О Порядке Возмещения Арендаторами Затрат Бюджетных Учреждений — Арендодателей На Эксплуатационные И Коммунальные Услуги»

РАЗЪЯСНЕН ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ АРЕНДАТОРАМИ ЗАТРАТ АРЕНДОДАТЕЛЯ — БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Расчеты, возникающие между бюджетным учреждением — арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно- хозяйственные услуги, регулируются соответствующими договорами на оплату услуг, заключенными в соответствии с рекомендуемыми Письмом Минимущества России от 17 сентября 2001 г. N НГ-30/16725 условиями договоров аренды и безвозмездного пользования находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества.

Согласно изложенному арендаторы должны осуществлять перечисление средств в возмещение затрат бюджетного учреждения — арендодателя на его лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый в порядке, установленном Приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н »О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов».

ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ N 3-12-5

Согласно изложенному арендаторы должны осуществлять перечисление средств в возмещение затрат бюджетного учреждения — арендодателя на его лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый в порядке, установленном Приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н »О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов».

Расчеты, возникающие между бюджетным учреждением — арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно- хозяйственные услуги, регулируются соответствующими договорами на оплату услуг, заключенными в соответствии с рекомендуемыми Письмом Минимущества России от 17 сентября 2001 г. N НГ-30/16725 условиями договоров аренды и безвозмездного пользования находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества.

Возмещение эксплуатационных расходов арендатором

Согласно ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды В частности, к указанным расходам относятся затраты на коммунальные услуги. Расчеты, возникающие между бюджетным учреждением – арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, регулируются договорами, заключенными в соответствии с Письмом Минимущества РФ от 17.09.2001 № НГ-30/16725

По закону 611 Гражданского Кодекса Российской Федерации имущество, которое находится в помещение также сдаётся в аренду арендатору. Его сдача должна происходить вместе со всеми документами на это имущество.

Законодательная база Российской Федерации

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО Минфина РФ от 05.07.2002 N 3-12-3/31 «О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ АРЕНДАТОРАМИ ЗАТРАТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АРЕНДОДАТЕЛЕЙ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2022 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО Минфина РФ от 05.07.2002 N 3-12-3/31 «О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ АРЕНДАТОРАМИ ЗАТРАТ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АРЕНДОДАТЕЛЕЙ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Учет возмещения коммунальных услуг и эксплуатационных расходов арендодателя в учреждениях

Порядок отражения в учете сумм возмещения арендатором коммунальных и эксплуатационных расходов зависит от того, какие полномочия администратора доходов бюджета переданы учреждению: полные или только по начислению доходов.

После того как арендодатель оплатил за свой счет расходы на коммунальные и эксплуатационные услуги по переданному имуществу, арендатор должен их возместить. Порядок возмещения зависит от выбранного способа расчетов:

О Порядке Возмещения Арендаторами Затрат Бюджетных Учреждений — Арендодателей На Эксплуатационные И Коммунальные Услуги»

Бюджетное учреждение — арендодатель на основании договоров, заключенных с поставщиками услуг и выставленных ими счетов, оплачивает указанные услуги путем перечисления средств на расчетные счета поставщиков услуг со своего лицевого счета получателя средств федерального бюджета и со счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, пропорционально произведенным фактическим расходам.

Расчеты, возникающие между бюджетным учреждением — арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, регулируются соответствующими договорами на оплату услуг, заключенными в соответствии с рекомендуемыми Письмом Минимущества России от 17 сентября 2001 г. N НГ-30/16725 условиями договоров аренды и безвозмездного пользования находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества.

Рекомендуем прочесть:  Замена осаго при смене фамилии после замужества

Признаются ли доходом бюджетного учреждения суммы, полученные в качестве возмещения арендатором стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг (п

Суд пришел к выводу о том, что поступившие от арендатора денежные средства являются компенсацией затрат по коммунальным услугам и содержанию помещений (соразмерно занимаемой арендатором площади). Налоговой базы эти средства у учреждения-арендодателя не создают.

В Письме указано, что бюджетная организация — арендодатель обязана включить сумму компенсации за коммунальные и эксплуатационные услуги, полученную от арендатора, во внереализационные доходы, подлежащие налогообложению. При этом для целей налогообложения прибыли сумма коммунальных и эксплуатационных платежей в части, приходящейся на арендатора, может быть учтена у бюджетного учреждения в зависимости от источников финансирования в составе расходов в порядке, установленном ст. 321.1 НК РФ.

Возмещение арендатором ЛПУ расходов на оплату коммунальных услуг

Заметим, что указанные нормативные акты не содержат четкого порядка возмещения арендатором коммунальных и иных расходов. В силу п. 4 Инструкции N 174н, п. 2 Инструкции N 162н и п. 5 Инструкции N 183н при отсутствии в этих документах корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждениями в соответствии с законодательством РФ, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (с органом, осуществляющим в отношении учреждений функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей данным Инструкциям. Указанную корреспонденцию счетов также необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений и могут использоваться по их усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

О Порядке Возмещения Арендаторами Затрат Бюджетных Учреждений — Арендодателей На Эксплуатационные И Коммунальные Услуги»

Арендуя помещение, организация пользуется коммунальными услугами — электроэнергией, водой, отоплением и так далее.
Возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы.

Заключать с арендодателем договор на энергоснабжение нельзя. Это будет нарушением законодательства.
Получается, что при таком варианте оплаты стоимость коммунальных услуг лучше всего не выделять.
Чтобы обезопасить себя, попросите арендодателя выписать счет, в котором будет значиться только общая сумма арендной платы.
Теперь вернемся к ситуации, когда вы платите за коммунальные услуги отдельно от арендной платы. Как мы уже выяснили, арендодатель не может их оказывать. Однако вы можете дать ему поручение расплачиваться с коммунальными службами за вас с условием последующей компенсации.
Для этого надо внести соответствующую запись в договор, например «Сумма арендной платы составляет 50 000 руб., в том числе НДС. Коммунальные платежи, связанные с потреблением электроэнергии, воды, газа и теплоснабжения, Арендатор компенсирует отдельно на основании отчета Арендодателя. По поручению Арендатора все расчеты с коммунальными службами ведет Арендодатель».
Документальным подтверждением коммунальных расходов будет отчет арендодателя о потребленных услугах. Его можно оформить в произвольной форме. В нем надо указать, от каких служб, по каким расчетным документам и на какие суммы арендодатель оплатил коммунальные расходы. В конце необходимо вывести общую сумму расходов, которые должен компенсировать арендатор. К отчету нужно приложить копии первичных документов, выставленных коммунальными службами.
Поскольку это расходы, связанные с арендой, их следует учесть в составе прочих расходов (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Аналогичная точка зрения высказывается и московскими налоговиками. Например, в Письме УМНС России по г. Москве от 22 июля 2003 г. N 26-12/40946 в отношении ситуации, если договором аренды помещения не предусмотрено иное и налогоплательщик несет расходы по оплате арендодателю коммунальных услуг указано следующее. Данные расходы организации-арендатора могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии обоснованности и документального подтверждения указанных расходов соответствующими первичными документами — счетами арендодателя, составленными на основании аналогичных документов, выставленных арендодателю соответствующими организациями, в отношении фактически используемых арендатором коммунальных услуг.
У арендодателя такая компенсация, по мнению налоговых органов, является доходом.
Например, в Письме УМНС России по г. Москве от 3 июня 2004 г. N 21-09/37344 указано, что у организаций-арендодателей в составе доходов должна учитываться вся сумма поступлений от сдачи имущества в аренду. То есть включая суммы возмещения арендаторами коммунальных услуг (потребление электроэнергии, теплоэнергии, потребление и сброс воды), независимо от наличия оформленного в установленном порядке согласования со снабжающими организациями вопроса о предоставлении арендатору права пользования коммунальными услугами, а также вида заключенного договора (договор аренды либо договор об оплате коммунальных услуг).
Данное Письмо адресовано арендодателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, однако общий размер доходов в принципе не зависит от системы налогообложения.
Аналогичная точка зрения высказана, например, в Письме УМНС России по г. Москве от 12 марта 2002 г. N 23-10/3/10831.
Но арендатор может пойти и по другому пути. Для этого ему придется заключить прямые договоры на оказание услуг с коммунальными службами. Тогда он будет получать счета непосредственно от них и сможет без труда документально подтвердить понесенные расходы.
Таким образом, он будет рассчитываться за коммунальные услуги самостоятельно. В этом случае затраты нужно учесть в составе материальных расходов (ст. 254 НК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Ветеран Труда Сколько Выплата В Месяц

Как отразить в бюджетном учете арендодателя возмещение коммунальных услуг арендатором

Таким образом, одним из определяющих признаков расходов является именно намерение и цели (направленность) деятельности, а не ее результат. Так как расходы по коммунальным платежам, в том числе относящиеся к содержанию арендованных помещений, соответствуют этим целям, они учитываются в расходах в полной сумме.

нем финансовое ведомство прямо указало, что компенсация расходов арендодателя арендатором учитывается в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. Причем расходы организации-балансодержателя по оплате коммунальных услуг при соблюдении условий, предусмотренных ст. 252 НК РФ, также учитываются в целях налогообложения прибыли.

Возмещение арендаторами эксплуатационных расходов: порядок определен

  • лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, санитарные узлы, внешние конструктивные элементы здания, иные помещения и объекты, расположенные за пределами недвижимого имущества, предназначенные для обеспечения его эксплуатации и (или) использование которых осуществляется двумя и более арендаторами и (или) ссудополучателями;
  • механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, инженерные сети и коммуникации, находящиеся в том числе за пределами недвижимого имущества, предназначенные для обеспечения его эксплуатации и (или) использование которых осуществляется двумя и более арендаторами и (или) ссудополучателями;
  • территория, предназначенная для обслуживания, эксплуатации и благоустройства капитального строения (здания, сооружения), определенная в соответствии с правоустанавливающим документом на земельный участок.

По теплоснабжению размер возмещения следует определять пропорционально доле площади отапливаемого арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общей площади отапливаемого недвижимого имущества, а в случае различной высоты недвижимого имущества – пропорционально доле объема отапливаемого арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общем объеме отапливаемого недвижимого имущества. При этом установлено, что часть затрат арендодателя (ссудодателя) на теплоснабжение, возмещаемая арендатором (ссудополучателем), увеличивается на сумму затрат арендодателя (ссудодателя), приходящихся на места общего пользования, пропорционально доле площади арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общей площади недвижимого имущества без учета площади мест общего пользования.

Возмещение коммуналки арендодателю госнедвижимости: расчет с

Из вышеприведенной формулы следует, что суммы возмещения должны покрывать не только расходы арендодателя (ссудодателя) на коммунальные услуги, приходящиеся на арендуемую (переданную в безвозмездное пользование) площадь, но также расходы, приходящиеся на места общего пользования.

Вопрос: Как с 10.09.2022 бюджетной организации рассчитывать суммы возмещения расходов на коммунальные услуги арендаторами (ссудополучателями), если расчет производится пропорционально арендуемой площади?

Годовой отчёт для бюджетных организаций 2022

В соответствии с ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. К указанным расходам, в частности, относятся затраты на оплату коммунальных услуг.

Аналитический учет по забалансовому счету 25 ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей ( ф. 0504041 ) в разрезе арендаторов, мест нахождения, по видам имущества в структуре аналитических групп учета объектов имущества, предусмотренных п. 37 Инструкции N 157н, его количеству и стоимости.

О Порядке Возмещения Арендаторами Затрат Бюджетных Учреждений — Арендодателей На Эксплуатационные И Коммунальные Услуги»

Обоснование вывода:
В ситуации, когда компенсация коммунальных и эксплуатационных расходов осуществляется на основании отдельного договора, ее следует рассматривать в качестве дохода бюджетного учреждения и соответствующим образом отражать в учете.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2022 N 65н, на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ относятся доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, в том числе доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления. Таким образом, поступление дохода в возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов относится на статью 130 КОСГУ.
Согласно нормам п.п. 197, 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н), в бюджетном учреждении поступающие доходы могут учитываться на счетах 205 00 «Расчеты по доходам» и 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
При этом на счете 205 00 отражаются расчеты по суммам:
— доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций;
— поступивших от плательщиков предварительных оплат.
С использованием счета 205 00 «Расчеты по доходам» отражается начисление и поступление доходов, которые связаны с осуществлением уставных (основных) видов деятельности бюджетного учреждения (смотрите абзац 7 п. 93 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Такие доходы учреждение заранее может спланировать.
Доходы по компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, получаемые в рамках предусмотренной уставом учреждения деятельности по предоставлению в аренду помещений, могут быть отражены в учете с использованием балансового счета 205 31. Кроме того, на использование в рассматриваемой ситуации счета 205 31 указывает заключение отдельного договора на компенсацию коммунальных и эксплуатационных расходов, то есть речь идет о планируемых доходах.
В свою очередь, на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» помимо сумм возмещения недостач, ущерба подлежат отражению, в частности, расчеты по компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам». Как правило, поступление доходов, отраженных на счете 209 00, учреждение не может заранее спланировать, то есть речь идет о разовых, непостоянных доходах. Примером подобных доходов могут служить доходы от реализации имущества, доходы, полученные в виде страхового возмещения, в том числе по ОСАГО, КАСКО и т.п.
Таким образом, положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 174н определены общие правила отнесения доходов на счет 205 00 или 209 00, исходя из которых можно сделать вывод о том, что доходы, получаемые бюджетным учреждением в соответствии с договором о компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, целесообразно отражать с использованием счета 205 31. Аналогичное мнение высказывалось в разъяснениях уполномоченных органов по подобному вопросу*(1).
Вместе с тем конкретный перечень доходов, которые бюджетное учреждение будет отражать с использованием счета 205 00 или 209 00, целесообразно закрепить в положениях учетной политики.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты за первого ребенка в 2022 году в москве

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление доходов в качестве компенсации произведенных бюджетным учреждением коммунальных и эксплуатационных расходов может быть отражено в бухгалтерском учете с использованием счета 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».

Возмещение эксплуатационных расходов арендатором

В свою очередь, контракт на возмещение коммунальных услуг имеет признаки контракта, предметом которого является оказание услуг. Поэтому отношения сторон такого контракта регулируются Федеральным законом №44-ФЗ.

Чтобы облегчить себе жизнь можно прописать все расходы в обоюдно согласованном договоре об аренде помещения или включить в стоимость аренды. Но если этого не произошло то нужно действовать следующим образом.

Признаются ли доходом бюджетного учреждения суммы, полученные в качестве возмещения арендатором стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг (п

В Письме указано, что бюджетная организация — арендодатель обязана включить сумму компенсации за коммунальные и эксплуатационные услуги, полученную от арендатора, во внереализационные доходы, подлежащие налогообложению. При этом для целей налогообложения прибыли сумма коммунальных и эксплуатационных платежей в части, приходящейся на арендатора, может быть учтена у бюджетного учреждения в зависимости от источников финансирования в составе расходов в порядке, установленном ст. 321.1 НК РФ.

Официальная позиция заключается в том, что сумма компенсации за коммунальные и эксплуатационные услуги, полученная от арендатора, признается внереализационным доходом учреждения. Вместе с тем сумма коммунальных и эксплуатационных платежей может учитываться в составе расходов арендодателя.