершиной тёмная ель. » В таких случаях мне обычно приходит на ум нервный восклик Мери Грант из фильма «В поисках капитана Гранта»: «Леди Гленарван, возможно ли это?!»
Ну, что? Перейдём к «морально-нравственным аспектам», столь полюбившимся нам ещё с уроков литературы? Автор, а вслед за ними Култыш обвиняют староверов в том, что они не пользуются дарами тайги. «Можно было бы добыть рыбы в дальних речках, сыскать зверя в таёжных крепях, но вывелись добытчики в Вырубах. » пишет автор. И вторит ему Култыш: «А вы откуда взялись? Из земли! А тайга откуда взялась? Из з-земли. Так почему же татями живёте на ней и боитесь её, как мирового судьи. » Но, из текста мы понимаем, что деревня Вырубы — сельскохозяйственная, скорее всего из-за благоприятного климата. Жители занимаются скотоводством и земледелием, а эти занятия, во-первых, тоже предполагают гармонию с природой, во-вторых, не менее трудны, чем охота, любование пейзажами и флористика, в-третьих, более стабильны, чем охотничий фарт и составление букетов из цветов. С тем же успехом жители Вырубов могут обвинить Култыша в том, что он боится сохи, как мирового судьи. Ведь брюква с картошкой откуда взялись? Из з-земли.
Теперь немного о взрослых зверях и их детках. Култыш не убил на солонцах «корову», потому что у неё был телок, который без матери погибнет. Телка же не убил, потому что в нём было ещё мало мяса. Фаефан отругал Амоса за то, что он убил соболюшку, во-первых, потому что она была невыкуневшая, а, во-вторых, потому что «сейчас у неё соболята». Оба этих эпизода говорят нам о том, что деток убивать нельзя. А Фаефан и Култыш — добрые люди. Но, в самом конце повести Култыш на наших глазах убивает птенца рябчика, оправдываясь перед его матерью: «Всё, всё, боле не трону. Боле не мне надо!» То есть, если «на похлёбку», да ещё и одного, то и птенчика убить не грех. Не является ли такое отношение к деткам пресловутым «двойным стандартом»? Но, дело в том, что гуманизм добытчика основан не на сентиментальности и слезливом умилении (как это происходит у зоозащитников, например), а на трезвом расчёте: соболь выкунит и будет стоить больших денег, и детки его, повзрослев и выкунев, тоже принесут прибыль. Убив соболюшку-мать летом, лишишься заработка зимой. Рябчик — мелкая птица, его в тайге много, поэтому птенца из выводка изъять даже летом не жалко, угодья не обеднеют. А маралы встречаются не так часто, они по кустам через каждые двести метров не порхают. Маралятина — это возможность выжить. Когда телок подрастёт, его можно убить и получить больше мяса, больше шансов на выживание. Гуманизм охотника-промысловика по отношению к маралёнку схож с гуманизмом крестьянина-животновода по отношению к своему поросёнку: в обоих случаях животное хотят убить, но ждут для этого экономически выгодный привес живой массы. Поэтому, я бы не торопился разглагольствовать о доброте и нравственности, а исходил бы из здравомыслия и по-хозяйски рачительного отношения к объектам, содержащим животный белок или (как в случае соболюшкой) дорогостоящий мех.
Как я уже упоминал, словарный запас в повести впечатляет своим объёмом. И не на абстрактную мораль, а на словарный запас прежде всего стоит обратить внимание. В нём основная красота повести. Также постарайтесь насладиться образным языком. Например, «луна с подтаявшим боком выпутывалась из ячеистых облаков». Не «луна в ущербе», «неполная луна» и «месяц-полумесяц», а «луна с подтаявшим боком». Луна не выходила из облаков, и даже не выплывала из них, как напишут 99,9% авторов в таких случаях, а «выпутывалась из облаков». Такие образы надо пить маленькими глоточками, смакуя и пьянея. А весна описывается так — «вот уже и лёд на Онье отъело от берегов, наступили весенние распары, и покатились понеслись с гор ручьи». А вот как это написал бы графоман — «вот уже на Онье появились закраины, стало по-весеннему тепло, и потекли с гор ручьи». Чувствуете разницу? Интересно, что словосочетание «весенние распары» гораздо раньше употребил Виталий Бианки в своём рассказе «Конец охоты» (1926 год). Но великого греха Астафьева в заимствовании нет, я тоже утаскиваю понравившиеся слова и словосочетания у разных авторов (и у Астафьева в том числе) в свои произведения. Кстати, «распары» — это оттепели. Но больше всего мне понравилось в повести описание первой охоты на марала, в которой принимали участие Фаефан, Култыш и Амос. О, сколько я таких охот перечитал в журналах и альманахах! Обычно охотники стаскивают для подобных сцен самый затрапезный реквизит: грубыми штрихами нарисованные деревья (картон на реечном каркасе), сидьба в ветвях «раскидистого» дерева, ночь в виде засохшей чёрной кляксы с дырами от звёзд (утеряны при транспортировке на гастролях), изредка пролетающая заводная сова с мигающими глазами, выписанная с «Али-экспрес», и треск сучьев, неубедительным фоном брошенный на звуковую дорожку. У Астафьева всё не так. Огромное количество мелких, но важных деталей. Таких, например. «Снаружи, как бы занесённая ветром, колыхалась плёнка бересты. Пристально вглядевшись, Амос разобрался, что плёночка здесь неспроста, — она указывает направление ветра. Хвостик берестинки вытягивался в сторону караулки. » Многим писателям, которых я регулярно читаю в охотничьей периодике, мне хочется пожелать вдумчиво прочесть астафьевскую охоту на маралов и навсегда забыть о своей навязчивой страсти к художественному начертанию печатных символов.
Вот и всё. Регламент, выделенный на изучение произведения исчерпан. Но мы с вами так не ответили на главный вопрос: о чём же повесть «Стародуб»? О цветке, любви, природе, или справедливости? Повесть «Стародуб» в первую очередь о людях. «Ты бойся их, бойся, отродье. трусливое и злое. Бойся. В мир не ходи. Страшен мир наш.» И вот поэтому указанная повесть мне очень нравится.

Само действие происходит в детдоме. Дети туда попадают по разнообразным поводам, у одних нет в живых родителей, а других просто бросили, отдав в детдом. Ребята детдома чувствуют себя там как на каторжными, им надоело находиться там. Они идут на отчаявшийся шаг, который заключается в краже денег из кассы. В результате чего женщина, которая работает кассиром, находится под следствием, а ее дети отправлены в детдом.

Женщина часто встает в рассказах Астафьева как самоотверженная, любящая, навеки преданная. Такова Паня. Такова Надежда из рассказа «Руки жены». Она когда-то сумела сломить гордыню любимого, солдата, потерявшего на фронте обе руки. «Это был случай, когда женщина ломала сопротивление мужчины и, пораженная тем, что сделала, лежала отвернувшись и молча кусала траву, чтобы задавить припасенные слезы, которыми прощаются с девичеством и встречают неотвратимую бабью долю».

Сочинение Васюткино озеро 5 класс по рассказу Астафьева рассуждениеВиктор Петрович Астафьев – великий российский писатель – прозаик, написавший множество известных повестей таких как: “Перевал”, “Стародуб”, “Звездопад”, “Кража” и другие. Васютка – это главный герой рассказа В. П Астафьева “Васюткино озеро”. Тринадцатилетний мальчишка, несмотря на свой возраст, обладал взрослой смелостью. Да, поначалу его нельзя было назвать мудрым храбрецом, ведь уходя в лес, мальчик не […].

Характеристика рассказа “Царь-рыба” Астафьева В. ПОсновные герои повествования в рассказах Астафьева “Царь-рыба” – Человек и Природа. Повествование объединено одним героем – образом автора – и одной всепоглощающей идеей – идеей неотделимости человека от природы. Глава “Царь-рыба”, давшая название всему повествованию, символична: единоборство человека с царь-рыбой, с самой природой завершается драматически. Эта глубина содержания определила жанр произведения, его композицию, выбор героев, […].

Они не хотят возвращаться в стены детского дома, поэтому укрываться в библиотеке, где намерены провести ночь, они просто хотят забыть то, что произошло. Но на следующий день их находит участковый, который отправляет их назад в закрытые стены. И вот стены детского дома снова пропитаны ненавистью и одиночеством, дети стараются покинуть их, но теперь они не смогут этого сделать.

Господи, прости раба Твово малово, новопреставленного. Под ручеистый, нервущийся говорок тети Ули, в котором ее женские мысли и мимоходные точные распоряжения смешивались с молитвами, Репнин вышел, тихо притворив дверь. Ребят в коридоре не было. Все они толпились в столовой, кто в чем.

Так вышел человек на замерзшую реку. Дома, полные людей, остались за пределами светлого круга, и только поле и только небо холодными светлыми очами глядели друг на друга. Но было неподвижно поле, а все небо быстро бежало куда-то, и мутный, побелевший месяц стремительно падал в пустоту бездонного пространства. И ни дыхания, ни шороха, ни тревожной тени на снегу — хорошо и просторно стало кругом. Человек расправил плечи, широко и злобно взглянул на оставленную улицу и остановился.

Задача командующего — похоронить генерала, соблюдая все почести.Все солдаты вместе с Костяевым вернулись туда, где ночевали. Эта ночь была событием — о войне они забыли и поддались страстной любви.Люся где-то услышала, что их взвод будет на хуторе около двух дней. Но приказ командира был такой: догнать остальных, ушедших неподалеку.

Их постоянно подстерегают опасности: сигналящие машины, бессердечные люди Произведения Фёдора Михайловича Достоевского «Белые ночи» повествует о молодом двадцатишестилетнем мужчине. Он живёт в Петербурге, работает мелким чиновником Действия романа разворачиваются в эпоху великой депрессии.

Но и улица — безмолвная и молчаливая улица окраин, где строгий и чистый снег полей борется с шумным городом и властно вторгается в него немыми и белыми потоками — пугает человека, когда он один. Уже ночь, но тьмы нет, чтобы скрыть человека. Она сбирается где-то далеко, впереди и сзади и в темных домах с закрытыми ставнями, и прячет всех других людей, — а перед ним она отступает, и все время он идет в светлом кругу, такой обособленный и всем видимый, как будто поднят он высоко на широкой и белой ладони. И в каждом доме, мимо которого движется его сгорбленная фигура, есть двери, и все они смотрят так сторожко и напряженно, как будто за каждой из них стоит готовый выскочить человек. А за заборами, за длинными заборами, расстилается невидимое пространство: там сады и огороды, и там никто не может быть в эту холодную зимнюю ночь, — но если бы кто-нибудь притаился с той стороны и в темную щель глядел бы на него чужими и хитрыми глазами, он не мог бы догадаться о его присутствии. И от этого он перебрался на средину улицы и шел по ней, обособленный и всем видимый, а отовсюду провожали его глазами сады, заборы и дома.

Ребята возвращаются в свою ночлежку. Все позади, и они предвкушают, как сейчас будут наслаждаться тем, что украли, и долго-долго читать. Объектом преступления стала местная библиотека. Мальчишки окружили своего товарища, завороженно слушают слова, слетающие с его губ, и погружаются в такой незнакомый и таинственный мир.

В 1967-м автор писал критику Макарову: «Неужели вы думаете, что я сам дал кастрировать повесть?» В его дневнике есть запись: «Вот и «Кражу» маринуют. Перелопачиваю ее после каждой правки». «Кражу» Астафьева назвали «Примечательной книгой года» и предметом жарких обсуждений. Только в 1967-м ей посвятили более 10 публикаций в различных газетах и журналах. В 1968 году в печать выходит сборник «Кража», в июне Астафьеву приходит письмо из Германии — повесть хотели опубликовать там.

Центральный персонаж повести — Толя Мазов — из семьи раскулаченных крестьян. Все родные мальчика погибнут в сибирской ссылке. Последним под колесами коллективизации исчезнет прадед Яков, «витой кряж, от которого отскакивает топор», и оставит Толю на волю судьбы. Даже поверхностный анализ «Кражи» Астафьева выявит, что сцены детдомовской жизни автор воссоздал с состраданием и жестокостью и представил читателю множество изломанных судьбой и временем детских характеров.

Наставник Астафьева Василий Иванович Соколов сыграл в его жизни большую роль, он стал прототипом педагога Репнина. В реальности был переведен на север, на остров Полярный, где и оставался до конца жизни. Уроженец Петербурга, он в годы Гражданской войны оказался на стороне белых, служил у Колчака и сопровождал эшелон с золотом Российской империи.

Здесь он пишет об изменениях в характере человека, оставшегося без родных и без поддержки близких людей в жуткие 30-е годы. Автобиографическое произведение знакомит читателя с героями с разными фамилиями и историями, но схожей судьбой и драматическим поиском жизни «по совести».

К 1965 году начал складываться цикл затесей — лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году «Затеси» выходят отдельной книгой в издательстве «Советский писатель» — «Деревенское приключение». «Песнопевица», «Как лечили богиню», «Звезды и елочки», «Тура», «Родные березы», «Весенний остров», «Хлебозары», «Чтобы боль каждого…», «Кладбище», «И прахом своим». «Домский собор», «Видение», «Ягодка», «Вздох». К жанру затесей писатель постоянно обращается в своем творчестве.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, — напишет спустя годы В. П. Астафьев. — Дитя, по выражению деда Павла, «не рожено, не прошено, папой с мамой брошено», тоже куда-то девалось, точнее — откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры».

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину — в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке — деревне его детства — им написаны роман «Печальный детектив» (1985) и такие рассказы, как «Медвежья кровь» (1984), «Жизнь прожить» (1985), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986), «Ловля пескарей в Грузии» (1986), «Тельняшка с Тихого океана» (1986), «Голубое поле под голубыми небесами» (1987), «Улыбка волчицы» (1989), «Мною рожденный» (1989), «Людочка» (1989), «Разговор со старым ружьем» (1997).

Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой — рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину — город Чусовой на западном Урале. По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы положены кто жили в чернобыльской зоне