Понятие Должностного Лица Как Субъекта Получения Взятки

Научная статья по теме ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО И СУБЪЕКТ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ Государство и право

Сторонники первой точки зрения считают, что некоторые работники государственных и муниципальных учреждений и организаций обладают двойным статусом. При выполнении сугубо профессиональных обязанностей (прием, консультирование, лечение больных врачом; чтение лекций, ведение практических занятий, научное руководство написанием курсовой или дипломной работы педагогом) такие лица не являются должностными. Но если те же лица осуществляют организационно-распорядительные полномочия (участие врача в работе экспертной комиссии по установлению инвалидности, пригодности к военной службе и т.д., выдача листка временной нетрудоспособности; участие педагога в приемной или государственной аттестационной комиссии и т.д.), то они признаются должностными2.

К должностным лицам относятся две категории специальных субъектов: а) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти; б) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Понятие должностного лица как субъекта преступления

3. либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

В целях единообразного понимания термина «должностное лицо» при определении ответственности за преступления против интересов службы и преступлений, посягающих на иные объекты уголовно-правовой охраны, законодатель счел необходимым сформулировать понятие должностного лица в Уголовном кодексе Республики Беларусь.

Понятие должностного лица как субъекта преступления по законодательству некоторых зарубежных гос-в

а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей;

2.​ преступные деяния против правосудия (принуждение к даче показаний (ст. 343); исполнение приговора в отношении невиновного (ст. 345); уголовное преследование невиновного (ст. 344); вынесение неправосудного приговора или решения (ст. 336); противоречащее делу одновременное обслуживание адвокатом спорящих сторон в одном и том же процессе (ст. 356);

Понятие и признаки получения взятки

Под иным имуществом понимаются любые предметы, обладающие материальной ценностью (ювелирные изделия, мебель, бытовая техника, одежда, продукты питания и др.). Под правом на имущество как предмет взятки следует понимать наделение лица правомочием владения, пользования или распоряжения имуществом.

Тем не менее, нередко возникает вопрос о том, как отличать «подарки», получаемые должностными лицами в знак «расположения», от взяток, являющихся уголовным преступлением. Наибольшее внимание этой проблеме уделяется в США, где госслужащий может, не опасаясь преследований, принимать подарки стоимостью до 100 долларов. Из общего количества осужденных за совершение коррупционных преступлений за разные годы преобладают лица, осужденные за получение взятки и за дачу взятки. Анализ статических данных за последние 5 лет с 2002 года по 2022 год показывает, что в 2004 году зарегистрировано наименьшее количество осужденных за взяточничество (за получение взятки осуждено 87, за дачу — 44), с 2022 года наблюдается рост количества осужденных за взяточничество. Всего за 6 лет осуждено за получение взятки 690 лиц, за дачу взятки — 469 лиц. за посредничество — 24 лица. Приведенные статические данные свидетельствуют о том, что за получение взятки осуждено больше, чем за дачу взятки. Однако в 2022 году наблюдается тенденция роста осуждения за дачу взятки. Так, за 9 месяцев 2022 года за получение взятки осуждено 112 лиц, а за дачу взятки 142 лица. Приведенные цифры свидетельствует, что к органам уголовного преследования стали больше обращаться должностные лица, которым предлагали взятки. Опасность данного преступления заставляют законодателей не только у нас, но и во многих западных странах этих стран принимать особо строгие меры борьбы с взяточничеством и искать самые оптимальные формы и варианты. Здесь обнаруживается бесконечное разнообразие вариантов. Например, в ряде стран установлена разная степень наказуемости за это преступление в зависимости от того, была ли получена взятка за действия законные или незаконные. В других странах придается решающее значение тому, была ли получена взятка до выполнения обещанных действий или после них.

Рекомендуем прочесть:  Налог При Продаже Квартиры До 1 Млн Руб В 2022 Году

Иностранное должностное лицо как субъект получения взятки по УК РФ (гаев, Криминологический журнал БГУЭП N 1 (27), I квартал 2022 г

Примечания к ст.290 УК РФ, поскольку они определяют специального субъекта получения взятки и влияют на квалификацию преступления. В результате имплементации эти положения юридически действуют на территории РФ, хотя и значительно отличаются от традиционно понимаемого в российском уголовном праве определения должностного лица. Положения ст.1 «Использование терминов. Определения» также ратифицированной Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», раскрывающие содержание понятия «публичное должностное лицо», до сих пор не включены в текст УК РФ, видимо, по вышеуказанным причинам трудности их использования российским правоприменителем.

В результате имплементации норм международного права в УК РФ по вопросу о введении дополнительного специального субъекта получения взятки — иностранного должностного лица — возникло значительное расхождение в содержании традиционно используемого понятия «должностное лицо» и вновь введенного термина «иностранное должностное лицо» (если говорить совсем точно, в соответствии с содержанием и разъяснением терминологии указанных конвенций — «иностранное публичное должностное лицо»). Это, на наш взгляд, следует считать недостатком уголовного законодательства, поскольку появляется ненужная, можно сказать, избыточная многозначность устоявшихся терминов. Такая ситуация содержит в себе потенциальную угрозу для правильного и единообразного применения ст. 290 и 291.1 УК РФ, потому что при отсутствии соответствующего однозначного и исчерпывающего толкования новой терминологии следственные и судебные органы будут постоянно теряться в догадках, может ли субъект, однозначно не являющийся должностным лицом по УК РФ (Примечание к ст.285 УК РФ), одновременно быть иностранным должностным лицом (Примечание к ст.290 УК РФ) и нести ответственность за получение взятки. Такие головоломки не идут на пользу практическому правоприменению, особенно в сфере уголовно-правового регулирования.

Должностное лицо как субъект получения взятки

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6). 1

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)». 1

Это видео недоступно

Часто граждане даже не задумываются, что своими действиями поощряют коррупцию и поддерживают коррупционеров. Конечно, большинство правонарушений перепадает именно на мелкий сектор. Однако коррупционные риски власти «на верхах» намного выше. Социальный статус, авторитет и полномочия дают таким чиновникам особые привилегии. Подобные правонарушения обычно носят завуалированный характер, они четко спланированы, и расследовать их под силу не каждому оперативнику. А ущерб коррупционных деяний чиновников из «высших эшелонов власти» исчисляется миллионами и миллиардами рублей.

Рекомендуем прочесть:  Денежная Компенсация За Льготы Ветерана Труда Свердловская Область

Такой рост цен на «коррупцию» обусловлен повышением внимания правоохранительных органов к этой проблеме. Только сотрудниками Генпрокуратуры зафиксировано на 5% больше противоправных действий по сравнению с прошлым годом. Кроме того, Уголовный кодекс РФ пополнился новой статьей, предусматривающей ответственность за «мелкую взятку», поэтому в коррупционную статистику попадают более значимые деяния, представляющие опасность для общества.

Получение взятки должностным лицом: специфика преступления и меры ответственности

Штраф может быть назначен в зависимости от того, какой объем дохода получает человек за два года, либо увеличивается сумма взятки от 30 до 60 раз. Применяется лишение указанного права или нет, решается судьей в зависимости от обстоятельств дела. Давать взятку в значительном размере, значит, передать блага на сумму, больше 25 тысяч рублей.

Пункт 5 предписывает наказание для организованных групп либо взяток, полученных в крупном размере. Для оценки содеянного по рассматриваемому пункту нужно давать ценности или иное имущество на сумму более 150 тысяч рублей. Наказывается:

Понятие Должностного Лица Как Субъекта Получения Взятки

  1. Штраф в размере от 40-ка до 70-кратной суммы вознаграждения с запретом занимать конкретную должность либо выполнять определенную судебной инстанцией деятельность в течение трех лет.
  2. Тюремное заключение на 3-7 лет. Дополнительно к данному наказанию будет установлен штраф в размере 40-кратной величины взятки.

Приговоры по ст. 290 УК РФ выносятся в случае незаконного принятия должностным лицом финансовых средств, ценных бумаг, прочего имущества, вещных прав, услуг имущественного типа за совершение им определенных действий или уклонения от их совершения. При этом данные поведенческие акты должны входить в компетенцию должностного лица. Квалификация неправомерного деяния по ст. 290 УК РФ будет иметь место в случае, если виновный за незаконное вознаграждение обеспечивает попустительство по службе либо общее покровительство субъекту или иным названным им гражданам. Как выше было сказано, виновным в принятии материальных ценностей, прав либо выгод от услуг может быть исключительно должностное лицо. Если субъектом, совершающим неправомерные действия, выступает служащий какой-либо коммерческой организации или иной компании (учреждения, предприятия), за получение взятки он понесет ответственность по статье 204 Уголовного кодекса (коммерческий подкуп).

Страница 5 ); Взяточничество в уголовном праве

Вымогательство взятки (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ) означает требование должностным лицом дача взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.[25] При этом вымогательство может быть открытым, т.е. прямо требуется взятка в конкретно определенном виде материальной выгоды. Виновный может реально осуществить свои угрозы и негативные намерения, что не вызывает сомнения у взяткодателя. Взяткополучатель также может создать затруднительные для взяткодателя условия, когда в замаскированном виде реализуются угрозы и негативные намерения взяткополучателя. Это есть завуалированное вымогательство. Так, например, как вымогательство взятки расценивается требование взятки под угрозой привлечения к уголовной ответственности и ареста за мнимое преступление.[26]

Организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и иных соучастников. Исходя из этого, в организованную группу могут входить участники, не являющиеся должностными лицами, которые заранее объединились с должностными лицами для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно части 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного частью 4 ст. 290 УК РФ. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.

Взятка должностному лицу размер

В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ. 3. Следуйте инструкциям оперативников. Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично. [ Вернуться к содержанию ↑ ] ○ Что делать при обвинении в даче взятки? Если вы попали в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в даче взятки, следует первым делом вне зависимости от обстоятельств случившегося, заручиться помощью адвоката – с юридической помощью вы будете надежно защищены от злоупотреблений, ложных обвинений и произвола.

Рекомендуем прочесть:  Доверенность на оформление документов на квартиру

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества. Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.
[ Вернуться к содержанию ↑ ] ○ Провокация взятки.

Понятие должностного лица

Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно‑распорядительные, административно‑хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях.

С объект. стороны подлог состоит во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений. Подлинные документы заполняются сведениями, не соответствующими действительности. Др. вариантом действия при подлоге явл-ся внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (исправление отдельных реквизитов, переделка текста документа).

Субъективные признаки взяточничества

Взяткополучатель осознает, что принимает незаконную имущественную выгоду за действие (бездействие), совершаемое с использованием должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.

Последнее разъяснение вызывает значительные сложности при применении уголовного закона. При этом можно отметить широкое понимание в судебной практике должностного лица, более широкое, чем принято в теоретической литературе.

Статья 368

законную операцию: разного рода выплаты, премии, кредиты, договоры купли-продажи и т.п. Вознаграждение такого рода квалифицируется как взяточничество в случаях, когда передача-получение является незаконной (выплата средств была безосновательной, ценные вещи или

Получение взятки по предварительному сговору группой лиц представляет собой совершение такого преступления при участии двух и более лиц, которые предварительно договорились о совместном его совершении. Соглашение при совершении этого преступления — это

Ответственность должностных лиц за получение взятки

3) получение вознаграждения до совершения правомерных действий (бездействия) с использованием служебного порядка. Опасной разновидностью этой ситуации является вымогательство взятки, когда должностное лицо требует взятку, угрожая совершить действие, нарушающее законные интересы взяткодателя, или не совершить законные действия, претендовать на которые взяткодатель имеет основания;

Вышеизложенные тезисы явились основанием для выбора темы данной курсовой работы. Ее актуальность не может вызывать сомнений. В данной курсовой работе предпринята попытка решить задачу: дать уголовно-правовую характеристику взяточничеству, отграничить указанные составы от смежных.

Должностное лицо — понятие, виды ответственности должностных лиц

В этом плане весьма красноречиво разъяснение, содержавшееся в ранее действовавшем постановлении № 4 Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». В пункте 4 названного постановления указывалось, что если наряду с осуществлением профессиональных обязанностей на работника «возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач — за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель — за нарушение обязанностей, возложенных на него, как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии . )». Почему же Пленум Верховного Суда РФ в новом постановлении дал менее конкретное разъяснение?

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (Закон РФ «Об образовании»).