Уведомление о контролируемых сделках за 2022 год

Налоговый кодекс ( ст НК РФ 2022 )

В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной «статьей 129.4» настоящего Кодекса.

6. В случае, если налоговый орган обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет ему сведения о таких сделках, полученные в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, настоящего Кодекса и (или) другого федерального закона.

О направлении в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, извещения и соответствующих сведений налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней со дня направления извещения.

2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Уведомление о контролируемых сделках в 2022 году

Не все знают, что уведомления проверяют специалисты ФНС при том, что представить форму нужно в свою налоговую инспекцию. Организации в установленный срок сдачи уведомление о контролируемых сделках сдают в инспекцию по своему местонахождению. Предприниматели (нотариусы, частнопрактикующие адвокаты) отчитываются по месту жительства.

Раздел 1Б. Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

Раздел 1А. Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности). Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок.

Уведомление о контролируемых сделках

На данной странице сайта рассмотрим, как необходимо заполнять сообщение и предоставим возможность бесплатно скачать образец формата представления и форму уведомления о контролируемых сделках в электронном виде, предоставленную официальным ресурсом Федеральной Налоговой Службы. Для начала, ответим на вопрос: «Что такое контролируемые сделки?» Само выражение «контролируемая сделка» говорит само за себя. Уникальность данной контролируемой процедуры заключается в правильном регулировании отношений взаимозависимых субъектов на рынке. Значение этого смысла подразумевает под собой проверку соответствия расчетов рыночным ценам.

Обязательными пунктами уведомления о контролируемых сделках являются:

  • Указание года, за который предоставляется информация;
  • Содержание и предмет;
  • Полная информация о участниках мероприятия.

Если уведомление будет предоставлено не своевременно, или данные будут содержать не достоверный характер, действия налогоплательщика расцениваются как нарушение. Ответственность, предусмотренная законодательством, последует незамедлительно.

Новшества, введенные в 2014 году и действующие на сегодняшний день, позволяют осуществлять государственный контроль в сфере уплаты налогов. Сотрудники больших компаний должны контролировать оформление документации своевременно и грамотно, поскольку штрафные санкции, предусмотренные законодательством внушительны и могут вылиться в круглую сумму.

В своем письме от 27 декабря 2012 года N 03-01-18/10-198 Минфин России обратил внимание на то, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. В соответствии с п. 2.1 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного Приказом ФНС России от 27 июля 2012 года N ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» уведомление о контролируемых сделках включает в себя титульный лист, разделы: «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)», «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)», «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)», «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)». Согласно п. 4.1 данного Порядка в уведомлении о контролируемых сделках налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Таким образом, налогоплательщиком представляется одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в календарном году контролируемые сделки.

На налогоплательщиках лежит обязанность уведомить налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. В случае, когда налоговый орган при проведении мероприятий налогового контроля обнаружил факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п. 2 комментируемой статьи, он самостоятельно извещает Федеральную налоговую службу о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках. При этом на налоговом органе, известившем Федеральную налоговую службу о контролируемой сделке, которая была выявлена при осуществлении налогового контроля, и предоставившем сведения о такой сделке, лежит обязанность не позднее 10 дней с даты направления извещения уведомить об этом налогоплательщика.

Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, установлена ст. 129.4 НК РФ (см. комментарий к ней). Штраф за данное налоговое правонарушение предусмотрен в размере 5000 руб.

7. Направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не является препятствием для продолжения и (или) окончания такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.

О направлении извещения и соответствующих сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.

Напомним, что законодатели изменили признаки, по которым сделки квалифицируются как контролируемые. Эти признаки отмечают в поле 3.3 раздела 1А. При заполнении уведомления нужно обратить внимание на коды, некоторые из них перераспределены и обозначают не те признаки, что раньше (Информация ФНС России «Внесены изменения в уведомление о контролируемых сделках»).

Рекомендуем прочесть:  Для Возврата 3ндфл Выписка Егрн Нужна С Синей Печатью?

Проверкой этой отчетности занимаются непосредственно в ФНС, одна сдать форму нужно в ИФНС по местонахождению организации. Крупнейшие налогоплательщики подают уведомления по месту своей регистрации в качестве крупнейших налогоплательщиков. Получив уведомление налоговики из местной ИФНС отправят его в ФНС в течение 10 рабочих дней с даты получения.

Один из них – сумма годового дохода по сделке (подп. 2 п. 4, п. 13 ст. 105.3, 105.14, подп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ). Кто сдает уведомление о контролируемых сделках за 2022 год в 2022 году ? Уведомить налоговую инспекцию должны организации и физические лица, у которых были контролируемые сделки. По общему правилу, отчитаться перед ФНС должна каждая сторона сделки. Так размышляют не только чиновники (письмо ФНС от 24.04.2015 № ЕД-4-13/7083), но и судьи (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 № А05-3448/2014). Отчитаться можно, сдав уведомление о контролируемых сделках за 2022 год .

Теперь несколько слов о сроках сдачи отчетности. Уведомление о контролируемых сделках за 2022 год нужно подать не позднее 20 мая года, следующего за годом совершения сделки. Если этот день совпадает с выходным, то сдача переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1, п. 2 ст. 105.16 НК РФ). 20.05.2022 приходится на будни, поэтому никаких смещений крайнего срока сдачи не будет.

Например, сменился признак конролируемости у кода 131. Теперь его выбирают, если контрагенты применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности в рамках такой сделки. Новая форма вступила в силу 26.11.2022 и используется для отчета по сделкам за 2022 год (приказ ФНС России от 26.07.2022 № ММВ-7-13/380).

Контролируемые иностранные компании: что это и в чем их особенности

  1. Является учредителем (основателем) (п. 9 ст. 25.13 НК РФ), за исключением вариантов, описанных в п. 10, 11 ст. 25.13 НК РФ.
  2. Не является основателем, но одновременно имеет контроль и вправе: рассчитывать на доход, который получает структура, либо определять судьбу ее имущества, либо рассчитывать на ее имущество при прекращении ее деятельности (п. 12 ст. 25.13 НК РФ, письмо Минфина России от 11.08.2022 № 03-12-12/2/52171).

Контроль над структурой выражается как в непосредственном управлении и принятии решений субъектом — резидентом РФ в отношении распределения полученного дохода после налогообложения, так и в возможности оказания такого влияния на принимаемые решения (п. 8 ст. 25.13 НК РФ). Принимать во внимание рекомендуется любые особенности отношений с таким субъектом (письмо Минфина от 20.05.2022 № 03-12-12/2/36124).

Уведомление о КИК подается в налоговый орган контролирующим лицом независимо от размера дохода, полученного в виде прибыли соответствующих КИК, и даже от его наличия (Информация ФНС России, письма Минфина России от 13.11.2022 № 03-12-12/2/99128, от 18.02.2022 № 03-12-11/2/10129, п. 7 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в IV квартале 2022 г.).

  • организациям — не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующий субъект признает такой доход либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК. Пример. Компания —резидент РФ создала иностранную организацию, где владеет всей долей, весной 2022, в 2022 году подготовила финансовые и аудиторские документы по результатам 2022 года, бумаги датированы от 2022 года. Таким образом, подать уведомление компания — резидент РФ обязана до 20.03.2022. Но 20.03.2022 — суббота, последним днем в этом случае является 22.03.2022 как ближайший рабочий день. Другой пример. Организация — резидент РФ зимой в 2022 году приобрела долю (60 %) в участии в иностранной организации, которая была создана ранее, например в 2022 году. В 2022 году у российской фирмы есть возможность влияния на принятие решений о распределении дохода за 2022 год. Уведомление подается до 21.03.2022, так как 20 марта 2022 года — воскресенье.
  • физлицам — не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, указанным для юрлиц. Если такое число выпало на выходной (нерабочий) день, то окончание срока переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Например, в 2022 году последним днем для подачи информации является четвертое мая.
  • наличия доли в этой организации более 25 %;
  • наличия доли более 10 %, при общей доле участия более 50 % всех налоговых резидентов РФ в этой фирме. Важно, что для гражданина размер участия определяется как сумма его доли и доли супруга и несовершеннолетних детей (п. 3 ст. 25.13 НК РФ);
  • обладания контролем над организацией в своих интересах или интересах супруги и несовершеннолетних детей (п. 6 ст. 25.13 НК РФ).

Также контролируются сделки, когда партнеры невзаимозависимые, но один из участников отношений является резидентом одного из государств, утвержденных списком Приказа Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года (контролируются также сделки с представителями таких контрагентов на территории России). Объем дохода, попадающего под контроль, в этом случае, должен превысить 60 млн. рублей.

3. В соответствии с общими положения Порядка разд. 2 заполняют налогоплательщики, у которых есть с организациями, а разд. 3 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

Если предметом сделки являются работы, то в качестве места совершения сделки указывается местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение. Если предметом сделки являются услуги, то в качестве места совершения сделки указывается место потребления результатов данных услуг.

В 2022 году заполнение данной формы предполагает предоставление налоговой инспекции большого количества сведений о сделке. Поэтому следует подготовиться к составлению формы. То, какие данные будут отражены в документе, зависит от вида договора и его особенностей.

Представляет от своего имени одно уведомление по всем своим контролируемым сделкам. В связи с этим при заполнении уведомления по контролируемым сделкам (далее — уведомление) вручную в каком порядке следует заполнять листы с разд. 1А, 1Б и разд. 2 — сначала все разделы необходимо заполнить по одной сделке, а потом по другим сделкам или необходимо заполнить сначала разд. 1А по всем контролируемым сделкам, потом разд. 1Б по всем контролируемым сделкам, а потом разд. 2 по всем контролируемым сделкам?

Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции. В 2022 году (не позднее 21 мая 2022 года) нужно проинформировать инспекции о контролируемых сделках, совершенных в 2022 году. Срок переносится на 21 число, поскольку 20 мая 2022 года – это воскресенье

В случае, если в контролируемой сделке налогоплательщик (в том числе в контролируемой сделке, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору)), реализует товары (иные объекты гражданских прав), выполняет работы или оказывает услуги), в поле 5.2 проставляется «0».

Об этом 30 сентября в ходе конференции «Трансфертное ценообразование-2014», организованной газетой The Moscow Times, сообщила заместитель начальника отдела Управления трансфертного ценообразования ФНС России Евгения Хан. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Рекомендуем прочесть:  Должны Ли Инвалиды 2 Группы Оплачивать Транспортную Карту

Законодатели дали налогоплательщикам возможность группировать сделки по признакам однородности. При реализации этого права следует учесть положения ст. 38 НК РФ, где изложены определения однородности и идентичности. Руководствуясь п. 5 ст. 105.7 Кодекса, компания сможет правильно разделить сделки по группам. Не забудьте также изучить нормы ст. 105.5. Они помогут определить критерии сопоставимости.

6.20. В поле 5.1 «Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях» отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

Новая форма уведомления о контролируемых сделках с 2022; 2022 года

Президент подписал Федеральный закон № 302-ФЗ, которым вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, в т.ч. в части контролируемых сделок (105.14 Налогового кодекса РФ). Документ гласит, что «контролируемые сделки через посредников и/или сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут контролироваться, если доходы по ним за год превышают 60 млн рублей». До внесения изменений минимальный порог для таких сделок установлен не был.

ФНС России уточнила форму уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2022 году. Минюст зарегистрировал приказ ФНС России от 07.05.2022 № ММВ-7-13/[email protected], утверждающий новую форму, формат, порядок заполнения и порядок представления в электронной форме уведомления о контролируемых сделках.

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Министерством юстиции РФ зарегистрирован приказ ФНС России от 07.05.2022 № ММВ-7-13/[email protected], утверждающий новую форму, формат, порядок заполнения и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме. Новая форма уведомления представляется в отношении сделок, совершенных в 2022 году, обязанность уведомления о которых наступила после вступления приказа в силу.

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково” (далее в настоящем Кодексе – исследовательский корпоративный центр), применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

Сведения в уведомительном документе могут быть представлены в разрезе каждой сделки или по группам однородных операций. В бланке обязательно надо указать год, в котором были совершены рассматриваемые операции, предметы договорных отношений и ключевые сведения об участниках соглашений, указываются и суммы доходов и расходов по описываемым сделкам.

Какие новшества введены в новом уведомлении? Для начала изменения коснутся титульного листа, так как теперь вместо ОКП и ОКВЭД нужно будет заполнять ОКПД2 и ОКВЭД2. Если сделка произведена в иностранной валюте, теперь следует указывать сумму валюты, а для кода валюты предусмотрен отдельный раздел. Также введен раздел, где необходимо указывать процентную ставку долговых обязательств по соответствующим сделкам. Также прописан порядок заполнения уведомления принципалом, если контролируемая сделка была совершена по агентскому договору агентом от своего имени, но по поручению и за счет принципала.

  • за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
  • ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
  • ценовой объем сделок составил более 60 млн. рублей, но один из участников обязан выплачивать НДПИ, а предмет сделки при этом – полезное ископаемое, которое добывается резидентом и облагается налогом по процентной ставке;
  • стоимостной объем сделок составил более 60 млн. рублей, но одна из сторон экономических взаимоотношений освобождена от налоговых обязательств на полученную прибыль в связи с тем, что участвует в проекте «Сколково» или подобном инвестиционном проекте субъектов РФ;
  • объем доходов по сделкам составляет более 60 млн. рублей, но один из участников находится в экономической зоне, которая подразумевает льготную систему обложения налоговым бременем получаемой прибыли (в сравнении с общепринятых условий налогообложения в конкретном субъекте России);
  • объем дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей, но в связи с тем, что один из участников – обладатель лицензии на использование недр морского месторождения или оператор на нем, а налоговая база у этой стороны определяется исходя из ст. 275.2 Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.
  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Форма уведомления состоит из титульного листа и четырех разделов. Каждый блок должен быть заполнен верными и актуальными сведениями. Исправления и зачеркивания в уведомлении не допускаются. Если налогоплательщик допустил ошибку или внес недостоверные данные, он может направить в ФНС по месту регистрации уточненный отчет.

Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» содержит данные обо всех однородных контролируемых сделках, совершенных с одним контрагентом в отчетном году. Если с одним контрагентом совершаются неоднородные сделки (купля-продажа+транпортировка+хранение+доп. услуги), по каждой из них заполняется отдельный бланк 1А.

20 мая истекает срок подачи в налоговые органы уведомления о контролируемых сделках за 2022 год. Для представления сведений следует использовать обновленную форму, утвержденную Приказом ФНС от 26.07.2022 № ММВ-7-13/380@ . Обязанность отчитываться о контролируемых сделках лежит на налогоплательщиках, которые на протяжении отчетного периода совершали подобные операции.

  • внутрироссийские, годовая сумма доходов по которым составляет более 1 млрд рублей;
  • с иностранными взаимозависимыми компаниями при доходе за календарный год более 60 млн рублей;
  • с офшорной компанией при годовой прибыли более 60 млн руб.

В раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)» вносятся подробные данные о каждой операции в рамках сделки: тип предмета (товар, услуга, работа), стоимость, дата совершения сделки и т.д. Для одного раздела 1А может быть заполнено несколько 1Б.

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» указанное изменение поддерживается. Для удобства работы с контролируемыми сделками в программе предназначен Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках, доступ к которому осуществляется по гиперссылке Помощник подготовки уведомления (раздел Отчеты — Контролируемые сделки).

Участники контролируемых сделок ежегодно обязаны отчитываться об их заключении в ФНС до 20 мая года, следующего за отчетным. Данные оформляются в установленной форме. Уведомление о контролируемых сделках подается в территориальное отделение налоговой инспекции электронно или на бумажном носителе.

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Форма уведомления состоит из титульного листа и четырех разделов. Каждый блок должен быть заполнен верными и актуальными сведениями. Исправления и зачеркивания в уведомлении не допускаются. Если налогоплательщик допустил ошибку или внес недостоверные данные, он может направить в ФНС по месту регистрации уточненный отчет.

С 2022 года сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 3. ст. 105.14 НК РФ). Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ для сделок между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не являлась налоговым резидентом РФ, не было предусмотрено суммового критерия. Поэтому все такие сделки признавались контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов (письмо Минфина России от 24.01.2022 № 03-04-06/3828). Теперь же отменено безусловное включение в уведомление всех сделок с иностранными взаимозависимыми лицами.

Рекомендуем прочесть:  Льготы Для Вольнонаемных Мвд

В общем случае, общее количество этих разделов должно полностью соответствовать общему количеству листов, заполненных по разделам А и Б, причем на практике общее количество проводимых операций или контрагентов у компании может быть достаточно большим, в связи с чем указание каждой отдельной операции может быть довольно трудоемким процессом.

  1. Осуществляется определение и анализ всех операций, которые относятся к категории контролируемых. На данном этапе определяются контролируемые сделки в соответствии с установленными условиями.
  2. Планируется и определяется возможный объем документации, а также объем времени, который потребуется для ее подготовки. На данном этапе приблизительно оценивается сумма будущих налоговых обязательств и расходов, которые требуются для организации подготовки всех документов.
  3. Описываются основные характеристики того вида деятельности, которым занимается участник контролируемой операции. Также осуществляется классификация сделок для того, чтобы оценить возможность их потенциального сопоставления с аналогичными услугами или товарами.
  4. Определяется сопоставимость проводимых операций, а также проводится функциональный анализ. Стоит отметить, что в соответствии со статьей 105.5 Налогового кодекса именно этот этап является ключевым при проведении контролируемых операций, и во многом он направлен на то, чтобы провести полноценный анализ обязанностей и прав каждой стороны проводимой операции.
  5. Описываются взаимозависимые участники операции, а также выбирается тестируемая сторона, основываясь на результатах функционального анализа.
  6. Выбирается используемая технология ценообразования. Учитывая результаты, полученные в процессе проведения предыдущих этапов подготовки документов, выбирается конкретная технология, в соответствии с которой будет осуществляться налогообложение прибыли в данной операции.
  7. Проводится экономический анализ, в процессе проведения которого обнаруживаются сопоставимые сделки или же компании, а также рассчитывается интервал рыночной стоимости. Основываясь на полученных результатах, определяется соответствие стоимости, указанной в проводимой сделке, рентабельности и рыночным условиям.
  8. Осуществляется документирование операции, то есть данные о ней заносятся в соответствующие бумаги.
  9. Проводится внедрение и мониторинг, что делается для того, чтобы обеспечить стабильность использования выбранной техники по контролируемой сделке, а также актуальности подаваемой информации.
  • наличие годового дохода в размере более 60 миллионов рублей;
  • наличие у одной из сторон проводимой операции не вносить налог на прибыль или рассчитывать его по ставке в 0% (при отсутствии аналогичной льготы у другой стороны);
  • наличие у каждого участника операции официально зарегистрированный статус резидента;
  • другие условия, указанные в главе 14.1 Налогового кодекса.

Помимо этого, если налогоплательщики проводили какие-либо операции с физическими лицами, частными предпринимателями и другими гражданами, работающими «на себя», то в таком случае им предоставляется возможность полностью исключить указанные листы из состава уведомления.

Контролируемые сделки распределяются на две основные категории – операции, которые проводятся с участием взаимозависимых лиц, а также операции, которые к ним приравниваются. В некоторых ситуациях операции, которые соответствуют установленным условиям, на самом деле могут не относиться к категории контролируемых.

Внимание! При заполнении данного подраздела следует учитывать, что не допускается одновременное заполнение суммовыми значениями полей «Сумма доходов…» и «Сумма расходов (убытков)…» и значение показателей должно быть равно сумме показателей полей «Итого стоимость без учета НДС и акцизов» в разделах 1Б, соответствующих этому разделу 1А.

Взаимозависимые организации, которые находятся в разных субъектах РФ, и в прошлом году заключали между собой сделки на общую сумму более 3 млрд. рублей (в 2013 году — 2 млрд. рублей, с 2014 года — 1 млрд. рублей) должны быть готовы к тому, что эти сделки считаются контролируемыми. О таких сделках нужно уведомить налоговую инспекцию. Точно такие же последствия возникают, если взаимозависимые стороны сделки платят налог на прибыль в разных субъектах РФ, или имеют обособленные подразделения в других субъектах.

Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут).

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен (то есть применение в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми), взимается штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.
  1. Сумма сделок между лицами за календарный год больше 1 млрд. руб.;
  2. Одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
  3. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а вторая не применяет;
  4. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ставку 0% по налогу на прибыль, а другая не освобождена от уплаты данного налога в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ;
  5. Хотя бы одна из сторон сделки является участником льготного налогообложения по налогу на прибыль, а вторая нет
  6. Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Кодекса, а вторая сторона не является таковым налогоплательщиком
    или является, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии с указанной статьей.
  7. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет.

Если налоговый орган установит факт недостоверных сведений в Уведомлении, то неминуемо привлечение к административ-ной ответственности.
За непредставление Уведомления или за недостоверные сведения в нем, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст.129.4 НК РФ в размере 5000 руб.

Контролирующие органы неоднократно разъясняли, что термин «сделка» для целей налогообложения Налоговым кодексом не определен, поэтому это понятие используется в значении, применяемым гражданским законодательством РФ (см. письма Минфина России от 04.08.2015 № 03-01-18/44884, от 13.01.2014 № 03-01-18/352).

Пунктом 4 статьи 105.14 НК РФ определен перечень сделок, не признаваемых контролируемыми, в порядке исключения (например, межбанковские кредиты со сроком до семи дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между российскими взаимозависимыми лицами и т. д.).