Макиавелли Государь Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности.Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей.

Примерная программа учебной дисциплины история для профессий начального профессионального

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы , повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.

Переход к индустриальной ^ цивилизации

В результате всех этих преобразований коренным образом изменился способ соединения работника со средствами произ­водства. На место внеэкономического принуждения к труду пришло иное: формально равноправный договор, в кото­ром участвуют двое. Один из них — предприниматель, владелец средств производства, другой — работник, собственник рабочей силы. Однако второй при внешнем равенстве положения «дого­варивающихся сторон» не свободен в выборе условий договора. Отношения между работником и собственником средств произ­водства окончательно приобрели экономический характер, что не могло не сказаться на всех других сторонах жизни об­щества.

Как вам известно, техника в разные времена развивалась неравномерно: когда-то открытия следовали друг за другом, но бывало и так, что проходили многие десятилетия без каких-ли­бо серьезных технических новшеств.

Образовательное учреждение начального профессионального образования

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

Политико-правовая идеология эпохи Возрождения и Реформации

Людей волнуют не обладание правами и свободами, а возможность сохранения своей собственности. Примиряясь с утратой свободы, люди никому не прощают потери имущества. Обиды следует наносить разом, а благодеяния оказывать малыми порциями, чтобы подданные дольше ощущали благодарность к правителю.

Повиновения и прочности власти можно добиться с помощью любви к государю и страха перед ним. Причем более надежным средством Макиавелли считал страх. Он рекомендовал крепить власть «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь». Эти взгляды вполне соответствовали его убеждению в вечной порочности людей — злобных, непостоянных и склонных к обману существ, которых отпугивает опасность и влечет нажива. Политическим идеалом Макиавелли был Рим республиканского периода, а среди правителей — Цезарь Борджиа, итальянский герцог, сын римского папы, известный своими злодеяниями и цинизмом. Однако в нем мыслитель хотел видеть великого государственного деятеля, объединителя Италии.

Николо Макиавелли – выдающийся политический историк эпохи Возрождения

В «Государе» мы читаем, что «всякий завоеватель, не разорив­ший завоеванного им государства, привыкшего к свободным учреждениям, должен впоследствии ожидать себе от него поги­бели». В специальной советской литературе отмечается, что Макиавелли не был проповедником этих и подобных аморальных поступков, а был только «беспощадным по своей откровенности исследователем методов и сущности единовластия». Но нельзя не видеть, что самая форма, в которую облечено у Макиавелли исследование единовластия, нередко переходит в прямые советы, а советы эти подчас строятся по принципу: «хорошая цель оправдывает дурные средства». Под Макиавеллизмом принято как раз понимать политику, беспринципно и цинично исполь­зующую любые средства для достижения цели.

Вне зависимости от того, сколь прогрессивны были полити­ческие цели самого Макиавелли, принцип «цель оправдывает средства» особенно недопустим, потому что под самые гнусные средства нетрудно было подвести благородные цели. Но этого мало: люди и правительства, обращавшиеся к гнусным средствам для достижения великой цели легко перерождались. Средства, которые они применяли, не могли долго сосуществовать с ве­ликими целями, и цели эти отодвигались или исчезали, а гнусные средства все больше служили целям личных честолюбий, личных обогащений, личных произволов.

Рекомендуем прочесть:  Порядок предоставления субсидий молодым семьям 20222022

Макиавелли Государь Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации

Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Эразм Роттердамский. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.

Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности. Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей.

Переход к индустриальной цивилизации

  • В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных основах, чем предшествовавшая ей традиционная. Х V II и Х VIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу к вступлению в индустриальную эру.

Урок-презентация разработан преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в учебных целях на основе учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета

Будь умным

» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>XV » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>-начало » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>XVII » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> вв. стали эпохой невиданного цвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> гуманизма. » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Впервые зародившись в Италии, это течение распространяется затем во всех странах Европы. В основе гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродетелей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистического индивидуализма. Культура в своем развитии ориентируется на возвращение к античности, усвоение ее классического наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т.д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители – Эразм Роттердамский, Т.Мор, Н.Макиавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этических вопросов, рассмотрением социально-политических проблем. В числе представителей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др. Возрождение проникает и в культурное развитие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.

» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Если в » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Нидерландах » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> революционные события носили, прежде всего, национально-освободительный характер, то в » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Англии » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> они приобрели антифеодальную окраску. Причины масштабного социального протеста, охватившего Англию в середине » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>XVII » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> века, крылись в самой сущности абсолютной системы. Неограниченность власти монарха, фактическое бесправие большей части общества препятствовали развитию государства по буржуазному пути. В Англии в годы правления Карла » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>I » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Стюарта (1625-1648 гг.) сложились все условия для начала революции: финансовые мероприятия правительства, ведущие к росту налогов и пошлин, внешняя политика короля, направленная на сближение с главным врагом страны – Испанией, гонения на английских кальвинистов-пуритан. Центром недовольства стала палата общин английского парламента, а идеологической основой протеста – пуританизм. Парламент был единственным учреждением, через которое общество могло заявлять свои интересы королю. Однако более 10 лет (1629-1940гг.) он не созывался, и Карл » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>I » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> правил единовластно. Лишь в 1640 году, когда королю потребовались новые средства для подавления очередного восстания в Шотландии, парламент был снова созван. Он сразу занял весьма радикальную позицию: были приговорены к смерти ближайшие советники короля, а 1641 году составляется «Великая ремонстрация», где были перечислены злоупотребления монарха и содержался призыв к власти править «в согласии с парламентом», т.е., фактически, к ограничению прав короля. После неудавшейся попытки вооруженного переворота Карл » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>I » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> бежал на север страны. Начинается гражданская война. Общество оказалось расколотым на сторонников парламента и роялистов, поддерживающих короля. Длительный и ожесточенный гражданский конфликт стал главной особенностью Английской буржуазной революции. Войну можно разделить на два этапа: первый (1642-1643гг.), в ходе которого королевские войска явно превосходили своих противников и медленно продвигались к центру сопротивления — Лондону, и второй (1644-1646гг.), когда парламентская армия, реорганизованная О.Кромвелем, членом парламента, одним из

Значение Николо Макиавелли в истории политической мысли

Еще одной особенностью эпохи можно назвать начало борьбы городов за политическую самостоятельность и независимость от феодальной знати, что неизбежно приводило и к идеологической борьбе. Именно горожанами позднего средневековья создавались «вольные университеты», ставшие первыми центрами светской культуры. В итоге уже в XIII веке в Европе, и прежде всего на юге Европы в Италии, происходит секуляризация — освобождение социальной и культурной жизни от влияния церкви. Единственной страной, в которой сохранялись порядки Инквизиции довольно долго оставалась Италия, где средневековье, по подсчетам историков, «задержалось» до начала XV века [ 1, с.45 ].

Рекомендуем прочесть:  Как проверить в домашних условиях зарядку аккумулятора

Биографию Макиавелли можно разделить на два этапа: годы государственной службы (1498-1512), когда он заявил о себе как о политическом деятеле, и годы изгнания (1512-1527), в продолжение которых создаются главные его произведения. Начиная с 1513 года, Макиавелли оказывается в вынужденном бездействии. В письме от 10 июля 1514 г. он писал: «Так долго продолжаться не может, такая бездеятельная жизнь подтачивает мое существование, и если бог не сжалится надо мною, то в один прекрасный день я покину свой дом и сделаюсь репетитором или писарем у какого-нибудь вельможи» [11, с. 109-110]. Однако именно в условиях политического бездействия он обрел продолжительный творческий подъем. Им написаны «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513-1516), читанные им в кругах «садов Ручеллаи», «Диалог, или Рассуждение о нашем языке» (1514-1516), «Золотой осёл» (1516-1517), перевод басен Плавта «Бельфагор» и «Андриа», комедия «Мандрагора» (1518), трак- тат «О военном искусстве» (1519-1520). Именно в этот период своей жизни Н. Макиавелли поставил вопрос о государе (princeps), который своей доблестью (virtus) мог бы соединить воедино рассыпавшиеся национальные части, с помощью своей сильной власти создать могучее централизован- ное государство, в рамках которого только и возможна гражданская жизнь и любая общественная инициатива [10, с. 180]. Речь идет прежде всего о «прагматике» в стратегии и тактике получения и достижения власти в непрерывно формирующейся политико-экономической реальности [2, с. 98]. Во Флоренции при феодальной организации общества власть имела знаково-символическое облачение. С одной стороны, это была власть непрерывных междоусобиц и столкновений между сеньорами, власть грабежа и взимания податей, а с другой стороны — верности сеньорам, церемониям и ритуалам [7, с. 421-439].

Макиавелли Государь Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации

Актуальность выбранной нами темы исследования, а именно «Государство и личность государя в трудах Николло Макиавелли» объясняется тем, что феномен политики, власти, морали и личности политика всегда обращали на себя пристальное внимание многих наук. Но в переходные периоды, когда вся социально-политическая система трансформируется, или оказывается под угрозой полного краха, вопросы принципов политической деятельности, в т.ч. моральных становятся первостепенными. Такой период настал сегодня и в жизни РФ, которая утверждается как правовое демократическое государство. При этом она переживала фазы острой политической борьбы и кризисов. Можно сказать, что политическая элита в РФ еще не сформировалась и вопрос соотношения государства и власти остается открытым, ведь случаи манипулирования общественным мнением, недобросовестной политической конкуренции и недостаточного уровня ответственности политиков и представителей власти перед народом остаются нередким явлением. В СМИ то и дело можно слышать полемику о макиавеллизме в современной политике России и стран мира. Поэтому целью написания нашей работы является анализ трактата трудов Николло Макиавелли, главным образом трактата «Государь» на предмет выявления в нем взглядов автора на государство и личность государя,, принципов политической деятельности идеального правителя, как с точки зрения эпохи Возрождения, так и современности. Исходя из цели, перед нами стоят следующие задачи:

Однако, благополучие Флоренции оказалось очень шатким. В 1508 г. началась Война Камбрейской лиги — противостояние союза правителей Священной Римской империи и правительства Венеции, которое было объявлено врагом Церкви. К 1512 г. Камбрейская (Священная) лига вытеснила из Флоренции французов, ранее поддерживавших республиканские порядки, а в 1512 г. подтвердила право Медичи на управление Флоренцией. С этого периода началась, т.н. Реставрация Медичи, длившаяся до 1527 г. Медичи торжественно вернулись в город, выплативший им контрибуцию, многие семьи — сторонники Республики бежали. Однако, Макиавелли не покинул город и 1513 г. был арестован по подозрению в заговоре. В тюрьме бывший советник Республики стойко отрицал свою вину, невзирая на пытки и угрозу казни. Поэтому он был освобождён и сослан в поместье около Флоренции, где прожил до 1520 г.

Презентация на тему — Переход к индустриальной цивилизации

Презентация «Переход к индустриальной цивилизации» в схематичном исполнении рассказывает историю перехода к индустриальному и постиндустриальному обществу, рассматривает предпосылки промышленной революции и историю зарождения и развития парламентаризма.

  • 18 век — «век безумный и мудрый»
  • Великие революции
  • США и Франция
  • Освобождение общества из-под власти государства
  • Господство государства над косным обществом
  • Изменение взаимодействия человека и природы
  • расширение хозяйственной сферы, рост числа городских жителей
Рекомендуем прочесть:  Отведение Сточных Вод Это

Учение Н

Его собственная карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали веревкой. В конце концов Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции).

Именно эту практику Макиавелли поднял на теоретический уровень “высокой политики” и попытался дать ей своеобразные оправдания. Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому “макиавеллизм” стал символом политического коварства.

Макиавелли Государь Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации

В макиавеллевских «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» обнаруживается один любопытный нюанс: «…люди поступают хорошо по необходимости; но, как скоро им предоставляется выбор и как скоро они могут действовать по произволу, немедленно возникают всевозможные смуты и беспорядки. Вот почему и говорят, – подчеркивает автор, – что голод и нужда делают людей искусными, а законы – добрыми» 15 .

Следовательно, несложно понять, что Макиавелли пытается трактовать закон как добродетель. Доказательством тому служит его рассуждение о том, что, «где дело хорошо само по себе, без всякого закона, там закон не нужен; но как скоро нет доброго расположения, необходим закон». И далее он утверждает, что «ни в коем случае нельзя основательно назвать государство неустроенным, если мы видим в нем столько примеров добродетели, ибо добрые деяния происходят от доброго воспитания, доброе воспитание – от хороших законов, а хорошие законы – от тех самых смут, которые многие безрассудно осуждают» 16 . Налицо конкретный пример диалектической интерпретации действительности. Подчеркнем, что мыслитель делает акцент на то, что смута как проявление насилия в какой бы то ни было форме может в современных условиях быть осуждена, остановлена и урегулирована не иначе как посредством закона. Именно в этом он видит оптимальный путь разрешения конфликтов. Настоящий вывод представляется нам принципиально важным, поскольку в нем содержится прямое указание на то, что проблемы насилия вообще и вооруженного в частности следует разрешать прежде всего с помощью закона. А это значит, что цивилизованное государство и все международное сообщество должны выработать целый комплекс правовых средств и методов, с помощью которых эту задачу – правового регулирования вооруженного насилия – можно и должно решить.

Каково значение идей Н

Такой важный вопрос, как ближайшее окружение государя — его советники — в контексте рассуждений Н. Макиавелли, имеет более широкое значение, чем просто выбор подходящих для столь важного дела людей. Н. Макиавелли считал, что об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.

Н. Макиавелли считал, что группа мудрых советников и поддерживающих их знатных людей позволяет государю умело управлять государством. В современном понимании этой группе советников, осуществлявших руководство обществом, было бы дано название — элита. Н. Макиавелли подразделял элиту — в зависимости от формы осуществления власти — на «львов» (сторонников неприкрытого насилия) и «лис» (предпочитающих гибкие методы). Уже в XX в. этот подход Н. Макиавелли послужил основанием для разработки современных теорий элиты.

Макиавелли Государь Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации

В конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. Выделяют два вида конституционных монархий – дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии монарх наделен преимущественно исполнительной властью (Кувейт, Иордания). В парламентской монархии монарх считается главой государства, но фактически выполняет лишь представительские функции. Законы принимаются парламентом. Право вето монархи в современном мире, как правило, не используют. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Оно осуществляет реальное управление страной. Все издаваемые монархом распоряжения должны быть подтверждены главой правительства. Монарх же выполняет важную функцию символа нации и верховного арбитра, обеспечивающего единство страны.

Задачи, которые решает государство, выражаются в его функциях. В отечественной литературе обычно выделяют внешние и внутренние функции государства. К внутренним относятся: экономическая, социальная, экологическая, обеспечение правопорядка и законности, культурно-образовательная, защита общественного строя, социальный арбитраж. Внешние функции: участие в решении глобальных проблем, обеспечение национальной безопасности, развитие взаимовыгодного сотрудничества.