Орган управления государственным фондом недр

Подготовка участков недр к предоставлению в пользование

Определение участков недр, которые подлежат передаче в пользование, обычно осуществляется в рамках федеральных и региональных программ развития народного хозяйства и его отраслей и, в частности, программ воспроизводства минерально-сырьевой базы. В конечном итоге эти программы устанавливают цель и ожидаемый конечный результат использования того или иного участка недр.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления Государственным фондом недр и его территориальные органы. Работают они практически на всех этапах в непосредственном контакте и во взаимосвязи с соответствующими органами субъектов РФ в сфере недропользования.

В перечни объектов лицензирования местного значения обычно запрещается включать месторождения строительных материалов при наличии в районе этих месторождений отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, являющихся альтернативными источниками сырья.

Условия недропользования, определяемые в лицензии, перед их утверждением уполномоченными на то лицами, а условия проводимых конкурсов для выбора недропользователя согласовываются с органами управления, участвующими в регулировании отношений недропользования, в соответствии с их компетенцией.

Подготовка проектов условий недропользования и проектов условий конкурсов (аукционов) по всем участкам недр, а также их согласование осуществляется территориальным органом управления Государственным фондом недр федерального органа управления Государственным фондом недр с привлечением специалистов необходимого профиля и экспертов. Расходы на проведение указанной работы включают в лицензионный сбор.

Гос-ый фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа.Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и субъектами РФ.Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством.Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Гос-му учету и включению в гос-ый реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат гос-ой экспертизе. Гос-ый кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях. С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется гос-ый баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях. Гос-ый кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации. В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию. При подтверждении Федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается поощрительное денежное вознаграждение.

Федеральный орган управления государственным фондом недр

учетиконтроль.
Задачи государственного регулирования:
определение объемов добычи полезных ископаемых по РФ и регионам;
развитие минерально-сырьевой базы и подготовка резерва уча­стков недр, используемых для строительства подземных соору­жений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение геологического изучения территории РФ, ее кон­тинентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
определение характера платежей, связанных с пользованием недрами, установление регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
разработка стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

• ведение государственного учета и государственной регист­рации работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых, а также целей, не связанных с их добычей; • Государственная экспертиза запасов полезных ископае­мых и геологической информации об участках недр, при­годных для строительства и эксплуатации подземных со­оружений, не связанных с разработкой месторождений по­лезных ископаемых; • подготовка совместно с федеральными органами исполни­тельной власти и органами государственной власти субъектов РФ предложении о стратегии использования, темпах воспро­изводства, дальнейшем расширении и качественном улучше­нии минерально-сырьевой базы, об объемах необходимых для этих целей государственных инвестиций; • разработка с участием федеральных органов исполнитель­ной власти, регулирующих и координирующих вопросы раз­ведки и добычи полезных ископаемых, а также с участием ор­ганов государственной власти субъектов РФ программы раз­вития и использования минерально-сырьевой базы и контроль их выполнения; • обеспечение проведения государственной геологической съемки, геофизического, геохимического, гидрогеологическо­го, геокриологического и геоэкологического изучения и геоло­гического картирования территории РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны; • установление порядка учета месторождений полезных ис­копаемых, принятие на Государственный баланс ежегодного прироста запасов полезных ископаемых; составление и веде­ние Государственного баланса запасов месторождений полезных ископаемых и Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; • определение совместно с органами Государственного гор­ного надзора возможности и условий захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, обеспе­чивающих предотвращение загрязнения недр, а также разме­щение сети наблюдательных скважин; • обобщение практики применения законодательства РФ по вопросам, относящимся к компетенции этого федерального орга­на, разработка предложений по его совершенствованию и др.

7. Федеральное агентство по недропользованию не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Подготовка перечня объектов лицензирования осуществляется в соответствии с государственными программами развития минерально-сырьевой базы и добывающей промышленности, конъюнктурой рынка минерального сырья, поступающими заявками на разработку месторождений полезных ископаемых.

Государственный и территориальные балансы запасов полезных ископаемых ведутся с целью учета состояния минерально-сырьевой базы запасов полезных ископаемых. Они должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, утвержденной Правительством РФ.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 205-ФЗ) Требования к составу и содержанию проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр.

Исходя из этого республиканское законодательство о недрах рассматривало государственный фонд республики как часть единого союзного фонда. Современная формулировка, сохранив основную идею, внесла ряд изменений и дополнений в само понятие. Понятие государственного фонда определенного вида природного ресурса предусмотрено лесным и водным законодательствами.

Основные задачи Министерства природных ресурсов: управле­ние государственным фондом недр, использованием и охраной вод­ного фонда; проведение государственного контроля за геологичес­ким изучением, рациональным использованием и охраной недр, использованием и охраной водных объектов; обеспечение потреб­ностей населения и объектов экономики в водных ресурсах; орга­низация противопаводковых мероприятий; организация стро­ительства и эксплуатации водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения; контроль за исполне­нием недропользователями и водопользователями условий ли­цензий. Функции Министерства природных ресурсов в области управ­ления государственным фондом недр: разработка государственных программ рационального использования недр; установление по­рядка государственного учета и ведение государственного реестра недр; осуществление государственной экспертизы запасов полез­ных ископаемых и т.п. Функции Министерства природных ресурсов в области управ­ления использованием и охраной водного фонда: разработка государственных целевых программ по рациональному использова­нию, восстановлению и охране водных объектов, водообеспечению населения и объектов экономики; установление лимитов водо­пользования для субъектов Федерации по федеральным водным объектам; выдача и регистрация лицензий на водопользование; обеспечение разработки схем комплексного использования и охра­ны водных ресурсов; организация эксплуатации водохранилищ и осуществление надзора за безопасной эксплуатацией гидротехни­ческих сооружений водохранилищ независимо от их ведомствен­ной принадлежности и формы собственности; утверждение правил эксплуатации и использования водных ресурсов водохранилищ и осуществление контроля за их соблюдением и т.п.

Постановлений Правительства РФ от 09.06.2006 N 361, от 29.05.2008 N 404, от 13.10.2008 N 753, от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 08.08.2009 N 649, от 14.09.2009 N 736, от 15.06.2010 N 438, от 24.03.2011 N 210) I. Общие положения 1. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Рекомендуем прочесть:  А Военным Пенсионерам Поинвалидности Когда Же Повысят Пенсию В 2022

Статья 13

Читагеолком создается Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Администрацией области и осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти области.

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства, стандартов, норм и правил по геологическому изучению недр, использованию и охране недр, правил ведения государственного учета и отчетности в этой области;

Организационно-правовые взаимоотношения Читагеолкома с органами государственной власти, пользователями недр области по вопросам недропользования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, нормативными документами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, в необходимых случаях оформляются двусторонним договором.

Управление государственным фондом недр

Гос-ый фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа.Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и субъектами РФ.Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством.Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Государственный фонд недр составляют используемые участки ( геометризированные блоки) и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение Государственным фондом недр в пределах территории РФ ( включая зону территориального моря) осуществляется совместно РФ и субъектами РФ, а в пределах континентального шельфа — РФ. Для управления Государственным фондом недр законодательством предусмотрено создание специального органа исполнительной власти, на который возлагается решение вопросов недропользования и в частности рационального использования и охраны недр. В настоящее время функции государственного органа по управлению Государственным фондом недр возложены на МПР. [5]

Федеральный орган управления Государственным фондом недр или его территориальное подразделение в процессе подготовительных работ, связанных с проведением конкурсов ( аукционов) и предоставлением лицензий, обязаны согласовать условия лицензии наряду с другими заинтересованными организациями, а также с государственными органами управления земельными ресурсам. В случае, если предполагается предоставление лицензии на бесконкурсной основе, такое согласование проводится совместно с потенциальным пользователем недр. Таким образом, основанием для изъятия у собственника, владельца или арендатора земельного участка и предоставления его для пользования недрами являются предусмотренные законодательством о недрах территориальные программы геологического изучения недр, развития и использования минерально-сырьевой базы. [12]

Территориальный орган управления Государственным фондом недр перед предоставлением лицензии на геологическое изучение недр или в соответствующих случаях регистрации этих работ должен получить согласие администрации соответствующего муниципального образования на пользование земельными участками для указанных работ. [13]

Государственный фонд недр включает все недра, находящиеся под юрисдикцией России. При этом часть их находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, часть — в исключительном ведении Федерации. Поэтому на уровне Федерации объективно существует функция управления всем фондом недр России. [6]

Структура государственного фонда недр по своей сути является весьма динамичной. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления Государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды. [8]

Государственный фонд недр включает все недра, находящиеся под юрисдикцией России. При этом часть их находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, часть — в исключительном ведении Федерации. Поэтому на уровне Федерации объективно существует функция управления всем фондом недр России.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе и к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, должен утверждаться ФС РФ по представлению Правительства РФ, согласованному с органами государственной власти субъектов Федерации. Процедура достаточно сложная. Однако сама проблема выведения на федеральный уровень тех или иных объектов недр безусловно имеет место и является достаточно актуальной. Это могут быть месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, радиоактивных минералов, угля, нефти и т.п. При этом мотивация выведения их на федеральный уровень может быть принципиально различной: от использования дохода от добычи в интересах «всех народов РФ» (например, алмазы, золото) до решения проблем обороны и экологической безопасности (радиоактивные руды), а также социально-экономических проблем в форме, например, федерального финансирования развития угольных бассейнов и т.п.

Подразделение недр на две составляющие продиктовано тем, что именно в зависимости от степени изученности недр могут устанавливаться различные режимы предоставления и использования права пользования недрами. Такая классификация необходима, в частности, для определения сферы деятельности, функций и полномочий государственных органов при построении системы управления недропользованием.

Введение указанных понятий в лесное и водное законодательства продиктовано тем, что часть этих ресурсов включена в состав того или иного фонда, а часть в него не входит. Законодательство четко регламентирует, какие объекты водных и лесных ресурсов включаются в состав фонда, а какие не включаются. При этом дается правовая норма, определяющая порядок включения или исключения объектов из фонда.

Государственный фонд недрсоставляют используемые участки (геометризированные блоки) и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение Государственным фондом недр в пределах территории РФ (включая зону территориального моря) осуществляется совместно РФ и субъектами РФ, а в пределах континентального шельфа — РФ. Для управления Государственным фондом недр законодательством предусмотрено создание специального органа исполнительной власти, на который возлагается решение вопросов недропользования и в частности рационального использования и охраны недр. В настоящее время функции государственного органа по управлению Государственным фондом недр возложены на МПР.

• обобщение практики применения законодательства РФ по вопросам, относящимся к компетенции этого федерального орга­на, разработка предложений по его совершенствованию и др. Как следует из задач и функций этого органа, он является фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим (в пределах специальной компетенции) управление Государственным фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рациональ­ного использования недр, а также государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр.

• обеспечение проведения государственной геологической съемки, геофизического, геохимического, гидрогеологическо­го, геокриологического и геоэкологического изучения и геоло­гического картирования территории РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны;

• подготовка совместно с федеральными органами исполни­тельной власти и органами государственной власти субъектов РФ предложении о стратегии использования, темпах воспро­изводства, дальнейшем расширении и качественном улучше­нии минерально-сырьевой базы, об объемах необходимых для этих целей государственных инвестиций;

• разработка с участием федеральных органов исполнитель­ной власти, регулирующих и координирующих вопросы раз­ведки и добычи полезных ископаемых, а также с участием ор­ганов государственной власти субъектов РФ программы раз­вития и использования минерально-сырьевой базы и контроль их выполнения;

• обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользо­вания недрами, требований законодательства, стандартов, норм и правил по геологическому изучению, использованию и охране недр, правил ведения государственного учета и отчет­ности в этой области;

Закон Российской Федерации О недрах

Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов.

Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе.

Рекомендуем прочесть:  Расчет по страховым взносам сроки сдачи в 2022 году за 1 квартал в 2022 году

Федеральный орган управления государственным фондом недр

учетиконтроль.
Задачи государственного регулирования:
определение объемов добычи полезных ископаемых по РФ и регионам;
развитие минерально-сырьевой базы и подготовка резерва уча­стков недр, используемых для строительства подземных соору­жений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение геологического изучения территории РФ, ее кон­тинентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
определение характера платежей, связанных с пользованием, установление регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
разработка стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием.

фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о недрах, основывающееся на Конституции РФ, состоит из Федерального закона «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных правовых нормативных актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Его содержание составляют функции государственного управления. К их числу относятся: 1) лицензирование пользования недрами; 2) государственный учет и государственная регистрация работ по недропользованию; 3) государственная экспертиза запасов полезных ископаемых; 4) государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; 5) государственный баланс запасов полезных ископаемых; 6) государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр; 7) государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно Закону Российской Федерации «О недрах» ( в редакции 1995 г. ) является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Орган управления государственным фондом недр

В лицензии содержатся следующие сведения: данные о пользователе недр и органах, предоставивших лицензию, основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование; границы земельного отвода или акватории; сроки действия лицензии и сроки начала работ; условия платежей, взимаемых при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; соглашение оправе собственности на геологическую информацию; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Лицензии на пользование участками недр выдаются:
федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (в отношении участков недр, расположенных на территориях субъектов РФ);
федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ по согласованию с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом;
федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом (в отношении участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ).
Лицензии на пользование участками недр могут предоставляться для осуществления как отдельного вида пользования участками недр, так и для нескольких видов пользования участками недр (совмещенные лицензии).
Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы — Минприроды России. Минприроды РФ и его территориальные органы осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий, согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей природной среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся платы, — с государственными органами управления экономикой. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются Минприроды РФ или его территориальным органам. Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливается федеральным законом.
Условия перехода права пользования недрами. Статья 171 Закона РФ «О недрах» определяет порядок перехода права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр.
Право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случаях:
реорганизации юридического лица — пользователя недр путем его преобразования — изменения его организационно-правовой формы;
реорганизации юридического лица — пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством РФ;
реорганизации юридического лица — пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством РФ, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;
когда юридическое лицо — пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр. Должно быть соблюдено условие, что новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством РФ и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка. Необходимо также, чтобы имелись разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недро-пользованием, и доля прежнего юридического лица — пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляла не менее половины уставного капитала нового юридического лица;
приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством РФ, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством о недрах РФ.
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Передача права пользования участками недр, предоставленными субъектам предпринимательской деятельности на основании соглашений о разделе продукции, и переоформление лицензий на пользование участками недр осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Министерство природных ресурсов РФ действует на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 588 (в ред. от 13 августа 1998 г.)*. Минприроды России — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Это Министерство является государственным органом управления государственным фондом недр, осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы.

Содержание государственного управления в сфере использования и охраны недр. Правовой институт государственного управления в сфере использования и охраны недр является центральным институтом горного права. Его содержание составляют функции государственного управления.
К их числу относятся:
1) лицензирование пользования недрами;
2) государственный учет и государственная регистрация работ по недропользованию;
3) государственная экспертиза запасов полезных ископаемых;
4) государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;
5) государственный баланс запасов полезных ископаемых;
6) государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр;
7) государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

Органы государственного геологического контроля осуществляют государственный контроль за соблюдением:
требований законодательства РФ о недрах, стандартов (норм, правил) и иных нормативных правовых актов пользователями недр при проведении ими всех видов работ, связанных с использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе РФ;
установленного законодательством порядка предоставления лицензий на пользование недрами;
пользователями недр условий, определенных в лицензии на пользование недрами;
порядка ведения работ по геологическому изучению и использованию недр методами и способами, исключающими экономически не обоснованные потери полезных ископаемых в недрах и снижение их качества;
условий лицензий на виды деятельности, связанные с геологическим изучением недр;
государственной регистрации и учета работ по геологическому изучению недр, порядка ведения государственного учета запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
порядка охраны участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, условий содержания природных геологических заповедников, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры;
порядка ликвидации в установленном порядке разведочных горных выработок и скважин, не подлежащих использованию, и т.д.
Должностные лица органов государственного геологического контроля имеют право:
давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений порядка проведения этих работ;
приостанавливать все виды работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, если они проводятся с нарушениями установленных действующим законодательством норм и правил;
вносить предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами;
запрашивать у пользователя недр письменные объяснения по вопросам, геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр;
прекращать в установленном порядке совместно с органами Госгортехнадзора России самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых;
ограничивать, приостанавливать или запрещать совместно с органами Минприроды России несанкционированный сброс в недра сточных вод, вредных веществ и отходов производства;
рассматривать в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, дела об административных правонарушениях в области недропользования;
вносить в необходимых случаях в соответствующие органы предложения о прекращении финансирования (кредитования) работ по геологическому изучению недр, выполняемых за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
приостанавливать (в случае выявления нарушений) действие и аннулировать в установленном порядке лицензии на виды деятельности, связанные с геологическим изучением недр, и т.д.
Решения органов государственного геологического контроля могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в порядке, установленном законодательством РФ.
Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Задачей государственного надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) По безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного гордого надзора — Госгортехнадзор России. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами. Полномочия органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством РФ.

Рекомендуем прочесть:  Долга Сделка Или Нет

Основными задачами Минприроды России являются в том числе:
управление государственным фондом недр;
организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
обеспечение и проведение в пределах компетенции государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
организация государственного геологического изучения недр территории и континентального шельфа РФ, дна Мирового океана, недр Антарктиды, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
ведение наблюдения за состоянием недр совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды;
организация и обеспечение контроля за исполнением недропользователями условий лицензий, предотвращение самовольного пользования недрами, а также иные задачи.

Управление государственным фондом недр: понятие, органы, функции

Государственный фонд недрсоставляют используемые участки (геометризированные блоки) и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение Государственным фондом недр в пределах территории РФ (включая зону территориального моря) осуществляется совместно РФ и субъектами РФ, а в пределах континентального шельфа — РФ. Для управления Государственным фондом недр законодательством предусмотрено создание специального органа исполнительной власти, на который возлагается решение вопросов недропользования и в частности рационального использования и охраны недр. В настоящее время функции государственного органа по управлению Государственным фондом недр возложены на МПР.

Разграничение недр на составляющие в зависимости от их изученности впервые было введено в Горном положении СССР [17], которое предусматривало в качестве критерия изученности факт открытия месторождения. Было даже введено понятие «еще не открытое месторождение». Для уже открытых и еще не открытых месторождений устанавливался специальный режим — «приобретение права на производство горного промысла». В последующем законодательстве эта норма повторялась, но уже в современной формулировке (используемые и неиспользуемые части недр).

Введение указанных понятий в лесное и водное законодательства продиктовано тем, что часть этих ресурсов включена в состав того или иного фонда, а часть в него не входит. Законодательство четко регламентирует, какие объекты водных и лесных ресурсов включаются в состав фонда, а какие не включаются. При этом дается правовая норма, определяющая порядок включения или исключения объектов из фонда.

Статус объектов федерального значения могут получить на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность России, обеспечивает основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств по международным договорам РФ. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Подразделение недр на две составляющие продиктовано тем, что именно в зависимости от степени изученности недр могут устанавливаться различные режимы предоставления и использования права пользования недрами. Такая классификация необходима, в частности, для определения сферы деятельности, функций и полномочий государственных органов при построении системы управления недропользованием.

Компетенция Федерального Органа управления государственным фондом недр

— подготовка совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ предположений о стратегии использования, темпах воспроизводства, дальнейшем расширении и качественном улучшении минерально-сырьевой базы, об объемах необходимых для этих целей государственных инвестиций;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдение всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства, стандартов, норм и правил по геологическому изучению, использованию и охране недр, правил ведения государственного учета и отчетности в этой области;

— разработка с участием федеральных органов исполнительной власти, регулирующих и координирующих вопросы разведки и добычи ПИ, а так же с участием органов государственной власти субъектов РФ программы развития и использования минерально-сырьевой базы и контроль их выполнения;

— обеспечения проведения государственной геологической съемки, геофизического, геохимического, гидрогеологического, геокриологического и геоэкологического изучения и геологического картирования территории РФ, её континентального шельфа и исключительной экономической зоны;

— определение совместно с органами государственного горного надзора возможности и условий захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, обеспечивающих предотвращение загрязнения недр, а так же размещение сети наблюдательных скважин;

Управление фондом недр

Под недрами понимается часть земной коры ниже почвенного слоя, а при его отсутсвии, ниже земной поверхности, дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для изучения и освоения.
Право пользования недрами (в объективном смысле) — это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование.

Основной задачей гос. рег-ния отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов России. Реализация общей фед. политики недропользования возлагается на фед. орган управления гос. фондом недр и его территориальные подразделения по согласованию с субъектами Федерации. Управление гос. фондом недр в настоящее время возложено на Фед. агентство по недропользованию, подведомственное МПР РФ.

Фед. органы ИВ и органы ИВ субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают гос. программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению фед. органа управления гос. фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и ОПС.

В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды: 1. — для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строении недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнозированию землетрясений, вулканической деят-ти и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных ископаемых; 2. — для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхождения, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; 3. — для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопроводов, и т. д.); 4. — для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (геологических заповедников, заказников, памятников и др.); 5. — для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»). Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деят-ти независимо от форм собств-ти, в том числе юр. лица и граждане др. государств. Объектами права недропользования являются обособленные в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в пользование.

Основания возникновения права пользования недрами. Право пользования недрами возникает по основаниям, предусмотренным ст. 101 Закона РФ «О недрах». Такими основаниями являются административные акты соответствующих органов, принимаемые при наличии условий, предусмотренных Законом: решение Правительства РФ; совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ; решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ; совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и др. Такими основаниями могут быть также переход права пользования участками недр, вступление в силу соглашения о разделе продукции и др.