Подзаконный нормативный правовой акт это

Утрата юридической силы: истечение срока действия, если акт был принят на определённый срок; прямая отмена нормативно-правового акта с указанием об этом во вновь принятом нормативно-правовом акте (хороший стиль законотворчества); фактическая отмена нормативно-правового акта, когда применяется новый акт, а старый применяется в непротиворечащей части или не применяется вовсе.

— закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции;

Связано с идеей о государственном суверенитете. Согласно этому принципу законы и другие нормативные правовые акты действуют на территории государства безраздельно и исключительно. Государственная территория – пространство, на которое распространяется политическое и правовое верховенство государства: сухопутная территория и внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство (столб высотой до 110 км), недра, посольства, космические и морские корабли, авиация. Кроме того, есть нормы, действующие на определённых территориях государства (при чрезвычайном положении в части государства; нормы субъектов федерации, муниципальных образований, локальные нормы права).

б) региональные акты — акты органов государственной власти субъектов Российская Федерация, которые распространяют свое действие только на территорию и население соответствующего субъекта Российской Федерации (постановления губернатора, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приказы министерств и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

Характеризуется двумя моментами: вступлением нормативно-правового акта в силу и утратой юридической силы. Вступление в силу связано с решением о принятии нормативно-правового акта. Но этот способ, применяемый к подзаконным нормативно-правовым актам, не может использоваться широко, так как в большинстве случаев вступление в силу отдалено от принятия и связано с моментом его опубликования. В самом нормативно-правовом акте может предусматриваться дата его вступления в силу. Если не указано иное, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, указы Президента и распоряжения Правительства – по истечению 7 дней. В отношении некоторых нормативно-правовых актов нужно различать вступление его в силу и введение его в действие. Вступление акта в силу – это официально зарегистрированное волеизъявление на установление (или модификацию) юридических норм, предусмотренных данным актом, введение в действие — начало возникновения (изменения, прекращения) правоотношений, предусмотренных данным актом.

Подзаконные нормативные правовые акты и их виды

Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и др. Все эти законодательные формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актов от законов.

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и др, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Таким образом, различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все они находятся «под» законом. Приставка «под» в данном термине указывает на подчиненное положение одного предмета от другого. В специально-юридическом значении приставка «под» в термине подзаконный акт означает их системную зависимость, иерархическое свойство быть хотя бы на одну ступень, на один уровень, но ниже закона, располагаться под законом.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения. Из этого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, как правило, принимает норму видового значения при наличии нормы родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных нормативных правовых актов.

Подзаконные нормативно-правовые акты

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

Рекомендуем прочесть:  Сервитут Вопрос Газопровода

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступле­нием его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов палат Феде­рального Собрания», федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. (см.: Российская газета. 1994.15 июня).

6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, назва­ния разделов, глав, статей и т.п.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права — это уже не инсти­тут, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; на­логовое право — подотраслью финансового права; муниципаль­ное — подотраслью административного права.

Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее слож ный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодатель ства может быть всеобщей (когда переработке подвергается знач и тельная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатыва ются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института) Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение и новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодифика ции: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; ъо-втор,лк, в итоге появляется новый нормативный акт -кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи-ьные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его ринятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организа-«ю правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особен-части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Конные нормативные правовые акты

В актах правительства завершается процесс конкретизации законов или указов президента, система законодательства приобретает необходимую полноту, а норма права – конкретность и формальную определенность, что можно рассматривать как вторичное правотворчество, имеющее, однако, общегосударственное значение.

Некоторые министерства могут издавать акты общего, межотраслевые характера. В России к ним относятся: Министерство транспорта и связи, которое издает правила перевозки грузов и пассажиров, обязательные для клиентуры; Министерство финансов – по финансовым вопросам для всех участников финансовых отношений; Государственный банк России – для банковской клиентуры; Министерство здравоохранения и социального развития издает санитарно-гигиенические правила.

Подзаконные нормативные акты всегда имеет ограниченную, по сравнению с законом, со­циальную базу; принимаются правотворческими органами в пределах заранее установленной их компетенции; принимаются ограниченным кругом лиц и даже единолично; опубликование подзаконных актов является «непрозрачным» процессом и не имеет четкой юридической про­цедуры.

— принимаются в пределах компетенции указанных органов, опре­деляемой федеральными законами и законами субъектов феде­рации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства и т. п.

Подзаконный нормативно-правовой акт

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают указы президента. Они относятся к подзаконным нормативно-правовым актам и должны носить исполнительный характер. Указы президента могут носить нормотворческий характер, если они содержат нормы права и посвящены общим вопросам.

Правительство на основе и во исполнении Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом.

Акты правительства, носящие нормативный характер или имеющие важное общее значение, издаются в форме постановлений. По оперативным или текущим вопросам издаются распоряжения, которые в большей степени являются индивидуальными актами, ненормативными по содержанию.

В актах правительства завершается процесс конкретизации законов или указов Президента, система законодательства приобретает необходимую полноту, а норма права- конкретность и формальную определённость, что можно рассматривать как вторичное правотворчество, имеющее, однако, общегосударственное значение.

5. принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т.п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и виды

В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные).
Общие подзаконные акты издаются правотворческими органами общей компетенции. С их помощью осуществляется оперативное государственное руководство и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны.

Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

Рекомендуем прочесть:  Как оформить полис дмс физическому лицу

Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций для регулирования их внутренней деятельности (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.

В законе может содержаться общее указание на необходимость принятия нормативного правового акта иного вида, либо прямое указание на принятие нормативного правового акта конкретного вида определенным органом по определенному в законе вопросу. Помимо этого, властный орган, основываясь на уже принятом законе, может в рамках своей компетенции принять соответствующий нормативный правовой акт в целях исполнения закона.

Единой формулы, закрепляющей соотношение закона со всеми видами подзаконных нормативных правовых актов, не существует. Такая ситуация сложилась из-за того, что каждый вид подзаконных нормативных правовых актов обладает своей спецификой и присущими только ему особенностями, которые наиболее отчетливо проявляются в его взаимоотношениях с законом.

Что такое подзаконный акт какова иерархия подзаконных актов РФ

В зависимости от сферы применения и аппарата утверждения, все правовые акты подразделяются на нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные. Подзаконные акты и законы относятся к категории нормативно-правовых документов, формально закрепляющих определенные предписания. Подзаконная документация рассматривается только в тесной связи с базовым законом, являющимся основанием составления второстепенного документа. Она должна ему соответствовать и конкретизировать отдельные положения.

По важности все документы располагаются в соответствии с иерархическим уровнем их издателя. Правительственные нормативны акты субъектов, всегда располагаются ниже актов глав этих субъектов. Если они имеют нормативный характер, то актуально издание постановлений. В ситуациях, когда необходимо решить или урегулировать текущие вопросы в кадровой, организационной или оперативной сфере, издаются распоряжения. Руководители субъектов вправе принять решение об отмене второстепенных документов в случае, если их иерархия обуславливает такую компетенцию.

Акты имеют вид инструкций или приказов. Инструкции регулируют функционирование служебной деятельности. Нормативные приказы позволяют структурировать деятельность органов исполнительной власти, а также определить их функции и задачи. Ненормативные приказы относятся к категории правоприменительных документов.

В некоторых ситуациях ведомства издают нормативно-правовые документы, которые являются обязательными для исполнения гражданами, субъектами предпринимательской деятельности, общественными организациями, которые находятся вне подчинения издавшего органа. Документ может быть также издан несколькими органами. При этом обязательно проведение совместных работ уполномоченными представителями органов по согласованию отдельных положения с целью недопущения элементов противоречий в документе.

Президентские указы классифицируются в зависимости от характера полномочий его издателя. Документы могут быть оформлены не только в пределах собственных возможностей, но и с делегированным участием представителей парламента. Некоторая документация должна быть одобрена и утверждена Федерационным советом.

Подзаконный акт — правовой акт государственного органа (управомоченной организации), изданный на основании и во исполнение закона. В СССР принцип верховенства закона в системе правовых актов Советского государства обусловливает отнесение всех иных правовых … Большая советская энциклопедия

ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ — Принятый компетентным органом и устанавливающий нормы права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему. В нормативном регулировании современных цивилизованных государств основное и определяющее место занимает закон, а… … Словарь бизнес-терминов

НОРМАТИВНЫЙ АКТ — наибо лее важная разновидность юридического акта. Это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства. Он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Н.а. есть внешнее выражение воли законодателя,… … Энциклопедия юриста

Акт нормативный — – подзаконный, т. е. не противоречащий закону, документ государственного органа или общественной организации, в котором конкретизируются правовые нормы, имеющие прямое действие; может быть неопределенно – длительного действия либо… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Подзаконный правовой акт — (англ. by law) правовой акт, изданный гос ным органом исполнительной власти в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. П.п.а. производны от законов, призваны обеспечивать их реализацию, но могут также… … Большой юридический словарь

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно правовых норм. И.к.п. представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Акты финансово-правовые — это процессуально оформленные решения органов государственной власти и местного самоуправления, имеющие юридическое значение по вопросам финансовой деятельности в соответствии с их компетенцией. Указанные акты являются правовой формой финансовой… … Большой юридический словарь

Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА — подзаконные акты, конкретизирующие в рамках действующего законодательства отдельные положения в области ОТ; устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности.… … Российская энциклопедия по охране труда

Ведомственные нормативные правовые акты — подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов… … Элементарные начала общей теории права

Подзаконные нормативные правовые акты

1) указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве; распоряжения обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам;

Рекомендуем прочесть:  Какие будут субсидии в 2022 году

Ведомственные нормативные правовые акты — подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов… … Элементарные начала общей теории права

Нормативные акты — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… … Википедия

Подзаконные нормативные акты — нормативно правовые акты государственных органов, принятые в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции и закона. Подзаконные акты нормативные указы Президента; нормативно правовые акты органов исполнительной власти… … Теория государства и права в схемах и определениях

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии и обеспечении исполнения содержания законов относительно специфики определенных сфер общественной жизни. Они представляют собой взаимосогласованную, иерархическую систему, каждый элемент которой, соответствуя актам более высокой юридической силы, служит юридической базой для актов, имеющих меньшую юридическую силу.

Понятие и классификация подзаконных нормативно-правовых актов

В ТГиП иногда проводят различия между понятиями «коллизия в праве» и коллизией вообще. В первом случаи говорится о коллизиях, содержащихся в рамках собственно права, а во втором — о коллизиях, которые выходят за пределы права и охватывают всю правовую систему. Также в теории права можно встретить проведения различий между коллизиями законов: расхождение между законодательными актами. При этом ставится знак равенства между коллизией законов и юридической коллизией. Некоторые теоретики исследуют только коллизию статей НПА-ов, т.е. коллизию законов. Во всех этих случаях говорится о «коллизии в праве», т.е юридической коллизии. Следовательно, «коллизию в праве» можно рассматривать как противоречия между НПА, регулирующими одни и те же общие отношения, а также …, вытекающими в процессе применения права и осуществления субъектами своих прав и обязанностей.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормы права (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия).

От коллизии следует отличать конкуренцию правовых норм, т.е. когда непротиворечащие друг другу нормы регулируют круг родственных отношений только в разной степени детализации. Это нормы различной юридической силы, исходящие от неравнозначных органов. Негативным явлением выступает коллизия, т.е. когда сталкиваются взаимоисключающие нормы.

Коллизия в праве имеет объективные и субъективные причины. К объективным относят: систему общественного строя, изменения в экономике, реформы политической системы, системы законодательства и иные. Причины многих коллизий в праве говорят о том, что не все общественные отношения возможно урегулировать сразу же. К субъективным причинам относят те, которые зависят от воли людей: низкий уровень жизни граждан, коррумпированность чиновников, слабая организация нормотворческой деятельности, низкий уровень правовой культуры, криминальный беспорядок и иные.

1. Между Конституцией РФ и законами и иными НПА. Споры разрешаются в силу Конституции, т.к. в ст.15 ее говорится, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2022 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

1. Федеральные подзаконные нормативные правовые акты:
Нормативные указы Президента РФ,
Постановления Правительства РФ,
НПА министерств, агентств, служб.
2. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации:
Нормативные указы президентов или постановления высших должностных лиц (губернаторов, глав администраций) субъектов федерации,
НПА исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.
3. Подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления:
НПА представительного органа муниципального образования,
НПА главы муниципальных образований,
НПА местной администрации.
4. Корпоративные нормативные правовые акты.
НПА различных учреждений, предприятий, общественных и хозяйственных объединений, в том числе коммерческих организации.