Сравнить Институт Опеки И Институт Попечительства Различия

Сравнить Институт Опеки И Институт Попечительства Различия

Опекун ребенка заботится о его воспитании и образовании, выступает представителем опекаемого при защите его прав и интересов. Однако опекун (попечитель) не вправе распоряжаться имуществом ребенка; а опекаемый, в свою очередь, не имеет прав наследовать имущество опекуна.

Патронаж Для обеспечения и защиты интересов граждан, не обладающих дееспособностью или обладающих ею частично, существует институт опеки и попечительства. Он позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью опекунов и попечителей. Опека устанавливается над лишенными родительского попечения малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Основы римского права

Понятие договора купли-продажи, порядок его заключения, права и обязанности сторон. Полная правоспособность в римском праве. Характеристика общей концепции римской правовой культуры. Правовые особенности прекращения обязательств. Казусы в римском праве.

Характеристика системы римского частного права. Принципиальное различие институтов опеки и попечительства. Право собственности, возможность существования права собственности нескольких лиц на одну и ту же вещь. Личные гарантии обязательств, понятие иска.

Сравнение опеки и попечительства различия

Ильмира Маликова: Здравствуйте. У микрофона Ильмира Маликова. Сегодня мы вновь продолжаем тему, которая посвящена детям-сиротам и решению проблем, которые стоят перед усыновителями. В студии Алексей Головань – эксперт по вопросам детства, директор Центра «Соучастие в судьбе». Здравствуйте, Алексей Иванович. Алексей Головань: Здравствуйте. Ильмира Маликова: Мы, когда с вами говорим о судьбе детей, которых усыновляют или берут под попечение, давайте, ещё раз дадим определение, что такое «опека», что такое «попечительство». Алексей Головань: Дети-сироты – это те дети, у которых умер один или оба родителя, а дети, оставшиеся без попечений родителей — дети, в возрасте до 18 лет, у которых родители или один из них лишён родительских прав, без вести отсутствует, если родитель ограничен в правах, если родители находятся в местах лишения свободы.

Если такие лица находились под чьим семейной властью, то вопрос о защите их интересов не возникало. Но если они такого семейного защиты не имели, то вставал вопрос об их охране. Этой цели служил институт опеки (tutela) и попечительства (кура). На протяжении длительной истории этот институт резко менял свой характер. В древние времена, когда еще были сильны родовые связи, опека над недееспособными лицами была делом всей семьи.

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Новацией проекта явилось осуществление опеки над малолетними до достижения ими двадцати одного года, а также отобрание детей от порочных родителей для помещения их на воспитание в добропорядочную семью, приют или иное соответствующее учреждение. Проект принят не был, а, следовательно, он не оказал влияния на формирование института опеки и попечительства над несовершеннолетними в России. После революции 1917г. форма устройства детей приняла общегосударственный характер в силу того, что в результате Гражданской войны множество детей оказались без попечения родителей, появилась категория беспризорников, зачастую пополнявших ряды криминальных структур. Предметом особого внимания Советского государства стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка в духе новой идеологии.

В Соборном Уложении 1649г. права опекуна и подопечного по сравнению с предыдущим законодательством были расширены, но само понятие опеки как правового отношения не было регламентировано. Устанавливается предельный возраст подопечного (15 лет), что признается достижением совершеннолетия, и право совершеннолетнего обратиться с жалобой в суд, если опекун ущемляет его интересы.

Институт опеки и попечительства

Впервые в ГК введён институт опеки и попечительства. Цель состоит в том, чтобы восполнить недостаточную дееспособность отдельных категорий граждан для обеспечения защит их интересов. Этот институт позволяет осуществлять приобретения и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или неполностью дееспособными гражданами с помощью полостью дееспособных людей.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 лет до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности в силу злоупотребления алкогольными напитками и наркотическими средствами.

В чем принципиальное различие институтов опеки и попечительства

Придаточная вещь (принадлежность) служит главной вещи, которая, в свою очередь, не может адекватно использоваться без придаточной (например, главная вещь – замок, принадлежность – ключ). По общему правилу, принадлежность следует судьбе главной вещи (если соглашением сторон не установлено иное).

Однако и договорная практика товарищеских соединений и события, не зависящие от воли будущих участников, например, при совместном наследовании, создавали положения, когда нужно было определить взаимоотношения лиц, из которых каждое притязало на право собственности на вещь наряду с другими лицами. Древний классик Кв. Муций Сцевола выдвинул идею собственности многих лиц на одну вещь в идеальных долях – pars pro indiviso (D. 50.16.25).

Институт опекунства и попечительства

институт Опеки и Попечительства – это правовой институт, служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица посредством соответствующих действий других, специально значимых лиц, способных к сознательным волевым актам, — опекунов и попечителей.

институт опеки нацелен именно на компенсацию дефекта дееспособности, определяемого формально, тогда как обоснования исходящие из психических особенностей лиц, поставленных под опеку, вторичны. С таким заключением согласуются и различие функций опеки в зависимости от возраста подопечного.

Чем отличается опека от попечительства

Первое и главное различие заключается в том, что опекун имеет право представлять интересы своего подопечного вместо него. Это касается любых ситуаций, в том числе и юридических. Попечитель может давать своему подопечному советы и помогать ему, представляя его интересы вместе с ним. Однако он не имеет права полностью заменить несовершеннолетнего.

Рекомендуем прочесть:  Какие права есть у отца

Обычно воспитание и содержание малыша осуществляется его родителями. В таком случае последние являются его законными представителями до того момента, пока ребенок не достигнет совершеннолетия. Однако в некоторых случаях в силу уважительных, а иногда и неуважительных причин, малолетний остается без родительского присмотра.

Институты и отличия опеки и попечительства в международном частном праве

Опека и попечительство, а в частности их институты, связывают с категориями дееспособности. Опеку можно установить над теми гражданами, которые еще не достигли совершеннолетия или недееспособны (в соответствии с 32 статьей Гражданского кодекса Российской Федерации), а факт попечительства — над теми гражданами, которые еще не достигли совершеннолетия или имеют ограниченную дееспособность (в соответствии с 33 статьей Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае, если сторонами не выбрано право, то может применяться право страны, в которой находится имущество лица, находящегося под опекой или место возникновения опеки в соответствии с 17 параграфом Закона о международном частном праве Китая».

Особенности исторического развития института опеки и попечительства в национальном праве

Практика реализации закона 1785 г. была далека от совершенства. Имело место и злоупотребление опекунов, да и опекунами назначались не всегда подготовленные и честные люди. Тем не менее, все последующие попытки создать положения об опеке и попечительстве заканчивались полным провалом. Не утверждается проект положения 1810 г., разработанный законодательной комиссией во главе с М.М. Сперанским, проекты, разработанные в 1847, 1860, 1864, 1891 гг. также по разным причинам отклоняются Государственным советом. Таким образом, вплоть до конца XIX в. в России признавалась необходимость обеспечения детей, оставшихся без родителей, но закон в основном регулировал отношения по конкретным конфликтным делам, а сам правовой институт опеки и попечительства полностью сформирован не был. Несмотря на отсутствие доктрины этого правового института процесс становления правового института опеки (попечительства) продолжался. Гражданское законодательство предусматривало две формы восполнения родительской власти над детьми, оставшимися без попечения родителей: опеку и попечительство. Было выделено три возрастных категории несовершеннолетних: 1) малолетние до 14 лет; 2) лица от 14 до 17 лет; 3) лица от 17 до 21 года. Попечительство устанавливалось над лицами от 17 до 21 года.

Движимое и недвижимое имущество подопечных передавалось опекуну по описи, которая производилась в двух экземплярах в присутствии члена опекунского управления и двух свидетелей. Один экземпляр описи передавался в опекунское учреждение, а другой вручался опекуну (ст. 286 СЗГ). На получение капиталов из кредитных учреждений, продажу имущества малолетних, залог и сдачу имущества в аренду требовалось получить разрешение опекунского учреждения. Недвижимое имущество могло быть продано только с разрешения Сената и только в установленных законом случаях (ст. 287 СЗГ). В принудительных случаях такое разрешение не требовалось. Однако заем денежных средств под залог имений малолетних требовал разрешения Сената.

Возникновение и развитие института опеки и попечительства

На территории Франции в странах «писаного» права опека и попечительство были сходны с римскими аналогами, а в странах обычного права опека над лицом продолжалась до 25 лет, что давало повод для отождествления этих понятий. В то же время в древнегреческом праве лицо признавалось совершеннолетним по достижении 18 лет, в связи с чем всякая забота о нем прекращалась, и о попечительстве в этой правовой системе не упоминается.

Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного.

Опекунство и попечительство разница

Чтобы решить данную проблему государством был создан институт опеки и попечительства. Между этими понятиями есть определенная разница, поэтому необходимо разобраться, чем отличается опека от попечительства над ребенком.

Рассмотрим основные отличия между опекуном и попечителем, опекой и попечительством: На практике опекун заменяет родителя для маленького ребенка, поэтому государство предоставляет ему более широкий круг возможностей, прав, но также и обязанностей больше, нежели чем у попечителя.

Становление и развитие института опеки и попечительства в российском праве

Таким образом, охрана прав этой категории лиц осуществлялась посредством попечительства, а не патронажа (сам термин «патронаж» в современном праве появился только с введением в действие ГК РФ 1994 г.) С введением в действие ГК РСФСР 1964 г. связаны и перемены в позиции законодателя по отношению к такому социальному явлению, как расточительство. В ст. 16 Кодекса появилась формулировка, которая присутствует и в действующем ГК РФ: «Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности». Таким образом, для такого ограничения, а следовательно, для назначения попечителя наряду с поведением гражданина определяющее значение приобрело материальное положение семьи. Этот пример ярко демонстрирует направленность мер правовой охраны. Если гражданин одинок либо злоупотребление им алкоголем еще не 6 Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения Российский судья, 2022. N 3. С.27 18[4] затронуло семейного бюджета, его поведение остается за рамками общественного интереса. Появление попечительства в отечественной правовой системе было обусловлено в свое время наметившейся дифференциацией объема дееспособности граждан и необходимостью законодательно установить средства правовой охраны личности, соответствующие объему ее дееспособности. Традиционно по российскому праву опека и попечительство хотя и не совпадают по содержанию этих средств, однако охватываются единым назначением и поэтому подлежат правовому регулированию в рамках единого института, который традиционно носит название «опека и попечительство».

Рекомендуем прочесть:  Порядок Получения Удостоверения Частного Охранника Чем Регламентируется

Можно выделить следующие особенности развития норм об опеке и попечительстве в России. Для отечественного права характерно разграничение опеки и попечительства. В отечественном праве долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены», взамен власти родителя, отца. В то же время по римскому праву различалась tutela (опека) и cura (попечительство). Попечительство длилось от совершеннолетия лица до достижения им 25 лет. Как отмечал В. Хвостов, различия между статусом опекуна и попечителя по римскому праву были невелики — «главное различие между ними формальное», сводилось к разным способам участия в совершении сделок от имени подопечного. На территории Франции в странах «писаного» права опека и попечительство были сходны с римскими аналогами, а в странах обычного права опека над лицом продолжалась до 25 лет, что давало повод для отождествления этих понятий. В то же время в древнегреческом праве лицо признавалось совершеннолетним по достижении 18 лет, в связи с чем всякая забота о нем прекращалась, и о попечительстве в этой правовой системе не упоминается. В России разграничение опеки и попечительства берет свое начало лишь от екатерининского Учреждения о губерниях (1775 г.).

Институт опеки и попечительства

Понятие института опеки и попечительства в гражданском законодательстве Российской Федерации. Отличие попечительства от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Освещение данного вопроса в римском праве.

Правовая характеристика опеки и попечительства как институтов гражданского права, их разграничение. Описание правового статуса опекунов и попечителей. Изучение оснований и порядок установления опеки над несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами.

Сравнить Институт Опеки И Институт Попечительства Различия

Опека и попечительство является сегодня наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В 2022 году согласно данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей имеют место: «семейные формы устройства в 2022 году в семьи российских граждан было передано 62 972 ребенка, из них 6 616 детей — на усыновление, 56 356 детей — на безвозмездную форму опеки (попечительства), 23 464 детей — на возмездную форму опеки (попечительства)» . При этом на протяжении последних четырех лет прослеживается тенденция увеличения численности детей, переданных в течение года на воспитание в семьи граждан, по сравнению с численностью выявленных в течении года детей, оставшихся без попечения родителей. В 2022 и в 2022 году устроено в семьи было на 17,8% меньше детей, чем выявлено, тогда как уже в 2022 году разница составила 8%, а в 2022 году впервые за последние годы, число детей, устроенных за год в семьи на 3,8% превысило число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. При очевидных плюсах опеки и попечительства, как формы устройства детей, которые по той или иной причине остались без попечения со стороны собственных родителей, достаточно долгое время законодатель не уделял ей должного внимания. Что на практике способствовало возникновения ряда проблемных аспектов, которые были связаны с внедрением на региональном уровне дополнительных форм устройства несовершеннолетних детей, имело место дублирование положений федерального законодательства и прочие. В связи с изложенным, определение места опеки и попечительства как самостоятельного института гражданского права имеет существенное значение для его понимания, что предопределило актуальность настоящего исследования и выбор обозначенной темы исследования. Целью настоящей курсовой работы является проведение правового анализа как теоретических, так и практических аспектов опеки и попечитель-ства как института гражданского права. Обозначенная цель настоящего исследования может быть реализована посредствам решения следующих первостепенных задач: 1) изучить понятие опеки и попечительства; 2) охарактеризовать виды и формы опеки и попечительства; 4) выявить системные аспекты и структуру правоотношений по вопросам опеки и попечительства; 5) проанализировать круг прав и обязанностей опекунов и попечителей, раскрыть понятие подопечных в качестве субъектов правоотношений по поводу опеки и попечительства; 7) рассмотреть правовое положение органов опеки и попечительства в правоотношениях по опеке и попечительству; 8) охарактеризовать опеку и попечительство с позиции способа защиты имущественных прав; 9) предложить направления совершенствования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Объектом исследования являются общественные отношения, возника-ющие в сфере реализации опеки и попечительства как самостоятельного института гражданского права. Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства России как федерального, так и регионального уровней, материалы судебной практики, а также правовые позиции различных теоретиков и ученых в рамках исследуемой проблематики. Структура курсовой работы предопределена перечнем исследуемых проблемных аспектов, а также целями и задачами проведения исследования. Настоящая работа включает: введение, основную часть, объединяющую три главы, которые включают в себя 7 параграфов, заключение и библиографический список использованных нормативных правовых актов и научных источников.

Проведенное исследование дает основания для следующих выводов. Институт опеки и попечительства можно считать комплексным институтом. Отношения опеки и попечительства регулируются как нормами частных отраслей права – гражданского, семейного, так и нормами публичных отраслей права – административного и права социального обеспечения. Под опекой и попечительством как формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, следует понимать семейные, индивидуальные, временные формы устройства, осуществляемые опекуном (попечителем) безвозмездно или возмездно на основании административного акта (и) договора об опеке и попечительстве (договора о приемной или патронатной семье), направленные на защиту прав, представительство и обеспечение содержания подопечного, воспитание несовершеннолетнего, не обремененные алиментными и наследственными обязательствами. Современное гражданское законодательство предполагает наличие различных форм реализации института опеки и попечительства, что позволяет наиболее эффективно реализовать на практике данный правовой институт, способствовать осуществлению и защите наиболее социально-незащищенных категорий граждан. Соблюдение установленных нормами гражданского и семейного законодательства требований, предъявляемых по отношению к непосредственной личности будущего попечителя либо опекуна, имеет цель как обеспечение выполнения с его стороны принятых на себя обязанностей, которые возникают в анализируемых правоотношениях, а также и предотвращение различных возможных актов оскорбления, насилия либо прочих действий противоправного характера по отношению к усыновленных или переданным на попечение детям, как самим опекуном либо попечителем, так и со стороны членов его семьи. Законодательная регламентация правового статуса опекунов и попечителей должна выступать в качестве определенного гаранта соблюдения прав и законных интересов подопечного лица, что, соответственно, должно способствовать его полноценному развитию при выборе такой формы его воспитания. Характер и содержание прав и обязанностей опекуна (попечителя) определяются спецификой правоотношений, возникающих при установлении опеки (попечительства). Анализ круга прав и обязанностей органов опеки и попечительства формирует их правовой статус как субъектов правоотношений, которые складываются в раках реализации российского гражданско-правового института опеки и попечительства. Проведенный анализ п. 4 ст. 21 Закона об опеке с позиций защиты иму-щественных прав подопечных с сожалением позволяет констатировать, что Закон об опеке не предусмотрел никаких дополнительных мер, направленных на защиту имущественных прав подопечных. Напротив, имущественные права подопечных при заключении договора от имени подопечных без предварительного разрешения органа опеки и попечительства стали более уязвимыми по сравнению с прежним порядком. Подопечные лишились такого способа защиты своих прав, как признание договоров, заключенных без предварительного разрешения органа опеки, недействительными и(или) применение последствий их недействительности по данному основанию. В целях обеспечения всесторонней реализации прав и интересов под-опечных, следует допустить совместное исполнение функций опекуна (попечителя) организациями, куда помещены под надзор несовершеннолетние и гражданами, выразившими желание стать опекунами и попечителями. Заслуживает внимания предложение в случаях, когда нет лиц, желающих принять детей под опеку, допустить назначение опекунами малолетних их старших братьев или сестер, достигших 16 лет, если разница в возрасте между опекунами и попечителями составляет не менее 5 лет.

Рекомендуем прочесть:  Транспортный Налог В Туле Чернобыльская Зона

История развития института опеки и попечительства

1 апреля 1936 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудя­щихся». Здесь впервые понятие «патронат» напрямую связывается прежде всего с воспитанием в приемной семье. В этом постановле­нии, обобщавшем существовавшую практику по патронату, еще раз подчеркивались исключительно добровольные начала патроната. Этим он существенно отличался от принудительной опеки (попечи­тельства) того времени, о чем будет сказано в разделе «Опека». Одновременно более подробно регламентировались возрастные критерии патронируемого. Это были дети-сироты, а также воспитан­ники детских домов и домов младенца в возрасте от пяти месяцев до четырнадцати. Маленькие дети (от пяти месяцев до четырех лет) подлежали ведению органов здравоохранения. Когда же ребенку исполнялось четыре года и больше, договор о патрониро­вании заключал отдел народного образования.

Многочисленные реформы Петра I коснулись и опеки. Он учреж­дает магистраты и обязывает их (а не Церковь) смотреть, чтобы сиро­ты не оставались без опекунов. Назначение опекунов и наблюдение за ними поручается тем же магистратам. Этот момент можно считать первым установлением опеки как особого государственного учрежде­ния с властью, контролирующей деятельность опекунов. В указе 1714 г. «О единонаследии» на наследника недвижимого имущества возлагается обязанность печься о малолетних братьях и сестрах и охранять их имущество до совершеннолетия. В этом же указе подтвер­ждалось, что опека должна быть только законной, то есть установлен­ной магистратом. Но уже в инструкции о магистратах родите­лям разрешалось назначать опекуна в своем завещании. Если родите­ли этим правом не воспользовались, то опекуна назначал магистрат.Таким образом, при Петре I существовали три вида назначения опекунов: по завещанию родителей; в соответствии с законными пра­вилами; по распоряжению правительства.Серьезные перемены в правовом регулировании отношений по опеке над несовершеннолетними детьми связывают с появлением в ноябре 1775 г. указа Екатерины II, который назывался «Учреждения для управления губерний». В 1785 г. было установлено различие между опекой и попечитель­ством. Оно состояло в том, что до 14 лет ребенок числился под опе­кой, а с 14 до 21 года над ним устанавливалось попечительство. После смерти Екатерины II Павел I передал опеку в ведение «Юстицким гражданских дел департаментам городского правления». Однако заложенные указом императрицы Екатерины основы опеки остались неизменными до октября 1917 года. Особенно привлека­тельным оказался принцип сословности, нашедший свое дальнейшее развитие в последующие после 1775-го годы, когда стали возникать все новые и новые виды опек, пока их не образовалось свыше двадца­ти. Но среди них по-прежнему главное место занимала опека над нес­овершеннолетними. В 1869 г. в России предпринимались попытки создания бессо­словной опеки, но они не получили дальнейшего развития. После октября 1917 г. институт опеки стал общегосударствен­ным. Что же касается правовых основ, то ими стало новое брачно-се­мейное законодательство. Одним из первых кодексов послеоктябрь­ского периода был кодекс 1918 г. «Об Актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Он включал в себя спе­циальный раздел, именуемый «Опекунское право» и посвященный, главным образом, опеке над несовершеннолетними. В этом кодексе нашла довольно широкое развитие административно-правовая сто­рона опеки. Учреждением, ведающим опекой, являлись отделы социального обеспечения при губернских совдепах. Они ведали всеми вопросами опеки и на местах. Основное отличие опеки того времени — это охрана личности подопечного, его личных интересов, тогда как имущественные права несовершеннолетнего находились как бы вне сферы внимания.[5]