Государственное строительство и конституционные права граждан

Государственное строительство и конституционные права граждан

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Государственное строительство и конституционные права граждан

В мае 1999 г. был также принят Федеральный закон “О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России”, который определяет права, обязанности и ответственность депутата Парламентского Собрания Союза, предусматривает основные правовые гарантии при осуществлении им парламентских полномочий в рамках Союза. Однако 9 июня 1999 г. этот закон был отклонен Советом Федерации с предложением создать согласительную комиссию.

В частности, Минюст предлагает усилить контроль за деятельностью адвокатов, оставляя за собой право принимать решение о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности и лишении его права на занятие адвокатской деятельностью. Вызывает также споры предложение о создании объединенной коллегии адвокатов, названной “федеральной”, которая должна будет осуществлять координацию и управление деятельностью коллегий адвокатов на территории России.

В центре внимания депутатов в периоды работы Государственной Думы второго созыва находились проблемы совершенствования механизма правового регулирования деятельности общественных объединений. За время осенней сессии 1999 г. Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах». Разрабатывались законопроекты «О политических партиях», «О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации», «О финансировании деятельности политических объединений», «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации». Рассматривался также внесенный Правительством законопроект «О противодействии политическому экстремизму«.

УИК РФ расширил предмет правового регулирования, включив в него исполнение таких уголовных наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, принудительные меры медицинского характера, условное осуждение, конфискация имущества, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы, пожизненное лишение свободы, смертная казнь, а также мера уголовно-правового воздействия в виде условного осуждения к уголовному наказанию. Кроме того, УИК РФ детально регламентировал систему контроля за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера и деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, предоставив такое право не только судам, органам власти Российской Федерации и ее субъектов, но и органам местного самоуправления.

Наряду с уже известными принципами уголовного процесса, провозглашены и зафиксированы новые, в частности, такие, как осуществление судопроизводства на основе состязательности сторон; оценка доказательств по внутреннему убеждению; свобода обжалования процессуальных действий и решений.

Основы конституционного строя Российской Федерации

  1. Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16).
  2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).
  3. Федеративное устройство (статьи 65-79).
  4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
  5. Федеральное собрание (статьи 94-109).
  6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
  7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127).
  8. Местное самоуправление (статьи 130-133).
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).
  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.
  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Обновленный социальный блок законопроектов, которые депутаты намерены рассмотреть в ближайшие месяцы, включает 16 инициатив, предусматривающих корректировку норм Трудового кодекса, Семейного кодекса, федеральных законов от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и т. д.

Так, например, в ТК РФ могут появиться нормы о запрете лицам с непогашенной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления заниматься пассажирскими перевозками. Ограничения на осуществление трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта, для такой категории граждан планируется прописать в отдельной статье кодекса, перечислив в ней составы преступлений, совершение которых будет препятствовать такой работе. При этом у всех водителей, которые уже осуществляют деятельность по перевозке пассажиров, потребуют справку о наличии или отсутствии судимости и факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении 8 декабря 2022 года. В случае его дальнейшего одобрения новые ограничения начнут действовать с 1 сентября 2022 года.

Вместе с тем, включенные в число приоритетных проектов поправки в УК РФ, касающиеся усиления ответственности за совершение насильниками-рецидивистами преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, уже вчера приняты депутатами на первом пленарном заседании. Напомним, изменения предполагают возможность применения максимальных санкций (вплоть до пожизненного лишения свободы) за изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении всех несовершеннолетних, а не только тех, которые не достигли возраста 14 лет. Отягчающими наказание обстоятельствами станут совершение преступления в отношении двух или более лиц, а также сопряжение его с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления. Такие меры призваны усовершенствовать средства уголовно-правовой защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Отметим, в окончательный вариант примерной программы законопроектной работы Госдумы в период весенней сессии 2022 года в отличие от его первоначального текста дополнительно включен проект нового закона «О гражданстве Российской Федерации», инициированный Президентом РФ. Документ регулирует отношения в области гражданства РФ, включая основания, условия и порядок его приобретения и прекращения. В частности, он предусматривает сокращение количества требований более чем к 20 категориям лиц при приеме их в гражданство РФ и расширяет перечень преступлений, совершение которых грозит прекращением гражданства РФ.

Кроме того, депутатам предстоит: оценить целесообразность введения нового основания прекращения судом уголовного дела – неявки в судебное заседание частного обвинителя без уважительных причин; подумать над усилением контроля за принятием автономными НКО, в деятельности которых используются бюджетные средства, финансовых решений по распоряжению денежными средствами и имуществом; проработать вопрос усовершенствования порядка индексации денежных сумм, присужденных в рамках гражданского и арбитражного процессов. В ближайшие месяцы также будут решены вопросы, связанные с разработкой Правительством РФ порядка выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения, расширением полномочий прокурора в гражданском и арбитражном процессах и наделением прокурора субъекта РФ правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе госвласти региона.

Закон содержит ряд новых положений, учитывающих практику применения избирательного законодательства. Так, во многом обновлен и уточнен перечень используемых в законе основных терминов, более полно и последовательно урегулированы вопросы, касающиеся подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации. Практически каждая статья прежнего закона подверглась редакционной и юридико-технической корректировке.

Закон вводит пропорциональную избирательную систему не только на федеральном, но также и на региональном уровнях, что является основным стимулом к развитию партий. Пропорциональная система означает, что не менее половины состава любого регионального парламента теперь должна формироваться по партийным спискам аналогично тому как это происходит на выборах депутатов Государственной Думы. Закон предусматривает освобождение партий, прошедших в Государственную Думу, от сбора подписей и избирательного залога на следующих выборах, что также может служить укреплению позиций партий.

Согласно закону формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений ЦИК, а избирательных комиссий муниципальных образований — с учетом предложений избирательных комиссий соответствующих субъектов РФ. Формирование иных избирательных комиссий осуществляется вышестоящими комиссиями. Избрание председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований производится по предложениям соответственно ЦИК, избирательной комиссии субъекта РФ. Председателей остальных комиссий назначают вышестоящие комиссии. Решения вышестоящей комиссии обязательны для нижестоящей. Избирательная комиссия может быть расформирована за неисполнение решений вышестоящей комиссии.

Во-первых, был сделан очень важный, прогрессивный шаг, связанный с распространением пропорциональной избирательной системы на субъекты Российской Федерации. В то же время фракция считала, что этот шаг сделан половинчато и непоследовательно, т.к. проект предоставлял регионам право, а не обязанность вводить избрание региональных парламентов по партийным спискам. Фракция приняла решение добиться во втором чтении закрепления обязательной нормы о пропорциональной избирательной системе в регионах. И эта позиция стала принципиальной для фракции при рассмотрении законопроекта в следующих чтениях.

Кодекс вводит упрощенную процедуру рассмотрения дел по спорам на мелкие суммы и бесспорным делам. Установлена и возможность урегулирования споров между субъектами предпринимательской деятельности вне рамок судебного заседания, путем мирового соглашения. В целях обеспечения оперативности процесса и сокращения нагрузки на судью водится институт помощника судьи.

Деятельность Государственной Думы в области государственного строительства связана в первую очередь с развитием конституционного законодательства.
Предметом конституционного законодательства, как известно, является закрепление основ государственно-правовой системы страны. Конституционное законодательство представляет собой отрасль, определяющую основные принципы построения и деятельности государства, его институты, закрепляет положение человека и статус гражданина, регулирует основные стороны деятельности гражданского общества и устанавливает правовую систему страны. Это ведущая отрасль всего законодательства, составляющая его фундамент и обеспечивающая согласованность всех отраслей законодательства и целостность его системы. Причем конституционное законодательство имеет как исключительную сферу действия, которую регулируют нормы только данной отрасли (это нормы о федеративном устройстве государства, о системе государственной власти, об атрибутах государства), так и сферы, являющиеся смежными с другими отраслями. Административное, гражданское, трудовое и иные отрасли законодательства регулируют с разной степенью детализации те отношения, к которым тяготеют и нормы конституционного законодательства. Последние выступают для них либо в виде приоритетных положений, которые надлежит реализовать в конкретных отраслях, либо как нормы, которые действуют одновременно, согласованно. В большем объеме нормы конституционного законодательства «входят» в сферы отраслей публичного права и в меньшем — частного права*(17).
Большинство ученых констатируют двухуровневое построение конституционного законодательства. В Российском федеративном государстве действует конституционное законодательство как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. Законодательство последних неодинаково по объему, содержанию, по степени и формам урегулированности конституционно-правовых отношений. В этом проявляется специфика отдельных республик, краев, областей и т.д. Но в любом случае речь должна идти о единой системе конституционного законодательства, основанной на принципах федеральной Конституции.
В рамках конституционного законодательства как отрасли обычно выделяют семь подотраслей. Во-первых, это подотрасль, содержащая нормы: а) о природе государства и его признаках как демократического федеративного правового социального государства с республиканской формой правления; б) о государственной территории, включая регулирование вопросов государственной границы, внутрифедеральных границ, административно-территориального устройства; в) о государственных режимах — обеспечения обороны, безопасности, военного и чрезвычайного положений, переходных периодов; г) об атрибутах государства (флаг, герб, гимн, столица). К сожалению, далеко не все законы из этой группы приняты.
Во-вторых, следует выделить подотрасль законодательства о федеративном устройстве, включающую в себя законы и нормы о принципах построения Федерации, о статусе субъектов Федерации, о разграничении предметов ведения между Федерацией, ее субъектами, о внутрифедеративных отношениях, о порядке заключения и выполнения договоров и соглашений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
В-третьих, подотрасль законодательства об организации государственной власти, регулирующая, прежде всего организацию и деятельность парламента (в научной литературе нередко обосновывается даже появление «парламентского права»), институты Президента, Правительства и исполнительной власти в целом, судебной власти. Эти институты формируются неравномерно. Нет федеральных законов о министерствах, об общих принципах организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации; в субъектах Федерации также приняты лишь отдельные законы о государственных органах либо органах исполнительной власти.
В-четвертых, утвердилась подотрасль, определяющая качественно новое положение личности в российском обществе, оформившая его посредством такой основы конституционного строя, как права человека и гражданина. Конституционное закрепление независимых от произвола государства прав и свобод личности вместе с тем связано с конкретными взаимоотношениями личности и государства — с обладанием российским гражданством.
В-пятых, быстро развивается подотрасль избирательного законодательства и таких институтов прямой демократии, как референдум, обращения граждан, народная правотворческая инициатива (такой закон есть в Калужской области).
В-шестых, можно выделить подотрасль законодательства о местном самоуправлении. Думается, такой подход не противоречит тенденции активного развития системы законодательных актов, регулирующих местное самоуправление, и собственно актов местного самоуправления. Основы законодательства о местном самоуправлении составляют, несомненно, нормы конституционного характера.
В-седьмых, формируется подотрасль законодательства о правовой системе, включающая нормы о видах правовых актов, их соотношении, о процедурах преодоления юридических коллизий, порядке реализации международно-правовых актов и др. К сожалению, не приняты федеральные законы о нормативных правовых актах, о процедурах разрешения споров между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов, о Своде законов.

Предоставление и реализация политических прав связаны с обладанием российским или татарстанским гражданством (лица без гражданства и иностранцы их не имеют) и достижением определенного возраста (18 лет; для того чтобы стать депутатом Федерального Собрания — 21 год, судьей — 25 лет, Президентом — 35 лет, членом Конституционного суда — 40 лет).

Конституционное право граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления объективно направлено как на улучшение деятельности этих органов, так и на защиту прав и свобод личности (ст.33 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Орган, в который поступило обращение, обязан в пределах своей компетенции рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Граждане имеют политическое право участвовать в управлении делами государства посредством референдума — всенародного голосования по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Примером непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами общества и государства служит всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Гражданину принадлежат определенные права и свободы, необходимые для участия в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства. Их принято называть политическими правами и свободами. Политические права призваны обеспечить, с одной стороны, самостоятельность и независимость человека при решении общественных или государственных дел, а с другой — его активное включение в жизнь страны или отдельных коллективов. Эти права позволяют лицу совместно с другими участвовать в решении дел, стоящих перед обществом и государством, оказывать влияние на властные структуры.

К неотъемлемым политическим правам и свободам личности относится право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ, ст. 43 Конституции PT). Через эти мероприятия граждане могут выразить свою волю и воздействовать на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и их публичного выражения. Это политическое право помогает обеспечить реальное народовластие. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении рассматриваемых мероприятий, предупреждают и пресекают противоправные действия. В случае необходимости виновные привлекаются к юридической ответственности.

В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Фе­дерации право граждан на жилище обеспечивается, в том числе по­средством содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помеще­ний государственного или муниципального жилищного фонда, стиму­лирования жилищного строительства, обеспечения контроля за ис­пользованием и сохранностью жилищного фонда и государственного жилищного надзора.

Конституционное право на жилище предполагает гарантирован­ную законом возможность для каждого быть обеспеченным посто­янным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищ­ных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.

В то же время Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечи­вать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечени­ем государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в зако­не граждане, нуждающиеся в жилище. Им жилье предоставляется бес­платно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Важной гарантией конституционного права на жилище являет­ся недопустимость произвольного лишения жилища. Это означает, что выселение из жилого помещения возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке. При этом закон­ные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти на­рушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.

Тема 2

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.04 и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» № 649 от 20.05.04 предусмотрено следующее деление руководства деятельностью указанных федеральных органов исполнительной власти.

6. Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности, в том числе и на землю.

Охрана достоинства предполагает защиту достоинства не только взрослого человека, но и ребенка, а также душевнобольного. Ничто — ни осуждение лица за совершение преступления и заключение в колонию, ни заболевание СПИДом или иной тяжелой болезнью — не может служить основанием для умаления достоинства человека. Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» всем психически больным гарантируется право на уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства.

4. Принцип федерализма: целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством. Согласно этому принципу, все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания.

На исполнительную власть Президент может воздействовать посредством назначения (с согласия Думы) Председателя Правительства, а также назначения и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента. Что касается судебной власти, то она независима, но Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда и Высшего арбитражного суда.

Среди прав человека особо выделяются так называемые естественные, т.е. неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу естественных неотчуждаемых прав человека относят право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и т.п. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Поскольку ни государство, ни иной субъект не даруют человеку принадлежащие ему от рождения права, следовательно, никто не имеет права их отнять. Неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав и свобод человека — один из принципов основ правового статуса личности в России. Однако человек — существо общественное, поэтому свобода каждого в осуществлении своих интересов и потребностей не может быть безграничной. Она неизбежно столкнется с нарушением интересов таких же членов общества. Нормальная жизнедеятельность гражданского общества и правового государства возможна только при разумном и необходимом ограничении свободы каждого индивида.

Глава 2 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) устанавливает некоторые общие принципы правового статуса человека и гражданина, перечень личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав человека и гражданина, основные гарантии их реализации, обязанности граждан. В этой же главе устанавливаются и возраст, с которого наступает полная дееспособность граждан Российской Федерации; некоторые принципы гражданства, основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; предоставление политического убежища.

Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами, например, норма ст. 32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными. Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает отсутствие дискриминации граждан независимо от присущих человеку от природы свойств, например, пола, расы, национальности; от приобретенных черт, характеризующих положение человека в обществе, в том числе языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Приведенный перечень наиболее распространенных обстоятельств, наличие которых не должно служить основанием для ущемления прав и свобод человека и гражданина, не может быть полным. В Конституции приводятся лишь наиболее распространенные основания, чаще встречающиеся на практике.

Для реализации естественных прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, на неприкосновенность, достаточно лишь факта рождения, и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина. Для реализации большинства приобретенных прав требуется, чтобы человек был гражданином, признавался полноценной личностью.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, а также излагает суть предложения, заявления или жалобы. ставит личную подпись и дату.

деятельности» установлено, что про ведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации о противоправных деяниях. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье и другие сведения. Содержание права на личную и семейную тайну составляют правомочия члена семьи требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению либо с согласия других членов семьи.

Граждане Российской Федерации вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации данного конституционного права детально регламентирован Федеральным законом «о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

мимо этого, в России запрещается злоупотребление свободой массовой информации — не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

КОНСТИТУЦИО́ННЫЕ ПРАВА́ ГРА́ЖДАН

КОНСТИТУЦИО́ННЫЕ ПРАВА́ ГРА́ЖДАН, не­отъ­ем­ле­мые наи­бо­лее важ­ные пра­ва и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, при­над­ле­жа­щие ему от ро­ж­де­ния (в над­ле­жа­щих слу­ча­ях в си­лу его гра­ж­дан­ства), за­щи­щае­мые го­су­дар­ст­вом, со­став­ляю­щие яд­ро пра­во­во­го ста­ту­са лич­но­сти и по­лу­чаю­щие выс­шее юри­дич. за­кре­п­ле­ние в ос­нов­ном за­ко­не го­су­дар­ст­ва. Впер­вые сфор­му­ли­ро­ва­ны в англ. Бил­ле о пра­вах 1689, зна­ме­но­вав­шем пе­ре­ход от юри­дич. норм, обес­пе­чи­ваю­щих пра­во­вое по­ло­же­ние отд. сос­ло­вий, к нор­мам, ре­гу­ли­рую­щим от­но­ше­ния в граж дан ском об­щест ве .

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения (однако, пока данные положения не действуют (пункт 6 раздела 2 Конституции «Заключительные и переходные положения»).

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон­страции, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Феде­рации.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности – неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60).

Саморегулирование известно со средних веков. В России – начало положено реформами Александра II. Развивало по двум направлениям – а) саморегулирование общественно значимых видов деятельности (прежде всего предпринимательской деятельности); б) общественно значимых или публичных профессий (нотариат и адвокатура).

5. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие создание государственных информационных ресурсов, создание и ведение государственных и муниципальных информационных систем, содержащих информацию, указанную в части 2 настоящей статьи, обязаны обеспечить доступ на официальном сайте к указанной информации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне в объеме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

3. Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи.

Запрещается лишь создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

  • проживают на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года;
  • обязуются соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство;
  • имеют законный источник средств к существованию;
  • обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
  • владеют русским языком.
  • дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
  • решение вопроса о доверии Правительству;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Права гражданина не имеют такого всеобъемлющего характера и включают в себя лишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его к государству. Они получают отражение в нормативных актах государства, в первую очередь в конституции и других законодательных актах, в которых гарантируется реализация и защита прав гражданина. Если государство признает и обязуется выполнять требования международного сообщества в области прав человека, то граждане данного государства имеют весь комплекс общепризнанных прав человека и еще права граждан.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». А в ст. 18 Конституции указывается на то, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Понятие конституционного строя

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам — иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все право соответствует конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений , устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Жилищное право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Предусмотренные Конституцией гарантии права на жилище, выступают в виде обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами: предоставлением жилых помещений из жилищного фонда социального использования, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и т. д. Ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Реализация права на жилище обеспечивается возможностью граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ).

Государственное строительство и конституционные права граждан

В статье 56 Конституции РФ отмечается, что в условиях чрезвычайного положения возможно временное ограничение прав и свобод. Но право на жизнь, запрет пыток и унижения человеческого достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и некоторые другие права не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.

Всеобщая декларация… была лишь первым шагом в формулировке международных стандартов прав человека. Было решено выработать Пакт о правах человека Организации Объединённых Наций, и Советский Союз, естественно, участвовал в выработке этого пакта. Однако позиция Советского Союза в отношении социально-экономических прав была достаточно твёрдой, и вскоре оказалось, что для демократических стран весьма трудно прийти к компромиссу с Советским Союзом в этой области. Компромисс, однако, был найден, вместо одного пакта о правах человека были разработаны два пакта: первый – Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах – отражал преимущественно советскую точку зрения на права человека, второй – Международный пакт о гражданских и политических правах – отражал преимущественно западную точку зрения.

Декларация объявляет всех людей свободными и равными в своём достоинстве и правах. Она провозглашает ряд прав человека, которые можно разделить на две большие группы: гражданские и политические права; социальные, экономические и культурные права.

Реализация прав человека зависит и от уровня экономического развития страны. Право на жилище не может быть осуществлено, если не развёрнуто массовое жилищное строительство. Лишь на бумаге в условиях экономического кризиса существуют права на труд, на отдых, на социальное обеспечение.

Конституционные права человека – это возможности че­ ловека действовать только при условии исполнения государством (государственными органами) своих обязанностей. Иными словами, государство должно предоставить эти возможности (блага) человеку (это активные обязанности государства, например: право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.).

  • экономические гарантии – установленные государством стандарты материальной обеспеченности гражданина (минимальный размер оплаты труда, бесплатное образование, государственное финансирование выборов);
  • социальные гарантии – государственные программы социальной защиты граждан, строительства доступного жилья, развития образования, здравоохранения и культуры;
  • политические гарантии – участие граждан в управлении государством;
  • юридические гарантии– создание правовых и процедурно-процессуальных норм, обеспечивающих реализацию человеком его конституционных прав и свобод.
  1. Конституционные права. Под правами понимают возможности избирать модель поведения или получать определенные блага. Конституционные права – это не все права, которыми может обладать человек, а только самые основные, наиболее значимые, принадлежащие ему от рождения. Это фундаментальные естественные права, вытекающие из общепринятых норм международного права и воплощающие важнейшие гуманистические ценности. Конституция защищает человека, его жизнь и здоровье, свободу, труд, творчество, отдых, семью, жилье от любого неблагоприятного вмешательства.
  2. Конституционные свободы – отсутствие ограничений со стороны государства, власти, иных социальных субъектов, возможность делать самостоятельный выбор, принимать решения и действовать согласно своим интересам и целям. Рамки, внутри которых свобода гражданина неприкосновенна, обеспечивает государство.
  3. Конституционные обязанности – мера должного поведения личности в обществе, установленная государством. Они необходимы для соблюдения баланса частных и государственных интересов, являются выражением ответственности личности перед обществом. Конституционные обязанности разделяются на универсальные – распространяющиеся на все правоотношения, и специальные – применяемые в определенной области.
  • приоритета прав и свобод личности;
  • врожденной возможности обладания всеми правами;
  • равенства людей перед законом и судом;
  • неотчуждаемости конституционных прав;
  • государственных гарантий защиты субъективных прав.
  1. Личные – определяют правовое положение личности в обществе, обеспечивают ее индивидуальность, автономность и неприкосновенность. Они гарантируют человеку охрану жизни, личного достоинства, частной жизни, защиту от всех форм насилия, предоставляют возможность выбора модели поведения в сфере частной жизни.
  2. Политические – обеспечивают участие граждан в политической жизни общества самостоятельно или посредством лиц, представляющих их интересы. Их функция заключается в привлечении граждан к осуществлению народовластия.
  3. Социально-экономические – дают возможность свободно выбирать источники дохода для материального обеспечения себя и своих близких, удовлетворения потребностей в жилье, питании, работе, отдыхе.
  4. Культурные – направлены на обеспечение духовного развития человека, приобщения к культурным ценностям и традициям.

Каждый человек может сам защищать свои права и интересы любым, не противоречащим закону, способом. Если гражданин не смог защитить свои права средствами государственной системы правосудия, он имеет возможность обращаться в международные правозащитные органы, к парламентскому Уполномоченному по правам человека (омбудсмену).

Рекомендуем прочесть:  Травма на работе что делать работодателю в 2022 году