Охарактиризуйте Государство Как Участника Гражданских Правоотношений

Государство как участник гражданских правоотношений

В случае возникновения спора он может решаться, например, в соответствии со статьей 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Гос-во осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др.

Государство как участник гражданских правоотношений

4) государство обладает судебным иммунитетом. Это значит, что ответственность его в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов государства, отраженного в международном договоре (ст. 127 ГК РФ);

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

Государство как участник гражданских правоотношений

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Государство как субъект гражданских правоотношенийимеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

Участники гражданского правоотношения

Кроме граждан РФ, субъектами гражданского права м.б. иностранцы (лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ) и лица без гражданства (т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства).

Примером сингулярного правопреемства служит замена кредитора в правоотношении в связи с уступкой права требования (ст 382 ГК) и замена должника при переводе долга (ст 391 ГК). Универсальное правопреемство наступает при реорганизации юр. Лиц. (ст 57 ГК) и при наследовании имущества. В отдельных случаях правопреемство может вообще не иметь места. Так, не передаются другим лицам и организациям личные и неимущественные права, неотделимые от личности (право авторства, право на имя и т.д.)

Участие государства в гражданских правоотношениях

В научной литературе справедливо обращается внимание на то, что если регулирование отношений с участием Российской Федерации построено на началах верховенства последних, то не может идти речи о гражданско-правовой природе таких отношений Гражданское право: учебник / под общей ред. В. Ф. Яковлева. М., 2022. С. 161—162 (автор главы — О. В. Бойков). . Равным образом, если государство пытается привнести в имущественный оборот властно-правовые начала, это свидетельствует лишь о допущенных государством нарушениях принципа юридического равенства субъектов гражданского права.

Согласно действующему законодательству коммерческие лица
по договорным обязательствам в виде исключения несут ответственность на началах риска, т.е. без вины (п. 3 ст. 401 ГК). Но деятельность государства не может иметь своей целью систематическое извлечение прибыли это означает, что Российская Федерация несет как договорную, так и деликтную ответственность только при условии вины.

Рекомендуем прочесть:  Доплата К Пенсии Заслуженного Мастера Спорта По Татарстану

Государство, как участник гражданских правоотношений: особенности, формы участия, пределы

Публичные образования могут своими действиями и от имени соответствующего публичного образования приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, возлагать на себя и исполнять гражданско-правовые обязанности, выступать в суде и др.

Публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), их структурные подразделения, выполняя в основном публичные задачи, имеют вместе с тем гражданскую правосубъектность, обеспечивающую осуществление ими интересов и потребностей, относящихся к гражданскому праву.

Участие государства в гражданских правоотношениях

Правило о первоочередности обращения взыскания именно на денежные средства подтверждается нормой п.5 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591. о том, что обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. При этом правило о первоочередности обращения взыскания на денежные средства не может быть истолковано как устанавливающее ограничение источников взыскания только денежными средствами бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст.126, 214, 215 ГК (абз.3 п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 23);

Согласно действующему законодательству коммерческие лица по договорным обязательствам в виде исключения несут ответственность на началах риска, т.е. без вины (п.3 ст.401 ГК). Но деятельность государства не может иметь своей целью систематическое извлечение прибыли это означает, что Российская Федерация несет как договорную, так и деликтную ответственность только при условии вины.

Охарактиризуйте Государство Как Участника Гражданских Правоотношений

Гражданско — правовые отношения возникают также при взыскании в доход государства с лиц , осужденных за совершение преступлений , средств , затраченных на стационарное лечение пострадавших граждан при причинении вреда их здоровью в результате преступных действий . Такие правоотношения возникают также при возмещении организациями и гражданами ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране природы .

Независимое Украинское государство участвует прежде всего в правоотношениях собственности и других вещных правоотношениях . Государство как собственник по своему усмотрению владеет , пользуется и распоряжается имуществом , которое ей принадлежит . Государственную собственность составляют: имущество , которое обеспечивает деятельность Верховной Рады Украины и образуемых им государственных органов ; имущество Вооруженных Сил , органов государственной безопасности , пограничных и внутренних войск ; оборонные объекты ; единая энергетическая система , системы транспорта общего пользования, связи и информации , имеющих общегосударственное значение , средства государственного бюджета , Национальный банк Украины , другие государственные банки и их учреждения и создаваемые ими кредитные ресурсы , государственные резервные , страховые и другие фонды ; имущество высших и средних специальных заведений и другое имущество. Государство может быть также субъектом общей собственности с участием всех субъектов гражданского права .

Равенство участников гражданских правоотношений

Возврат имущества не обязательно представляет собой меру защиты права, но может быть и итоговым действием, завершающим нормальные договорные отношения. Так, согласно п.1 ст.622 ГК при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество.

Далее, в рамках конкретного правоотношения стороны могут иметь различные по содержанию права и обязанности. Например, по договору дарения одна сторона передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность. Здесь обязанности возложены на одну сторону (дарителя).

Контрольная работа — Государство как субъект гражданского права

Особенности правового положения государства как участника частных правоотношений, осложненных иностранным элементом. Рассмотрение понятия иммунитета собственности государства. Характеристика доктрин абсолютного, функционального и ограниченного иммунитета.

Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства — участника отношений в международном частном праве. Концепции о видах иммунитета государства. Понятие иммунитета государства в законодательстве Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Как зайти в пфр личный кабинет

КАК УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Как собственники своего имущества публично-правовые образования независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты. Именно поэтому законом предусмотрен принцип раздельной ответственности публично-правовых образований по своим обязательствам: Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта (п. п. 4 — 6 ст. 126 ГК). Имевшие место попытки федерального государства устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом, например определять объекты и сроки приватизации, не могут быть признаны основанными на законе. Не случайно ст. 217 ГК разрешает устанавливать федеральным законодательством лишь порядок (способы, процедуру) приватизации, но не ее объекты (случаи).

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

Государство и иные публичные образования

Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. И в этом смысле оно обладает правоспособностью. Однако его правоспособность обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти:

  • 1) они не используют свои публично-властные полномочия;
  • 2) к отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов;
  • 3) от имени данных субъектов права и обязанности приобретают их органы либо специально уполномоченные на то граждане и юридические лица;
  • 4) указанные субъекты участвуют в таких специфических гражданско-правовых отношениях, как изъятие в доход РФ всего полученного по некоторым недействительным сделкам, принудительным сделкам, от принудительного выкупа памятников истории и культуры, от приватизации;
  • 5) по своим обязательствам они отвечают всем своим имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями или изъятого из оборота;
  • 6) указанные субъекты несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законом;
  • 7) по общему правилу указанные субъекты не несут ответственности по обязательствам друг друга;
  • 8) они несут ответственность за незаконные действия их органов и должностных лиц.

КАК УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Государственные и муниципальные образования могут создавать новых собственников — хозяйственные общества и товарищества — за счет своего имущества или также совместно с другими субъектами гражданского права. Отчуждение имущества в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц означает его приватизацию (если только в уставный капитал не вносится лишь право пользования соответствующей вещью). В частности, публично-правовые образования выступают в роли учредителей — акционеров приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, преобразуемых в акционерные общества в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Рекомендуем прочесть:  Инвалид 3 Группы 60 Календарных Дней Без Сохранения Заработной Платы

Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во внутренних (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т.е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

Государство и публичные образования как субъекты гражданского права

Анализ государства как субъекта гражданского права. Причины и формы возникновения государства. Участие государства в вещных правоотношениях и во внешнеэкономическом обороте. Судебный иммунитет и особенности гражданской правосубъектности государства.

Соотношение административного и гражданского права. Особенности государства как субъекта права. Реализация полномочий Российской Федерации как собственника акций. Применение норм гражданского права к административным актам о государственной регистрации.

Государство в гражданских правоотношениях (стр

При этом следует учитывать, что далеко не все отношения, участником которых становятся граждане, регулируются гражданским правом. Например, участие в избирательном процессе. С другой стороны действие гражданского права распространяется и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участие (отношения между юридическими лицами, субъектами РФ и т.д.).

Если раньше механизм гражданско-правового регулирования, и, прежде всего, договорных отношений, носили во многом формальный характер, ибо был подчинен обязательным плановым заданиям, а права производителей — государственных предприятий были ограничены, то в современных условиях предприниматели — граждане и предприятия всех форм собственности получили широкую хозяйственную самостоятельность и имеют возможность проявлять предпринимательскую инициативу и эффективно вести производственно-хозяйственную деятельность с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей общества. Современное российское гражданское право призвано определять общие рамки и формы такой свободной предпринимательской деятельности и давать ей необходимую правовую защиту.

Охарактиризуйте Государство Как Участника Гражданских Правоотношений

Возможность участия государства в гражданских отношениях вытекает из Конституции Украины. Также ст. 2 ГК Украины устанавливает, что одним из участников гражданских отношений является государство Украина. Для выполнения своих функций и обязательств перед своими гражданами и другими участниками гражданского общества должна иметь определенное имущество для чего должны принимать участие в гражданских правоотношениях.

Ст. 41 Конституции Украины предусматривает возможность принудительного отчуждения объектов права частной собственности, которое может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается только в условиях военного или чрезвычайного положения. Реквизиция также предусмотрена ст. 353 ГК Украины. В случае стихийного бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и при других чрезвычайных обстоятельствах, с целью общественной необходимости имущество может быть принудительно отчуждено у собственника на основании и в порядке, установленных законом, при условии предварительного и полного возмещения его стоимости (реквизиция). Конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом. Конфискация регламентирована ст. 354 ГК Украины. К лицу может быть применено лишение права собственности на имущество по решению суда как санкция за совершение правонарушения (конфискация) в случаях, установленных законом. Конфискованное имущество переходит в собственность государства безвозмездно. В этом аспекте государство также выступает субъектом имущественных отношений, которые возникают.