Проблемы Взыскания Налоговой Задолженности С Индивидуального

Проблемы взыскания налогов и исполнения налоговыми органами иных государственных функций

Исключительно обязательной стадией любого вида и любой формы принудительного взыскания налога является предварительное (до принятия соответствующего решения) направление налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 69 – 71 НК РФ. И лишь по истечении указанного в нем срока добровольной уплаты причитающихся денежных сумм, возможно дальнейшее производство по делу о принудительном исполнении обязанности по уплате налога.[191]

Обязанными лицами, в отношении которых взыскание налога являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, как организации, так и индивидуальные предприниматели и иные физические лица (далее по тексту – налогоплательщики).

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ 0, 686

В связи с тем, что налоговая система нашей страны находится в стадии совершенствования и реформирования, одной из главных задач налоговых органов на данном этапе становится обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Для этого государству требуется внесение существенных изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а также в Налоговый кодекс РФ в статьи, связанные с взысканием недоимок, так как несмотря на наличие большого штата контролеров за налоговой задолженностью, им все таки не удается полностью справиться с этой проблемой.

Исходя из этого, налоговая система должна складываться из взаимосвязи между налогоплательщиком и государством. Со стороны государства это должно быть максимальное обеспечение финансовыми ресурсами, а по отношению к налогоплательщику – увеличение путей повышения эффективности предпринимательской деятельности. Соблюдение этих целей приведет к значительному уменьшению налоговой задолженности и повышению результативности налоговой системы в целом, ведь «развитие предпринимательства является основой экономического роста» [3, С. 121].

Актуальные проблемы взыскания налоговой задолженности с третьих лиц

Таким образом, с учетом универсальности воли законодателя и принципа всеобщности и равенства налогообложения названные сроки должны применяться и при взыскании налогов и пеней в порядке подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, поскольку речь идет именно о той недоимке, на которую начислены упомянутые в п. 1 ст. 115 НК РФ штрафные санкции.

В деле № А63-9211/2022 позиция налогового органа сводилась к следующему: в случае передачи налогоплательщиком имущества (а не права на получение доходов от деятельности налогоплательщика) третьему лицу для взыскания недоимки с этого лица достаточно того факта, что налоговый орган не сумел взыскать недоимку с самого налогоплательщика, а имущество было передано налогоплательщиком третьему лицу (в частности, по результатам реорганизации в форме выделения) в период проведения выездной проверки.

Актуальные проблемы взыскания налоговой задолженности

В то же время, в соответствии с концепцией планирования налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2022 N ММ-3–06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и положениями ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими проведение камеральных налоговых проверок при явных признаках нарушений налогового законодательства налоговый орган обязан провести контрольные мероприятия с целью установления сумм налоговых обязательств, не уплаченных предприятием.

Результатом мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика является возникновение обязанности по уплате налогов, штрафов, пеней. Образовавшаяся в результате недоимка не всегда попадает в бюджет государства и остается на балансе организации в виде задолженности. В настоящее время в Российской практике сформировались актуальные проблемы в обеспечении поступления такой задолженности в бюджет государства.

Бурдинская Т

Под урегулированной принято понимать ту задолженность, по которой были предприняты все меры по ее снижению. В общем, из данных, изученных при проведении настоящего исследования, следует неутешительный вывод: текущая механизм взыскания задолженности по налогам и сборам неэффективен и неспособен в полной мере обеспечить защиту интересов государства. В настоящий момент прослеживается явная тенденция к снижению или списанию задолженности по налогам, пеням и штрафам вместо их взыскания. Все это связано с тем, что в настоящий момент объем совокупной задолженности всех налогоплательщиков крайне велик, многие налогоплательщики не имеют возможности погасить возникшие задолженности. Современная действительность отрицательно сказывается на экономическом развитии Российской Федерации – большие задолженности тормозят пополнение бюджета и процессы, финансируемые за счет бюджетных средств, при это задолженности по налогам, пени и штрафы отрицательно сказываются и на благосостоянии как физических, так и юридических лиц. [3]

Рекомендуем прочесть:  Суд Определил Перечислять Алименты В Полном Размере На Счет Получателя Чья Обязанность Донести До Бухгалтерии

В качестве рекомендаций по решению существующих проблем можно предложить следующее: попытаться максимально упростить процедуры для взыскания задолженности путем развития электронных сервисов; реформирование налогового законодательства, с целью избавление от коллизий и неточностей, существующих на сегодняшний день; совершенствования механизма уплаты налогов с целью его упрощения; также необходимо при проведении налоговых проверок уделять больше внимания лицам, умышленно уклоняющимся от уплаты установленных законодательством налогов и сборов, при этом уменьшить количество проверок добросовестных налогоплательщиков.

Актуальные проблемы взыскания налоговой задолженности

Налоговые органы как государственная структура, инициирующая взыскание налоговых задолженностей. Анализ состава, структуры, налоговой нагрузки ЗАО «Тендер». Применение процедур банкротства. Совершенствование и контроль своевременной уплаты прямых налогов.

Урегулированная же задолженность в общей доле задолженности составляет: в 2022 году — 44,4%, в 2022 году — 56,4%, а в 2022 году — 49,9%. Следовательно, урегулированная задолженность составляет почти половину общего уровня задолженности. Это говорит о том, что налоговые органы работают над тем, чтобы снизить уровень задолженности перед бюджетом.

Некоторые правовые аспекты механизма взыскания налоговой задолженности

Таким образом, сущность обязанности по уплате налогов и сборов (или налоговой обязанности) заключается в уплате налога и сбора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговой обязанности приводит к задолженности налогоплательщика (налогового агента) перед государством.

Как указывает Н.А. Саттарова, выделяются следующие основные условия необходимости применения государственного принуждения в налоговой сфере (остальные условия производные от них): бюджетообразующее значение налоговых доходов; закрепление обязанности по уплате налогов в законодательных актах; конституциональный характер обязанностей об уплате налогов; наличие массового уклонения от уплаты налога, влекущее причинение значительного ущерба финансовым интересам государства . По мнению ученого, налогово-правовое принуждение — воздействие, оказываемое налоговыми органами, их должностными лицами на налогообязанных субъектов посредством применения к ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и связанных с наступлением для них отрицательных последствий личного, имущественного и организационного характера в целях борьбы с правонарушениями и иными нежелательными последствиями в сфере налогообложения.

Особенности взыскания задолженности по налогам

В большинстве случае образовавшийся долг нужно оплачивать в установленные законом сроки. Но есть налогоплательщики, которые нарушают условия и отказываются вносить оплату. В таком случае осуществляется взыскание долго в принудительном порядке.

Прямой нормы, аналогично ст.196 Гражданского кодекса, в которой был бы четко прописан срок взыскания задолженности по налогам в Налоговом кодексе нет. В то же время стоит отметить, что срок исковой давности для излишне уплаченной суммы налога или пеней Налоговым кодексом предусмотрен и составляет три года.

Как осуществляется взыскание долгов по налогам судебным приказом

Как правило, судебный приказ, разрешающий фискальному органу (ФНС) истребовать с обязанного субъекта (должника) непогашенные налоговые обязательства, выносится мировым судьей. Основанием для подобного предписания является соответствующее заявление от ФНС, которое направляется в суд. Судебный иск подается налоговой службой лишь тогда, когда станет очевидно, что сотрудники данного ведомства уже реализовали все возможные меры по принуждению налогоплательщика к уплате сформировавшегося долга, но это не принесло положительного результата.

Судебным приказом называется предписание, вынесенное посредством приказного судопроизводства. Данный документ официально разрешает уполномоченному субъекту (к примеру, определенному властному органу) осуществить взыскание с конкретного должника – юридического лица или гражданина – четко обозначенной суммы денежных средств, ссылаясь на требования заключенного договора или нормы действующего в РФ законодательства. Если уполномоченным субъектом является фискальный орган (ФНС), то речь будет идти об истребовании налогового долга с плательщика – физического лица или, как вариант, организации. Надо отметить, что в данной сфере правоотношений применяются действующие нормы российского законодательства, регламентирующего порядок ведения административного судопроизводства.

Рекомендуем прочесть:  Пример договора купли продажи земельного участка 2022

Проблемы Взыскания Налоговой Задолженности С Индивидуального

Органы исполнительной власти всех уровней, ответственные за пополнение доходной части бюджетов разных уровней всегда стремятся снизить налоговую задолженность и, одновременно, повысить уровень собираемости налогов и сборов.

Учитывая выше сказанное, налоговые органы, прежде чем обращаться в арбитражные суды с заявлением о признании должника банкротом, должны учитывать возможность применения норм ст. 47 НК РФ о взыскании налоговой задолженности путем ареста имущества должника.

Давность взыскания налоговой задолженности: основные проблемы

Начиная с римского права устанавливалось, что течение давности может быть приостановлено или прервано в соответствии с определенными основаниями. См. подробнее: Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М.: Юрид. лит., 1972. С. 58; Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М.: Юриспруденция, 1999. С. 71; Коваленко Е.С. Законодательство об исковой давности в России: Историко-теоретический анализ: Дис. . канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2022. С. 88 — 126.

  • в одних случаях налоговые органы и суды считают, что данный срок приостанавливается вследствие применения арбитражными судами и судами общей юрисдикции обеспечительных мер, предусмотренных, соответственно, ч. 1 ст. 91 АПК РФ и ч. 1 ст. 140 ГПК РФ в виде приостановления взыскания либо соответствующего решения налогового органа и т.п. ;

См., напр.: п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 7; п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2022 N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2022. N 12; Постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2022 N 17533/08, Определение ВАС РФ от 10.04.2022 N ВАС-3278/12, Определение ВАС РФ от 26.08.2022 N ВАС-10895/11, Определение ВАС РФ от 28.11.2022 N ВАС-11902/08, Определение ВАС РФ от 12.12.2022 N ВАС-15992/08 // СПС «КонсультантПлюс».

  • в других случаях суды считают, что данный срок давности не приостанавливается .

Определение ВАС РФ от 15.02.2022 N ВАС-832/12, Определение ВАС РФ от 13.05.2022 N ВАС-2638/09, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.01.2022 по делу N А51-11757/202237-196, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2022 по делу N А78-1463/2022, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.12.2022 по делу N А59-1788/2022, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.10.2022 по делу N А12-1655/2022 // СПС «КонсультантПлюс».

В результате такой противоречивой практики страдают права и законные интересы значительного числа налогоплательщиков, что заставляет задуматься о целесообразности внесения соответствующих поправок в законодательство .

Правовое регулирование взыскания налоговой задолженности Галкин Александр Викторович

В юридической литературе, исследование государственно-принудительных мер проводилось в связи с изучен, см таких правовых явлений, как правонарушение, юридическая ответственность, правовой статус личности, законность и правопорядок. В разработке проблем юридической ответственности и других правовых форм государственного принуждения большая заслуга принадлежит С.Н.Братусю36, О.С.Иоффе37 и М.Д.Шаргородскому. Также невозможно обойти вниманием научные труды ученых, внесших существенный вклад в науку финансового, бюджетного, налогового права в вопросах изучения места принуждения- в механизме финансовой деятельности государства. Среди них: К.С.Вельский, А.В.Брызгалин, О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева, И.И.Кучеров, Н.П.Кучерявенко, С.Г.Пепеляев, Г.В.Петрова, Е.В.Покачалова, и Э.Д.Соколова, Ы.И.Химичева, Н.А.Шевелева, С.О.Шохин, А.А.Ялбулганов и др. Исчерпывающие научное определение финансово-правовому принуждению дает Н.А.Саттарова, под которым понимается воздействие уполномоченными на то органами государства, должностными лицами на сознание и поведение субъектов финансовых правоотношений путем применения к ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, указанных в санкциях (диспозициях) финансово-правовых норм и связанных с наступлением для них отрицательных последствий личного, имущественного, организационного характера в целях борьбы с правонарушениями и иными нежелательными последствиями, а также охраны и дальнейшего развития общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства .

Рекомендуем прочесть:  Сколько Нужно Положить Денег На Социальную Карту На Месяц В Метро

Наконец, принимая во внимание непрерывное развитие законодательства, применение налогоплательщиками новых способов неуплаты налогов, проблематику процессуальных противоречий, возникающих между налогоплательщиками и органами взыскания, постоянное обновление судебной практики, нам представляется, что проведение настоящего исследования действительно необходимо и востребовано временем, представляет несомненный научный и практический интерес. Сформулирована правовая концепция сущности налоговой задолженности и порядка ее принудительного взыскания.

Причины и методы взыскания налоговой задолженности

Для взыскания налогов и сборов с нарушителя налоговая сначала должна подать заявление о взыскании задолженности по определенному налогу. Суммы и сроки обязательно указываются четко, чтобы у получателя извещения не возникало вопросов и споров. На основании извещения должники либо оплачивают свои долги, либо отправляют возражения. Они должны быть четко аргументированы, так как если их сочтут не убедительными, дело будет передано для принудительного взыскания долга.

Для того, чтобы доказать факт налоговой задолженности в первую очередь налоговые органы проводят тщательные проверки у юридических лиц. Компании должны предоставить сотрудникам все документы, которые касаются финансовой отчетности. И если недоимка будет определена, налоговая может предпринимать меры по изъятию этих невыплат. Для взыскания недоимки в законодательстве предусмотрено два метода:

Процедура взыскания налогов с физических лиц

Если налогоплательщик не получил налоговое уведомление, он не считается обязанным платить налог (часть 4 статья 57 Налогового кодекса РФ: в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления).

В связи с этим Федеральная налоговая служба утвердила форму единого налогового уведомления. И налогоплательщики уже в этом году начали получать письма в новом формате. В нем указаны исчисленные суммы налога на имущество, земельного и транспортного налогов (при наличии данных объектов у физического лица).

Проблемы взыскания задолженности в современных российских условиях

За рубежом широко распространена практика взыскания долгов с помощью так называемых коллекторских агентств (от англ. сollect – собирать). Данным организациям в США, Израиле на договорной основе передают даже права взыскания налоговых и таможенных недоимок. В России подобные структуры стали создаваться сравнительно недавно. В этой статье будут рассмотрены вопросы, связанные с их деятельностью. Это может быть интересно как кредиторам, так и должникам, тем более рынок данных услуг региона (Липецкая область) отражает на основании проведенного исследования потребность, в первую очередь предпринимательских структур, к вступлению в договорные отношения с коллекторскими организациями (на момент написании статьи выявлены пять организаций в уставы которых включены подобные положения).

Естественно, учитывая характер деятельности, особенности предмета деятельности и исторические предпосылки появления коллекторства, здесь остается достаточно большой простор для злоупотребления и применения неправовых методов работы, когда вместо консультирования кредитора или пристава используется самостоятельное получение долга за счет вымогательства и угроз, однако указанный случай выходит за рамки исполнительного производства и находится в пределах уголовно-правового регулирования, поэтому рассмотрению в рамках настоящей работы он не подлежит.

Недоимка по налогам

Недоимка по налогам — это просроченная задолженность юридических и физических лиц по платежам в бюджет. Рассмотрим в нашей статье подробно, что это — недоимка по налогам, а также какие негативные последствия она за собой влечет для организаций и предпринимателей.

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).