В Чем Заключается Теория Целого Кафтана Петра Петровича Лужина? Что Общего Между Теориями Лужина И Раскольникова?

В Чем Заключается Теория Целого Кафтана Петра Петровича Лужина? Что Общего Между Теориями Лужина И Раскольникова

Карикатура на теорию Раскольникова, которая основывается на экономической выгоде «Одно преступленьице – тысяча добрых дел» Отказ Подлость Кредитка на сто рублей Шантаж подслушанным разговоромНет, лучше мерзостный порок, Разбой, насилие, грабеж, Чем счетоводная мораль И добродетель сытых рож!

Про теорию Раскольникова можно размышлять долго, но лучше всего примеры, и пример можно привести исторический и очень показательный: Сталин или Коба. Этот человек, возможно даже не читавший Преступление и наказание, провел свою жизнь строго по теории Раскольникова. Он убивал людей и грабил, чтобы потом сделать лучше мир, брал, так сказать, взаймы (отличается ли это от убийства старушки?) И добился же высот, забрался на вершину власти, но что же произошло с ним?

12. 13. 14. 15. 16. «Двойники» Раскольникова. Знакомство Письмо «Или всех грызи, иль лежи в грязи» Порядочный расудительный человек пошлый развратный злодей Предлагает Дуне законный брак Преследует ее после смерти жены Расчет Чувство „[.] правда ль, что вы сказали вашей невесте.

Рассматривая проблему «оправданного убийства» глазами Раскольникова, автор словно подводит читателя к мысли о возможной правоте героя и в то же время на языке ситуаций оспаривает его «теорию» . Главными аргументами в этой полемике становятся фигурыЛужина и Свидригайлова.

— Это все справедливо, — поспешил вставить Зосимов. — Не правда ли-с? — продолжал Петр Петрович, приятно взглянув на Зосимова. — Согласитесь сами, — продолжал он, обращаясь к Разумихину, но уже с оттенком некоторого торжества и превосходства, и чуть было не прибавил: «молодой человек», — что есть преуспеяние, или, как говорят теперь, прогресс, хотя бы во имя науки и экономической правды… Как соотносятся теории Раскольникова и Лужина в произведении Преступление и наказание Что лучше: разорвать кафтан, поделиться с неимущим и обоим замерзнуть или хотя бы одному остаться в целом кафтане и выжить?

Теория о кафтане лужина в романе преступление и наказание

Внешне господин Лужин был миловиден и моложав. Свежее и достаточно красивое лицо, статная фигура еще вполне могли привлечь женщин. Вот только его невеста Дуня не ощущала к нему романтических чувств. Согласие на свадьбу она дала лишь ради своих близких, чтобы вытащить их из лап нищеты. Она успокаивала себя тем, что Лужин – добрый человек. При том, что обе теории кажутся на первый взгляд очень разными, они имеют, так сказать, общую основу: человека можно использовать ради своих целей. Вследствие чего, обе теории входят в противоречие с христианством, и даже отвергают её столпы. Каждое «твердое основание» на чем сжидится?

На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность — следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.

Теория Лужина и Раскольникова Вместо помощи СЕЙЧАС ближнему, эта теория предлагает ждать, что КОГДА-НИБУДЬ будет всеобщее экономическое равновесие, и тогда никто не будет в нужде, правда, здесь опускается момент: а что если этот ближний, просящий, находящийся на краю, не доживет до всеобщего достатка, где у каждого будет кафтан? Что тогда? Каждое «твердое основание» на чем сжидится?

А ответ находит в вере: Соня верит в Господа, это придает ей силы жить и надеяться. Позже вера спасет и Раскольникова, душа его воскреснет. Недаром Соня читает ему при встрече отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Это как бы предвидение будущего Родиона, символ его раскаяния, новой жизни.

Что лучше разорвать кафтан, поделиться с неимущим, и обоим замёрзнуть, или хотя бы одному остаться в целом Презентация содержит материал к уроку «Двойники Раскольникова» по роману Достоевского «Преступление и наказание». Урок литературы в 10 классе с использованием метапредметности. Презентация к уроку литературы в 10 классе с использованием метапредметности.

У него тоже имеется своя жизненная теория — «теория целого кафтана». Вспомним реакцию Раскольникова на «теорию целого кафтана», т. Теория «целых кафтанов» принадлежит: а) Раскольникову б) Лебезятникову в) Лужину г) Свиригайлову 2. Двойники Раскольникова в романе — Преступление и наказание — Ф По сути, он является антиподом Раскольникова: он деятелен, оптимистичен.

Московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тётки Достоевского купчихи А. Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из её наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-го внутреннего займа (сравните мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Лужин тоже исповедует некие теоретические взгляды, опирающиеся на принципы “новейшей экономической науки”. Необходимо, по его словам, отбросить какой бы то ни было нравственный долг личности перед другими людьми: “…приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем…”, и это будет гарантией “всеобщего преуспеяния…”.

Раскольников же на самом деле совершил убийство как эксперимент, признаваясь Соне: “Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного”. Он совершал злодеяния для того, чтобы быть свободным в выборе, как ему жить. С. был карточным шулером, убил слугу, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены.

Часто автор прибегает к “видениям”, включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это увеличивает драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболическим. Но есть нечто большее ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, а к самому роману. Это отсутствие просветления, надежды на возможность выхода.

Потому, посватавшись к Дуне, Лужин в точности следовал своей теории о бедных женах. Он рассчитывал, что бедная девушка будет его благодарить всегда, будет преклоняться перед ним, считать его своим благодетелем, спасителем. По сути адвокат желал заполучить себе фактически бесплатную, бесправную служанку, любовницу в одном лице. По его расчетам Дуня служила бы ему за еду и скромную одежду, при этом еще и благодаря за оказанное благодеяние, не смея сказать ни слова против.

Адвокат берет в жены бесприданницу, бедную, однако образованную и умную Дуню Раскольникову, следуя принципам, изложенным в своей теории о бедных женах. Странно выглядит эта пара: жених невесту не любит, лишь желает облагодетельствовать по расчету; невеста, которая не задумывается, любит ли она Петра Петровича. Дуня жертвует собой, чтобы, выйдя замуж за обеспеченного Лужина, помочь брату и матери.

Петр Петрович представлен достигшим положения и достатка своими силами адвокатом, «деловым человеком». Он решил, что жена ему нужна из бедной семьи, страдавшая, пережившая трудности, однако она должна быть умной и образованной. Такая будет всю жизнь его благодарить, а он лишь снисходительно позволять себя любить.

А Лужин (по описанию автора) вроде не убивает никого физически. Однако его теорийка проповедует убийство духовное, что гораздо страшнее и преступнее. Становится понятно: если Раскольников ошибся, но в итоге понял, что отнимать жизни не имеет права никто, раскаялся, то Петр Петрович, никого не убив, намного страшнее — способен даже на убийство, если это будет соответствовать его целям, причем хладнокровно и без раскаяния.

Писатель сравнивает две теории: лужинскую и Раскольникова. И если Лужин говорит о благодеянии по расчету, то Родион о сверхчеловеке. Однако в итоге Раскольников отвергает теорию о том, что есть люди, которым все позволено, а есть такие, которые должны покорно все терпеть. Студент раскаивается в содеянном и обретает любовь.

В какой главе теория лужина о целом кафтане

Зосимов и Разумихин еще с большим любопытством принялись его оглядывать, и он видимо наконец сконфузился. – Я предполагал и рассчитывал, – замямлил он, – что письмо, пущенное уже с лишком десять дней, даже чуть ли не две недели… – Послушайте, что ж вам всё стоять у дверей-то? – перебил вдруг Разумихин, – коли имеете что объяснить, так садитесь, а обоим вам, с Настасьей, там тесно.

  • Твори зі світової літератури
  • Твори з мови
  • Стислі перекази
  • Українська література скорочено
  • Світова література скорочено
  • Контрольні запитання
  • Запитання до української літератури
  • Запитання до світової літератури
  • Реферати
  • Реферати з української літератури
  • Реферати зі світової літератури
  • Літературознавство
  • Літературна енциклопедія
  • Словник термінів
  • Крилаті вирази
  • Статті
  • Материалы на русском
  • Краткие содержания
    • Русская литература
    • Зарубежная литература
    • Литература античности и средневековья
  • Сочинения
    • Русская литература
    • Зарубежная литература
    • На свободную тему

2ой сон – «лермонтовский». По мнению Белова автор рассчитывал на неосознанные воспоминания читателя. Цветовая символика: золотой, голубой Тема: разрушение идиллии. Т.о. автор вводит «лермонтовскую» идею: пальмы – жертвы собственных идей -> Раскольников – жертва своих идей.

Его подозревают в растлении ребенка, в убийстве собственной жены, в истязании крепостного лакея – все это по слухам по доносам. В романе он предстает на каком-то переломном этапе. Старой жизнью самодовольного циника и развратника он жить не может, а новой ему не дано. Его сильное чувство к Дуне становится его последней проверкой.

Выступление второй группы с характеристикой образа Лужина Все свои действия Лужин мотивирует теорией, которой можно дать название «теория целого кафтана» ( текст 5 главы 2 части: « Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби»…»). С одной стороны, конечно, если вдуматься, цель Лужина высокая – улучшить всеобщее благосостояние, но это только обман, притворство. На самом деле Лужин заботится лишь о личном благосостоянии.

А теперь подробнее о самом романе, а также о персонаже, у которого весьма говорящая фамилия — Лужин Петр Петрович. Какую роль он сыграл в бессмертном романе Ф. Господин Лужин — один из самых неприятных, но знаменитых героев романа. Господин Лужин, как прогрессивный и деловой человек, излагает несколько любопытных теорий в романе «Преступление и наказание». Одна из теорий Лужина — это теория о бедных женах. Теория Лужина о бедных женах заключается в том, что, по его мнению, в жены лучше всего брать девушек бедных, испытавших жизненные трудности.

Рекомендуем прочесть:  Как совершается сделка купли продажи квартиры

Жених Авдотьи Раскольниковой, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец. Желал сделать невесту своей рабой. должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные Имеется у какого-то человека кафтан, а рядом сидит человек без кафтана.

Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем суть теории Лужина о двух кафтанах? В чем суть теории Лужина о двух кафтанах? Ваши версии. И от кого? От бедного студентишки, заносчивого молокососа — Родиона, который выставил его за порог. Он не мог этого снести. Уязвлённый, он всё своё негодование и безмерную злость собрал и втиснул в шарик-месть. А бросил он его не куда-нибудь, а в желаемом направлении: Соня Мармеладова была ложно обвинена в краже денег, им же и подброшенных в её карман.

Вообще, господин Лужин, как прогрессивный и деловой человек, излагает несколько любопытных теорий в романе «Преступление и наказание». Одна из самых знаменитых теорий Лужина — теория о бедных, но благодарных женах. Теория Лужина заключается в том, что в жены лучше всего брать девушек бедных, испытавших жизненные трудности и без приданного.

Что лучше разорвать кафтан, поделиться с неимущим, и обоим замёрзнуть, или хотя бы одному остаться в целом Презентация содержит материал к уроку «Двойники Раскольникова» по роману Достоевского «Преступление и наказание». Урок литературы в 10 классе с использованием метапредметности. Презентация к уроку литературы в 10 классе с использованием метапредметности.

И ещё вопрос о развенчанных идеях в романах ФМД. . Теория лужина о целом кафтане То есть, чем большую ценность представляет собой идея, тем меньше должны волновать способы ее достижения. Казалось бы, Раскольников в романе единственный, выдвигающий эту идею и пытающийся ей следовать.

Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.Вы, разумеется, спешили отрекомендоваться в своих познаниях, это очень простительно, и я не осуждаю.

» Свою теорию Лужин объясняет примером: имеется у какого-то человека кафтан, а рядом находится другой человек без кафтана. Что лучше: разорвать кафтан, поделиться с неимущим и обоим замерзнуть или хотя бы одному остаться в целом кафтане и выжить? Понятно, что Лужину предпочтительней второй вариант.

Одной из причин автор называет влияние среды, то есть общества. Но эта причина не главная. Мысль о преступлении зародилась у Раскольникова в тот момент, когда Родион задумался о значении человека в жизни, о своем положении среди людей. Причина убийства — это теория, родившаяся в уме и душе Раскольникова.

Я же хотел только узнать теперь, кто вы такой, потому что, видите ли, к общему-то делу в последнее время прицепилось столько разных промышленников, и до того исказили они все, к чему ни прикоснулись, в свой интерес, что решительно все дело испакостили. Петр Петрович оказался настолько умен, чтобы тотчас же объяснению поверить. Он, впрочем, решил через две минуты уйти.

Теория о кафтане лужина в романе преступление и наказание

Двойники Раскольникова Один из приёмов разоблачения антигуманной сущности теории – это использование системы двойников. К двойникам Раскольникова можно отнести П.П. Лужина, следователя Порфирия Петровича, Соню, Свидригайлова, студента, встреченного в распивочной .

Герои-двойники — своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других действующих лиц, которые имеют с ним сходство. Это прием направлен на то, чтобы позволить читателю получить более полную психологическую характеристику героя, а также всесторонне узнать характер главного действующего лица произведения.

Двойники Раскольникова Один из приёмов разоблачения антигуманной сущности теории – это использование системы двойников. К двойникам Раскольникова можно отнести П.П. Лужина, следователя Порфирия Петровича, Соню, Свидригайлова, студента, встреченного в распивочной .

А теперь подробнее о самом романе, а также о персонаже, у которого весьма говорящая фамилия – Лужин Петр Петрович. Первое упоминание Итак, Лужин Пётр Петрович… Кто он такой? Какую роль он сыграл в бессмертном романе Ф. М. Достоевского? На эти и другие вопросы будут даны ответы в данной статье на тему: «Роман Ф.

При том, что обе теории кажутся на первый взгляд очень разными, они имеют, так сказать, общую основу: человека можно использовать ради своих целей. Вследствие чего, обе теории входят в противоречие с христианством, и даже отвергают её столпы. Каждое «твердое основание» на чем сжидится?

3) воспитание непримиримого отношения к насилию, жестокости; воспитание чувства коллективизма. Каждый из героев совершает на протяжении действия романа ряд поступков, а каждый поступок имеет свою причину, то есть мотив, цель и , естественно, средства ее достижения. По этой схеме мы и будем оценивать героев и их поступки.

Герои-двойники — своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других действующих лиц, которые имеют с ним сходство. Это прием направлен на то, чтобы позволить читателю получить более полную психологическую характеристику героя, а также всесторонне узнать характер главного действующего лица произведения.

  • Ячейка общества должна строиться на основе любви, а не расчетов.
  • По сути, такие отношения напоминают формулу: всевластный мучитель – бесправная жертва.
  • Такой «любовный» союз является насилием над личностью: девушка лишается возможности мыслить свободно, проявлять свободу действий, резко снижаются ее социальные контакты, она теряет потенциал к саморазвитию и самореализации
  • Захватчик такой души очень ревнив и будет негативно относиться к тому, что жертва обретет свое «я» или она кого-то полюбит по-настоящему. Месть «рабовладельца» будет непредсказуема.
  • «теория Лужина» обоюдоострое оружие: оно не принесет ничего кроме боли ни ее применителю, ни жертве применения. Он понимает, что его не любят добровольно, она понимает, что не любит, а боится.

Философское содержание романа касается нравственной проблемы о «праве на кровь», которая относится к «вечным» вопросам. Начиная с античных времён людей волновал вопрос о средствах для достижения или личных, или высоких общественных целей. Крайняя, аморальная, точка зрения на эту проблему сформулирована в виде циничного афоризма: цель оправдывает средства. То есть ради благородных целей человек может совершить любое преступление, а последующими достойными поступками искупить его.

Приоритеты и ценности упираются только в одно – деньги и власть над малоимущими. Раскольников решает проверить теорию на практике и для этого и для этого убивает старушку-процентщицу. Для развенчания теории Раскольникова Достоевский сталкивает своего героя с различными персонажами, общение с которыми разрушает бесчеловечную теорию.

Сравнение лужина и раскольникова

Для того чтобы и читатель, и сам герой задумался над проблемой лжеучений, Достоевский создаёт целую систему образов, в которой персонажи являются «двойниками» Родиона. Их имена – Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. Как и у Раскольникова, у этих людей есть собственные убеждения о вседозволенности. Знакомясь с каждым из своих «двойников», главный герой выносил важные уроки. И, конечно, он не мог не чувствовать неприязнь к столь отталкивающим (но в то же время похожим на него) личностям. Однако отношение Раскольникова к Лужину было более враждебным, чем к Свидригайлову, хотя и тот и другой персонаж были крайне неприятными людьми.

Свидригайлов при встрече с Раскольниковым отмечает некоторую «общую точку» между ними, говоря о том, что они «ягоды одного поля». Сам Достоевский в определенной степени сближает этих персонажей, изображая их, развивает один мотив — детской невинности, чистоты. В образе Раскольникова присутствуют черты ребенка — у него «детская улыбка», а в своем первом сне он предстает перед собой семилетним мальчиком. В Соне, с которой все больше сближается Родион, также прослеживаются черты невинности и чистоты. Раскольникову она напоминает ребенка. На лице Лизаветы было тоже детское выражение в тот момент, когда Родион напал на нее. Для Аркадия Ивановича, между тем, дети являются напоминанием о злодействах, совершенных им, приходя к нему в кошмарных снах. Именно этот общий мотив, сам факт его присутствия позволяет говорить о том, что Свидригайлов и Раскольников — двойники.

Однако, рассуждая о безнравственности Лужина, нельзя не вспомнить второго «двойника» Раскольникова, Свидригайлова, который грешил всю жизнь. Если Лужин совершал злые поступки, чтобы обрести власть, которой он никогда не имел (так как был «маленьким человеком»), то Свидригайлов получал удовольствие от самих злодеяний. По его теории совершить злой поступок можно, если он нужен для достижения благой цели, и если ты совершаешь много добрых дел, то одно злодеяние можно простить. Потому герой грешил «бесстыдно и беспробудно», не испытывая мук совести. Этот человек, как я думаю, был гораздо более безнравственен, чем Лужин; он был карточным шулером, сидел в тюрьме, убил слугу; есть подозрения, что он убил и свою жену, Марфу Петровну. Несмотря на то что Раскольников чувствует отвращение при разговоре с героем, называет его подлецом, он в какой-то степени сочувствует ему. Свидригайлов испытывает естественные человеческие чувства: страх перед смертью (представляет жизнь после смерти как баню с пауками), любовь (в отличие от Лужина, онпо-настоящему любил Авдотью Романовну и желал ей счастья), жалость. Однако Аркадий Иванович совершил слишком много грехов в своей жизни и, как он говорил, «перешёл черту»; обратного пути уже нет. Этот герой явился своеобразным «предупреждением» Раскольникову, ведь с ним может произойти то же самое, если он не оставит свою теорию. Потому Родион не мог испытывать к Свидригайлову сильную антипатию; герой помог ему сделать правильный выбор и сознаться в преступлении. Конечно, Лужин отнюдь не играл для него столь важную роль.

Рекомендуем прочесть:  Как приставы будут арестовывать имущество если я проживаю с сыном

Считается достаточно сложной. В центре романа — образ Родиона Раскольникова и его теория. По ходу повествования появляются и другие герои. Особое значение имеют в произведении «Преступление и наказание» двойники Раскольникова. Зачем Достоевский вводит их в сюжет? Чем похожи Раскольников и его двойники? Чем они отличаются? Каковы их идеи? Что собой представляют двойники Раскольникова — Лужин и Свидригайлов? Об этом далее в статье.

И тем ни менее, теория самого Раскольникова не более гуманна. Он считал, что великим людям, подобным Наполеону, дозволено абсолютно все. Родион хочет проверить, тварь ли он дрожащая или право имеет. Решившись на преступление, главный герой проверяет на деле свою теорию. Он пытается себя убедить, что убийство злой старухи только пойдет на благо многим обездоленным людям. Старуху-процентщицу он считает вошью на теле общества, а себя воздвигает в ранг великих людей, которые вправе судить и вершить справедливость.

Преступление и наказание читать теорию лужина о целом кафтане

. Теория лужина о целом кафтане То есть, чем большую ценность представляет собой идея, тем меньше должны волновать способы ее достижения. Казалось бы, Раскольников в романе единственный, выдвигающий эту идею и пытающийся ей следовать. Но эта причина не главная. Лебезятников в утрированной форме излагает теорию, первоавтором которой в.

Достоевский вводит в роман «Преступление и наказание» двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его теории. Всего в романе шесть двойников: Разумихин, Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, Порфирий Петрович и Соня.

Двойники Раскольникова Один из приёмов разоблачения антигуманной сущности теории – это использование системы двойников. К двойникам Раскольникова можно отнести П.П. Лужина, следователя Порфирия Петровича, Соню, Свидригайлова, студента, встреченного в распивочной .

В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время — 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека окружающему его миру.

3) воспитание непримиримого отношения к насилию, жестокости; воспитание чувства коллективизма. Каждый из героев совершает на протяжении действия романа ряд поступков, а каждый поступок имеет свою причину, то есть мотив, цель и , естественно, средства ее достижения.

В 1860-е годы среди русской интеллигенции были популярны работы английских экономистов И. Бентама (1748–1832) и его последователя Д. С. Милля (1806–1873), сторонников утилитаризма. Согласно Бентаму, счастье человека зависит от его собственных интересов, но также зависит и от интересов общества. То есть интересы общества не должны игнорироваться и исключаться из виду.

Однако господин Лужин, как и многие современники Достоевского, извращает концепцию утилитаризма, доводит ее до абсурда — до идеи абсолютного эгоизма, когда человек думает только о себе, а интересы общества для него совершенно не важны. Эти идеи довольно далеки от изначальной концепции утилитаризма Бентама и Милля.

Теория Лужина действительно отчасти схожа с теорией Раскольникова о «людях и тварях дрожащих», но при этом Лужин утверждает, что «на всё есть мера» и его теория не предполагает совершения преступлений. Так, когда Раскольников заявляет, что, доведя теорию о кафтанах «до последствий», выйдет, что можно людей лишать жизни из личного интереса, Лужин категорически не соглашается с Раскольниковым. Он отвечает, что от совершения преступления человека должны сдерживать нравственность и правила:

«— …Я же рад встречать молодежь: по ней узнаешь, что нового. — Петр Петрович с надеждой оглядел всех присутствующих.
— Это в каком отношении? — спросил Разумихин.
— В самом серьезном, так сказать, в самой сущности дела, — подхватил Петр Петрович, как бы обрадовавшись вопросу. — Я, видите ли, уже десять лет не посещал Петербурга. Все эти наши новости, реформы, идеи — всё это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть всё, надобно быть в Петербурге. Ну-с, а моя мысль именно такова, что всего больше заметишь и узнаешь, наблюдая молодые поколения наши. И признаюсь: порадовался…
— Чему именно?
— Вопрос ваш обширен. Могу ошибаться, но, кажется мне, нахожу более ясный взгляд, более, так сказать, критики; более деловитости…
— Это правда, — процедил Зосимов.
— Врешь ты, деловитости нет, — вцепился Разумихин. — Деловитость приобретается трудно, а с неба даром не слетает. А мы чуть не двести лет как от всякого дела отучены… Идеи-то, пожалуй, и бродят, — обратился он к Петру Петровичу, — и желание добра есть, хоть и детское; и честность даже найдется, несмотря на то что тут видимо-невидимо привалило мошенников, а деловитости все-таки нет! Деловитость в сапогах ходит.
— Не соглашусь с вами, — с видимым наслаждением возразил Петр Петрович, — конечно, есть увлечения, неправильности, но надо быть и снисходительным: увлечения свидетельствуют о горячности к делу и о той неправильной внешней обстановке, в которой находится дело. Если же сделано мало, то ведь и времени было немного. О средствах и не говорю. По моему же личному взгляду, если хотите, даже нечто и сделано: распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических; литература принимает более зрелый оттенок; искоренено и осмеяно много вредных предубеждений… Одним словом, мы безвозвратно отрезали себя от прошедшего, а это, по-моему, уж дело-с…
— Затвердил! Рекомендуется, — произнес вдруг Раскольников.
— Что-с? — спросил Петр Петрович, не расслышав, но не получил ответа.
— Это всё справедливо, — поспешил вставить Зосимов.
— Не правда ли-с? — продолжал Петр Петрович, приятно взглянув на Зосимова. — Согласитесь сами, — продолжал он, обращаясь к Разумихину, но уже с оттенком некоторого торжества и превосходства, и чуть было не прибавил: «молодой человек», — что есть преуспеяние, или, как говорят теперь, прогресс, хотя бы во имя науки и экономической правды…
— Общее место!
— Нет, не общее место-с! Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? — продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, — выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано [Достоевский вкладывает здесь в уста Лужина отзвуки идей утилитарной этики английского экономиста и философа Иеремии Бентама (1748–1832) и последователя Бентама — Д. С. Милля (1806–1873).] . Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастью, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностию, а казалось бы, немного надо остроумия, чтобы догадаться…
— Извините, я тоже неостроумен, — резко перебил Разумихин, — а потому перестанемте. Я ведь и заговорил с целию, а то мне вся эта болтовня-себятешение, все эти неумолчные, беспрерывные общие места, и всё то же да всё то же, до того в три года опротивели, что, ей-богу, краснею, когда и другие-то, не то что я, при мне говорят. Вы, разумеется, спешили отрекомендоваться в своих познаниях, это очень простительно, и я не осуждаю. Я же хотел только узнать теперь, кто вы такой, потому что, видите ли, к общему-то делу в последнее время прицепилось столько разных промышленников, и до того исказили они всё, к чему ни прикоснулись, в свой интерес, что решительно всё дело испакостили. Ну-с, и довольно!
— Милостивый государь, — начал было господин Лужин, коробясь с чрезвычайным достоинством, — не хотите ли вы, столь бесцеремонно, изъяснить, что и я…
— О, помилуйте, помилуйте… Мог ли я. Ну-с, и довольно! — отрезал Разумихин и круто повернулся с продолжением давешнего разговора к Зосимову.»

С этой точки зрения теория Лужина близка к «разумному эгоизму», но сам Лужин понятие о нравственности имеет весьма смутное. Он легко переступает правила, и ради своих мелких целей подставляет безобидную Соню Мармеладову, подсунув ей деньги, а после прилюдно, во время поминок ее отца, обвинив в воровстве.

В чём заключается смысл сопоставления Лужина и Раскольникова

В отличие от Родиона, Лужин не вызывает никакого сопереживания или сочувствия у читателя. Этот персонаж абсолютно отрицательный, он не представляет собой ничего ценного для общества; особенно это доказывает его собственная теория «о целом кафтане», которая предполагает полный индивидуализм с расчётом исключительно на самого себя. Лужин даже не собирается быть полезным для остальных, всё, что он делает, он делает только для себя.

  1. Студент в распивочной — высказывает схожие с мыслями Раскольникова слова, связанные с теорией о «тварях дрожащих» и «право имеющих».
  2. Дмитрий Прокофьевич Разумихин — лучший друг Родиона, который во многом с ним похож.
  3. Пётр Петрович Лужин — его схожесть с главным героем заключается в его мыслях о деньгах и экономике в целом. Однако, в отличие от Раскольникова, сводит всю теорию к бытовым и пошлым ситуациям.
  4. Аркадий Иванович Свидригайлов — между ним и Родионом общее то, что они оба переступают через жизни людей и в итоге сожалеют об этом. Этот персонаж является предупреждением главному герою о возможной судьбе.
  5. Порфирий Петрович — следователь по делу убийства старухи. По сути, единственный, кто понимает Раскольникова, хотя и является его «противником»
  6. Соня Мармеладова — тоже преступница, как и Родион, но она делает это для блага других, в отличие от Родиона. Именно Соня в итоге наставляет героя на правильный путь.

Наибольший интерес у читателя должны вызывать Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова, так как именно они оказывают основное влияние на Родиона Раскольникова и двигают сюжет всего романа. А сопоставительное сравнение Лужина и Раскольникова заслуживает отдельного внимания.

  • Теория. Оба героя имеют свою теорию касаемо человечества в целом. У героев внутри головы свои таблицы, куда они сортируют людей, и изначально может показаться, что теория Лужина куда безобиднее раскольниковской, но это не совсем так: обе теории в итоге полны ошибок разума и ведут к тяжким последствиям.
  • Интеллект. И Родион, и Пётр достаточно умны и образованы, ввиду чего несколько циничны по отношению ко всему окружающему.
  • Тщеславие. Оба персонажа не могут похвастаться скромностью, они горды собой и ни капли этого не скрывают. Они действительно высокомерны.
  • Подлость. Раскольников и Лужин легко способны подставить или предать человека, ведь они не придают особой ценности человеческим чувствам.
  • Угрюмость. Оба героя угрюмы и мрачны, не особо общительны с людьми и замкнуты в себе.
Рекомендуем прочесть:  Куплена Квартира В Ноябре 16года Когда Должен Прийти Налог На Недвижимость ?

Раскольников и Лужин, на первый взгляд, могут показаться очень близкими людьми. Однако это не совсем так, несмотря на обилие сходств, эти герои имеют и существенные различия. Но, чтобы лучше понять смысл сравнения персонажей, следует выделить их основные близкие черты.

Разумихин продолжает почти в шутку эту теорию, говоря, что с такими идеями скоро для собственного блага скоро можно будет людей резать. Конечно, это эгоистичная теория, которая только оправдывает, например, жадность и жестокость. Она является и самооправданием для него, когда он пытается унизить Дуню Раскольникову, обижает Соню Мармеладову. Эта теория отражает и мысли Раскольникова, гипертрофирует их, делая совсем уж страшными. Вообще, Петр Лужин выступает одним из двойников Родиона. Не лучшим, это уж точно!

Так в чем она состоит? Несколькими словами: Лужину нужна спутница низкого социального происхождения, но при этом умная, кроткая, симпатична. По его мнению, такая особа по гроб жизни будет ему благодарна за повышение социального статуса. Цена вопроса состоит лишь в том, чтобы девушка безропотно подчинялась, слушалась, была «аксессуаром» для выхода в свет: «Посмотрите какая игрушка красивая у меня есть, ну сломается, новую найду».

По лекалам Достоевского, каждый герой его произведений неоднозначен. Зачастую они не отличаются высокими моральными качествами в силу разных жизненных обстоятельств. Вместе с тем, они имеют четкую позицию, выражаемую писательским пером. Для позиционирования убеждений персонажей часто используется определение «Теория». Например, своя теория есть у Раскольникова и Порфирия Ивановича. Есть теория у такого персонажа как Лужин.

Нельзя сказать, что герой этот сам придумал свою теорию. В произведении он больше просто говорит, что слышал одно там, а другое – там. Но он добавил туда образ кафтана, как блага. Именно этот герой представляет в «Преступлении и наказании» принцип разумного эгоизма. Да, в то время об этом говорили философы, экономисты, а ещё Чернышевский в романе «Что делать?»

В разговоре с Раскольниковым и прочими он раскрывает свои идеи. Лужин хвалит современность, особенно литературу, которая, по его словам, переросла романтику. Стало появляться всё больше полезных книг. Он считает, что его поддерживает наука, особенно экономика. Наверное, в книгах он и нашел подтверждение своим мыслям. Раньше ему говорили, мол, «возлюби», а так именно могли говорить в религии. А любить, значит, помогать, разделить свой кафтан. (Хотя ошибка Лужина в том, что обычно любить означает отдать всё, тот же кафтан. Отдать бедному, а самому терпеть или новый кафтан сделать…) Разделенный кафтан никого особенно не согреет, а теперь наука «разрешила» не делиться. Сохранить своё добро у себя, любить себя, заботиться о себе, тогда и бедным, благодаря экономике, лучше станет. Когда-нибудь. Каждый должен стремиться к своим целям, переступать через других. Он убежден, что всё на личном интересе основано, вообще. Получается, что забота о себе является заботой о других. Даже звучит странно, но и такое можно доказать, если очень захотеть.

В том, что Родион убил человека, Аркадий Иванович не видит ничего особенного. Здесь обнаруживается различие этих двух персонажей. Свидригайлов не понимает мечтаний и сомнений Раскольникова. Из разговора со Свидригайловым Родион понимает, что “не переступил он, на этой стороне остался”. А Аркадий Иванович “задушил в себе все человеческое”.

Третьим и самым нетипичным двойником Родиона Раскольникова является Порфирий Петрович, следователь, который и вывел главного героя на чистую воду. Склоняя персонажа к покаянию и признанию, Порфирий Петрович вспоминает и собственные теории, подобные теории Раскольникова, которыми тот увлекался в молодости, однако с течением времени убедился в их ложности.

Таким образом, в романе Достоевского «Преступление и наказание» читатели могут обнаружить довольно много двойников Родиона Раскольникова. Практически в каждом персонаже произведения возможно разглядеть некие характерные черты, оттеняющие образ главного героя, подчёркивающие все его самые яркие личностные особенности. Фёдор Михайлович, являясь великолепным знатоком человеческой души, с помощью своего романа производит настоящую переоценку ценностей у читателей, заставляя задуматься о самих себе и обратить внимание на собственное окружение.

Самым выразительным двойником Родиона Раскольникова в романе, на мой взгляд, является Пётр Петрович Лужин – жених сестры главного героя, Дуни, человек, наглядно демонстрирующий, к чему именно приводит жизнь по теории Достоевского о «тварях дрожащих и право имеющих». Являясь деловым и преуспевающим человеком средних лет, он не признаёт ни бескорыстности, ни благородства, полагая, что каждый в этом мире стремится только к одному – к поиску собственной материальной выгоды. Лужин, сосредоточенный на себе и только на себе, абсолютно пренебрегает заботой об окружающих его людях, пребывая в ошибочной уверенности в том, что весь мир вращается вокруг его персоны. Эгоизм в крайней степени, отсутствие даже небольшой склонности к альтруизму и человечности – вот, что являет собой этот двойник Раскольникова, вот, чем бы стал Родион Раскольников, если бы продолжил следовать принципам своей теории.

Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко- голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для та¬кого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова). Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны. Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он — зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова ста¬новится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представля¬ют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина — прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.
Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.