Действующий Приказ Ген Прокурора Об Об Организации Прокурорского Надзора За Предварительным Следствием И Дознанием

Действующий Приказ Ген Прокурора Об Об Организации Прокурорского Надзора За Предварительным Следствием И Дознанием

17. Давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со статьей 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных статьями 97, 99, 100, частями 1 — 3 статьи 108 УПК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 10 УПК РФ немедленно своим постановлением освобождать незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях или содержащегося под стражей свыше установленного срока.

Особое внимание уделять вопросам соблюдения 48-часового срока обжалования дознавателем решения прокурора, наличия согласия начальника органа дознания и безотлагательного исполнения решений и указаний прокурора в соответствии с частью 5 статьи 226 УПК РФ в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя.

При наличии достаточных к тому оснований (в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 37 УПК РФ) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, установленных статьей 151 УПК РФ.

При иных обстоятельствах, когда восстановление нарушенного права невозможно ввиду истечения срока, установленного законом для завершения дознания в сокращенной форме, отказывать в удовлетворении жалобы, инициируя привлечение к предусмотренной законом ответственности виновных в этом должностных лиц.

Прокуратура округа в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, № 13 «О полномочиях прокуроров административных округов», с целью выявления укрытых от учета преступлений, 12.08.2022 проведена соответствующая проверка помещении торгового зала принадлежащего ООО «Табер Трейд», расположенного по адресу: г. Москва, мкр. Северное Чертаново, д.1А.

В ходе проверки, при просмотре архивных записей камер-видеонаблюдения, установленных в сетевом магазине товаров «Подружка», расположенном по вышеуказанному адресу установлено, что 09.08.2022, в период с 19 часов 48 минут по 20 часов 05 минут, с товарных стеллажей, путем свободного доступа, неустановленная женщина похитила косметическую продукцию, общей стоимостью 2 562 руб. 25 коп., после чего с похищенным имуществом с места преступления скрылась, причинив указанному магазину ООО «Табер Трейд» незначительный материальный ущерб.

«О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и порядке применения других организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации в связи с реорганизаций прокуратуры ЗАТО г. Межгорье»

«О внесении изменений в организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующие порядок принятия наград и почетных званий федеральными государственными служащими, иными работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации»

«О дополнительной материальной поддержке отдельных категорий работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и членов их семей, находящихся на отдыхе (без санаторно-курортного лечения) в санаториях органов прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке оказания материальной помощи отдельным категориям работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и членам их семей, находящимся на отдыхе (без санаторно-курортного лечения) в санаториях

«Об утверждении Порядка возмещения расходов, связанных с проездом военнослужащих органов военной прокуратуры, граждан, уволенных с военной службы из органов военной прокуратуры, и членов их семей (близких родственников) и перевозкой их личного имущества, а также установлении категорий проезда этих лиц на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте»

«О внесении изменений в Инструкцию о порядке обеспечения прокурорских работников в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, утвержденную приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.10.2022 N 716»

Адвокат поделился, что по одному из уголовных дел в Красноярске доследственная проверка при таком прокурорском надзоре проводилась свыше четырех лет – вместо максимальных 30 суток по действующему УПК. «Кстати, и уголовное дело было затем возбуждено в отношении “неустановленного лица”, хотя это в единственном числе учредитель, директор и бухгалтер фирмы-нарушителя. Заканчивается третий месяц расследования этого дела, а лицо так и “не установлено”», – добавил Александр Назаров.

Как указано, документ направлен на совершенствование организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и их расследовании.

В документе отмечено, что, признавая постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в течение 24 часов с момента получения материалов, на основании которых было принято процессуальное решение, прокурору необходимо будет отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление. При этом оговаривается, что указанное полномочие следует использовать только при неправильном применении уголовного, уголовно-процессуального законодательства, выявлении существенных нарушений, влекущих незаконное привлечение лица к уголовной ответственности либо признание доказательств недопустимыми.

В соответствии с поправками прокуроры будут обращать внимание на соблюдение при производстве экспертных исследований требований УПК РФ, в том числе касающихся обеспечения принципа независимости эксперта, а также его компетентности, включая наличие аттестации на право самостоятельного производства экспертизы и лицензии, если этого требуют нормативные правовые акты в сфере судебно-экспертной деятельности.

В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления прокуроры должны будут давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, получении и надлежащей фиксации доказательств. При этом они должны будут исключить дачу немотивированных письменных указаний, содержащих перечень вытекающих из полномочий дознавателя очевидных следственных действий, без учета конкретных обстоятельств произошедшего.

Приказ Генпрокуратуры России от N 826; Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

В ходе проверки законности возбуждения уголовного дела о преступлении, в отношении которого органом предварительного расследования может быть применена альтернативная подследственность, иметь в виду, что основанием для возникновения такого права является самостоятельное выявление преступного посягательства.

При невозможности принять решение в порядке статьи 221 УПК РФ в 10-дневный срок ввиду сложности уголовного дела либо его больших объемов не позднее чем за трое суток до истечения указанного срока обращаться к вышестоящему прокурору с мотивированным ходатайством о продлении срока рассмотрения уголовного дела до 30 суток.

Во всех случаях обращать внимание на наличие в сообщениях данных, указывающих на признаки преступления. Пресекать необоснованное проведение процессуальных проверок по сообщениям, не содержащим признаков преступления, используя полномочия, предоставленные пунктом 3 части 2 статьи 37 УПК РФ.

Давая правовую оценку постановлению следователя, руководителя следственного органа о проведении следственных действий без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства, изучать материалы, обосновывающие его вынесение. Акцентировать внимание на данных, свидетельствующих об исключительности обстоятельств, требующих безотлагательного производства следственных действий, при этом исходить из того, что указанные следственные действия производятся без судебного решения, а промедление может повлечь за собой утрату следов преступления, других доказательств, позволит скрыться лицам, его совершившим, негативно повлияет на возмещение причиненного преступлением ущерба.

1.23. Каждое полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования.

При осуществлении надзора за законностью прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования обращать внимание на фактическое обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав участников уголовного судопроизводства: подозреваемого (обвиняемого) при несогласии с прекращением уголовного дела — на доступ к правосудию и потерпевшего — на компенсацию причиненного преступлением ущерба. Не допускать прекращения уголовного преследования в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) при отсутствии согласия его близких родственников, а также ввиду истечения сроков давности, если подозреваемый (обвиняемый) по делу установлен и против этого возражает.

1.18. Организовать на регулярной основе сбор и обобщение информации об имеющихся материалах проверок сообщений о преступлении, прокурорских проверок, уголовных делах, по которым предметом обжалования в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) являются действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора.

Не допускать немотивированное возобновление производства по прекращенному уголовному делу, использовать имеющиеся полномочия только в случае необходимости установления обстоятельств, без оценки которых невозможно обеспечить принятие законного процессуального решения, а также реабилитацию лица.

1.15. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следователей Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющих производство по уголовному делу в форме дознания, исходить из того, что полномочия прокурора определяются процессуальным положением следователя, а не формой предварительного расследования.

В случае установления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного, неполноты проведенного предварительного расследования возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или пересоставления обвинительного заключения и устранения иных выявленных недостатков, при этом постановление прокурора должно быть аргументированным, содержащим сведения о допущенных нарушениях, подлежащих устранению.

Приказ Генпрокуратуры России № 147, МВД России № 209, ФСБ России № 187, СК России № 23, ФСКН России № 119, ФТС России № 596, ФСИН России № 149, Минобороны России № 196, ФССП России № 110,

Изучать находящиеся на рассмотрении у подчиненных сотрудников материалы проверок до принятия по ним процессуальных решений, в случае необходимости давать письменные указания о проведении конкретных проверочных действий в целях установления обстоятельств, имеющих значение для вынесения законных, обоснованных и мотивированных постановлений.

Руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, реализуя в полном объеме все предоставленные полномочия.

  1. Прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур ежеквартально представлять в вышестоящую прокуратуру сведения о характере и количестве процессуальных решений, признанных судом в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК, незаконными или необоснованными.

1.2. Принять неотложные меры к повышению персональной ответственности руководителей следственных органов, начальников органов (подразделений) дознания, следователей и дознавателей, а также иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации(далее — УПК) и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, за несоблюдение порядка их рассмотрения и вынесение процессуальных решений, не соответствующих законодательству Российской Федерации.

3.2. Обеспечить всестороннюю, полную и объективную проверку законности и обоснованности всех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее 5 суток с момента поступления материалов проверок сообщений о преступлениях. В этих целях незамедлительно направлять (при необходимости — с помощью факсимильной или иных видов связи) начальникам органов дознания и руководителям следственных органов мотивированные письменные запросы о представлении проверочных материалов для изучения в связи с поступлением соответствующих копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

9.19. Организация взаимодействия с правоохранительными органами, территориальными органами Минюста России в вопросах выявления экстремистской и террористической деятельности некоммерческих организаций. Своевременность и полнота прокурорского реагирования.

14.2. Ведение интернет-сайта прокуратуры (периодичность размещения информации, ее значимость), поддержание его в актуализированном состоянии (наличие необходимых сведений). Соблюдение порядка опубликования на интернет-сайте прокуратуры информации, ее соответствие установленным требованиям.

В целях применения общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1.11. В целях объективной оценки состояния законности по направлениям деятельности, оказания практической и методической помощи при организации прокурорского надзора по поручению руководителя комиссии либо при наличии необходимости проводятся совместные с работниками проверяемой прокуратуры проверки поднадзорных объектов. При этом подмена членами комиссии надзорных полномочий работников проверяемой прокуратуры не допускается.

Рекомендуем прочесть:  График на 2022 год сотрудникам сменный график сутки трое

6.2. Состояние прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства, регламентирующего порядок учета и регистрации заявлений и иных сообщений о преступлениях. Всесторонность и своевременность проведения проверочных мероприятий, законность принимаемых решений. Своевременность отмены прокурорами незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела. Анализ практики выявления укрытых от учета преступлений, принимаемых в связи с этим мер прокурорского реагирования, их эффективность.

10. В случае обжалования участником уголовного судопроизводства постановления прокурора, принятого по жалобе в порядке статьи 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору рассматривать такие обращения согласно правилам и срокам, установленным Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее — Инструкция о порядке рассмотрения обращений).

В приказе Генпрокуратуры РФ от 24 августа 2022 г. N 487 » О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» прочитал удивительное разъяснение:

2.5. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

Действующий Приказ Ген Прокурора Об Об Организации Прокурорского Надзора За Предварительным Следствием И Дознанием

При даче согласия руководителем следственного органа на принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенным на основании пункта 2 части второй статьи 37 УПК, непосредственно изучать собранные материалы, проверяя их полноту и соответствие выводов об отсутствии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела фактическим обстоятельствам, установленным в ходе проверки сообщения о преступлении.

7. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителя Федеральной таможенной службы, директора Федеральной службы исполнения наказаний, Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации и главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору организовать ознакомление подчиненных сотрудников с настоящим приказом и обеспечить контроль за его исполнением.

В докладных записках указывать причины неисполнения либо ненадлежащего исполнения служебных обязанностей в ходе проверки принятых на данной досудебной стадии уголовного судопроизводства решений (об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК, об отказе в приеме сообщения о преступлении и др.), способных причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иным лицам, чьи права и законные интересы нарушены, либо затруднить доступ граждан к правосудию, а также сообщать о принятых к их устранению мерах.

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2000, N 2, ст. 140; 2001, N 1, ст. 2; N 53, ст. 5018, 5030; 2002, N 26, ст. 2523; N 30, ст. 3029; N 40, ст. 3853; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 29, ст. 2906; N 45, ст. 4586; 2007, N 10, ст. 1151; N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2008, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3608; N 48, ст. 5753; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; N 45, ст. 6327; N 46, ст. 6407; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7609.

Направлять в соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главную военную прокуратуру докладные записки о результатах анализа состояния работы по надзору за законностью процессуальных действий и принимаемых решений при разрешении сообщений о преступлениях и мерах прокурорского реагирования в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующим деятельность по организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия.

«Об утверждении Положения о порядке принятия федеральными государственными служащими, иными работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации почетных и специальных званий, наград иностранных государств, Международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций»

«Об утверждении Положения о порядке уведомления руководителей (представителей нанимателя) органов и организаций прокуратуры Российской Федерации прокурорскими работниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в Университете прокуратуры Российской Федерации, о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверки представленных сведений»

«Об утверждении Порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами федеральных государственных служащих и иных работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей и Порядка передачи материалов, полученных в ходе осуществления контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) должности федеральных государственных служащих и иных работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации

«О внесении изменений в организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующие порядок принятия наград и почетных званий федеральными государственными служащими, иными работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации»

«О внесении изменений в Инструкцию о порядке обеспечения прокурорских работников в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, утвержденную приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.10.2022 N 716»

Об организации прокурорского надзора за исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия

Прокуратура округа в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, № 13 «О полномочиях прокуроров административных округов», с целью выявления укрытых от учета преступлений, 12.08.2022 проведена соответствующая проверка помещении торгового зала принадлежащего ООО «Табер Трейд», расположенного по адресу: г. Москва, мкр. Северное Чертаново, д.1А.

В ходе проверки, при просмотре архивных записей камер-видеонаблюдения, установленных в сетевом магазине товаров «Подружка», расположенном по вышеуказанному адресу установлено, что 09.08.2022, в период с 19 часов 48 минут по 20 часов 05 минут, с товарных стеллажей, путем свободного доступа, неустановленная женщина похитила косметическую продукцию, общей стоимостью 2 562 руб. 25 коп., после чего с похищенным имуществом с места преступления скрылась, причинив указанному магазину ООО «Табер Трейд» незначительный материальный ущерб.

10. В случае обжалования участником уголовного судопроизводства постановления прокурора, принятого по жалобе в порядке статьи 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору рассматривать такие обращения согласно правилам и срокам, установленным Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее — Инструкция о порядке рассмотрения обращений).

В приказе Генпрокуратуры РФ от 24 августа 2022 г. N 487 » О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» прочитал удивительное разъяснение:

2.5. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

Также в документе идет речь о необходимости отслеживать немотивированные отказы заявителям в возбуждении уголовных дел. Также прокуроров хотят обязать отслеживать и пресекать факты подмены продления срока предварительного следствия приостановлением и возобновлением дела.

В приказе появилось несколько нововведений. Прокурорам предписывается пресекать случаи задержания граждан на основании протоколов об административных правонарушениях. Кроме того, прокурорскому работникам могут грозить служебные разбирательства, в случае поддержки ходатайства следователя о заключении под стражу гражданина, которого суд в итоге оправдает.

Опрошенные «Независимой» эксперты отмечают, большинство пунктов приказа — это изложение действующих норм Уголовно-процессуального кодекса (УПК). По их мнению, документ по большей степени носит не практический, а символический характер — генпрокурор Игорь Краснов якобы пытается напомнить СКР и другим органам следствия о главенствующей роли его ведомства в правоохранительной системе.

Для решения этих задач прокурор может вызвать следователя или дознавателя и заслушать их как о производстве по уголовному делу в целом, так и по отдельным эпизодам расследования. Прокурор также может ознакомиться с наблюдательным производством по уголовному делу, в котором находятся копии важных процессуальных документов, отражающих решения следователя, дознавателя.

При наличии фактов фальсификации материалов дослед-ственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

Прокурор обеспечивает надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении ему копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверяет соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК, при этом особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного. При необходимости надзирающий прокурор вправе предложить руководителям следственных органов представить ему уголовные дела для изучения.

А. П. Войтович утверждает, что «в целях повышения эффективности уголовного судопроизводства, обеспечения прав граждан на доступ к правосудию, на расследование дела в разумный срок указанные проблемы требуют своего широкого обсуждения и соответствующего разрешения. Проблема представляется настолько комплексной, что одними лишь мерами организационного характера ее не разрешить. Потребуются соответствующие изменения в уголовно-процессуальный закон. В то же время предлагаемые законопроектом N 745077–7 дополнения в ст. 37 УПК РФ о дополнительных полномочиях прокуроров требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия, а также в ст. 145 УПК РФ о разрешении споров о передаче сообщения о преступлении по подследственности прокурором в течение трех суток с момента поступления соответствующего обращения не разрешают многих проблем, существующих при производстве дознания и следствия» [3].

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

С целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в Российской Федерации существует и действует особая форма надзора и контроля за деятельностью органов дознания и предварительного следствия — прокурорский надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Вместе с тем, несмотря на важнейшую задачу по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, данная прокурорская деятельность сопряжена с рядом сложностей и проблем, требующих законодательного решения.

Рекомендуем прочесть:  Онлайн Оплата Проездного Ученического

А. Г. Карташова и О. П. Копылова приходят к выводу, что «в настоящее время прокурор не обладает достаточным объемом полномочий, позволяющих ему эффективно осуществлять функцию надзора за законностью производства дознания в сокращенной форме. Следовательно, необходимо расширить его полномочия, что не ущемит процессуальной самостоятельности дознавателя, но усилит гарантии соблюдения прав личности в уголовном судопроизводстве. Так, целесообразно внесение следующих изменений в нормы УПК РФ. Во-первых, наделить прокурора правом истребовать материалы проверки сообщения о преступлении, подследственном органам дознания на основании письменного запроса. Во-вторых, установить, что полномочие прокурора по внесению требования об устранении нарушений федерального законодательства должно распространяться на стадию возбуждения уголовного дела. Кроме того, рассматриваемый вид дознания содержит свои плюсы, к примеру, это сокращенные сроки расследования; меньший срок наказания, определяемый судом. Но все же прошло 5 лет, как появился институт дознания в сокращенной форме, а законодателем до сих пор не урегулированы проблемы, возникающие на практике. Мы согласны с теми процессуалистами, которые считают, что данный институт является неэффективным» [2].

Сорокин, И. В. Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия / И. В. Сорокин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87704/ (дата обращения: 31.01.2022).

  1. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
  2. Приказ опубликовать в журнале «Законность».
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

1.17. Изучая уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением, проверять соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.

При несогласии с позицией нижестоящего прокурора о признании законным постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановления о приостановлении предварительного следствия не позднее 14 суток с момента поступления материалов дела в порядке пункта 5.1 части 2 статьи 37 УПК РФ принимать меры к отмене незаконного процессуального решения.

При освобождении из-под стражи лиц, в отношении которых избиралась такая мера пресечения, а затем уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, не позднее 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу проводить проверку и составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддержавшего в суде ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей.

При невозможности принять решение в порядке статьи 221 УПК РФ в 10-дневный срок ввиду сложности уголовного дела либо его больших объемов не позднее чем за трое суток до истечения указанного срока обращаться к вышестоящему прокурору с мотивированным ходатайством о продлении срока рассмотрения уголовного дела до 30 суток.

Роль приказов генерального прокурора РФ и указаний руководителей следственных органов в организации уголовного процесса

При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений (п. 1.2 приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования»).

На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК, ст. 6, 30, 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры должны требовать полного устранения нарушения закона, используя предусмотренные в указанных нормативных актах формы реагирования и привлечение виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.

Прокурор, участвующий в судебном заседании, составляет письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения его к рассмотренным судом материалам и надзорному производству. Вывод об отсутствии оснований для поддержания ходатайства данный работник обязан согласовать с руководителем прокуратуры.

Законодатель, посчитав недопустимым совмещение в одних руках функций надзора и уголовного преследования, лишил прокурора права на возбуждение уголовных дел, а равно и права на отмену постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесенных следователями.

Прокуроры обязаны принимать решительные меры реагирования во всех случаях незаконного ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновения в жилище при отсутствии предусмотренных законом оснований (п. 1.8 приказа Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 N 189).

— возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбужде­нии; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следо­вателем в тех случаях, когда это предусмотрено нормами УПК; утверждает обвинительные заключения; направляет уголовные дела в суд;

— требует от органов дознания и досудебного следствия для про­верки уголовные дела документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, досудебного следст­вия и установления лиц, совершивших преступления, проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о при­еме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совер­шенных или готовящихся преступлениях;

12) для предупреждения нарушений законов при расследовании уголовных дел, предусмотрена такая форма прокурорской деятельности, как согласие прокурора на проведение отдельных следственных действий и принятие процессуальных решений органов дознания и следователя.

— поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве про­курора или следователя прокуратуры;

Указания прокурора органам дознания и предварительного расследования в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке УПК, явля­ются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленным УПК, осущест­влять от имени государства уголовное преследование в ходе уго­ловного судопроизводства, а также надзор за процессуальной дея­тельностью органов дознания и предварительного расследования.

5. В целях более четкого разграничения функций Генеральной прокуратуры, территориальных и специализированных прокуроров, исключения дублирования в их деятельности, установить следующий порядок осуществления надзора за законностью предварительного следствия и дознания:
1) Департамент по надзору за законностью предварительного следствия и дознания Генеральной прокуратуры (далее — Департамент) контролирует организацию и осуществление прокурорского надзора в этом направлении в республике и непосредственно надзирает по уголовным делам в отношении должностных лиц, назначенных Президентом Республики Казахстан, назначенных и избранных Палатами Парламента Республики Казахстан, возглавляющих центральные исполнительные органы и ведомства, депутатов Парламента, судей, а также по делам, осуществление надзора по которым поручается Генеральным Прокурором Республики Казахстан и его заместителями;
2) Главная военная прокуратура осуществляет надзор по уголовным делам, расследуемым военно-следственным департаментом Министерства внутренних дел Республики Казахстан, и за законностью дознания в центральных аппаратах военной полиции Министерства обороны Республики Казахстан, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. По уголовным делам нижестоящих структур этих органов надзор осуществляется соответствующими военными прокурорами гарнизонов;
3) по уголовным делам, возбуждаемым и расследуемым работниками центральных аппаратов Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Агентства финансовой полиции, Агентства по таможенному контролю, управлений внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Агентства по чрезвычайным ситуациям, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан надзор осуществляется Департаментом, его управлениями и отделами во взаимодействии с прокурорами областей, городов Астана, Алматы и приравненными к ним;
4) в областных аппаратах и приравненных к ним департаментах (управлениях) Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Агентства финансовой полиции, Агентства по таможенному контролю, Государственной противопожарной службы Агентства по чрезвычайным ситуациям, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции — прокурорами областей, городов Астана, Алматы, приравненными к ним прокурорами;
5) в районных, городских и приравненных к ним управлениях (отделах) Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Агентства финансовой полиции, Агентства по таможенному контролю, Государственной противопожарной службы Агентства по чрезвычайным ситуациям, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции — районными, городскими на правах районных и приравненными к ним прокурорами;
6) по уголовным делам, расследуемым органами, не имеющими своих подразделений на транспорте, надзор осуществляется соответствующими территориальными прокурорами;
7) природоохранные прокуроры осуществляют надзор по уголовным делам соответствующих специализированных (экологических) подразделений органов уголовного преследования;
8) специализированные прокуроры по надзору за законностью исполнения наказаний в исправительных учреждениях осуществляют надзор по уголовным делам, по которым дознание проводится подразделениями органов уголовно-исполнительной системы;
9) вопросы деятельности прокуратур на режимных объектах регулируются отдельно.
6. Возложить обязанности санкционирования действий должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие, ареста, продления сроков предварительного следствия и содержания под стражей по уголовным делам, расследуемым следователями центральных аппаратов Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел и Агентства финансовой полиции, на прокуроров областей, городов Астана, Алматы и приравненных к ним прокуроров, их заместителей в пределах полномочий, предоставленных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
7. О санкционировании действий должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие, арестов, продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей по постановлениям органов предварительного следствия центральных аппаратов правоохранительных ведомств в трехсуточный срок информировать Департамент.
8. Вопросы санкционирования следственных действий в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования, предания их суду, направления оконченных производством дел в суд решаются в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
9. Вопросы санкционирования следственных действий, предания суду по уголовным делам, подсудным Верховному Суду Республики Казахстан, а также в отношении должностных лиц, назначенных Президентом Республики Казахстан, назначенных и избранных Палатами Парламента Республики Казахстан, возглавляющих центральные исполнительные органы и ведомства, депутатов Парламента, судей решают Генеральный прокурор и его заместители.

1. Настоящая Инструкция регламентирует правоприменительную деятельность органов прокуратуры Республики Казахстан при осуществлении надзора за законностью предварительного следствия и дознания в пределах их компетенции и в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
2. Надзор за законностью предварительного следствия и дознания должен обеспечивать исполнение задач уголовно-процессуального законодательства по охране прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливому судебному разбирательству и правильному применению уголовного закона, а также способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступлений, формированию уважительного отношения к праву.
3. Приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью предварительного следствия и дознания определить:
1) надзор за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе;
2) надзор за применением Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией»;
3) надзор за соблюдением законности при приеме, учете, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
4) надзор за применением законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
5) надзор за применением законов, направленных на борьбу с преступлениями в сфере экономической и финансовой деятельности;
6) надзор за применением законов, направленных на борьбу с организованными формами преступности, терроризмом и экстремизмом;
7) изучение состояния преступности и раскрываемости преступлений с выработкой предложений по усилению борьбы с преступностью и искоренению условий и причин, способствующих совершению преступлений.
4. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находившихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения.

Рекомендуем прочесть:  Какие Льготы При Получении Пособия По Безработице

10. Осуществление надзора должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивалась законность принимаемых органами предварительного следствия и дознания процессуальных решений, а также действий должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование.
11. Надзор должен осуществляться на всех стадиях досудебного производства — от момента информирования органов уголовного преследования о совершенном либо готовящемся преступлении до направления уголовного дела в суд.
12. Районным, городским на правах районных и приравненным к ним прокурорам участвовать самим, либо поручать заместителям выезжать совместно с другими правоохранительными органами на места происшествий по особо тяжким преступлениям, имеющим большой общественный резонанс, а также катастрофам, крушениям, авариям и другим чрезвычайным происшествиям на транспорте. При необходимости участвовать в производстве следственных действий. В случаях значительной отдаленности транспортных прокуратур, на места таких происшествий выезжать территориальным прокурорам с последующей передачей материалов соответствующим транспортным прокурорам. Добиваться от органов предварительного следствия и дознания принятия всех предусмотренных законом мер по раскрытию преступлений.
13. Безотлагательно, но не позднее трех суток, направлять в вышестоящую прокуратуру спецдонесения о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства; совершенных организованной преступной группой или преступным сообществом; заказных убийствах; совершенных иностранцами и в отношении иностранных граждан; массовых беспорядках; фактах терроризма и экстремизма; коррупционных преступлениях.
14. Районным, городским и приравненным к ним прокурорам ежедекадно проводить проверки соблюдения законности при приеме, учете, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, с принятием своевременных мер по пресечению нарушений учетно-регистрационной дисциплины, принципиально, вплоть до осуществления уголовного преследования, реагируя на факты укрытия преступлений от учета. Поставленные на учет преступления контролировать до принятия окончательного решения.
15. При осуществлении надзора в этом направлении обеспечивать достоверность статистических данных о состоянии преступности, раскрываемости, показателей следственной работы и дознания, сведений о прокурорском надзоре за законностью предварительного следствия и дознания.
16. Незамедлительно подписывать статистические карточки при принятии органами следствия и дознания решения о возбуждении, прекращении либо приостановлении уголовного дела. В случае незаконности этих решений принимать меры по их отмене с выставлением статистических документов и привлечению к ответственности виновных лиц.
17. Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Астана, Алматы и приравненных к ним прокурорам, не реже одного раза в квартал проводить проверки достоверности учета и регистрации преступлений в соответствующих органах уголовного преследования, ежеквартально обобщать практику прокурорского надзора за соблюдением законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принимать необходимые меры реагирования. Обобщения и копии актов реагирования представлять в Департамент Генеральной прокуратуры к 10 числу последующего месяца за окончанием квартала.
18. Департаменту Генеральной прокуратуры обобщать состояние прокурорского надзора по данному вопросу не реже двух раз в год.
19. Законность возбуждения уголовных дел проверять по каждому вынесенному постановлению. Отмену незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел производить, как правило, в срок до 10 суток с момента вынесения постановления.
20. Уголовные дела органами прокуратуры возбуждаются по укрытым от учета преступлениям, а также по материалам собственных проверок при выявлении фактов совершения коррупционных преступлений, нарушений конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе, а также по имеющим большой общественный резонанс фактам и событиям.
Возбужденные прокурорами уголовные дела берутся на постоянный контроль вплоть до принятия окончательного процессуального решения.
21. Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним, не реже одного раза в квартал обобщать состояние расследования возбужденных прокурорами уголовных дел и практику прокурорского надзора по делам этой категории и информировать Департамент Генеральной прокуратуры к 10 числу последующего за окончанием квартала месяца с приложением списка таких дел.
22. Департаменту Генеральной прокуратуры обобщать состояние прокурорского надзора по данному вопросу не реже двух раз в год и сведения о возбужденных прокурорами и направленных в суды уголовных делах передавать в Департамент по надзору за рассмотрением уголовных дел в судах для дальнейшего контроля.
23. Не допускается необоснованное истребование расследуемых уголовных дел. Практиковать изучение уголовных дел и материалов доследственной проверки с выездом в органы предварительного следствия и дознания.
24. По изученным уголовным делам и материалам доследственных производств составляются справки о результатах проверки с предложениями о принятии соответствующих мер.
25. Сроки производства проверок законности действий дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора не могут превышать регламентированных ст.108 УПК РК 3-х и 7-ми суток, по иным отказным материалам — до 10 суток с момента отказа в возбуждении уголовного дела, по прекращенным и приостановленным уголовным делам — до 1 месяца с момента принятия процессуального решения.
26. При отказе в возбуждении уголовного дела согласие с принятым решением прокурор оформляет письменной резолюцией; при согласии с прекращением либо приостановлением производств составляется мотивированное заключение.
27. Выявленные нарушения законности подлежат устранению путем отмены незаконных постановлений следователей и дознавателей, признания добытых незаконным путем доказательств недопустимыми с одновременной постановкой вопроса об ответственности виновных лиц.
28. Указания по уголовным делам должны содержать перечисление следственно-оперативных мероприятий, подлежащих выполнению, с установлением сроков их исполнения. Особое внимание должно быть обращено на соблюдение законности в деятельности органов предварительного следствия и дознания при розыске без вести пропавших граждан и скрывшихся обвиняемых.
29. Исполнение указаний и осуществление производства по уголовным делам после отмены незаконных постановлений о прекращении либо приостановлении должны находиться на постоянном контроле надзирающего прокурора.
30. Организация надзора за применением Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», а также осуществление прокурорского надзора за расследованием уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регулируются отдельно.
31. Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Астана, Алматы, районов, городов и приравненным к ним военным и специализированным прокурорам не реже одного раза в квартал производить сверки с территориальными подразделениями Ц(Д)ПСиИ при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан по прекращенным и приостановленным производством уголовным делам, направленным в суды и на дополнительное расследование.

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 1. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 февраля 2003 года № 2147. Утратил силу приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 июня 2004 года № 34

32. Защита конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе является важнейшей обязанностью работников органов прокуратуры.
33. Районным, городским и приравненным к ним прокурорам, не реже одного раза в трое суток проверять соблюдение работниками правоохранительных органов требований главы 17 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан. Практиковать проведение внезапных проверок в ночное время, в праздничные и выходные дни. Выяснять законность задержания каждого подозреваемого. В случае незаконности задержания немедленно освобождать подозреваемого с принятием мер реагирования в отношении виновных должностных лиц. Особое внимание уделять вопросам законности задержания несовершеннолетних, инвалидов, женщин, иностранных граждан. Пресекать практику использования задержания, как средства добывания доказательств.
34. Прокурорам областей, городов Астана, Алматы и приравненным к ним проверки законности задержания подозреваемых проводить ежедекадно.
35. Прокурорам оперативно решать вопросы об аресте лиц, совершивших преступления. Прокурорам районов, городов и приравненным к ним военным и специализированным прокурорам санкции на арест давать в служебных помещениях органов внутренних дел, национальной безопасности и финансовой полиции.
36. При решении вопроса о даче санкции на арест в обязательном порядке тщательно знакомиться со всеми материалами дела, лично допрашивать подозреваемых и обвиняемых. Протокол допроса подшивается к уголовному делу, содержащиеся в нем сведения могут быть использованы в качестве доказательств.
37. Учет санкций на арест ведутся в отдельном журнале, хранящемся в сейфе прокурора. В журнале отражаются номер уголовного дела, дата возбуждения, орган и лицо, производящее следствие, фамилия, имя, отчество подозреваемого или обвиняемого, дата и место рождения, гражданство, место жительства и работы, статья обвинения либо подозрения, дата задержания, должность и фамилия лица, санкционировавшего арест, статья УПК РК, в порядке которой санкционирован арест ( 142, 150, 267) , дата ареста, дата продления срока ареста, результаты расследования и судебного рассмотрения дела с отметкой о вступлении приговора в силу.
38. Применять в качестве меры пресечения арест в строгом соответствии с законом, учитывая обстоятельства, изложенные в статьях 139, 141, 150 УПК РК. Санкцию на арест давать только прокурорам, имеющим на это право в соответствии с частью 4 статьи 150 УПК РК.
39. Применять арест в отношении подозреваемых только в исключительных случаях. К несовершеннолетним арест применять лишь в случаях невозможности применения иной меры пресечения.
40. Прокуроры несут персональную ответственность за обоснованность и своевременность решения вопроса об аресте, а равно и за необоснованный отказ в даче санкции. Отказ в даче санкции на арест должен быть изложен в письменной форме. В случае отказа в даче санкции на арест в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, прокурорам в суточный срок письменно докладывать об этом вышестоящему прокурору с указанием мотивов отказа.
41. Обеспечить неукоснительное соблюдение установленного Уголовно-процессуальным кодексом РК порядка продления сроков предварительного следствия и ареста. В каждом случае продления процессуальных сроков разбираться с их причинами и принимать меры к лицам, допустившим волокиту.
42. О каждом случае изменения меры пресечения в виде ареста на иную на стадии дознания и предварительного следствия, прокурору в суточный срок извещать об этом вышестоящего прокурора с направлением копии постановления и пояснительной записки.
43. Перед решением вопроса о предании обвиняемого суду в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, тщательно проверять обеспечение всесторонности, полноты и объективности предварительного следствия и дознания. В случае невыполнения этих требований возвращать уголовные дела для дополнительного расследования с принятием, в пределах своих полномочий, мер реагирования к виновным лицам. Прокуроры несут персональную ответственность за обоснованность и своевременность направления дела в суд.
44. Вносить вопросы законности и обоснованности ареста и привлечения к уголовной ответственности лиц, которым в качестве меры пресечения избирался арест, а затем производство по делу было прекращено либо приостановлено в стадии дознания или предварительного следствия либо судом и дел, по которым вынесены оправдательные приговоры, на рассмотрение коллегии прокуратуры, решать вопросы об ответственности должностных лиц, виновных в необоснованном привлечении к уголовной ответственности и незаконном аресте граждан.
45. Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним ежеквартально обобщать практику прокурорского надзора по защите конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе и к 10 числу последующего за окончанием квартала месяца представлять в Департамент Генеральной прокуратуры информацию с приложением копий документов прокурорского реагирования.
46. Департаменту Генеральной прокуратуры обобщать состояние прокурорского надзора по данному вопросу не реже двух раз в год.
47. Департаменту Генеральной прокуратуры, его управлениям и отделам, постоянно проводить работу по разработке и внедрению современных методов организации надзора за законностью предварительного следствия и дознания, повышении квалификации сотрудников.