Закон о политических партиях рф

Федеральный закон от 11 июля 2001 г

21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 12 июля, 30 декабря 2006 г., 26 апреля 2007 г., 22, 23 июля, 8 ноября 2008 г., 5, 28 апреля, 12 мая, 19 июля, 17 декабря 2009 г., 6 мая, 4 июня, 3 ноября 2010 г., 5 апреля, 23 июля, 20 октября, 8 декабря 2011 г., 2 апреля, 2 октября, 1 декабря 2012 г., 2 апреля, 7 мая 2013 г., 28 июня, 21 июля, 14 октября, 24 ноября 2014 г., 3 февраля, 23 мая 2015 г., 2, 9 марта, 19, 28 декабря 2022 г., 5 декабря 2022 г., 3 июля 2022 г., 26 июля, 2 декабря 2022 г., 30 апреля 2022 г.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 10)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии
    • Статья 3. Понятие политической партии и ее структура
    • Статья 4. Законодательство Российской Федерации о политических партиях
    • Статья 5. Территориальная сфера деятельности политической партии
    • Статья 6. Наименование политической партии
    • Статья 7. Символика политической партии
    • Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий
    • Статья 9. Ограничения на создание и деятельность политических партий
    • Статья 10. Государство и политические партии
  • Глава II. Создание политической партии (ст.ст. 11 — 14)
    • Статья 11. Способы создания политической партии
    • Статья 12. Организационный комитет
    • Статья 13. Деятельность организационного комитета
    • Статья 14. Учредительный съезд политической партии
  • Глава III. Государственная регистрация политической партии (ст.ст. 15 — 20)
    • Статья 15. Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений
    • Статья 16. Документы, представляемые для государственной регистрации политической партии
    • Статья 17 (утратила силу)
    • Статья 18. Документы, представляемые для государственной регистрации регионального отделения политической партии
    • Статья 19. Сведения о зарегистрированных политических партиях
    • Статья 20. Основания для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения
  • Глава IV. Внутреннее устройство политической партии (ст.ст. 21 — 25)
    • Статья 21. Устав политической партии
    • Статья 22. Программа политической партии
    • Статья 23. Членство в политической партии
    • Статья 24. Руководящие органы политической партии и ее региональных отделений
    • Статья 25. Порядок принятия устава, программы политической партии и других важных решений
  • Глава V. Права и обязанности политической партии (ст.ст. 26 — 31)
    • Статья 26. Права политической партии
    • Статья 26.1. (Утратила силу)
    • Статья 26.2. Участие политических партий, не представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в пленарных заседаниях этих органов
    • Статья 26.3. Предложения политической партии о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
    • Статья 27. Обязанности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений
    • Статья 28. Имущество политической партии
    • Статья 29. Денежные средства политической партии
    • Статья 30. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям
    • Статья 31. Хозяйственная деятельность политической партии
  • Глава VI. Государственная поддержка политических партий (ст. 32)
    • Статья 32. Виды государственной поддержки политических партий
  • Глава VII. Государственное финансирование политических партий (ст.ст. 33 — 35)
    • Статья 33. Средства федерального бюджета, выделяемые политическим партиям
    • Статья 34. Финансовая отчетность политической партии
    • Статья 35. Контроль за финансовой деятельностью политической партии
  • Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах (ст.ст. 36 — 37)
    • Статья 36. Участие политических партий в выборах и референдумах
    • Статья 37. Признание политической партии участвующей в выборах
  • Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политических партий (ст.ст. 38 — 45)
    • Статья 38. Контроль за деятельностью политических партий
    • Статья 39. Приостановление деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
    • Статья 40. Последствия приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
    • Статья 41. Ликвидация политической партии
    • Статья 42. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии
    • Статья 43. Обжалование решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
    • Статья 44. Реорганизация политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
    • Статья 45. Последствия ликвидации и реорганизации политической партии
  • Глава Х. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 46 — 48)
    • Статья 46. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 47. Преобразование общероссийских политических общественных объединений и статус межрегиональных, региональных и местных политических общественных объединений
    • Статья 48. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Устанавливаются новые требования, предъявляемые к политическим партиям. Партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ. Общая численность членов политической партии должна составлять не менее десяти тысяч граждан РФ, при этом в каждом региональном отделении должно состоять не менее ста членов политической партии. Руководящие и иные органы политической партии, а также ее структурные подразделения должны находиться на территории РФ. Таким образом, Законом не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений. Определен также порядок создания и регистрации, государственной поддержки и финансирования партий.

Закон о политических партиях рф

1. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Особенности гражданско-правового положения политической партии как вида общественной организации (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) определяются настоящим Федеральным законом.

5. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства.

1. В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Федеральный закон от N 95-ФЗ (ред

4. В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.

Рекомендуем прочесть:  Как Узнать Есть Ли В Доме Общая Антенна

22. Вместе с предложениями о кандидатурах региональные отделения политических партий представляют высшему должностному лицу области (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти области), в состав которой входит автономный округ, документы и сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи.

1.1. Политическая партия и зарегистрированное в соответствии с законом иное общественное объединение, не являющееся политической партией, создавшие объединение или союз, целью деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, заключают соглашение в письменной форме. В таком соглашении предусматривается обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений при выдвижении списков кандидатов на указанных выборах включать в эти списки кандидатуры, предложенные данным общественным объединением или его структурными подразделениями, а также основания, по которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе не включать в список кандидатов ту или иную предложенную кандидатуру. В соглашении также предусматривается порядок, в соответствии с которым общественное объединение или его структурные подразделения предлагают кандидатуры для включения в список кандидатов, и указывается срок действия соглашения.

г) заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;

и) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ — на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

Особенности, связанные с участием политических партий в выборах депутатов Государственной Думы определяются Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Данным законом, в частности, определяется вид избирательной системы, применяемый на выборах депутатов Государственной Думы, особенности выдвижения кандидатов, состав и структура федерального списка кандидатов и условия, необходимые для его регистрации, порядок распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов и внутри каждого списка.

Федеральным законом «О политических партиях» регулируются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации. В нем получили закрепление правовые нормы и институты, определяющие понятие, цели деятельности политических партий, ограничения на создание политических партий, порядок их создания, регистрации, приостановления и ликвидации, основы внутреннего устройства, вопросы государственной поддержки и финансирования их деятельности. В рамках данного закона предметно определены и вопросы, связанные с условиями участия партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в выборах и правовые критерии такого участия.

Часть первая ст. 30 Конституции России закрепляет право граждан на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений, а часть вторая — запрещает принуждение к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем. Право каждого на объединение относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создавать объединения для защиты своих интересов и свободу деятельности общественных объединений. Как отметил в своем решении Конституционный суд Российской Федерации, ст. 30 Конституции «непосредственно не закрепляет право граждан на объединение в политические партии, однако, по ее смыслу во взаимосвязи со статьями 1, 13, 15 (часть 4), 17 и 32 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации названное право, включающее право создания политической партии и право участия в ее деятельности, является неотъемлемой частью права каждого на объединение, а свобода деятельности политических партий как общественных объединений гарантируется».

Указанные акты определяют невозможность ограничения права на свободу ассоциации, которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. В то же время Международный пакт не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции, а Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод —также и для лиц, входящих в состав административных органов государства. Кроме того, ст. 11 этой конвенции специально оговаривает возможность государств-участников вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев.

Многие региональные международные стандарты содержатся в документах Совета Европы, в том числе Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека, резолюциях ПАСЕ «О кодексе надлежащей практики в избирательных вопросах», «Об ограничении на деятельность политических партий в государствах — членах Совета Европы». В 2002 году подписана (и 11 ноября 2003 года вступила в силу) Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах —участниках Содружества Независимых Государств. Важное методологическое значение имели Декларация о критериях свободных и справедливых выборов (1994) и принятые в 1999 году Европейской комиссией Совета Европы «За демократию через право» (Венецианской комиссией) «Руководящие принципы запрета и роспуска политических партий».

· обеспечивая равенство возможностей для проведения избирательных кампаний. Государственная поддержка политической партии временно прекращается в случае приостановления деятельности данной партии на основании положений статьи 24 настоящего Федерального закона.

Государственное финансирование общероссийских политических партий, участвующих в выборах в федеральные органы государственной власти, производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или иными избирательными комиссиями. Порядок государственного финансирования избирательных кампаний общероссийских политических партий и порядок отчетности об использовании государственных субсидий на проведение избирательных кампаний определяются федеральным законодательством о выборах и нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В случае запрета деятельности политической партии ее государственная поддержка прекращается со дня вступления в законную силу решения суда о запрете деятельности политической партии, а авансированные выплаты, предусмотренные статьей 18 настоящего Федерального закона, возвращаются органу, осуществившему эти выплаты.

В случае неустранения политической партией нарушения, указанного в части первой настоящей статьи, орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данной политической партии, вносит в суд заявление о запрете деятельности (ликвидации) данной политической партии.

Регистрирующий орган в недельный срок со дня получения уведомления о создании отделения политической партии вносит сведения о создании отделения политической партии в соответствующий единый государственный реестр юридических лиц, взимает с указанного отделения регистрационный сбор, равный трем минимальным размерам оплаты труда, и выдает этому отделению свидетельство о государственной регистрации отделения политической партии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

3. Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.

Рекомендуем прочесть:  Срок Давности Привлечения К Дисциплинарной Ответственности При Неисполнении Поручения В Срок

1. В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

5. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства.

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

Закон от 11 июля 2001 г

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

3. После проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии.

3. Федеральный регистрирующий орган или территориальный орган федерального регистрирующего органа (далее — территориальный регистрирующий орган) в день получения уведомления и иных документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление.

4. В случае, если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается жертвователям. В случае невозможности возврата оставшиеся денежные средства и иное имущество организационного комитета обращаются в доход Российской Федерации.

2. В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Закон «О политических партиях» 2001 г. не допускал создания партий по принципам профессиональной, расовой, национальной религиозной принадлежности даже вопреки Конституции, запрещающей любые формы ограничения прав граждан по этим признакам. Он, вкупе с поправками к другим законам, по сути, блокирует участие регионов в политическом процессе. На Западе в конфликте «труд — капитал» интересы трудящихся защищали массовые рабочие партии, выросшие из мощного профсоюзного движения. Но в России профсоюзы играют сегодня еще менее значимую роль, чем партии. Если партии не могут представлять во власти социально-политические интересы общества, то какие же и чьи интересы они защищают, спрашивали критики Закона?

Следует отметить, что определение понятия «политическая партия» данный закон не содержит. Положения закона, касавшиеся политических партий, были закреплены в ст. 6 и 9 вышеназванного закона. Так, согласно ст. 6 закона в СССР могли создаваться и действовать общесоюзные, республиканские (союзных и автономных республик), межреспубликанские и местные общественные объединения, а также международные объединения. К общесоюзным общественным объединениям относились такие объединения, деятельность которых в соответствии с уставными задачами распространялась на территорию всех или большинства союзных республик и имеющие свои организации в этих республиках. При этом общесоюзная политическая партия или профессиональный союз должны были иметь своими членами не менее пяти тысяч граждан СССР.

Реализация Федерального закона «О политических партиях» и дальнейшее приведение российского законодательства в соответствие с ним повлекли за собой необходимость принятия нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.; также в новой редакции были приняты: Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

1. Политическая партия — это общественное объединение созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах самоуправления.

Россия всегда шла своим необычным путем, как в культурном развитии, так и в политическом. В настоящий момент ситуация может непредсказуемо измениться. Поэтому каждый гражданин должен для себя сделать четкий вывод, понять, что бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к устройству государства, политической власти, внутренней и внешней политике правительства он занимает.

Закон о политических партиях рф

Однако некоторые ученые, политики, специалисты настороженно отреагировали на ряд положений упомянутых документов. Ограничение числа партий не вызвало особых возражений, так как в реальности многие из «ушедших в небытие» партий существовали только на бумаге и не оказывали никакого воздействия на политическую жизнь страны.

«1. Политическая партия — это общественное объединение созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах самоуправления.

затрудняют политическую деятельность экстремистских партий и ставят определенный барьер для карликовых политических образований. Заложенные в законе механизмы контроля и воздействия носят скорее превентивный характер, однако все партии сознают возможность их задействования против них в любой момент. В частности, в послании Федеральному Собранию от 16 мая 2003 г. Путин достаточно жестко высказался за ужесточение контроля над финансированием партий, что не могло не быть воспринято партийными руководителями как предупреждение.

Закон еще больше отделяет власть и лишает граждан хоть минимальных рычагов воздействия на нее, утверждали некоторые аналитики. Короче говоря, рамки деятельности политической партии были значительно сужены. Такие партии не могут оказывать существенное влияние на политическую жизнь страны.

Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Также государством обеспечиваются соблюдение прав и законных интересов политических партий.

5. Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных организаций. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 30.04.2022 № 117-ФЗ)

1. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Рекомендуем прочесть:  Получение Путевки На Санаторнокурортное Лечение Детям Через Фсс Малоимущим

5. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства.

2. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии. (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)

Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.

Идеологическое и политическое многообразие в РФ

В Российской Федерации запрещается идеология, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции) .

В Российской Федерации на данном этапе действует достаточно развитое законодательство об общественных объединениях. Общие вопросы урегулированы в Федеральном законе «Об общественных объединениях», где дается понятие общественных объединений, определяются их виды, единые требования к формированию и регистрации.

Для современной России характерно утверждение принципа идеологического и политического многообразия. В ч. 1 ст. 13 Конституции РФ подчеркнуто, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. В Конституции РФ устанавливается также религиозное многообразие, свобода совести (ст. 14, 28); свобода мысли и слова, право поиска, получения, производства и распространения информации (ст. 29); свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества (ст. 44).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В соответствии с данным Федеральным законом организационно-правовыми формами таких объединений могут быть: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Общественные объединения в силу ч. 4 ст. 13 Конституции РФ равны перед законом. Данные конституционные нормы направлены, прежде всего, против монополии какой-либо одной партии или нескольких объединений. Равноправие общественных объединений распространяется на их права и обязанности как собственно в общественной деятельности, так и в организационно-хозяйственной сфере.

Мировой опыт показывает, что становление правовой государственности предполагает формирование общественных отношений, основанных на принципе политического многообразия. Различные требования этого принципа нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 19, 20, 21), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 1, 18, 19, 21, 22, 25, 26), в конституциях практически всех современных демократических государств.

Признавая принципы и нормы международного права составной частью российской правовой системы, Конституция РФ закрепляет идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом (ст. 13), а также комплекс прав и свобод, позволяющих гражданам участвовать в политической жизни страны как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 17, 18, 28 — 33). Так, статья 13 Конституции РФ установила, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

О политических партиях (с изменениями на 12 июля 2006 года)

10. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами. *23.10)

2. Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

3. Символика политической партии должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства. *7.3)

2. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий (далее — федеральный уполномоченный орган), о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, — см. предыдущую редакцию): *12.2)

2. Федеральный уполномоченный орган в день получения документов и материалов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Федеральный уполномоченный орган не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи для государственной регистрации политической партии (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ; дополнен с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

4. Федеральный уполномоченный орган ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размещает этот перечень с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого ее регионального отделения, а также тексты уставов и программ политических партий на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. На указанном сайте ежегодно размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

7. Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, также размещаются федеральным уполномоченным органом на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования в течение месяца после их утверждения.

«Российская газета» обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.