Должностнные Лица Органов Государственной Власти Несут Материальную Ответственость

О правовых основах юридической ответственности должностных лиц органов исполнительной власти

По жалобам на неправомерные действия должностных лиц могут проводиться внутриведомственные проверки и далее приниматься внутриведомственные решения. Если с нарушением закона должностным лицом обращаются в прокуратуру, то применяются меры прокурорского реагирования, прокурорская проверка; прокуратура или требует отчета о том, что должностное лицо понесло наказание или сама инициирует возбуждение дела об административном правонарушении или уголовном проступке.

Основанием привлечения государственного служащего к юридической ответственности является совершение им противоправного деяния (правонарушения), то есть действия или бездействия, нарушающего норму права, специально охраняемую законом возможностью государственного принуждения… Действия (бездействие) государственного служащего наносят ущерб либо представляют опасность для интересов личности, общества, государства, вызывают негативные последствия. В зависимости от степени общественной опасности разграничиваются такие виды правонарушающих действий, как преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки. Вне зависимости от степени общественной опасности действия государственного служащего могут причинять имущественный или моральный

Должностнные Лица Органов Государственной Власти Несут Материальную Ответственость

Единственным основанием гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами, является гражданское правонарушение, состоящее в издании налоговыми органами незаконного акта, а также осуществлении незаконных действий (бездействия) налоговыми органами в рамках деятельности по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Например, ст. 395 ГК РФ применяется в случае неправомерного изъятия налоговыми органами денежных средств, в частности в виде санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Правовое регулирование материальной ответственности государственных служащих в Российской Федерации в целом не систематизировано. Наиболее полное правовое регулирование в рассматриваемой сфере имеется только для военной государственной службы. Для гражданской и правоохранительной службы эта ответственность нормами административного права урегулирована не полно и базируется в основном на нормах трудового и гражданского права.

Общая характеристика ответственности органов публичной власти и их должностных лиц *

Шкала взысканий. Так, за административный проступок может быть наложен, например, штраф, административный арест; за дисциплинарный проступок — выговор, строгий выговор; за гражданско-правовой деликт — пеня, возмещение вреда. В результате утраты доверия выборное должностное лицо может быть отозвано; результатом привлечения к конституционно-правовой ответственности может быть, например, роспуск представительного органа или отрешение от должности президента.

Например, Президент РФ вправе отправить в отставку Правительство РФ как в связи с наличием в его действиях правонарушения, так и при отсутствии такового. Подобную ответственность часто именуют политической.

Уголовная ответственность должностных лиц органов государственной власти

Объект преступления — нормальная законная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц частного права, направленная на обеспечение авторитета государственной службы, выполнение целей и задач организаций публичного и частного права.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 3684 УК, характеризуется активным поведением – действиями, которые могут быть совершены в трех формах: а) предложения; б) предоставления или в) передачи неправомерной выгоды лицу, осуществляющему профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, за совершение (не совершение) ним действий с использованием предоставленных ему полномочий в интересах лица, которое предлагает, предоставляет или передает такую выгоду, или в интересах третьих лиц.

Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления

• отбор без проведения открытого конкурса или открытого аукциона финансовых организаций для оказания следующих финансовых услуг: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады; открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам; услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг; доверительное управление ценными бумагами; негосударственное пенсионное обеспечение (ст. 18 Закона о защите конкуренции).

КоАП РФ закрепил ряд составов правонарушений, предусматривающих административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. 14.9, 14.31, 14.311–14.33, 14.40, 19.5, 19.8). Основанием для привлечения к административной ответственности по указанным статьям Кодекса является нарушение норм материального права, закрепленных в Законе о защите конкуренции, а также норм других федеральных законов, предусматривающих антимонопольные требования и являющихся частью антимонопольного законодательства.

Рекомендуем прочесть:  Нужно Ли Платить Налог С Продаже Квартиры Если Стоимость Меньше 1 Млн

Материальная ответственность государственных служащих

Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность за ущерб, причиненный государству, наступает при наличии:

Фактическим основанием административной ответственности служит конкретная в полном составе, составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Содержащее все признаки административного проступка, деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно полностью соответствует условиям привлечения к административной ответственности (или исключающим ее).

Юридическая ответственность должностных лиц органов государственной власти

Существование юридической ответственности как разновидности социальной ответственности предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязи общества, государства и отдельного человека. В любых жизненных ситуациях человек должен сообразовывать свои поступки с существующими в обществе, государстве нормами и ценностями, с интересами других людей. Действуя в соответствии с ними, он поступает ответственно. В свою очередь общество, государство, коллектив и окружающие люди постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя либо наказывая нарушителя).

Целью преподавания спецкурса «Юридическая ответственность должностных лиц органов государственной власти» для юристов является приобретение магистрантами необходимых знаний о правовом и противоправном поведении должностных лиц и социально-юридических аспектах их ответственности.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Слово «ответственность» в русском языке имеет несколько зна­чений. Ответственным называют субъекта, облеченного правами и обязанностями для непосредственного осуществления какой-либо дея­тельности или руководства ею. Об ответственности говорят, обозначая необходимость точно и неукоснительно обеспечить реализацию субъ­ектом своих функций и связанных с ними мер поведения. Психологи связывают смысл этого термина с высокоразвитым чувством долга субъекта, его ревнивым отношением к возложенным на него пол­номочиям и обязанностям в рамках конкретной сферы ведения.

■ принятие незаконного нормативного акта или совершение действий, повлекших нарушение прав и свобод человека и гра­жданина, угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, ее обороноспособности и безопасно­сти, единству правового и экономического пространства наше­го государства, нецелевое расходование субвенций из госу­дарственного бюджета.

Должностнные Лица Органов Государственной Власти Несут Материальную Ответственость

В отечественной, да и в зарубежной юридической литературе еще не выработано общего подхода к понятию юридической ответственности. Одними авторами она определяется как «мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка», другими — как «регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение» или как «применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке» и т.д.
———————————
См.: Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10; Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985; Краснов М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право. 1993. N 6; Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1994. N 1; он же. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. N 1; Шон Т.Д. Конституционная ответственность // Государство и право 1995. N 7; Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000; Стоякина И.С. Правовое регулирование конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Академический юридический журнал. 2002. N 3; Сучилин А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственно-правовые вопросы. М., 2003.

Рекомендуем прочесть:  После Увольнения Беременность

Проблемы правонарушений (деликтов) применительно к различным отраслям права, в том числе конституционному и муниципальному законодательству, исследовались рядом авторов .
———————————
См.: Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Л., 1983; Ремнев В.И. Актуальные проблемы административной деликтологии // Сборник научных трудов. Киев, 1984; Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985. Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация. М., 1991.

Институт ответственности органов государственного управления и их должностных лиц

Устанавливая такую ответственность в качестве одного из общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральный закон № 184 в ст. 3.1 определил, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, за- конов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Ответственность органов государственной власти по ст. 1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба в сфере властно-административных отношений компенсации также и морального вреда (ст. 151). Если вред причиняется не в сфере властно-административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина администрации района причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК РФ) либо на специальных основаниях (ст. 1079 ГК РФ).

Материальная ответственность сотрудников Органов Внутренних Дел

Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел России до 21 июля 1999 г. Регламентировалась Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, утвержденным еще Указом Президента Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. Оно распространялось не только на военнослужащих Министерства обороны СССР, но и на военнослужащих органов и войск Комитета государственной безопасности СССР, начальствующий и рядовой состав Министерства внутренних дел СССР, курсантов военно-учебных заведений. В соответствии с ним Совет Министров СССР постановлением от 2 марта 1984 г. Установил для данной категории лиц в отдельных случаях повышенную материальную ответственность в размере от 2 до 10-кратной стоимости военного имущества по Перечню, утвержденному совместно Министром обороны СССР, Представителем Комитета государственной безопасности СССР и Министром внутренних дел СССР. Данные нормы были объявлены приказом МВД СССР N 70 от 5 апреля 1984 г., которым была утверждена и Инструкция о порядке возмещения военнослужащими, лицами начальствующего и рядового состава материального ущерба, причиненного государству (приложения N 1 и 2 к Приказу).

Положение 1984 года являлось комплексным правовым актом, нормы которого находились на стыке нескольких отраслей права: административного, трудового, гражданского. Оно действовало более 15 лет и, конечно, устарело. В него, к сожалению, не вносились никакие изменения на протяжении этого периода, хотя в юридической литературе неоднократно высказывались предложения о его отмене и дальнейшем совершенствовании законодательства в этой сфере. И это событие произошло 12 июля 1999 г., когда был принят Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. Утратил свое действие на территории Российской Федерации. Соответственно, не могут иметь силы и основанные на нем подзаконные акты, в том числе Приказ МВД СССР N 70 от 5 апреля 1984 г. Однако он применяется до сих пор, что, конечно, неправильно.

Ответственность за вред, причиненный органами публичной власти и их должностными лицами

Важнейшим условием наступления ответственности органов публичной власти и их должностных лиц за причинение вреда является незаконность их действий (или бездействия). Современное законодательство решает вопрос о том, на ком лежит бремя доказывания при выяснении правомерности действий соответствующих органов и должностных лиц, в пользу гражданина, устанавливая, что в спорных случаях государственные органы и другие субъекты, наделенные властными полномочиями, должны доказать законность своих действий (ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ). Противоправными могут быть не только действия соответствующих органов и их должностных лиц, но и их бездействие, т.е. несовершение ими тех действий, которые они были обязаны совершить, повлекшее причинение вреда гражданину или юридическому лицу.

Рекомендуем прочесть:  Документы Необходимы При Страховом Случае Пожар

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу указанными действиями, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования. При этом особо подчеркивается необходимость возмещения такого вреда в полном объеме (п. 1 ст. 1070 Гражданского Кодекса), включая компенсацию гражданину морального вреда (ст. 1100 Гражданского Кодекса). Особенность рассматриваемой ответственности состоит в том, что она наступает независимо от вины должностных лиц соответствующих правоохранительных органов.

Административная ответственность

Главное различие между административной и другими видами, ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т. е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.

Субъектами административной ответственности являются не только физические, но и юридические лица — предприятия, учреждения, организации. Государственные служащие несут административную ответственность по общим правилам, наравне с остальными гражданами России.

Конституционно-правовая ответственность органов (должностных лиц) государственной власти субъектов Российской Федерации

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности :

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) также несет ответственность. Она воз­можна, во-первых, в форме предупреждения Прези­дента РФ в адрес соответствующего высшего долж­ностного лица субъекта РФ, во-вторых, в форме вре­менного отстранения от исполнения обязанностей и, в-третьих, путем отрешения его от должности.

Законом РФ установлена гарантия для принятия таких мер Президентом РФ: необходимость судебного решения в ряде случаев, мотивированное представле­ние Генерального прокурора в соответствии с норма­ми, установленными Уголовно-процессуальным ко­дексом, назначение временно исполняющего обязан­ности высшего должностного лица су&ьекта РФ Пре­зидентом РФ, если только законодательство субъекта не устанавливает иного порядка замещения. Предста­вительный орган субъекта РФ не может быть распу­щен Президентом, а только законом РФ. Гарантиями являются и сроки. Срок, в течение которого Прези­дент РФ может вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ, не должен превы­шать шести месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия норма­тивного акта органа исполнительной власти субъекта

Материальная ответственность государственного служащего

Наряду с общими нормами материальной ответственности, распространяющимися па всех работников независимо от занимаемой ими должности, трудовое законодательство содержит некоторые специальные нормы, касающиеся должностных лиц, в том числе должностных лиц государственной службы.

  • 1) материальная ответственность по трудовому законодательству;
  • 2) материальная ответственность по гражданскому законодательству;
  • 3) возмещение материального ущерба, возникшего в результате совершения административного правонарушения;
  • 4) имущественная ответственность по приговору суда за уголовное преступление.