Профилактическая Беседа С Подростком В Семье Поселилась Ложь

Профилактические беседы с подростками: советы для родителей

Бывают ситуации, когда подросток требует от родителей крупные суммы денег и сильно злится, если ему отказывают. В этом случае в ходе беседы с подростками необходимо объяснить цену денег, расписать семейный бюджет, предложить ребенку найти подработку. Работа для подростков на лето позволит научить детей ценить деньги и поможет им самостоятельно рассчитывать свой бюджет.

Если ваш ребенок не ночует дома, и случается это далеко не в первый раз, следует, во-первых, разобраться, почему это происходит. Скорее всего, ваш ребенок старается отстоять свое право считаться взрослым и независимым, нарушает заведенные правила. Что делать в этом случае? Сложность беседы с подростками заключается в том, что родителям придется забыть про приказной тон и фразу: «Ты обязан…». Старайтесь давить на жалость, немного хитрить. Пожалуйтесь, что волнуетесь за ребенка и не можете уснуть. Подросток должен почувствовать себя взрослым, ответственным за свои поступки, а вы в этом случае выступаете в роли маленького ребенка, которого бросили. Во время такой беседы с подростками важно договориться, что вы станете иногда отпускать детей ночевать у друзей, но лишь в том случае, если они предупредят заранее.

ЛОЖЬ В ОБЩЕНИИ

Вранье представляет собой чрезвычайно интересное явление. Ф.М.Достоевский в статье «Нечто о вранье» писал: «С недавнего времени меня вдруг осенила мысль, что у нас в России, в классах интеллигентных, даже совсем и не может быть не лгущего человека. Это именно потому, что у нас могут лгать даже совершенно честные люди. Я убежден, что в других нациях, в огромном большинстве, лгут только одни негодяи: лгут из практической выгоды, то есть прямо с преступными целями. Ну а у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные люди и с самыми почтенными целями».

Неправда – заблуждение – представлены наиболее характерные признаки неправды в общении людей. Такую разновидность неправды можно считать эквивалентом заблуждения: человек верит в реальность существования чего – то, но ошибается – в результате он говорит неправду, считая ее правдой.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе

Работа с обучающимися в школе – это процесс многоаспектный, весьма сложный и продолжительный по своему периоду. При этом педагогическому составу образовательных учреждений ставится довольно специфическая задача, а именно – профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Беседа в процессе таких мероприятий является наиболее действенным способом, позволяющим предотвратить возникновение ситуаций, когда человек совершает виновные деяния.
Но помимо этого школа должна обеспечить все возможности для того, чтобы осуществлялось нормальное развитие детей. В задачу педагога входит выявление учащихся, которые склонны к нарушениям морально-правовых норм. При этом важно изучение индивидуальных особенностей таких детей, а также причин нравственного отклонения личности.

Какие рекомендованы темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которые проводятся в рамках данного направления? Их достаточно много. Причем для осуществления мер по формированию у школьников здорового образа жизни педагог должен привлекать различных специалистов (медиков и психологов).

Цикл бесед — Человек – творец своей судьбы

Если вы теряете веру в себя, в другого человека, в душе происходит надлом, человек становится двуличным, лицемерным. Каким бы пороками не взошли семена безверия, человек делается нравственно толстокожим, этические ценности для него не существуют. Он зорко подмечает малейшие проявления безнравственности в окружающем мире, зло как бы притягивает его.

Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и отдалась на волю проведения. Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело, закрутила в своем круговороте и понесла на скалы. Разлетелись перья в разные стороны, как символ безволия. Другая же птица распрямила крылья, вытянула голову, расправила грудь и полетела навстречу ветру. Когда воздушная круговерть осталась позади, она почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе, и поняла она, что теперь она может лететь даже к солнцу. В минуты трудных испытаний нельзя складывать крылья – судьба не жалует слабых, она разбивает их при первой возможности нужно расправлять крылья и лететь навстречу буре! Тогда буря под натиском силы разобьется о каменную волю и разлетится слабыми перьями воздушных потоков!

Профилактическая Беседа С Подростком В Семье Поселилась Ложь

-Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди. Многие так заняты собственными проблемами и неурядицами, что на такую вещь, как фантазия, у них просто нет времени. А люди, которым удалось сохранить способность фантазировать, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа — создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.

— Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.

Беседа в классе о лжи и ее последствиях

На карточках, на которых ребята написали предложения, свое имя писать не нужно. Затем все карточки перемешиваются и складываются в коробку. Классный руководитель вытягивает карточку, К зачитывает ответы и дает учащимся право определить, о ком идет речь. Если ребята угадывают правильно, но по какой-то причине ученик не хочет это признавать, он может это не делать. Но, как правило, ученики седьмого класса с удовольствием играют в эти игры и не отказываются от написанного текста на их карточках.

Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Беседа с родителями: «5 причин, почему ребенок врет»

Повышение самооценки. Школьники лгут, чтобы повысить свой статус и лучше выглядеть в глазах товарищей. Например, они рассказывают, что встретили рок-звезду, известного спортсмена или актера, или преувеличивают богатство родителей. Если такое случается лишь время от времени, можно не беспокоиться о том, что ребенок врет: хвастовство и «игры в суперменов» для детей – обычное дело. Но если ребенок вновь и вновь преувеличивает свой социальный статус, это уже сигнал. Это значит, что ребенок врет систематически, потому что всерьез недоволен собой. В такой ситуации можно выяснить, почему он чувствует себя бесполезным или униженным. Может, на него не обращают внимания? Может, над ним смеются и унижают его?

Создайте в семье такую атмосферу, при которой ложь будет не нужна в принципе. Если ребенок знает, что может доверить родителям свои тайны, его поступки обсуждаются и принимаются, а наказание, не используется как инструмент воспитания, то мотива для лжи может никогда не возникнуть.

Социальная сеть здоровья

3. Третья причина – обида на родителей. Это случается когда родители более внимательны к младшему ребенку или постоянно ссорятся между собой, или даже развелись, а подростка отдалили от семьи. Нередко причиной лжи может послужить какие-то незначительные события, с точки зрения взрослых.

2. Вторая причина — желание вырваться из-под контроля. Когда ребенок становится старше, у него появляется потребность в большей автономности от взрослых. Ребенок начинает создавать такое недоступное для всех пространство, где хозяйничать может только он сам. Иногда желание быть независимым приводит подростков к совершенно бессмысленной лжи. Так, он может сказать, что был на тренировке, хотя на самом деле ходил в библиотеку. И это притом, что родители не ругали бы ни за библиотеку, ни за тренировку. Просто у подростка происходит процесс формирования своей частной, личной жизни. Это всего лишь признак взросления, и родителямне стоит зря расстраиваться.

Содержание диагностической беседы с подростком

– Как ты засыпаешь? Быстро или долго ворочаешься с боку на бок? Какой у тебя сон – поверхностный или глубокий? (Если подросток не понимает вопроса, то ему надо объяснить, что поверхностный сон – это сон чуткий, когда человек вроде бы и спит, но при малейшем шорохе просыпается и т.д.) Видишь ли сны? Какие сны ты видишь – цветные или черно-белые? Сколько часов спишь, высыпаешься или нет? Часто ли плохо спишь или в какие-то определенные дни, когда происходят определенные события в твоей жизни? Как встаешь – тяжело или легко? Какие испытываешь ощущения после сна – бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?

В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы. Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком. После этого ребенку следует предложить пройти тестирование, объяснив, что такое тесты, с какой целью они используются.

Цикл бесед — Человек – творец своей судьбы

Вот, ребята, мы с вами сыграли в проект “Мое будущее”. А ведь это может стать реальностью, хотя бы потому, что все задатки (способности) у вас есть. И все это мы можем осуществить только тогда, когда будем требовательно относиться к себе. Только тогда мы будем развиваться и совершенствоваться.

Главной целью своей воспитательной работы Макаренко поставил воспитание “нового человека”: “Мы должны прекрасно знать, что такое новый человек, какими чертами этот человек должен отличаться, какой должен у него быть характер, система убеждений”.

Проведение индивидуальной беседы с подростком в состоянии кризиса

«поиск источника эмоций» — подростку предлагается задуматься над своим эмоциональным состоянием и установить его причины, поскольку для лица находящегося в кризисном состоянии, часто характерно непонимание связей между поступками и реакциями на них. Например: «Как ты сейчас чувствуешь себя? Эти чувства (обиды, злости — перечислить) вызвало у тебя это происшествие?».

3. Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Необходимо выяснить у подростка, что является позитивно значимым для него в данный кризисный период. Совместный с педагогом поиск адекватных способов поведения придает подростку уверенности в своих силах, восстанавливает самооценку, способствует повышению ответственности за свое поведение.

Темы бесед с подростками

Многие старшеклассники не имеют и малейшего представления о том, к чему может привести систематическое употребление алкоголя или наркотиков. Темы бесед с подростками важны об этом, а для наглядности опять же – использовать примеры или доступные в интернете документальные фильмы.

Дети растут, изменяются и способы влияния на их поведение. Подростки – это еще не взрослые люди, но при этом с ними не работают уже те педагогические методы, которые использовались до наступления пубертатного периода.

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

ПОДРОСТКОВОЙ ЛЖИ И ИХ ПРИЧИНЫ
1.1
Феномен подростковой лжи
Сам факт подростковой лжи часто ставит и педагогов и родителей в тупик. Вроде бы, нет разумных оснований скрывать правду, а он явно лжет. Для начала нужно разобраться, что такое ложь. . Ложь – намеренное искажение действительности; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых невозможна или затруднена [9, 191]. Лживость – преднамеренное искажение действительности, создание у партнеров по общению искаженных представлений, введение их в заблуждение в корыстных целях или в целях избегания неблагоприятных последствий [9, 203]. Причины лжи. — Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие к взрослым. [14, 7]. В работе «Детская правдивость и лживость» [9] А. Сосновский указывает источником детской лживости пример воспитателей. По его мнению, самым пагубным образом воздействуют на детей: обещание или угрозы наказаний, которые не выполняются; преувеличение (1000 раз тебе говорила); высокие требования к поведению детей, но без контроля за выполнением и без элементарного положительного подкрепления; лживые рассказы воспитателей; требование от детей лжи (лесть, лицемерие, подлаживание); воспитание холодной вежливости-неискренности; принуждение давать обещание и просить прощения и др. Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе малыша беспричинно. В нем виноваты мы, взрослые. Не слишком ли мы скоры на расправу с детьми — Другой причиной детской лжи может быть желание малыша самоутвердиться. Такое болезненное стремление порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогического обращения с ним взрослых. Это приукрашивание черт собственного характера и качества своих близких, это 3
потребность выдавать желаемое за действительное. Нужно внимательно прислушаться к подобной лжи и попытаться найти в ней истину. Но начинать следует не с ребенка; в первую очередь необходимо перевоспитать самих себя [14, 8]. — Следующий вариант лжи — откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы. Это значит, что у ребенка живой, любознательный ум. И такую замечательную способность необходимо развивать и поощрять. Можно присоединиться к малышу и пофантазировать вместе с ним. Общение с ребенком поможет лучше понять его желание мечтать, создаст основу для взаимного доверия и духовной близости. Не путайте в данном случае ложь и фантазию [14, 9].
Виды лжи
. Вагин И. “Психология выживания в современной России” и Пол Экман в своей книге “Психология лжи” — выделяют два основных вида лжи:  умолчание (сокрытие правды);  искажение (сообщение ложной информации). При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия – он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее как истинную. Зачастую только сочетание умолчания и искажения приводит к обману, но в некоторых случаях лжец может достичь успеха, и просто не говоря всей правды [10, 56]. Умолчание представляют еще потому, что оно менее предосудительно, чем искажение. Оно пассивно, а не активно. Кроме того, умолчание всегда легче оправдать в случае раскрытия правды. Обманщик может сказать, что ничего не знал, или забыл, или намеревался открыться позже. Однако ссылаться на “забывчивость” можно не всегда, только в незначительных делах или по поводу событий, которые произошли достаточно давно [10, 58]. Также выделяют разновидности лжи, такие как: сообщение правды в виде обмана и особая ложь. Рассмотрим
эти формы лжи
: 1. Умолчание или сокрытие реальной информации . По мнению И. Вагина, “большинство людей не принимают этот вид лжи за, непосредственно, ложь. Человек не выдает искаженной информации, но и не говорит реальной. Однако, стоило бы присмотреться к такому виду обмана. 2. Искажение реальной информации, по мнению И. Вагина, это то, что мы и привыкли называть ложью. Когда нам, вместо реальной информации преподносят обман, выдавая его за правду, и тем самым, вводя нас в заблуждение. С такой ложью мы встречаемся каждый день, и именно эта ложь является самой опасной и самой неоправданной. 3. Сообщение правды в виде обмана. Человек говорит правду так, что у собеседника складывается впечатление, что он лжет, и истинная информация не принимается [10, 58-59]. 4. И. Вагин также выделяет особую ложь . Очень часто человек, который лжет, не считает себя лжецом потому, что сам верит в то, что говорит, а по сему 4
признаки лжи тут абсолютно не выражены. Он делает это подсознательно, не осознавая, зачем и почему. Обычно подобным образом лгут почти все, но эта ложь ни на что не влияет – она не серьезна. Она направлена на то, чтобы произвести впечатление на окружающих. Это бывает преувеличение реальных фактов, преподношение реальной истории, произошедшей с другими людьми за свою собственную и т.д. выдать такого лжеца очень часто может то, что он, по прошествии времени, забудет о сказанном и начнет противоречить себе [10, 60]. Кроме основных форм лжи, существуют различные ее разновидности, также существует два вида признака обмана — “ утечка информации и информация о наличии обмана” . Основными источниками обмана являются: манера поведения, выражение лица, интонация, оговорки, жестикуляция, слова, паузы, звучание голоса, движение головы, поза, дыхание, испарина, румянец или бледность – все это может “выдать” человека, если он в эту минуту говорит неправду. Лжецы обычно отслеживают, контролируют и скрывают не все аспекты своего поведения, они склонны тщательно подбирать слова [10, 61].
1.2.Основные причины подростковой лжи и склонности к утаиванию
Наиболее часто выделяются следующие причины подростковой лжи и склонности к утаиванию: 1) стремление избежать неприятных последствий (наказания, неловкости, стыда); 2) стремление добыть то, чего иным способом не получишь; 3) необходимость защитить от неприятностей кого-то значимого для ребенка; 4) желание добиться похвалы или проявления любви, завоевать признание и интерес со стороны окружающих; 5) стремление возвыситься над окружающими, доказать (испытать) превосходство над тем, в чьих руках власть, а в крайних случаях – выразить свою враждебность к нему; 6) охрана личной жизни, защита своей приватности [23, 271-272]. По отношению к ребенку необходимо проявлять такт и терпение. Если ваши отношения с ребенком построены на взаимном доверии, если ребенок знает, что вы уважаете его права и готовы пойти ему на помощь, то он будет откровенен с вами. В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратиться к вам, потому, что именно вы проявляете искренний интерес к нему и его проблемам. Проанализировав основные причины лжи, видим, что ложь является результатом неблагополучных отношений подростка с окружающим его миром. Конечно, иногда подростки используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства, возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Чаще всего ложь – это реакция подростка на травмирующие обстоятельства. 5
Ложь – это сигнал о том, что у ребенка есть проблемы. Самым эффективным способом борьбы с детской ложью является – стремление создания доверительных отношений, которые должны основываться на взаимном уважении. Профилактические методы борьбы с лживостью [18, 34]:  задумайтесь о причинах, которые способствуют лживому поведению ребенка;  постарайтесь устранить данные причины, которые побуждают ребенка ко лжи;  поговорите с ребенком “по душам” (не обвиняйте и не угрожайте);  старайтесь избегать агрессивных обвинений в адрес ребенка [16, 88]. Так как в данной ситуации, вы лишь все испортите, и ребенок будет продолжать вам и дальше лгать, он почувствует себя менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи. Из-за грубого отношения к нему, ребенок почувствует к вам враждебность, а это чувство не способствует установлению доверительных отношений [24, 385]. Ничто не ранит детскую душу, как несправедливость. В такой ситуации именно взрослый должен контролировать весь процесс и держать себя в руках в случае гнева и злобы, никогда не должен срываться на ребенке, и показывать свою ярость по отношению к нему. Воспитайте у ребенка чувство “открытости” по отношению к вам, еще одним из немало важных качеств, которое должно присутствовать у взрослых, должен быть: личный пример, родители и педагоги должны быть честными и открытыми с ребенком, даже в мелочах [24, 386]. Можно выделить следующие мотивы, побуждающие подростков ко лжи: а) защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной ситуации); б) защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или разочарование и т.д.); в) стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и т.д.); г) стремление унизить другого человека (месть, корысть, зависть, ненависть) [25, 74].
Реагирование на обман
. Чтобы подросток не стал злостным врунишкой, важно вовремя обратить на него внимание, попытаться изменить ситуацию, в которой он развивается, а не реагировать на его поведение только наказаниями. Самое эффективное средство борьбы с ложью — это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении [10, 77]. Первое, что необходимо сделать учителю или родителю солгавшего ребенка, — это разобраться в причинах лжи. Что-то предпринять в сложившейся ситуации можно только в тесном контакте с ребенком. Начать надо с разговора «по душам». Такой разговор полезен и в ситуации, когда вы только подозреваете, 6
что ребенок вам соврал, и когда у вас есть все доказательства его лжи. Вот что можно сказать ребенку в такой ситуации (советуют специалисты). Август Айхорн, австрийский психоаналитик, рекомендует воздержаться от выражений типа «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду» — гораздо более эффективно вести себя так, как будто ребенок сделал ошибку. Можно сказать: «Ты уверен в том, что сказал? Подумай хорошенько. Погоди-ка, расскажи мне еще раз» и т.д [10, 78]. Известный психолог и психиатр Алан Фромм рекомендует сказать подростку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем- то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать» [27, 54]. Американский психолог Пол Экман рекомендует заранее договориться с подростком о взаимном доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду». Естественно, данное ребенку обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его поступок [27, 35]. Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к спокойному обсуждению случившегося [27, 44]. В редких случаях требуется ваша немедленная реакция, обычно разговор можно отложить на время, когда все эмоции улягутся. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать. Он почувствует себя еще менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи [27, 46]. Из-за грубого обращения подросток может почувствовать по отношению к вам враждебность, а это чувство тоже не способствует установлению доверительных отношений. Возможно, подросток сам ищет подходящий момент, чтобы все вам рассказать. Не форсируйте события, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите его к откровенности [27, 52]. Ничто так не ранит детскую душу, как несправедливость. Помните: сколь очевидной ни казалась бы вина подростка, всегда остается вероятность несправедливого обвинения [20, 12].
1.3 . Психологические особенности подростковой лжи
. Самые большие трудности при обмане возникают из-за тех эмоций, которые человек ощущает в момент лжи, чем сильнее эмоции, которые необходимо скрывать, и чем их больше, тем труднее лгать. Чувства лжи скрывать очень трудно, кроме того, усилия, направленные на сокрытие, могут исказить и изображаемые положительные эмоции. При обмане отчетливо видны ошибки – в речи, голосе, движениях тела и в выражении лица. В речи признаки обмана проявляются и в подборе слов, и в самом голосе: речевые оговорки, 7
непоследовательность, многословие и паузы. Кроме того, сильные негативные эмоции, дают еще один признак – повышение тона [21, 59]. Также признаки четырех эмоций (страдания, страха, вины, стыда) проявляются в эмблемах (пожатие плеч), манипуляциях, приостановленных иллюстрациях и микровыражениях. Они видны в соответствующих движениях лицевых мышц, несмотря на все попытки лжеца контролировать свою мимику. Если обманщик знает, что жертва как бы не замечает ошибок, он меньше боится разоблачения, если он еще и убежден, что делает именно то, чего от него ждут, то практически не чувствует за собой никакой вины. Отсюда мы видим, что жертва, ждущая обмана, может не только попасться на крючок к лгунам, но и помочь им быстро, легко без сожаления обманывая, говорить правду, в которую все равно не поверят [12, 175].
Способы обнаружения лжи
. Особенности голоса и речи; движение глаз и мимика лица; соответствие жестов и поз содержанию передаваемой информации; особенности содержания и техники передачи информации характерные признаки неискренности, в том числе волнения, проявляющегося в голосе и речи при передаче ложной информации: — непроизвольное изменение интонации; — изменение темпа речи; — изменение тембра голоса; — появление дрожи в голосе; — появление пауз при ответах на вопросы, которые не должны были вызвать затруднения; — слишком быстрые ответы на вопросы, которые должны заставить задуматься; — появление в речи выражений, нетипичных для данного человека в обычном общении или исчезновение типичных для него слов и оборотов; — демонстративное подчеркивание (выделение) с помощью речевых средств (интонацией, паузами и др.) каких либо фрагментов передаваемой информации, маскируя или искажая истинное отношение к ней [10, 80]. Последний признак относится к группе приемов, сознательно используемых подростком для дезориентации другого человека, и может служить в качестве индикатора лжи при сопоставлении с другими данными. В обыденной практике, когда удается убедиться, что это именно прием, о таких случаях говорят, что человек «переиграл», пытаясь что-либо внушить другому [10, 81]. В большинстве случаев, пытаясь определить степень искренности собеседника, люди стремятся его видеть. Однако ученые считают изменения голоса даже более надежными индикаторами, чем выражение лица. Действительно, голос и особенности речи являются чрезвычайно информативным показателем эмоционального состояния человека [1, 227]. Одной из причин, по которой анализ изменений голоса способствует успешной индикации лжи, заключается в том, что человек из-за акустики черепа и других особенностей восприятия собственной речи слышит себя иначе, чем говорит на самом деле. Это достаточно отчетливо может зафиксировать каждый в 8
тот момент, когда приходится слышать свой голос, записанный на магнитофон. Люди, пытающиеся солгать, стремятся контролировать свое поведение, в том числе и звучание голоса, но они не могут точно знать в этот момент, насколько им это удалось, так как осуществить полный контроль звучания собственного голоса достаточно трудно [5, 22]. В отличие от голоса человеку лучше удается контролировать свое лицо. Ориентироваться только на лицо затруднительно, так как оно имеет слишком много параметров, требующих анализа при индикации лжи [2, 34]. Ориентируясь на лицо партнера по общению для индикации лжи, наблюдатель чаще обращает внимание на следующие параметры: 1) «Бегающий взгляд». Это традиционно отмечаемый признак, связанный с тем, что человек, не привыкший лгать или испытывающий по другим причинам тревогу во время ложного заявления, с трудом «держит взгляд» собеседника и отводит глаза в сторону [27, 25]; 2) Легкая улыбка , по данным исследований, такая улыбка часто сопровождает ложное высказывание, хотя может быть лишь формой проявления индивидуального стиля общения. Улыбка, сопровождающая ложь, позволяет скрывать внутреннее напряжение, однако не всегда выглядит достаточно естественной [27, 25]; 3) Микронапряжение лицевых мышц, в момент ложного сообщения по лицу как бы «пробегает тень». Видеосъемка позволяет зафиксировать при этом кратковременное напряжение в выражении лица, длящееся доли секунды [27, 26]. 4) Контроль партнера в момент ложного высказывания . Сообщая ложь, некоторые лгуны на короткое время концентрируют свое внимание на лице партнера, как бы пытаясь оценить, насколько успешно им удалось ввести его в заблуждение. 5) Вегетативные реакции , к ним относятся покраснения лица или его отдельных частей, подрагивание губ, расширение зрачков глаз, учащенное моргание и другие изменения, характерные для чувства стыда, страха и иных эмоций, сопровождающих неискренность на подсознательном уровне у людей, не привыкших лгать и испытывающих неловкость [27,27]. Практически любая реакция партнера по общению может интерпретироваться по-разному в зависимости от того, является ли она естественным проявлением индивидуального стиля общения и возможна для данного человека в данной ситуации, или же эта реакция вызвана иными причинами, в том числе, желанием скрыть истинное отношение к обсуждаемому вопросу. Рассмотрим ряд жестов, которые помогают выявить ложь, сомнение и мошенничество (по Аллану Пизу): Жест «рука к лицу» . Наблюдение, что лгуны часто пользуются этим жестом, подтверждено экспериментом, в ходе которого было замечено, что медсестры, лгущие пациентам о состоянии их здоровья, гораздо чаще подносили руку к лицу, чем их коллеги, которые говорили правду [15, 176]; Жест «прикрытие рта» . Прикрывание рта ладонью, пальцами или кулаком, 9
а также покашливание с прикрытием рта также обнаружены в арсенале лжецов. В случаях, когда подобный жест связан с оценочными позициями, сомкнутая ладонь лежит на щеке, а указательный палец часто показывает наверх [15, 176]. Жест «прикосновение к носу». В момент неискренности люди часто используют легкое потирание носа или быстрое прикосновение к нему, которые в отличие от действительного почесывания носа выглядят не так явно [15, 176]; Жест «потирание глаза» . При крупной лжи мужчины склонны отводить глаза и потирать их, а женщины — легко касаться глаза и потирать область под глазом. Этот жест может сочетаться со стиснутыми зубами и фальшивой улыбкой [15, 176]; Жест «оттягивание воротника» . А. Пиз, ссылаясь на исследования Д. Морриса, связывает этот жест с легким раздражением в чувствительных тканях лица и шеи, возникающим во время ложного заявления из-за появления пота [15, 176]. Из анализа содержания информации, на основании изучения следственной практики и литературных источников выявлена система, основанная на признаках лжи. [17, 23]. Система, основанная на признаках лжи 1. Противоречие высказываний другой собранной по данному вопросу информации, а также противоречие внутри самой информации [8, 45]. Ложь трудно продумать во всех деталях, поэтому лжец старается запомнить то, что считает наиболее важным среди осмысленных им обстоятельств. Некоторые из них в процессе подготовки ко лжи вообще им не осмысливаются. Часто ложь носит цепной характер — одна порождает другую, одно искаженное обстоятельство вынуждает вносить коррективы и в другие. Все это требует серьезных усилий и времени, что часто не позволяет лжецу тщательно продумать и все это запомнить. Основной прием выявления — уточняющие вопросы с упором на детализацию фактов [4, 56]. 2. Неопределенность, неконкретность сведений, содержащихся в дезинформации. Причина — изложение того, что не было пережито и поэтому лишь поверхностно закрепилось в памяти или быстро было забыто (хотя и обдумывалось при подготовке лжи). Отсутствие реальной деятельности, которая бы включала в себя так или иначе описываемые события и факты, делает изложение лжи лишенным активного компонента (в том числе и на грамматическом уровне) [4, 56]. 3. Чрезмерная, нарочитая точность описания событий (особенно отдаленных по времени) — следствие заучивания заранее подготовленной ложной информации [4, 57]. 4. Совпадение в мельчайших деталях сообщений нескольких опрашиваемых [4, 57]. Обычно несколько человек, которые наблюдали одно и то же событие, не дают его одинаковых описаний. Это имеет несколько причин: индивидуально- психологические различия, различия в психическом состоянии в момент развертывания событий, различия в мере активной включенности в 10
происходящие события, различия в точках наблюдения за событиями, селективность внимания и восприятия. Как следствие этого — внимание каждого из участников более или менее одинаково привлекают наиболее яркие и «крупные» признаки, детали же ими воспринимаются максимально индивидуально, что должно оказывать влияние на характер передаваемой информации [4, 57]. 5. Отсутствие в описании несущественных подробностей и деталей (с учетом естественного для опрашиваемого стиля изложения и интеллектуальных особенностей) [4, 57]. Выдуманное прошлое пассивно, искусственно, но не пережито субъектом. Единственная цель конструирования такого «прошлого» — введение в заблуждение, что и приводит к одностороннему описанию и селекции деталей. Исчезают несущественные добавки и те из них, которые типичны для данного человека при реальном переживании сходных событий [11, 44]. 6. Различное (не аргументированное ничем, кроме желания обмануть) объяснение одних и тех же событий на разных этапах общения. Часто трансформация объяснений вызвана забыванием человеком деталей своих прошлых вымышленных объяснений, что побуждает его давать новые истолкования событиям [4, 58]. 7. Исключительно позитивная информация о самом себе и отсутствие малейших сомнений в трактовке событий (не обусловленное соответствующими личностными особенностями). Правдивость человека не заставляет его останавливаться и перед изложением того, что может его невыгодно характеризовать (возможна частичная маскировка «негатива»). Правдивые люди обычно не скрывают и возникающие у них сомнения в объяснении некоторых фактов, что обычно не свойственно лжецу [4, 58]. 8. Настойчивое, неоднократное (навязчивое) инициативное повторение каких-либо утверждений (не обусловленное нейтральными причинами). Восточная мудрость гласит: «Ты сказал мне в первый раз — и я поверил. Ты повторил — и я усомнился. Ты сказал в третий раз — и я понял, что ты лжешь» [4, 59]. 9. «Проговорки» (оговорки) в ходе общения, т. е. невольное сообщение достоверной информации как следствие конфликтного соперничества в сознании человека правдивых и ложных вариантов объяснения или описания события [4, 59]. 10. Не типичные для данного человека (с учетом уровня общего развития и образования) выражения, термины и фразеологические обороты — свидетельство заучивания информации (возможно, подготовленной другим) [4, 60]. 11. Обедненность эмоционального фона высказываний — следствие отсутствия реальных эмоций в момент развертывания «реального» события. Правильнее говорить о неадекватности эмоционального фона личностному смыслу события, так как кроме схематичности, безликости и эмоциональной бледности может, хотя и реже, встречаться утрированная и нарочитая 11
эмоциональность [4, 60]. 12. Неуместные неоднократные ссылки на свою добропорядочность и незаинтересованность [4, 60]. Излишнее афиширование подобных добродетелей вызывает сомнение в правдивости информации [4, 60]. 13. Уклонение от ответа на прямой вопрос , попытки создать впечатление, что этот вопрос не понят или «забыт» [4, 61]. 14. Сокрытие того, что не может быть не известно говорящему, или забывчивость относительно очень личностно-значимых событий (не объяснимое психологической защитой) [4, 61]. Наличие у человека тенденций к манипулированию другими с помощью лжи формируется при соответствующих предпосылках воспитания и развития на протяжении длительного времени. Поэтому и приемы, которыми привыкают пользоваться люди подобного склада, очень индивидуальны. Возможны случаи, когда лгущий опережает события. Зная, что его могут заподозрить в неискренности, он начинает рассказывать свою версию происшедшего, чтобы сформировать у партнера психологическую установку на последующее восприятие невыгодной для себя информации. Диагностическим элементом выявления этого приема служит анализ уместности высказывания на тему, достоверность изложения которой может подвергаться сомнению [12, 175]. Чем более у человека выражена способность к «макиавеллизму», тем меньше вероятность определить у него неискренность по внешним признакам. В таких случаях следует делать больший упор на анализ содержания информации и продумывать тактику задаваемых вопросов. Легче сказать неправду, когда есть возможность к этому подготовиться. Внешние признаки волнения заметнее тогда, когда лгущему приходится сталкиваться с вопросами, ответы на которые он не мог подготовить заранее [7, 58].
Проблема выявления
неискренности является чрезвычайно сложной из- за множественности факторов, которые подлежат анализу. Поэтому опытный человек может зачастую достаточно точно определить ложь, но окажется в затруднении, если его спросить, как он это сделал. Попытка систематизации признаков, свидетельствующих о возможности присутствия неискренности, позволяет более целенаправленно подойти к развитию коммуникативной компетентности людей. Проанализировав основные причины детской лжи, трудно не увидеть, что ложь является результатом неблагополучных отношений ребенка с окружающим миром. Конечно, иногда дети используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства, возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Чаще всего ложь – это реакция ребенка на травмирующие обстоятельства [22, 63].
Классификация лжи
. Если рассматривать ложь как передаваемую информацию, то следует выделить: — настоящую ложь; — полуправду; 12
— ложь по умолчанию. Если мы подойдем к этой проблеме со стороны морали, нравственности, то необходимо выделять ложь намеренную с обязательной выгодой и ложь альтруистическую, так называемую, морально оправданную ложь, используемую во благо другого человека [27, 67]. Применительно к современному обществу можно перечислить немало случаев, когда ложь считается социально оправданной. Если рассматривать ложь с позиции мотивов, то можно выделить ложь эгоистическую, ложь из озорства, ложь из хвастовства и т.д. [10, 71]. Нет одной и общепринятой типологии лжи, существует значительное количество различных видов лжи, которые ученые выделяют и описывают в зависимости от точки зрения на сущность проблемы. Ряд ученых предлагают классифицировать ложь по следующим критериям [13, 112]: — по источнику происхождения лжи; — по степени осознания ложности высказывания; — по силе мотивации обмануть и способу предъявления лжи. По источнику происхождения ложь может быть: социальная и индивидуальная. Соответственно, индивидуальная ложь может выступать как сознательная — ложь, которая осознается лжецом, имеет определенные мотивы, цели, выгоду и как бессознательная — ложь которая не осознается и не приносит выгоды. Сознательная ложь по способу предъявления может быть утверждающей (преувеличение, клевета, оговор, притворные болезни) и отрицающей (отрицание вины, укрывательство), пассивной (ложь-умолчание), но зачастую эти виды, причудливо переплетаясь, образуют смешанные виды лжи. Сознательная ложь может быть инструментальной, когда она выступает как средство, инструмент для осуществления каких-либо собственных желаний и получения выгоды; реактивной, когда ложь спонтанно осуществляется в ответ на какую-либо угрозу (например, в защиту себя или другого); немотивированной, когда лгун не преследует никаких целей [12, 112]. Кроме этого, вероятно, необходимо выделять ложь в связи с тяжестью ее последствий: — ложь с неприятными последствиями, — ложь с приятными последствиями, — ложь без последствий. Последний критерий, может играть существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступать как одно из оснований, определяющих отношение ко лжи [12, 113]. СЛАЙД
2. Профилактика склонности подростков к лжи
2.1. Организация работы по профилактике подростковой лживости. Человек рождается не умеющим лгать. Однако в процессе жизни у него 13
формируется не только определенное понимание лжи, отношение к ней, но и опыт ее использования в различных ситуациях. Наиболее значимым периодом в формировании системы отношения человека ко лжи является подростковый возраст. В начале года, я стала изучать теорию вопроса о подростковой лживости, и мне стало интересно, а как же обучающиеся моей группы понимают ложь и каковы особенности отношения к ней, была поставлена задача: учить говорить правду. СЛАЙД Был разработан и проведен с детьми цикл бесед «Учимся говорить правду».
Цель:
Совершенствование нравственных норм и качеств личности.
Задачи:
1. Дать определение лжи с научной точки зрения и нравственных норм обще- ственной морали; 2. Познакомить с современными технологиями распознания обмана; 3. Воспитывать нравственные качества: правдивость, порядочность и др.; 4. Коррекция пробелов воспитания детей. В ходе занятий ребята узнали о правде и лжи в истории человечества. Им было предложено выбрать высказывания, которые объясняют историческое происхождение лжи. Слайд .Все варианты ответов имели место. В ходе беседы были использованы знания истории древнего мира. В древней Греции и Риме лжи почти не было. По законам этих государств каждый человек мог безнаказанно сказать правду другому человеку, даже самому царю. И за слова расплачивались только словами. На занятии «Правда и ложь народной мудрости» знакомились с культурой разных стран. Слушали аудиозапись сказки о правде и кривде, пробовали объяснить пословицы. Слайд В ходе беседы «Лгать -здоровью вредить» говорили о том, что лгун испытывает стресс, а это сказывается на всем организме. Говорили о причинах лживого поведения. Слайд. Сделали вывод, что в основе всех причин лежит несовершенство человека : страх, лень, недоверие или неуважение к людям. Чем совершеннее человек, тем меньше у него необходимости лгать. В конце занятия работали с раздаточным материалом. Слайд. Практически все указали, что лгут для того чтобы избежать наказания. На занятии о разновидности лжи говорили о том, что ложь имеет разные формы; важно быть честным не только с другими, но и с самим собой, утаить часть правды — тоже обман. Ребятам был предложен перечень разновидностей лжи и вместе пытались объяснить значения слов . Слайд. Учились распознавать ложь, говорили о том, кому чаще всего лгут. Чаще всего люди обманывают себя. Преувеличивают или недооценивают себя и свои способности. После игр пришли к выводу, что легче признаться во лжи, когда 14
есть оправдание. Это неплохо. Труднее говорить правду при всех. На занятии «Как противостоять обману и защититься от обмана» говорили, что можно сделать, чтобы избежать самообмана. (Не давать поспешных обещаний, не бояться наказания, сразу не соглашаться, если тебе не нравится, чтобы потом не увиливать и не лгать, быть уверенным, думать хорошо о других людях и др.) Есть самый простой и верный способ защититься от обмана — быть честным самому. Но есть и другие способы. Слайд. Было предложено прочтитать их и отметить те, которые помогали увидеть чей-то обман. Это задание оказалось трудным. Что же делать, если тебе лгут. Ответы были разные… Пришли вместе к выводу, что нужно постараться понять почему человек это делает. Можно пропустить мимо ушей придуманные истории или преувеличения.(н., сегодня я отжался 40 раз) Но есть ситуации, когда нужно показать, что ты понял, что человек лжет (н., когда ложь может обидеть, когда выманивают деньги или заставляют сделать что-нибудь плохое) . Если чья-то ложь становится очень опасной, ребенок должен сказать об этом взрослому, которому доверяет. Итак, выводы: п од ложью учащиеся понимают вранье, обман, зло, недоверие, предательство, хитрость, неприятность. Большая часть учащихся считает, что ложь социально опасна. Практически все учащиеся в той или иной степени признают себя лгущими и считают, что все люди лгут. Ко лжи учащиеся прибегают для того, чтобы избежать наказания, скрыть содеянное, помочь кому- то в трудной ситуации, или же просто по мелочам. Большинство учащихся может определить ситуации обмана. Сами ученики очень редко признаются в своей лжи другим. Многие из них при этом отмечают, что лгут чуть ли не с детского сада или с начальных классов. По мнению большинства подростков, ложь портит человека, приводит к еще большим неприятностям, разоблачению и потере доверия со стороны окружающих или даже к гибели человека. Учащиеся класса считают, что ложь недопустима в важных делах, в семье и дружбе, хотя неоднократно были свидетелями проявления лжи в этих сферах жизни. В своем ближайшем окружении учащиеся обнаруживают не слишком много лжи. При этом считают, что для того, чтобы лжи было меньше, надо говорить правду или избегать ситуаций, когда приходится лгать. Практика показывает, что у чащиеся старших классов относятся ко лжи более лояльно и допускают ситуации, когда ложь применима и имеет положительные стороны.
Мораль у подростков находится только в формирующемся состоянии. В

Рекомендуем прочесть:  Где В Липецке Можно Купить Проездной На Автобус

ВВЕДЕНИЕ
Наверное, не существует на свете человека, который бы хоть раз в жизни не обманул. Взрослые, задаются вопросом: «А почему подростки лгут?» Ответов на данный вопрос можно найти много. Отношение ко лжи может быть различным. Однако следует помнить, что если подросток лжет постоянно, то потом ему будет очень сложно остановиться. Детская ложь сначала забавляет нас, а потом начинает огорчать. Как правило, большинство взрослых опасаются, что ложь – это признак порочного характера подростка, что из маленького обманщика вырастет лишенный нравственных принципов человек. Многие педагогики и родители теряются и не знают, как дальше строить свои отношения с подростком, уличенным во лжи, можно ли ему теперь верить, наказывать ли его? Взрослые часто не знают, что ложь – это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем подростка. Поэтому, чтобы правильно вести себя в подобной ситуации, педагоги и родители должны разобраться в причинах, побудивших ребенка солгать. Для решения проблем, необходимо лишь разобраться в возникшей ситуации, и понять причину, по которой ваш ребенок говорит не правду. Лживость подростка может объясняться не только недостаточным развитием нравственного поведения, малым количеством лет, но и плохим воспитанием. Иногда, взрослые сами провоцируют подростка на ложь, запугивая его, поступая с ним несправедливо, лишая его своей заботы и внимания, подавая ему пример лживого воспитания. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что подростковый возраст – является одним из самых сложных и важных периодов человека. Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости. Что же происходит в этот период с личностью и разумом взрослеющего человека? Что думают подростки о себе и о своем будущем, о своих отношениях с взрослыми? При этом важно подчеркнуть, что именно данная возрастная группа через несколько лет будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан нашей страны, а в ближайшем будущем, составит основной слой людей, от которых, в значительной мере, будет зависеть ее развитие. Именно педагог и семья должны в особой мере обращать внимание на подрастающее поколение, прививать им ценности, нормы, правила, для того, чтобы подростки успешно социализировались в обществе. Чтобы решить проблему подростковой лжи, следует работать совместно и взрослым и подросткам, слышать и понимать друг друга. Взрослым следует уважать мнение подростков, и принимать их видение решения проблемы, поддерживать в сложных ситуациях. Проблема подростковой лжи рассматривалась ранее большинством российских педагогов: Макаренко А.С., Ушинским К.Д., Сухомлинским В.А., а также иностранными учеными – психологами: Кембеллом Р., Ремшмидтом М и другими. Однако, решения, предлагаемые ими, не могут быть реализованы в полном объеме без учета изменений в психологии современных подростков, 2
произошедшими за последнее время в реальной действительности, без учета мнения самих подростков. Какова же роль профилактической работы с подростками, склонными ко лжи. Задача занятия : выявить основные причины подростковой лживости и разработать меры воздействия на них, чтобы успешно устранить склонность ко лжи.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Рекомендуем прочесть:  Вбд В Чечне Ожидает Денежный Подарок От Путина

Беседа для родителей — Трудности подросткового возраста

Ваши желания оградить ребенка от беды, от негативного опыта, с которым он не справится, вполне понятны, тем более если мы при этом хотим не задеть его самолюбия и чувство собственного достоинства. Но не будем обманывать сами себя, используя слово «контролировать». Объективно наши возможности контроля невелики. Правильней говорить о том, чтоб организовать такое влияние на ребенка, которое было бы сильнее негативного влияния со стороны. Для этого мы должны быть уважаемы нашими детьми. Мы должны с ними много и часто разговаривать, обсуждать события своей семьи, их школьную жизнь. В этих разговорах тактично давать оценки тем или иным явлениям, подталкивая ребенка к правильной позиции.

Даже совместный поход по магазинам может стать предметом для долгого и очень приятного разговора. Сходите вместе в кино, театр, найдите возможность съездить вместе на экскурсию. Тема профессии тоже неисчерпаема, можно говорить о том, как вы сами выбирали профессию. После похода на «дни открытых дверей» поделиться воспоминаниями о годах своего студенчества. Будьте открытой и искренней, делитесь своими переживаниями. Возможно, ваша ребенок просто не умеет говорить о том, что ее интересует. Слушая вас, он будет этому учиться. Заведите традицию совместных ужинов или чаепитий. Только без телевизора или компьютера! Ваша ребенок уже взрослый и не нуждается в специальных педагогических ситуациях, поэтому не нужно ничего придумывать, живите рядом с ним. Ребенка нужно гладить и обнимать, желательно, не один раз за день. И не только ребенка, тактильный контакт важен для всех. Считается, что даже грипп протекает легче у тех людей, которых близкие люди обнимают, гладят, ласково прикасаются. Правда, прикоснуться к подростку не всегда просто. Это должны быть очень мягкие мимолетные касания, в которые вы вложите максимум любви и нежности. И постарайтесь не обидеться, если в ответ вы услышите «Ну, мама!» от своей дочери или сына. Сделайте прикосновения еще осторожней, но не отказывайтесь от них совсем.

Рекомендуем прочесть:  Какие имеет льготы вдова инвалида чернобыльца

Почему подростки врут? Как с этим бороться

Большинство детей с уважением и трепетом относятся к своим родителям даже в период сложного подросткового возраста. Они знают все тонкости натуры родных. Чтобы их не огорчать своим поведением или оценкой подростки недоговаривают, не сообщают или просто врут, приукрашивая факты. Таким образом, они ограждают родителей от лишних переживаний.

Бывают ситуации, когда подростки врут не всегда, а только в случае неприятных разговорных моментов. В основном это касается дружбы, любви и сексуального воспитания. Несовершеннолетние, стараясь скрыть некоторые моменты или вообще не имея желания такие темы оговаривать, начинают лгать. Такое случается по причине не налаженного контакта с ребёнком. Он не может полностью раскрыться и рассказать всё как есть. Совет психолога поможет установить этот контакт, но стоит знать, что здесь проблема может быть не только в подростке, поменяться должен и родитель.

Профилактика уходов из дома несовершеннолетних

Конечно, это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.

4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником.