Должны Ли Работники Химических Лабораторий Получать Доплату

Практическая значимость определения тех рабочих позиций, что характеризуются вредными условиями труда, может наблюдаться в разных аспектах. Например, тем специалистам, которые работают во вредных условиях труда, государство разрешает в установленных законом случаях досрочно выходить на пенсию, дает право на получение различных компенсаций.

Основное предназначение данного НПА — регламентация условий досрочного приобретения гражданином права на страховую пенсию. Но поскольку одним из таких условий может быть трудовая деятельность при вредных условиях труда, в структуре указанного НПА присутствует корреспонденция с различными источниками права, в которых зафиксированы списки профессий с вредными условиями труда.

В нормах п. 4 ст. 14 закона «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ законодатель определяет как соответствующие вредным условия труда, при которых наблюдается воздействие на сотрудника предприятия вредных производственных факторов, и интенсивность данного воздействия выше нормативов.

Идентификация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных производственных факторов, а также на исследование уровня интенсивности их воздействия. Если он окажется выше нормативов, на соответствующей рабочей позиции фиксируются вредные условия труда.

  1. По природе воздействия на организм работающего человека:
  • на физические факторы (например, работа при наличии значительного объема пыли в воздухе, недостаточного или слишком яркого освещения, а также шума, излучения);
  • биологические факторы (в частности, работа в условиях высокой концентрации вредных микроорганизмов);
  • химические факторы (работа с веществами и газами токсического действия либо при их воздействии).
  1. По источнику происхождения:
  • на психофизиологические (перегрузки, связанные с тяжелой работой, с нервной напряженностью трудового процесса);
  • организационно-управленческие (плохая организация работ, низкая культура безопасности);
  • личностно-поведенческие (связанные с личностью самого работника);
  • социально-экономические (указанным ГОСТом не детализированы, но можно говорить о кризисах в части карьерного роста работника, увеличения его доходов).

2. Дополнительные выплаты к заработной плате за вредные условия труда выплачиваются на основании ст. ст. 147, 164 ТК РФ. Компенсационные выплаты по ст. 147 ТК РФ по своей сути не являются компенсацией, а представляют собой надбавку к заработной плате, на которую освобождение от НДФЛ не распространяется. Такие выплаты отличаются от компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которая установлена ст. 164 ТК РФ. Именно такие выплаты не облагаются НДФЛ (Письмо МФ РФ от 06.08.2010 № 03-04-06/6-165).

  • сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
  • повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 ТК РФ) .
  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22.
  • Инструкция о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20.
  • Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78.

Размер доплаты не обязательно должен быть одинаковым для всех работников. Более высокий размер доплаты работодатель может установить в индивидуальном договоре, коллективном договоре или ином локальном нормативном акте организации с учетом мнения профсоюза (ч. 3 ст. 147 , ч. 3 ст. 219 ТК РФ). Кроме того, иные размеры могут быть установлены в отраслевых перечнях работ (в силу того, что продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78 ). Так, например, для работ по добыче угля, строительных или строительно-ремонтных работ установлены определенные размеры доплаты за вредные условия труда.

Конституционный Суд в своем Определении от 07.02.2013 № 135-О отметил, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней должен предоставляться всем работникам с вредными и (или) опасными условиями труда. Это касается даже тех работников, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных или опасных факторов подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Предусмотреть условие о компенсации в трудовом договоре. Затем нужно внести данные об условиях труда и компенсациях в трудовой договор. Если человек только устраивается на работу, информацию можно добавить в договор. С сотрудниками, которые уже работают в компании, следует заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Законодательство устанавливает специальные нормативы. Они определяют уровни воздействия факторов на организм, при которых здоровье работника не страдает. Если уровень воздействия превышает нормативы, условия работы человека считаются вредными и есть риск получить профессиональное заболевание.

Кроме того, работодателя могут привлечь к ответственности за нарушение порядка проведения СОУТ на рабочих местах или вообще отсутствие спецоценки. Должностным лицам и предпринимателям грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 Р , а юридическим лицам — от 60 000 до 80 000 Р .

Начислить и выдать. Бухгалтерия должна отразить доплату в расчетных листках сотрудников, которым доплата полагается. Не следует добавлять компенсацию в премиальную часть или включать в оклад: доплата за работу во вредных условиях труда должна быть видна работникам. Так ее будет легко доказать в случае проверок или судебных разбирательств.

Досрочное назначение трудовой пенсии. Вопрос о праве на досрочную трудовую пенсию решается в зависимости от того, в каком производстве, профессии или должности занят тот или иной работник. Для этого применяются списки 1 и 2 из Постановления Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, ст. 30 закона «О страховых пенсиях», а также Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

Что должны платить за вредные условия труда

Основной надбавкой (компенсацией) является увеличение размера заработной платы минимум на 4% от оклада сотрудника. При этом работодатель может поднять размер компенсации, закрепив размер доплаты в коллективном, трудовом договоре или другом внутреннем документе предприятия. В отдельных отраслях производства законодательно установлены определенные размеры надбавки, например:

При воздействии некоторых вредоносных факторов производства рабочим рекомендуется потреблять минимум 500 мл молока за смену, чтобы минимизировать негативное влияние на организм (Приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н). Статья 222 ТК РФ предусматривает в качестве мер компенсации негативного воздействия выдачу молока и устанавливает, что стоимость молока для расчета компенсации за вредность может быть заменена денежной выплатой, равной стоимости этого продукта.

  • это предусмотрено коллективным, трудовым договором;
  • работник дал письменное согласие или подал соответствующее заявление;
  • размер компенсации эквивалентен розничной цене молока в месте нахождения предприятия;
  • выплата производится ежемесячно и периодически индексируется.

Людям, занятым на опасном производстве, положена такая компенсация, как дополнительные 7 дней ежегодного отпуска, которые оплачиваются работодателем. Для районов Крайнего Севера установлен дополнительный отпуск, который составляет 24 календарных дня, а общепринятые 7 дней тоже остаются в их распоряжении (итого 31 день).

Кроме того, одной из самых важных и необходимых гарантий являются предварительные и периодические медосмотры. Первые необходимы для отсечения тех, кто по состоянию здоровья не в состоянии трудиться в опасных производственных условиях, а вторые — для предупреждения развития профзаболеваний.

Чтобы проверить работодателя, направьте ему по почте заказным письмом с уведомлением письменное заявление о предоставлении информации об уплаченных за вас в период работы страховых взносах с указанием адреса для направления ответа и контактного номера телефона. Заявление можно вручить лично (в двух экземплярах, на одном из которых работодатель поставит отметку о получении). Если вы сменили место работы, направьте заявление бывшему работодателю. Заверенные копии документов, связанных с вашей трудовой деятельностью, работодатель обязан предоставить в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления. Полученные у работодателя документы при необходимости нужно передать в ПФР.

Статья 219 ТК РФ позволяет расширить указанный перечень гарантий и компенсаций в коллективном договоре и других локальных нормативных актах предприятия с учетом финансового положения работодателя. Также в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества, условия труда, более благоприятные по сравнению с указанными в законах, иных нормативных правовых актах и соглашениях (ст. 41 ТК РФ; Письмо Минтруда России от 21 августа 2022 г. № 15-1/ООГ-1867).

Объем предоставляемых льгот и компенсаций зависит от класса условий труда. Статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит подробную классификацию производств по степени вредности: 1 – оптимальные, 2 – допустимые, 3 – вредные, 4 – опасные.

Главное условие для включения периодов работы на вредных или опасных производствах в специальный стаж – уплата работодателем за работника повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такая обязанность установлена с 1 января 2013 г. Если стаж работы во вредных условиях не будет учтен на индивидуальном лицевом счете работника в системе обязательного пенсионного страхования, он не сможет претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 1 января 2014 г., а также тем, кто трудоустроился после этой даты, гарантии и компенсации должны предоставляться в виде, установленном по результатам аттестации рабочих мест, до проведения специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ). Результаты аттестации, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2022 г., применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ и п. 3 ст. 428 НК РФ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными или опасными.

Если спецоценка выявила вредные условия труда

В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В этих целях работодатель обязан обеспечить, среди прочих мероприятий, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426‑ФЗ).

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, названная продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые предусмотрены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

С теми, кто согласен продолжать работу в новых условиях труда, заключается дополнительное соглашение в порядке ст. 72 ТК РФ. С теми же, кто против, придется, руководствуясь ст. 74 ТК РФ, расторгнуть трудовые договоры по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, предложив вначале перевод на имеющуюся вакантную должность.

Рекомендуем прочесть:  Закон О Громкой Музыке Или Шуме В Квартире

Напомним, что изменение условий трудового договора по инициативе работодателя допускается, если по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и др.), определенные сторонами условия договора не могут быть сохранены. При этом трудовая функция работника не должна быть изменена.

Датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета. Минтруд в Письме от 26.03.2014 № 17‑3/10/В-1579 сообщал, что результаты спецоценки применяются с даты утверждения отчета. Соответственно, с этой даты должны быть установлены гарантии и компенсации тем работникам, на чьих рабочих местах условия труда признаны вредными. Например, результаты спецоценки утверждены 12 апреля. Значит, труд будет оплачиваться в повышенном размере лишь с этой даты, а с 1 по 11 апреля доплата за вредность при расчете зарплаты учитываться не будет.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Если сотрудник не занимается работами, которые указаны в пунктах 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы по доптарифам начислять не надо, и не важно, что спецоценкой его условия труда признали вредными или опасными. Это неоднократно подтверждал Минфин, в частности, письмом № 03-15-06/74288 от 27 сентября 2022 г.

При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2022 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Размеры доплат в процентах от базовой ставки за 1 час «вредной» работы зависят от степени вредности условий труда, установленной при аттестации рабочих мест абз. 1 подп. 2.2 п. 2 постановления о компенсациях по условиям труда N 575, приложение к постановлению о компенсациях по условиям труда N 575).

В частности, для таких работников предусмотрены доплаты за работу с вредными условиями труда. Право на такие доплаты имеют работники, занятые в течение полного рабочего дня на работах с вредными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда .

Примечание
В данном случае под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, не менее 80% от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. При этом в состав 80% рабочего времени включаются также периоды, предусмотренные ч. 8 ст. 133 ТК .

Например, по результатам аттестации рабочего места условия труда работника бюджетной организации оценены третьим классом первой степени вредности (класс 3.1). Для данного класса предусмотрен процент доплаты — 0,03 . В текущем месяце работник отработал на работах с вредными условиями труда при занятости полный рабочий день 124 ч.

В случае признания ранее вредных условий труда безопасными и приемлемыми по результатам специальной оценки условий труда, предоставленные ранее компенсационные выплаты и гарантии не сохраняются, соответственно в таком случае медучреждение обязано прекратить начисление компенсационных выплат.
Для сохранения выплат указанным категориям лиц можно сделать следующее:
Никто не запрещает медорганизации ввести допвыплаты компенсационного характера, которые связаны с исполнением сотрудниками своих обязанностей. Данные выплаты должны быть отражены в Положении об оплате труда, например, в разделе стимулирующих выплат, учитывая выполнения работниками определенных показателей эффективности. Для этого в другие локальные акты организации включаются соответствующие поправки, детализирующие основания предоставления подобных стимулирующих выплат. Данного подхода придерживается Министерство труда России.
Такое решение позволяет сохранить уровень заработной платы работников медучреждений на прежнем уровне. В целом, схема введения стимулирующих выплат для руководителя медицинского учреждения выглядит следующим образом:
1. Утверждается список должностей, советующий положению об оплате труда организации, в которых предусмотрены социальные гарантии и допвыплаты
2. Вносятся поправки в локальные правовые акты медорганизации, касающиеся системы оплаты труда.
3. Включаются виды установленных допвыплат в трудовые договоры работников, либо оформляются допсоглашениями.

Вопросы установления порядка предоставления и определения размера компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях регламентированы Федеральным законодательством и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – это подзаконные нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленные на разъяснения порядка применения норм федерального законодательства и не противоречащие федеральному законодательству.
Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами (п. п. 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 ), следовательно, не содержат обязательных для исполнения норм и предписаний, а носят рекомендательный и информационный характер.
Так, в частности, письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ЩЩГ-486 разъяснено, что вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
В письме от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579 Минтруд России разъяснил, что, несмотря на различия в аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, процедура оценки соответствия условий труда нормам и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест в целом идентичны, в связи с чем, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР следует учитывать класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
В письме Минздрава России от 4 сентября 2014 г. № 16-3/10/2-6752 говорится, что в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в ряде учреждений устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению), тогда как, в трудовом законодательстве РФ установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий.
Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены. Минтруд РФ в Правительственной телеграмме от 19 декабря 2014 г. № 15-0/10/П-7498 рекомендует в случае объективного установления по результатам специальной оценки условий труда допустимых условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников ранее предоставлявшиеся им компенсационные надбавки за вредные (опасные) условия труда направлять на сохранение уровня оплаты труда данных работников с учетом выполнения показателей эффективности. Говорит о недопустимости уменьшения фонда оплаты труда и сохранении достигнутого уровня заработной платы медицинских работников (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 ).

Основания для предоставления работникам медицины уменьшенной продолжительности времени работы можно условно разделить:
1.Общее основание по результатам отнесения условий труда к вредным (3 и 4 степень опасности);
2. Прямое указание на сокращение рабочего времени для медперсонала, установленное трудовым законодательством.
Нам интересен второй вариант, предусмотренный ст. 350 ТК РФ. Данная норма является отсылочной, и устанавливает, что продолжительности времени работы медицинских работников определены Постановлением Правительства России № 101 от 14.02.2003 года. В этом же постановлении указаны и конкретные списки должностей, для которых устанавливается сокращенное рабочее время.
Таким образом, сокращенная продолжительность рабочего времени медработников не зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Рассмотрим правовое регулирование оплаты за вредность на примере медперсонала, работающего с людьми, больными ВИЧ. В Федеральном законе №38-ФЗ от 30.03.1995 года указано, что медработникам, осуществляющим диагностику и лечение больных ВИЧ, а также работу с инфицированными материалами, надбавки устанавливаются:

В соответствии с ч. 1 ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда медработников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Какая доплата за категорию положена медработникам и как ее получить

Доплата за квалификационную категорию медработникам относится к выплатам стимулирующего характера. Она выплачивается каждый месяц из общего фонда оплаты труда учреждений здравоохранения. Сотрудники медицинских организаций проходят периодическую аттестацию для расширения своих профессиональных возможностей и улучшения навыков, после чего им присваивается определенная категория. Возможность получения медицинскими работниками и руководителями организаций здравоохранения определенной категории предусмотрена Постановлением Минтруда № 6.

  1. Установленный оклад, который зависит от занимаемой должности и квалификационной категории специалиста. Размеры окладов для каждой должностной единицы определяется правительственными актами, однако субъекты РФ при наличии средств в бюджете имеют возможность увеличивать установленный оклад в своем регионе.
  2. Компенсационные выплаты — доплата, которая назначается медицинским работникам при их работе с условиями, отличающимися от нормальных.
  3. Стимулирующие выплаты — надбавка, которая определяется для каждого конкретного служащего в качестве поощрения за выполнение определенных критериев.
Рекомендуем прочесть:  Налоги На Квартиру Новости

Компенсационные, стимулирующие, премиальные и единовременные доплаты и надбавки медицинским работникам входят в состав расходов организации на оплату труда (ст. 255 НК РФ). Следовательно, категориальная доплата учитывается в качестве доходов налогоплательщика и облагается НДФЛ по общему правилу (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Каждая медицинская организация имеет возможность самостоятельно определять процентные ставки и размер выплат за категорию, придерживаясь рекомендаций вышестоящих министерств и ведомств. Все компенсационные и стимулирующие надбавки медработников, их величина, порядок начисления и выплаты прописываются в локальных нормативах каждой здравоохранительной организации — коллективном договоре и положениях об оплате труда. Эту же информацию по каждому работнику закрепляют в трудовых соглашениях или эффективных контрактах.

После получения решения о присвоении категории работник обращается к руководителю с заявлением об определении ему соответствующей стимулирующей выплаты и прикладывает правоустанавливающие документы. Повышение производится, начиная со второй категории, далее присваивается первая, а затем высшая. Для каждого повышения нужно проходить новую аттестацию.

Форма штатного расписания учреждений здравоохранения утверждена приказом Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения». Штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно. При этом утвержденные руководителем учреждения штатные расписания согласовываются департаментом здравоохранения Воронежской области. В течение года допускается внесение изменений в штатное расписание. При этом данные изменения также подлежат согласованию.

  1. первая — «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня»;
  2. вторая — «Средний медицинский и фармацевтический персонал»;
  3. третья — «Врачи и провизоры»;
  4. четвертая — «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)».

Статья 60.2 ТК РФ предусматривает возможность выполнения работником, в том числе руководителем учреждения, дополнительной работы за дополнительную оплату. Дополнительная работа в порядке совмещения должностей может быть поручена руководителю учреждения здравоохранения лицом, уполномоченным на изменение условий его трудового договора, а именно руководителем департамента здравоохранения Воронежской области.

В государственных и муниципальных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обращаем Ваше внимание на то, что в департаменте здравоохранения Воронежской области образована «горячая линия» , которая осуществляет консультирование работников государственных учреждений здравоохранения, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области, по вопросам, относящимся к оплате труда работников государственных учреждений Воронежской области.

Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.

Тарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки, начинают действовать с даты внесения её результатов в федеральную государственную информационную систему (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» ). Компания-оценщик должна сообщить вам об этом не позднее трёх рабочих дней после внесения сведений.

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Если сотрудник не занимается работами, которые указаны в пунктах 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы по доптарифам начислять не надо, и не важно, что спецоценкой его условия труда признали вредными или опасными. Это неоднократно подтверждал Минфин, в частности, письмом № 03-15-06/74288 от 27 сентября 2022 г.

  1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
  2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2022 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
  3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
  4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
  5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке № 1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
  6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
  7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2022 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.

Должны Ли Работники Химических Лабораторий Получать Доплату

«Параметры разработаны с учетом анализа данных о фактических системах оплаты труда и зарплатах в государственных учреждениях здравоохранения, где трудятся свыше 2 млн медицинских работников. При разработке проекта постановления учитывались результаты расчетных апробаций (моделирования) новой системы оплаты труда в пилотных регионах, при этом моделировании рассчитывались заработные платы для 173 тысяч работников», – рассказали в Минздраве.

5. Медицинская сестра (палатная, постовая, патронажная, приемного отделения, физиотерапии, по массажу, по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, по косметологии, реабилитации); зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант); медицинский оптик-оптометрист; рентгенолаборант – 1,35.

Еще одним пунктом для начисления стимулирующих выплат являются премиальные выплаты по итогам работы. Так, для выплат вознаграждений будет сформирован месячный премиальный фонд: 20% от должностного оклада – участковым терапевтам и педиатрам и их медсестрам; 40% от оклада – врачам-специалистам стационаров (в том числе старшим врачам, патологоанатомам, судебно-медицинским экспертам, анестезиологам-реаниматологам), заведующим структурных подразделений/отделений всех профилей (кроме заведующих ФАПов, здравпунктов и медпунктов); 30% от оклада – младшему медицинскому персоналу и 10% от оклада – иным медицинским работникам.

Размер коэффициента региональной экономической дифференциации будут рассчитывать, исходя из данных Росстата по медианной зарплате в каждом из субъектов, участвующих в пилотном проекте. Так, для Белгородской области и Севастополя установлен коэффициент 1,38, для Курганской – 1,00. Для расчета зарплат медикам в Омской области будут использовать коэффициент 1,11, в Оренбургской – 1,09, в Республике Саха – 1,16, Тамбовской области – 1,14.

Пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медиков был анонсирован в апреле 2022 года. Тогда первый замминистра здравоохранения РФ Виктор Фисенко отмечал, что после проведения проекта наиболее успешную практику планируют распространить на все регионы страны.

Результаты указанного опроса оформляются протоколом заседания Комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя (далее — Комиссия), в котором указываются наименования рабочих мест и их количество, наименования должностей и количество занятых на них работников, а также перечень подлежащих идентификации вредных производственных факторов на каждом рабочем месте, где заняты обратившиеся с предложениями работники.

Согласно этой методике все рабочие места медицинских работников, а также тех, кто непосредственно осуществляет медицинскую деятельность (биологи, лаборанты) автоматически относятся к классу условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами). Об этом гласит второй абзац пункта 29.

Все перечисленные выше исходные данные передаются представителю организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперту для дальнейшей работы с оформлением со стороны Комиссии акта передачи, в котором перечисляются передаваемые материалы и стоят подписи председателя и членов Комиссии, включая представителя первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), а также представителя организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперта.

Сведения в вышеуказанных и других формах статистической отчетности, обязательные для предоставления медицинской организацией, являются основными для отнесения условий труда медицинских и иных работников к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора

В этой связи, одновременно со сбором исходных данных рекомендуется провести опрос работников на предмет наличия у них предложений по осуществлению на их рабочих местах идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, с учетом того, что Федеральным законом не ограничивается состав подлежащих идентификации по просьбе работников вредных производственных факторов.

Стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам за работу с коронавирусом (COVID-19): кому положены и в каком объеме? Подробный разбор на «понятном» языке

  • медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь пациентам с COVID-19;
  • медицинские организации, оказывающих специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях ;
  • организаций, оказывающих транспортные услуги при оказании скорой медицинской помощи пациентам с COVID-19 (то есть водители скорых из таких организаций также могут рассчитывать на выплаты).

Выплаты начисляются со дня начала оказания медицинской организацией медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 (или подозрением на COVID-19) или со дня начала предоставления соответствующих услуг в учреждениях здравоохранения (п. 3 Постановления Правительства Москвы от 07.05.2022 № 517-ПП о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 06.04.2022 № 343-ПП).

Рекомендуем прочесть:  Негосударственная Пенсия Газпрома Как Начисляется

К счастью, по сообщениям из СМИ, во многих субъектах РФ ошибку уже поняли и начали исправлять «задним» числом. После разъяснений Правительства и Минздрава многие медицинские организации начали осуществлять перерасчет выплат и доначислять причитающиеся медицинским работникам надбавки за уже прошедшие месяцы. Надеемся, что данную практику поддержат все «провинившиеся» регионы России.

То есть, в Московской области есть явная привязка к фактически отработанному времени. Из этого следует вывод, что далеко не все работники получат надбавки в максимальном объеме. Как мы уже сказали, разъяснения Правительства РФ и Минздрава РФ о том, что выплаты не должны привязываться к отработанным сменам или часам не относятся к региональным выплатам и субъекты вправе устанавливать собственные правила исчисления надбавок из региональных бюджетов.

В поисках ответа на данный вопрос обратимся к постановлению Правительства РФ от 14.09.2015 № 973, согласно которому в качестве среднемесячной заработной платы по субъекту Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности). Таким образом, для расчетов «процентных» надбавок по ПП РФ № 415 необходимо использовать показатель «среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц».

  • В-третьих, не ясно учитывается ли при расчетах средний доход по конкретной должности (например, врач-анестезиолог, врач-инфекционист, медицинская сестра и т.д.) или в разрезе категории должностей (например, средняя зарплата всех врачей, всех медсестер и т.д.). Это также можно привести к неточности расчетов. Например, на сайте Росстата опубликована статистика по категориям должностей, однако Комитет здравоохранения Санкт-Петербурга опубликовал информацию, согласно которой расчеты будут проводиться в разрезе среднемесячного дохода по каждой должности. Кроме того, Комитет также ориентируется на данные Петростата, хотя в ПП РФ № 415 ясно указано, что данные предоставляются Росстатом.
  • Должны Ли Работники Химических Лабораторий Получать Доплату

    Работники химических лабораторий, работающие во вредных условиях труда, приняты на работу «на 0,5 ставки».
    В каком объеме совместителю предоставляется доплата к должностному окладу в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 28.08.2008 N 463н?
    Каким образом нужно сократить совместителям рабочую неделю согласно Списку, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22?

    Однако на сегодняшний день сокращенная продолжительность рабочего времени работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, Минздравсоцразвития России не установлена, поэтому ее необходимо определять на основании ранее принятых нормативных правовых актов, которые применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (часть первая ст. 423) и названному постановлению Правительства РФ.

    Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 был утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее — Список). Список предусматривает не сокращенную рабочую неделю, а сокращенный рабочий день. При этом самый продолжительный рабочий день, предусмотренный Списком, равен 6 часам. Список утверждался исходя из того, что для рабочих и служащих, занятых на работах с вредными условиями труда, вводится сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 44 КЗоТ РСФСР). Значит, Список составлялся исходя из 6-дневной рабочей недели (6 ч х 6 дн. = 36 ч). Поэтому в ситуациях, когда Список предусматривает 6-часовой рабочий день, сотрудникам устанавливается 36-часовая рабочая неделя. Если же предусмотрен, например, 4-часовой рабочий день, то рабочая неделя не должна превышать 24 часов и т.д.

    При работе на «0,5 ставки» предполагается, что сотрудник должен отрабатывать половину нормы рабочего времени по соответствующей должности, профессии, специальности. Следовательно, если для данной категории работников норма составляет 36 часов в неделю, сотруднику, принимаемому на «0,5 ставки», устанавливается 18-часовая рабочая неделя.

    2. Частью первой ст. 147 ТК РФ предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Минимальный размер повышения определен постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 на основании части второй ст. 147 ТК РФ и составляет не менее 4% тарифной ставки (оклада) для работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором (часть третья ст. 147 ТК РФ). При работе на условиях неполного рабочего времени, а также по совместительству оплата труда работника по общему правилу производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ (часть вторая ст. 93, часть первая ст. 285 ТК РФ).

    03-06 О требованиях к образованию работников испытательной лаборатории (центра)

    Пунктом 19 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (далее – Критерии аккредитации), установлены требования к работникам лаборатории, непосредственно выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, в том числе, о наличии высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации.

    В случае наличия у работника высшего или среднего профессионального образования, профиль которого не соответствует области аккредитации, указанным работником может быть получено дополнительное профессиональное образование по профилю, соответствующему области аккредитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.

    В отношении дополнительного профессионального образования работников лабораторий следует руководствоваться разъяснительным письмом Росаккредитации от 31.12.2014 № 26218/04-СМ об образовании работников испытательных лабораторий, подготовленным на основании Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Письмо размещено на сайте Росаккредитации и в справочной правовой системе «КонсультантПлюс».

    • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
    • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

    Также отмечаем, что согласно пункту 20 Критериев аккредитации установлено требование о наличии у работников, участвующих в выполнении работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

    Должны Ли Работники Химических Лабораторий Получать Доплату

    работники, которым присвоена квалификационная категория, перешедшие на новую должность служащего, допускаются к аттестации на присвоение той же квалификационной категории по новой должности служащего через 2 года со дня работы по новой должности служащего. В течение этого срока квалификационная категория, присвоенная по прежней должности служащего, считается действующей.

    Также предусмотрено, что аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории могут проходить лица, работающие по основной должности служащего, в том числе на условиях неполного рабочего времени (не менее 0,25 ставки), а также работающие на условиях совместительства не менее чем 0,25 ставки.

    В стаж работы для присвоения квалификационной категории впервые включаются периоды работы на должностях служащих в государственных органах управления здравоохранением всех уровней; на должностях освобожденных председателей и их заместителей комитетов профессионального союза работников здравоохранения (для аттестации по квалификации «врач-организатор здравоохранения», «провизор-организатор»); на должностях служащих в Белорусском Обществе Красного Креста; за пределами Республики Беларусь на должностях врачей-специалистов, провизоров-специалистов, медицинских, фармацевтических работников, имеющих среднее специальное образование, при подтверждении факта работы трудовым договором или договором, предусмотренным гражданским законодательством.

    Провизорам-специалистам, занимающим должность заведующего (заместителя заведующего) аптекой третьей – пятой категории, провизорам-специалистам и фармацевтическим работникам со средним специальным фармацевтическим образованием квалификационные категории присваиваются по квалификации «провизор», «фармацевт» соответственно.

    Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 мая 2022 г. № 70 «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения» разработано на основании Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении». В республике вводится система профессиональной аттестации медицинских и фармацевтических работников, порядок которой устанавливается Министерством здравоохранения.

    Профессии с вредными условиями труда обозначены в списках №1 и №2, которые были приняты еще в СССР, и с тех пор неоднократно дополнялись. В список №1 входят особо опасные и особо тяжелые виды трудовой деятельности, создающие угрозу жизни. Основная льгота для профессий из данного списка – возможность выйти на пенсию на 10 лет раньше.

    – Вредными условиями труда считаются такие условия работы, которые негативно влияют на человека, а при более сильном или длительном воздействии могут стать причиной профессиональных заболеваний. Поэтому тем, кто по работе вынужден сталкиваться с такими условиями, действительно положены различные компенсации и льготы.

    Список №2 так же содержит перечень вредных и опасных профессий, многие из которых относятся к тем же отраслям, что и профессии из первого перечня. Разница лишь в том, что виды трудовой деятельности из списка №2 несут меньшую опасность для человеческого организма и не являются «особо вредными».

    При специальной оценке условий труда в медорганизациях учитываются все патогенные микроорганизмы (возбудители инфекционных заболеваний), которые воздействуют на работника в ходе осуществления медицинской деятельности, исходя из наличия потенциального контакта с инфицированными пациентами, или с инфицированным биологическим материалом, включая кровь, выделения (внешние и внутренние) организма человека, с учетом механизмов и путей передачи патогенных биологических агентов (патогенных микроорганизмов).

    Минздрав и Минтруд указывают, что изучив обязательные отчёты статнаблюдения, можно определить наименования болезней и группы патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний. Единственное правило: эти документы должны быть не старше пятилетней давности.

    Согласно положениям статьи 5 Закона N 426-ФЗ, работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации и эксперту, проводящим специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

    Результаты указанного опроса оформляются протоколом заседания Комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя (далее — Комиссия), в котором указываются наименования рабочих мест и их количество, наименования должностей и количество занятых на них работников, а также перечень подлежащих идентификации вредных производственных факторов на каждом рабочем месте, где заняты обратившиеся с предложениями работники.

    • «Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности» (приложение N 3 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I — II групп патогенности (опасности), утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64),
    • «Классификацией микроорганизмов — возбудителей инфекционных заболеваний человека, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения по группам патогенности» (приложение N 1 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III — IV групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных инфекций, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 4).