Размер Госпошлины За Оспаривание Кадастровой Стоимости Земельного Участка

Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости

Если истцом при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка предъявляется требование к органам государственной власти, органам местного самоуправления, касающееся признания недействительными нормативных правовых актов (нормативных актов), принятых данными органами, то при подаче данного иска государственная пошлина уплачивается в размерах, определенных подп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (300 руб. для граждан и 4500 руб. для организаций).

Если истцом подается в суд иск об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с требованием о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, издавших этот акт, незаконными, то при подаче данного иска государственная пошлина уплачивается в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (для граждан — 300 руб., для организаций — 2000 руб.)

Какой размер госпошлины за рассмотрение административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

Как оспорить кадастровую стоимость, и не переплачивать налог на имущество

С 1 января 2021 года в России постепенно вводится новый порядок расчета налога на имущество физических лиц. Пионерами его применения стали 28 регионов, в том числе Москва, Самарская, Рязанская и Тверская области, применяющие его уже с 2021 года. С 2021 года на новый порядок перешли жители еще 21 региона России, в том числе Санкт-Петербурга, Вологодской, Брянской и Воронежской областей. Остальные регионы России также обязаны перейти на новый порядок до 2021 года.

Следует отметить, что хотя налоговая инспекция обязана самостоятельно рассчитать и направить налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 409 НК РФ), однако в случае непоступления такого уведомления каждый налогоплательщик обязан сообщить налоговому органу о наличии объектов недвижимого имущества. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).Таким образом, неполучение уведомления о необходимости уплаты налога, не освободит от него.

Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости

Сведения о том, как, когда, кем и по чьему заказу была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости вместе с отчетами о проведении кадастровой оценки хранятся в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Получить их можно онлайн на сайте Росреестра или на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru.

  • если кадастровая стоимость была определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки — к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (в отношении московской недвижимости в роли заказчика обычно выступает Департамент городского имущества, но уточнить эту информацию вы можете в Управлении Росреестра по Москве);
  • если кадастровая стоимость была определена при постановке объекта на кадастровый учет (или в результате внесения изменений в него) — в отделение Росреестра по месту расположения объекта недвижимости.

Об уплате госпошлины при подаче в суд искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В случае если истцом подается в суд иск об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с требованием о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, издавших этот акт, незаконными, то при подаче данного иска государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.

Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости

Размер госпошлины за подачу искового заявления, содержащего несколько требований неимущественного характера, в арбитражный суд определен в пункте 22 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2021 No 46 >, где указано, что если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 ст. 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.

Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер госпошлины для физических лиц составляет 300 рублей; для организаций — 6 000 рублей.

Как самостоятельно рассчитать госпошлину в суд и кто от уплаты госпошлины освобожден

При подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке: если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса; если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса. Стоимость выделяемых помещений должна быть пропорциональна выделяемой доле.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ по искам о признании права собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта.

Процедура и порядок оспаривания кадастровой стоимости земельного участка

Гражданин, в распоряжении которого находится угодье, в особых случаях может быть заинтересован в увеличении размера выплаты по страховке или пересмотре в большую сторону суммы материального ущерба. В таких ситуациях его интерес состоит в переоценке кадастровой стоимости земли в сторону ее повышения.

  • органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • органа, в полномочия которого входит проведение процедуры государственной кадастровой оценки;
  • органа исполнительной власти федерального уровня, который Правительство РФ наделило полномочиями на ведение кадастрового учета (орган регистрации прав).

Оспаривание кадастровой стоимости нескольких земельных участков

Но попробуйте сделать так. Оплатите 300 рублей. Как за иск имущественного характера, не подлежащий оценке. Пока только за одно требование, которое будет примерно таким — «признать кадастровую оценку не соответствующей действительности»

Рекомендуем прочесть:  Защита Прав Потребителей В Гражданском Праве 2021

С 15 сентября 2021 года вступил в силу новый Федеральный закон — Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), глава 25 которого регламентирует процедуру рассмотрения дел по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости.

Новые правила оспаривания кадастровой стоимости, как оспорить кадастровую стоимость недвижимого имущества образец заявления о пересмотре кадастровой стоимости

Более того, прежде чем обратиться в суд, необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора. То есть, вначале необходимо обратиться в специальную комиссию, созданную Росреестром, иначе суд оставит иск без рассмотрения.

И так эта категория споров передана в ведение судов общей юрисдикции. Однако формулировки поправок допускают неоднозначное толкование, из-за чего у некоторых юристов до сих пор нет уверенности в правильности такого понимания новых норм.

Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости

  • убедиться в наличии веских причин для обращения, например, имуществу нанесён ущерб в результате обстоятельств непреодолимой силы либо финансовое положение, за исключением собственности, на которую не может быть обращено взыскание, не позволяет единовременное покрытие;
  • написать заявление (составляется в свободной форме);
  • добавить ходатайство и все подтверждающие тяжёлую обстановку бумаги к судебному иску.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Как оспорить кадастровую стоимость

Кадастровая стоимость — сумма, в которую государство оценивает ваше жилье или землю. От кадастровой стоимости зависит, сколько налогов и платежей вы отдадите в российскую казну. К сожалению, кадастровую стоимость зачастую считают некорректно — в итоге люди переплачивают десятки тысяч рублей, просто потому что не знают, как оспорить решение государства.

По действующему законодательству РФ оспорить кадастровую стоимость можно двумя способами: через комиссию Росреестра или в суде. Физические лица могут сразу обращаться в суд, юридические обязаны пройти через комиссию.

Размер госпошлины при подаче искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка

В соответствии с ч. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

В соответствии со статьей 24.18. Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 135-ФЗ) физическими лицами результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Размер госпошлины

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Бациева В.В., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. —
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Аверс» о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2021 по делу N А27-4849/2021 Арбитражного суда Кемеровской области.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Аверс» — Абакумов Г.В., Лобанов Н.Г.;
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — Афанасьева И.В., Турчина М.О.;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области — Турчина М.О.;
от федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» — Берестянская Е.В., Боронина Н.А., Рогова А.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Маковской А.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
На основании государственного контракта от 29.06.2021 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник — Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее — управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее — кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее — отчет кадастрового центра).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2021.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее — федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2021 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2021 N 39 (далее — Методические указания).
Постановлением коллегии администрации Кемеровской области (далее — коллегия) от 27.11.2021 N 519 утверждены представленные управлением средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам).
Постановлением коллегии от 27.11.2021 N 520 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38 271 кв. метр, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 125 (далее — спорный земельный участок), принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью «Аверс» (далее — общество) на праве собственности, был определен в размере 6 184 рублей 34 копеек за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 236 679 639 рублей 27 копеек. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Общество обратилось в управление с заявлением об исключении из названного кадастра сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости.
Письмом от 03.03.2021 N 07/12-1266 управление отказало обществу в исключении из государственного кадастра недвижимости таких сведений.
Полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, а действия заинтересованных лиц по проверке и утверждению результатов кадастровой оценки земельного участка, определению и внесению его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости были незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области со следующими требованиями к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — федеральная служба), управлению и кадастровому центру:
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, проведенной кадастровым центром по заказу и под контролем управления;
о признании недействительным пункта 7 акта проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2021 N 2 — решения федерального агентства о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельного показателя его кадастровой стоимости;
о признании незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее — Правила), Методическим указаниям и Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2021 N 215, действий федерального агентства, управления, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости;
о признании недействительным решения управления об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости, оформленного письмом от 03.03.2021 N 07/12-1266;
о возложении обязанности на управление исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости.
Для участия в деле в качестве третьего лица привлечена коллегия.
Общество, ссылаясь на подготовленный по его заказу обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма «Инком Прайс» (оценщиком) отчет (далее — отчет оценщика), согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 41 598 000 рублей, указало на то, что кадастровая стоимость многократно превышает рыночную стоимость спорного земельного участка, является недостоверной, получена с нарушением требований статьи 66 Земельного кодекса, Правил и Методических указаний. В частности, общество обратило внимание, что в отчете кадастрового центра не имеется исходных данных о проведении кадастровой оценки спорного земельного участка методами массовой оценки рыночной стоимости, отсутствуют документы о проведении кадастровым центром статистического анализа рыночных цен, поэтому сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка не могут считаться достоверными.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.07.2021 в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения управления об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, оформленного письмом от 03.03.2021 N 07/12-1266, отказано, заявление в остальной части удовлетворено.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 17.01.2021 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменил, в остальной части судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции общество, ссылаясь на нарушение норм материального права, единообразия в толковании и применении норм права, просит его отменить, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В отзывах на заявление федеральная служба, управление, кадастровый центр, коллегия просят оставить постановление суда кассационной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене, дело — направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, признания недостоверным пункта 7 акта проверки отчета кадастрового центра от 24.11.2021 N 2, признания незаконным действия, выразившегося в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости данного участка, суд первой инстанции указал на то, что в материалах дела не представлено доказательств проведения кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен. Суд также сослался на отсутствие доказательств, свидетельствующих о соблюдении порядка построения статистической модели (в том числе определения факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации), исходных данных рыночной информации, использованных при определении кадастровой стоимости, на непредставление доказательств, подтверждающих проведение управлением предварительной проверки и федеральным агентством проверки отчета кадастрового центра.
Отменяя судебные акты в части удовлетворения заявления, суд кассационной инстанции исходил из положений абзаца четвертого пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2021 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» (далее — письмо от 30.05.2021 N 92), где разъяснено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлением коллегии от 27.11.2021 N 520, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки спорного земельного участка, по мнению суда кассационной инстанции, может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании названного постановления.
Также суд кассационной инстанции указал, что Кемеровский областной суд в ходе рассмотрения гражданского дела N 3-149/09 по заявлению иного лица об оспаривании постановления коллегии от 27.11.2021 N 520 установил, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена согласно требованиям федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с соблюдением административных процедур; отчет проверен федеральным агентством, которым принято решение о соответствии отчета Методическим указаниям. После получения положительного заключения результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были утверждены постановлением коллегии от 27.11.2021 N 520, опубликованным в установленном порядке.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции счел, что данные обстоятельства не подлежат доказыванию в настоящем деле.
Учитывая изложенное, указав на то, что управление свои полномочия по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка реализовало согласно требованиям законодательства, внесенные сведения соответствуют результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке постановлением коллегии от 27.11.2021 N 520, действия управления не нарушают прав и охраняемых законом интересов общества, суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении заявления общества.
Между тем судами при разрешении спора не учтено следующее.
Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговой кодекс), является нарушение прав общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Однако в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2021 N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и общество воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Тем не менее пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2021 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Следовательно, неверен вывод суда кассационной инстанции со ссылкой на абзац четвертый пункта 1 письма от 30.05.2021 N 92, что соответствующий спор может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании постановления коллегии от 27.11.2021 N 520, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Вместе с тем является необоснованной позиция судов первой и апелляционной инстанций, рассмотревших заявленные обществом требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как усматривается из материалов дела, обществом был представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка. Однако суд первой инстанции не дал оценки этому отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков (приложение N 7 к отчету).
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Поскольку судами спор по существу заявленных требований рассмотрен не был, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Рекомендуем прочесть:  Останутся Ли Подведомственные Санатории В Системе Мвд

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка. Я истец юр. лицо. Требуем изменить кадастровую стоимость на рыночную на основании нашей экспертизы, которая подтвердится экспертизой суда. Какой размер госпошлины(в рублях) за данный иск к Россреестру?
http://krasnodar.arb. ocess/duty/calc

Как оспорить кадастровую стоимость

  • Кадастровая справка о кадастровой цене (можно заказать онлайн как и выписку из ЕГРП) объекта недвижимого типа. В ней должен находиться справочный материал об оспариваемых итогах вычисления кадастровой стоимости.
  • Копия правоопределяющего документа на недвижимый объект – в случае подачи заявления лицом, имеющим право на недвижимый объект. Ее должен заверить нотариус.
  • Документы, доказывающие ложную направленность информации об объекте недвижимого типа, примененные при вычислении его кадастровой цены (если основанием подачи заявления выступает именно это обстоятельство).
  • Отчет об оценке оценочного объекта. Он должен быть как на бумаге, так и в электронном формате – если заявление подается в силу причины определения в отношении объекта недвижимого типа его рыночной цены.
  • Физические лица – если результаты вычисления кадастровой стоимости влияют на их права и обязанности;
  • Юридические лица – аналогично физлицам.
  • Органы госвласти, органы МСУ – если речь идет о недвижимых объектах, владельцами которых выступает государство либо муниципалитет.