Гряда Э А Правовая Природа Соглашения О Перераспределении Земельных Участков // Юрист М : Юрист, 2022 № 18 С 19-23

ЗК РФ Статья

5. Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8.1. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

12. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка. При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков

Представляется, что такие факты свидетельствуют о неисполнении данным органом возложенной на него обязанности по внесению в государственный кадастр в порядке информационного взаимодействия сведений о зарегистрированных правах и обременениях на объект недвижимости и не могут являться основанием для признания действий органа кадастрового учета правомерными.

Пунктом 4 ст. 11.2 ЗК РФ определено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

О попытке определить элементы рассматриваемого договора свидетельствует содержание одного из писем Министерства экономического развития Российской Федерации, в котором, в частности, указано, что соглашение об образовании земельных участков должно содержать в себе все сведения, необходимые для образования земельного участка (постановки участка на государственный кадастровый учет) и дальнейшей государственной регистрации прав на него, а также отвечать требованиям, устанавливаемым гражданским и земельным законодательством. В данном документе также отмечено, что «в данном соглашении могут быть отражены вопросы:

Совершенствование законодательства, определяющего правовой режим земельного участка как объекта гражданских прав, обусловлено необходимостью четкой правовой регламентации порядка изменения его индивидуализирующих признаков. Обеспечение стабильности гражданского оборота в условиях динамично развивающихся экономических отношений предопределило нормативное закрепление нового юридического факта, являющегося основанием возникновения права собственности на земельный участок как объект недвижимого имущества.

Очевидно, что существенные условия такого договора законодательно не определены, он может носить возмездный либо безвозмездный характер. Характеристика соглашения о перераспределении земельных участков как отдельного непоименованного договора не позволяет выявить в нем элементы, характерные для предусмотренных гражданским законодательством договоров.

Гряда Э А Правовая Природа Соглашения О Перераспределении Земельных Участков // Юрист М : Юрист, 2022 № 18 С 19-23

Перераспределение земельных участков – это один из установленных Земельным кодексом РФ способов образования земельных участков. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование исходных земельных участков прекращается, а при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

В зависимости от вида собственности земельных участков установлены различные подходы к их перераспределению. Так, при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, право собственности на соответствующие образуемые земельные участки возникает у собственников на основании заключенных между ними соглашений. Таким образом, если оба смежных земельных участка находятся в частной собственности и у собственников таких земельных участков возникла необходимость изменить их границы, то основным условием такого перераспределения является добрая воля собственников смежных земельных участков, которые в целях начала процедуры перераспределения должны достигнуть соглашение об условиях такого перераспределения и обратиться к кадастровому инженеру для осуществления кадастровых работ по образованию новых земельных участков, образуемых в результате перераспределения исходных, и подготовки межевого плана земельных участков в измененных границах.

Говоря о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой, следует отметить новшества, установленные Федеральным законом от 2.08.2022 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу которого стало возможным перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданам, юридическим лицам или органам государственной власти и органам местного самоуправления, и земель и земельного участка, которые не предоставлены таким лицам, – в случае приведения в соответствие с утвержденным проектом межевания территории границ такого земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков должны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. На территории Омска органом, уполномоченным на заключение соглашений о перераспределении земельных участков, а также на выдачу согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, является департамент имущественных отношений городской администрации. Органом, уполномоченным на утверждение схемы расположения земельного участка, является департамент архитектуры и градостроительства Администрации Омска. Заявления о перераспределении земельных участков собственниками земельных участков либо лицами, которым предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории представляются в службу одного окна Администрации.

К примеру, до вступления в силу закона № 283-ФЗ перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным этому же лицу в аренду, было невозможным. Указанный барьер делал невозможным приведение границ арендованного земельного участка в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения недостатков его землепользования, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. После вступления в силу закона № 283-ФЗ такое перераспределение стало возможным, но при условии, что площадь арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате этого перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, также не может увеличиваться в результате перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земельных участков

Если территории находятся в ведении федеральных властей или муниципалитета, эти участки не могут быть перемежеваны с наделами частных граждан и между собой даже путем перераспределения. Исключение составляет застройка, иные случаи, которые необходимы для пересмотра кадастрового плана всей территории.

Перераспределение земельных участков
представляет собой кадастровую процедуру, при которой из одних
земельных участков, соседних друг с другом, образуются новые участки. В
случае, если перераспределяются участки, находящиеся в частной
собственности по согласию сторон, то права переходят на вновь
образованные участки в соответствии с договоренностью между сторонами.

Здравствуйте ! Вопрос о соглашении о перераспределении земельных участков. Могу ли я примежевать (или прирезать) к своему земельному участку площадью в 3 сотки часть участка соседа площадью 1,5-2 соки . Цель : ИЖС . Оба участка в собственности . Целевое назначение обоих участков: ИЖС. Сделка планируется по обоюдному согласию. Если это возможно, то каким образом ? В местном БТИ сказали что площадь прикрепляемого участка не может быть менее 4-х соток. Если это невозможно , то почему? И есть ли какие либо варианты ? Заранее благодарен за помощь .

Эта процедура включает в себя ряд нюансов. Чтобы процесс прошел законно, стороны не были обделены и обижены, лучше делать межевание под надзором юриста. Как показывает практика, когда новые участки уже оформлены документально, оспорить такое решение сложно. Чтобы не доводить до судебного процесса, лучше заранее узнать о последствиях сделки у специалистов и не дать обмануть себя.

  • граждане добровольно отказались от своих участков, не желают или не имеют возможности обрабатывать их;
  • собственник скончался, не оставив завещания, а законных наследников у него нет, или они отказались от доставшегося им участка;
  • принудительное изъятие надела по решению суда. В этом случае компенсация бывшему владельцу не полагается;
  • выкуп земли властями, если надел потребовался для государственных нужд.

Одной из наиболее частых проблем, возникающих в рамках земельного права, являются различные земельные споры. Для успешного решения того или иного вопроса необходима помощь профессионального юриста. Земельные юристы КГ ЭТАЛОН имеют положительный опыт разрешения конфликтов и готовы заниматься решением Ваших задач, в том числе в следующих категориях:

Рекомендуем прочесть:  Имеет Ли Юридическую Силу Ксерокопия Долговой Расписки

Оформление земли требуется тогда, когда Вы приобретаете участок в собственность. Данная регистрация необходима согласно ст. 37, 38 российского Земельного Кодекса и должна быть выполнена в полном соответствии с актуальными требованиями законодательства. Кроме того, процедура оформления земли обязательна при возникновении иных прав на участок (согласно ст. 25 российского ЗК).

  • Бюро технической инвентаризации;
  • Местную администрацию;
  • Муниципальный орган по управлению землей – для Московской области, Департамент земельных ресурсов г. Москвы – для Москвы;
  • Архитектурно–планировочное объединение;
  • Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (если собственность федеральная);
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
  • Федеральную регистрационную службу;
  • И иные учереждения в зависимости от специфики вопроса и субъектов правоотношений.

В случае если юридическое лицо пользуется земельным участком без оформления соответствующих документов на право пользования, оно подлежит привлечению к ответственности по статьям 6.11. и 6.12. Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях (Закон г. Москвы от 21.11.2007 года № 45) как лицо, самовольно занявшее земельный участок. Правонарушение усугубляется в случае самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в размере: для должностных лиц — до 20 000 руб., для юридических лиц – до 80 000 руб.

Земельные юристы КГ ЭТАЛОН более 20 лет решают сложные юридические задачи по земельным вопросам в Москве и Московской области, имеют огромный опыт сопровождения сделок и оформления земельных участков для коммерческого и частного использования, обладают большой практикой успешного ведения дел в суде, а также консультационной юридической помощи по земельным вопросам.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

На основании изложенного просим вернуться к рассмотрению вопроса о возможности перераспределения нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и высказать позицию Минэкономразвития России по нему для доведения ее до сведения территориальных органов Росреестра.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий — несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как видно из материалов дела, 03.09.2022 Главой НАЗВАНИЕ2 ФИО5 подписан акт согласования границ испрашиваемого ФИО1 земельного участка, поскольку требования, предусмотренные статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, к образуемому земельному участку, соблюдены (л.д. 26).

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит отменить решение суда как незаконное ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

С учётом изложенного, выводы административного ответчика о наличии препятствий для перераспределения земельного участка площадью 1 618 кв.м., принадлежащего ФИО1, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 98 кв.м., являются необоснованными, поскольку доказательств фактического использования испрашиваемого земельного участка как территории общего пользования не представлено.

Екатерина Розум указала, что при рассмотрении подобных споров суды довольно часто отказывают заявителям на том основании, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно больше площади, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов, и несоразмерна площади самих объектов недвижимого имущества (например: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2022 г. № Ф06-58760/2022 по делу № А57-9680/2022, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2022 г. № Ф08-223/2022 по делу № А53-4110/2022). Таким образом, в данном определении Верховный Суд последовал сложившейся судебной практике в целях соблюдения частных и публичных интересов, резюмировала она.

«Не соглашаясь с критической оценкой градостроительного обоснования, изложенной в апелляционном определении, суд кассационной инстанции не привел нарушений норм процессуального права, допущенных судебной коллегией областного суда при исследовании и оценке данного доказательства», – отмечается в определении.

Эксперт посчитал, что если не брать спорность самой позиции о допустимости этого критерия, то все остальные выводы суда весьма предсказуемы: размер участка явно несоразмерен тем объектам недвижимости, которые на нем возведены, что и должно быть основанием для отказа в выкупе.

  • допустимость исследования вопроса о соразмерности земельного участка объекту недвижимости при выкупе без торгов собственником объекта;
  • возможность установления до 1 июля 2022 г. дополнительных оснований для отказа в предоставлении участков законами субъектов РФ.

Когда кассационный суд оставил решение первой инстанции в силе, администрация обратилась в Верховный Суд. ВС посчитал, что апелляция дала правильную критическую оценку представленному в дело градостроительному обоснованию использования земельного участка для эксплуатации складов, поскольку оно содержит выводы о необходимости использования земельного участка не только для эксплуатации названных объектов, но и для проектирования левады для выпаса и кормления сельскохозяйственных животных, что не соответствует целям предоставления земельного участка и противоречит виду разрешенного использования данного участка под строительство зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Также, посчитал ВС, являются обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что указание в градостроительном обосновании необходимости обустройства зоны отдыха сотрудников, зоны озеленения и зоны свалки мусора не свидетельствует о том, что площадь земельного участка соразмерна площади, необходимой для эксплуатации складов.

Услуги юриста по земельному праву

Оформление земли в собственность требуется и при покупке объекта недвижимости (согласно ст. 552, 221, 273 российского ГК и в соотв. со ст. 35 ЗК РФ). Операция по переходу прав должна быть зафиксирована в Земельном комитете, а также зарегистрирована в органах государственной регистрации (ФРС).

  • Бюро технической инвентаризации;
  • Местную администрацию;
  • Муниципальный орган по управлению землей – для Московской области, Департамент земельных ресурсов г. Москвы – для Москвы;
  • Архитектурно–планировочное объединение;
  • Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (если собственность федеральная);
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
  • Федеральную регистрационную службу;
  • И иные учереждения в зависимости от специфики вопроса и субъектов правоотношений.

Оформление земли требуется тогда, когда Вы приобретаете участок в собственность. Данная регистрация необходима согласно ст. 37, 38 российского Земельного Кодекса и должна быть выполнена в полном соответствии с актуальными требованиями законодательства. Кроме того, процедура оформления земли обязательна при возникновении иных прав на участок (согласно ст. 25 российского ЗК).

Одной из наиболее частых проблем, возникающих в рамках земельного права, являются различные земельные споры. Для успешного решения того или иного вопроса необходима помощь профессионального юриста. Земельные юристы КГ ЭТАЛОН имеют положительный опыт разрешения конфликтов и готовы заниматься решением Ваших задач, в том числе в следующих категориях:

В случае если юридическое лицо пользуется земельным участком без оформления соответствующих документов на право пользования, оно подлежит привлечению к ответственности по статьям 6.11. и 6.12. Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях (Закон г. Москвы от 21.11.2007 года № 45) как лицо, самовольно занявшее земельный участок. Правонарушение усугубляется в случае самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в размере: для должностных лиц — до 20 000 руб., для юридических лиц – до 80 000 руб.

Заявление на предоставление муниципальной услуги и прилагаемые документы могут быть представлены (направлены) заявителем одним из следующих способов:
— лично (лицом, действующим от имени заявителя на основании доверенности);
— почтовым отправлением;
— в электронной форме, подписанное (заверенное) простой электронной подписью, посредством учетной записи ЕСИА через портал муниципальных услуг, портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан или единый портал государственных услуг и муниципальных услуг (функций).

Срок предоставления муниципальной услуги приостанавливается:
— при наличии судебного спора в отношении земельного участка до вступления в силу судебного акта;
— при наличии судебного спора в отношении объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, до вступления в силу судебного акта;
— при проверке подлинности документов на исходный земельный участок до получения необходимых сведений и подтверждения подлинности документов.

7) согласие Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Казани на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или его скан-копия (при заполнении электронной формы);

График приема граждан и представителей юридических лиц сотрудником Комитета, осуществляющим консультацию граждан и представителей юридических лиц по вопросам предоставления муниципальной услуги и приема заявлений: с понедельника по пятницу, с 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.30, по адресу: Казань, ул.Баумана, 52/7, каб.12; ул.Груздева, 5, каб.103а.

При подаче запроса через личный кабинет на портале муниципальных услуг результат оказания муниципальной услуги направляется в личный кабинет заявителя в день оформления и регистрации результата предоставления муниципальной услуги.

    Административный регламент

      С учетом фактически сложившихся отношений

      Из текста судебного акта усматривается, что стороны конфликта не могут осуществить оформление права собственности на спорный земельный участок ввиду возникших разногласий по вопросу пользования им. То есть собственники домовладения продолжают оставаться субъектами права бессрочного пользования, а предметом иска выступает требование определить порядок пользования земельным участком.

      В рассматриваемом определении Верховный Суд РФ указал на то, что важнейшими вопросами, подлежащими исследованию в подобных делах, является вопрос нуждаемости каждого из пользователей земельного участка в использовании той или иной его части и сложившийся порядок пользования участком. А также что несоразмерность передаваемой собственнику части участка его доле в праве на домовладение может быть устранена путем предоставления денежной компенсации.

      В центр спора помещен конфликт двух групп долевых собственников домовладения, находящегося в Республике Крым и состоящего из жилых строений и надворных построек. Первая группа представлена собственницей доли в домовладении в размере 34/100 (истец), полученной по наследству от мужа. В состав второй группы входят два собственника, владеющие долей в размере 66/100 (ответчики), которая ранее была приобретена ими у мужа истца по договору купли-продажи.

      В самом деле, обстоятельства таковы, что истец и ответчики определили порядок пользования домовладением самостоятельно, спор между сторонами по данному вопросу отсутствует. Вместе с тем суд апелляционной инстанции в своем определении пришел к выводу о необходимости разрешения в судебном порядке и этого вопроса до принятия решения по настоящему делу либо одновременно с ним.

      Не содержат действующие нормативно-правовые акты и положений, обязывающих долевых собственников сооружений переоформлять право пользования земельным участком (приводить документы в соответствие законодательству РФ), а равно и осуществлять установление границ (межевание) такого земельного участка.

      Правовое регулирование перераспределения земель #9900157

      9. Гряда Э.А. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // Юрист. — 2013. — №18. – С. 19-23.
      10. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2010. – 720 с.
      11. Лапач В., Ткаченко Т. Земля в новом измерении // ЭЖ-Юрист. — 2008. — №32. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
      12. Майборода В.А. Институт перераспределения земель публичной собственности в земельном праве // Российская юстиция. — 2015. — №1. – С. 9-12.
      13. Можаровский В., Сурков В., Попов М. Новые возможности в связи с перераспределением земельных участков. http://www.gblplaw.ru/news/legal/ 79178/ (дата обращения 25.11.2015).
      14. Соловьев В.Н. К вопросу о передаче имущества из государственной в муниципальную собственность как специальном способе приобретения права собственности // Юридический мир. — 2009. — №11. – С. 12-16.
      15. Тихомиров М.Ю. Земельные участки: новые правила образования и изменения границ. – М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2011. – 47 с.

      Введение 3
      Глава 1. Особенности перераспределения земель публичной и частной собственности 6
      1.1. Институт перераспределения земель публичной собственности 6
      1.2. Институт перераспределения земель частной собственности 9
      Глава 2. Соглашение о перераспределении земель 12
      2.1. Правовая природа соглашения о перераспределении земель 12
      2.2. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель 17
      Заключение 20
      Список использованной литературы 23

      1. Федеральный закон от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29 июня 2015 года №206-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — №26 (часть I). — Ст. 3377; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — №27. — Ст. 3997.
      2. Федеральный закон 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ред. от 13 июля 2015 года №259-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — №31. — Ст. 4017; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — №29 (часть I). — Ст. 4385.
      3. Федеральный закон от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 8 июня 2015 года №142-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — №44. — Ст. 4148; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — №24. — Ст. 3369.
      4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 года №277-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — №44. — Ст. 4147; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — №41 (часть II). — Ст. 5631.
      5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 года №210-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №5. — Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — №27. — Ст. 4001.
      6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года №268-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — №32. — Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — №29 (часть I). — Ст. 4394.
      7. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 года №1308 «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — №50. — Ст. 7097.
      8. Приказ Минэкономразвития России от 14 января 2015 года №7 «Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также требований к их формату» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.02.2015.

      Федеральный закон от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] (далее – Закон №171-ФЗ) предусматривает возможность перераспределения не только земельных участков друг с другом, но также земельных участков и земель, находящихся в публичной собственности («неразмежеванной территории»). При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Иными словами, в таком случае фактически происходит увеличение площади частного земельного участка за счет земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности.
      Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в ограниченном перечне случаев, например в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков [13].
      Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с публичными землями или земельными участками, осуществляется за плату, размер которой определяется публичными собственниками за свои земельные участки, а субъектами Федерации – в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
      Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основе соглашения, которое заключается с уполномоченными на распоряжение землями органами власти.
      Актуальность исследования выражается во введении Законом №171-ФЗ главы V4, которым регламентируются вопросы перераспределения земель. Несмотря на то, что после введения указанной главы прошло более года, в научной сфере практически полностью отсутствуют изыскания по рассматриваемой теме.
      Предмет исследования включает в себя:
      − нормы земельного законодательства Российской Федерации;
      − судебную практику;
      − научные публикации по исследуемым вопросам.
      Объектом исследования являются общественные отношения, касающиеся вопросов перераспределения земель.
      Цель работы заключается в правовом анализе института перераспределения земель.
      При написании данной курсовой работы необходимо было решить следующие задачи:
      — раскрыть особенности перераспределения земель публичной и частной собственности;
      — рассмотреть соглашение о перераспределении земель;
      — в заключении подвести итоги проведенного исследования.

      16. Апелляционное определение Воронежского областного суда от 6 октября 2015 года по делу №***-5229/2015 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
      17. Письмо Минэкономразвития России от 25 июня 2015 года №Д23и-2947 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
      18. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2011 года №Ф09-7830/11 по делу №А07-3383/2011 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

      Перераспределение земельных участков

      Мой дачный участок куплен в 1997 году, тогда же оформлены все документы, включая свидетельство на право собственности, имеется кадастровый номер, план с указанными координатами, акт об определении границ, подписанный всеми владельцами соседних участков (в настоящее время они сменились). В данный момент времени проводится межевание садовых участков и согласно кадастровой карте у председателя садоводческого общества мой участок не обозначен как имеющий документы и, таким образом, предполагается, что необходимо проводить межевание. Вопрос 1: нужно ли мне проводить снова межевание. Вопрос 2: нужно ли мне получить новое свидетельство на право собственности (нового образца). Спасибо.

      Имею участок 1000 м 2 кадастровая стоимость 370960 р прирезать хочу 175 м 2 как я понимаю в математике нужно определить кадастровую стоимость 175 м 2 и заплатить 15% от этой стоимости или 15% от кадастровой стоимости нового участка 1175 м 2? где же логика, тогда поучается что я плачу и за свои 1000 м 2 второй раз?

      У меня земельный участок под нежилым зданием в собственности 100 кв.м.. Путем перераспределения земельных участков из муниципальной и частной собственности хочу докупить 58 кв.м.. Схему на КПТ с новыми границами Администрация утвердила и поставили на кадастровый учет участок с новой площадью 158 кв.м. Дошло дело до оформления соглашения о выкупе 58 кв.м и администрация пошла на попятную, мотивируя отказ тем, что выкуп по перераспределению возможен только под объектами ИЖС, огородничества, садоводства и ЛПХ.

      У меня сложилась такая ситуация. Оформляем прирезку к участку земли. Участок в ипотеке у сбербанка. Администрация требует согласие банка, а банк оценку участка вместе с новым присоединением. Измерить и оценить участок можно без согласия администрации — нет, а администрация ждет согласие банка. Как быть, подскажите.

      Добрый день! Подскажите, пожалуйста, купили участок земли в деревне. Оформили в собственность. Построили дом. К нашему участку прилегает небольшой кусок земли, которая принадлежит деревне. Между нашим участком и дорогой. Решили его забрать себе, чтоб никто не парковался перед нашим домом. Получили одобрение администрации. Оформили в собственность. Получили выписку из реестра на общий участок. Теперь, если правильно понимаю, за этот кусок нужно заплатить. Стоимость всего участка в 18 сот. по кадастру 119000. Из них площадь присоединенного 6 сот. Как правильно рассчитать стоимость доплаты. Читала в законе про 15% от стоимости. Так ли это? Или стоимость куска будет равна 119000/18*6? Спасибо!

      Гряда Э А Правовая Природа Соглашения О Перераспределении Земельных Участков // Юрист М : Юрист, 2022 № 18 С 19-23

      3) на подлежащем перераспределению земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в результате такого перераспределения будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

      Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает возможность утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не только путем принятия решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, но и соглашением, заключенным между такими органами. Это положение не противоречит п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ, допускающим возможность предусмотреть в ЗК РФ подобные исключения.

      5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

      4) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота;

      4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

      Гряда Э А Правовая Природа Соглашения О Перераспределении Земельных Участков

      Перераспределение земельных участков — это процедура, в результате проведения которой из двух и более смежных участков либо из частного надела и муниципальной земли образуются новые землевладения. Существует множество ситуаций, когда у человека возникает желание или необходимость «перекроить» свой надел земли. Например, из-за неудобной конфигурации, проблем с подъездными путями либо просто площадь стала маловата. В некоторых случаях закон позволяет для решения этой проблемы перераспределить землю в иных границах.

      Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
      Заявление о перераспределении земельных участков
      Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
      В заявлении обязательно должно быть указано:

      Чтобы увеличить свой надел или изменить его границы за счет муниципальных земель, следует подать в уполномоченный орган местной администрации заявление о заключении соответствующего соглашения. Его вы вправе составить самостоятельно или скачать бланк на сайте муниципалитета. В заявлении укажите:

      1 — 2. Перераспределение земельных участков связано с такими правовыми ситуациями, при которых происходит обмен участками между их правообладателями. Такой обмен может быть основан, например, на договоре мены, который заключается и реализуется в соответствии с ГК РФ либо на основании судебного решения или по другим основаниям. При этом о перераспределении, видимо, можно вести речь, когда вместе с обменом происходят изменения в площади и конфигурации участков.

      Если вопрос решен положительно, следующим шагом следует обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана. Потом образованный надел надо поставить на кадастровый учет. В срок не более чем 30 дней со дня получения кадастрового паспорта вновь образованного участка муниципальный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении заявителю для подписания, которые тот подписывает в течение 30 дней.

      Библиографический список по теме «Образование земельного участка»

      Кобец Е.В. Оборот земель принимает новый оборот. О выделении земельного участка в счет земельной доли // Вестник Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области «Время закона». — Омск: «НПК «Техносервис», 2013. Вып. 7. С. 98-103.

      Чирков М.Ю. Правовые препятствия оформления выдела земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности граждан // Актуальные проблемы правового регулирования аграрных, земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве: материалы Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2010. С. 598-601.

      Миклашевская О.В., Кораблин А.Ф., Косаруков З.С., Чуприн М.С., Сизов А.П. Уточнение порядка образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядка перераспределения земель (анализ положений ЗК РФ, вступающих в силу с 01.03.2015 г.) // Кадастр недвижимости. 2014. № 4. С. 34-36.

      Перов А.Ю., Азарова М.Ю. Некоторые особенности образования земельных участков в г. Ставрополе // Современные ресурсосберегающие инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур в северо-кавказском федеральном округе 80-я научно-практическая конференция, приуроченная к 85-летнему юбилею Бобрышева Федора Ивановича и заслуженному деятелю науки РФ, доктору сельскохозяйственных наук, профессору, участнику Великой Отечественной Войны Куренному Николаю Митрофановичу. 2015. С. 135-137.

      Яременеко С.В., Шишов Д.А. Формирование земельных участков. Правоприменительная практика (по материалам С.-Петербурга) // Глобализация и развитие агропромышленного комплекса России сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Санкт-Петербургскому государственному аграрному университету. Министерство сельского хозяйства РФ, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, главный редактор В. А. Ефимов. 2014. С. 281-283.

      Гряда Э А Правовая Природа Соглашения О Перераспределении Земельных Участков

      Cpoк пpoвeдeния cдeлки мoжeт oтличaтьcя в кaждoм peгиoнe. B cpeднeм oн пpeвышaeт 2 мecяцa. Ecли opгaны Pocpeecтpa или мecтнoгo caмoyпpaвлeния нaмepeннo «зaтягивaют» пpoвeдeниe пpoцeдypы или oткaзывaют в пepepacпpeдeлeнии бeз видимыx пpичин, oбpaтитecь в cyд.

      Так, общество, являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на арендуемом земельном участке, обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка и об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок, ранее состоявший на кадастровом учете .

      Считаем необходимым также отметить, что статья 39.27 ЗК РФ не содержит положений (в том числе с учетом внесенных Законом N 283-ФЗ изменений), наделяющих полномочиями на обращение в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете образуемых земельных участков лиц, которые не являются собственниками исходных земельных участков, участвующих в перераспределении.

      Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

      решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.09.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022, требование индивидуального предпринимателя Стуковой Людмилы Андреевны (далее — Стукова Л.А., предприниматель) удовлетворено в полном объеме.

      Решение суда о перераспределении земельных участков, применении последствий недействительности сделки № 2-639/2022 ~ М-236/2022

      Санкин А.Н. полагает распоряжение Департамента от 12.05.2022 № незаконным, как противоречащим положениям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку в результате издания оспариваемого распоряжения часть участка истца площадью 82 кв. м и часть забора присоединена к участку соседей.

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкина Антона Николаевича к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, Симонову Юлию Юрьевичу, Симонову Данилу Юльевичу о признании незаконными распоряжения, соглашения о перераспределении земельных участков, применении последствий недействительности сделки,

      17.08.2022 земельный участок с кадастровым номером 25:28:050035:2570 разделен на земельные участки с кадастровым номером 25:28:050035:2584 площадью 462 кв. м, с кадастровым номером 25:28:050035:2585 площадью 30 кв. м, с кадастровым номером 25:28:050035:2586 площадью 236 кв. м.

      Из содержания искового заявления следует, что капитальный забор установлен истцом, в том числе, на части участка, позже перераспределенного Департаментом в пользу ответчиков Симоновых, т.е. на части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, таким образом забор является самовольной постройкой.

      28.04.2022 истец обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее Департамент) с заявлением об оформлении площади фактически занимаемого участка путем перераспределения из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Письмом от 23.06.2022 Департамент отказал истцу в перераспределении испрашиваемого земельного участка, указав, что местоположение испрашиваемого участка совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с изданным распоряжением Департамента от 12.05.2022 № «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение участка: Приморский край, г. Владивосток, ».

      Перераспределение земельных участков в 2022 году

      В результате перераспределения новый участок становится больше за счет прирезки части другой земли, которая может принадлежать как муниципалитету, так и частному лицу (соседу) или ИП, коммерческой компании. Процедура состоит из 2 процессов, которые по сути проводятся одновременно:

      1. Дата и место составления соглашения.
      2. ФИО, паспортные и контактные данные каждой стороны – их может быть 2, 3 и более.
      3. Описание ситуации на момент подписания документа: какие существуют земельные участки, какая у них площадь, адрес и кадастровый номер (в этом пункте сошлитесь на номер выписки из ЕГРН о каждом участке).
      4. Суть соглашения – стороны договорились о том, что эти территории будут распределены.
      5. Последствия вступления договора в силу – образуются новые участки (указать аналогичные параметры).
      6. Указание о том, кому какой участок принадлежит с описанием таких же параметров.
      7. Приложения – кадастровые паспорта каждой территории и план образования новых участков.
      8. Подписи сторон с расшифровками (фамилия, инициалы).

      Перераспределение земельных участков – это технические работы и юридическое оформления изменения границ, площади и периметра соседних земель, которые проводятся по согласованию всех собственников. В результате один участок становится больше за счет другого за счет прирезки части земли. Процесс перераспределения земли начинается после заключения соответствующего соглашения, образец и правила составления которого подробно описаны далее.

      1. Сначала согласуйте с соседями образование новых участков в более удобных границах и составьте описанное выше соглашение.
      2. Затем обратитесь в местную Администрацию и подайте заявление на проведение этой процедуры вместе с соглашением, документами на землю и паспортами каждой стороны либо их представителей, действующих на основании нотариально заверенных доверенностей.
      3. Дождитесь ответа представителей муниципалитета: они должны принять положительное или отрицательное решение в течение 30 календарных дней.
      4. Если решение отрицательное, обратитесь в суд. Если оно положительное, проведите геодезические работы на местности. Для этого на указанный адрес выезжает кадастровый инженер из лицензированной компании. Стоимость работ может составить от 5 до 20 тыс. руб. и иногда больше.
      5. В результате у заявителей на руках оказывается план перераспределения, который прикладывается к одноименному соглашению и разрешению, ранее полученному от Администрации. Вместе с этими бумагами, а также документами на землю заявители обращаются в местное отделение Росреестра или МФЦ, чтобы зарегистрировать право собственности на новые земли.
      6. В течение 5-10 рабочих дней проходит регистрация, после чего собственники получают новые выписки из ЕГРН и новые кадастровые паспорта.
      1. Коррекция неудобных, «кривых» границ, которые затрудняют установку забора, коммуникаций, сооружений и т.п.
      2. Перенос границ в связи с реализацией федеральных или региональных программ (строительство дорог, мостов, проведение коммуникаций и т.п.).
      3. Распределение границ для предоставления свободного доступа на свою территорию каждому соседу.
      4. Коррекция границ в связи с прокладкой линий коммуникации, строительством сооружений, монтажом забора и т.п.