Значение Философии Права В Профессиональной Деятельности Юриста

Философия права

Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Под естественным же правом, как правило, подразумеваются идеальные первоосновы права. Понятие «естественное право» выражает глубинную сущность права, а его «идеальность» проявляется в том, что оно: во-первых, существует в сознании (правосознании) как его установка (хотя и находит выражение в формах поведения); во-вторых, представляет собой идеал, т.е. очищенную от случайностей форму должного в отношениях между людьми.

Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формирование которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации. «Тот, кто полагает, что обойдется без философского обоснования функционирования правовой системы, — пишет французский философ права Г.А Шварц-Либерман фон Валендорф, — в действительности бессознательно руководствуется своей «личной», доморощенной философией, рискуя кончить блужданиями в потемках правовой дисгармонии».

Философия и право

Значительную роль играет философия и в профессиональной подготовке юриста. Ведь известно, что право как сфера человеческой деятельности тесно связано с философией Фундаментальные проблемы права, такие как справедливость свобода и равенство, вина и ответственность и др., е одновременно и существенными философскими проблемами, а их решения связано с основными философскими вопросами о сущности человека и смысл его жизненно я, о онтологическую структуру мира и способы его познания.

Человечество вошло в третье тысячелетие обременено множеством проблем острыми среди них является международный терроризм, многочисленные региональные и межэтнические конфликты, экологическая, сырьевая, продовольственная проблемы распространение наркомании и СПИДа, вместе с другими глобальными проблемами поставили человечество на грань выживания. В этой ситуации вопрос мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в жизни общества, ответственности за свои дела и поступки становятся определяющими В становлении же мировоззренческой культуры человека философия играет главную роль Именно философия помогает человеку решать и проблемы его бытия, смысла существования, обосновывает приоритетные ценности в жизни общества, определяет приемлемые пути и способы достижения этих ценностей.

Вопрос ные функции философии

наивысшего расцвета достигла в Древней Греции. В целом философия вырастает из религиозно-мифологического отношения к миру и противостоит этому мировоззрению. Характерными чертами возникающей философии, которые отличают ее от религии и мифологии и роднят с наукой, являются: доказательность, логическая обоснованность, аргументированность.

проблема соотношения материальных и духовных явлений, материи и сознания; изучение закономерностей познавательной деятельности, ее форм, способов, методологии; исследование общих законов и форм человеческого мышления; выяснение происхождения и сущности человека, цели и назначения человеческого существования; определение сущности и общих закономерностей человеческого общества; проблема ценностных отношений между человеком, обществом и природой.

Роль и значение философии права в системе юридического знания

Говоря о соотношении теории государства и права и философии права,следует заметить, что они органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем они не взаимозаменяют друг друга. Ибо если теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, то философия права, согласно сложившемуся о ней представлению, имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия.

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

ВВЕДЕНИЕ (о философской культуре юриста)

Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения юридического факультета НГАУ по направлениям 030900.62 Юриспруденция, 036401.65 Таможенное дело, 031001.65 Правоохранительная деятельность. Издание содержит советы по написанию и оформлению реферата, а также структурированную согласно изучаемым разделам дисциплины, примерную тематику рефератов по философии. В приложениях даны образцы оформления обложки и содержания реферата по дисциплине «философия».

Гносеологическая культура юриста представляет собой понимание особенностей познания социальной и правовой реальности. Методологическая культура юриста предполагает владение философскими, общенаучными и специальными методами, используемыми при решении задач правотворчества и правоприменения. Применение права – это практическая деятель­ность, направленная на реализацию права в жизни современного общества, поэтому разработка принципов и методов применения права также входит в круг методологии права и формирует методологическую культуру специалиста.

Философия права и личность юриста

В совокупности развитые у юриста знания, умения и навыки познавательной деятельности, а также выработанные алгоритмы взаимодействия с другими людьми, сформированные приёмы и правила познания и практического соединения полученных результатов познания с нормами права будут составлять его методологическую культуру.

Такая культура вырабатывает идеалы будущего социального устройства, новые принципы и другие регулятивы, позволяющие выявлять новые нравственные ориентиры, опережающие свой этап жизни человека и общества, выявлять новые качественные признаки других социальных норм и форм общественного сознания, в том числе и права.

Философия в деятельности юриста это

В условиях обострения социальных, политических, экологических, экономических и многих других проблем современного общества возрастает необходимость более качественной подготовки специалистов юридического профиля. Принятие новых государственных стандартов Российской Федерации в области высшего и среднего специального образования предусматривает повышение уровня профессионального образования будущих юристов. Особое значение в процессе подготовки юристов отводится изучению философии, формирующей методологическую и мировоззренческую основы их профессиональной деятельности. Ответственные решения, которые принимает сотрудник органов правопорядка относительно отдельной личности и государственных дел, зависят не только от его правовых знаний, но также от его общечеловеческих качеств, мировоззренческих установок. Формированию именно этих качеств всегда способствовало познание философии. Принцип плюрализма предоставляет каждому человеку возможности собственного выбора идейных исканий и определения собственных мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций.

Рекомендуем прочесть:  При Продаже Недвижимости До 1 Миллиона Налог

Структура философского знания, как видно из рассмотрения, непосредственно выражает предмет философии как науки. Отсюда вытекает и порядок, последовательность ее изучения. На базе понимания содержания философии разрабатываются учебные программы и тематические планы ее изучения с учетом профиля высшего учебного заведения и профессиограмм конкретных специальностей в каждом вузе.

Значение философии права в подготовке будущих юристов

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагаю­щее место и значение, которое занимает философия права в сис­теме юридических и других гуманитарных наук и учебных дис­циплин, предметами изучения которых является право и госу­дарство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяже­нии многих столетий.

Хотя философия права не ставит своей целью решение кон­кретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядо­чить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее все центральные, фундаменталь­ные проблемы правоведения находят свое решение или, по край­ней мере, их обоснование именно на философском уровне. В этом как раз и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоя­тельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Значение философии права в формировании профессионального правосознания

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Значение философского знания для юриста

Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений: Специфика социального познания Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры.

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности. Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;2) нормативность.

Нужна ли философия современному юристу

Надо ли лишать молодого специалиста таких обобщающих и развивающих знаний, какие дает философия? Философия культивирует гуманистические ценности и идеалы, способствует ценностной ориентации человека, поиску своего места в жизни, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни, а значит, учит жить. Аксиологическая функция философии особенно усиливается в переломные периоды истории государства и общества. Русский юрист П. И. Новгородцев отмечал: функции философии состоят в разработке общественного идеала, который и может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. В январе этого года в Москве в Общественной палате РФ прошел второй Гражданский форум «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке». На его пленарном заседании будущий президент России Дмитрий Медведев отметил, что Правительством РФ готовится программа долгосрочного социально-экономического развития до 2022 г., одним из главных направлений которой являются социальные отрасли, и прежде всего сам гражданин. Правительство РФ будет добиваться, чтобы вся социальная деятельность и экономическая работа государства были направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей. Именно человек должен стать не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства. Но эту задачу нельзя решить без философского мышления, философского взгляда на мир, государство, общество и человека. Невозможно разрабатывать продуктивные стратегические, социокультурные проекты развития государств и народов, не понимая их места и роли в истории человечества. Это важно и для юристов, работа которых связана с социальными отношениями между людьми, деятельностью институтов социализации и социального контроля. Для юриста крайне важно знать объективные закономерности, действующие в обществе и в отношениях между людьми; понимать место права в системе средств социального регулирования, уяснить действительную роль права в жизни современного общества, оценить его возможности, условия и границы применимости; понять связь различных теорий девиантного поведения (и преступности) с общими социологическими закономерностями и категориями (которые действуют везде — в школе, парламенте, тюрьме) и т. д. Будущие юристы должны иметь представление о генетической социальной природе человека (в том числе преступника), о роли сознательного и бессознательного в деятельности и поступках человека, природе и сущности социальных общностей (народов, наций) и государства, о нравах преступной среды и многое, многое другое. Жизнь показывает, что юристы, ориентированные на сиюминутные интересы и прагматизм, не способны создавать хорошие законы. Ярким примером непродуманного законотворчества является новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Не успел он вступить в силу, как были внесены отдельные изменения и дополнения, а часть приложений к нему изложены в новой редакции. А ведь большинство специалистов предупреждали, что проект УПК не доработан. Но если студенту с натяжкой можно выставить удовлетворительную оценку, то жить по «троечным законам» людям невозможно. Изучение философии помогает преодолеть синдром «юридического идеализма», при котором первой реакцией на любую возникшую социальную проблему становится намерение принять новый закон . К сожалению, подобный синдром весьма распространен в наших коридорах власти, среди депутатского корпуса. ——————————— См.: Курганов С. И., Кравченко А. И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2001. С. 5.

Рекомендуем прочесть:  Прожиточный минимум по Башкирии на 2022 год

Философия — особая форма познания человеком мира, удовлетворяющая потребность человека в едином постижении природы, общества и духа, поиске начала начал, причины причин… Философия удовлетворяет потребность человека в целостном охвате закономерностей мироздания, в едином постижении природы, общества и человека. Поиск ответов на вечные вопросы заложен в самой природе человека. Быть может, это главный результат эволюции человека. Другие живые существа не философствуют. Это — чисто человеческая привилегия. За время своего существования философия прошла огромный исторический путь: возникали, развивались, сменяли друг друга школы и направления, расширялись и уточнялись области философского освоения действительности, углублялось понимание человеком самого себя и окружающего мира, развивались способы познания действительности. Однако во всех учениях есть нечто общее: философия — особый способ осмысления человеком мира и самого себя. Философское знание выражается в предельно широких понятиях-категориях: бытие, материя, сознание, пространство, время, общее — особенное — единичное, причина — следствие и др.; во всеобщих, универсальных законах мира, точнее трех миров: природного, социального и духовного, взятых в совокупности и в отдельности. В рамках философии исследуется природа познания, отношение знания к реальности, условия его достоверности и истинности, особенности существования в системе культуры и коммуникаций. Однако в процессе обучения студенты часто забывают об общности и целостности мира, ибо им предлагают как можно раньше определиться со специализацией, т. е. тем сегментом профессиональной деятельности, которым они ограничат всю свою дальнейшую жизнь. Специализация происходит в соответствии с выполнением учебных планов, в которых по «полочкам» и «ящичкам» раскладываются «предметы», «дисциплины», последовательно изучаемые на различных курсах. Студент привыкает к делению на дисциплины как к естественному и начальному ходу вещей, начисто забывая, что сама-то природа (как естественная, так и социальная и человеческая) знать ничего не знает о нашем делении на «удельные княжества». Природа живет по законам единого и гармоничного целого, к реализации которых стремится и человеческое общество, и отдельная личность. Но можно ли без философии осмыслить эту целостность мира? Философия как наука о предельном знании занимает особое место в структуре современной науки и культуры. Наряду с дифференциацией наук существует противоположная тенденция — интеграция, в соответствии с которой членение научного знания по ведомственно-дисциплинарному принципу не оправдывает себя. На его место приходит проблемный принцип членения научных исследований, при котором для решения проблемы привлекается целый комплекс дисциплин и направлений исследований. И в этом комплексе дисциплин философия занимает главенствующее место. Во-первых, потому, что она вырабатывает проблемы, идеи, которые питают науку: хаос (еще Эпикур задавался вопросом, откуда взялся хаос), космос, ноосфера… Философия всегда актуальна. Философские проблемы буквально окружают нас. Достаточно открыть утреннюю газету, чтобы убедиться в этом. Во-вторых, потому, что помогает решать частнонаучные проблемы. В науке, естествознании есть решенные проблемы, к которым ученые не возвращаются. Есть проблемы долгосрочные (проблема тканевой совместимости, злокачественных опухолей, новых источников энергии и др.), которые будут разрешены окончательно со временем. Если же частнонаучная проблема не решается, то она переводится на философский уровень. Возникают философские проблемы частной науки — это такие теоретические частнонаучные проблемы, решение которых требует философской интерпретации. Как вспоминал один из создателей науки XX в. — геохимии — и учения о биосфере В. И. Вернадский, он впервые на лекциях Д. И. Менделеева осмысливал химию не как науку об абстрактных химических элементах и их сочетаниях, а как способ познания жизни Земли и Космоса, структуры и динамики Мироздания . ——————————— См.: Менделеев Д. И. К познанию России. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 20.

Философия права

«Бесцельно ставить вопрос о законности такого рода исследований, — справедливо отмечал С. Франк, — он оправдан уже исторически как естественное удовлетворение нашего неискоренимого постоянного запроса человеческого духа. Запроса, выражающегося в постоянной духовной озабоченности людей о том, что есть подлинная правда, что должно в их общественной жизни».

Рекомендуем прочесть:  Приказ О Дисциплинарном Взыскании Водителя Из За Аварии

Для иллюстрации этого феномена можно воспользоваться созданным А. Шопенгауэром образом развивающегося научного знания как бесконечно увеличивающейся в своих размерах сферы: чем значительнее ее объем, тем больше у ее поверхности точек соприкосновения с непознанным. Этому образу соответствует познавательный парадокс: чем больше мы знаем о праве, тем больше тайн и загадок возникает перед исследователем. Таким образом, область исследования философии права лежит на пересечении этих тайн, загадок и ее задача заключается в их раскрытии.

Значение философии права для подготовки юристов

Задачи и объекты применения сравнительно-правового метода. Сравнительный метод и изучение правовых систем федеративных государств. Сравнительный метод и международное право. Основные виды сравнительных исследований правовых систем: Диахронное и синхронное сравнение. Внутреннее и внешнее сравнение. Макро- и микросравнение. Нормативное сравнение. Функциональное сравнение. Тема 3.

Он должен научиться контролировать мышление со стороны его формы, сознательно управлять этим процессом: проверять его правильность, предупреждать возникновение логических ошибок, а также находить их и исправлять. В этом смысле значение формальной логики несомненно велико. Однако следует избегать традиционного заблуждения, которое проявляется в утверждении, что логика учит человека мыслить.

Зачем юристу философия

— Сегодня на этот предмет ведутся оживленные дискуссии, в ряде учебных заведений преподавание данных «мировоззренческих» дисциплин сильно сокращено. Но я думаю, что это неправильно. Для юриста, пожалуй, больше чем для представителей большинства других профессий, важна широта мировоззрения. Хороший юрист – а я говорю не о рядовом клерке, выполняющем техническую работу, а об успешном, высококвалифицированном специалисте – всегда должен быть готов решать нестандартные, нетривиальные задачи. Найти выход в сложной договорной схеме, истолковать туманный и неясный текст правовой нормы, сформировать стратегию в запутанном судебном деле – все это требует широкого взгляда на вещи. В том числе и понимания того, как действует право, что оно из себя представляет, где начинается и где кончается.

— Мне казалось, большая часть юридических вопросов решается либо в действующих законах, либо в юридической практике? То есть юристу скорее нужно знать, где найти ответ, чем пытаться формулировать его самостоятельно.

Значение философии права в подготовке будущих юристов

Идеал нового правового государства.
Зарождение новой философии права.
Макиавелли.
Философия права в эпоху Реформации.
Боден и Боссюэт.
Английские учения XVI и XVII столетий.
Политические учения Англии в эпоху Реформации и революции.
Гоббс и Фильмер.

В книге представлены самые известные сочинения по философии права выдающегося русского философа ?. Н. Трубецкого (1863-1920): «Лекции по истории философии права», Лекции по энциклопедии права», «Социальная утопия Платона» и др. Ориг.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ОТРАСЛЕВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Характерной особенностью современного развития научного знания является образование своеобразного поля пересечения, активного взаимодействия и взаимопроникновения различных, казалось бы далеко друг от друга стоящих наук, теоретических концепций и методов познания, что обогащает их и приносит исключительно плодотворные результаты. Если в прошлом внутренняя связь наук имела весьма ограниченные пределы и сами эти связи были очень слабыми, то со временем контакты между науками расширялись и углублялись, между науками возводились «мосты», их контакты превращались в устойчивые отношения. На смену слабым связям и контактам наук приходило их взаимодействие, взаимопроникновение, на основе которых образовывались двуединые или даже многоединые науки. В соответствии с этим процессом начали вырисовываться и новые методологические подходы, когда один и тот же объект исследуется сразу несколькими науками или объединенными в единую целостность двумя науками и более (например, молекулярная биология, атомная энергетика, астрофизика, космонавтика, математическая экономика, логика, лингвистика и т. д.). Новизна этого методологического подхода состоит прежде всего в том, что к исследуемому объекту применяются всеобщие диалектические, обще- и частнонаучные методы не только одной науки, но и ряда наук. При этом методы различных наук взаимодействуют, проникают друг в друга, объединяются, интегрируются, создавая ранее неизвестные, своеобразные инструменты познания.

Философия права есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самой, философией и комплексом юридических наук, применяемых в процессе исследования специфики правовой действительности, ее развития и преобразования. Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, а в результате изучения конкретных проявлений права. В процессе такого изучения постепенно обнаруживалось, что всем правовым объектам свойственны общие черты, особенности, которые могут быть познаны с помощью определенных подходов, способов, методов, приемов. Так зарождалась и обогащалась философия права, основной, главный смысл которой состоит в гносеологическом обслуживании отраслевых юридических наук, изучающих отдельные, особенные и частные проявления права. Следовательно, философия права — продукт философии, общей теории права и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием.