Размер Государственной Пошлины За Оспаривание Кадастровой Стоимости 4 500

Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости

Подать административный иск вы можете лично либо онлайн на сайте Мосгорсуда (для этого требуется быть зарегистрированным пользователем портала gosuslugi.ru). Также с помощью сервиса вы можете отслеживать движение поданных вами обращений и получить результаты их рассмотрения.

Оспорить кадастровую стоимость можно двумя способами — в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Росреестра либо в суде. При этом физические лица при обращении в суд предварительно обращаться в комиссию не обязаны.

Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости

Если истцом подается в суд иск об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с требованием о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, издавших этот акт, незаконными, то при подаче данного иска государственная пошлина уплачивается в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (для граждан — 300 руб., для организаций — 2000 руб.)

Если истцом при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка предъявляется требование к органам государственной власти, органам местного самоуправления, касающееся признания недействительными нормативных правовых актов (нормативных актов), принятых данными органами, то при подаче данного иска государственная пошлина уплачивается в размерах, определенных подп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (300 руб. для граждан и 4500 руб. для организаций).

Какой размер госпошлины за рассмотрение административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости

Размер госпошлины за подачу искового заявления, содержащего несколько требований неимущественного характера, в арбитражный суд определен в пункте 22 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2022 No 46 >, где указано, что если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 ст. 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.

На основании вышеизложенного следует, что при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления, содержащего несколько требований неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается за каждое самостоятельное требование.

Как оспорить кадастровую стоимость, и не переплачивать налог на имущество

Законом установлены ограниченные сроки для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Обратиться в суд по этой категории споров можно лишь в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов. Однако если на момент обращения в суд кадастровая стоимость объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости уже изменилась, то оспаривать предыдущую стоимость уже нельзя (п. 3 ст. 245 КАС РФ).

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Оспаривание кадастровой стоимости нескольких земельных участков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста можно ли в одном иске об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка указать три участка или надо на каждый участок отдельный иск? У двух участков дата определения стоимости одна, у одного участка другая.

С 15 сентября 2022 года вступил в силу новый Федеральный закон — Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), глава 25 которого регламентирует процедуру рассмотрения дел по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости.

Госпошлина в суд

В остальных случаях госпошлина для административных дел будет аналогичной гражданским делам, в том числе при подаче апелляционной жалобы — 150 руб., при подаче кассационной жалобы по административному делу — 150 руб., при подаче надзорной жалобы — 300 руб.

  • до 20 000 рублей — 4 % цены иска, но не менее 400 рублей;
  • от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 рублей;
  • от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3200 рублей плюс 2 % суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5200 рублей плюс 1 % суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • свыше 1 000 000 рублей — 13200 рублей плюс 0,5 % суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.

Размер госпошлины при подаче искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка

Причем, согласно Закону № 135-ФЗ, пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2022 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ № 28) для физических лиц обращение в Комиссию с заявлением не является обязательным. Аналогичное правило распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ) Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Размер госудаоственной пошлины по делам об оспаривании кадастровой стоимости

Указанная в постановлении (решении) (наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления) стоимость объекта недвижимости в размере (______) рублей является завышенной (либо недостоверной), поскольку его действительная рыночная стоимость составляет (______) рублей, что подтверждается Отчетом об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости от «__» _______года, составленным (Ф.И.О.

4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2022 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2022 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2022 г. № 149/54-144.

Рекомендуем прочесть:  Закон 2022 года матерям одиночкам будет платить ЗАГС

Как оспорить кадастровую стоимость

Нужно подать документы в комиссию ведомства Росреестра и приложить заполненное на месте заявление с указанием личных данных и причин обращения. Заявка рассматривается в течение месяца, после чего вас уведомят о решении. В случае отказа, в течение 3 месяцев вы можете обратиться в суд с тем же запросом.

Если электронной версии выписки достаточно, пошлина обойдется в 250 рублей. Оффлайн через перечисленные выше службы — от 350 рублей, в зависимости от сложности справки. Если вам нужна стандартная выписка, документы будут готовы уже через 5 дней.

Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского городского суда)

Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения (п. 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2022 N 28). Следовательно, неправильное ее определение (завышение по сравнению с рыночной стоимостью) влечет увеличение налоговых обязательств истца, в частности, по уплате земельного налога (например, Определение Московского городского суда от 06.04.2022 N 4г/3-1605/15, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2022 по делу N 33-15607).

Если выяснится факт отсутствия необходимых документов, судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ, извещает об этом административного истца и предоставляет разумный срок для устранения недостатков.

Госпошлина при оспаривании кадастровой стоимости

Если гражданин не принадлежит к одной из групп, освобождённых от пошлины по закону, то в некоторых случаях, связанных с обращением в судебную инстанцию, он может рассчитывать на послабление. Как правило, такое решение принимается исходя из имущественного положения обратившегося. Каждая ситуация рассматривается в частном порядке, поскольку нормативные акты не содержат внятного регламента на этот счёт.

  • лиц, предъявляющих требования, при этом, необходимая сумма должна быть перечислена до подачи заявления, ходатайства или жалобы;
  • ответчиков, в случае, когда решение принимается не в их пользу, а истец освобождается от государственного сбора.

Оспаривание кадастровой стоимости

Начиная с 01.01.2022 г. сведения о новой кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, будут учитывать при определении налоговой базы с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости, а не с момента подачи заявления. Это означает, что если заявление об оспаривании кадастровой стоимости, установленной в 2022 г., будет удовлетворено в 2022 г., то налоговые платежи станут пересчитывать с 2022 г. – с даты внесения кадастровой стоимости.

В зависимости от основания оспаривания, нужно предоставить либо документы о недостоверности исходных данных об объекте недвижимости, либо отчет об установлении действительной рыночной стоимости объекта недвижимости на ту же дату, когда устанавливалась кадастровая стоимость.

Размер госпошлины

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Бациева В.В., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. —
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Аверс» о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2022 по делу N А27-4849/2022 Арбитражного суда Кемеровской области.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Аверс» — Абакумов Г.В., Лобанов Н.Г.;
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — Афанасьева И.В., Турчина М.О.;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области — Турчина М.О.;
от федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» — Берестянская Е.В., Боронина Н.А., Рогова А.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Маковской А.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
На основании государственного контракта от 29.06.2022 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник — Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее — управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее — кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее — отчет кадастрового центра).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2022.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее — федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2022 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2022 N 39 (далее — Методические указания).
Постановлением коллегии администрации Кемеровской области (далее — коллегия) от 27.11.2022 N 519 утверждены представленные управлением средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам).
Постановлением коллегии от 27.11.2022 N 520 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38 271 кв. метр, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 125 (далее — спорный земельный участок), принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью «Аверс» (далее — общество) на праве собственности, был определен в размере 6 184 рублей 34 копеек за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 236 679 639 рублей 27 копеек. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Общество обратилось в управление с заявлением об исключении из названного кадастра сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости.
Письмом от 03.03.2022 N 07/12-1266 управление отказало обществу в исключении из государственного кадастра недвижимости таких сведений.
Полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, а действия заинтересованных лиц по проверке и утверждению результатов кадастровой оценки земельного участка, определению и внесению его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости были незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области со следующими требованиями к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — федеральная служба), управлению и кадастровому центру:
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, проведенной кадастровым центром по заказу и под контролем управления;
о признании недействительным пункта 7 акта проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2022 N 2 — решения федерального агентства о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельного показателя его кадастровой стоимости;
о признании незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее — Правила), Методическим указаниям и Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2022 N 215, действий федерального агентства, управления, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости;
о признании недействительным решения управления об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости, оформленного письмом от 03.03.2022 N 07/12-1266;
о возложении обязанности на управление исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости.
Для участия в деле в качестве третьего лица привлечена коллегия.
Общество, ссылаясь на подготовленный по его заказу обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма «Инком Прайс» (оценщиком) отчет (далее — отчет оценщика), согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 41 598 000 рублей, указало на то, что кадастровая стоимость многократно превышает рыночную стоимость спорного земельного участка, является недостоверной, получена с нарушением требований статьи 66 Земельного кодекса, Правил и Методических указаний. В частности, общество обратило внимание, что в отчете кадастрового центра не имеется исходных данных о проведении кадастровой оценки спорного земельного участка методами массовой оценки рыночной стоимости, отсутствуют документы о проведении кадастровым центром статистического анализа рыночных цен, поэтому сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка не могут считаться достоверными.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.07.2022 в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения управления об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, оформленного письмом от 03.03.2022 N 07/12-1266, отказано, заявление в остальной части удовлетворено.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 17.01.2022 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменил, в остальной части судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции общество, ссылаясь на нарушение норм материального права, единообразия в толковании и применении норм права, просит его отменить, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В отзывах на заявление федеральная служба, управление, кадастровый центр, коллегия просят оставить постановление суда кассационной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене, дело — направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, признания недостоверным пункта 7 акта проверки отчета кадастрового центра от 24.11.2022 N 2, признания незаконным действия, выразившегося в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости данного участка, суд первой инстанции указал на то, что в материалах дела не представлено доказательств проведения кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен. Суд также сослался на отсутствие доказательств, свидетельствующих о соблюдении порядка построения статистической модели (в том числе определения факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации), исходных данных рыночной информации, использованных при определении кадастровой стоимости, на непредставление доказательств, подтверждающих проведение управлением предварительной проверки и федеральным агентством проверки отчета кадастрового центра.
Отменяя судебные акты в части удовлетворения заявления, суд кассационной инстанции исходил из положений абзаца четвертого пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2022 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» (далее — письмо от 30.05.2022 N 92), где разъяснено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлением коллегии от 27.11.2022 N 520, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки спорного земельного участка, по мнению суда кассационной инстанции, может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании названного постановления.
Также суд кассационной инстанции указал, что Кемеровский областной суд в ходе рассмотрения гражданского дела N 3-149/09 по заявлению иного лица об оспаривании постановления коллегии от 27.11.2022 N 520 установил, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена согласно требованиям федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с соблюдением административных процедур; отчет проверен федеральным агентством, которым принято решение о соответствии отчета Методическим указаниям. После получения положительного заключения результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были утверждены постановлением коллегии от 27.11.2022 N 520, опубликованным в установленном порядке.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции счел, что данные обстоятельства не подлежат доказыванию в настоящем деле.
Учитывая изложенное, указав на то, что управление свои полномочия по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка реализовало согласно требованиям законодательства, внесенные сведения соответствуют результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке постановлением коллегии от 27.11.2022 N 520, действия управления не нарушают прав и охраняемых законом интересов общества, суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении заявления общества.
Между тем судами при разрешении спора не учтено следующее.
Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговой кодекс), является нарушение прав общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Однако в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2022 N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и общество воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Тем не менее пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2022 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Следовательно, неверен вывод суда кассационной инстанции со ссылкой на абзац четвертый пункта 1 письма от 30.05.2022 N 92, что соответствующий спор может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании постановления коллегии от 27.11.2022 N 520, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.
Вместе с тем является необоснованной позиция судов первой и апелляционной инстанций, рассмотревших заявленные обществом требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как усматривается из материалов дела, обществом был представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка. Однако суд первой инстанции не дал оценки этому отчету с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков (приложение N 7 к отчету).
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Поскольку судами спор по существу заявленных требований рассмотрен не был, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Рекомендуем прочесть:  В Каком Месте Размещается Лицевой Счет На Квитанции

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка. Я истец юр. лицо. Требуем изменить кадастровую стоимость на рыночную на основании нашей экспертизы, которая подтвердится экспертизой суда. Какой размер госпошлины(в рублях) за данный иск к Россреестру?
http://krasnodar.arb. ocess/duty/calc

Оспаривание кадастровой стоимости

Перед составление искового заявления всегда необходимо проконсультироваться, наш адвокат подскажет по вопросу оспаривания кадастровой стоимости. Так как в силу статей 56 ГПК РФ и 65 АПК РФ те обстоятельства, на которые сторона по делу ссылается как на основание своих требований обязана их доказывать, бремя предоставления суду документов, подтверждающих тот факт, что кадастровая стоимость не соответствует рыночной ложиться на плечи истца.

  • выписка из ЕГРН, которая должна содержать информацию о КС;
  • копия правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа на объект, при этом нотариально заверенная;
  • документы, которые подтверждают доводы заявителя о недостоверной информации об объекте, которая была использована при определении кадастровой стоимости;
  • отчет о рыночной стоимости объекта на дату, когда была установлена величина. При этом отчет должен быть составлен на бумаге и в электронном виде.