Можно ли работать по совместительству муниципальному служащему

Таким образом, работодатель не вправе запретить или каким-то образом влиять на принятие муниципальным служащим решения заниматься иной оплачиваемой деятельностью, которая не повлечет конфликта интересов и не связана с запретами для муниципальной службы, при условии своевременного уведомления.

— заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

В части 2 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон №25-ФЗ) указано, что муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом №25-ФЗ.

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Можно ли муниципальным служащим работать по совместительству

Обязанности по совместительству исполняют в свободное от основной работы время. Это оплачиваемый труд. Гражданин вправе заключить неограниченное количество трудовых договоров, если ему позволяют время, силы и компетенции выполнять все обязанности по всем договорам. Трудовой кодекс РФ выделяет два вида такого порядка работы:

Работодатель муниципального служащего рассматривает уведомление и оценивает на соответствие закону. Если законодательно устройство работника на дополнительную работу невозможно, служащему предложат отказаться от этой идеи или покинуть службу. Если предполагаемое трудоустройство не противоречит закону, запретить трудиться где-то еще работодатель не вправе.

  • с замещением государственной или местной должности;
  • с оплачиваемым местом в профсоюзе или избирательной комиссии;
  • с предпринимательской деятельностью лично или через представителей и руководством коммерческими или некоммерческими организациями.

Правило о том, может ли муниципальный служащий работать по совместительству, находим в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ. Если работник не является главой местной администрации, работающим по контракту, он вправе работать в нескольких организациях. Для этого установлены условия:

Совместительство не предполагает того же уровня загруженности: длительность труда в день, когда гражданин был занят еще и на основном месте, на дополнительном месте не должна превышать четырех часов. Отработать на совмещении полный рабочий день можно, только если в этот день работник не был занят на основном месте.

Статья 47

1. На муниципального служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой должности муниципальной службы с оплатой труда по соглашению между ним и должностным лицом, имеющим право на заключение трудового договора с данным муниципальным служащим в соответствии с настоящим Положением, если иное не установлено федеральным законодательством.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, Иркутской области, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, Иркутской области, города Иркутска. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

  1. Работа по внутреннему совместительству по факту является дополнительной работой, выполняемой в свободное от основной работы время в той же организации.
  2. При внутреннем совместительстве между работником и работодателем обязательно заключается отдельный трудовой договор (ст. 282 ТК РФ).
  3. Так как внутренний совместитель уже оформлен у данного работодателя, ему не нужно предоставлять никаких документов для заключения трудового договора. Исключение — документ, подтверждающий компетенцию совместителя, если новая работа требует наличия особой квалификации.
  4. В трудовом договоре и в приказе о приеме необходимо указать, что на работу принимается именно внутренний совместитель.
  5. Внутреннее совместительство на полную ставку невозможно.
  6. При внутреннем совместительстве на работника ведется отдельный табель учета рабочего времени. Это позволяет проконтролировать количество отработанных их часов и не допустить переработку (ст. 91 ТК РФ).
  7. Запись о совместительстве в трудовую книжку делается по желанию работника (ст. 66 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ допускает возможность трудоустройства на дополнительную работу. Выполнение дополнительных обязанностей работник может осуществлять одновременно с основной работой или в свободное от нее время. В зависимости от этого работодатель с работником оформляет совместительство (внутреннее или внешнее) либо совмещение.

Трудовой договор с внутренним совместителем не сильно отличается от стандартного трудового договора. Он по стандарту заключается в двух экземплярах (по одному для каждой стороны). Главное отличие заключается в том, что он должен содержать пометку «на условиях совместительства».

Гарантированная оплата труда совместителя фиксируется в трудовом договоре с учетом системы оплаты труда на предприятии (ст. 135 ТК РФ). Совместитель имеет право на получение надбавок, премий и других выплат компенсационного и стимулирующего характера на общих основаниях, если такие доплаты предусмотрены нормативно-правовыми актами, коллективными соглашениями и договорами, внутренними нормативными актами работодателя.

  1. Совместитель пишет заявление на внутреннее совместительство.
  2. Составляется отдельный трудовой договор на внутреннее совместительство.
  3. Издается приказ о приеме сотрудника на работу, в нем обязательно делается ссылка на трудовой договор.
  4. По желанию работника можно сделать отметку в трудовой книжке о работе на условиях внутреннего совместительства.

Я, например, работаю в гос. учреждении, подведомственном одному из органов местной исполнительной власти. Официально моя должность называется контент-редактор, я занимаюсь ведением нескольких сайтов: обновление новостной ленты, написание тематических статей, отрисовка баннеров и т.д. Часть этих сайтов — официальные ресурсы исполнительных органов государственной власти, поэтому информационная поддержка этих ресурсов проходит как госзаказ. При этом я ни фактически, ни по документам не имею никакого отношения к распределению бюджетных средств (за 2 года, что работаю, ни разу не подписывала никаких документов, в которых фигурировали бы какие-то цифры, суммы и т.п., кроме приказов о ставке по своей з/п, надбавках и премиях). Также не имею доступа к государственной или военной тайне. По сути я выполняю стандартные обязанности контент-менеджера, копирайтера и дизайнера — этакого многорукого шивы и пишущей головы.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями.
  4. Быть поверенным, то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  5. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  6. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  7. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

Согласно статье 60.2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

В соответствии с Полномочиями представителя нанимателя, которые возлагаются на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335, руководитель (начальник) территориального органа МВД России получает уведомления от гражданских служащих о выполнении ими иной оплачиваемой работы, если это не повлечет за собой конфликт интересов (подпункт 1.1).

Вместе с тем, статьей 17 Закона о государственной гражданской службе установлены запреты, связанные с гражданской службой. Так, в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Закона о государственной гражданской службе в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о государственной гражданской службе) предусмотрено, что гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

При этом Закон о государственной гражданской службе не регламентирует порядок совмещения государственными гражданскими служащими должностей работников и работу по совместительству (за исключением временного замещения иной должности гражданской службы), а также не содержит запретов на совмещение государственными гражданскими служащими должностей работников и работу по совместительству.

Следует учитывать, что трудовые договоры по основному месту работы и при работе на условиях совместительства, в том числе внутреннего, заключаются отдельно. Соответственно, достижение МРОТ также осуществляется отдельно. Если работник занят неполное рабочее время, то его заработная плата должна быть не ниже МРОТ в пересчете на полное рабочее время (Письмо Минтруда РФ от 05.06.2022 № 14-0/10/В-4085).

Рекомендуем прочесть:  Будучи Поручителем У Меня Могут Арестовать Недвижимость И Имущество

Дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, и сетей связи общего пользования (ст. 312.1 ТК РФ).

Оплата сверхурочной работы осуществляется в соответствии со ст. 152 ТК РФ. В силу ее положений сверхурочная работа оплачивается так: первые 2 часа – не менее чем в полуторном размере, последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры платы за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Если сотрудник работает в одной организации сразу по двум штатным единицам (по трудовому договору по основному месту работы и по совместительству), то ему должен быть предоставлен ежегодный отпуск по двум основаниям. Эта обязанность работодателя возникает исходя из ч. 1 ст. 122 ТК РФ, устанавливающей обязанность работодателя ежегодно предоставлять сотрудникам оплачиваемый отпуск.

Как отмечено в Письме Роструда от 21.04.2011 № 1048-6-1, в отличие от сверхурочной работы, при работе по совместительству (внутреннему или внешнему) должен заключаться трудовой договор наряду с трудовым договором по основному месту работы. Работник вправе заключать трудовые договоры о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей. Работа по совместительству может выполняться как по основному месту работы, так и у других работодателей.

Работа по совместительству: как правильно оформить прием на работу сотрудника

Особого рода запрет установлен для руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций, а также их филиалов. Согласно статье 51 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ, работа в этой должности может быть только основной. Занимать ее по совместительству нельзя.

Совместитель вправе получить отпуск у «дополнительного» работодателя одновременно с отпуском по основной работе (ч. 1 ст. 286 ТК РФ). Причем, в этом случае отпуск на работе по совместительству должны предоставить «авансом», даже если стаж составляет менее полугода. Очевидно, что для получения льготы сотрудник должен подтвердить факт оформления отпуска по основной работе. Сделать это можно либо справкой от «главного» работодателя, либо копией приказа об отпуске.

В части документального оформления увольнения главное отличие — это отсутствие обязанности внести запись в бумажную трудовую книжку внешнего совместителя. Однако это не исключает необходимости подать СЗВ-ТД. Данную форму следует сдать при увольнении как внешнего, так и внутреннего совместителя.

Так, не могут иметь подработок водители, диспетчеры и прочие лица, чья основная работа связана с управлением транспортными средствами или движением. Но только при условии, если характер работы по совместительству аналогичен характеру основной работы. Точно такое же ограничение действует для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 282 и 329 ТК РФ).

Нужно ли уволить совместителя, если его трудовой договор по основной работе расторгнут? Нет, не нужно. Хотя подразумевается, что у совместителя должна быть «главная» работа (ст. 282 ТК РФ), Трудовой кодекс не предусматривает такого основания для увольнения совместителя, как прекращение трудовых отношений по основному месту работы.

Работа по совместительству

Работа по внутреннему совместительству — трудоустройство у одного работодателя по основному месту работу, но на нескольких должностях. В данной ситуации кроме трудового договора заключается соглашение о совместительстве, которое регламентируется порядок работы, часы, график, зарплату и прочие моменты.

Работа по внешнему совместительству подразумевает трудоустройство в другой организации в свободное от основной работы время. Например, ночной сторож в магазине и водитель в дневное время, ночная сиделка со скользящим графиком в больнице и дворник днем. При этом число нанимателей может быть неограниченно, но при условии соблюдения трудочасов сотрудника согласно законодательным нормативам.

Больничный при работе по совместительству и процесс начисления компенсаций идентичен расчету данной выплаты по общим условиям труда. На сумму выплат влияет размер основного заработка и страховой стаж сотрудника. В ситуации подсчета компенсации существует несколько правил:

Если по дополнительной деятельности стаж не имеет 6 месяцев, то это не лишает вас права отгулять положенные дни авансом, так как время отпускных дней сохраняется за вами по основному месту занятости. В данной ситуации потребуется предоставить справку, подтверждающую дату отпуска.

  • ограничения по количеству рабочих часов — максимум 4 часа в день;
  • возраст сотрудника на момент трудоустройства должен быть не менее 18 лет;
  • основное место работы сопряжено с деятельностью во вредных условиях;
  • одновременно исполнение обязанностей по основному и дополнительному внутреннему месту работы по управлению или движением ТС;
  • для медработников, педагогов и иных муниципальных работников особенности совместительства установлены постановлением Министерства труда от 30.06.2003 № 41;
  • также не допускается совмещение работы для отдельных категорий — сотрудники МВД, прокурорские и муниципальные служащие и т.д.

В свою очередь, выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в силу ст. 60.2 ТК РФ является совмещением, которое по смыслу указанной нормы возможно в основное рабочее время лишь у одного работодателя (смотрите, например, кассационное определение Пермского краевого суда от 11.01.2012 по делу N 33-13628/90, а также решение Свердловского районного суда г. Перми от 17.11.2011 по делу N 2-2571/2011).

Отметим, что согласно ст.ст. 60.1 и 282 ТК РФ совместительством признается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Совместительство может быть как внешним (работа у другого работодателя), так и внутренним (работа у того же работодателя).

Может ли муниципальный служащий, которому установлен режим ненормированного рабочего дня, выполнять иную педагогическую (преподавательскую) работу в образовательном учреждении (школе) в рабочее время по основному месту работы муниципального служащего (одновременное выполнение работ в основное рабочее время, предоставленных двумя разными работодателями — муниципалитетом и школой)?

При этом трудовое законодательство не содержит ограничений (запретов) на выполнение сотрудником с ненормированным рабочим днем помимо основной работы другой работы, которая может осуществляться на условиях совместительства (ст. 60.1 ТК РФ) или совмещения (ст. 60.2 ТК РФ).

Прежде всего отметим, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее — Закон N 25-ФЗ). Никаких особенностей по вопросу ненормированного рабочего дня муниципального служащего Закон N 25-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы Трудового кодекса РФ.

Допускается ли совместительство государственных и муниципальных служащих

Сотрудники государственной гражданской службы и правоохранительных органов нередко с целью увеличения своего заработка желают устроиться на работу по совместительству. Однако служба в государственных органах носит особый характер, регулируется специальными нормами законодательства, и не всегда возможно осуществление дополнительной работы. В представленной статье подробно рассмотрим нормы, устанавливающие возможность и порядок работы по совместительству отдельных государственных служащих.

Деятельность муниципальных служащих регулируется Законом N 25-ФЗ*(3). Так же, как и государственным, муниципальным служащим установлены запреты, связанные с муниципальной службой. В частности, ст. 14 названного закона запрещает муниципальному служащему:
1. Состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.
2. Замещать должность муниципальной службы в случае:
— избрания или назначения на государственную должность РФ либо на государственную должность субъекта РФ, а также в случае назначения на должность государственной службы;
— избрания или назначения на муниципальную должность;
— избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования.
3. Заниматься предпринимательской деятельностью.
4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.
5. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
6. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Если иная оплачиваемая деятельность, которой предполагает заниматься муниципальный служащий, не входит в приведенный выше перечень, он, как и государственный гражданский служащий, вправе выполнять ее, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Также муниципальный служащий должен предварительно письменно уведомить представителя нанимателя (работодателя) (ч. 2 ст. 11 Закона N 25-ФЗ).
Исключение составляет замещающий должность главы местной администрации по контракту муниципальный служащий, который согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 25-ФЗ не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Причем такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Кроме того, он не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Если его владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Статьей 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008) установлено, что прокурорские работники не вправе, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ:
— совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая при этом не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Рекомендуем прочесть:  Пособия Военносоужащим При Детский Сад

Служба в органах внутренних дел регламентирована Положением, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 25.12.2008). Статьей 10 установлены ограничения для работы сотрудников ОВД по совместительству. Им запрещается:
— заниматься предпринимательской деятельностью;
— работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Постановлением N 720*(4) (ред. от 01.12.2007) установлены дополнительные ограничения на работу по совместительству сотрудников ОВД. Так, согласно п. 4 не допускается работать по совместительству руководителям ОВД, подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы МВД и их заместителям. Исключение составляет осуществление по совместительству творческой, научной и преподавательской деятельности.
Остальным категориям сотрудников ОВД запрещено осуществлять совместительство, если должности по основной и замещаемой службе (работе) находятся в подчиненности или подконтрольности.
Сотрудникам ОВД предоставлена возможность осуществления в свободное от основной службы (работы) время (п. 1 Постановления N 720) совместительства в системе МВД на вакантных должностях:
— рядового и начальствующего состава;
— работников.
Совместительство может осуществляться в любом органе внутренних дел, подразделении, предприятии, учреждении и организации системы МВД, в том числе по месту основной службы (работы) сотрудника ОВД. При этом продолжительность службы (работы) по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (п. 2 Постановления N 720). Согласно ст. 44 Положения на сотрудников ОВД распространяется установленная законодательством РФ о труде продолжительность рабочего времени, то есть 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
Оплата труда совместителей различается в зависимости от того, какую должность занимает сотрудник. На должностях работников оплата производится в порядке, установленном законодательством РФ, а именно пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 258 ТК РФ). На должностях сотрудников ОВД оплата производится исходя из оклада, установленного по совмещаемой должности, а также всех других надбавок к денежному содержанию, предусмотренных по этой должности (исключая надбавку за выслугу лет) (п. 5 Постановления N 720). Размеры денежного довольствия сотрудников ОВД установлены Приказом МВД РФ N 750*(5) и Постановлением Правительства РФ N 837*(6).
Гарантии и компенсации, предусмотренные в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, по совмещаемым должностям не предоставляются (п. 7 Постановления N 720).
Суммы, выплачиваемые за службу (работу) по совместительству, не учитываются при подсчете денежного довольствия для исчисления пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 28.04.2009).
В отношении сотрудников ОВД установлены особенности и порядка допуска к службе (работе) по совместительству, и его документального оформления. В отличие от общих положений ТК РФ, совместительство сотрудников ОВД допускается лишь с письменного разрешения руководителя по месту основной службы (работы) сотрудника. Документальное оформление службы (работы) по совместительству осуществляется в следующем порядке:
— должности рядового и начальствующего состава замещаются путем заключения трудового договора (контракта) или назначения на соответствующую должность;
— при оформлении на работу в качестве работника заключается трудовой договор (контракт) в письменной форме (п. 3 Постановления N 720).
Увольнение с работы по совместительству производится по основаниям, предусмотренным ст. 77 ТК РФ и Положением, а также в случае замещения вакантной должности сотрудником (работником), для которого эта служба (работа) является основной.
Перечень работ, предусмотренный п. 9 Постановления N 720, не считается совместительством, соответственно, при осуществлении их не соблюдаются нормы, описанные выше. К таким работам относятся:
— литературная работа, в том числе работа по редактированию отдельных произведений, оплачиваемая из фонда авторского гонорара;
— работа консультантами в медицинских учреждениях в объеме не более 12 часов в месяц с разовой оплатой труда;
— техническая, медицинская, бухгалтерская и другая экспертиза с разовой оплатой труда;
— выполнение сотрудниками органов внутренних дел преподавательской работы в объеме не более 240 часов в год;
— руководство адъюнктами в научно-исследовательских учреждениях и учебных заведениях МВД сотрудниками, не состоящими в штате этих учреждений и учебных заведений, с оплатой их труда из расчета 50 часов в год за руководство каждым адъюнктом при соблюдении нормы (до пяти адъюнктов на одного научного руководителя).

Согласно ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 9) судья не вправе:
1. Замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.
2. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.
3. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Особо отмечено, что занятие данными видами деятельности не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей — председателя соответствующего районного суда, для председателей судов — президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов — президиумов вышестоящих судов). При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе Конституционного суда, Верховного суда, ВАС, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
4. Быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.
5. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе Конституционного суда, Верховного суда, ВАС, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству

Если же по тем или иным причинам (отстранение от выполнения обязанностей, длительный отпуск и пр.) работник не занимается трудовой деятельностью на основной работе, то его занятость на дополнительной должности может осуществляться в полном объёме (8 часов в сутки).

Что касается совмещения, то ст. 60.2 Трудового кодекса допускает совмещение госслужащими должностей в рамках установленной нормы рабочего времени. Совмещение возможно только с письменного согласия работника. Занятость на двух должностях в случае совмещения не требует заключения нового трудового договора и может осуществляться бесплатно, потому к этому виду трудовых отношений следует подойти предельно внимательно.

Иными словами, при стандартном количестве рабочих часов занятость на дополнительной работе ограничивается четырьмя часами в день и 20-ю часами в неделю.

Совместительство должностей может быть внутренним и внешним. Внутреннее совместительство не следует путать с совмещением. Совмещение предполагает работу на двух и более должностях в одном учреждении.

При этом, если работодатель усмотрит возможность конфликта интересов, он может отказать подопечному в работе по совместительству на соответствующих должностях.

  • во-первых, муниципальные служащие, которые замещают в соответствии с контрактом должности главы муниципальной администрации;
  • во-вторых, сотрудники прокуратуры;
  • в-третьих, судьи;
  • в-четвертых, служащие Центрального банка России;
  • в-пятых, сотрудники полиции;
  • в-шестых, сотрудники таможенной службы;
  • в-седьмых, депутаты Государственной Думы.

Для современных работников давно привычной формой работы является совмещение должностей. В соответствии со статьей 60.1 Трудового кодекса России совместительство может быть внутренним, то есть в рамках одного и того же хозяйствующего субъекта, и внешним, когда работники заняты на разных предприятиях.

Совместительство на государственной и муниципальной службе – это одновременное замещение должностей в системе государственной и муниципальной службы, а также в иных хозяйствующих субъектах одним и тем же лицом при условии соблюдения установленных законодательством ограничений.

Для работодателей выгода от совместительства состоит в возможности привлечения работников на неполный рабочий день, при отсутствии возможности полного найма, а также совместительство обеспечивает возможность получения услуг высококвалифицированных специалистов, занятых на других предприятиях.

  1. получить согласие на совмещение должностей. Работодатель в системе государственной и муниципальной службы наделен правом отказа работнику в том случае, если по его мнению качество основной работы способно пострадать от осуществления работником иного вида деятельности;
  2. составить письменный запрос антикоррупционной комиссии по месту основной работы. Запрос обеспечивает проведение проверки на отсутствие конфликта интересов, уведомление работником комиссии о наличии возможности работы по совместительству. При наличии получения письменного отказа в работе по совместительству оспаривание решения невозможно;
  3. составить отдельный трудовой договор, определяющий время работы и ее график;
  4. ознакомиться с локальными нормативными актами и передать трудовую книжку. Государственные и муниципальные служащие, работающие по совместительству, должны быть знакомы с содержанием локальных нормативных актов, регулирующих такую форму работы, а также предоставить отделу кадров копию трудовой книжки;
  5. проследить выполнение работ. В случае совместительства необходимо осуществление дополнительных проверок выполнения работы в установленные сроки.

Постановлением N 720 (ред. от 01.12.2007) установлены дополнительные ограничения на работу по совместительству сотрудников ОВД. Так, согласно п. 4 не допускается работать по совместительству руководителям ОВД, подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы МВД и их заместителям. Исключение составляет осуществление по совместительству творческой, научной и преподавательской деятельности.

Представитель нанимателя, получив такое уведомление, должен оценить вероятность возникновения конфликта интересов, поскольку п. 4 ст. 19 Закона N 79-ФЗ за ним закреплена обязанность по принятию мер по предотвращению конфликта интересов. А если такой конфликт уже возник, представитель наниматель обязан принять меры по его урегулированию и вправе отстранить гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.

  1. Состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008).

  1. Замещать должность муниципальной службы в случае:
  • избрания или назначения на государственную должность РФ либо на государственную должность субъекта РФ, а также в случае назначения на должность государственной службы;
  • избрания или назначения на муниципальную должность;
  • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования.
  1. Заниматься предпринимательской деятельностью.
  2. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.
  3. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
  4. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Рекомендуем прочесть:  Льготные Путевки Ветераном Труда В Нафталане

Если его владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

Приказ МВД России от 30.09.1999 N 750 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел» (ред. от 02.12.2004).
Постановление Правительства РФ от 01.12.2007 N 837 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации».

Работник отдела образования (муниципальный служащий) по совместительству работает учителем начальных классов в общеобразовательной школе

Согласно части первой ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Половина нормы рабочего времени за неделю для таких работников составит 18 часов. Таким образом, муниципальный служащий может работать по совместительству учителем не более 18 часов в неделю.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой; выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69). Пунктом 2 Приложения к приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 для учителей 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы), составляющая 18 часов неделю*(1).

Частью первой ст. 284 ТК РФ установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Указанные ограничения не применяются только в случаях, предусмотренных частью второй ст. 284 ТК РФ (приостановления работником работы или отстранения его от работы по установленным законом основаниям).

Следовательно, учитель, работающий по совместительству, теоретически может выполнить норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы, не нарушив ограничения, предусмотренные ст. 284 ТК РФ. Однако для этого он должен быть освобожден от иной педагогической работы. В отсутствие такого освобождения выполнение иной, кроме преподавательской, педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, то есть в течение 18 часов в неделю, что делает невозможным отработку полной нормы часов преподавательской работы.

*(1) Ранее для учителей 1-4 классов общеобразовательных учреждений норма часов преподавательской работы составляла 20 часов в неделю (постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», утратившее силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 603).

Государственные служащие не могут создавать дополнительные компании с целью получения прибыли. Они не могут быть лично соучредителями таких организаций или использовать доверенных лиц для решения той же проблемы. Запрет накладывается и на приобретение ценных бумаг, по которым приходит прибыль.

Законодательство позволяет гражданам выбирать себе любое рабочее место. Не устанавливается ограничений для тех, кто хочет найти ещё одну работу, даже если присутствует другая. Лишь у некоторых категорий сотрудников присутствует такое ограничение. Относятся ли к ним госслужащие и могут ли они работать по совместительству – вот тема настоящей статьи.

Сотрудники ОВД и МВД не могут работать по совместительству, что подтверждается действующим законодательством. Исключение делают лишь для научной или творческой либо педагогической деятельности. То есть, такой работы, которая не вызывает конфликта интересов с основной должностью.

В любом случае требуется получить разрешение на дополнительную работу. Главное – чтобы новые обязанности по времени не совпадали с основной деятельностью. Подписание трудовых договоров всегда обязательно, даже если речь идёт об одних и тех же компаниях. Права и обязанности совместителя должны остаться такими же, что и на основной работе.

Госслужащий на второй работе пользуется теми же правами и льготами, что предусмотрены для сотрудников остальных категорий. Договор с работодателем и Трудовой кодекс – главные документы, регулирующие все вопросы, связанные с оплатой труда. Присутствует право получения ежегодного либо дополнительного времени на отдых.

Совмещение должностей на муниципальной службе

Здравствуйте! Я работаю на муниципальной службе ведущим специалистом в отделе, где есть только 2 ставки — выше упомянутый ведущий специалист и старший инспектор (находящийся у меня в подчинении). По личным причинам старший инспектор уволился.Сейчас я выполняю работу за двоих, отдел кадров не может найти замену. Мне хотелось бы попробовать совмещать 2 ставки сразу, хотя бы на 3 месяца. Будет ли это для меня выгодно ? Как отразится на ближайшем отпуске и материальной плате?

Работодатель может с Вашего согласия поручить Вам выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. В этом случае размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Будет для Вас выгодно такое совмещение или нет это решать только Вам, но однозначно оно подлежит оплате в том размере, в каком будет достигнуто Ваше соглашение с работодателем. Доплата к заработку по основной работе может устанавливаться как в твердой денежной сумме, так и в процентном соотношении.

Особенности работы госслужащего по совместительству

Вопросом о разрешении совместительства будет заниматься специальная антикоррупционная комиссия. В нее направляется запрос, и в течение трех дней данный вопрос решается. Комиссия дает свое согласие на дополнительную работу служащему или отклоняет заявку, если решит, что, возможно, такая деятельность повлечет за собой различного рода конфликты. Это же правило касается людей, которые работают в муниципальных учреждениях.

Когда найдена дополнительная работа, госслужащий согласно ч. 2 ст. 14 закона о государственной службе обязан отправить письменный запрос в антикоррупционную комиссию своей организации. В течение нескольких дней комиссия официально дает ответ, проверяя новую работу на наличие конфликта интересов.

Имеет ли право госслужащий рассчитывать на совмещение должностей в одной организации? Данный вопрос действительно интересный, ведь в данном случае не может возникнуть каких-либо конфликтных ситуаций. И здесь, действительно, нет никаких ограничений. То есть, работник гражданской службы или же муниципальной службы может работать по совмещению и выполнять дополнительные обязанности.

Совместительство допустимо в том случае, если это никак не скажется на качестве основной работы сотрудника. При этом дополнительная работа не занимает более 4 часов в сутки. То есть, здесь работают точно такие же правила, как и для всех остальных работников.

Если трудоустройство в том же предприятии – то просто вносится запись в трудовую книжку, последняя потом остается на сохранении у руководства. Если же совместительство внешнее – потребуется оформить дополнительную справку по поводу трудоустройства. Ее передают на основное место, где потом делаются необходимые записи.

Когда найдена дополнительная работа, госслужащий согласно ч. 2 ст. 14 закона о государственной службе обязан отправить письменный запрос в антикоррупционную комиссию своей организации. В течение нескольких дней комиссия официально дает ответ, проверяя новую работу на наличие конфликта интересов.

Добрый день! Помогите разобраться в ситуации. Я работаю руководителем планово-экономического отдела управления образования района. Месяц назад администрация села попросила помочь в ведении бюджета на 0,5 ставки. Я согласилась, предварительно уведомив в устной форме своего начальника. на что он дал мне также в устной форме свое согласие. Как выяснилось позже меня приняли в администрацию села на 0,5 ставки на муниципальную службу. Сегодня я получила первую зарплату. Начальник финансово-казначейского управления через которое проводятся платежи на зарплату, имеет ко мне личную неприязнь и желает убрать меня с работы. Сегодня она с копией платежного поручения на мою зп и приказом о моем назначении на муниципальную должность пришла к моему начальнику управления образования и заявила что я нарушила закон, в том, что я не имела права подрабатывать на муницип службе по совместит. Подскажите это так? и нюанс в том что никаких заявлений о приеме на работу на мун службу я не писала, приказов на себя не видела и трудовой договор не подписывала. Скажите правда на моей стороне? что мне теперь делать?

Допускается ли совмещение должностей? В отличие от совместительства, которое может предусматривать работу на другом предприятии, работник имеет полное право выполнять и другую работу сотрудника, временно отсутствующего на рабочем месте (декрет, ежегодный отпуск, больничный).

В любом случае требуется получить разрешение на дополнительную работу. Главное – чтобы новые обязанности по времени не совпадали с основной деятельностью. Подписание трудовых договоров всегда обязательно, даже если речь идёт об одних и тех же компаниях. Права и обязанности совместителя должны остаться такими же, что и на основной работе.

Светлана, Благодарю Вас за уточнение, но да же в таком случае отмечу, что никаких особенностей по вопросу оформления замещения должности муниципальной службы в порядке совместительства Закон N 25-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы Трудового кодекса РФ в порядке двухстороннего взаимодействия.

Совместительство же — это занятость на двух рабочих местах, которые предполагают выполнение различных функций. Если эти рабочие места находятся в одном учреждении, то это внутреннее совместительство. Внешнее совместительство подразумевает работу в разных организациях.

Правило о том, может ли муниципальный служащий работать по совместительству, находим в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ. Если работник не является главой местной администрации, работающим по контракту, он вправе работать в нескольких организациях. Для этого установлены условия:

Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Однако частью первой ст. 282 ТК РФ установлено, что совместительство — это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство) (часть первая ст. 60.1, часть третья ст. 282 ТК РФ). Таким образом, получается, что работа по совместительству может появиться только тогда, когда у сотрудника уже имеется основное место работы. Поэтому, на наш взгляд, неправильно считать работника совместителем и оформлять его таковым, зная, что у него нет основного места работы.

  • с замещением государственной или местной должности;
  • с оплачиваемым местом в профсоюзе или избирательной комиссии;
  • с предпринимательской деятельностью лично или через представителей и руководством коммерческими или некоммерческими организациями.