Гражданин Иностранного Государства Может Ли Взять В Аренду Земельный Участок

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЛИ ИНОСТРАНЦАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Обращая внимание на особенности заключения данного договора, необходимо отметить, что на практике многие земельные участки не выделены из общей площади земель сельскохозяйственного назначения и не имеют индивидуализирующих признаков. Так, органами местного самоуправления в нарушение действующего законодательства предоставляются в аренду земельные участки, расположение которых надлежащим образом не определено на местности.

        Аренда иностранцами и лицами без гражданства

Согласно закону арендатором может быть лицо, которое изъявило желание и заключило договор аренды земельного участка. При рассмотрении субъектного состава договора аренды земельного участка особое внимание нужно уделить иностранным гражданам, которые в соответствии с Земельным кодексом (ЗК) имеют право заключать договоры аренды земли, находящейся в собственности как у физического лица, так и в собственности муниципального образования
.
Субъектам РФ предоставлено право установления особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

        Содержание договора аренды земли

При рассмотрении особенностей заключения договора аренды земельных участков необходимо обратить внимание на содержание данного договора, которое позволяет отграничить его от других видов договоров, предусмотренных действующим законодательством.

Законодатель, предоставив гражданину, юридическому лицу, иностранному гражданину, лицу без гражданства право аренды земли на срок 49 лет, практически закрепил за арендатором землю на праве, которое в дальнейшем может перерасти в право частной собственности, поскольку 49 лет — это немалый промежуток времени, в течение которого на современном этапе могут возникнуть новые правоотношения, которые, в свою очередь, станут причиной изменения действующего законодательства.

Предоставляя иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам землю на правах аренды, законодатель не предусматривает предельный срок аренды, в течение которого иностранный гражданин вправе использовать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

ЗК РФ Статья 22

5.1. Передача арендатором, являющимся лицом, с которым заключен договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного ему для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования (за исключением передачи арендных прав в залог или обращения взыскания на переданные в залог арендные права в порядке, установленном Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»), допускается только в случае передачи указанным лицом прав и обязанностей по указанным договору об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договору об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования. Передача арендатором, являющимся некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного данной некоммерческой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования (за исключением передачи арендных прав в залог или обращения взыскания на переданные в залог арендные права в порядке, установленном Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»), не допускается.

5. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

6. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.

9. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

3. Обычно договор аренды земельного участка заключается на определенный срок. С его истечением прекращаются и обязательства по договору — земельный участок возвращается во владение и пользование собственника, а арендатор перестает владеть и пользоваться им. Закон предоставляет арендатору, надлежащим образом выполняющему свои договорные обязательства, преимущественное по отношению к другим лицам право на возобновление арендных отношений на следующий срок. В результате этого срочный договор аренды при надлежащем исполнении арендатором своих договорных обязанностей может длиться неопределенное время.

неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

Право предоставления земельного участка и расположенных на нем строений в аренду принадлежит их собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Земельное и гражданское законодательство предоставляет право сдачи имущества в аренду российским и иностранным физическим и юридическим лицам. Поскольку земля может находиться в государственной или в муниципальной собственности, то в качестве арендодателя в этих случаях выступают соответствующие государственные и муниципальные органы (по поручению собственника земли).

В случае если изъятие зарезервированного земельного участка происходит, то после прекращения срока резервирования срок аренды может быть продлен. При этом согласно п. 3 комментируемой статьи преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка принадлежит прежнему арендатору.

ГК РФ не упоминает о праве арендодателя распорядиться арендованным земельным участком, т.е. продать, обменять, подарить, заложить его и т.д., но это право принадлежит ему как собственнику имущества и с передачей земли в аренду не прекращается. Единственное, что следует заметить, — права арендатора при переходе права собственности к другому лицу остаются неизменными, что и гарантирует ГК РФ (ст. 617).

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Могут ли иностранные граждане или фирмы покупать землю в России

Какие земли могут приобретать иностранные граждане и иностранные компании в РФ? Какие документы нужны для оформления сделки купли-продажи земельных участков? А может ли иностранец или иностранная компания купить земельный участок в России? Обратимся к основному закону страны — Конституции РФ.

Как следует из разъяснений, лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Важно! Иностранные граждане, иностранные компании, лица без гражданства, а также компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2022 г. № 119-ФЗ (ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Законодательством РФ запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут предоставляться иностранцам только на праве аренды и то при условии, что они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности.

Рекомендуем прочесть:  Как работает приложение шагомер в смартфоне

Перечень приграничный территорий определен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г. № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Согласно п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее — ГК РФ), если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В Республике Алтай к приграничным территориям, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, отнесены территории Кош-Агачского, Усть-Канского и Усть-Коксинского районов.

Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» утвержден перечень таких приграничных территорий (далее — Перечень).

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее ЗК РФ) устанавливает, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п. З ст. 15 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 5 Закона № 101-ФЗ, в случае если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований ст. З и (или) п.2 ст. 4 Закона № 101-ФЗ, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу Закона № 101-ФЗ, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.

Другое дело — налогообложение расчетной выгоды от разницы процентных ставок. Как правило, заграничные ипотечные ставки на порядок ниже российских. Вот эту разницу в процентах, умноженную на стоимость недвижимости, и придется декларировать как налогооблагаемую базу и соответственно платить налог.

  • Налог на доходы от сдачи объекта в наем по договору аренды.
  • Налог на выручку от продажи зарубежного имущества.
  • Налог на доход при вступлении в права наследования.
  • Налог на выгоду, полученная от разницы процентных ставок по ипотеке.

    Все доходы, получаемые россиянами от распоряжения своей недвижимостью, в том числе и зарубежной, облагаются по ставке 13%. Исключение составляют активы, полученные по наследству. В России наследники (неважно какой очереди наследования) защищены от чрезмерного налогообложения. То есть налог не взимается лишь при условии, что унаследованное имущество не будет продано в течение определенного периода времени (3 года).

  • Разрешает ли российское законодательство приобретать россиянам недвижимость за рубежом?
  • Разрешено ли законами другого государства, чтобы иностранцы (в частности россияне) приобретали недвижимое имущество?
  • Какими налогами облагаются сделки, связанные с получением прибыли от распоряжения имуществом (например – сдача в аренду) или от его продажи, получения в наследство.

  • определить свое резидентство;
  • рассчитать базу налогообложения НДФЛ;
  • выяснить, не заключены ли соглашения об избегании двойного налогообложения со страной, где планируется покупка недвижимости;
  • определиться с источниками финансирования покупки.

    Поправки в Кодексе о земле изменят для иностранных граждан порядок приобретения земельных участков в Беларуси

    Другие новации Кодекса о земле предусматривают дальнейшие шаги по дедолларизации отношений в плане платежей за земельные участки – устанавливается определение кадастровой стоимости земельных участков, являющейся основой для внесения платежей за землю, в белорусских рублях.

    «Когда белорусский гражданин продает свою долю в праве собственности иностранцу, тот сталкивается с невозможностью завершить оформление сделки или чтобы это сделать, белорусский гражданин вынужден получить этот участок в долевую аренду с иностранцем, – пояснил причины этих изменений в Кодексе о земле Председатель Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев. – Чтобы права граждан Беларуси не нарушались и развивались сельские территории (85 % приобретаемых и наследуемых иностранными гражданами участков – в сельской местности и малых городах), предлагается разрешить совершение сделок с долями в праве на жилые дома, садовые домики вместе с долями в собственности на земельный участок».

    Уточняются перечень лиц, которым земельные участки предоставляются в постоянное пользование для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения, а также случаи, когда не взимается плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в госсобственности, при их предоставлении и заключении договоров аренды на новый срок с исчислением платы в белорусских рублях.

    На основании Указа Президента Республики Беларусь от 10 июля 2022 г. № 273 «О стимулировании использования электромобилей» закрепляется возможность использовать предоставленные земельные участки для установки зарядных станций для электромобилей, а также предоставлять расположенные на земельных участках капитальные строения или их части в аренду без изменения целевого назначения участков.

    С учетом Декрета Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» разрешается использование для предпринимательских нужд земельных участков не только по целевому назначению, указанному в документах единого госрегистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Например, участок предназначен для обслуживания склада, если предпринимательская деятельность не требует реконструкции здания, можно будет использовать участок и здание по иному назначению, не нарушающему общественное спокойствие, нормы и правила, без обращения в исполком за изменением целевого назначения участка.

    Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

    Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

    Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

    Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

    Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

    земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

    • использовании участка с грубым нарушением правил рационального использования, не в соответствии с целевым назначением, если его использование приводит к существенному снижению плодородия с/х земель и ухудшению экологии;
    • порче земель, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • неиспользование земельного участка, предназначенного для с/х производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен ФЗ. В этот период не включается время для освоения участка или время в течение которого участок не мог быть использован из-за стихийных бедствий и иных обстоятельств.

    Ответ: Заявление должно содержать следующую информацию: фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, место жительства, страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), кадастровый номер земельного участка (за исключением случая, когда земельный участок предстоит образовать), площадь испрашиваемого участка, кадастровые номера земельных участков, из которых предусмотрено образование испрашиваемого участка (в случае если информация о них внесена в кадастр), почтовый адрес заявителя и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, способ направления заявителю документов (лично, по почтовому адресу, адресу электронной почты или с использованием ФИС).

    • смерти гражданина, которому был предоставлен участок в пользование, и отсутствия наследников по закону и завещанию;
    • в случае передачи гражданином участка во владение и (или) пользование иностранному государству, иностранному гражданину, лицу без гражданства, иностранному юридическому лицу или юридическому лицу с долей иностранного капитала в уставном фонде, международной организации.

    Ответ: Нет, нельзя. В данном случае земельный участок передается гражданину на правах аренды на срок до сорока девяти лет (ст.10 ФЗ). Гражданин, с которым заключен данный договор аренды земельного участка, вправе приобрести земельный участок в собственность после истечения десяти лет со дня заключения данного договора аренды при условии предварительного перевода такого земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий.

    Таким образом, жители Камчатки могут с 1 июня 2022 года обратиться за предоставлением земельных участков на территории «пилотного» Усть-Большерецкого муниципального района, с 1 октября 2022 года – на территориях других муниципальных образований Камчатского края.
    Граждане Российской Федерации, не зарегистрированные по месту жительства на территории Камчатского края, могут обратиться за предоставлением участков на территории Камчатки, начиная с 1 февраля 2022 года.
    Необходимо отметить, что жители Камчатского края с 01.02.2022 также могут использовать свое право на однократное приобретение земельного участка и на территории других субъектов Российской Федерации, расположенных в ДФО (Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ).

    • вы не льготник или льготник, но не подтвердили нуждаемость в жилье;
    • вы выбрали не тот участок. Например, хотите получить в аренду землю, которая предназначена не для строительства дома, а под промышленные объекты или парк;
    • участок уже занят, или его предварительно согласовали другому человеку;
    • на участке есть строения;
    • участок изъят из оборота и зарезервирован для госнужд, относится к территории комплексного развития, нужен для обороны и безопасности;
    • участок заявлен на аукцион.

    Выбирать участок из тех, что администрация выставляет на аукцион, нельзя, но можно найти участок самостоятельно. Придется искать его на публичной кадастровой карте или обратиться к кадастровому инженеру, который платно сделает это за вас. Общепринятых цен на такие услуги нет — надо договариваться отдельно.

    Признание малоимущим. Это самый распространенный случай. Власти признают граждан малоимущими после того, как проанализируют их доходы и имущественное положение. В каждом регионе есть свой порог дохода — прожиточный минимум. Если доход ниже прожиточного минимума, это уже повод признать человека малоимущим. Но это не все.

    Например, кадастровая стоимость участка площадью 8,6 сотки в Тюменском районе — 114 735 Р . Выкупная цена получится всего 3442 Р : 114 735 Р × 0,3% × 10, где 0,3% — ставка земельного налога в Тюменской области, а 10 — кратность ставки для расчета цены выкупа участка в Тюменском районе.

    1. у вас нет жилья в соцнайме и вы не живете в семье человека, который получил жилье в соцнаем;
    2. у вас есть жилье в соцнайме или даже в собственности, но площадь на одного члена семьи меньше учетной нормы, которая установлена в вашем регионе;
    3. вы живете в помещении, непригодном для проживания;
    4. ваша квартира занята несколькими семьями и в одной есть тяжело больной, совместное проживание с которым опасно, например человек с открытой формой туберкулеза. При этом другого жилья у вас нет.
    1. Подбор участка. Он может быть осуществлён тремя способами: через публичную кадастровую карту, анализ представленных объявлений о сдаче если в аренду либо изучение представленных извещений о возможности заключения договора аренды.
    2. Первичное заявление. Оно направляется в соответствующие органы с целью выяснения возможности заключения договора аренды относительно конкретного участка;
    3. Подготовка кадастровых документов. Этот этап осуществляется в том случае, если ответом на первичное заявление стало извещение о возможности заключения договора, а также рекомендация оформить кадастровые документы, если участок ранее не ставился на кадастровый учёт;
    4. Основное заявление. На его основании происходит включение потенциального арендатора в список участников торгов на право заключения договора аренды либо вынесение постановления о заключении такого договора без торгов;
    5. Торги на право заключения договора аренды (проводятся в течение тридцати дней с момента объявления о них). В том случае, если на участие в них подана только одна заявка, торги считаются несостоявшимися, а договор будет заключен с единственным участником;
    6. Решение о заключении договора. Как уже говорилось выше, оно выносится либо на основании анализа заявления и всех приложенных к нему документов, либо по результатам проведения аукциона или конкурса;
    7. Подписание текста соглашения (на его подготовку, согласование взаимных условий, а также подписание обеими сторонами даётся срок не более тридцати дней с момента вынесения соответствующего решения);
    8. Получение свидетельства о праве пользования участком и внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. Этот этап является заключительными и должен быть осуществлён в срок не более десяти дней с момента подписания договора.
    Рекомендуем прочесть:  Поправки Улучшающие Положения Осужденных По 228 Части 2

    Статья 22 Земельного Кодекса, а также глава 5.1 этого нормативного акта дают подробное описание не только аренды, как одного из видов получения прав на использование земель различных категорий, но и того порядка, при соблюдении которого заключаемое соглашение будет иметь юридическую силу.

    • Публичное, которое размещается на официальном сайте администрации того или иного административного образования и содержит информацию о возможности заключения договора аренды в отношении конкретного участка. Сведения, содержащиеся в таком соглашении, носят публичный характер и общедоступны;
    • Частное, которое направляется непосредственно заявителю, а содержащиеся в нем сведения доступны только непосредственно адресату отправки этого документа.

    В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации право аренды земельных участков предоставляется следующим физическим и юридическим лицам:

    • Земли, расположенные вблизи объектов, обеспечивающих безопасность государства;
    • Земли, относящиеся к природным паркам, заповедникам и заказникам;
    • Участки, расположенные на территории закрытых административных образований;
    • Земли, находящиеся в зоне отчуждения при строительстве крупных инженерных сооружений и коммуникаций;
    • Земли, которые входят в прилегающие территории к атомным электростанциям, крупным транспортным узлам, а также оборонным предприятиям;
    • Земельные участки, расположенные вблизи границ государства нельзя арендовать иностранным гражданам и организациям.

    Могут ли иностранцы покупать землю в России: приобретение участка в 2022

    Некоторые иностранные граждане, переезжая в Россию, не хотят жить в квартире, а желают приобрести участок и дом. Например, если человек у себя на родине имел подобную недвижимость, то ему непривычно и тяжело будет жить, как говорят, «в клетке». В связи с этим актуален вопрос, может ли иностранец, имеющий ВНЖ или даже РВП, купить землю в России. В настоящей статье дадим на него развернутый ответ.

    В итоге: можно ли продать российскую землю иностранцу, постоянно проживающему в РФ, или гражданину зарубежного государства, который живет у себя на родине? Да, в принципе, это допустимо. Какой-то участок, расположенный не на границе и не имеющий стратегического, сельскохозяйственного назначения – вполне.

    Полного запрета на приобретение земли в собственность иностранными гражданами в РФ не существует. То есть, отвечая на поставленный вопрос, нужно говорить так: купить участок в России человек, прибывший из-за рубежа, может, но не любой. Ограничения установлены рядом законодательных актов:

    1. В Земельном кодексе РФ указано, что иностранцы и лица, не имеющие гражданства, не могут приобретать приграничные земли. Их перечень определяется Президентом РФ лично. Кроме того, учитывается содержание правовых актов, касающихся вопросов Государственной границы. Для наглядности, приведем пример: допустим, что иностранным гражданам разрешили покупать земельные участки на границе. Если соседнее государство захочет увеличить территорию, то оно, в лице своих граждан, может скупить всю приграничную российскую землю.
    2. В ЗК РФ определено, что приобретение земельных участков, находящихся в России, иностранными гражданами недопустимо, если объекты недвижимости являются «особо установленными». Что именно это значит – не уточняется. Но можно предположить, что это некие ценные земли в прямом или переносном смысле.
    3. Ограничительные нормы содержатся и в других правовых актах. ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» говорит о том, что указанные участки не могут быть получены в собственность иностранцами. Между тем государство понимает, что с экономической точки зрения невыгодно устанавливать полный запрет на использование данных земель мигрантами и организациями из других стран. Поэтому, например, фермер из Казахстана может приехать в РФ, арендовать несколько полей и выращивать сельскохозяйственные культуры. Важно знать, что участки, о которых идет речь, не допускается передавать по праву наследования гражданину другого государства. Пример: семья в РСФСР состояла из родителей и двоих детей. Один из сыновей уехал работать в Харьков (Украина), а другой – остался с родителями. После распада Советского Союза отец умер. Если ориентироваться на нормы Гражданского кодекса, то наследников в данной ситуации будет трое. Но нужно обратить внимание на состав имущества: квартира, автомобиль и земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственных нужд. Если никто не откажется от наследства, то квартира и машина будут поделены на троих, а вот земля может быть распределена только между наследниками, являющимися гражданами РФ.
    4. Законодательство об огородничестве и садоводстве тоже устанавливает определенные ограничения. Иностранец не может получить в собственность дачный участок.

    Договор купли-продажи заключается по месту, где расположена недвижимость. Оформление нотариусом не является обязательным условием. Исключение: например, приобретается дом и участок, и у объектов имеется несколько собственников. В остальных ситуациях, можно подготовить бумагу самостоятельно, если есть представление о том, как ее составить.

    Участок ИЖС для нерезидентов

    3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

    1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса,на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

    1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
    1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
    занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

    Практикуется и обмен объектов недвижимости на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации за рубежом. Так, распоряжением Правительства РФ от 28 мая 2001 г. N 731-р было одобрено приобретение в собственность Российской Федерации служебных помещений общей площадью 1960 кв. метров и 20 парковочных мест для автомобилей на подземном этаже здания «Экуи-тэбл Бэнк», расположенного в г. Манила (Республика Филиппины), путем обмена на находящиеся в федеральной собственности земельный участок площадью 4223 кв. метра, расположенные на нем здания общей площадью 350 кв. метров и два не завершенных строительством объекта служебно-жилого комплекса зданий бывшего Торгового представительства СССР в Республике Филиппины.

    Последняя позиция уже была предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, где не встретила поддержки, с чем в данном случае следует согласиться. Представляется, что как таковое наличие земельных участков в собственности иностранных граждан и юридических лиц не влечет посягательств на государственный суверенитет, поскольку все указанные участки подпадают под режим использования и охраны, установленный российским земельным законодательством. Из этого следует, что на правообладателей таких участков распространяются все те же требования и обязанности, что и на российских субъектов. Например, по этим участкам осуществляется государственный (или муниципальный) земельный контроль в общем порядке, а в случае выявления нарушений земельного законодательства правообладателям таких участков государственные (муниципальные) земельные инспекторы выносят предписания об их устранении в общем порядке и т.д. Что же касается возможных территориальных претензий иностранных государств, то, как показывает политическая история России, их предъявление имеет крайне мало взаимосвязей с характером землепользования иностранных граждан и обусловлено причинами совершенно иного порядка.

    Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях размещения Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь и Генерального консульства Российской Федерации в г. Бресте (Москва, 17 ноября 1997 г.) (с изменениями от 4 марта 2005 г.) Российской Федерации переданы в собственность различные объекты недвижимости. Земельные участки, занятые дипломатическими учреждениями, жилыми домами и иными объектами (включая даже дачу Посла Российской Федерации) — на 99 лет в безвозмездное пользование.

    Актуальность изложенной проблематики заключается еще и в том, что Конституция России, провозглашая многообразие форм собственности на землю (ст. 9), упоминает иные формы собственности, не раскрывая понятие последних. В связи с этим некоторые авторы отмечали, что в соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы выступают как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а значит, собственником государственного имущества выступает народ (который является еще и единственным источником власти) .

    Таким образом, российское законодательство не предусматривает права собственности иностранных государств на земельные участки, даже под дипломатическими учреждениями, в отличие от сложившейся практики ряда зарубежных стран, допускающих существование собственности Российской Федерации в их границах. Более того, очевидно, что иностранные государства в силу заключенных международных соглашений реально выступают в качестве арендаторов земельных участков, расположенных под дипломатическими учреждениями, хотя Земельный кодекс РФ такого субъекта земельных отношений, как иностранное государство, не упоминает в принципе. В этой части представляется целесообразным привести его в соответствие со сложившимися реалиями правовой жизни.

    Земля в аренду иностранцам

    1. арендатор повторно арендует этот же участок, воспользовавшись приоритетным правом по договору, но только в случае, если не было нарушений. Если же были выявлены нарушения, арендодатель не имеет право сдать эту землю на таких же условиях никому другому в течение года;
    2. автоматическая пролонгация – это когда срок договора уже истек, но владелец не возражает, чтобы арендатор продолжал пользоваться территорией. В этом случае срок пользования землей снова продлевается до максимального;
    3. заключение дополнительного договора, увеличивающего сроки прежде, чем закончится основной контракт.

    По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.4.

    Каждый землевладелец может сдать свой участок в аренду с целью получения прибыли. Причем, довольно часто это бывает даже выгоднее, чем его продажа. Для этого необходимо найти заинтересованного арендатора и составить с ним договор. При его правильном оформлении и соблюдении в процессе сотрудничества, обе стороны останутся в выигрыше, а аренда продлится долгое время.

    Рекомендуем прочесть:  Можно ли вернуть ботинки если они неудобные

    Следует учитывать тот факт, что право заключить соглашение на сдачу земли во временное пользование (ВРИ) имеет только полноправный владелец, в некоторых случаях лицо по доверенности. Если собственнику меньше 14-ти лет, вместо него, в этом случае, арендодателями могут выступать его родители или опекуны.

    Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

    Похожая ситуация и в Красноярском крае. Но местные власти твёрдо решили, что это ещё не повод связываться с китайцами. На будущий год для овощеводов-«хуацяо» краевое правительство не выделило ни одной квоты! Почему? Основная причина, побудившая власти пойти на крайние меры, – негодное качество продукции, производимой китайскими фермерами. По словам замглавы краевого управления Россельхознадзора Андрея Кулешова, в подавляющем большинстве проверенных хозяйств, организованных китайцами, содержание в почве опаснейшего для здоровья бензапирена значительно превысило предельно допустимые концентрации. Кое-где – аж в 50 раз! В половине образцов грунта превышена концентрация мышьяка. Практически в 100% образцов превышено содержание фтора. По сути это означает, что заражённые земли придётся изымать из оборота. Выращивать на них овощи опасно для здоровья. Так что дело даже не в том, что, как пошутил вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, «через 20 лет губернатором Забайкалья будет китаец». Дело в том, что земли у нас не останется. Пепелище одно.

    Помалкивают, впрочем, не все: к примеру, врио губернатора Еврейской автономной области Александр Левенталь рубанул давеча на петербургском экономическом форуме самую правду-матку. «Когда меня назначили, ко мне кинулись инвесторы: мы знаем, что вы сельскохозяйственная территория, будем развивать сельское хозяйство. Но в управлении сельского хозяйства мне сказали, что земли для инвестиционных проектов нет. Потому что вся земля роздана на лоскутки, порезана. Где-то есть российские фермеры, но, по моим данным, 80% земли контролируется китайцами: законно, незаконно, разными способами. В результате сельское хозяйство идёт в тупик, к катастрофе. 85% земель засаживается соей – культурой, которая убивает землю, если два-три года её сажать. Через пять лет вместо земли у нас останется пустыня, на которой ничего не растёт».

    Пусть их, китайцев. Не так давно в Приамурье 200 тыс. гектаров земли местные власти собрались продать корейцам по 50 рублей за гектар в год. На те же 49 лет. Сделав нехитрые вычисления, получаем 10 млн рублей в год. Плюс какие-то налоги с работников-мигрантов. Как-то негусто. Стоит ли овчинка выделки? Не стоит, убеждён депутат Госдумы коммунист Николай Харитонов: «Никакой выгоды нет. Да, эти пашни будут обрабатываться. Но эти люди там будут свои корни пускать, свою культуру насаждать, своё отношение к земле. Ничего хорошего я в этом не вижу. Амурская область всегда была житницей Дальнего Востока, её даже называли дальневосточной Кубанью. Урожаи риса и хлеба были если и не рекордными, то весьма и весьма достойными». «Я был там несколько лет назад, – сетует Харитонов. – Все поля зарастают чертополохом, а кое-где и лесом. Непонятные лица торгуют арбузами вдоль дорог, а больше там ничего нет». Так, возможно, нашу бесхозную землю и правда отдать иностранцам, раз у самих не доходят руки?

    «Мы против раздачи земли китайцам, – заявляет депутат приморского парламента Юрий Корнеев. – И это касается не только Забайкалья. В Приморье предприниматели из Поднебесной активно обустраиваются на наших землях. В Октябрьском районе края китайцы буквально выдавили местных фермеров. К тому же мы знаем, что остаётся на полях после их деятельности. Химикаты убивают всё живое. В Еврейской автономной области безработные сельчане слёзно умоляли бывшего губернатора открыть хоть какое-то сельхозпредприятие с русским фермером – китайцы наотрез отказывались принимать на работу местных, а брали только своих». В Биробиджане с должностей «попросили» курирующего сельское хозяйство зампреда правительства Леонида Петухова и главу областного сельхозуправления Олега Хараева. Может быть, пора попросить на выход и забайкальских чиновников?

    Корпорация Zoje Resources Investment намеревалась арендовать в Забайкалье то ли 115, то ли все 200 тыс. гектаров залежных земель и пастбищ за смехотворные 250 рублей за гектар в год. Общая сумма за 49 лет составила бы 1,5 млрд рублей. Это, простите, слёзы. Правда, китайцы намеревались инвестировать в сельское хозяйство региона ещё 24 млрд рублей, но слово «инвестировать» в данном случае едва ли корректно. Эти деньги получили бы китайские граждане, «хуацяо», осваивающие российскую землю.

    В свою очередь, п. 5 ст. 35 ЗК РФ определяет условия преимущественного права покупки или аренды земельного участка, если иностранное юридическое лицо имеет право собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, но не говорит об основаниях аренды без связи с правом собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке.

    Статья 22 ЗК РФ регулирует общие вопросы аренды земельных участков, но прямо не отвечает на поставленный вопрос, могут ли быть арендаторами иностранные юридические лица. В частности, п. 1 ст. 22 ЗК РФ указывает, что иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды.

    Пункт 3 ст. 15 ЗК РФ исключает иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц из круга собственников земельных участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

    По вопросу предоставления земель сельскохозяйственного назначения в ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорится, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

    Таким образом, в законодательстве нет четкого ответа на поставленный вопрос. ЗК РФ прямо не указывает, можно ли иностранным юридическим лицам иметь в аренде земельные участки остальных категорий земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения. Однако законодатель не запрещает иностранным юридическим лицам выступать в роли арендаторов земельных участков, из чего можно сделать вывод, что эти субъекты могут арендовать земельные участки.

    Для того, чтобы определить, кто является собственником испрашиваемого земельного участка, необходимо получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости посредством подачи заявления в многофункциональный центр либо заполнения на сайте Росреестра специальной формы.

    В целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган государственной или муниципальной власти, осуществляющий полномочия по распоряжению испрашиваемым участком.

    Так, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что иностранные граждане могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами Согласно (ч.3 ст. 15 ЗК РФ).

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане не могут приобретать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в собственность. Им может предоставляться только право аренды.

    Права иностранных граждан на землю в Российской Федерации

    С принятием в 2001 году и последующем вступлением в силу Земельного кодекса РФ многие вопросы участия иностранных граждан и юридических лиц на российском рынке земли были разрешены, чем была снята полная юридическая неопределённость в вопросах земельной собственности этих лиц в России. Существовавшее до принятия Земельного кодекса законодательство о земле ставило больше вопросов, чем давало ответов, создавая условия для коррупции, что в конечном счёте сдерживало поток иностранных инвестиций в Россию.

    Первым и наиболее существенным из всех ограничением гражданских прав иностранных лиц на российском рынке земли являются положения п.3ст.15 Земельного кодекса, согласно которым иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ и на иных установленных особо территориях РФ. Это положение выглядело бы достаточно безобидным и вполне позволяло бы иностранным гражданам и юридическим лицам приобретать земельные участки на территориях, которые являются приграничными в соответствии с законодательством о Государственной границе РФ, поскольку соответствующего Указа Президента РФ, который бы определял перечень этих территорий, не существует и по сей день. Однако Федеральный закон о введении в действие Земельного кодекса вносит в упомянутое положение существенные коррективы.

    Согласно п.5 ст.3 Закона, до установления Президентом РФ перечня приграничных территорий предоставление иностранным лицам земельных участков на территориях, являющихся приграничными в соответствии с законодательством о Государственной границе не допускается. И здесь нужно отметить одну очень интересную особенность правосознания российских правоприменителей, которое ещё продолжает работать по принципу «не пущать». Дело в том, что указанная норма Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса РФ повсеместно понимается чиновниками как запрет на предоставление иностранным лицам земельных участков на всей территории РФ. Таким образом, занимая подобную позицию, чиновники в данном случае отклоняются от буквы российского закона, что даёт поводы, а самое главное, основания для отмены в судебном порядке отказов в предоставлении земельных участков иностранным лицам на территориях, по закону не являющихся приграничными. При этом практика применения рассмотренных норм Земельного кодекса и ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» исходит из того, под термином «предоставление земельных участков иностранным лицам» понимается передача их иностранцам по различным основаниям государством (ст. 28 ЗК РФ). Что касается приобретения иностранцами земли у частных лиц, то такое приобретение юридически возможно даже в приграничных территориях.

    Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть вопрос участия иностранных граждан и юридических лиц на российском рынке земли по новому законодательству, необходимо начать издалека и сказать несколько слов об участии иностранных субъектов в общегражданском обороте, поскольку нормы законодательства в этой области создают необходимые предпосылки деятельности этих субъектов в сфере земельных правоотношений.

    Так, ст. 22 Земельного кодекса РФ провозглашает возможность иностранцев (причём, речь идёт только об иностранных гражданах и не идёт о юридических лицах) иметь земельные участки в Российской Федерации на праве аренды, то есть, другими словами, выступать арендаторами земельных участков по договору аренды. При этом статья в п.3 содержит очень важное положение, согласно которому иностранный гражданин, являясь арендатором земли, имеет весьма широкие возможности по распоряжению своими арендными правами на участок. Так, арендатор-иностранец имеет право:
    1) передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу;
    2) отдать арендные права в залог;
    3) внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества, то есть фактически инвестировать их в уставный капитал компании.
    Арендатор имеет право также отдать арендуемое имущество в субаренду, выступив субарендодателем. Причём очень важной особенностью является то, что осуществить распоряжение своими арендными правами иностранный гражданин имеет право в пределах срока договора аренды лишь при простом уведомлении арендодателя (п.,п 6, 7 ст.22 ЗК РФ). Это существенно отличает новое российское земельное законодательство от действовавшего ранее, по которому требовалось не просто уведомление, а согласие арендодателя. Обозначенное нововведение позволит значительно оживить российский рынок земли и освободить иностранных арендаторов от зависимости от чиновников в распоряжении своими арендными правами, если речь идёт об аренде земли, принадлежащей публичному собственнику.