Правописание чередующихся гласных в корне слова таблица

Чередование гласных в корне слова (таблица с примерами)

При изменении слов по родам, числам, падежам и другим грамматическим формам, можно наблюдать смену гласных букв в корневом слоге. Чаще всего чередуются пары гласных е-и либо а-о, но бывают и исключения из правил с более сложными вариациями. Правильное употребление и замена звуков важно не только в письменном виде, но и при произношении, поскольку помогает смягчить слова и сделать их звучание более мелодичным.

Разбирая правила чередующихся гласных звуков в корне слова, важно обращать внимание на то, являются ли слова действительно однокоренными или просто имеют корни с похожими звуками. Например, слова «гореть» и «загар» — однокоренные, а слова «гора», «горный» или «город» имеют лишь похожие корни, но не подчиняются тому же правилу. Аналогичная ситуация и с парами «наложить», «налагать», которые не являются однокоренными со словами «ложка» или «лагерь».

Корни с чередующимися гласными

-бер- -бир-, -дер- -дир-, -мер- -мир-, -пер- -пир-, -тер- -тир-, -блест- -блист-, -жег- -жиг-, -стел- -стил-, -чет- -чит-: перед суффиксом —А— пишется И (собИрАть, зажИгАть, настИлАтъ), в остальных случаях пишется Е (блЕстеть, зажЕчь).

  • -лаг--лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
  • -кас--кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется ООснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);
  • -клан- -клон-: без ударения пишется О (преклОнение, поклОниться), под ударением — что слышится (клАняться, поклОн);
  • -твар- -твор-: без ударения пишется О (твОрить, твОрение), под ударением — что слышится (твОрчество, твАрь).
  • от значения:
  • -мак--мок: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (макАть хлеб в молоко), -мок- в значении «пропускать жидкость» (ботинки промОкают);
  • -равн--ровн: -равн- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравняться), -ровн- в значении «ровный, прямой, гладкий» (уровень, заровнять);
  • -плав--плов--плыв-:О пишется только в словах плОвец и плОвчиха, Ы− только в слове плЫвуны, во всех остальных случаях пишется А (плАвучесть, поплАвок).
  • 9. Сж_гающий всё вокруг, ур_вновешенный человек, пересч_тать заново, странное ср_внение, заг_релая рука, выпл_вка чугуна, св_ривший лицо, тв_рец своей судьбы, обм_кнуть перо, подм_чить ноги, пестрая р_внина, прозрачный пол_г, неср_вненный голос, зам_чили бельё, накл_нившись над водой, р_сла в саду, преклонного возр_ста, колючий пл_вник, остановить на ск_ку, отп_рев сарай, ск_чок цен.
  • 10. Над_ру травы, дор_сти до должности, отм_реть от засухи, пол_гается узнать, отр_стить бороду, зад_рать нос, зал_жить в ломбард, хитрый р_стовщик, выж_гание азотом, нар_стание возмущения, удачное местопол_жение, подп_реть калитку, р_стовщический процент, сл_жение чисел, перет_рание с сахаром, подл_жить под спину, разр_стись в саду, разл_гать на части, быстро выч_тал, свежий отр_сток.
  • 11. Бл_стящее тв_рение, неср_вненный пл_вец, соб_рать утв_рь, пог_рельцы, з_ря разг_рается, укл_ниться, попл_вок, водор_сли, ск_кать на коне, обм_кнуть в сметану, провести к_сательную распол_житься на р_внине, внезапное ст_рение, неср_внимый ни с чем, расст_лается, выск_чить из зар_слей, разр_внять грядку, возр_ждение отр_сти хозяйства, непром_каемое пальто.
  • 12. Бл_стит на солнце, бл_снула вдалеке, соблюдать неук_снительно, бл_стательный успех, раств_римое вещество, сжатое изл_жение, выр_щенный урожай, ск_кать на лошади в Р_стов, распол_житься на р_внине, р_внобедренный треугольник, расст_лить и выр_внять скатерть, ур_внять шансы, ср_внить числа, морские водор_сли, ст_раться из памяти, обм_кнуть в сметану, непром_каемое пальто.
  • 5. В данной отрасли производства, коснуться вопроса, услышать зарянку, играть в зарницу, догорающая свеча, коленопреклонённый рыцарь, творить чудеса, снизошло озарение, уравнять положение, сравнить предложения, полог над кроватью, выстиранное бельё, всполохи зарницы, выросший на воле, вымок до нитки, озаривший луч, отворить дверь, разнообразная утварь, росли в оранжерее.
  • 6. Возрастные изменения, замирать от восторга, несгораемый шкаф, протереть стеллаж, претворять в жизнь замыслы, преклоняться перед талантом, притвориться больным, плавучая гостиница, зажигать фонари, совершить скачок, зоревать на улице, плодородная равнина, наклоняться вперед, расположиться на ночлег, блестеть на солнце, разросшаяся мокрица, промокательная бумага.
  • 7. Прорастающее зерно, уровень жизни, загорались огоньки, сжигать в печке, на бескрайних равнинах, сиреневая заря, сравнение двух величин, пригорело на сковороде, прикоснуться к цветку, прикосновение снежинки, замирает от страха, коснулось верхушек, разгоралась всё ярче, склоняется к западу, стереть воспоминания, клонилось к горизонту, домашняя утварь, плавучий домик.
  • 8. Сотворение мира, касаться темы, внезапное озарение, жук-плавунец, благотворительная акция, соприкасаться рукавами, возгорание на крыше, поклонение идолу, лучшие пловцы, от зари до зари, безотлагательное решение, вложение средств, заровнять поверхность, скачи быстрее, подскочить от неожиданности, выращенный в неволе, упираться локтями, пробирается к своим, сочетать браком, несчастные погорельцы, разгорается вдали, уклониться от сражения.

6. Возр_стные изменения, зам_рать от восторга, несг_раемый шкаф, прот_реть стеллаж, претв_рять в жизнь замыслы, прекл_няться перед талантом, притв_риться больным, пл_вучая гостиница, заж_гать фонари, совершить ск_чок, зоревать на улице, плодородная р_внина, накл_няться вперед, распол_житься на ночлег, бл_стеть на солнце, разр_сшаяся м_крица, пром_кательная бумага.

10.Надеру травы, дорасти до должности, отмереть от засухи, полагается узнать, отрастить бороду, задирать нос, заложить в ломбард, хитрый ростовщик, выжигание азотом, нарастание возмущения, удачное местоположение, подпереть калитку, ростовщический процент, сложение чисел, перетирание с сахаром, подложить под спину, разрастись в саду, разлагать на части, быстро вычитал, свежий отросток.

7. Прор_стающее зерно, ур_вень жизни, заг_рались огоньки, сж_гать в печке, на бескрайних р_внинах, сиреневая з_ря, ср_внение двух величин, приг_рело на сковороде, прик_снуться к цветку, прик_сновение снежинки, зам_рает от страха, к_снулось верхушек, разг_ралась всё ярче, скл_няется к западу, ст_реть воспоминания, кл_нилось к горизонту, домашняя утв_рь, пл_вучий домик.

  • лаг — лож
  • излагать — изложение, возлагать — возложение
  • раст (ращ) — рос
  • подрастать — подросли, приращение — приросли. Слова-исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, но отрасль.
  • скак — скоч
  • прискакать — подскочил, обскакал — проскочил. Слова-исключения: скачок, скачу.
  • равн — ровн
  • равн → в словах со значением «равный», «одинаковый» уравнение, поравняться, наравне
  • ровн → в словах со значением «ровный», «прямой», «гладкий» выровнять, заровнять, разровнять
  • мак — мок
  • мак → в словах со значением «погружать в жидкость» макать хлеб в мёд, обмакнуть кисть в краску
  • мок → в словах со значением «пропускать жидкость» вымокнуть под дождём, замочить бельё

В прилагательном «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть, тварь, затво̀р.

  • Слова с чередующейся гласной в корне. Необходимо запомнить эти корни, а также условия выбора в них гласных.
  • Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, например: морской — мо́ре, мясной — мя́со, грибы — гри́б.
  • Слова с непроверяемыми написаниями, которые нужно сверять по словарю и запоминать, например: соба́ка, ветера́н, неде́ля.
  • Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
  • Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
  • Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после приставки (искать – подыскать – поискать).
  • Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.

Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что выглядит и звучит она далеко не всегда одинаково. Корни с чередованием гласных и согласных представляют собой разновидности одной и той же языковой единицы, хотя иногда с первого взгляда об этом сложно даже догадаться – настолько они могут оказаться непохожими внешне или разойтись по значению в процессе развития языка.

Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.

Из этого правила существует пять исключений. К ним относятся два имени собственных – название города Ростов и имя Ростислав, а также нарицательные – ростовщик и росток. В них вместо полагающейся по правилу а пишется о. Есть и противоположный вариант, где вместо требуемого нормами о следует писать а – отрасль.

  • Антагонизм, апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
  • абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
  • вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
  • бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.
Рекомендуем прочесть:  Полномочие В Доверенности На Получение Исполнительных Листов

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

  • Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
  • Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
  • Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после приставки (искать – подыскать – поискать).
  • Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.

Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.

Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что выглядит и звучит она далеко не всегда одинаково. Корни с чередованием гласных и согласных представляют собой разновидности одной и той же языковой единицы, хотя иногда с первого взгляда об этом сложно даже догадаться – настолько они могут оказаться непохожими внешне или разойтись по значению в процессе развития языка.

Из этого правила существует пять исключений. К ним относятся два имени собственных – название города Ростов и имя Ростислав, а также нарицательные – ростовщик и росток. В них вместо полагающейся по правилу а пишется о. Есть и противоположный вариант, где вместо требуемого нормами о следует писать а – отрасль.

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

  • Антагонизм, апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
  • абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
  • вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
  • бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

зади рать, разди рать, приди раться, уди рать – де ру, де ри, заде ру, разде ру, уде ру – драть, разодрать, придраться, удрать ;

Ср.: проскачу (сто вёрст), проскачи (формы глагола проскакать, проскачет) и проскочу, проскочи (формы глагола проскочить, проскочит ); подскачу, подскачи (формы глагола подскакать, подскачет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу, подскочи (формы глагола подскочить, подскочит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор – твар. В словах творить, творение, творец, сотворённый, вытворять и др. без ударения пишется буква о; под ударением – не только о (творческий, творчество ), но и а (тварь, тварный ). В слове утварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

кас – кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква я: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Задание 9 ЕГЭ по русскому языку

росток, росточек, ростковый и т.п. (т.е. все слова, образованные от слова «росток»)
Ростов, ростовский и т.п. (т.е. все слова, образованные от слова «Ростов»)
ростовщик, ростовщичество и т.п. (т.е. все слова, образованные от слова «ростовщик»)
Ростислав
на вырост
рост
подросток
отрасль, отраслевой, межотраслевой и т.п. (т.е. все слова, образованные от слова «отрасль»)

После этого следует проанализировать оставшиеся строки. Все ли три слова в строке содержат непроверяемые гласные в корне? Если да, то номер этой строки будет являться одним из ответов к заданию. Если нет, то такую строку необходимо вычеркнуть. Её номер не будет ответом.

Можно заметить, что самыми простыми для запоминания и узнавания корнями из указанных выше являются — жег- // -жиг-, — блест- // -блист-. Эти корни с чередующимися гласными практически невозможно спутать с проверяемыми и непроверяемыми гласными! Выполняя задание 9 ЕГЭ, обращайте внимание на эти корни. Они могут облегчить для Вас выполнение задания, стать подсказками.

Вспомнить правила о чередовании, особенно значения чередующихся корней (например, в слове «загореть» есть чередование, так как речь идёт о загаре; в слове «гора» чередования нет, корень с таким значением не может чередоваться, гласная будет являться проверяемой).

Примеры: творить, творец, творение, сотворение, стихотворение, творчество; притворить, притвориться, вытворять, благотворительность, творительный.

Правописание чередующихся гласных в корне слова таблица

Чередование безударных гласных в корне — страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем — с другой буквой. А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.

Рекомендуем прочесть:  Первый Документ На Земельный Участок

Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А — пишется И, иначе — пишется Е. Главное — запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-

  • сжигатьсжечь, выжигатьвыжечь и т. п.;
  • постилатьпостелю, расстилатьрасстелю и т. п.;
  • раздиратьраздеру, удиратьудеру и т. п.;
  • отпиратьотпереть, запиратьзапереть и т. п.;
  • стиратьстереть, растиратьрастереть и т. п.;
  • умиратьумереть, помиратьпомереть, замиратьзамереть и т. п.;
  • избиратьизберу, прибиратьприберу и т. п.;
  • вычитатьвычесть, прочитатьпрочесть и т. п.;
  • сидетьсесть;
  • блистатьблестеть

» Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.»

2. Очень важно! Не путайте корни с чередованием с похожими корнями, имеющими другое значение. Примерять платье — корень со значением «мерка», гласная проверяется ударением, примирять друзей — корень со значением «мир», гласная проверяется ударением, умирать, умереть — чередование в корне мер/мир, значение «смерть». Корни слов горевать, клонировать, искоса не имеют ничего общего с корнями, имеющими чередование гор/гар, кос/кас, клон/клан. Подобных слов в языке около сотни.

В корне —гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: загар, угар -загорелый, угореть. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).
В корне -зар- — зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — а: зарево, зорька — зарница, озарять. Исключение: зоревать.
В корне -кас- — кос (н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях — а: касаться, касательная-коснуться, прикосновение.
В корне -клан- — -клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: кланяться, поклон — поклониться, поклонение.
В безударном корне -лаг- — -лож- перед г пишется а, перед жо: предлагать, прилагательное — предложить, обложение. Исключение: полог.
Корень -мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень -мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
В источниках бюрое перводов, указано что в корне -плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок. Корень -плов- содержится в словах пловец и пловчиха, корень —плыв— — в слове плывуны.
Корень -равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать. Корень -ровн- — в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Сравните: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) — выровнен (сделан ровным).
В корне -раст- — -рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение — выросший, заросль, поросль. Исключения: отрасль; росток, выросток, ростовщик, Ростов.
В безударном корне -скак- — -скоч- перед к пишется а, перед чо: подскакать — подскочить. Исключения: скачок, скачу.
В корне -твар- — -твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: тварь, творчество — творить, творец. Исключение: утварь.
В корнях -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-, -блест- — -блист-, -жег- — -жиг-, -стел- — -стил-, -чет- — -чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.
В корнях с чередованием —а- (-я-) — -им-, -а- (-я-) — -ин- пишутся —им- и —ин-, если дальше следует суффикс -а-: сжать — сжимать, понять — понимать, начать -начинать. Сравните: внимательный, заклинать, напоминать, приминать и другие. В производных формах сохраняется —им-, даже если дальше не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и так далее.

Следующий список корней более обширен, в нём присутствует ряд подгрупп, где правильное употребление той или иной буквы отталкивается от какого-либо фактора: места ударения, следующей буквы или оттенков значения. Корни сгруппированы по данным принципам. Так их легче запомнить и держать в голове вместе с базовым правилом.

К этой же группе примыкают слова, в которых корень содержит элементы -ИМ- / -ИН-. Чередование в таких словах происходит через замену -им-, -ин- на гласные -а/-я: начать / начин а ть , сжать / сжим а ть . Правило почти такое же, если за элементами следует суффикс -А-, значит пишем И, если его нет, — пишем буквы А / Я.

Чередующиеся гласные — наиболее проблемный участок в орфографии, поскольку однокоренные слова с орфограммой есть, но они не являются проверочными, а еще больше запутывают. Ударением слабую позицию не проверишь. Группы с чередованиями регулируются специальными правилами и рядом исключений.

По мере формирования различных форм слова, его написание способно меняться. Эта особенность должна учитываться при морфемном и фонетическом разборах. Графика редко совпадает с произношением. Отсюда масса ошибок даже в самых простых словах. Попробуем систематизировать данные по проблемной орфографии.

Гласные в корне после шипящих могут чередоваться О с Ё, И с Ы. у каждого ряда своя историческая судьба и морфемное объяснение. Например, О / Ё заменяют друг друга в словах, где раньше писалась старославянская буква Ять ( Ѣ ).

Правописание чередующихся гласных в корне слова таблица

Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.

Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерятье́ра) костюм – примирятьир) соседей; развеваетсяе́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю, казалось бы, можно проверить словами протер и протирка, а слово стелитьстелет и подстилка. Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Правописание чередующихся гласных в корне слова таблица

12. В корнях бер- // бир- , дер- // дир- , мер- // мир- , пер- // пир- , тер- // тир- , блест- // блист- , жег- // жиг- , стел- // стил- , чет- // чит- без ударения пишется буква и , если есть суффикс –а: соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, расст и лать, выч и тать; в остальных случаях пишется буква е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, расст е лить, выч е т.

Правописание чередующихся гласных в корне слова

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокн у́ ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

Рекомендуем прочесть:  Соглашение О Совместном Пользовании Нежилым Помещением

12. В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговор и́ ть – угов а́ ривать, затр о́ нуть – затр а́ гивать, зараб о́ тать – зараб а́ тывать.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).

13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

Правописание чередующихся гласных в корне слова таблица

Зарянка — маленькая птица, которую еще называют малиновкой или реполовом, встречается буквально повсюду в Европе, кроме самого крайнего севера. Красногрудые зарянки из России и Скандинавии перелетают на зиму в более теплые края, но одними из первых возвращаются домой с весенним теплом. Небольшие изящные серые зарянки обоих полов обладают ярко-оранжевой грудкой, по которой птицу легко отличить от других. Интересно, что их птенцы появляются на свет с коричнево-бурым окрасом, а оранжевые перья на грудке вырастают только к трех месячному возрасту.

  1. Слегка дотронуться до чего-то.
  2. Подвергаться действию огня.
  3. Иметь в распоряжении достаточно времени.
  4. Отдалённая вспышка на небосклоне, отблеск далёких молний.
  5. Надеяться на кого-нибудь.
  6. Масло, добываемое из растений.
  7. Прямая, имеющая общие точки с кривой.
  8. Число или выражение, которое складывается с другим.
  9. Смуглый цвет кожи от долгого пребывания на солнце.
  10. Стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня.

Задание. Работа в группах.
1группа: расположение лагеря, предложить помощь, жители Ростова-на-Дону, изучаешь прилагательное, маленький росток.
2 группа: полагаться на друга, пишешь изложение, Петров Ростислав, богатая растительность, деревья быстро выросли.

Отгадать загадки
Природой бережно сплетённый,
Завернутый в зелёный лист,
Р..стёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)
Девица красна в землю вр..сла. (Морковь)
И зелен, и густ – на грядке выр..с куст.
Начали щипать – стали плакать и рыдать.( Лук)
Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю
прошёл, красну шапку нашёл.(Гриб)
Что вниз вершиной р..стёт?( Морковь)

Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Загорелые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало.

Правописание чередующихся гласных в корне слова таблица

Методика правописания чередующихся безударных гласных корня требует разграничения этого материала по двум основаниям:
1) по графическому признаку выделяют две подгруппы — с чередованиями о — а и е — и;
2) по условиям, от которых зависит написание той или иной безударной гласной в корне слова, а именно:
— от места ударения в слове (гар— гор-);
— от наличия или отсутствия суффикса а после корня (кас кос-, бер бир-);
— от последующих согласных в корне (раст-/ ращ рос-, лаг лож-).

При формировании навыков грамотного письма необходимо, чтобы учащиеся усвоили следующую последовательность действий — «шаги алгоритма»:
1) выделить в слове корень и определить, какой он — «одновариантный» или «неодновариантный»: полянка — полевой — полюшко — поле;
2) если корень «одновариантный», то можно ли проверить безударную гласную с помощью опорного слова: полянка — поле;
3) если корень «одновариантный», но в нем нельзя проверить безударную гласную с помощью опорного слова (например: пилоты — пилотировать — пилотаж — беспилотный), то лингвистическая задача решается путем обращения за нормативным написанием к словарям — орфографическому, грамматико-орфографическому;
4) если корень «неодновариантный», то следует определить, к какой группировке он относится — а — о или е — и;
5) если корень с чередованием а — о (например: излагать — изложить), то применяется соответствующее орфографическое правило: «В корне -лаг лож- безударная а пишется перед г, безударная о — перед ж». (Аналогичным образом решаются вопросы, связанные с правописанием корней -раст-/-ращ рос-, -гар гор-, -кас кос-.);
6) если корень с чередованием е — и, например: соберу — собираю, то выбор того или иного написания мотивируется правилом: «В корнях с чередованием е — и (-бер бир-, -мер- — -мир-, -дер дир-, -пер пир-, -тер тир-, -жег жиг-, -стел стил-, -блеет блист-) пишется буква и, если после корня стоит суффикс а». Соберу (нет -а-); собираю (есть -а-).

Для усвоения правописания проверяемых безударных гласных в корне необходима длительная, систематическая, кропотливая работа. Эта работа должна вестись при изучении всех разделов школьного курса (фонетики, графики, словообразования, лексики, грамматики), на уроках обучения изложениям и сочинениям, а также на уроках анализа письменных работ. Важную роль в овладении навыками грамотного письма вообще и безударных гласных корня в особенности играет орфографическая зоркость, позволяющая запоминать «графические портреты одновариантных корней», пишущихся по морфологическому принципу — ведущему принципу нашей орфографии. Выше предлагается дидактический материал по рассмотренной теме.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

(1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание , бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) сж..гать, орб..тальный, пол..мический
2) вызв..лить, напом..нание, предст..вительный
3) экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать
4) разг..реться, укл..ниться, за́р..сли
5) выб..рающий, з..рница, выл..жить

Тема «Правописание безударных гласных» — одна из основных в курсе школьной орфографии. Программа построена так, что на протяжении всех лет обучения этой теме уделяется большое внимание. Но, тем не менее, это задание вызывает у учащихся определенные трудности, которые приводят к ошибкам. Самая главная трудность вызвана тем, что в разных вариантах в этом задании разное количество ответов (от 2 до 4).

Казалось бы, гораздо проще найти ряды слов с проверяемыми гласными. Находить проверочные слова ученики обучены с 1 класса. Но есть слова, к которым они с трудом подбирают проверку, потому что проверочных слов не так уж много. Не сумел найти проверку – и вот она