В Афганистане Я Был Водителем Возил Грузы

— Готовясь к беседе с вами, я почитала то, что пишет современная пресса об этой войне. Больше чем в половине источников ввод войск в Афганистан называют «советской агрессией». Но ведь об этом просило правительство мятежной страны. А каково ваше отношение как непосредственного участника к тем событиям?

В 18 лет Сергея призвали на срочную службу. На призывном пункте сразу сообщили — он поедет воевать в Афганистан. Впрочем, в то время место службы не выбирали, потому и для родителей, хоть они и переживали, неожиданностью это не стало. Три месяца карантина во Фрунзе, столице Киргизской ССР, уроженцем которой и является Сергей Михайлович, закончились переброской на пересыльный пункт в афганский город Кундуз, а затем и к месту постоянной дислокации — в город Пули-Хумри.

— В этом плане мы отработали очень хорошо — у нас был всего один раненый. С техникой хуже: пострадали три самолёта. Об одном я вам уже рассказал, другой был подбит на аэродроме при миномётном обстреле. Серьезных повреждений не было, поэтому мы быстро его восстановили и летали на нем ещё и в Афгане, и уже в СССР. С третьим самолетом сложнее: как-то во время вылета у него отказал двигатель, летчику пришлось катапультироваться, причём на территорию, занятую моджахедами. В этой ситуации все сработали безукоризненно — пилота прикрывала авиация до подхода вертолетов с поисково-спасательной группой.

— После вывода мы еще месяц дислоцировались на аэродроме под Ташкентом в полной боевой готовности, чтоб в случае очередного государственного переворота поддержать лояльное к Союзу правительство. На свою родную базу — аэродром Домна в Читинской области — мы вернулись лишь в марте. Как раз был подарок женщинам к празднику.

Михаил Модестович подготовился к встрече, сразу разложил фотографии, объясняя: «Вот это разведданные о караване с оружием, мы снимали с самолета, это сам караван. Видите, верблюды. Это тюрьма с высоты полёта». Разумеется, спрашивать о том, в каких войсках он служил, было уже незачем, и так понятно, что передо мной боевой летчик. Тут же Михаил Модестович раскрыл книгу, посвященную афганской войне, где был отмечен и он. Первое, что попалось на глаза — награды: орден Боевого Красного Знамени. Заготовки с вопросами как-то сами собой улетучились, и началась беседа по душам, а не по плану.

На все вопросы, которыми новобранцы закидывали своего сопровождающего, тот только отмахивался, мол, не переживайте! За воротами КПП родители тоже места себе не находили, всеми правдами и неправдами пытались узнать, куда мальчишек повезут. Прапорщик сдался, посмотрел по сторонам, все же военную тайну придется раскрыть, нарушить Устав:

Военный водитель-это звучит гордо.
Мне не нужно было изобретать велосипед и сильно напрягаться в поисках персонажа для раскрытия темы. Я знаю его лет двадцать. Часто по праздникам и знаменитым датам встречаемся. Но так ,что бы он рассказал в режиме интервью – впервые. Итак- Александр Топчий. Бывший военный водитель «наливника» Урал. В Афганистане в войсках ВДВ с 1981 года по 1983.Генеральный директор Фонда социальной защиты участников боевых действий «Память».
АК-.Как ты попал в Афганистан?
АТ. Да, как и большинство солдат срочного призыва. После «учебки» был направлен для прохождения службы в Демократическую Республику Афганистан. Сначала я был стрелком-гранатометчиком и начинал в Витебской воздушно-десантной дивизии. Готовили нас на совесть- прыжки с парашютом, рукопашный бой, стрелковая подготовка. А военным водителем стал по воле случая. Виной всему водительское удостоверение, прихваченное на войну с гражданки. Нас выбрали на «торгах» в Кабуле и в приказном порядке назначили водителями Уралов и Камазов. Вскоре наша команда была направлена на Кушку для получения авто техники. После разгрузки прямо с эшелона , «затарившись» горюче -смазочными материалами, наша колонна своим ходом проследовала в Кабул. За все время пребывания в ДРА основной нашей(350 полк, « полтинник») задачей было обеспечение ГСМ кабульского аэропорта и Дивизии. Основные маршруты Кабул-Пули Хумри, Хайратон, Кундуз.
АК-Александр. Пришлось бывать в переделках?
АТ. Сама по себе работа военного водителя отличается от водителя гражданского только одним моментом — военный водитель делает ту же работу, но еще и стреляет. Выход колонны и перевозка груза уже боевая операция. А если учитывать, что кабина автомобиля и цистерна не бронированы, то уязвимость самого водителя от поражающих факторов очень высокая. После выхода на маршрут оружие всегда находится рядом на сидении, а бронежилеты сразу навешиваются на боковые стекла. Конечно, колонна с ГСМ всегда сопровождается и бронетехникой, и прикрытием с воздуха боевыми вертолетами МИ-24.В засаду мы не попадали ни разу, но отстреливаться приходилось часто. Особенно в Чарикарской долине. Пули Хумри тоже считался сильно бандитским районом.

АК. Как показали себя Уралы и Камазы в сложных условиях?
АТ. Надежные машины. Пожалуй, за все время эксплуатации не было поломки техники по вине завода изготовителя. А вот по причине , как сейчас говорят-человеческого фактора , аварии были. Афганистан страна с резким континентальным климатом. На ночь (минусовые температуры) вода сливается с системы охлаждения во избежание «размораживания» двигателя. Водитель забыл закрыть сливной краник и с утра залитая вода во время движения слилась. Как следствие — застучал двигатель.
Хотя и говорят, что опыт приходит с бородой. Но на войне опыт приходит гораздо быстрее. Там каждая мелочь имеет огромное значение. На «наливниках», в целях безопасности , выхлопные трубы выведены впереди двигателя. А на Камазе отработанные газы выбрасываются практически под кабину. Ночные прогревы зимой на этих машинах имеют свои особенности. Нужно учитывать ветер, проветривать кабину и…лучше- не спать. Это особенно отчетливо мы осознали , когда потеряли своего товарища. Там среда ошибок не прощает.
Ну, и особенную неприятность доставляли нам стреляные гильзы. Они лучше гвоздей протыкали резину. Приходилось очень часто использовать и запасные колеса, и ремонтные комплекты для их восстановления.
АК. А как показали себя люди?
АТ. У нас воспитание , понятие долга и чести были совсем другими. В нашем подразделении служили братья-славяне. Группировались по пятеркам или по землячеству. Так в рейды и ходили. Взаимовыручка была очень высокой. Прикрывали друг друга и всегда были готовы прийти на помощь. У нас не было дезертирства или отказов выйти в рейд. Обнаруженная пулевая пробоина в крыше кабины вызывала только шутливое изречение- «Дембель становиться опаснее»
Я перебираю старые фотографии и наградные листы пожелтевшей бумаги. И все время возвращаюсь к мысли, что война это тяжелая работа. Для военного водителя это особенная ответственность, от которой зависит успех операции.
Статистика показывает на возрастание боевых действий к 1984 году. Безвозвратные потери в живой силе выросли с 86 человек в 1979-м году ( 1484 в 1980-м), до 2343 человек. А санитарные потери к этому времени, по весьма приблизительным данным, были около 7,5 тыс. в год.
Виды боевых действий ОКСВА, как правило, носили эпизодический характер и выражались в противодействии партизанским вылазкам банд формирований. Постоянные военные операции-зачистки местности, блокирование населенных пунктов, захваты караванов на маршрутах следования, засады, проводки колон с ГСМ, охрана коммуникаций (газ и нефть-были тогда для Демократической Республики Афганистан единственными каналами финансовых поступлений в бюджет), представительств и советских специалистов. Условия проведения военных действий были очень тяжелыми. Пустыня и высокогорье (недостаток кислорода), особый гидрологический климат, высокие температуры на большей территории страны потребовали от личного состава ОКСВА повышенной физической и психологической подготовки, а постоянная опасность получить инфекционные заболевание повлекла за собой переход на автономное обеспечение жизнедеятельности всего личного состава.
Уровень моральной и психологической подготовки солдат и офицеров отражал уклад нашей жизни того времени. Чувство уверенности (за тобой великая страна), абсолютная убежденность в правильности наших действий (весь личный состав знал, что действительно оказывается интернациональная помощь дружескому народу) содержали акты взаимовыручки и патриотизма. Наши воины в Афганистане не были ни оккупантами, ни захватчиками, ни бандитами. И как бы плохо некоторые нынешние политики не относились к этим событиям и к их участникам, память человеческая вечна. Мы не вправе забывать страницы истории. Военные водители внесли достойный вклад в эти исторические события. Наше им уважение и признательность.

Пока разводили костерок, кипятили воду в котле, нарезали овощи, увидели – со стороны Саланга на них движется стена пыли. Надо сказать, что в этом месте пыли просто фантастически много, буквально по колено проваливаешься в мягкую серую муку. А тут какой-то сумасшедший тащит за своим грузовиком еще целое торнадо! Медленнее надо, аккуратнее, тут люди после трудов праведных покушать решили почти домашнего. Хотели было налететь на раздолбая, как тот вывалился из кабины с лицом белее мела. Оказывается, напали на их колонну душманы, серьезно обстреляли. Пулевые отверстия в кабине и цистернах, из которых струями хлестал авиационный керосин, свидетельствовали о том же самом. Из полка незамедлительно была направлена помощь колонне.

Возрастающие угрозы талибов на перевозимые грузы в Таджикистан

Он сказал, «это был водитель по имени Абдунаби из Согдийской области. Талибы выстрелили в эту машину, которая воспламенилась, а сам водитель погиб. Мы отправили его тело в Худжанд. После, я пару раз ездил по этой трассе, дорога не спокойная. Кто на свой риск теперь будет ездить по этой дороге? Сейчас, с одной стороны, дорога стала опаснее, а с другой стороны, и грузов стало поменьше». Безопасность не единственная причина, которая удерживает таджикских водителей от поездок в Афганистан.

Шахобиддин Бовар, начальник таможенного поста Кундуз в Афганистане 14-го июня сказал Радио Озоди, что из-за вопросов безопасности перевозка грузов через Афганистан в Таджикистан сократилась на 60%: «Еще три месяца назад в среднем ежесуточно в Таджикистан из Афганистана въезжало до 50 грузовых автомобилей, сейчас эта цифра сократилась до 15-17 машин в день. Думаю, пока не будет обеспечена безопасность водителей, такая ситуация будет продолжаться».

Таджикские власти также связывают сокращение объемов ввоза грузов через территорию Афганистана с грабежами талибов. Наш собеседник из представительства Таможенной службы в Хатлонской области сказал, что «по сравнению с данными прошлого года за последние три месяца объем возимых грузов из Афганистана сократился более чем на 48 тысячам тонн. За этот период прошлого года из Афганистана было ввезено приблизительно 100 тысяч тонн грузов».

Рекомендуем прочесть:  В Новосибирске Нет Света

Большинство таджикских и афганских водителей на трассе от Кундуза до границы с Таджикистаном в связи с ростом угроз безопасности отказались выезжать на маршрут. Таджикские водители обеспокоены вопросами безопасности после того, как 31-го мая талибы казнили 16 пассажиров по дороге на Кундуз.

Сухбат Ширинов, таджикский водитель три последних года занимающийся перевозкой грузов от границы с Пакистаном до Таджикистана, последний месяц воздерживается от поездок в эту страну. Он говорит, что полгода назад на этой трассе вследствие атаки Талибан был убит таджикский водитель.

С Каких Городов Водители Туркво Доставлявшие Грузы В Афганистан

При получении приказа « на марш» утверждался боевой расчет. Солдаты рассчитывались на первый-второй. Во время нападения на колонну военнослужащие занимали свои места согласно боевому расписанию: скажем, первые номера занимали оборону по левую сторону направления движения, а вторые – по правому. Обучали солдат бою в обороне. Не их делом было идти в атаку или контратаку, врываться на позиции врага, занимать городки и кишлаки. Их задача – снабдить необходимым тех, кто пешком воюет, с неба спускается на неприятеля или сидит в броне, сквозь смотровую щель корректируя стрельбу танковой пушки.

В Афганистан в основном импортируются топливо и нефтепродукты, пищевые продукты, инструменты, машины и механизмы, черные металлы. Афганистан экспортирует продукты питания, каменный уголь, ковры и текстильную продукцию. В списке внешнеторговых партнеров Афганистана Россия сегодня занимает 10-е место.

Близится дата тридцатилетия вывода войск СССР из Афганистана. Юнкоры Эколого-биологического центра Евпатории стараются взять интервью у ветеранов и успеть опубликовать как можно больше свидетельств очевидцев далеких событий. В последнее воскресенье ноября 2022 года юным корреспондентам довелось побеседовать с подполковником Медведевым – он находился на территории Афганистана почти до официального вывода войск, до седьмого февраля 1989 года.

Азербайджан, направивший свои миротворческие силы в состав ISAF, также предоставил свое воздушное пространство и аэропорты для транспортировки жизненно важных грузов для армии США в Афганистане. Помимо использования воздушного пространства Азербайджана военно-воздушными силами США, более одной трети всего несмертельного оборудования, включая топливо, одежду и продукты питания, используемые американскими военными в Афганистане, проходят через Баку.

Подача материальных средств в небольшие гарнизоны, расположенные в горах, в отрыве от основных сил, планировалась и осуществлялась, как правило, при проведении в этих районах боевых действий. В плановом порядке завоз грузов производился не чаще чем 1-2 раза в год.

Как то по «малой нужде» остановился в пустынной местности. Пейзаж грустный, камни, песок сухие кустарники и… маленькая кобра. Решил животинку подкормить, налил в жестянку немного молока и поехал по своим трудовым делам. И так каждый день, проезжая мимо этого места я останавливался и поил мою новую знакомую молоком. Со временем, она совсем выросла и превратилась в большую кобру-красавицу.
В один прекрасный день я как и прежде остановился у того места, и наливал молоко как из кустов на меня бросилась моя кобра-красавица, от неожиданности я не успел ничего сделать, она оплелась вокруг моей шеи, раздула свой капюшон и угрожающе зашипела. Сказать, что я никак не ожидал такого поворота событий, ни сказать ничего, в голове помелькало много мыслей… «за что? » «почему? » и прочей философской чепухи…ну и конечно было жутко обидно, что кобра, явно поступала не по-товарищески. При малейшей попытке шевельнуться кобра еще шире раздувала капюшон и шипела, явно давая мне понять, что мои телодвижения не желательны. Прошло достаточно много времени с тех пор, как я был «взят в плен», но неожиданно моя «подруга» ретировалась в кусты так же молниеносно как и появилась с начала. Разогнув затекшее тело я поспешил к машине, выдумывая по пути как я буду объяснять столь дерзкое опоздание. Доехав до места назначения я к ужасу понял, что объяснять свое отсутствие некому… пока меня не было, душманы перестреляли всех ребят на блокпосту, ни оставив в живых никого….
Как вы уже поняли моя кобра-красавица силой меня удерживала от неминуемой смерти. К слову сказать, больше я ее с тех пор не видел…. сколько ни ждал ее у того места.

В Афганистане Я Был Водителем Возил Грузы

Я был водителем при полевой кухне и развозил по утрам на блокпосты провизию. Как-то по «малой нужде» остановился в пустынной местности. Пейзаж грустный, камни, песок сухие кустарники и… маленькая кобра. Решил животинку подкормить, налил в жестянку немного молока и поехал по своим трудовым делам. И так каждый день, проезжая мимо этого места я останавливался и поил мою новую знакомую молоком. Со временем, она совсем выросла и превратилась в большую кобру-красавицу. В один прекрасный день я как и прежде остановился у того места, и наливал молоко как из кустов на меня бросилась моя кобра-красавица, от неожиданности я не успел ничего сделать, она оплелась вокруг моей шеи, раздула свой капюшон и угрожающе зашипела. Сказать, что я никак не ожидал такого поворота событий, ни сказать ничего, в голове помелькало много мыслей… «за что? ««почему? «и прочей философской чепухи… ну и конечно было жутко обидно, что кобра, явно поступала не по-товарищески. При малейшей попытке шевельнуть ся кобра еще жире раздувала капюшон и шипела, явно давая мне понять, что мои телодвижения не желательны. Прошло достаточно много времени с тех пор, как я был « взят в плен», но неожиданно моя « подруга» ретировалась в кусты так же молниеносно как и появилась с начала. Разогнув затекшее тело я поспешил к машине, выдумывая по пути как я буду объяснять столь дерзкое опоздание. Доехав до места назначения я к ужасу понял, что объяснять свое отсутствие некому… пока меня не было, душманы перестреляли всех ребят на блокпосту, ни оставив в живых никого… Как вы уже поняли моя кобра-красавица силой меня удерживала от неминуемой смерти. К слову сказать, больше я ее с тех пор не видел… сколько ни ждал ее у того места.

Исколисил весь афган возил снаряды продукты и медали полученые после службы как и все афганцы

Какие льготы имею я? Положено ли мне удостоверение участника боевых действий? Во время службы в рядах ВВ Дивизия им. Дзержинского я как и многие мои сослуживцы попал в северную Осетию в период чрезвычайной обстановки (Осетино-Ингушский конфликт) в период с 02.11.1992 г по 11.12.1992 г где получил осколочные ранение при исполнении обязанностей военной службы уволен в запас 15.05.1993 году. Буду очень признателен если мне ответят!

Здравствуйте! вопрос такой , теща была в афганестане с 86-88 год, зарплату платили чеками! лет 6 назад она пыталась чтобы ей службу в авгане вкючили в пенсию, но ей сказали что там под какие то года не попадает возраст(56 года) и чеки не индексируются! обманули? или все таки сейчас можно решить этот вопрос! заранее спасибо

Мне прислали сообщение, что лидеры ветеранского движения России направили письмо премьер министру РФ М. Мишустину с просьбой расширить меры социальной поддержки участникам локальных войн и вооруженных конфликтов и приравнять в полном объеме всех участников боевых действий в Афганистане и Чечне к участникам ВОВ. Премьер министр М. Мишустин поручил вице премьеру Т. Голиковой изучить положения и просьбы, изложенные лидерами ветеранского движения, так как льготы, предоставляемые ветеранам боевых действий потеряли свою актуальность и обесценились. Хотелось бы быть в курсе решения данного вопроса, так как он касается всех ветеранов боевых действий, которых сегодняшние наши законы обходят стороной, особенно при выходе на пенсию.

Я был водителем при полевой кухне и развозил по утрам на блокпосты провизию. Как то по «малой нужде» остановился в пустынной местности. Пейзаж грустный, камни, песок сухие кустарники и…маленькая кобра. Решил животинку подкормить, налил в жестянку немного молока и поехал по своим трудовым делам. И так каждый день, проезжая мимо этого места я останавливался и поил мою новую знакомую молоком. Со временем, она совсем выросла и превратилась в большую кобру-красавицу. В один прекрасный день я как и прежде остановился у того места, и наливал молоко как из кустов на меня бросилась моя кобра-красавица, от неожиданности я не успел ничего сделать, она оплелась вокруг моей шеи, раздула свой капюшон и угрожающе зашипела. Сказать, что я никак не ожидал такого поворота событий, ни сказать ничего, в голове помелькало много мыслей… «за что? » «почему? » и прочей философской чепухи…ну и конечно было жутко обидно, что кобра, явно поступала не по-товарищески.

При малейшей попытке шевельнуться кобра еще жире раздувала капюшон и шипела, явно давая мне понять, что мои телодвижения не желательны. Прошло достаточно много времени с тех пор, как я был «взят в плен», но неожиданно моя «подруга» ретировалась в кусты так же молниеносно как и появилась с начала. Разогнув затекшее тело я поспешил к машине, выдумывая по пути как я буду объяснять столь дерзкое опоздание. Доехав до места назначения я к ужасу понял, что объяснять свое отсутствие некому…пока меня не было, душманы перестреляли всех ребят на блокпосту, ни оставив в живых никого….

Чистов Николай Петрович в 1980–1981 годах служил в центральной части ДРА, в провинции Газни, где дислоцировался 191-й отдельный мотострелковый полк. По профессии – водитель минометного подразделения. Как позднее вспоминал Николай Петрович, в полку служили около двадцати парней из Мордовии. Отношения между солдатами, а также между солдатами и офицерами, определялись осознанием того, что в любой момент может поступить приказ и нужно срочно его выполнять в условиях боевой обстановки, а успех любой операции во многом определяется слаженными действиями личного состава. Чистов Н. П. участвовал в боевых операциях, награждён медалью «За боевые заслуги».

Рекомендуем прочесть:  Должностная Инструкция Сварщика Многоквартирного Дома

Самый запомнившийся эпизод из моей службы – это первая боевая операция в апреле 1985 года, в которой я принимал участие. Мы получили приказ уничтожить крупную банду в районе ущелья Мусукала. Я был водителем и не принимал непосредственного участия в этом столкновении, но мне пришлось несколько суток сидеть за рулём своего тягача и эвакуировать подорванную технику, причём под обстрелом. Очень непривычно было видеть, как ночью в твою сторону летят трассирующие пули. В этом бою пуля разбила лобовое стекло моего тягача. Впервые увидел подорванные, сожжённые машины, погибших солдат, и я ощутил реальную действительность, то есть понял, куда я попал. Служба в Афганистане коренным образом изменило мою жизнь, изменила мировоззрение, отношение к различным проблемам, дала мне очень многое в плане духовных ценностей. Я больше стал понимать, что включает в себя понятие жизнь».

Малоземов Виктор Васильевич, старшина, в 1985–1987 годах служил санинструктором в Шинданде, неоднократно сопровождал колонны с грузами, награждён медалью «За боевые заслуги». В 1986 году в письме ельниковским школьникам он писал: «Сначала был в санчасти санинструктором, а с февраля 1986 года переведён в автомобильную роту материального обеспечения. Служба проходит на колёсах. Возим по Афгану различные грузы. Всякое бывает в колонне – обстреляют душманы с гор или из зелёнки, подорвётся машина на мине. Моя задача – вынести водителя из горящей машины и оказать медицинскую помощь, если он жив. В нашей роте, к счастью, пока никто не погиб.

Советские войска располагались в больших городах на лентах шоссейных дорог, в те годы железнодорожное строительство в этой южной бедной стране только зарождалось. В таких условиях важнейшую роль играл автомобильный транспорт, поэтому среди уроженцев Ельниковского района, служивших там, было много военных водителей.

В рейсы отправляемся два раза в месяц, длятся они от трех до восьми суток, туда и обратно. У нас приказ – не вмешиваться в бой, а только обороняться и привезти груз в целости и сохранности. Опасные участки проходим на большой скорости. Все зависит от машины и умения водителя. В Союзе говорят: скорость – это гонки, в Афгане скорость – это жизнь. Наш приезд в полки – всегда большая радость для солдат».

От -50° до 50° (Афганистан: триста лет спустя, Путешествие к центру России, (6 стр

Итак, мы поехали вчетвером. Мне было немножко неудобно, но не физически, а морально, ибо мы тут набились с немцем и рюкзаками в кабину, стало очень тесно. Я стал переводчиком, так мы и ехали, переводя друг друга. Дорога очень плохая. Мотор всё закипал, мы останавливались и поворачивались носом к ветру, чтобы остыть, а сами ходили вокруг кабины и остывали на ветру. Было ветрено и очень холодно — около нуля градусов, облака, дождь (чуть не переходящий в снег), сырость. Ладно ещё я — я прыгал, отжимался, приседал, а немец дрожал, завернувшись в куртку, как под Сталинградом в 1942-м. Я вспомнил поговорку: «Что русскому хорошо, то немцу смерть».

В посёлке Каракуль живёт около тысячи жителей (по моей гипотезе). Темным-темно, свет лишь от луны, несколько убогих окошек светятся свечками и солярковыми лампами. Электричества здесь нет, хотя провода и лампочки висят — наследие СССР, когда здесь располагалась элитная воинская часть. Сейчас вояки остались, но элитность у них вся вышла вместе с запасами солярки и электричеством. В посёлке, помимо в/ч, имеется три-четыре придорожные столовые; в одну из них мы и направились.

Итак, водитель Кабул ехал с бочкой бензина и со своим двенадцатилетним сыном в Хорог, взял и меня. Вскоре на горном подъёме мы догнали УАЗ с арбузами и грузовик с немцем: они чинились. Остановились посмотреть на тех, кого догнали: ну конечно, это оказались водители-друзья Кабула, ибо почти все водители, возящие груз по Памирскому тракту, знакомы между собой. Поговорили и пошли к юртам, видневшимся рядом, немца тоже пригласили.

Мы втроём (водитель, немец и я) вошли в дверь; сын водителя остался в машине, и вообще он никаких документов не предъявлял, из кабины не выглядывал. Таджики-пограничники сперва подумали, что мы с немцем оба буржуины. Среди погранцов была даже одна англоговорящая девушка, что нас весьма удивило. Записали наши имена, отлили по традиции бензин и мы получили штампы в паспорта. Немец предъявил свой отпечатанный на принтере пропуск; я — Дорожную грамоту.

— Нет, бесплатно здесь никто не возьмёт! — сообщили мне, уже в тысячный раз за мою жизнь, эту всегда ошибочную фразу. Пыля и урча, машины тронулись с поста в направлении далёких гор. А я остался у шлагбаума, потребляя воду, конфеты и лепёшку, имевшиеся у меня.

«Служба была интересная, но трудная. Я был водителем. Мы перевозили дизельное топливо нашим частям…», — рассказывает Рамиль Ризаевич. На вопрос о наиболее запомнившихся историях из армейской жизни он лишь с грустью произносит: «Бывали случаи… Могли в машине сгореть, взорваться». Это сейчас для нас слово «водитель» кажется обыкновенным. А в Афганскую войну оно имело иное значение. Тем более для водителя, перевозящего топливо. Каждый день мог оказаться для «топливозаправщика», или «гэсээмщика», как тогда их называли в армии, последним. Потому что он мог попасть под обстрел душманов (и не только их), сорваться в пропасть, подорваться на мине. Рамиль Ризаевич об этом умалчивает, потому что больно вспоминать. В Афганистан он попал уже через полгода после ввода советских войск. Попал тогда, когда были определенные трудности, когда все приходилось начинать с нуля. Но наши солдаты, несмотря ни на что, продолжали выполнять поставленные задачи.

Молодые солдаты даже и не знали, что едут в страну, в которой погибнет более десяти тысяч советских воинов, тысячи будут искалечены или попадут в плен. Рамиль Ризаевич также не предполагал, что будет участвовать в этой страшной войне. И сейчас, спустя много лет, ему очень сложно вспоминать то, что было тогда.

Вот как вспоминает Рамиль Ризаевич о своей службе: «Сначала, конечно, было страшно, но потом привыкали. Хотя условия были тяжелые. Жара под 50 градусов, отсутствие воды, вездесущая афганская пыль, похожая на дым. Даже слабый порыв ветра поднимал с земли цементообразный порошок и гнал его на много километров. Эта пыль забивалась всюду: в глаза, в горло, в нос, из-за плохой видимости трудно было вести машину. Только в октябре становилось чуть легче. В полдень уже не бывало того удушающего зноя, изредка воздух освежал слабый дождик». На равнине водители ездили быстро, но зато в горах скорость падала до черепашьей. А если еще и перевал бывал забит машинами, то приходилось изрядно постоять где-нибудь среди скал на высоте орлиного полета. А на дне ущелий лежали остовы сгоревших машин. Дороги в горах были настолько узкими, что там с трудом могла проехать только одна машина. Внизу, у населенных пунктов, движение становилось более оживленным. Попадались встречные афганские машины, перевозящие самые различные грузы. Но водители не должны были терять бдительность. Даже на подъезде к своей части они могли подорваться на мине или попасть под обстрел. Рамиль Ризаевич, продолжая говорить об армии, вспоминает: «У нас были свои задачи. Мы выполняли свой интернациональный долг. С населением мы почти не общались. Но крестьяне в кишлаках относились к нам дружелюбно». Хотя случалось всякое. Например, бачи (афганские дети лет 12-14) могли приветливо помахать водителю рукой, а могли запросто кинуть камень в проезжающую мимо машину. Когда колонна проходила слишком медленно, бачи могли что-нибудь стащить с проходящих машин. Солдаты в это время не успевали даже писать родным. Рамиль Ризаевич добавляет с грустью: «Дембельский альбом я не сделал. Из-за частых рейсов на это не хватило времени». После этих событий неудивительно, что самым важным для него стал момент увольнения. А за оказание интернациональной помощи он имеет несколько наград.

Пули-Хумри… Небольшой город в Афганистане. Во время афганских событий там находилась перевалочная база, откуда военные колонны уходили в Хайратон и Кундуз. Афгано-советский гарнизон, надежно защищавший жителей от душманских набегов. Именно там, в 449 батальоне материального обеспечения, провел свои армейские годы Максудов Рамиль. Он родился в1962 году, в селе Яксатово, в семье колхозников. После окончания 10 класса, в 1980, его сразу забрали в армию. В Афганистан…

счастлив. Теперь у него иной долг и другие заботы — совсем недавно он стал дедушкой. И вместе со своей женой Альфинур собирается заниматься воспитанием любимой внучки Альмиры. Следует отметить, что в селе — это единственный человек, который участвовал в Афганской войне. Поэтому интерес и отношение к нему должны быть особые. Наставления будущему солдату от такого воина особенно дороги: «Сейчас все уклоняются от службы. Не знаю, почему это происходит. Если причина в дедовщине, то это не повод. Ведь она есть всегда и везде. Она была и в Афгане. И, тем не менее, после армии становишься настоящим мужчиной. Поэтому будущий солдат должен прослужить и отдать свой долг».

Мы в итоге свою семью сохранили. Но я не знаю ни одного сына из моих сослуживцев, того периода, кто захотел бы стать военным.
В конце 90-х, начале 2000-х годов настали плохие времена для авиации, начали заниматься в основном коммерческими рейсами. Армия была не нужна, она разваливалась, выживали как могли, в основном держались за счет дикой коммерции.

Жили нормально, тогда ж Советский Союз был, всё было хорошо. Во всяком случае меня всё устраивало, а главное вера была в светлое будущее. У меня друг лучший был киргиз, не разлей вода. Я гордился тем, что я там вырос. Меня и в училище звали «киргизом». У меня до сих пор в Кыргызтане брат двоюродный остался, сестра. Больше по телефону общаемся, накладно нынче ездить. А я скучаю по тем дням и по малой Родине.

Рекомендуем прочесть:  При Этом Доли Как При Долевой Так И При Совместной Собственности Предполагаются Равными Если Иное Не Установлено Законом Или Договором

В деревянной ступе аборигены «пиво» делали. Это пойло мы назвали «пивом», хотя оно совсем не похоже на него. Я даже не знаю, что они туда намешивали. Собирали какую-то траву, кидали в ступу колоски, и все это перетирали, долбили, а затем закрывали сверху глиной. И этот напиток на солнце ставили бродить. На вкус — ужас, дышать невозможно, получалось что-то вроде браги. А папуасы с него веселились.

На самом аэродроме тоже была мешанина: тут куртки лежат, тут кирпичи, тут гробы, привозят трупы, кладут… И люди ходят, просто ходят бессмысленно, бездельно, туда-сюда…как зомби. Мародеры тоже рыскали, свои же! Кому-то горе, а кому-то мать родная. Моральное опустошение и бессмыслица.

А ведь меня же не хотели принимать! Я не прошел доктора из-за проблем с животом. И дело не в расстройстве. По моему животу водили иголкой, смотрели на реакцию: есть ли мышечные сокращения или нет. И вот одна половина работала нормально, а вторая сокращалась не полностью. По этому поводу целый консилиум собрали, решали, допускать меня к экзаменам или нет. Я конечно волновался, что из-за живота меня могут не взять, думал, всякое. Но мне дали добро. Перед врачом мы сдавали физическую подготовку, чтобы ее пройти, надо было приложить много усилий. Вот врачи и подумали, что живот мой не полностью сокращается из-за перенесенных нагрузок, от усталости.

Биография о военных водителях афганистана

Бой 9-й роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка у высоты 3234 и операция «Шторм-333» без преувеличения являются одними из самых известных афганских операций. И в том, и в другом случае специально подготовленным людям приходилось действовать в условиях численного превосходства и огневого сопротивления противника. Впрочем, воевать не числом, а умением советским военным в Афганистане приходилось не раз.
За три года до боя у высоты 3234, 25 мая 1985 года, гвардейцы 4-й мотострелковой роты 149-го мотострелкового полка приняли неравный бой с моджахедами «Исламской партии Афганистана», поддержку которым оказывал пакистанский спецназ «Черный аист». В ходе войсковой операции в ущелье Печдара рота попала в засаду и была окружена, однако на протяжении 12 часов 43 бойца отбивались от 200 боевиков. В практически неизвестном до недавнего времени эпизоде Афганской войны есть и другая драматичная деталь. Прикрывая своих, погиб младший сержант Василий Кузнецов. Окруженный, израсходовавший боезапас и получивший несколько ранений, Кузнецов вместе с собой последней гранатой уничтожил и пятерых боевиков.

Урал стал Юрию второй родиной. А родился он в Киргизии. Его отец — лесничий Арсланбобского заказника, раскинувшегося на отрогах Тянь-Шаня, Верик Эргашевич Исламов. Благодаря отцу и деду Юра с раннего детства стал познавать природу. В десять лет уже мог прицельно стрелять из отцовского охотничьего ружья, «читать» следы зверей, узнавать по голосам птиц. Мама Юры, Любовь Игнатьевна Корякина, — уралочка из города Талица Свердловской области.

С декабря 1979 года по апрель 1983 года Фарит Шагалеев находился в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу. В Афганистане его экипаж первым начал высаживать десанты на высоту свыше 3,5 тысяч метров, в том числе ночью. Десантировали маневренные группы, доставляли боеприпасы, вывозили раненных, выручали из самых безвыходных ситуаций. И все знали: если на помощь летит экипаж Шагалеева — все будет хорошо. Они несли удачу на борту вертолета и всегда оказывались на полметра впереди смерти.

История американского сотрудничества с афганскими моджахедами подробно рассказывалась историками в десятках фильмов, книг и статей. Специалисты поясняют, что весь масштаб «дружеской» помощи из-за океана далекому Афганистану не удается полностью подсчитать до сих пор. Но если про поставки ПЗРК «Стингер» написано много серьезных аналитических работ, то поставки других видов вооружения освещались лишь незначительно. Помимо денег и боеприпасов, завозимых в огромных количествах, в руки моджахедов попал и главный символ американской оружейной мысли — винтовка М-16. Однако столь же массового применения «американская мечта» в афганских горах не нашла. Ветераны войны в Афганистане отмечают, что применение винтовки ограничивал целый ряд обстоятельств.

Прошло минуты три. «Бросай оружие, шурави, выползай!» — приказал ему главарь банды через переводчика, подобравшегося с группой муджахетдинов на несколько метров к карагачу. В ответ летчик выставил кулак с гранатой и, хотя было далековато, с размаха метнул ее. Осколками было ранено несколько человек. Когда попытались перебежками подобраться к нему поближе, он вновь открыл огонь из автомата. Стрелял экономно, короткими очередями. Видимо, берег патроны. Скоро в небе появились самолеты и вертолеты. Увидев их, Фаттах забеспокоился. Сначала хотел отойти в кишлак, спрятаться, потом передумал, приказал скорее кончать с летчиком. По советскому офицеру били не только из винтовок и автоматов, но даже из гранатомета. Он был уже весь изранен, по-моему, у него не действовала одна рука, однако он продолжал отстреливаться.

В этом году мы отметим 100-летие Вооруженных Сил. Поздравляю всех с этой датой! Желаю жителям Кардымовского района здоровья, благополучия, удачи во всех начинаниях и делах. И чтобы на нашей земле никогда не было слышно звуков выстрелов, канонады взрывов. Мирного неба над головой! А молодым – встать в строй, выполнить свой долг перед Родиной.

После демобилизации из Вооруженных сил в 1998 году тяжело было найти себя на «гражданке». Армия – это вся моя жизнь. Военный пенсионер и отдых – понятия несовместимые. До сих пор работаю и надеюсь, еще принесу немало пользы своим трудом. Сегодня являюсь ветераном 5-ой Гвардейской дивизии и мы с ежегодно 5 мая ровно в 17 часов встречаемся с однополчанами на Поклонной горе в Москве. В Кардымово избран депутатом районного Совета депутатов и уже несколько лет возглавляю Кардымовский районный Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Работы хватает. Вот недавно был в Смоленске, где мне передали Кубок Союза воинов-интернационалистов, который будет вручен победителю лыжных соревнований памяти, погибших в Афганистане кардымовцев В. Морозова и В. Полонникова, 16 февраля в д. Каменка.

— В ноябре 1991 года переехал в д. Пнево Кардымовского района. Часто встречаемся с боевыми товарищами. Мансур Мазгарович приглашает побеседовать с молодым поколением. Стараюсь рассказывать только правду, какой бы горькой она не была. Говорю о том, как служил, как тосковал о доме и родной земле. Моя дочь, старший лейтенант, тоже стоит на защите Родины, внук думает поступать в школу прапорщиков.

— Местные нормально относились. Нас несколько раз даже девушки-комсомольцы встречали, без паранджи, с цветами. Едешь по Кандагару с рейда, а они выстроятся и машут букетами. Один запоминающийся случай — едем мы, БТР-ов штук 15, танки, а из «зелёнки» кричат в рупор: «Русские, сдавайтесь! Вы окружены». До сих пор это помню. Я думаю, техники и оружия много, как они нас побьют? Тогда нас не тронули. Мы далеко от той «зелёнки» были, но на всякий случай расположили машины по периметру и на посту по 2 человека около каждого БТР поставили. А потом, когда назад поехали, нас обстреляли с горы. Заранее приготовились, потому что знали, что обратно мы по этой дороге поедем.

— Конечно. Словами и не скажешь. Как был получен приказ отбыть в Афганистан, пришлось оставить дома беременную супругу. Нам один раз в два года был положен отпуск. Я поехал домой и впервые увидел свою дочку. Очень помогали письма, сами писали, получали нежный привет из дома. Конечно, скучали, но «есть такая профессия – Родину защищать». И наши близкие знали, что мы, в первую очередь, солдаты, а потом уже мужья, сыновья и отцы.

Змея спасла жизнь

Прочла. задумалась. правдоподобно? ну, кошки-собаки конечно, но -змея?
» История из моего далекого детства.
Жила я на Дальнем Востоке в военном гарнизоне и знаю массу военных историй, как
говорят, от первых лиц. Вот одна из них.
Рассказал офицер, служивший в свое
время в Афганистане. Далее от первого лица.
Я был водителем при полевой кухне и
развозил по утрам на блокпосты провизию. Как то по «малой нужде» остановился в
пустынной местности.
Пейзаж грустный, камни, песок сухие кустарники и…маленькая
кобра.
Решил животи нку подкормить, налил в жестянку немного молока и поехал по
своим трудовым делам.
И так каждый день, проезжая мимо этого места я
останавливался и поил мою новую знакомую молоком.
Со временем, она совсем
выросла и превратилась в большую кобру-красавицу.
В один прекрасный день я как и
прежде остановился у того места, и наливал молоко как из кустов на меня
бросилась моя кобра-красавица,
от неожиданности я не успел ничего сделать , она оплелась вокруг
моей шеи,
раздула свой капюшон и угрожающе зашипела. Сказать, что я никак не
ожидал такого поворота событий, ни сказать ничего,
в голове помелькало много
мыслей… «за что? » «почему? » и прочей философской чепухи…
ну и конечно было
жутко обидно, что кобра, явно поступала не по-товарищески.
При малейшей попытке
шевельнуться кобра еще жире раздувала капюшон и шипела, явно давая мне понять,
что мои телодвижения не желательны.
Прошло достаточно много времени с тех пор,
как я был «взят в плен», но неожиданно моя «подруга» ретировалась в кусты так же
молниеносно как и появилась с начала.
Разогнув затекшее тело я поспешил к
машине, выдумывая по пути как я буду объяснять столь дерзкое опоздание. Доехав
до места назначения я к ужасу понял, что объяснять свое отсутствие некому…
пока меня не
было, душманы перестреляли всех ребят на блокпосту, ни оставив в живых никого….