Среди указанных мер укажите реорганизационные процедуры банкротства

4. Мировое соглашение, подлежащее утверждению арбитражным судом. В течение 2-х недель кредиторы должны получить не менее 35 % суммы долга. Отличие внесудебных процедур от мирового соглашения: мировое соглашение может иметь место после возбуждения в арбитражном суде дела, в то время как досудебные реализуются до обращения в суд. Результат внесудебных процедур- договоренности об отсрочке или рассрочке платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности, либо добровольная ликвидация под контролем кредиторов. Предприятие считается ликвидированным с момента утверждения решения о ликвидации. Ликвидация осуществляется конкурсным управляющим, после его назначения, должник в данном случае не в праве удовлетворять требования кредиторов, за исключением залога.

Диагноз – конкретное, фиксированное по времени состояние чего-либо. Диагностика – это определенное состояние объекта, предмета, явления или процесса управления по средствам реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и узких мест. Цель диагностики: Установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Задачи диагностики заключаются в определении мер направленных на отлаживании работы всех элементов системы и способов их реализации. Задачи диагностики тесно переплетаются с прогнозом происхождения

1. Внешнее управление осуществляет арбитражный управляющий, обязанности которого меры по восстановлению платежеспособности предприятия. Осуществляет свою деятельность по плану, утвержденному собранием кредиторов. Внешнее управление вводится не более чем на 12 мес., с возможностью продления на 6 мес. Руководитель отстраняется и передает ему свои права. Данная процедура завершается либо прекращением производства, либо признанием банкротства и открытием конкурсного производства.

Добровольная ликвидация – внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами под контролем кредиторов. Предприятие ликвидируется добровольно в следующих случаях: в связи с истечением срока создания предприятия определенного в его уставе; по достижению целей создания предприятия; в результате признания судом недействительной регистрации предприятия; по причине банкротства.

2. Наблюдение Наблюдение – процедура банкротства применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведение анализа фин.состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Процедура наблюдения вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству и должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве. Наблюдение не является основанием для освобождения руководителя несостоявшего предприятия, но несколько ограничивает деятельность администрации и права акционеров. Временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения Временный управляющий действует с момента назначения арбитражным судом.

Курсовая работа: Банкротство и процедуры реорганизации предприятия

Послечековая приватизация расширила перечень используемых способов выкупа имущества путем выработки схем приватизации сверхкрупных предприятий, имеющих уставный капитал не менее 10 млрд. руб. в ценах на 1 января 1992 года, организации конкурса на соучредительство, аренды имущества, запрещенного к приватизации. Особое внимание предполагается уделять проведению специализированных денежных аукционов.

Толчком к «продаже с молотка» обанкротившихся государственных предприятий послужило окончание 30 июня 1994 года чековой приватизации и формирование частной и коллективной форм собственности. Уже к 1 июля 1994 года около 70% занятых в промышленности работали на приватизированных предприятиях, доля которых в общем объеме стоимости имущества составляла 60-70%.

Итак, необходимо отметить, что любое предприятие, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляя хозяйственную деятельность вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками, реализаторами и потребителями его продукции). В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, невыполнение которых в силу каких-либо объективных или субъективных причин может привести к тому, что предприятие станет должником, то есть обязано будет выполнить определенные действия в пользу кредитора — произвести платеж, поставить товар, выполнить работы, оказать услуги.

Дальнейший путь к рынку связывается с денежной приватизацией, что по замыслу ее авторов и разработчиков, будет способствовать формированию рациональной структуры капитала приватизируемых предприятий. В данном направлении предусматривается использовать особым образом организованную продажу через инвестиционные конкурсы непроданных пакетов акций, принадлежащих государственным (муниципальным) предприятиям. Мелкие инвесторы получают право приобрести не менее 30% акций любого акционерного общества. Предполагается, что они уже имеют сбережения, накопленные на первом этапе, в процессе чековой приватизации. Вводится в практику обязательная продажа имущества несостоятельных предприятий-должников по требованию кредиторов для ускорения решения проблемы неплатежей в народном хозяйстве. В этой связи предполагается реально задействовать вексельное обращение. Средства государства и иностранных инвесторов планируется вкладывать в реконструкцию приватизируемых предприятий только при условии выполнения следующих требований:

Продолжающийся спад производства и нарастающий кризис неплатежей в народном хозяйстве определили стратегию реформирования экономики на ближайшую перспективу, что в значительной мере просматривается в функциях, возложенных на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве). К их числу относятся:

Признаки и порядок установления банкротства организации

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

*Если долг превышает 100 000 руб., то кредитор может подать в суд. Также в суд может подать и прокурор (как правило на основе жалоб налогового органа). Если наступило преднамеренное банкротство, то идет разбирательство по поводу уголовной ответственности только в отношении руководителя организации (не бухгалтер). Такой руководитель в течение 5 лет не сможет занимать руководящую должность, если он будет признан виновным, так как он показал свою неэффективность в руководстве.

При продаже предприятия может быть объявлен аукцион либо электронные торги. В аукционе могут участвовать разные ЮЛ. Предприятие выставляется на продажу по рыночной оценочной стоимости. При удачном аукционе стоимость повышается в среднем на 10% от рыночной. И так происходит до тех пор, пока не найдется покупатель. При продаже через электронные торги возможно понижение стоимости предприятия на 10% с каждыми последующими повторными торгами. Покупатель обязан внести необходимую денежную сумму в течении 20 дней после состоявшихся торгов.

— слияние – осуществляется путем объединения должника с другим финансово-устойчивым предприятием. 3 вида слияния: горизонтальное (сливаются предприятия одной отрасли); вертикальное (сливаются зависимые друг от друга предприятия); конгломератное (сливаются независимые предприятия).

После проведения анализа, в который включается и оценка неудовлетворительной структуры баланса, исследуется возможность понижения цен на предлагаемую продукцию или товары, увеличение постоянных расходов или переменных расходов. Управляющий выполняет весь анализ по данным квартальной отчетности за период 2 года.

Важное значение для дальнейшей судьбы предприятия-должника имеет круг вопросов, выносимых на перовое собрание кредиторов. Именно в этот момент решается о том какая процедура будет введена в отношении должника в дальнейшем: финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство, также возможно заключение мирового соглашения. Помимо выбора типа процедуры, на первом собрании кредиторов также решается вопрос о ее длительности. Следующим обязательным вопросом, который также решается на данном собрании, является вопрос о предъявлении требований к арбитражному управляющему и выбор саморегулируемой организации, из членов которой будет выбрано данное лицо. Также принимается решение о формировании комитета кредиторов.

В случае принятия решения о признании должника несостоятельным инициируются различные ликвидационные меры (выявление кредиторов с последующим сбором требований от них, формирование, реализация и раздел конкурсной массы, ликвидация (прекращение) юридического лица — банкрота как субъекта российской правовой системы). Реализация данных мер в отношении предприятия-должника происходит при взаимодействии всех участников процесса о банкротстве: суда, должника и его контрагентов, кредиторов, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых указан в Законе о несостоятельности (банкротстве) [12].

В процессе наблюдения к должнику применимы следующие, утвержденные законодателем, меры: определённые законодательством, меры по сохранности имущества должника; меры по установлению истинного финансового состояния должника; установление числа кредиторов и размера их требований; проведение первого собрания кредиторов Под мерами по сохранности имущества предприятия-должника понимают: возможность предъявления имущественных претензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника; приостановление судебных производств по требованиям о взыскании денежных средств; введение запрета на удовлетворение требований о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников ; введение запрета органам управления наблюдаемого юридического лица совершать определенные сделки без согласия временного управляющего ; принимать указанные в законе решения; дисквалификация арбитражным судом руководителя должника в случае нарушения им законодательства о несостоятельности [14].

Процедура банкротства — это оговоренный в законе порядок действий по отношению к должнику. На текущий момент законом описывается практически все возможные варианты воздействия на должника, которые сгруппированы в понятие «меры (мероприятия), применяемые к должнику». Можно разделить все виды отношений, возникающих в сфере банкротства на три группы: а) принятие решения о наличии и достаточности оснований для применения к субъекту действия законодательства о несостоятельности, или, другими словами, наличия у него формальных признаков банкротства; б) в случае наличии последних — применение к данному субъекту определенных, предусмотренных законодательством мер (охрана имущества должника, оказание финансовой поддержки, реструктуризация задолженности, раздел и реализация его активов и т.д.); в) решение различных вопросов организационного характера, не имеющих непосредственного отношения к проведению процедуры в отношении должника (подготовка арбитражных управляющих и контроль за их действием, координация деятельности различных государственных органов, наделенных правами представлять ППО в конкурсных процессах, и т.п.).

Рекомендуем прочесть:  Есть Ли Скидка По Карте Тройка Для Студентов

Законодатель закрепил в п.1 ст.27 Закона о несостоятельности, именуемой –«Процедуры банкротства», положение применяемых процедурах банкротства при рассмотрении дела о банкротстве должника- юридического лица: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение» [11]. Пунктом 2 данной статьи вводятся процедуры, которые применяются в отношении должника – физического лица: конкурсное производство, мировое соглашение, а также иные процедуры, предусмотренные законодательством.

Вместе с тем Законом о банкротстве установлены определенные требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управляющего и его утверждения. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям — с учетом их профессиональных качеств (п.1 ст.45 Закона).

Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Следует заметить, что действующий Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую реорганизационную процедуру — финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Именно оставшуюся кандидатуру и утверждает арбитражный суд. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур. В случае непредставления такого списка в срок, установленный Законом, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный срок обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями.

В действующем Законе о банкротстве восстановительные процедуры подразделяются на два вида — досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). Следует признать, что вряд ли можно считать достижением законодателя объединение различных по содержанию и целям процедур в одну группу. Ведь восстановительные процедуры — это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по предупреждению банкротства следует применять до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.

Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур в банкротстве

Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный управляющий. В его обязанности входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному собранием кредиторов. Вводится внешнее управление на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено ФЗ (см. гл. V, ст. 68, п. 4).

В Законе содержится перечень других неправомерных действий. В их числе, например, сокрытие части имущества должника или его обязательств; сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника, невнесение необходимых записей в бухгалтерские документы; сокрытие сведений или непредставление конкурсному управляющему должником его имущества.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности конкурсной массы, считаются погашенными. Погашенными считаются также претензии, не признанные конкурсным управляющим, если кредиторы не оспаривают это в арбитражном суде либо если арбитражный суд признает иски кредиторов необоснованными.

В целях охраны интересов заинтересованных лиц ФЗ устанавливает, что считаются неправомерными нарушения, связанные с умышленными, некомпетентными или небрежными действиями должника, собственника предприятия-должника, кредиторов или иных лиц до открытия конкурсного производства либо в его процессе, наносящие ущерб должнику или кредиторам. К таким действиям относятся действия, подпадающие под понятия преднамеренного или фиктивного банкротства. Под этим понимается преднамеренное увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию, заведомо некомпетентное ведение дел. Под фиктивным банкротством понимается заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Конкурсным управляющим производится продажа имущества. Закон охраняет залоговые права. Устанавливается, что платежи кредиторам-залогодержателям не приостанавливаются по открытии конкурсного производства; имущество, являющееся предметом залога, не включается в конкурсную массу; обязательства, обеспеченные залогом, погашаются вне конкурса из имущества должника. Конкурсная масса вне очереди покрывает расходы, связанные с конкурсным производством и продолжением функционирования предприятия-должника. Для удовлетворения остальных требований установлена специальная очередность. В частности, погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет относится к третьей очереди, а удовлетворение требований конкурсных кредиторов — к четвертой.

Если в отношении должника не вводилась процедура финансового оздоровления и (или) внешнего управления, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов должника в месячный срок с момента выявления указанных обстоятельств с целью рассмотрения вопроса об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства и финансовые активы, пассивы, его имущественные права, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, земельные участки и иные объекты. Не подлежат продаже объекты социальной инфраструктуры и имущество специального назначения.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности. Управление должником осуществляется административным управляющим без передачи полномочий по управлению арбитражному управляющему.

Под банкротством (несостоятельностью) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет или внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

в) на основании ст. 93 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд осуществляет внешнее управление и решает вопросы с кредиторами. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном вышеуказанным Законом, не более чем на 6 месяцев. Определение о продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано;

Процедуры банкротства

2. В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:

Диагностика определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического и т.п.) посредством реализации комплекса исследовательских проце­дур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика — представляет собой одноразовый акт, а процесс, который осуще­ствляется во времени и в пространстве. Процесс диагностики это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диаг­ностика — это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состо­яния процессов управления.

2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

Рекомендуем прочесть:  Удерживают Ли Пооходные Налоги Если Работает Чернобылец

Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

Антикризисные меры как инструменты поддержки и предупреждения банкротства

В первую очередь необходимо усовершенствовать меры по диагно­стике банкротства. Стоит отметить отечественную специфику ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Мно­гие ученые и практики продолжают использовать наиболее известные модели прогнозирования банкротства, такие как модели Альтмана, Бивера, Лиса и проч. Однако такие модели прогнозирования банкрот­ства не работают с российскими стандартами бухгалтерской отчетно­сти (РСБУ). Это связано с тем, что для расчета строк РСБУ применяют другие методы, нежели для расчета строк отчетностей, составленных по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). За­падные же модели работают исключительно с показателями, состав­ленными по МСФО.

Конкурсное производство должно стать начальной процедурой в рассмотрении дел о банкротстве, как утверждают многие ученые и практики, но при этом данная процедура не лишена отрицательных сторон. Основной из них является несовершенство правил очередности удовлетворения требований кредиторов [3].

В связи с этим вероятность наступления неплатежеспособности на предприятии можно оценить только путем анализа финансовых ко­эффициентов, как и делается, например, в методиках финансового анализа для арбитражных управляющих, закрепленных в постановле­нии Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анали­за». Всего в данных правилах предусмотрен расчет десяти коэффици­ентов, объединенных в группы:

Финансовое оздоровление – это сочетание организационных, производственных, маркетинговых и финансовых операций и процедур, которые подразумевают финансовую реанимацию, финансовую реабилитацию, финансовое развитие для улучшения платежеспособной функции, финансовой устойчивости, эффективности деятельности предприятий, а также создание стратегии развития на основе выбранных с этой целью методов.

Среди наиболее эффективных процедур реорганизации можно назвать досудебную санацию. Оно основана на том, что предприятие-должник совместно с учредителями, собственниками, а также с органами исполнительной власти осуществляет своевременные процедуры по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности и ликвидности. Вышеперечисленные процедуры применяются до подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Отчет о выполнении плана мероприятий должен быть подтвержден приложенными документами о выполнении запланированных мер. Каждая из реорганизуемых кредитных организаций в течение пяти рабочих дней после принятия органом управления, уполномоченным учредительными документами кредитной организации, решения о проведении общего собрания участников с включением в повестку дня вопроса о реорганизации информирует об этом территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» принятое решение о реорганизации фиксируется в протоколе общего собрания.

1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Направление такого требования не связано с каким-либо конкретным размером объема неудовлетворения требований кредиторов или обязанности об уплате обязательных платежей;

3. В течение пяти дней после направления ходатайства единоличный орган управления кредитной организацией направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, извещение о направлении соответствующего ходатайства с перечнем предложенных мер.

С момента осуществления мер по предупреждению банкротства вся деятельность кредитной организации осуществляется под надзором Банка России. Так, кредитная организация обязана уведомлять Банк России о проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации, заседаний совета директоров (наблюдательного совета). Уведомление об этом должно быть направлено в Банк России не позднее пяти дней со дня проведения собрания. Исключения предусмотрены для случая, когда основания для применения мер по предупреждению банкротства возникли в пределах пятидневного срока для уведомления Банка России. В этом случае кредитная организация должна уведомить Банк России не позднее дня, следующего за днем возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства. Уведомление о проведении общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, заседания совета директоров (наблюдательного совета) составляется в произвольной форме и должно содержать сведения о дате и месте проведения собрания (заседания), а также повестку дня.

Кредитная организация обязана разработать и представить в территориальное учреждение Банка России план мер или план мероприятий в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования Банка России. При необходимости продления этого срока в территориальное учреждение Банка России должно быть направлено мотивированное ходатайство. При принятии положительного решения этот срок может быть продлен еще на 30 календарных дней. Дальнейшее продление срока представления плана мер и плана мероприятий не допускается.

По нашему мнению, нельзя согласиться с точкой зрения некоторых авторов, в частности, с вышеприведенным утверждением С.Е. Андреева о целях и предназначении процедур банкротства для проведения каких-либо экономических «очисток» рынка от нежизнеспособных организаций.

Например, С.Е. Андреев справедливо подразделяет процедуры банкротства, перечисленные в ст. 27 указанного Закона, на ликвидационные и реабилитационные. Данный автор считает, что процедуры банкротства применяются в первую очередь для очистки рынка от нежизнеспособных организаций. Такой подход обусловлен исторически сложившейся практикой правотворчества и правоприменения в данной сфере. Причем ликвидационные процедуры обеспечивают достижение этой цели напрямую — путем ликвидации таких организаций, а реабилитационные — косвенно, обеспечивая восстановление их платежеспособности и переход из категории нежизнеспособных в число «полноценных» участников гражданского обо-рота2.

Внешним управлением имущества должника считалась реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему. Санацией являлась реорганизационная процедура по ока-

смотрению дела по существу (является ли банкротом данный должник); вынесение судебного акта об отказе в признании должника банкротом или о прекращении производства по делу либо о введении определенной процедуры банкротства; его исполнение; возможно — обжалование вынесенного судебного акта; завершение производства по делу о банкротстве.

Проводя указанное разделение процедур банкротства, авторы косвенно затрагивают вопрос о целях воздействия, которые поставлены законодателем перед исследуемыми процедурами. Среди указанных мероприятий можно выделить процедуры, направленные на восстановление платежеспособности предприятия-должника или на его ликвидацию, но основной целью проведения любой из процедур банкротства является восстановление имущественных прав кредиторов и иных лиц (в частности, государства или органов местного самоуправления — в рамках погашения задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет; работников предприятия и т.д.).

В юридической литературе спорным является вопрос о том, к какой группе процедур банкротства отнести процедуру наблюдения, основными целями которой являются максимальное сохранение имущества должника и проведение анализа финансового состояния должника. В юриспруденции наиболее распространена позиция о том, что процедура наблюдения является реорганизационной.[35] Позволи м себе не согласиться с указанной точкой зрения: данная процедура призвана создавать условия для эффективного проведения других процедур банкротства, значит, процедуру наблюдения нельзя отнести ни к реорганизационным, ни к ликвидационным. Представляется, что данная процедура должна быть выделена в отдельную группу процедур банкротства: её можно назвать подготовительной, поскольку наблюдение способствует дальнейшей реализации других процедур банкротства.

К реорганизационным процедурам банкротства большинство исследователей относят внешнее управление. К ликвидационным процедурам традиционно причисляют конкурсное производство. Исходя из распространённой в юриспруденции позиции о том, что под банкротством понимается лишь ликвидация несостоятельных организаций (банкротство в узком смысле слова), понятие «процедуры банкротства» отождествляется с термином «ликвидационные процедуры». Следуя данному узкому подходу к пониманию процедур банкротства, процедуры, предусмотренные в процессе банкротства в широком смысле слова, некоторые учёные предлагают именовать «антикризисными процедурами».[32]

Ряд исследователей выделяют в отдельную группу процедур банкротства восстановительные процедуры. К восстановительным процедурам правоведы относят досудебные и судебные процедуры, направленные на восстановление платёжеспособности должника (досудебная санация, внешнее управление).[39] По нашему мнению, понятия «реабилитационные» и «восстановительные процедуры» тождественны, поскольку целями данных процедур является восстановление платёжеспособности должника. Кроме того, как следует из проведённого выше анализа, досудебная санация не относится к процедурам банкротства, поэтому данную меру восстановления платёжеспособности должника нельзя отнести к реабилитационным или восстановительным процедурам.

Наибольшему изменению в Законе о банкротстве 2002 г. подверглись реорганизационные процедуры. В отличие от Закона о банкротстве 1992 г. в современном законодательстве сохранилась процедура внешнего управления, а санация, выделяемая в качестве отдельной процедуры в законодательстве о банкротстве 1992 г., модифицировалась в досудебную санацию, являющуюся мерой по предупреждению банкротства организаций. Несмотря на изменения реорганизационных процедур, цели проведения таких процедур остались прежними. Следует отметить, что по новому Закону о банкротстве 2002 г. предоставляется возможность использовать процедуру финансового оздоровления, целями которой согласно ст. 2 являются восстановление платёжеспособности должника, а также погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Исходя из целей введения данной процедуры можно сделать вывод о том, что финансовое оздоровление также относится к реорганизационным процедурам банкротства.

Рекомендуем прочесть:  Есть Ли Льгота Студенту На Невский Экспресс

В современной науке наряду с понятием «реорганизационные процедуры» используется термин «реабилитационные процедуры», в который вкладывается схожий смысл.[38] На наш взгляд, использование последнего термина для обозначения процедур банкротства, применяемых с целью восстановления платёжеспособности должника, является наиболее предпочтительным, исходя из общего лексического значения исследуемых понятий. Понятие «реорганизация» — более узкое, под ним понимается организация на новых началах, перестройка, изменение структуры чего – либо. Реабилитацией (от позднелат. rehabilitatio — восстановление) является восстановление в правах, в широком смысле — восстановление доброго имени, репутации. Следовательно, использование в обозначении процедуры банкротства, целью которой является восстановление платёжеспособности должника, термина «реабилитация» позволяет подчеркнуть цели процедур внешнего управления и финансового оздоровления.

Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур в банкротстве

Решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства подлежит обязательной публикации в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». В процессе конкурсного производства происходит принудительная ликвидация предприятия (должника).

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

Внешнее управление имуществом должника завершается либо прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, если цель внешнего управления достигнута, либо решением о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный управляющий. В его обязанности входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному собранием кредиторов. Вводится внешнее управление на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено ФЗ (см. гл. V, ст. 68, п. 4).

В целях охраны интересов заинтересованных лиц ФЗ устанавливает, что считаются неправомерными нарушения, связанные с умышленными, некомпетентными или небрежными действиями должника, собственника предприятия-должника, кредиторов или иных лиц до открытия конкурсного производства либо в его процессе, наносящие ущерб должнику или кредиторам. К таким действиям относятся действия, подпадающие под понятия преднамеренного или фиктивного банкротства. Под этим понимается преднамеренное увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию, заведомо некомпетентное ведение дел. Под фиктивным банкротством понимается заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Диагностика банкротства предприятий

Предприятие считается банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом или же оно само официально объявляет о банкротстве или , которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель которого- соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов, объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга. Закон не предполагает обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить деятельность предпринимаются реорганизационные процедуры, в том числе назначение судом внешнего управляющего имуществом должника. Реорганизационные процедуры принимаются арбитражным судом после обращения в суд, но до объявления должника банкротом. Может быть достигнуто мировое соглашение сторон. Допускаются и внесудебные процедуры, когда должник может урегулировать свои отношения с кредитором так, что предприятие продолжает деятельность или произойдет его ликвидацию под контролем кредиторов. Дела о банкротстве рассматриваются судом по месту нахождения должника, указанному в учредительных документах. Обращение в суд возможно, если требование к должнику не менее 500 МРОТ. Суд может:

5. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Источниками обеспечения являются средства от продажи имущества. Сумма распределяется в определенной очередности: арбитражный суд, ликвидационная комиссия, требования кредиторов, обязательства перед работниками, налоги

Добровольная ликвидация – внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами под контролем кредиторов. Предприятие ликвидируется добровольно в следующих случаях: в связи с истечением срока создания предприятия определенного в его уставе; по достижению целей создания предприятия; в результате признания судом недействительной регистрации предприятия; по причине банкротства.

3. Досудебная санация (оздоровление)- предприятию предоставляется финансовая помощь в размере достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановление платежеспособности должника. Проводится досудебная санация: а) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие прибегает к внешней помощи по своей инициативе; б) если само предприятие, обратившееся в суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условие своей санации; в) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по предложению кредиторов и выполнить обязательства перед бюджетом. 2 вида санации: санация, направленная на реорганизацию долга, осуществляемая для помощи предприятию в устранении неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное (погашение долга за счет средств бюджета, за счет банковского кредита, перевода долга на юрид.лицо) санация с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия (смена форм собственности или организационно-правовой формы). Процесс реорганизации санируемого предприятия требует разработки проекта санации, отражающего экономическое и финансовое состояние. Продолжительность санации не более 18 мес+6 мес.продления. Завершается процедура прекращением производства и открытием конкурсного производства. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

2. Наблюдение Наблюдение – процедура банкротства применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведение анализа фин.состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Процедура наблюдения вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству и должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве. Наблюдение не является основанием для освобождения руководителя несостоявшего предприятия, но несколько ограничивает деятельность администрации и права акционеров. Временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения Временный управляющий действует с момента назначения арбитражным судом.

Первый — принятие органами управления реорганизуемых КО решения о проведении общего собрания участников КО с включением в повестку дня вопроса о реорганизации КО (п. 2.1 Положения N 230-П). Этот этап сопряжен с двумя моментами: во-первых, каждая из реорганизуемых КО в течение пяти рабочих дней после принятия соответствующего решения информирует об этом территориальное учреждение Банка России по месту нахождения КО. Территориальное учреждение Банка России вправе провести проверку деятельности таких(ой) реорганизуемых(ой) КО. Во-вторых, осуществляется подготовка соответствующей документации к общему собранию участников реорганизуемых КО.

Банкротство 1)Наблюдение, целью которого является сделать так, чтобы имущество предприятия было в целости и сохранности, и проводить анализ финансового состояния. В процессе данного этапа арбитражный суд назначает временного управляющего предприятием. Это кстати не значит, что прежний руководитель должен быть отстранен.

кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении шести последних месяцев требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

Процесс слияния и присоединения КО условно можно разделить на две части, каждая из которых состоит из ряда последовательных стадий. Первая часть связана с подготовкой документов для рассмотрения вопросов о реорганизации КО в форме слияния или присоединения. Вторая — непосредственно слияние или присоединение КО.

Средний срок проведения ликвидационных процедур при банкротстве КО составляет 2-3 года. При этом на организацию конкурсного управления и текущие расходы тратится до половины конкурсной массы. Получается, что при ликвидации КО из всех заинтересованных групп участников выигрывают только лица, непосредственно проводящие процедуру ликвидации и банкротства. Кредиторы КО навсегда теряют свои деньги и возможность оперативно распоряжаться ими, государство лишается части бюджетных платежей, организации — кредиторы ликвидируемой КО снижают деловую активность, акционеры теряют вложенные в акции средства. Кроме того, если число клиентов в проблемной КО велико и они распределены по разным сферам экономики, регионам страны и имеют множество деловых связей, то ликвидация КО создает угрозу всей платежной системе страны.