Изменение вида разрешенного использования земельного госпошлина участка в 2022 году

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее — Классификатор) одним из видов разрешенного использования земельного участка является «блокированная жилая застройка», которая включает в себя размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23-26, 28-31, 61 и 80.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Также Классификатором предусмотрено, что в перечень видов разрешенного использования земельных участков входят земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства (с размещением на нем индивидуального жилого дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), а также земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства (с размещением на них жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры).

Учитывая изложенное, полагаем, что государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в случае, если вид разрешенного использования земельного участка установлен «для индивидуального жилищного строительства», «для ведения личного подсобного хозяйства», «для ведения садоводства», «для ведения дачного хозяйства». В случае, если вид разрешенного использования земельного участка установлен — «блокированная жилая застройка», то из представленных на государственную регистрацию документов, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, иных документов, полученных, в том числе по запросам государственного регистратора, можно однозначно установить, что на таком земельном участке расположен жилой дом, не предназначенный для раздела на квартиры (то есть объект индивидуального жилищного строительства).

Изменение вида разрешенного использования земельного госпошлина участка в 2022 году

Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на земельный участок, если право на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Предоставляются при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома.

Запрос на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму на Портале. Заявителем к интерактивной форме заявления прикрепляются электронные копии (электронные образы) документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2 — 2.5.1.1.6 Регламента, в формате Portable Document Format, с использованием архивации файлов ZIP. Электронные копии (электронные образы) документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2 — 2.5.1.1.6 Регламента, должны быть заверены средствами электронной подписи заявителя, представителя заявителя или иного лица, уполномоченного в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Запрос с приложенными электронными копиями (электронными образами) документов подписывается заявителем (представителем заявителя) с использованием электронной подписи. В случае подачи запроса физическим лицом, подписание запроса с приложенными электронными образами документов посредством электронной подписи не является обязательным. Документы, требующие нотариального удостоверения в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны быть удостоверены квалифицированной электронной подписью нотариуса в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I.

Разрешение залогодержателя права пользования земельным участком на изменение вида разрешенного использования земельного участка (заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Предоставляется в случае если земельный участок находится в залоге.

— Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, и земельного участка, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, и земельном участке, находящемся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, используемых по их целевому назначению.

Правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на здание, строение, сооружение, помещение, комнату (нотариально заверенная копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Предоставляется в случае если право на объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.

Плата за изменение вида разрешенного использования в 2022 году

Плата за изменение вида разрешенного использования (по другому — «плата за ВРИ») земельного участка существует в только в Москве и области. Введено такое положение было во втором чтении при принятии закона о присоединении Новой Москвы. С точки зрения федерального законодательства платеж мягко скажем «спорный». Кроме того, есть ряд исключений, когда он не должен платиться по действующим нормам. ИХ важно знать, чтобы защищать свои интересы.

Плата за изменение вида разрешенного использования вменяется только частному собственнику земельного участка. Положения о платности изменения вида разрешенного использования в Москве и области противоречит как минимум 4 федеральным кодексам Российской Федерации.

Таким образом, сразу отметаются все случаи приведения вида разрешенного в соответствие и случаи, когда увеличения кадастровой стоимость не произошло. Сюда же я бы отнес случаи преобразования участка. Например, выдел из участка под торговым центром, участка под парковку. Однако и само по себе увеличение кадастровой стоимости участка нельзя отнести к доходу налогоплательщика.

И, наконец, такая плата за изменение вида разрешенного использования не может быть оплатой государственных услуг, так как услуга сводится к тому чтобы изменить вид разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется федеральными чиновниками и по всей стране бесплатно. Согласно п.п. 1.,2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев прямо предусмотренных законом.

4. Плата за ВРИ противоречит Налоговому кодексу РФ. При этом такой налог (сбор) не установлен в качестве регионального в налоговом кодексе. Согласно п. 6 ст. 12 Налогового кодекса не предусмотренные в кодексе региональные налоги или сборы не могут быть установлены. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание. Чтобы удержать налог предполагается, что налогоплательщик получил какой-то доход, приобрел имущество, воспользовался каким-то благом.

Изменение вида разрешенного использования земельного госпошлина участка в 2022 году

Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.

В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.

Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.

Ответ для Татьяны.
Не у тех спрашиваете.
На момент покупки квартиры — ваш договор соответствует требованиям закона.
Он абсолютно законен и сейчас. Договор является основанием для регистрации права собственности. То есть вам нужно обратиться в Росреестр и зарегистрировать право общей совместной собственности, оплатив 2000 рублей на всех.
Вам сейчас НЕ НУЖНО регистрировать общую долевую собственность.
Скорее всего в доверенности нет полномочий на регистрацию права собственности, уточните это.

Ранее возникшие права признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости в настоящее время проводится по желанию их обладателей.

АВТОР САЙТА. Я с 2006 года занимаюсь сопровождением сложных и очень сложных сделок с недвижимостью и рада поделиться с вами своим опытом и знаниями. Я курировала более 1000 сделок, в 250 из которых, я прошла с клиентом весь путь до регистрации права собственности «рука об руку». Ни одна из моих сделок не была оспорена. На этом сайте размещено более 300 моих статей, из которых вы найдете ответы на ключевые вопросы о сделках с недвижимостью и регистрации права собственности в соответствии с последними изменениями в законах и процедурах. Материалы сайта соответствуют требованиям ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями от 30.04.2022 года. Сайт работает с 2015 года. Его уже посетили около 5 000 000 человек, каждый из которых получил самую свежую информацию о правильном оформлении сделки с недвижимым имуществом, и почти половина посетителей вернулись на сайт несколько раз. Это очень высокая оценка моей работы. Спасибо. Обязательно перейдите на главную страницу сайта — там важные статьи с последними изменениями. Получите проверенные знания и не сомневайтесь в своих силах. Наши дополнительные разъяснения и поддержку в документальном оформлении сделки вы можете получить обратившись с вопросом через живой чат в рабочее время ( у нас часовой пояс ЕКБ) (если у вас формы для переписки нет — значит ваш браузер его блокирует, измените его настройки). Вам помогут мои помощники, опытные специалисты по сделкам с недвижимостью: — Анастасия Бусько; — Алсу Алеева. С уважением и пожеланиями удачной сделки, Слободчикова Ольга Дмитриевна

Рекомендуем прочесть:  Образец Договора Купли-Продажижилого Дома С Земельным Участком В Ипотеку Сбербанк

Добрый день! По обязательству перед опекой требуется подарить 1/6 нашей квартиры малолетнему сыну. У нас с супругом общая долевая собственность — по 1/2. Получается мы должны подарить с мужем по 1/12 каждый сыну? и можно ДД оформить через МФЦ?Это требуется для того, чтобы продать квартиру моей мамы с 1/6 сына. Госпошлина по оформлению собственности доли сына тоже будет 2000руб?

Ответ для Геннадия.
При подаче заявления в эл.виде госпошлина составляет 70 процентов, т.е 1400. Оплатить можно через онлайн Сбербанк.Важно выбрать ваше региональное управление. На сайте есть статья.
Других документов не нужно. Главное правильно сформируйте заявление о регистрации права. Вам нужна ЭЦП

Изменение вида разрешенного использования земельного госпошлина участка в 2022 году

2(2). В случае присвоения проекту собственника (собственников) одного или нескольких земельных участков статуса инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда на территории города Москвы и заключения собственником (собственниками) одного или нескольких земельных участков, используемых для строительства одного или нескольких многоквартирных жилых зданий, соглашения о реализации инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда на территории города Москвы, при условии исполнения обязательств в полном объеме или в объеме обязательств в соответствии с этапом работ по созданию места приложения труда, предусмотренных таким соглашением, размер платы за изменение вида разрешенного использования одного или нескольких земельных участков, используемых для строительства одного или нескольких многоквартирных жилых зданий, рассчитанной в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка, подлежит уменьшению на величину, рассчитанную в соответствии с правовым актом Правительства Москвы и не превышающую размер неуплаченной платы за изменение вида разрешенного использования одного или нескольких земельных участков, используемых для создания одного или нескольких многоквартирных жилых зданий (далее — льгота).

1. Утвердить Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (приложение 1).

Если величина льготы меньше размера платы за изменение вида разрешенного использования одного или нескольких земельных участков, используемых для строительства одного или нескольких многоквартирных жилых зданий, рассчитанной в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка, при условии обращения собственника (собственников) одного или нескольких земельных участков в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка разница между размером платы за изменение вида разрешенного использования одного или нескольких земельных участков и величиной льготы подлежит уплате ежеквартально равными платежами в течение срока действия рассрочки, предусмотренной пунктом 3 настоящего Порядка, при этом на указанную разницу начисляются проценты в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка.

3.4. На весь срок действия рассрочки, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, ежеквартально начисляются проценты в размере действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы платы, указанной в пунктах 3.1-3.3 настоящего Порядка.

В случае неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств, в том числе обязательств в соответствии с этапом работ по созданию места приложения труда, предусмотренных соглашением о реализации инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда на территории города Москвы, часть платы за изменение вида разрешенного использования одного или нескольких земельных участков, используемых для строительства одного или нескольких многоквартирных жилых зданий, рассчитанная в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка, в размере, не превышающем размер льготы, а также проценты, указанные в пункте 3.(1) настоящего Порядка, подлежат уплате в полном объеме или в объеме, пропорционально уменьшенном на часть льготы, рассчитанной в зависимости от общей площади введенного в эксплуатацию места приложения труда, если такое место приложения труда создавалось в соответствии с этапом работ по созданию места приложения труда, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня направления собственнику (собственникам) одного или нескольких земельных участков, используемых для строительства одного или нескольких многоквартирных жилых зданий, соответствующего уведомления.

В Москве повысилась плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка – что необходимо знать инвестору

С 19 ноября 2022 года применяется скорректированный механизм расчета платы за изменение вида разрешенного использования (далее – «ВРИ») земельного участка, которая может подлежать выплате в Москве частным собственником или арендатором публичного земельного участка (за исключением участков в федеральной собственности). Утверждение нового порядка расчета привело к существенному повышению платы за изменение ВРИ.

  • плату за изменение ВРИ – сумму, которая уплачивается собственником земельного участка за смену ВРИ; или
  • арендную плату в увеличенном размере за находящийся в госсобственности земельный участок в связи с изменением порядка расчета размера арендной платы за земельный участок после смены ВРИ, выплачиваемой девелопером-арендатором такого участка.

По общему правилу изменение ВРИ как собственником земельного участка, так и его арендатором осуществляется бесплатно. Однако для Москвы законодательством предусмотрено исключение в виде необходимости вносить плату за изменение ВРИ на другой вид, допускающий строительство и(или) реконструкцию объекта.

Разумеется, инвесторы еще до приобретения соответствующей площадки учитывают стоимость изменения ВРИ в финансовой модели планируемого проекта. В результате внесенные изменения негативно повлияют на инвестиционные показатели девелоперских проектов и увеличат стоимость строительства объектов, а значит, и стоимость покупки/аренды недвижимости для конечных потребителей.

Постановлением Правительства Москвы № 2022-ПП от 19 ноября 2022 года (далее – «Постановление № 2022») были скорректированы механизмы расчета связанных с изменением ВРИ платежей для каждого из указанных случаев. Таким образом, изменения различаются в зависимости от того, находится ли застраиваемый земельный участок в частной или государственной собственности.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2022 N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 254-ФЗ) виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, указанных в статье 2 Закона N 254-ФЗ, определяются утвержденной документацией по планировке территории таких объектов инфраструктуры.

Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ.

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

Пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются в том числе территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Указание вида разрешенного использования образуемых земельных участков в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в иных случаях не основано на законе и не позволяет указывать его в межевом плане.

В соответствии с пунктом 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.

Таким образом, у участков, которые относятся к имуществу общего пользования и образуемых из земельного участка, предоставленного СНТ, может быть указан иной ВРИ, не соответствующий исходному, выбранный в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки.

Согласно пункту 4 статьи 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Пунктом 51 Требований к межевому плану, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921, также пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ (Далее – ЗК РФ) определено, что «вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации».

  1. согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на участки. Указанные лица могут использовать землю в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
  2. В силу пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
  • виды их использования не входят в перечень ВРИ;
  • их размеры не соответствуют предельным значениям, которые установлены градостроительным регламентом.

Отметим, что при образовании земельных участков из участков с разными видами разрешенного использования, можно выбрать любой ВРИ, который соответствует одному из ВРИ исходных земельных участков, при этом вновь образованный участок должен соответствовать предельным параметрам, установленными градостроительным регламентом.

Внесены изменения в описание вида разрешенного использования с кодом 2.0 «Жилая застройка». Теперь граждане, проживающие в жилых домах, расположенных на земельных участках с видом разрешенного использования «Жилая застройка», могут сдавать жилые помещения для временного проживания

В этом случае в акте обследования (в реквизите «Заключение кадастрового инженера») указывается причина неиспользования данных документов. Кроме того, установлена возможность включения в состав акта обследования не электронных образов документов, а «ссылок» на опубликованные и размещенные на официальных сайтах органа государственной власти, органов местного самоуправления или органов судебной власти документов либо «ссылок» на документы, если они доступны в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков дополнен видом разрешенного использования «виноградарство», что будет способствовать развитию отрасли виноградарства и виноделия, получения и систематизации информации о расположенных на территории Российской Федерации виноградных насаждениях, и дальнейшего полноценного функционирования системы учета виноградопригодных земель

Рекомендуем прочесть:  Выезд из эстонии на автомобиле

Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием винограда, было возможно исключительно на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования «садоводство», что в свою очередь не позволяло обеспечить для земельных участков, необходимых для выращивания винограда, особый режим их использования

Определен исчерпывающий перечень документов, включаемых в состав акта обследования, которые предоставляются в орган регистрации прав исключительно при их наличии в распоряжении у заказчика кадастровых работ и кадастрового инженера. При отсутствии таких документов подготовка акта обследования осуществляется без учета таких документов, и данное обстоятельство не является нарушением.

вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

На основании вышеизложенного, по мнению Росреестра, при поступлении от уполномоченного органа решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ранее установленный в отношении такого земельного участка основной вид разрешенного использования должен сохраняться и продолжать оставаться актуальным наряду с возможностью использования земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом разрешенного использования.

Согласно части 4 статьи 8, статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, сведения о виде разрешенного использования земельных участков, могут быть внесены в ЕГРН на основании соответствующего решения (акта), принятого уполномоченным органом государственной власти (органом местного самоуправления), направленного в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 32 Закона N 218-ФЗ и Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее — Правила).

Ответ: В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее — Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 36, частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) правообладатель земельного участка вправе выбрать любой вид разрешенного использования земельного участка из числа основных или вспомогательных видов, установленных градостроительным регламентом, что не предполагает необходимости издания каких-либо актов со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления (пункт 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2022 года). В то же время в соответствии со статьей 39 ГрК РФ заинтересованное лицо вправе получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка в порядке, предусмотренном данной статьей, что, в свою очередь, предусматривает необходимость принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения.

Как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка

Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.

Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. Дополнительно результат государственной услуги можно получить в МФЦ, где его распечатают и заверят подписью уполномоченного сотрудника и печатью МФЦ.

Установить условно разрешенный вид использования возможно в рамках государственной услуги, которую предоставляет комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

В случае если существующий вид разрешенного использования не соответствует действующему классификатору ВРИ, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, правообладатель земельного участка может обратиться за государственной услугой и установить соответствие существующего ВРИ классификатору. При этом для земельного участка устанавливается ВРИ согласно классификатору, по смыслу и содержанию соответствующий существующему.

Услугой установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору могут воспользоваться правообладатели земельного участка — собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Получить ее можно через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Иначе дело обстоит с видами разрешенного использования. Их поменять можно и даже проще, чем несколько лет назад. Если в вашей территориальной части Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) вы как собственник участка имеете право изменить ВРИ, тогда просто следуйте инструкции.

Согласно законам Российской Федерации, все земли делятся на ряд категорий: населенных пунктов; сельхозназначения; промышленного и социального назначения, а также некоторые другие. Только на земельных участках первых двух категорий закон разрешает строить жилье, и только эти территории имеют все права, чтобы устроить комфортную жизнь.

Еще до того, как запускать весь процесс, стоит учесть и другие факторы. Например, в смене категории откажут, если экологическая экспертиза оказалась отрицательной; если целевое назначение земли не соответствует землеустроительным документам; если участок относится к таким категориям, как пастбище, луг или нечто подобное.

Закон нашей страны не предусматривает переход земли из одной категории в другую по желанию собственника. Поменять ее с «сельхозназначения» на «земли, где можно возводить частный дом», не получится. Основанием для такого изменения может стать только новый утвержденный генплан территории. В этом плане администрация района должна предусмотреть такое изменение. Только в этом случае собственник имеет право подать ходатайство в администрацию о смене категории земельного участка.

Во-первых, при изменении категории земли поменяется и налог на нее. Но если землю в другой статус не перевели, а на участке сельхозназначения разрешили построить жилой дом, то налоговая ставка останется прежней. Покрытие изменения кадастровой стоимости участка — вот самая затратная часть. И платить за это должен собственник. Сумма может достигать 30% от стоимости земли. На стоимость процедуры повлияют также размер участка, услуги по подготовке документов, создание проекта будущего дома, а если будет необходимо, то и экологическая экспертиза.

Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.
Для изменения вида разрешенного использования земельных участков, как правило, действует следующий алгоритм.

1. Подготовка документов и представление их в администрацию по месту нахождения земельного участка.
Состав пакета документов определяется регламентом соответствующего административного образования. В числе таких документов могут быть:
1) заявление на имя главы местной администрации об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя;
3) доверенность на право представлять интересы (при обращении представителя) с точным указанием полномочий и приложением копии паспорта;
4) копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
5) схема расположения земельного участка (ситуационный, адресный план), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков;
6) копии документов государственного кадастра недвижимости на указанный в обращении земельный участок (копии выписок из сведений государственного кадастра недвижимости по формам КВ.1, КВ.2, КВ.3);
7) заключение (согласование) арендодателя земельного участка по вопросу изменения вида разрешенного использования в случае, если земельный участок принадлежит заявителю на правах аренды (выдается арендодателем (собственником) земельного участка);
8) копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на здание (строение) или сооружение, расположенное на этом земельном участке, при его наличии;
9) утвержденный проект планировки территории, в границах которой расположен земельный участок.
В зависимости от категории земельного участка указанный выше перечень документов может отличаться.
Срок рассмотрения документов составляет, как правило, не более 60 дней с учетом проведения публичных слушаний и 30 дней — при отсутствии необходимости в публичных слушаниях.
Как правило, эта услуга предоставляется бесплатно. Однако за изменение вида разрешенного использования земельного участка в пределах г. Москвы и Московской области на другой вид использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, предусмотрена плата, которая определяется законодательством г. Москвы и Московской области соответственно (ч. 1 ст. 22 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57).

Градостроительным кодексом РФ установлено, что порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка определяется правилами землепользования и застройки. Однако на 17.10.2022 в Москве и Московской области и во многих муниципальных образованиях МО такие правила не приняты. Поэтому действует общая процедура, когда решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

2. Получение решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления, проведенных публичных слушаний выдается решение главы муниципальной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка или письменный отказ в предоставлении услуги. Отказ можно обжаловать во внесудебном и в судебном порядке.
На основании решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в государственный кадастр недвижимого имущества. Сведения о необходимости внесения изменений направляются в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним местной администрацией самостоятельно.

3. Внесение изменений в кадастровый учет земельного участка.
Можно подать заявление о кадастровом учете изменений земельного участка через сайт Росреестра. Документы при этом должны быть подписаны квалифицированной цифровой подписью заявителя и кадастрового инженера.
Заявление и иные документы можно также подать в бумажном виде лично или по почте в орган кадастрового учета по месту нахождения земельного участка.
Помимо заявления представляются оригиналы или нотариально заверенные копии:
— свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок;
— решения главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
— межевого плана.
Срок рассмотрения документов составляет 10 рабочих дней.
В результате вы должны получить кадастровую выписку о земельном участке, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о новом виде разрешенного использования земельного участка.

Важно: информационную систему обеспечения градостроительной деятельности ведут органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, в зависимости от места расположения земельного участка (например, если земельный участок расположен в каком-либо районе Новосибирской области — обращаться необходимо в администрацию соответствующего района). Указанные сведения представляются за плату в течение 14 дней после представления документа, подтверждающего оплату.

Рекомендуем прочесть:  Кто Живет В Чернобыльской Зоне Какие Льготы На Транспортный Налог В Тульской Области Арсеньевский Район

— не требуется дополнительного разрешения при выборе основного и/или вспомогательного вида использования земельного участка; для изменения на условно разрешенный вид использования необходимо обратиться в орган местного самоуправления для получения соответствующего разрешения;

— если земельный участок застроен объектами недвижимости, вид использования земельного участка должен совпадать с назначением таких объектов (например, на земельном участке для индивидуального жилищного строительства не может располагаться автозаправочная станция);

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области) является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Руководителем Управления Росреестра по Новосибирской области является Светлана Евгеньевна Рягузова.

Установление (изменение) вида разрешенного использования земельного участка

В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) правообладатель земельного участка (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) вправе выбрать любые основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков без дополнительных разрешений и согласования. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляется совместно с ними (ст. 37 ГрК РФ).

В случае, если сведения о соответствующей территориальной зоне, в которой расположен земельный участок не внесены в единый государственный реестр недвижимости, то к Заявлению об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости прикладывается справка, выданная уполномоченным органом местного самоуправления (в том числе Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета) об отнесении соответствующего земельного участка к определенной территориальной зоне.

2. На основании постановления (решения) об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка, принятого уполномоченным органом. Такое постановление (решение) может быть подано в орган кадастрового учета самим правообладателем земельного участка с заявлением об учете изменений, или может быть направлено принявшим его органом в порядке информационного взаимодействия.

В этом случае для изменения сведений единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка на бланке Заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости в графе «Иные предусмотренные законодательством РФ сведения» раздела 3.1.1 указываются реквизиты акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, реестровый номер границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс) в соответствии с правилами землепользования и застройки, выбранный правообладателем вид разрешенного использования земельного участка (в точном соответствии с видами разрешенного использования, указанными в Правилах землепользования и застройки).

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

В п. 8 документа установлено, что градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

Илья Прокофьев обратил внимание на п. 7 обзора, согласно которому муниципалитет не вправе отказывать в установлении вида разрешенного использования земельного участка, если вид разрешенного использования не был определен при его предоставлении. «Данная категория споров наиболее распространена в судебной практике, поскольку с такими заявлениями обращается огромное количество владельцев и собственников земли, которым они были предоставлены до 2001 г., то есть до принятия ЗК РФ», – пояснил он.

Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Как указано в преамбуле документа, обобщение судебной практики направлено на ее унификацию при разрешении судами соответствующих споров.

Рассматриваемая позиция, как считает эксперт, существенно ограничивает права администраций и указывает на необходимость буквального толкования федеральных норм. А ее закрепление позволяет рассчитывать на то, что общественный интерес, право человека на благоприятные условия жизни и равные возможности при землепользовании станут приоритетными в спорах.

В качестве самой значимой для практического применения правовой позиции партнер, руководитель практики «Межевание, кадастр, регистрация» ООО «Содружество Земельных Юристов» Юлия Бузанова выделила п. 1 обзора. Согласно ему, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки частный собственник земельного участка самостоятельно выбирает основные и вспомогательные виды разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Распространенными категориями, которые наиболее часто переводят в другое использование, являются земли населенных пунктов, а также сельхозназначения. Изменение разрешения касается, как правило, получения возможности построить жилой дом, зарегистрировать и прописаться для постоянного проживания. А для этого участок должен иметь статус ИЖС.

  1. Далее следует подготовка документов и предоставление в местную администрацию по нахождению участка, если требуется проведение публичных слушаний, или в орган Росреестра. Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.
  2. Принятие решения о смене категории разрешенного использования земли в компетенции земельного комитета органа местного самоуправления. Точную информацию можно посмотреть на сайте администрации.

Наиболее наглядный пример связан со строительством жилого дома на землях КФХ, поскольку в Классификаторе ВРИ нет такого вида использования участка. Поэтому муниципалитеты не выдают разрешение на постройку, так называемого, дома фермера. Можно уточнить в ПЗЗ администрации, относится ли возведение жилого помещения к условно разрешенному для данного надела. Проблема может решиться, если основной ВРИ заменить на условно разрешенный или назвать дом хозяйственной (складской) постройкой. Но прописаться в нем будет невозможно.

При рассмотрении заявления принимается решение в пользу жителей проживающих на этой территории. Чтобы получить положительное заключение, необходимо указать в заявлении всю очевидную пользу для развития инфраструктуры поселения. Если будут соблюдены все градостроительные, а также противопожарные нормы, то дается соответствующее одобрение.

Зачастую возникает потребность перемены разрешения на использование не только для возможности строительства жилого дома, но и для проектов коммерческого направления. Например, автостоянки или комплекса для занятий спортом. Любое изменение должно производиться с согласия комиссии при администрации.

Последнее уточнение по данному шагу сделки с недвижимостью: за банковские услуги необходимо заплатить комиссию банку. Распределение комиссии между сторонами — вопрос договорной, каждый раз решается индивидуально (оплачивает одна из сторон или пополам), в целом вопрос с дополнительными расходами нужно обговорить заранее с покупателем и распределить их бремя, учесть их в стоимости недвижимости (к таким расходам относятся комиссии банка, нотариальные расходы при необходимости, расходы на получение документов, услуги юриста при привлечении специалиста для оформления сделки, госпошлина за регистрацию).

При отправке документов по почте подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, сделка с жилым помещением должна быть нотариально удостоверена, к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность (паспорт).

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

Последнее уточнение относительно оформления покупки дома и земельного участка: законодательством не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, если они принадлежат одному лицу. Поэтому одним из важнейших условий договора купли-продажи земельного участка с домом является точное формирование его предмета, в котором необходимо указать все идентификационные признаки отдельно по дому и отдельно по земельному участку.

Если вы не оформляли ранее налоговый вычет в связи с покупкой недвижимости или не использовали его в полном объеме, то вы вправе оформить его при покупке жилого дома, земельного участка под ИЖС или земельного участка с построенным жилым домом и вернуть НДФЛ. При оформлении сделки купли-продажи подобного земельного участка в ипотеку в будущем собственник может оформить налоговый вычет на уплаченные банку проценты за пользование кредитом. Подробнее об оформлении налогового вычета при покупке земельного участка и покупке в ипотеку читайте здесь.

Информация; Росреестра от

Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием винограда, было возможно исключительно на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования «садоводство», что в свою очередь не позволяло обеспечить для земельных участков, необходимых для выращивания винограда, особый режим их использования

Определен исчерпывающий перечень документов, включаемых в состав акта обследования, которые предоставляются в орган регистрации прав исключительно при их наличии в распоряжении у заказчика кадастровых работ и кадастрового инженера. При отсутствии таких документов подготовка акта обследования осуществляется без учета таких документов, и данное обстоятельство не является нарушением.

Предусмотрена возможность строительства, реконструкции и эксплуатации на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка.

В этом случае в акте обследования (в реквизите «Заключение кадастрового инженера») указывается причина неиспользования данных документов. Кроме того, установлена возможность включения в состав акта обследования не электронных образов документов, а «ссылок» на опубликованные и размещенные на официальных сайтах органа государственной власти, органов местного самоуправления или органов судебной власти документов либо «ссылок» на документы, если они доступны в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

Внесены изменения в описание вида разрешенного использования с кодом 2.0 «Жилая застройка». Теперь граждане, проживающие в жилых домах, расположенных на земельных участках с видом разрешенного использования «Жилая застройка», могут сдавать жилые помещения для временного проживания