Градостроительный кодекс с изменениями на 2022 год

С 1 марта следующего года, согласно Федеральному закоу от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, разрешается строить индивидуальные жилые дома (ИЖС) на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства, рассказала медиатор Леонова. По ее словам, регистрация будет проходить по правилам «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года. Однако у этого правила есть ограничения: построить можно будет не более одного жилого дома площадью до 500 кв. м. Площадь застройки не должна превышать 0,25% территории сельхозназначения.

К проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, следует обязательно приложить документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория.

Поправки призваны упорядочить индивидуальное жилищное строительство. Они устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках.

В связи с ситуацией по коронавирусу Госдума рассматривает законопроект о продлении дачной амнистии до 1 марта 2022 года. Ожидается, что упрощённый порядок будет распространяться на жилые и садовые дома, расположенные на участках под садоводство.

В случае если объект, для которого разработан и утвержден проект СЗЗ, находится на территории действующего промышленного узла аналогичного вида хозяйственной деятельности, необходимо провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта.

Новый Градостроительный кодекс РФ 2022

Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) 2022 — регулирует отношения в области градостроительной деятельности. Был принят 22 декабря 2004 года Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года. Градостроительным кодексом Российской Федерации назван Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, он устанавливает правила в системе градостроения и регулировать отношения, которые связаны с данным понятием.

ГрК РФ пришёл на смену кодексу 1998 года. Преимуществом перед прошлым нормативным актом стали пункты об обязательном наличии благоприятных природных условий для проживания и сохранения объектов культурного наследия. Теперь Градостроительный Кодекс отвечает за все главные понятия в градостроительной деятельности, расписывает принципы законодательных процессов, перечисляет полномочия органов, отвечающих за застройки.

Здесь вы найдёте полный текст нового Градостроительного Кодекса РФ 2022, включая все дополнения и изменения на 2014 год, комментарии к статьям, а также правовые документы, статьи и новости, связанные с ГрК РФ. Переход к любой статье Градостроительного кодекса осуществляется через оглавление на главной странице или через меню в левой части сайта. Также вы можете воспользоваться поиском по сайту.

Градостроительный кодекс регулирует операции по планировке территорий, проектирование строительное и архитектурное, зонирование. Он же отвечает за вопросы постройки новых объектов, проведения капитального ремонта на уже существующих и охватывает все сферы капитального строительства.

Новое в градостроительный кодекс в 2022 году

1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образование, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2022 N 191-ФЗ, от 27.06.2022 N 151-ФЗ)

  • 1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
  • 2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
  • 3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
  • 4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
  • 5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
  • 6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • 7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
  • 8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
  • 9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • 10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
  • 10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 настоящего Кодекса;
  • 11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
  • 12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

2. В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2022 N 191-ФЗ, от 03.08.2022 N 342-ФЗ, от 31.07.2022 N 264-ФЗ)

Я очень хотел бы написать, что «нет, не правда», но, к сожалению, данный закон действительно весьма привольно обходится с правом собственности на помещения в многоквартирных домах, и в особенности с правом собственности на нежилые помещения. Также закон, опять же, весьма своеобразно обходится с правом собственности на индивидуальные жилые дома и садовые домики.

В свою очередь, Тигран Саркисов, партнер Reasons Law Firm, руководитель практики недвижимости и строительства, рассказал, что с 1 января 2022 года вступят изменения в ФЗ от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которыми будет расширен перечень основных сведений, включаемых в кадастр недвижимости.

Автором другого документа, находящегося на рассмотрении в Думе, является «отец» и идеолог «дачной (а по совместительству и «гаражной») амнистии» Павел Крашенинников. Проект № 1243284-7 дает возможность наследникам оформить права на земельные участки, доставшиеся им от наследодателей, которые так и не успели воспользоваться «дачной амнистией». Дополнительно законопроект закрепляет алгоритм предоставления гражданам участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до вступления в силу ГрК РФ в границах населенного пункта, а также приводит перечень документов, необходимых для приобретения земельных участков, расположенных под такими домами.

С 1 января 2022 года граждане, продавшие недвижимость, находившуюся в собственности менее 3 или 5 лет (то есть меньше минимальных сроков владения, установленных НК РФ), не будут больше отражать в декларации 3 – НДФЛ доходы (или вовсе не будут подавать её), если имущественный вычет полностью перекрывает доход, полученный от продажи объекта.

Исходя из сказанного, стоимость проданной недвижимости не должна превышать 1 миллиона рублей для квартир, комнат, земельных участков и 250 000 рублей для иных объектов (например – гаражей). Если же доход от продажи превысит данные лимиты, то гражданин обязан подать декларацию. Эти новеллы внес в НК РФ закон № 305-ФЗ от 2 июля 2022 года. Кстати, есть версия, что эти поправки государство внесло в НК РФ только для того, чтобы облегчить жизнь гражданам и не заставлять их сдавать «пустые» декларации. Но в это что-то плохо верится. Скорее всего, ФНС проанализировала количество подобных деклараций, ужаснулось «подвигам» чиновников, тратящих время на их проверку, и, учитывая, что декларации не приносят в казну ни копейки, инициировало законопроект. Так, наверное, будет ближе к истине.

На начало декабря 2022 года в Государственной думе находятся несколько законопроектов, в которых так или иначе фигурирует недвижимость. Например, проект № 1246345-7. Его автором является правительство РФ. Законопроект наконец-то устанавливает такие понятия, как «многоквартирный дом» (в ЖК РФ) и «дом блокированной постройки» (в ГрК РФ). Пикантность ситуации заключается в том, что ЖК РФ, ГрК РФ и многие законы давно оперируют данными понятиями, не раскрывая их. Теперь недостаток будет устранен, и студенты юрфаков могут сказать спасибо законодателю. Наряду с этим, проект устраняет правовую неопределенность, возникающую при отнесении здания к МКД или дому блокированной застройки, а также снимает вопрос о включении домов блокированной застройки в региональные программы капитального ремонта.

Рекомендуем прочесть:  Обязан Ли Нотариус Сообщать Вдове О Новых Наследниках

В соответствии с поправками, если застройщик возводил/реконструировал недвижимость за свой счет, то в заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию он будет сразу же давать согласие на регистрацию за ним права собственности на это сооружение и (или) помещения и машино-места в нем.

«2. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по снижению количества объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

«17. Основания для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.»;

2.2. В случае, предусмотренном частью 2.1 настоящей статьи, после удовлетворения требований саморегулируемой организации к указанной в части 2.1 настоящей статьи кредитной организации денежные средства компенсационных фондов такой саморегулируемой организации, размещенные в указанной кредитной организации, подлежат размещению на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным в соответствии со статьей 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

8) возврат излишне самостоятельно уплаченных членом саморегулируемой организации средств взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в случае поступления на специальный банковский счет такой саморегулируемой организации средств Национального объединения саморегулируемых организаций в соответствии с частью 16 настоящей статьи.»;

В части 1 статьи 71.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2022, N 32, ст. 5135) слова «До 1 сентября 2022 года» заменить словами «До 1 января 2025 года».

Градостроительный кодекс Российской Федерации по состоянию на года сравнительная таблица изменений

Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 10 февраля 2022 года. Представленное вашему вниманию издание учитывает только изменения, внесенные опубликованными в официальных источниках на дату подписания издания в печать федеральными законами. Текст статей приводится на дату, обозначенную на обложке данной книги (дата актуализации). Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу. Изменения: Федеральный закон от 27 июня 2022 г. № 151-ФЗ; Федеральный закон от 26 июля 2022 г. № 195-ФЗ; Федеральный закон от 2 августа 2022 г. № 283-ФЗ; Федеральный закон от 2 августа 2022 г. № 294-ФЗ; Федеральный закон от 16 декабря 2022 г. № 440-ФЗ; Федеральный закон от 27 декабря 2022 г. № 472-ФЗ; Федеральный закон от 24 апреля 2022 г. № 147-ФЗ; Федеральный закон от 13 июля 2022 г. № 194-ФЗ; Федеральный закон от 13 июля 2022 г. № 202-ФЗ; Федеральный закон от 31 июля 2022 г. № 254-ФЗ; Федеральный закон от 31 июля 2022 г. № 264-ФЗ; Федеральный закон от 8 декабря 2022 г. № 416-ФЗ; Федеральный закон от 22 декабря 2022 г. № 435-ФЗ; Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 468-ФЗ; Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. № 494-ФЗ; Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. № 505-ФЗ; Федеральный закон от 30 апреля 2022 г. № 119?ФЗ; Федеральный закон от 30 апреля 2022 г. № 120?ФЗ; Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 170?ФЗ; Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 191?ФЗ; Федеральный закон от 1 июля 2022 г. № 275-ФЗ; Федеральный закон от 1 июля 2022 г. № 276-ФЗ; Федеральный закон от 2 июля 2022 г. № 298-ФЗ; Федеральный закон от 2 июля 2022 г. № 301-ФЗ; Федеральный закон от 6 декабря 2022 г. № 408?ФЗ; Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. № 436-ФЗ; Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. № 447-ФЗ; Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. № 476-ФЗ; Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. № 478-ФЗ.

Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 10 февраля 2022 года. Представленное вашему вниманию издание учитывает только изменения, внесенные опубликованными в официальных источниках на дату подписания издания в печать федеральными законами. Текст статей приводится на дату, обозначенную на обложке данной книги (дата актуализации). Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу.

1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образование, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2022 N 191-ФЗ, от 27.06.2022 N 151-ФЗ)

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения). (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2022 N 340-ФЗ)

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2022 N 340-ФЗ)

Проект генерального плана нужно согласовать в части определения функциональных зон, в которых планируется разместить объекты федерального, регионального и местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Градостроительная деятельность в РФ в 2022 году

  • Требования к членам саморегулируемых организаций.
  • Требования к специалистам строительных компаний: повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Национальный реестр специалистов в области строительства.
  • Переход в региональную СРО.
  • Компенсационные фонды СРО. Компенсационный фонд возмещения вреда.
  • Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размер взносов в компенсационные фонды СРО. Компенсационный фонд ОДО.
  • Технический заказчик. Застройщик, технический заказчик.
  • Конкурентные способы определения подрядчиков. Контроль участников конкурентных закупок со стороны СРО.
  • Застройщик, Технический Заказчик, Инвестор, подрядчик (Генподрядчик).
  • Специалисты по организации инженерных изысканий, по организации архитектурно-строительного проектирования, по организации строительства.
  • Технический заказчик.
  • Функции Застройщика (Технического заказчика), Генерального проектировщика, разграничение обязанностей и ответственности между Заказчиком и Подрядчиком.
  • Конкретизация объектов, не относящиеся к ОКС, новое определение ОКС.
  • Проектная документация объектов капитального строительства.
  • Какие новые разделы должны быть включены в состав проектной документации объектов капитального строительства?
  • Снос объектов капитального строительства.
Рекомендуем прочесть:  Какие льготы имеет ветеран труда при проезде а транспорте

Общие вопросы технического регулирования в градостроительной деятельности.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022) и другие законы, обзор законодательства. Ожидаемые изменения градостроительного и смежного законодательства.
Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий». Принципиальные изменения к механизму КРТ.
Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в последней редакции. Соотношение с прежним кадастрово-регистрационным законодательством и учётом-регистрацией недвижимости.
Земельный кодекс Российской Федерации, в последней редакции. Разъяснения ключевых изменений. Перераспределение «земельно-градостроительных» полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления по № 131-ФЗ в последней редакции.
Охранные зоны. Документация по планировке территории.

  • Влияние на получение и использование, перевод и изменение вида разрешённого использования земельных участков, получение разрешений на строительство с учётом изменений в Градостроительном кодексе РФ.
  • Взаимосвязь состава и содержания ППТ, ПМТ, ГПЗУ с подготовкой проектной документации, процедурами получения разрешения на строительство и ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Статья 52

3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

— обеспечение консервации объекта капитального строительства. Консервация является комплексом мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных строительных работ. В случае, когда в ходе проверки выявлены нарушения требования о консервации объекта капитального строительства, застройщик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2022 г. по делу N А40-100895/2015). Расходы на консервацию объекта возлагаются на заказчика.

В связи с этим 22 декабря 2006 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которому срок лицензирования строительства зданий и сооружений продлен до 1 июля 2007 года.

— подготовка земельного участка для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта. Неисполнение этой обязанности является основанием для освобождения лица, осуществляющего строительство, от ответственности за задержку в сроках выполнения строительно-монтажных работ, поскольку она произошла по причинам, объективно от него не зависящим (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2015 г. по делу N А40-192617/2014);

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.17; 2006, N 1, ст.17; N 52, ст.5498; 2009, N 52, ст.6419, 6427; 2011, N 13, ст.1688; N 30, ст.4594; 2012, N 27, ст.3587; N 53, ст.7614, 7615; 2013, N 52, ст.6976; 2014, N 26, ст.3377; 2015, N 1, ст.9, 38; N 10, ст.1418; N 29, ст.4376; 2022, N 1, ст.22; N 26, ст.3890; N 27, ст.4305, 4306; 2022, N 25, ст.3593; 2022, N 1, ст.39; 2022, N 31, ст.4442; 2022, N 24, ст.3740) следующие изменения:

«10. При осуществлении капитального ремонта линейных объектов, являющихся магистральными газопроводами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, допускается повышение их категории, в том числе влекущее изменение охранных зон, установленных в связи с их размещением.»;

в) пункт 6 дополнить предложением следующего содержания: «Срок рассмотрения региональным органом охраны объектов культурного наследия проекта правил землепользования и застройки не должен превышать семь рабочих дней со дня поступления соответствующих документов от органа местного самоуправления.».

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2006, N 1, ст.10, 21; N 52, ст.5498; 2007, N 31, ст.4012; N 45, ст.5417; N 46, ст.5553; N 50, ст.6237; 2008, N 20, ст.2260; N 30, ст.3604, 3616; 2009; N 1, ст.17; N 48, ст.5711; N 52, ст.6419; 2010, N 31, ст.4209; 2011, N 13, ст.1688; N 27, ст.3880; N 30, ст.4563, 4590, 4591, 4594, 4605; N 49, ст.7015; 2012, N 47, ст.6390; N 53, ст.7614, 7619; 2013, N 27, ст.3480; N 30, ст.4080; N 52, ст.6961; 2014, N 16, ст.1837; N 26, ст.3377, 3387; N 30, ст.4220; N 43, ст.5799; N 48, ст.6640; 2015, N 1, ст.9, 11, 52, 86; 2022, N 1, ст.22, 79; N 27, ст.4301, 4302, 4305, 4306; 2022, N 27, ст.3932; N 31, ст.4740, 4766; 2022, N 1, ст.27, 39, 90, 91; N 32, ст.5105, 5114, 5133, 5134, 5135; N 53, ст.8422; 2022, N 26, ст.3317; N 31, ст.4442, 4453; N 51, ст.7492; N 52, ст.7790; 2022, N 29, ст.4504, 4512; N 31, ст.5013, 5023; N 50, ст.8061) следующие изменения:

б) пункт 5 дополнить предложением следующего содержания: «Срок рассмотрения федеральным органом охраны объектов культурного наследия проекта правил землепользования и застройки не должен превышать семь рабочих дней со дня поступления соответствующих документов от органа местного самоуправления.»;

Изменения в Градостроительном кодексе РФ 2022 года: проектная документация, информационные системы

  1. Если проектная документация на объекты капитального строительства должна быть проверена с помощью экспертизы, согласно статье 49 ФЗ №190, то результаты инженерных изысканий — работ, которые проводятся для изучения природных условий района, участка строительства, материалов — должны быть сформированы в электронном виде. Формат отчетной документации устанавливает орган исполнительной власти субъекта РФ, который отвечает за сферу архитектуры и градостроительства, за исключением случаев, когда информация может являться государственной тайной. Если застройщик формирует и ведет информационную модель, результаты разрабатываются в форме, которая позволит использовать их в ведении модели.
  2. Проектные документы должны быть утверждены застройщиком, собственником здания или региональным оператором. Застройщик обязан направить проектную документацию объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий на экспертизу и только потом утверждать их за исключением случаев, указанных в пунктах 15.2 и 15.3 статьи 48 ФЗ №190.
  3. Застройщик может утвердить изменения в проектной документации, согласно части 3.8 статьи 49 ФЗ №190 , если имеет подтверждения требованиям, указанным в этой части статьи. Подтверждения должны быть предоставлены главным инженером СРО (пункт 15.2 статьи 48 ФЗ №190).
  4. В случае утверждения застройщиком изменений в проектной документации, согласно части 3.9 статьи 49 ФЗ №190, они утверждаются на основании положительного заключения экспертизы, проведенной, согласно части 3.11 статьи 49 ФЗ №190 (пункт 15.3 статьи 48 ФЗ №190). Порядок такой экспертизы устанавливается Правительством РФ.
  5. Внесение изменений, согласно пунктам 15.2 и 15.3, не может быть осуществлено, если при строительстве объекта по ФЗ №190 должен быть осуществлен государственный надзор.
  6. Экспертиза для изменений может не проводиться, если одновременно выполнены следующие условия (часть 3.8 статьи 49 ФЗ №190):
  • не будут затронуты несущие конструкции за исключением тех случаев, когда заменяются части этих конструкций на однотипные или улучшенные варианты;
  • у линейных объектов (электросети, линии связи, трубопровод и т. д) не будут изменены класс, категория или основные показатели;
  • изменения не повлекут за собой нарушений в санитарно-эпидемиологической сфере, в охране окружающей среды, промышленной безопасности и т. д.;
  • изменения соответствуют результатам оформленных инженерных изысканий под этот объект;
  • изменения соответствуют сведениям, внесенным в решение о выделении бюджетных средств на строительство объекта.
  1. Оценка соответствий изменений в документации требованиям охраны окружающей среды, объектов культурного наследия, санэпиднадзора, антитеррористической программе и пр. осуществляется как экспертное сопровождение организацией, которая выдавала экспертную документацию на объект изначально. Если при таком сопровождении возникает необходимость проведения повторной экспертизы документации, организация, ее проводящая, выдает соответствующее заключение, которое должно быть включено в ГИС ЕГРЗ.
  2. Порядок работы экспертного сопровождения устанавливается Правительством РФ.

ФЗ №151 от 27.06.2022 внес значительные изменения в Градостроительный кодекс РФ (ФЗ №190 от 29.12.2004): некоторые из них уже вступили в силу, другие вступят в конце 2022 года или в 2022-2022 годах. Большинство изменений касается введения информационных систем в градостроительную сферу.

  • устанавливать правила работы с классификаторами строительной информации;
  • формировать и вести такие классификаторы (вступает в силу с 01.12.2022);
  • устанавливать правила работы с информационными моделями, а также устанавливать список документов, которые необходимы для формирования моделей;
  • устанавливать случаи, при которых необходимо формирование таких моделей;
  • устанавливать правила работы с ИСОГД (информационной системой обеспечения градостроительной деятельности) на уровне субъекта, порядок использования информации для системы, список необходимых документов и пр.
  • устанавливать правила работы с реестрами документов для экспертиз проектной документации, бумаг по стандартизации и прочих документов с требованиями для проектирования, строительства, реконструкции и т. д. (вступает в силу 25.12.2022);
  • формировать и вести такие реестры.
Рекомендуем прочесть:  Новости О Выплате Негосударственных Пенсий В Газпроме

Согласно изменениям, привнесенным ФЗ №151, прием заявлений, выдача необходимых документов для разрешений на строительство для специализированных застройщиков может производиться через МФЦ или портал «Наш дом» за исключением случаев, когда субъекты РФ имеют свои информационные системы, интегрированные с порталом «Наш дом».

  1. В ИСОГД теперь будут входить:
  • классификатор строительной информации;
  • сведения и материалы об объектах капитального строительства, которые необходимы для градостроительной деятельности. Перечень таких сведений устанавливается Правительством РФ.
  1. Правительство РФ может установить необходимость создания информационной модели при инженерных изысканиях, строительстве, реконструкции и иных работах на объекте и введение ее в дело о земельном участке. Кроме того, компетентный орган может принять решение о внесении в дело только информационной модели.
  2. Доступ к информации ИСОГД будет производиться через портал системы, порядок доступа будет устанавливаться Правительством РФ.

Федеральный закон от N 468-ФЗ; О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 10, 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4012; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2260; N 30, ст. 3604, 3616; 2009; N 1, ст. 17; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6419; 2010, N 31, ст. 4209; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590, 4591, 4594, 4605; N 49, ст. 7015; 2012, N 47, ст. 6390; N 53, ст. 7614, 7619; 2013, N 27, ст. 3480; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6961; 2014, N 16, ст. 1837; N 26, ст. 3377, 3387; N 30, ст. 4220; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6640; 2015, N 1, ст. 9, 11, 52, 86; 2022, N 1, ст. 22, 79; N 27, ст. 4301, 4302, 4305, 4306; 2022, N 27, ст. 3932; N 31, ст. 4740, 4766; 2022, N 1, ст. 27, 39, 90, 91; N 32, ст. 5105, 5114, 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8422; 2022, N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442, 4453; N 51, ст. 7492; N 52, ст. 7790; 2022, N 29, ст. 4504, 4512; N 31, ст. 5013, 5023; N 50, ст. 8061) следующие изменения:

8) часть 4 статьи 54 дополнить предложением следующего содержания: «Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного надзора, по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17; 2006, N 1, ст. 17; N 52, ст. 5498; 2009, N 52, ст. 6419, 6427; 2011, N 13, ст. 1688; N 30, ст. 4594; 2012, N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7614, 7615; 2013, N 52, ст. 6976; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 9, 38; N 10, ст. 1418; N 29, ст. 4376; 2022, N 1, ст. 22; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4305, 4306; 2022, N 25, ст. 3593; 2022, N 1, ст. 39; 2022, N 31, ст. 4442; 2022, N 24, ст. 3740) следующие изменения:

Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2011, N 49, ст. 7015; 2012, N 47, ст. 6390; 2014, N 43, ст. 5799; 2022, N 1, ст. 79; 2022, N 32, ст. 5133, 5135) следующие изменения:

2) в случае, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена проектная документация объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), или если со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена проектная документация линейного объекта, прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство таких объектов капитального строительства;

Нормами статьи 25 ГрК РФ в новой редакции установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

В силу новой редакции статьи 32 ГрК РФ к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, следует обязательно приложить документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория.

Термин «проектирование» в данном кодексе используется преимущественно в архитектурно-строительном контексте (глава 6 ГрК РФ). Проект конкретного объекта утверждается уполномоченными органами, после чего он приобретает статус документа, по которому сверяются все действия строителей и людей, принимающих здание в эксплуатацию.

Это означает, что объектами взаимоотношений являются территории, предназначенные для формирования населённых пунктов, а так же размещаемые на них здания и сооружения различного назначения. Субъектами права в этом случае являются исключительно органы государственной и муниципальной власти различного иерархического уровня (ст. 5 ГрК РФ). Эти субъекты осуществляют планирование, зонирование, дают разрешение на строительство, а так же контролируют его ход в соответствии с утверждённым проектом.

  • планирования развития селитебных территорий;
  • деления этих территорий на зоны в соответствии с предназначением;
  • проектирования строений, коммуникаций и придомовых территорий;
  • строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

В связи с тем, что градостроительная деятельность обеспечивается преимущественно саморегулируемыми организациями, их функционированию посвящена отдельная глава ГрК РФ. В ней содержатся нормативы, которые определяют статус и виды СРО, регламент их деятельности, стандарты обязательных документов.

Результатом процесса ТП является разделение территории на зоны с различными функциями, а так же определение мест строительства объектов. Каждая такая зона имеет свои границы и градостроительные регламенты. При этом переводить земельные участки из одной категории в другую запрещается.

Градостроительный кодекс России 2022

  • обеспечивать безопасность строительства;
  • рационализировать использование земельных ресурсов в пределах населённой территории;
  • сформировать комфортную и безопасную среду жизнь людей;
  • создать систему населённого пункта как совокупности объектов с разными функциями.

Несмотря на малое количество статей, кодекс плотно заполнен нормативами самого различного направления. Как и любой закон федерального уровня, ГрК начинается с главы под названием «общие положения», где описаны понятия, принципы, субъекты, отношения. Так же дано определение законодательства в области градостроительства. Оно состоит из данного кодекса, других нормативных актов федерального уровня, постановлений правительства, законов регионального уровня, ведомственных инструкций и подзаконных актов.

На этом процедура планирования должна закончиться, однако даже освоенное пространство развивается, что предполагает совершенствование структуры, замену одних строений другими, улучшение состояния среды. Для развития уже застроенных территорий составляются договоры, проводятся аукционы (ст. 46.2 – 46.11).

Если из всех функций этого кодекса выделить главную, то это будет территориальное планирование. Борьба со стихийным развитием селитебных территорий ведётся давно, но принятие специального закона, предписывающего иметь план развития территории как основу для дальнейших действий, помогает упорядочить этот процесс.

  1. Зонирование. Территория населённого пункта должна быть разделена на зоны по назначению. Обязательно выделяются зоны перспективной застройки, которые обычно находятся в состоянии пустырей.
  2. Архитектурно-строительное проектирование. Оно представляет собой совокупность действий по составлению проекта застройки территории, возведению отдельных зданий, формированию инженерных коммуникаций, благоустройству придомовых территорий, созданию дорожной сети. Проектирование – это непрерывная сеть действий от составления проекта здания до авторского надзора и принятия объекта в эксплуатацию.
  3. Капитальный ремонт. Поскольку данное действие по своим масштабам является аналогом полноценной стройки, то регламентация этого процесса закономерно контролируется нормами ГрК.
  4. Эксплуатация зданий. Градостроительство – это не только регламентация возведения новых объектов, но поддержание в рабочем состоянии того, что уже построено.
  5. Благоустройство территорий. Под этим термином понимается создание инфраструктуры, рекреационных зон и других объектов, делающих жизнь людей в поселениях комфортной.