Изменения В Жилищный Кодекс По Результатам Исполнения Договора Управления

Вступили в силу изменения в Жилищный кодекс, касающиеся управления многоквартирными домами

31 декабря 2022 года были внесены изменения в Жилищный кодекс и некоторые другие законодательные акты, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирными домами. Большинство поправок вступило в силу 11 января 2022 года, однако для некоторых положений установлены иные сроки (Федеральный закон от 31 декабря 2022 г. № 485-ФЗ).

  • Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) теперь будет выдаваться не бессрочно, а на 5 лет. Причем указанное нововведение о сроке действия лицензии применяется к ранее выданным лицензиям: в этом случае срок исчисляется со дня вступления в силу рассматриваемого закона. Порядок продления срока действия лицензии определит Правительство РФ.
  • Перечень лицензионных требований дополнен новым требованием – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее. Лицензиаты, не соответствующие данному требованию на 11 января 2022 года (день вступления в силу рассматриваемого закона), в течение 6 месяцев обязаны внести изменения в свои учредительные документы.
  • В Жилищный кодекс РФ появилось положение, позволяющее управляющим организациям сохранять за собой экономию, полученную при надлежащем выполнении работ. Предусмотрено, что если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о его выполнении фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, указанная разница остается в распоряжении управляющей компании. Необходимое условие: полученная экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ. Иное распределение полученной экономии может быть предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
  • Введено понятие «грубых нарушений лицензионных требований», совершение которых при определенных условиях может послужить основанием для исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме (многоквартирных домах), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат. Перечень грубых нарушений лицензионных требований должно определить Правительство РФ.
  • Органам государственного жилищного надзора предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
  • Закреплено право лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту (или иному документу о передаче), принимать участие в общих собраниях собственников помещений в МКД и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
  • Инициатор общего собрания собственников помещений в МКД теперь обязан передавать в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом – в орган государственного жилищного надзора, не копию решения и протокола общего собрания, а их подлинники. А они, в свою очередь, обязаны передавать полученные оригиналы решения и протокола общего собрания в органы государственного жилищного надзора.
  • Установлен ряд дополнительных обязанностей, которые должна выполнить «старая» управляющая организация при прекращении договора управления многоквартирным домом.
  • В Жилищный кодекс РФ теперь прямо закреплено, что управляющие организации, ТСЖ либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Статья 162

8. Договор управления многоквартирным домом может считаться заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В ч. 3 комментируемой статьи установлены следующие существенные условия договора управления:

В соответствии со ст. 9 Вводного закона действие раздела VIII ЖК РФ распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами. В данном случае с учетом п. 2 ст. 422 ГК РФ названному разделу ЖК РФ придана обратная сила. Это означает, что любые договоры органов местного самоуправления с управляющими организациями, заключенные до вступления в действие ЖК РФ, не могут противоречить императивным нормам Кодекса и должны быть приведены в соответствие обязательным правилам и требованиям, установленным в нем. В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления таким домом ранее заключенные органами местного самоуправления договоры управления считаются прекращенными.

Рекомендуем прочесть:  Налог С Продажи Дома В 2022 Году Для Физических Лиц 3 Или 5 Лет?

Статья 162 ЖК РФ

11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

Договор управления многоквартирным домом

Момент, с которого обязательства считаются измененными или прекращенными, также зависит от того, каким способом осуществлено изменение или расторжение договора. При изменении или расторжении договора по соглашению сторон обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон, если иное не вытекает из соглашения (п. 3 ст. 453 ГК РФ). Момент заключения соглашения сторон определяется по правилам, установленным для заключения договора (ст. 433 ГК РФ).

Судебная практика по вопросу изменения и расторжения договоров управления многоквартирным домом в связи с существенным изменением обстоятельств пока не сложилась. При рассмотрении споров, связанных с изменением и расторжением иных гражданско-правовых до говоров, суды существенным изменением обстоятельств признавали: проведение в стране реформы электроэнергетики; обстоятельства, связанные с изменениями в сфере государственного регулирования ценообразования; аварийное состояние объекта договора аренды; непредсказуемые темпы инфляции, изменение нарицательной стоимости денежных знаков и методики исчисления арендной платы; существенное возрастание стоимости материалов и оборудования, предоставляемых подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг.

Статья 162 ЖК РФ

В комментируемой статье не установлен срок предупреждения о прекращении договора либо об отказе стороны заключить новый договор или продлить действие этого договора. Судя по сроку, указанному в ч. 10 комментируемой статьи, где установлено, что управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и все иные документы, связанные с управлением домом, можно сделать вывод, что срок предупреждения о прекращении договора должен быть более чем 30 дней. В противном случае управляющая организация не будет знать о том, продлен договор или нет, и, соответственно, она должна будет возвращать техническую документацию на многоквартирный дом собственникам помещений. А возврат документации может означать, что управляющая организация не желает продлевать договор управления. Таким образом, без указания срока предупреждения об окончании договора управляющая организация за 30 дней до окончания срока не будет знать о желании собственников помещений о продлении договора. Полагаем, что этот срок в договоре необходимо прописать.

В договоре должен быть указан состав общего имущества многоквартирного дома. Однако произвести описание общего имущества многоквартирного дома в договоре практически невозможно, да и собственник жилого помещения может не знать размер и состав всего общего имущества. Думается, что в данном случае это должен быть поэтажный план многоквартирного дома с указанием размера и состава помещений и общего имущества в многоквартирном доме либо какой-то другой технический документ. Однако в комментируемой статье имеется указание, кому возвращается управляющей организацией вся техническая документация, но при этом не говорится о том, кто же представит все эти документы и всю техническую документацию управляющей организации. При наличии товарищества собственников жилья или жилищного кооператива техническая документация на многоквартирный дом находится в этих организациях. Если таких организаций нет, то документации у собственников помещений может и не быть. Собственники помещений в многоквартирном доме, особенно граждане, вряд ли ее имеют. Думается, что разрешение этой проблемы могут взять на себя, например, органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Как внести изменения в договор управления многоквартирным домом

6. Договором управления устанавливаются права и обязанности сторон. Управляющая организация обязана осуществлять содержание и ремонт многоквартирного дома, обеспечивать надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, а также придомовой территории, предоставлять собственникам коммунальные услуги. Собственники помещений в доме обязаны своевременно производить оплату содержания и ремонта помещений в многоквартирном доме, общего имущества многоквартирного дома, коммунальных услуг.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в «Обзоре судебной практики за ДД.ММ.ГГГГ года» решение общего собрания собственников помещений дома о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями представлять собственников помещений многоквартирного дома в судах общей юрисдикции может быть признано доверенностью, выданной собственниками жилья на представление своих интересов в суде.

Рекомендуем прочесть:  Изменения По Проездным Билетам Для Пенсионеров В Орле

Минстрой опять меняет — ЖК — РФ

Ст.161 ЖК РФ предлагается дополнить положениями о том, что при прекращении управления МКД товариществом или кооперативом, ТСЖ или ЖСК за 30 дней до этого должны передать техническую документацию на дом новой УК, товариществу или кооперативу либо уполномоченному собственнику при непосредственном способе управления.

На федеральном портале нормативно-правовых актов 1 марта 2022 года появился проект федерального закона “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации”. Инициатором законопроекта выступил Минстрой. Ведомство считает необходимым внести поправки и дополнения в Жилищный Кодекс в части осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Изменение договора управления МКД: причины и способы

  • требовать от собственников своевременной оплаты ЖКУ;
  • определять очередность выполнения работ по содержанию дома;
  • назначать сроки и выбирать подрядчиков;
  • проверять правильность полученных от жильцов показаний ИПУ;
  • обеспечивать сторонним лицам доступ к общим помещениям, если нужно устранить неполадки;
  • присутствовать на общедомовых собраниях.

При отсутствии ТСЖ договор с управляющей компанией подписывается непосредственно собственниками. Здесь соглашение можно подписать с каждым из владельцев квартир в отдельности или в единственном экземпляре с председателем совета МКД. Управляющие компании привыкли к первому варианту, но второй позволяет сэкономить немало времени и денег. Действующие правила дают УК возможность самим организовывать заключение договора управления многоквартирным домом с председателем его совета. Как это делается – читайте в специальной статье в журнале «Управление МКД».

Статья 162

— перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе по предотвращению и ликвидации аварий в пределах управляемого имущества, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, за предоставление которых отвечает управляющая организация;

По окончании срока заключенного отобранной на конкурсе управляющей организацией договора управления к управлению многоквартирным домом должны приступить другие лица в соответствии с выбранным собственниками способом управления домом (например, созданное товарищество, новая управляющая организация).

Прекращение договора управления многоквартирным домом

В любом случае требование о расторжении договора должно быть направлено всем собственникам помещений в многоквартирном доме как стороне по договору управления. Такой подход соответствует п. 4 ст. 162 ЖК РФ, согласно которому условия договора управления должны быть одинаковыми для всех собственников. Иначе говоря, расторжению подлежат все договоры, заключенные управляющей организацией с собственниками помещений в многоквартирном доме.

По данным Министра регионального развития РФ, приоритет при выборе способов управления многоквартирным домом отдается управляющей организации. Так, в конце 2022 г. доля многоквартирных домов, находящихся в ведении управляющих организаций, выбранных собственниками, составила более 32,2%. Безусловно, у данного способа управления есть и плюсы, и минусы. Сложности же могут возникнуть, когда минусы преобладают и появляется необходимость прекратить договор управления. Для расторжения указанного договора следует понимать, кем, когда, на каких основаниях и в каком порядке это может быть сделано. Попытаемся ответить на поставленные вопросы, обратившись к гражданскому и жилищному законодательству, а также используя разъяснения компетентных ведомств и арбитражную практику.

Статья 162 ЖК РФ

В связи с этим в письме Министерства регионального развития РФ от 20.12.2022 N 14314-РМ/07 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом» уточняется, что управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, обязана приступить к управлению многоквартирным домом не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора управления многоквартирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.
———————————
Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2022. N 1.

Подчеркнем, что на стороне заказчика в указанном договоре может выступать соответствующее юридическое лицо (товарищество собственников жилья или потребительский кооператив) как субъект гражданско-правовых (в том числе договорных) отношений. Органы управления юридического лица в соответствии с законодательством и уставом реализуют компетенцию этого юридического лица и действуют от его имени, но самостоятельно вступать в договорные отношения такие органы управления не вправе. Целесообразно, чтобы законодатель исправил отмеченный дефект правовой нормы, установленной в ч. 2 ст. 162 Кодекса.

Минстрой России дает разъяснения по вопросам, связанным с внесением изменений в Жилищный кодекс РФ

Для одностороннего отказа ресурсоснабжающей организацией от исполнения договора ресурсоснабжения по основанию, указанному в пункте 2 части 1 статьи 157.1 ЖК РФ, требуется наличие задолженности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения. Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется ресурсоснабжающей организацией путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялся менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия (часть 2 статьи 157.2 ЖК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Помощь В Выплате Ипотеке Молодоц Мемьи

В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3 статьи 192 ЖК РФ). Таким образом, в отношении управляющих организаций органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации осуществляется лицензионный контроль.

Изменения в Жилищном кодексе с 11 января 2022 года

Согласно новому пункту 12 при обращении собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма с письменным заявлением о выплате штрафа управляющая организация (ТСЖ или ЖК, ЖСК) обязаны рассмотреть его в срок 30 дней со дня поступления. В этот период должна быть проведена проверка правильности начисления платы за содержание жилого помещения. По итогам этой проверки должно быть принято одно из таких решений:

Если кто-то из собственников помещений или иных уполномоченных лиц письменно известит администрацию о своем намерении созвать общее собрание, то в течение 5 дней с даты поступления такого запроса ему должен быть предоставлен такой реестр. При этом управляющая организация или ТСЖ должны заблаговременно получить от всех лиц, указанных в реестре, согласие на обработку и передачу персональных данных. Никаких дополнительных согласий в момент передачи не требуется.

Прокуратура разъяснила ряд вопросов о ЖКХ

Ответ: Федеральным законом от 31.12.2022 № 485-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом выдается на 5 лет с возможностью продления.

В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Органам государственного жилищного надзора предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Закреплено право лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту (или иному документу о передаче), принимать участие в общих собраниях собственников помещений в МКД и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.

Введено понятие «грубых нарушений лицензионных требований», совершение которых при определенных условиях может послужить основанием для исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме (многоквартирных домах), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат. Перечень грубых нарушений лицензионных требований должно определить Правительство РФ.

Прекращение договора управления многоквартирным домом путем одностороннего отказа от его исполнения

Пункт 8.1, предусматривающий возможность для собственников помещений отказаться от договора управления многоквартирным домом при соблюдении рассмотренных условий, была введена в статью 162 ЖК РФ одновременно с внесением изменений в положения статьи 161 ЖК РФ, касающиеся срока действия договора, заключенного по результатам открытого конкурса 2 . Увеличив максимальный срок действия такого договора с одного года да трех лет, законодатель счел необходимым установить гарантию реализации права собственников помещений в многоквартирном доме на самостоятельный выбор способа управления. При этом ЖК РФ не предусматривает возложения на собственников, воспользовавшихся своим правом в соответствии с пунктом 8.1 статьи 162, каких-либо дополнительных обязательств (например, по возмещению убытков), следовательно, такое поведение собственников расценивается законодателем как правомерное.

Следует отметить, что ЖК РФ не содержит норм, на основании которых осуществляется документирование фактов невыполнение условий договора управления многоквартирным домом управляющей организацией. Данное обстоятельство влияет на качественное процессуальное оформление доказательственной базы вины управляющей организации, не исполняющей договор.