Метод мозгового штурма что это

Что такое брейнсторминг (метод мозгового штурма): этапы и правила проведения

Brainstorming method в переводе с английского означает “метод мозговой атаки”, или метод мозгового штурма. Это оперативный способ решения задач, который предполагает командную работу, направленную на генерацию максимального количества идей за короткий промежуток времени.

Двухэтапный подход к решению проблем был описан древнеримским историком Корнелием Тацитом, который исследовал быт германцев. В своих работах он описывал, как те во время пиршеств обсуждали важные для своего народа вопросы о примирении враждующих, о выдвижении вождей, о заключении браков. Они считали, что именно в таком состоянии душа более расположена к откровенности. На следующий день те же самые беседы возобновлялись, но уже на здравую голову.

Помните пословицу “Одна голова хорошо, а две – лучше”? В ходе исследований было выявлено, что коллективная генерация идей намного эффективнее индивидуальной. При грамотном применении брейнштурма число креативных решений в разы превышает количество идей, которые мог бы выдать один человек.

Бытует мнение, что техника мозгового штурма лучше всего показывает себя в сфере маркетинга и рекламы. Это не так. Использовать метод можно абсолютно в любой сфере, будь то научная деятельность или повседневная жизнь. Если требуется оперативно найти выход из какой-то сложившейся ситуации, метод брейнсторминга придется как нельзя кстати.

Еще более древний пример, который демонстрирует признаки техники мозгового штурма, можно найти в 700–600 годах до н. э. в римской провинции Вифинии (территория современной Турции). По словам историков, у местных жителей был обычай: столкнувшись с заболеванием, которое они не знали как и чем лечить, члены семьи больного выносили его на всеобщее обозрение. Так любой прохожий мог поделиться своими суждениями и опытом на предмет того, чем же может страдать человек и что с этим делать.

  1. Насыпать груз до края. В этом случае перетекать ему некуда.
  2. Прижать концентрат большими щитами.
  3. С помощью перегородок разделить трюм на несколько частей.
  4. Забрызгать пенополиуретановой жидкостью. Так делают при перевозке зерна.
  5. Мочить груз, а после заморозить его.
  6. Намагнитить.
  7. Под груз подложить подушку. Накачать ее воздухом. Она поднимется и плотно прижмет концентрат к потолку.

Мозговой штурм придумал Алекс Осборн. У него была интересная и насыщенная жизнь. Он работал на стройке, посыльным, клерком, чтобы заработать на обучение. С 21 года он был полицейским репортером, продавцом, учителем. Следующая должность – помощник управляющего на заводе.

  1. Многие стесняются участвовать в обсуждениях. Спокойная же обстановка при мозговом штурме онлайн располагает их к созданию необычных, уникальных идей.
  2. Предложенные решения сразу фиксируются.
  3. В чате или на форуме члены рабочей группы могут высказываться одновременно.
  4. Этот метод проведения мозгового штурма требует минимум затрат.
  5. Полученные идеи и решения легче обработать.
  1. Обязательно нужна подготовка. Ее начинают за пару дней до начала мероприятия. Это дает участникам возможность заранее изучить проблему и найти варианты ее решения.
  2. В мозговом штурме должно участвовать как можно больше людей. Много участников – много идей.
  3. Поставленная перед рабочими группами задача должна быть досконально изучена. Это поможет увидеть ее суть. Участники будут настроены на одну волну. Не возникнет недопонимания, противоречий.
  4. Всем, кто участвует в мозговом штурме, нужно делать записи. Чаще всего эту обязанность возлагают на ведущего. Но он тоже человек, что-то упускает или не замечает. Поэтому лучше, если участники также будут делать пометки.
  5. Это правило смело можно назвать самым главным – не критикуйте. Не стоит осуждать, даже если сказанное человеком кажется глупостью, абсурдом. Может быть, это предложение после доработки и улучшения реализуется в жизни. Помните: критика может отбить у человека желание продолжать обсуждение. А этого допустить нельзя.
  6. Если вы участник, предлагайте больше вариантов. Не стесняйтесь. Озвучивайте все приходящие в голову мысли. Делайте это даже тогда, когда кажется, что лучшее предложение уже прозвучало.
  7. Для получения идей привлекайте к работе дополнительных участников. Пусть это будут посторонние люди или сотрудники, которые не принимают участия в мероприятии.
  8. Объединяйте идеи между собой. Особенно удачен этот совет, если предложения сделаны людьми разного ранга, специальностей, должностей.
  9. Чтобы информацию было удобнее воспринимать, пользуйтесь плакатами, схемами, досками.
  10. Смоделируйте ситуацию, в которой все пойдет не так, как хотелось бы. А теперь подумайте, как повернуть ее в свою сторону? Найдите дополнительные варианты. Подготовьте себя к такому повороту событий психологически и морально.

В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

15 способов превратить мозговой штурм в результат «огонь»

«Талант выигрывает игры, а команда чемпионаты». Так однажды сказал Майкл Джордан и оказался прав. Любое успешное решение, будь то выигранный чемпионат или релиз нового продукта в IT команде, достигается усилиями каждого отдельного человека. С чего начинается командный путь к успеху?

  1. Перед дискуссией все участники узнают о проблеме, которую предстоит обсуждать. Им нужно некоторое время, чтобы составить собственное мнение о том, как наилучшим образом выполнить задачу или решить проблему.
  2. Формируется группу из двух человек. Они начинают обсуждение проблемы между собой.
  3. В группу добавляется третий участник. Он/она представляет свои идеи первым двум участникам, прежде чем услышать их идеи, которые уже обсуждались. После того, как все три участника изложили свои индивидуальные решения и идеи, они обсуждают варианты вместе.
  4. Процесс повторяется с добавлением четвертого человека и т. д.
  5. Окончательное решение достигается после того, как все участники представили свои идеи поочередно и обсудили их со всеми.

Метод Stepladder – это поэтапный подход, который вовлекает всех членов группы и позволяет каждому быть услышанным. Техника полезна застенчивым, скромным, спокойным людям выйти на первый план и повлиять на мнение других. Для решения проблемы – это множество разных точек зрения и индивидуальных предложений.

Этот метод считается сегодня эффективным для повседневной жизни и для профессиональных решений, так как позволяет учитывать мнения всех людей, с помощью последовательного объединения предложений и выводов. Этим он похож на технологию Stapladder. Но подход к мозговому штурму здесь другой.

Очень часто от одной формулировки цели зависит глобальный исход кампании. Как говориться, как лодку назовешь… Чем больше четких исходных данных будет предоставлено каждому участнику, тем эффективнее пройдет мозговой штурм. Здесь не нужно придумывать велосипед: ставьте свои цели, например, по принципу SMART.

  • Есть ведущий, который озвучивает проблему собравшимся.
  • Каждый участник записывает собственное решение на лист бумаги.
  • Листы с записями передаются по часовой стрелке следующему.
  • Каждый следующий должен придумать свою идею на основе записанной и также ее записать.
  • Листы передаются и раунды повторяются пока каждому члену команды не вернется его лист. В результате, каждый участник получает свой «банк идей». Начинается обсуждение.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это метод коллективного продуцирования свежих оригинальных идей, которые базируются на свободном высказывании ассоциаций. Общий смысл метода составляет то, что групповая работа позволяет сгенерировать такие идеи, которые отдельному человеку не могли и в голову прийти. Даже из одной мысли может развиться целый ряд идей, так как один человек высказывает, второй развивает идею, а третий её завершает. Этот метод позволяет объединить в одном процессе самых разных людей и если группа находит решение, её участники становятся приверженцами реализации идей. Применение метода в бизнес-организациях улучшает качество работы команды.

Рекомендуем прочесть:  Если Сотрудницп В Отпуске По Уходу За Ребенком До 1,5 Лет Рожает 2-Го Ребенка Можно Ли Просто Продлить Ей Отпуск По Уходу За 1-М Ребенком

Мозговой штурм, как метод обучения может легко применяться в школах, вузах, на различных тренингах, курсах. Мозговой штурм, как метод обучения предполагает наличие лидера, которым становится учитель, преподаватель, ведущий или участник группы, которого выбирают.

Прием мозговой штурм обладает большими преимуществами, чем некоторые другие методы. Разнообразие решений достигается благодаря тому, что группу мозгового штурма составляют специалисты одной деятельности, которые отличаются по опыту и знаниям, поэтому видят решение проблемы по своему, по-разному. Плюс данного приёма заключается в том, что целая группа всегда дает больше эффективных результатов, нежели единичные идеи отдельных лиц. Во время применения данного метода возникают интересные аналогии на стыке разных дисциплин и сфер человеческой практики, которые активно обсуждаются другими специалистами.

Для организации мозгового штурма отбирается группа из квалифицированных экспертов. Оценки каждой идеи и выводы совершаются в процессе заседания. Экспертов распределяют на две группы. Первой группой генерируются идеи и выставляются оценки, второй – они анализируются. Критика любых идей категорически запрещается. Те идеи, с которыми соглашается большинство экспертов, считаются самыми верными и берутся во внимание.

Прием мозговой штурм разрабатывается специально, чтобы получить максимальное количество разнообразных предложений. Эффективность данного метода просто поразительна, так в среднем, шестеро индивидов могут за полчаса сгенерировать сто пятьдесят непохожих идей. Группа разработчиков никогда бы не пришла к такому количеству идей при использовании обычных методов, они даже не смогли бы поверить, что решаемая проблема сможет иметь такое большое разнообразие аспектов.

Если вы пытаетесь вовлечь в брейнсторминг новый коллектив, в котором участники еще плохо знают друг друга либо не раскрыли пока в себе креативность и лидерские качества, может возникнуть обратная проблема — все будут молчать. В таком случае хороший модератор должен сам инициировать процесс, предложив первые идеи либо сформулировав четкие инструкции — например, что все должны высказываться по очереди. Возможно, в некоторых случаях потребуется специальное обучение техникам мозгового штурма. После тоготкак начало обсуждению будет положено, остальным членам команды станет легче развить идеи и предлагать свои.

Несмотря на хаотичность процесса поиска идей, у хорошего мозгового штурма есть определенные правила. Чтобы брейнсторминг привел к результатам, необходимо подобрать подходящую технику в зависимости от количества участников в коллективе, а также назначить модератора. Он будет фиксировать все идеи, чтобы ни одна не потерялась в пылу обсуждения, а также контролировать обстановку, не допуская балагана. Нужно выбрать место и время, подходящие для всех, а также ознакомить сотрудников с техниками и правилами брейнсторминга заранее.

2. Затем команда переходит к генерированию идей. На этом этапе все участники мозгового штурма предлагают варианты решения проблемы — чем больше, тем лучше. Здесь важно не отметать даже самые абсурдные, на первый взгляд, идеи, а тщательно фиксировать все предложения. На этом этапе жестко пресекается любая критика и оценка идей.

В процессе мозгового штурма участники предлагают первые пришедшие на ум варианты. Разумеется, большинство из вариантов потом отсеивается — нет задачи предлагать только гениальные и оптимально подходящие решения. Главное, чего требуется достичь в ходе мозгового штурма, — высвободить креативную энергию и раскрепостить участников, чтобы они безбоязненно предлагали самые нестандартные решения.

Другая частая ошибка — набрасывать идеи, не слушая и перебивая друг друга. Очень важно назначить модератора, который будет следить за порядком при проведении брейнсторминга, давая слово всем участникам по очереди и предлагая перейти к следующему этапу. Мозговая атака, в ходе которой одни пытаются перекричать других, не будет эффективной.

Метод «мозговая осада» уменьшает опасность того, что хорошая идея будет незаслуженно раскритикована. Чтобы этого не случилось, каждую выдвинутую идею развивают до самого конца. Метод требует большого количества времени, но дает результаты, подтвержденные аргументами и доказательствами.

— генерация идей, которая может происходить индивидуально и заранее;
— ознакомление группы с идеями;
— выбор нескольких лучших вариантов, обсуждение их достоинств и недостатков;
— обсуждение каждой идеи с мини-штурмами;
— сужение списка лучших вариантов, ранжирование идей.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — это такой процесс решения возникшей проблемы, когда участники обсуждения предлагают как можно больше самых разных вариантов решения, из которых потом выбираются наиболее удачные. Согласно статистике, продуктивными оказываются всего 10-15% высказанных идей.

Обратный мозговой штурм, цель которого выявить в возникшей ситуации как можно больше уже существующих и потенциальных недостатков. В этом случае сначала негативные стороны проблемы как можно больше преувеличиваются, после чего начинается поиск путей по устранению недостатков.

Проведение мозгового штурма может дать хороший эффект, если возникают проблемы, которые не имеют однозначного решения или требуют нетрадиционного подхода, а также когда требуется быстро найти выход из критической ситуации или получить много идей за ограниченное время.

«Хорошая практика — проведение серии мозговых штурмов с участием всех заинтересованных членов команды. Полезно будет привлечь к этому процессу не только аналитиков и представителей менеджмента, но и других сотрудников (например, разработчиков, специалистов по поддержке клиентов, дизайнеров и т. д.), поскольку у каждого из них будет свой взгляд на метрики».

Проще говоря, иногда бывает, что решить проблему в одиночку не получается. Нужный ответ будто назло не приходит в голову, а идеи, которые всплывают в сознании, кажутся заведомо неудачными. В такие моменты самое время использовать метод брейншторма. Он подразумевает участие нескольких человек: руководителей, разработчиков продукта, маркетологов и т. д. Каждый из участников высказывает максимальное количество идей. Они могут быть совсем нереалистичными или, наоборот, слишком банальными.

  • Формулирование проблемы. Один из важнейших этапов. Здесь нужно четко обозначить и сформулировать задачу брейншторма.
  • Генерация идей. На этом этапе принимают любые идеи. Их не критикуют и не отбрасывают, а стараются накопить как можно больше решений.
  • Оценка и отбор. На этом этапе все собранные идеи анализируют, обсуждают, корректируют. Неподходящие отсеивают, оставляют только самые лучшие.

Метод мозгового штурма появился в конце 1930-х годов в США. Основоположником метода считается совладелец рекламного агентства BBDO Алекс Осборн. Он придумал этот метод для повышения уровня креативности сотрудников. Широкому кругу метод брейншторма стал известен в 1953 году, когда Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение», где были раскрыты все принципы и процедуры творческого мышления.

Суть синектики в том, чтобы с помощью четырех типов аналогий (прямая, символическая, фантастическая, личная) раскачать привычные шаблоны видения предмета. Группа может заниматься каждым типом аналогий по очереди. Также можно решить, что, если возникают внеочередные идеи, их можно высказывать в любой момент:

  • При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с чем-то похожим, аналогичным объектом природного или искусственного происхождения. К примеру, если речь идет о названии для нового товара, можно вспомнить, на что он похож. Ершик напоминает морского ежа, сливочное масло аналогично машинному в автомобильном двигателе.
  • Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, в случае с мрамором было придумано словосочетание «радужное постоянство». Отшлифованный мрамор покрыт узорами, напоминающими радугу, но эта «радуга» не исчезает со временем, не меняется, остается постоянной.
  • При фантастической аналогии участники штурма представляют несуществующих, вымышленных персонажей, выполняющих то, что требуется по условиям задачи. Или придумывают условия выполнения задачи, которые кажутся невыполнимыми, нереализуемыми. К примеру, было бы здорово, чтобы дорога появлялась именно там, где к земле прикасаются колеса автомобиля.
  • Личная аналогия (эмпатия) — прием, когда участник штурма представляет себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче. Например, если совершенствуется зубчатая передача, то можно представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить в образ, прочувствовать, что происходит с этой шестерней, какие сложности она испытывает. Считается, что такое перевоплощение значительно снижает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с совершенно новой точки зрения.

«Мозговой штурм» — это словосочетание известно практически каждому. Но некоторые забывают, что при использовании данного метода, нужно строго придерживаться определенных правил, иначе он будет неэффективен и собрание команды превратится в банальный разбор полетов.

Бизнес — это во многом творчество, особенно на этапе становления, когда каждая задача — новая, захватывающая и вдохновляющая настолько, что даже бумажная работа не кажется рутиной. В новой компании основателям нужно придумать все, от названия до маркетинговых акций, упаковки, программ лояльности и других способов стимулирования сбыта. С этой задачей можно справиться собственными силами.

  • На подготовительном этапе должна быть четко и однозначно сформулирована задача. Не стоит на одном мозговом штурме пытаться решить сразу несколько задач. Участники должны сконцентрироваться на одной цели, к примеру придумывании названия для новой компании, продающей заколки для волос. На этом же этапе нужно определиться с составом участников, выбрать ведущего, определиться с местом и временем, отведенным на сессию.
  • Генерация идей, то есть непосредственно сам мозговой штурм, должна происходить в открытой и дружелюбной атмосфере. Это основной этап, от которого зависит успех всей затеи. Важно знать, что главное здесь количество идей. Распространенная ошибка, когда в задаче ставится количественное условие, к примеру придумать десять вариантов упаковки. Здесь никаких ограничений быть не должно, пусть родятся сотни или тысячи идей. Важнейший момент метода мозгового штурма — запрещена любая критика и оценка (даже положительная!). Ведущий должен строго пресекать любые попытки отклонения в обсуждение того или иного предложения. Это отвлекает от задачи, отнимает время, силы и ухудшает атмосферу, в итоге творческий настрой идет на спад и все превращается в базар. Приветствуются самые сумасшедшие, необычные, абсурдные идеи. Именно из них впоследствии может родиться нечто гениальное. Разрешено подхватывать и улучшать, комбинировать, дорабатывать высказанные предложения, но без всякой оценки.
  • На третьем этапе происходят группировка, отбор и оценка идей. Полезно привлечь в отборочную комиссию людей, не участвовавших в обсуждении. Ведь редко в одних и тех же сотрудниках сочетаются способность к критике и творческое начало, обычно это все же разные люди. Именно на этом этапе производится самая строгая оценка всего придуманного во время генерации идей. Методы анализа мозгового штурма могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько одинаково участники понимают критерии отбора и оценки идей. Заказчик мозгового штурма, к примеру основатель компании, если речь идет о придумывании названия, должен еще раз четко сформулировать поставленную задачу.

Мозговой штурм: определение, основные правила и методы

Впервые он был представлен в 1948 г. рекламным менеджером Алексом Ф. Осборном в книге «Ваша творческая сила» (Your Creative Power). Будучи владельцем рекламного агентства, он искал способы получать лучшие идеи от своих сотрудников — он это называл «придумыванием». С этой целью он разработал несколько принципов и характеристик мозгового штурма, которые мы подробно рассмотрим позже.

Возможно, вы слышали, что такой подход называют безоценочным (кстати, это основной принцип концепции открытого мышления Atlassian). Мозговой штурм заключается в генерировании идей, а не в немедленной их критике. Отсутствие немедленных отзывов позволяет людям более открыто делиться идеями, не боясь неудач или неодобрения.

Первое преимущество очевидно: мозговой штурм требует от человека или команды мыслить более творчески и без границ, что приводит к более совершенным идеям и предложениям. Например, знаете ли вы, что идея Amazon Echo предположительно родилась из стратегии мозгового штурма?

Рекомендуем прочесть:  Налог На Авто Для Пенсионеров В Воронежской Области На 2022 Год

Чтобы вместе с командой подготовиться к успешному мозговому штурму, установите основные правила о том, что можно и что нельзя делать во время сеанса. К счастью, Осборн сделал за вас основную часть работы, еще когда придумал этот метод. Внедряя метод мозгового штурма в своем рекламном агентстве, он определил следующие базовые принципы:

  • Перекрестная наметка идей: участники команды обмениваются идеями, записывая их, а не выкрикивая все вместе. Такой прием особенно полезен, если в команде есть интроверты.
  • Начать с рассказа о неловкой ситуации из жизни: если начать разговор с истории о чем-то, что потенциально смущает, участники становятся более восприимчивыми и открытыми. В таком настроении они охотнее делятся идеями.
  • Дать идеям «настояться»: несмотря на сильный ажиотаж, вы можете решить не сразу приступать к работе над идеей. Исследования показывают, что даже короткий перерыв дает возможность довести идею до ума.
  • Ролевой штурм: суть приема в том, чтобы примерить на себя чью-то личность и подумать, как бы этот человек справился с рассматриваемой ситуацией. Это может оказаться эффективным, поскольку заставляет участников отказаться от собственных предрассудков и представлений.

Этот способ больше остальных похож на традиционный брейншторминг. Поставьте команде задачу «набросать» максимум идей. Выберите лучшие и на их основе дайте еще больше похожих решений. Продолжайте, пока не найдете идеальный выход или пока уборщица не выгонит вас домой.

Группа, в свою очередь, помогает членам команды почувствовать себя причастными к процессу принятия решений, что в будущем положительно сказывается на инициативности и творческом потенциале. Но чтобы этот инструмент сработал, а ваше собрание не превратилось в базарную площадь, следует соблюдать ряд простых, но важных правил.

Самая большая ошибка – лупить из пушки по воробьям. Для решения любой задачи существует миллиард путей – правильных и нет, реальных и космических, откровенно глупых и гениальных. Если попытаться охватить их все, вы либо лишитесь рассудка, либо соскользнете в проторенную колею – наиболее удобный порядок мыслей, выработанный годами работы в вашем бизнесе.

У вас есть отправная точка – условия, при которых вы оказались. И есть конечный пункт назначения – цель, к которой вы стремитесь. По порядку заполняйте пробелы между этими понятиями, максимально подробно дополняя стадии. К примеру, короткий путь от желания до первой прибыли может выглядеть так: кредит в банке – создание сайта – аренда склада – первая закупка – отработка воронки продаж – запуск рекламы – продажа – повторная продажа. На самом деле пунктов будет намного больше, потому что каждый основной потянет за собой сотни дополнительных. Ваша цель – распутать и учесть их все. Из этого пункта вытекает следующий.

Работая в группе, предложите каждому члену команды написать свои идеи по вопросу на бумаге. Далее поменяйтесь исписанными листами и попробуйте дать больше идей, опираясь на варианты, предложенные другими людьми. Отличный способ сломать устоявшийся внутренний порядок мышления.

Любую высказанную идею ведущему следует зафиксировать. Он обязан фиксировать не только реалистичные, но и самые абсурдные, фантастические и необычные предложения и идеи. Ведущий не всегда может успевать записывать все возникающие у участников предложения и идеи, поэтому желательно подстраховаться и включить диктофон или магнитофон.

Но такая должность не совсем удовлетворяла амбиции молодого американца. Алекс постоянно ставил перед собой трудновыполнимые, но очень интересные жизненные цели. Благодаря своей активности и целеустремленности Осборну удалось устроиться на работу в рекламную компанию и стать одним из её компаньонов.

Чтобы сделать это, ведущему необходимо периодически подбрасывать участникам самые безумные, безрассудные и дикие идеи. Благодаря этой хитрой уловке члены команды не только не будут бояться высказывать свои идеи и предложения, но и поймут, что ведущий их поощряет и одобряет.

В современном мире существует множество разных эффективных и действенных методов, благодаря которым можно решить любого рода проблемы в совершенно разных жизненных сферах. Если рассматривать сферу бизнеса, то в ней особенно ценятся такие качества, как расчетливость, терпение, настойчивость и удача. Но все эти ценные качества будут работать впустую у тех бизнесменов и предпринимателей, которые не имеют достойных идей.

Чтобы мозговой штурм прошел успешно и позволил добиться поистине превосходных и эффективных результатов, следует придерживаться определенных правил. Правила не отличаются особой сложностью, но их несоблюдение сводит достоинства метода мозгового штурма к абсолютному минимуму.

10 правил проведения мозгового штурма

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов “BBD&O”. Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора “согласия с начальством”. Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

Теневой вид мозгового штурма проводится с распределением генераторов идей на подгруппы. Одну составляют исключительно сами генераторы, они создают и называют свои концепции вслух, соблюдая условия критики. Вторую подгруппу представляют «теневые» участники, они следят за процессом генераторов и не берут в самом обсуждении прямого участия.

Не каждый может вести творческую деятельность при присутствии или активном вмешательстве других людей. Поэтому применяя метод мозгового штурма на совещании, будет целесообразным для одной части генераторов концептов создать условия присутствия и одновременного отсутствия. Чтобы решить эти противоречия нужно использовать метод теневого мозгового штурма.

Вначале процесса данного метода задумки не очень оригинальны, они довольно просты, банальны. Только по истечении времени, как все стереотипные решения исчерпают себя, участники начинают выходить за грани шаблона и мыслить нестереотипно, они рождают оригинальные идеи, что сразу регистрируются ведущим.

Второй – генерация идей. На данном этапе должны соблюдаться правила. Так, участник должен ориентироваться на большое количество сгенерированных идей, не ограничивая свою фантазию. Критика и высказанная положительная оценка идей должна отсутствовать, поскольку это сильно отвлекает участников от главного задания, сбивая их творческий настрой.

Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

Мозговой штурм

Иногда решить проблему в одиночку не удается. И речь сейчас не про лень или отсутствие навыков. Скорее, мы про невозможность определить путь решения. Иногда очевидные ответы на вопросы не приходят нам в голову. Глаз замыливается, все, что приходит к голову, кажется неудачным. И тогда самое время использовать метод мозгового штурма.

Участвует несколько лиц. Поиск ответов на вопросы становится быстрее и проще. В рамках рабочего коллектива в мозговом штурме могут принимать участие маркетолог, разработчик продукта, несколько постоянных клиентов и т.д. Состав зависит от задач, поставленных перед штурмом. Это может быть мероприятие среди руководящего состава, маркетингового отдела и даже внутри семьи. Метод применим даже для решения бытовых проблем: например, поездки в отпуск, организации праздника и т.д.

  1. Важно уделять внимание подготовке. Каждый участник должен знать тему штурма за пару дней до его проведения. Это поможет продумать проблему и уже в самом начале предложить базовые идеи для ее решения.
  2. Чем больше людей принимают участие в штурме, тем лучше его результаты.
  3. Задача или проблема должна быть понятна всем участникам штурма. Если потребуется, лучше дать пояснения и ответить на все вопросы. Помните: участники работают над решением общей проблемы, каждый должен понимать, в чем ее суть, и быть на одной волне с остальными участниками штурма.
  4. Конспектируйте идеи. Лучше, чтобы это делал каждый участник. Так вы ничего не пропустите и каждая озвученная мысль будет на карандаше. В дальнейшем идеи, которые не потребовались в этот раз, могут быть использованы повторно.
  5. Не критикуйте идеи. Даже если они откровенно глупые. Обычно как раз такие безумные фантазии ложатся в основу рабочих гипотез. Их удобно перерабатывать и приближать к реальности. Кроме того, критика еще никому не шла на пользу, она подавляет людей, а это совсем не помогает в работе.
  6. Генерируйте идеи на полную мощь. Каждый участник должен высказывать свои представления о решении проблемы как можно точнее, наращивая их объем. Некоторые могут стесняться говорить и держать свои мысли при себе. Это снижает эффективность метода наравне с остановкой штурма при нахождении более-менее подходящей идеи. Работайте все отведенное время, не останавливайтесь в поисках.
  7. Привлекайте сторонних людей. Например, если задача найти 100 работающих гипотез, 4 участникам штурма быстро с ней справиться не удастся. Привлеките людей, которые не должны были участвовать в поисках, они могут помочь.
  8. Комбинируйте идеи. Особенно это хорошая идея, когда варианты предлагают люди разного статуса.
  9. Используйте визуализацию. Маркерные доски, схемы, таблицы, скрайбинг — все это поможет повысить результативность поиска идей.
  10. Подумайте об отрицательном результате. Представьте, что все пошло не так, как вы хотели. Это поможет увеличить число работающих идей и подготовиться к ситуации, когда все идет не по плану.

Метод мозгового штурма и его особенности

В-третьих, эффект Рингельмана, или социальная лень. Когда группа участников разрастается, то производительность каждого человека падает. В коллективе возникает чувство ревности, зависти. Снижается личная ответственность за результат у каждого из участников. Неуверенные в себе люди могут начать стесняться… Но есть определенные условия, при которых можно преодолеть все негативные проявления. Рассмотрим их ниже.

Рекомендуем прочесть:  Следователь Овд Не Расследует Преступление Кражди Авто А Ставить Под Сомнение Потерпевшего

Единственное условие: данный инструмент нужно использовать по уму. Важна правильная организация мозгового штурма, последовательность этапов его проведения и анализ эффективности выдвинутых предложений. Также в процессе следует избегать некоторых довольно распространенных ошибок. Но давайте обо всем по порядку.

I-G-I включает в себя элементы индивидуального мозгового штурма. В процессе этого метода принятия решений участники не могут общаться. Каждый самостоятельно формулирует и записывает свои мысли, причем тут важно именно их количество. Перед началом мозгового штурма обозначается объем материала, который важно получить от каждого участника. Допустим, каждые 15 минут участник должен генерировать одну идею, доводя общее их количество до 10.

Осборн увидел главное – выработать действительно стоящее решение гораздо проще в группе, чем самостоятельно. Причем чем больше участников мозгового штурма, тем больше генерируется идей. И выше вероятность того, что найдется нужная. То, что одному человеку может казаться банальным и неинтересным, другой воспримет по-новому.

Использование метода мозгового штурма объединяет людей вокруг одной ситуации. Важно создание доброжелательной атмосферы во время процесса. Так каждый участник сможет почувствовать, что и его мнение важно для общего дела. Каждая предложенная идея рассматривается и обсуждается всеми участниками, что способствует возникновению диалога в коллективе и повышает сплоченность.

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Совсем не обязательно придумывать все самому — психологи давно разработали хитрый лайфхаки для повышения эффективности брейнсторминга. Метод игры Вообще игровой метод помогает, чтобы донести премудрости обучения для дошкольников. Как заставить шестилетку учить буквы и цифры? Легко, если превратить учебный процесс в игру. Взрослые дяди и тети тоже поддаются этому методу. Преподнесите сотрудникам мозговой штурм как игру: им будет проще спрятать за мнимой несерьезностью действительно крутые идеи или выявить реальные проблемы организации. Какой с ребенка спрос? Пусть говорит, что ему захочется. Метод противоположности Действуйте от противного: попросите сотрудников описать то, как не должно быть. Например, каким должен быть самый ужасный лендинг? А самый отвратительный стул, на котором бы не согласились сидеть ни один из трех медведей? Фишка этого метода в том, что людям проще обозначить то, что им не нравится. Например, люди с большей охотой оставляют жалобы, нежели благодарности за проделанную работу. Такова человеческая натура — пользуйтесь этим знанием. После того как сотрудники выговорятся, предложите им высказать свое мнение, как избежать всех озвученных ошибок. Метод генератора Подобной “стихомашиной” пользовался еще Сергей Есенин, когда испытывал творческий кризис. Все просто: писал на бумажках существительные, прилагательные, глаголы, и смешивал их в шапке. Затем доставал не глядя и получал диковинные сочетания. Профит! Воспользуйтесь таким способом и вы. Как вам сочетание “глубокий лимон стреляет”? А “зеленый айфон пьет”? Попробуйте спроецировать эти слова на ваш продукт, говорите все, что приходит в голову. Задайте вопрос: почему айфон зеленый и куда стреляет лимон? Опять запишите все идеи, потом отфильтруете.

Место. Собирайтесь в просторном светлом помещении, настройтесь на долгую работу. Принесите доску или флипчарт — большой блокнот типа мольберта, и записывайте идеи на нем. Не забудьте о цветных маркерах. Позаботьтесь о том, чтобы у всех сотрудников были блокнот с ручкой, вода и стаканчик. Не помешает шоколадка для повышения активности мозга. Сотрудникам должно быть комфортно — только в этом случае работа пройдет успешно. Время. Обычно мозговые штурмы проводятся достаточно долго. Час-два — оптимальное время. Участники . Количество участников может быть любым — в зависимости от числа ваших сотрудников. Если учесть, что идеи будет высказывать каждый, собрание может затянуться или превратиться в галдеж. Поэтому постарайтесь, чтобы число сотрудников не превышало 15 человек. Еще один важный момент — пригласите на мозговой штурм людей разных профессий. Соберите за круглым столом менеджеров, бухгалтеров, программистов, дизайнеров — все они мыслят по-разному, тем интереснее будут идеи. В то же время постарайтесь, чтобы мотивы сотрудников не пересекались. В СМИ, например, часто конфликтуют отделы корреспондентов и рекламщиков. И зачем это вам? Еще раз напомните собравшимся о цели и правилах мозгового штурма. Убедитесь, что все усвоили, и начинайте. Разминка . Чтобы настроить людей на рабочий лад и сплотить компанию, начините мозговой штурм с разминки. Если ваши сотрудники работают в разных отделах и плохо знают друг друга — познакомьте их. Если они вместе уже пуд соли съели — начните работу с веселой игры — например, в ассоциации или крокодила. Поехали!

  1. Собирайте команду для конкретной цели: придумать название новому продукту, повысить продажи в мертвый сезон, найти новые способы взаимодействия с клиентом и так далее. Если тема будет расплывчатой (как повысить продажи, например), такими же будут и предложенные идеи.
  2. Заранее объясните тему каждому сотруднику, расскажите, чего хотите добиться, убедитесь, что все это поняли, и только потом приступайте к мозговому штурму. Нелишним будет сделать это за несколько дней до назначенной даты, чтобы работники успели подготовиться.
  3. Подготовьтесь сами, будьте в теме, чтобы оценить предложенные идеи.
  4. Ведите мозговой штурм самостоятельно — помощники тут не нужны. Установите свои правила: например, поднимать руку, высказываться по очереди, давать слово желающим, не перебивать и так далее.
  5. Будьте максимально открыты и доброжелательны, подбодрите скромных сотрудников. Заверьте, что рассматривать будут абсолютно все идеи, даже самые необычные.
  6. Держите слово — записывайте все предложенное и обсуждайте. Ни в коем случае не критикуйте.
  7. Выбрали курс — держитесь его, при явном отклонении от темы возвращайте разговор в заданное русло, иначе сотрудников унесет в неведомые дали.
  8. Не цепляйтесь за проверенные идеи — вы и так о них знаете, зачем повторяться? Цель мозгового штурма — найти что-то принципиально новое.
  9. Обязательно поощрите авторов самых ярких идей. Это может быть премия, подарок от компании или другой приятный бонус.
  1. Большое количество классных идей, которые в обычном рабочем процессе, возможно, даже не рассмотрели бы.
  2. Сплочение коллектива, совместная работа над идеями.
  3. Возможность проявить себя каждому сотруднику — даже тем, кто обычно отмалчивается.
  4. Возможность выявить слабые места вашей компании. Да, это тоже можно проговорить на мозговом штурме — ниже мы расскажем, как.
  5. Экономия денег. которые пришлось бы заплатить нанятому креативщику. Заметьте, что ни один приглашенный со стороны не знает всех тонкостей вашей работы. А ваши сотрудники знают ситуацию изнутри и смогут предложить действительно жизнеспособные идеи, применимые на практике.

Машина времени Итак, допустим, вам надо повысить продажи вашего кинотеатра/пекарни/мебельного производства в мертвый летний сезон. Пригласите сотрудников в воображаемую времени, спросите, как бы они решили проблему, находясь в XIX веке, в Средних веках или эпохе палеолита? Или наоборот, в светлом будущем, лет так через 500? Ну что, слабо загнать пончики или билеты в кино неандертальцу или человеку высшей расы? Еще один похожий вариант: представьте, что вы не в Пензе и не в Воронеже, а в Канаде или Индии. Или на Марсе или Венере. А может, вам не 35 лет, а, скажем, 84 или 12? И вы не менеджер среднего звена, а старенький профессор из Оксфорда или писатель-кокаинщик? Что будете делать, а? Ограничения Поставьте жесткое ограничение: например, придумать вместе 100 идей, не больше и не меньше. Это тоже одна из психологических штучек: например, если девушка не может понять, выходить ей замуж или нет, ей предлагается написать 20 пунктов “за” и “против” Написала всего пять — не пойдет, думай дальше, и так пока не выполнишь задание. Фишка в том, что зачастую придумать больше идей нам мешает собственная лень и привычка зацикливаться на проверенных банальных вариантах, отметая новые и непривычное. Понятно, что все эти техники можно комбинировать, сочетать, использовать для поиска разных решений и собраний с разными сотрудниками. Пробуйте, экспериментируйте — все в ваших руках!

Для качественной реализации этой ступени ММШ потребуется соблюсти некоторые организационные моменты. В частности, необходимо придерживаться основных этапов методики. Первый из них является установочным. Его желательно проводить недели за две до проведения основной части ММШ.

Метод мозгового штурма позволяет запустить механизм коллективного разума, позволяющий найти решение актуальных вопросов различной направленности. На сегодняшний день он прочно вошел в практику деятельности корпораций, став ведущим способом при выборе оптимальных путей решения различных многовариантных задач. При этом возникли его разновидности, которые также являются весьма востребованными. Вот лишь некоторые из методов мозгового штурма:

На следующем этапе метода мозгового штурма все поступившие предложения вначале группируются по темам. Это позволяет выделить наиболее удачные решения. После этого алгоритм обсуждения отобранных вариантов предполагает применения метода Парето. Он назван в честь социолога, открывшего данный принцип, который гласит о том, что 20 процентов усилий позволяют дать 80 процентов результата.

Желательно, чтобы в группе присутствовали люди самых разных профессий. При этом ММШ предусматривает и наличие приглашенных лиц, являющихся специалистами в определенной области. Более динамичной работы удается добиться в смешанных группах, где присутствуют женщины и мужчины. Также важно сбалансировать число участников, которые обладают созерцательной и активной жизненной позицией.

Оптимальным числом участников коллективного обсуждения является 7. Но допустим и состав групп, в которые входит от 6 до 12 членов. Формирование более мелких команд не рекомендуется, так как в таком случае становится весьма трудным достижение творческой атмосферы.