Доктрина Уголовного Права Рф Текст

Классическая школа в уголовном праве

Уголовно-правовой анализ понятия, целей и видов наказания в уголовном праве России. Цели наказания: дискуссионный аспект. Проблема формализации системы наказаний в уголовном праве России. Отличие наказания от иных мер уголовно-правового характера.

Знакомство с основными целями систем наказания в уголовном праве зарубежных государств. Рассмотрение видов дополнительных последствий. Общая характеристика английского уголовного права. Анализ особенностей современного немецкого законодательства.

3 Задачи уголовного права

Например, в древнееврейском обществе считались наиболее общественно опасными и карались смертью (побиванием камнями) такие деяния, как идолопоклонство, подстрекательство к нему, жертвоприношения Молоху, чародейство, вызывание духов, упорное неповиновение родителям, несоблюдение праздника субботы,богохульство, изнасилование чужой невесты, дурное поведение девушки; до нашего времени из этих деяний в качестве преступления дошло только изнасилование [33] и, в некоторых современных государствах, богохульство. Масштабные процессы криминализации и декриминализации обычно происходят в связи со сменой экономического строя. Карл Маркс писал: «В то же самое время, когда англичане перестали сжигать на кострах ведьм, они стали вешать подделывателей банкнот» [34] . В России в период экономических реформ оказались декриминализованы многие деяния, которые в новых экономических условиях утратили общественную опасность (спекуляция, коммерческое посредничество, частнопредпринимательская деятельность), но одновременно были признаны преступными многие деяния, ранее неизвестные уголовному закону. В целом можно сказать, что в обществе непрерывно идут процессы криминализации и декриминализации деяний.

Уголовная политика — деятельность государства по защите граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом. Содержанием уголовнойполитики является разработка целей и задач, выработке средств и методов борьбы с преступностью.

Лекции для студентов

2. Классическая школа УП. Возникла после Великой Французской революции. Основывалась на положениях просветительно-гуманистической теории и немецкой классической философии. Классической называется потому, что в её рамках впервые сложилась целостная система уголовно-правовых догм.

Возникнув как общее право (право судебных прецедентов), уголовное право впоследствии стало дополняться статутным правом (в качестве примера можно назвать старейший из действующих Закон о государственной измене 1351 г.), которое интенсивно развивалось и сейчас охватывает уже почти все основные институты Общей части. Статуты существенно развивают и Особенную часть и в настоящее время формулируют юридические признаки большинства составов преступлений. По справедливому мнению Ф. М. Решетникова и Т. В. Апаровой, высказанному в предисловии к русскому переводу книги Р. Кросса и прецедентном праве, «судебный прецедент и парламентский «акт существуют как два равноправных, тесно взаимодействующих источника права, и существование одного немыслимо без другого». Следует отметить, что прецедент в настоящее время Щодчинен законодательству и обычно рассматривается не только т не столько как «рождение» новой правовой нормы, но как

Понятие потерпевшего в теории уголовного права

Анощенкова С.В. в целом соглашается с позицией законодателя в отношении закрепления понятия потерпевшего в процессуальном законодательстве, однако считает необходимым внести некоторые изменения в содержание нормы. В частности, автор предлагает заменить в рассматриваемой формулировке «является» на «признается» с тем, чтобы обозначить процессуальную сущность процедуры признания лица потерпевшим.315 На наш взгляд, выделение в рассматриваемой категории материальной и процессуальной сущности нецелесообразно. Представляется, что правы Д.В. Ривман и B.

Возраст потерпевшего как дифференцирующее обстоятельство в ряде норм выступает криминообразующим признаком (в частности, ст. 134, 150 УК РФ). В отдельных случаях указанный признак выступает как критерий, позволяющий отличить одно преступление от другого и должным образом квалифицировать содеянное (ст.106 УК РФ). В большинстве составов возраст потерпевшего выступает в качестве признака, повышающего степень общественной опасности преступления как таковой. Он может быть прямо указан в законе (например, лицо, заведомо не достигшее 14- летнего возраста, — п. «д» ч.2 ст. 131, ч.З ст.241 УК РФ) или следовать из толкования нормы (малолетний или пожилой возраст — п. «в» 4.2

Теория уголовного права

Понятия необходимой обороны и крайней необходимости. Особенности защиты и ответственность, условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству. Условия правомерности крайней необходимости, относящиеся к грозящей опасности и к защите.

История института необходимой обороны. Понятие и условия правомерности необходимой обороны. Понятие необходимой обороны. Условия правомерности необходимой обороны. Условия, относящиеся к посягательству. Условия, относящиеся к защите.

Теории уголовного права

Практически двухвековой период господства классического направления уголовного права сменился формированием новых подходов, выступивших, прежде всего с критикой классического уголовного права и тезисом о необходимости его замены новым – «позитивным» уголовным правом. Первыми к пересмотру точек зрения классиков уголовного права призвали представители антропологической школы, основателем которой по праву признается Чезаре Ломброзо.

Социологическое направление развития уголовно-правовой мысли выступило, своего рода, альтернативой излишне абстрактным воззрениям представителей классического уголовного права с одной стороны и излишне натуралистичным тезисам представителей антропологического направления с другой, в деле описания принципов и задач уголовного права.

О присуждении Стус Нине Владимировне, гражданке Российской Федерации ученой степени доктора юридических наук

Наиболее значительные работы по теме диссертации: Стус, Н. В. «Сыск», «суд» и «розыск» в уголовно-процессуальном законодательстве России XV-XVIII вв. [Текст] / Н. В. Стус // Законодательство // Правовая система «Гарант». – 2022; Стус, Н. В. Малоизвестные страницы истории отечественного права [Текст] / Н. В. Стус // Российская юстиция. – 2022. – № 3. – С. 38-42; Стус, Н. В. Наука уголовно-судебного права: теория и методология исследований [Текст] / Н. В. Стус // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2022. – № 10. – С. 101Стус, Н. В. К вопросу об источниках уголовно-судебного права Московского государства (XV-XVII вв.) [Текст] / Н. В. Стус, в соавт // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – № 16 (187). – 2022. – Выпуск 29. – С.

Рекомендуем прочесть:  С Какого Времени Платим Капитальный Ремонт

разработаны предложения по совершенствованию современной уголовно-судебной политики Российской Федерации, основанной на правовой традиции — приоритета государственной идеологии и политики в создании и функционировании системы судебных учреждений и уголовного судопроизводства;

Соучастие в правоприменительной практике и доктрине уголовного права

Весьма показательное заявление, придерживаться которого Верховный Суд и суды нижестоящие стали весьма своеобразно. Так, исправляя ошибку нижестоящего суда, Военная коллегия Верховного Суда РФ определила: «подстрекателем к убийству ошибочно вменен квалифицирующий признак этого преступления — группой лиц по предварительному сговору» . В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2003 г. указано, что соучастие в форме пособничества в убийстве не образует квалифицирующий признак «совершенное группой лиц по предварительному сговору» . Однако в Обзоре кассационной практики за 2000 г. Верховный Суд РФ, критикуя решения нижестоящих судов, определил, что поскольку «В. непосредственно не участвовала в лишении жизни П., а являлась лишь подстрекателем и пособником, поэтому ее действия подлежат переквалификации на ч. 4, 5 ст. 33, п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ» , т.е. ответственность должна наступать как за совершение группового убийства.

Непоследовательность судебных решений в отношении хищений чужого имущества как совершенных группой лиц усугубляется и тем обстоятельством, что абзац 4 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» от 27 декабря 2002 г. (по образцу соответствующего положения Постановления Пленума по делам об убийстве) настаивает на квалификации действий всех соучастников как совершенных соисполнителями в составе организованной группы независимо от исполняемых ролей. При этом интересно заметить, что Пленум участников организованной группы именует все же соучастниками: «При признании этих преступлений совершенными организованной группой действия всех соучастников. » . Ранее по данному поводу Пленум Верховного Суда РФ высказался достаточно четко, оригинально толкуя уголовный закон: «По смыслу уголовного закона в случае совершения разбоя с проникновением в жилище по предварительному сговору группой лиц при отсутствии признаков организованной группы действия лиц, осведомленных о цели участников нападения и оказавших им содействие в доставке их к месту совершения преступления и обратно, но не помогавших в непосредственном проникновении в жилище или изъятии имущества, подлежат квалификации как соучастие в преступлении в форме пособничества» . Значит, если субъект выполнял роль пособника, то в случае признания кооперации группой лиц по предварительному сговору он является соучастником и может не выступать как участник группы (хотя в данном вопросе судебные решения абсолютно непоследовательны). В случае же признания кооперационного образования организованной группой такой пособник моментально превращается в соисполнителя и в обязательном порядке несет ответственность как участник группового хищения. Все в итоге зависит от судейского усмотрения, которое, как это видно из краткого анализа судейских решений, очевидно нарушает принцип законности в силу, в частности, абстрактности формулировок руководящих разъяснений Верховного Суда РФ.

Основные теории Уголовного права

Немецкая классическая философия послужила теоретическим фундаментом классической школы. Сформулированные И. Кантом, Г. Гегелем философские правовые конструкции свободы воли, преступности и наказуемости деяния оказали существенное влияние на УП.

Основными наказаниями как по законодательству штатов, так и по федеральному законодательству являются: смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. Федеральное законодательство предусматривает смертную казнь за наиболее тяжкие государственные, воинские и общеуголовные преступления. Верховный Суд США ограничил применение смертной казни рядом условий (суды штатов могут вынести смертные приговоры лишь за тяжкое убийство или за лишение жизни в результате другого тяжкого преступления). В 1988 г. Верховный Суд установил также, что смертная казнь не может применяться к несовершеннолетним в возрасте до 16 лет. В настоящее время смертная казнь предусмотрена законодательством 36 штатов. Способами ее исполнения являются электрический стул, смертельная инъекция, смертельный газ, повешение или расстрел. Уголовное законодательство обычно не устанавливает максимальных сроков лишения свободы. Поэтому, кроме пожизненного тюремного заключения, за отдельные тяжкие преступления УК некоторых штатов предусматривают сроки тюремного заключения в 30, 40 и даже 50 лет (например, по УК штата Колорадо за тяжкое убийство второй степени). Но на практике бывают случаи, когда суды приговаривают к 100, 200 и более годам тюремного заключения, к нескольким пожизненным срокам лишения свободы.

Психологический возраст в законодательстве и уголовно-правовой доктрине

При сравнении данного положения с законодательством за­рубежных стран можно сделать вывод, что есть страны, где воз­раст уголовной ответственности более высокий, чем в старнах СНГ. Так, в Бельгии он равен 18 годам. В некоторых странах он такой же, как и в России — 14 лет (Австрия, Германия, Япония). Есть го­сударства, где этот возраст ниже — 12 лет (Нидерланды, Португа­лия); 10 лет (Новая Зеландия), 7 лет (прецедентное право Ирлан­дии). Однако даже в тех странах, где законодательством установ­лен низкий возраст уголовной ответственности подростков, на практике, вследствие использования различных институтов, фак­тически он выше. Так, в той же Ирландии в судебной практике он составляет 15 лет [5, 56].

Рекомендуем прочесть:  Ветераны Труда Выплата В Москве 2022

, Лекции по уголовному праву. — Ставрополь: Изд-во Ставропольсервисшкола, 2000. — С. 56. Дьяков СВ., , , Никулин СП. Уголовное право. Учебник для вузов. — М.: Норма — Инфра-М, 1999. — С. 35. Основы учения о юридической сделке. — СПб.: ВИН, 1990. — С. 93-94.

Теория уголовного права

Под толкованием понимается объяснение уголовного закона, уяснение его смысла, определение того содержания, которые вложил в него законодатель. Толкование (интерпретация) включает в себя два элемента: уяснение смысла закона и разъяснение его для других правоприменителей. Эти элементы взаимосвязаны. Однако они позволяют говорить о толковании как методе познания права, с одной стороны, и о толковании как виде юридической деятельности, с другой. Необходимость толкования уголовного закона вызвана, во-первых, общим характером норм права, во-вторых, использованием специальной юридической техники для построения уголовно-правовых норм (бланкетных диспозиций, оценочных терминов и т. д.), в-третьих, системностью уголовно-правовых норм, их взаимосвязью и взаимозависимостью с нормами права других отраслей.

Под толкованием норм права в широком смысле понимается интеллектуально-волевая деятельность по установлению (уяснению) и разъяснению подлинного содержания как отдельных норм права, так и правовых актов в целях их правильной реализации и совершенствования. Толкование не однозначно, существует ряд критериев для его деления. В зависимости от юридических последствий толкование может быть официальным и неофициальным. Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное. Официальное толкование зависит от субъекта данного процесса и включает в себя нормативное (легальное и аутентичное) и казуальное толкование. По объему толкование делится на буквальное и расширительное. Также существует ряд способов толкования, т.е. совокупности однородных мыслительных приемов, средств, используемых для уяснения содержания правовой нормы. В литературе встречаются способы толкования, различные по своему содержанию и уровню сложности: грамматический, логический, телеологический (целевой), историко-политический, систематический, специально-юридический, функциональный.

Текст книги — Учение о составе преступления в уголовном праве России и Китая

Учение о составе преступления Китая было заимствовано из СССР после образования новой Китайской Народной Республики и имеет родственную связь с учением о составе преступления России, что и определяет наличие многих общих положений в обоих учениях. Однако в то время Китаем была заимствована лишь теория состава преступления Советского периода, но осталось практически без внимания учение о составе преступления дореволюционного периода. Малозначительное влияние на теорию состава преступления Китая оказало и учение о составе преступления СССР 70-х годов XX в., а также периода после его распада. В то время учение о составе преступления в Китае и России развивалось в основном самостоятельно, на базе политического, экономического и культурного преобразования обеих стран, что и определяет существование различий между ними. Такое положение «общего-разного» завершило историю периода «Россия – учитель Китая». Одновременно оно же побудило к новому этапу сотрудничества и обмена мнениями между учеными обеих стран. Взаимозаимствование, взаимоспособствование, совместное успешное развитие учения о составе преступления Китая и России становится исторической неизбежностью.

Противники такого деления не согласны с данной постановкой вопроса. По их мнению, вредное последствие является обязательным признаком любого состава, но применительно не ко всякому преступлению оно подлежит специальному доказыванию в суде[42] 42
См., напр.: Трайнин А. Н. Общее учение о составе преступления. С. 140 и далее; Никифоров Б. С. Об объекте преступления // Советское государство и право. 1948. № 9.

Реферат на тему: Антропологическая школа уголовного права

Эти и подобные “естественные” преступления, однако, настолько неубедительны, что не пригодились этиологическим исследованиям даже и при социологической концепции преступления и тем более не спасли его биологического понимания: справедливо указывалось, что понятие нравственных чувств и оценок, понятие свободы и др. суть понятия, природе неизвестные, а свойственные лишь человеческому обществу, и что поэтому позитивное исследование преступления, даже при согласии принять эти естественные преступления, остается по-прежнему исследованием социальных норм, только более общих, — не юридических, а нравственных, но не действий, преступных в себе. Несмотря на свою несостоятельность, биологическая теория преступления была не обойдена дальнейшим развитием буржуазной науки, а ассимилирована т. н. социологической школой, только методологический монизм, ее отличавший, был заменен расплывчатым эклектизмом. Сама антропологическая школа пошла этому навстречу, дополнив биологическую формулу преступления космической и социологической: преступление было объявлено результатом взаимодействия трех одинаково важных “факторов” (Ферри), в которых органическое предрасположение преступника занимало уже лишь 33%, вследствие чего был откинут смущавший честных юристов призрак “прирожденной преступности” и могло состояться объединение всего “позитивного направления”. Это новшество, разрушив методологическую ценность теории, не придало ей, однако, ни характера достоверности и соответствия действительности, ни даже логической стройности, потому что при механическом и индивидуалистическом воззрении на общество не все причины можно было признать равнозначащими, антропологический фактор выпирал на первое место, социальная ”среда” оказывалась лишь бульоном, в котором мог развиваться органический “микроб преступности”. Кроме этого методологического преимущества, антропологическая школа имеет еще ряд достоинств по сравнению со своей более серьезной преемницей: она всегда делала последовательные выводы из своих посылок; основные уголовно-политические положения, до которых дошла “социологическая” школа и которые она провела в жизнь, за много времени до нее были формулированы у антропологов: опасное состояние, как основание карательной меры ( emibili a Гарофало за 8 лет до E a da gereux Прэнса) и лишенная правовой формы репрессия (санкции Ферри задолго до мер социальной защиты).ЛИТЕРАТУРА1. Энциклопедия государства и права. М., 1925-1927 г. 2. История политических и правовых учений. М., 1995 г. 3. Учебник уголовного права., М., 1993 г.

Рекомендуем прочесть:  Какая группа людей попадает под возврат 3000 рублей с налога с правом на отселение

Реферат на тему: АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА Антропологическая школа уголовного права возникла в 70-х гг. в Италии. Причиной ее появления был рост числа преступлений, сопровождавший развитие капитализма, и необходимость для буржуазного общества рационализировать борьбу с этим ростом и неспособность старой юридической науки о преступлении справиться с этой задачей. для того, чтобы воздействовать на “преступность”, надо было познать законы, ею управляющие, т. е. исследовать преступление, как чувственное явление, вместо исследования логической природы норм, определяющих преступление, чем занималась классическая школа. Таким образом, в антропологической школе и порожденной ею социологической школе первое место заняло исследование причин “преступности (получившее медицинское название уголовной этиологии), в виду чего самые школы характеризовались, как этиологические” (ван-Гамелль), в полную противоположность юр. школе, перед которой этот вопрос, естественно, не мог стоять вовсе (обычно ограничивались вопросом о “мотивах преступной деятельности”; отдельные исключения — Фейрербаз, Романьози). Это изучение было противопоставлено, как позитивное, старому — метафизическому, под позитивным же изучением подразумевалось естественно-научное (биологическое): преступление было объявлено “естественным явлением, необходимым, как зачатие, как рождение, как смерть” (Ломброзо). Ближайшей причиной такого биологизирования социальной проблемы было то, что из всех ученых профессий, соприкасавшихся с преступностью, наименее способны были к позитивному изучению юристы. представители “общественной науки”, теория которых отрицает самое понятие общества и возможность причинного изучения чел. действий, так что разработка проблемы была начата судебными медиками и психиатрами. Биологическая природа преступления не доказывалась, а скорее постулировалась (предпосылалась) антропологической школой. Для нее, напр., не подлежала сомнению наличность этого явления в мире животных (Ферри насчитывал только убийств 22 вида, также кражи, преступные сообщества и пр.) и даже в мире растений (насекомоядные растения). Преступность в чел обществе воплощается в преступных личностях, от самого рождения предрасположенных своими органическими особенностями к совершению преступлений (“прирожденные преступники”). Преступные личности и есть причина преступности и бороться с нею — значит разыскать и уничтожить ее носителей. Вся задача антропологической школы сводится, таким образом, к отысканию признаков прест. человека, чем она и занималась, главным образом (симптоматология преступника, а не этиология преступления, что обычно смешивается). Такие признаки антропологическая школа добывала обильными исследованиями преступников живых и мертвых и сравнениями их с нормальными людьми, в результате чего получился сборный “преступный тип”, наделенный “клеймами преступности”: анатомическим строением, отклоняющимся от нормального современного человека (сильный прогнатизм, широкая челюсть, редкие волосы и пр.), физиологическими ненормальностями (анестезия, косоглазие, ранняя смертность и пр.), резкими особенностями психики (отсутствие нравственного чувства, мрачное выражение лица, жаргон, татуировка и пр.); эти и прочие особенности преступного типа нашлись только у 40% исследованных преступников, при чем разные преступные профессии имели их не в одинаковой степени, так что (мысль, высказанная впрочем только в IV изд.

Понятие рабство в доктрине уголовного права

«Были задержаны двое студентов четвертого курса, которые учатся в Киеве в медуниверситете. Эти юноши объяснили, что действовали из любопытства и пытались понять, как работает сознание человека, и удастся ли манипулировать подростками, которые попали в трудное положение.

Гражданская война в США между Севером и Югом, принявшая характер буржуазно-демократической революции, способствовала радикальному решению ряда важнейших вопросов социально-экономического развития Соединенных Штатов Америки.

Уголовное право

Автором подробно рассматриваются политическое и правовое значение права рабочих на объединения (коалиции). Выделяется и всесторонне анализируется понятие и содержание забастовки (стачки). Излагаются и анализируются история борьбы рабочих за право на стачки (право на коалиции) и объединение в профессиональные союзы во Франции, Англии, Германии, других государствах, а также действующее законодательство этих государств. Анализируется русское законодательство.

Настоящая книга выражает взгляды автора как представителя «социологической» школы в уголовном праве. Он рассматривает преступление как социальное явление, дает исторический анализ развития юридических понятий преступления и наказания и исследует их происхождение в связи с эволюцией общества. Автор считает, что для создания новых эффективных систем борьбы с преступностью необходимо изучить личность преступника. Отдельный раздел посвящен истории различных форм наказания — смертной казни, тюремного заключения, телесных наказаний и т. д.