В Каких Случаях Допрос Несовершеннолетнего Потерпевшего Проводится С Обязательным Участием Педагога

5. Перед допросом потерпевших и свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.

1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.

4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.

6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

  • получаса без перерыва и более одного часа от общего времени, если подопечному менее 7 лет;
  • 1 часа без перерыва и более 2 часов от общего времени, если свидетелю от 7 до 14 лет;
  • 2 часов без перерыва более 4 часов от общего времени, если подростку от 14 до 16 лет.
  • знать, в каком конкретно преступлении обвиняется малолетний подозреваемый;
  • находиться рядом с подростком в ходе допроса и знакомиться с протоколом, заявлять о неполноте или неправильности его составления, делать письменные замечания;
  • присутствовать при оглашении обвинения, когда несовершеннолетнего объявят обвиняемым;
  • составлять на действия следователя жалобы, заявлять отвод.

Особенности допроса несовершеннолетних имеют свои нюансы. Если свидетель или потерпевший, не достигший совершеннолетия, был допрошен на стадии предварительного следствия, законодательство разрешает огласить эти показания.

Ч. 1 ст. 191 и ч. 1 ст. 280 УПК РФ указывают, что допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет проводится с участием педагога, а по статье 280 УПК РФ – педагога или психолога; а также по усмотрению следователя или суда педагог или психолог может присутствовать и при допросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме того, при допросе несовершеннолетнего вправе присутствовать его законный представитель.

Допрос – это получение от допрашиваемого лица устных сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для разрешения уголовного дела . Цель допроса — получение от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Получение таких сведений осложняется, если в роли допрашиваемого выступает несовершеннолетний .

Суд по своей инициативе или по ходатайству сторон вправе вынести определение или постановление о допросе потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, в отсутствие подсудимого. Закон указывает единственное основание для такой исключительной меры: необходимость охраны прав несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. После возвращения удаленного на период допроса подсудимого в зал председательствующий оглашает ему содержание всех показаний, данных в отсутствие этого подсудимого. После такого ознакомления все вопросы несовершеннолетнему, допрошенному в отсутствие подсудимого, задаются подсудимым в обычном порядке, с соблюдением всех принципов и правил судебного разбирательства, а также положений статьи 280 УПК РФ.

Допрос потерпевших и свидетелей в возрасте до восемнадцати лет, имеющих физические или психические недостатки, проводится с участием педагога во всех случаях. Понятие физических недостатков шире понятия инвалидности и включает все доступные врачам или видимые окружающим лицам существенные недостатки в строении тела несовершеннолетнего (отсутствие или существенный дефект в развитии органа, части тела), его движениях (например, хромота, нервный тик), разговоре (например, заикание). Наличие психических недостатков может быть подтверждено справкой медицинского учреждения, явной неадекватностью поведения или реакций со стороны потерпевшего или свидетеля. При необходимости привлечения педагога допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, должен быть отложен.

По своему усмотрению суд вправе привлечь педагога к участию в допросе потерпевшего или свидетеля и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Такое возможно, когда из материалов дела или заявлений (ходатайств) сторон появляются сведения об отсутствии у подростка семейных и иных позитивных связей в обществе, его безнадзорности, психологической неустойчивости и проблемах в обучении и т.п.

Из смысла ст. 280 УПК РФ во всех случаях допрос потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет должен проводиться с участием педагога. Участие педагога, с одной стороны, помогает несовершеннолетнему преодолеть стресс и переживания в сложной для его восприятия ситуации судебного заседания. С другой стороны, участие педагога способствует установлению психологического контакта несовершеннолетнего со сторонами процесса и самим судом в целях получения от несовершеннолетнего показаний, которые подросток в силу возрастных особенностей стесняется либо не в состоянии логически изложить. Несоблюдение требования об участии педагога нарушает права не только самих несовершеннолетних, но и сторон процесса, которые заинтересованы в полном, всестороннем и объективном исследовании доказательств.

Председательствующий имеет право разрешить педагогу задавать вопросы в течение всего допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Эти вопросы должны быть связаны с ролью и задачами педагога как специалиста, привлеченного для участия в судебном следствии.

Статья 191. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля
1. Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

Допрос несовершеннолетнего

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

г) предупредить участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и выска­зываний в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе.

При допросе несовершеннолетних следователю приходится сталкиваться с особой категорией свидетелей – подростками, непосредственно участвовавшими в преступлении, но не привлеченными к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, по наступлении которого они подлежат уголовной ответственности. Их показания имеют важное значение для изобличения соучастников преступления, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых.

1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершенно­ летние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя — в месте нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением сле­дователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних свидетелей и потерпевших следует избирать иное место, более ему привычное (школа, дом, дошко­льное воспитательное учреждение).

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

  1. ФИО, должность и номер удостоверения вызывающего, если нет, то позвоните по телефону и попросите следователя продиктовать их вам. Вы имеете на это право, поэтому не стесняйтесь настоять на получении этих данных, чтобы не нарваться на мошенников или лиц, не причастных к ведению дела;
  2. Качество, в котором вызывают подростка;
  3. Время и дата допроса.

В российской практике, такое действительно случается. Закон позволяет следователя, прокурору или суду отказать законного представителю несовершеннолетнего в присутствии на допросе, если его действия могут нанести ущерб интересам, здоровью или психике несовершеннолетнего.

Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.

В некоторых случаях присутствие на очной ставке знакомых несовершеннолетним участникам процесса лиц не всегда желательно для следователя. Если в очной ставке участвуют несовершеннолетние потерпевшие по делам о половых преступлениях, или несовершеннолетние подозреваемые (обвиняемые), то присутствие близких или знакомых нередко создает своеобразный психологический барьер, затрудняющий получение правдивых показаний. В таких случаях предпочтительнее пригласить на очную ставку незнакомого несовершеннолетним педагога. Нельзя также упускать из виду, что родители или родственники несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) могут иногда попытаться на очной ставке оказать на детей отрицательное влияние, направленное на сокрытие истины.

  1. Характеристики ребенка;
  2. Получение наиболее частых его поведенческих тактик (например, если ребенок беспокойный, то следователь сможет заранее подготовить тактику ведения его допроса.)
  3. Круг его общения;
  4. Его местонахождение в течение дня и на момент совершения преступления.

Участвующим при допросе педагогу или психологу, а также родителям или другим законным представителям разъясняется право делать подлежащие занесению в протокол замечания о нарушении прав и законных интересов допрашиваемых, а также с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы допрашиваемому. Следователь, дознаватель вправе отвести вопрос, но должны занести его в протокол и указать причину отвода.

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы имеет ветеран труда регионального значения?

Скичко предлагает произвести замену в УПК РФ термина “педагог” на термин “специалист в области возрастной или педагогической психологии” и закрепить его участие, как обязательное, так и факультативное, во всех следственных действиях с участием несовершеннолетних .

В данном случае естественной формой такого обеспечения представляется уведомление законных представителей (то есть, родителей) детей о времени и месте их допроса. Вызвать их они не могут, поскольку оснований для вызова нет, а вот уведомить, чтобы они могли присутствовать при допросе, обязаны.

Вместе с тем, порядок привлечения педагога, его полномочия, обязанности, права, роль в производстве следственных действий, в законе достаточно не раскрыты, (лишь скупо упомянуты отдельные права, в т.ч. право задавать свои вопросы после следователя, оставляя последнему право эти вопросы отвести по своему усмотрению), что и позволяет следователям трактовать упомянутую норму закона весьма произвольно.

Различие проявляется также в круге процессуальных прав, предоставленных специалисту, педагогу или психологу. Анализ ст. ст. 58, 425 УПК РФ позволяет прийти к выводу, что процессуальные права педагога или психолога несколько уже, чем права специалиста. В частности, в ст. 425 УПК РФ не упоминается право педагога или психолога приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, суда.

В Каких Случаях Допрос Несовершеннолетнего Потерпевшего Проводится С Обязательным Участием Педагога

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст. 191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей связаны с особенностями возрастной психики несовершеннолетних, отсутствием у них жизненного опыта, а также неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой они оказались.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать, что они, как и все потерпевшие, заинтересованы в результатах расследования, ведь им причинен моральный, имущественный или физический вред. В момент совершения преступления они были в возбужденном состоянии, и поэтому могли необъективно воспринимать происходившее, ведь они не думали о том, что надо запомнить приметы преступника, действия, которые он совершал, а думали о том, как защититься от преступника.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса .

Статья 280

2. До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.
3. Педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.
4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.
5. Перед допросом потерпевших и свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.
6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.
7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.
Комментарий к статье 280
Законодателем не определена нижняя граница возраста, по достижении которого может быть допрошен несовершеннолетний в качестве потерпевшего или свидетеля. Поэтому в необходимых случаях, когда у суда с учетом возраста несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них правильные показания, допрос должен быть предварен назначением и проведением психолого-психиатрической экспертизы. При этом необходимо письменное согласие их законных представителей (см. ст. ст. 195, 196, 198 УПК).
Участие педагога при допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля (возраст от 14 до 18 лет) вызывается необходимостью помощи сторонам в судебном разбирательстве и суду, которая может выражаться в корректной, с точки зрения педагогики, постановке вопросов и оценке правильности ответов на поставленные вопросы. Поэтому педагог участвует в допросе в качестве специфического специалиста (см. ст. ст. 58, 270 УПК).
Участие педагога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет обязательно. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляется по усмотрению суда. В таких случаях вызов педагога для участия в допросе может быть осуществлен как по инициативе самого суда, так и по ходатайству сторон. Педагог не должен быть заинтересован в исходе дела.
Инициируя вызов педагога для участия в допросе или рассматривая такое ходатайство одной из сторон, суд обязан обсудить необходимость участия педагога со сторонами судебного заседания. О принятом решении коллегиальный суд выносит определение, а судья постановление, которые должны быть в краткой форме мотивированы. Определение или постановление подлежит занесению в протокол судебного заседания. Если несовершеннолетний потерпевший или свидетель имеет физические или психические недостатки, то участие педагога в допросе обязательно.
К несовершеннолетним с физическими недостатками необходимо отнести лиц с нарушениями слуха (полная или частичная глухота), речи (полная немота или заикание), зрения (полная слепота или частичное нарушение зрения) и другими недостатками, которые по усмотрению суда могут повлиять на правильность показаний.
К несовершеннолетним с психическими недостаткам необходимо отнести лиц, у которых отмечается отставание в психическом развитии либо отмечается психическое расстройство (например, несовершеннолетний является олигофреном в легкой степени дебильности).
Председательствующий, установив личность несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (см. ст. ст. 277, 278 УПК), обязан установить личность педагога. Личность педагога устанавливается путем опроса и сличения данных, указанных педагогом, с документами, удостоверяющими личность и его специальность (таковыми документами могут быть, например, доверенность управления (отдела) образования, диплом об окончании учебного заведения и т.п.).
Председательствующий путем опроса обязан выяснить, в каких отношениях находится педагог с подсудимым, потерпевшим или свидетелем.
Установленные данные о личности педагога и его отношении к подсудимому, потерпевшему или свидетелю подлежат занесению в протокол судебного заседания. Если будет установлено, что педагог с указанными участниками процесса состоит в отношениях либо иным образом может быть заинтересован в исходе дела, то он не может участвовать в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
Председательствующий разъясняет педагогу его права: отказаться от участия в производстве допроса, если он не обладает соответствующими специальными познаниями; участвовать в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля; знать, по существу какого уголовного дела судом производится допрос несовершеннолетнего; оказывать помощь сторонам при допросе в формулировке педагогически корректных вопросов и оценки правильности с позиции педагогики ответов несовершеннолетнего на эти вопросы; с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю; приносить жалобы на действия (бездействие) сторон в судебном разбирательстве и суда, ограничивающие его права; знакомиться по окончании допроса с показаниями, занесенными в протокол судебного заседания, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (см. ст. 58 и ч. 5 ст. 425 УПК). Педагог не предупреждается об уголовной ответственности.
В протоколе судебного заседания должна быть произведена запись о том, что педагогу разъяснены его права. Запись разъясненных прав педагогу обязательна в протоколе судебного заседания. Педагог вправе просить у председательствующего разрешения задать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю, как представляется правильным, после окончания допроса несовершеннолетнего одной из сторон.
Участие законных представителей в судебном разбирательстве при допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей имеет существенное значение для обеспечения защиты прав и законных интересов этих лиц. Законодатель установил обязательное участие в уголовном деле законных представителей для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших (см. ст. 45 УПК). Законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего имеет те же процессуальные права, что и представляемое им лицо (см. также ст. 42 УПК).
Хотя законодатель не установил конкретной нормы участия в уголовном деле законных представителей для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних свидетелей, предполагается, что они имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица.
Председательствующий перед допросом несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля обязан установить личность законного представителя. Личность законного представителя устанавливается путем опроса председательствующим и сличения данных, указанных законным представителем, с документами, удостоверяющими личность, и документами, наделяющими его правом быть законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля. Председательствующий путем опроса обязан выяснить, в каких отношениях находится законный представитель с подсудимым. Например, является ли он родственником подсудимого, сослуживцем, знакомым и т.п. или ранее знакомства не имел.
Установленные данные о личности законного представителя и его отношения к подсудимому подлежат занесению в протокол судебного заседания.
Председательствующий в соответствии со ст. 268 УПК обязан перед допросом одновременно с разъяснением прав и обязанностей несовершеннолетнему потерпевшему разъяснить и законному представителю его права, обязанности и ответственность, предусмотренные статьей 42 УПК РФ. Председательствующий обязан перед допросом одновременно с разъяснением прав и обязанностей несовершеннолетнему свидетелю разъяснить и законному представителю его права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 56 УПК.
Законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля дает подписку о разъяснении ему прав, обязанностей и ответственности. Подписка приобщается к протоколу судебного заседания.
Кроме того, в протоколе судебного заседания должна быть произведена запись о том, что законному представителю несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля разъяснены его процессуальные права. Запись разъясненных прав, обязанностей и ответственности законного представителя обязательна в протоколе судебного заседания.
Часть 4 настоящей статьи находится в противоречии с ч. 2 ст. 45 УПК, так как для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители (см. ст. 45 УПК). Поэтому для участия в допросе несовершеннолетнего потерпевшего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обязательно привлекаются законные представители.
Для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет при необходимости может быть вызван законный представитель. Вызов законного представителя для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля может быть инициирован судом либо по ходатайству сторон судебного разбирательства. Инициируя вызов законного представителя свидетеля для участия в допросе или рассматривая такое ходатайство одной из сторон, суд обязан обсудить необходимость участия законного представителя со сторонами судебного заседания. О принятом решении коллегиальный суд выносит определение, а судья постановление, которые должны быть в краткой форме мотивированы. Определение или постановление подлежит занесению в протокол судебного заседания.
Законодатель прямо установил обязательное участие в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, их законных представителей. Участвующие в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля законные представители вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому.
Председательствующий перед допросом несовершеннолетних свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, обязан разъяснить им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. В протоколе судебного заседания должна быть произведена запись, что несовершеннолетнему разъяснено значение дачи полных и правдивых показаний для уголовного дела. Подписка об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний у несовершеннолетних, не достигших шестнадцатилетнего возраста, не отбирается.
На основании ходатайства какой-либо из сторон или по собственной инициативе суда допрос несовершеннолетнего может проводиться в отсутствие подсудимого. Подготавливая допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в отсутствие подсудимого или рассматривая такое ходатайство одной из сторон, суд обязан обсудить необходимость такого порядка допроса со сторонами судебного заседания. О принятом решении коллегиальный суд выносит определение, а судья постановление, которые должны быть в краткой форме мотивированы. Определение или постановление подлежит занесению в протокол судебного заседания.
Если судом принято решение о допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в отсутствие подсудимого, то последний удаляется из зала судебного заседания. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания председательствующий сообщает содержание показаний несовершеннолетнего данных в его отсутствие. Подсудимому председательствующий обязан предоставить право задать вопросы допрошенному несовершеннолетнему потерпевшему или свидетелю.
Несовершеннолетний потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, их законные представители, а также педагог могут просить разрешения у председательствующего покинуть зал судебного заседания после допроса. Председательствующий обязан обсудить просьбу со сторонами судебного разбирательства.
Учитывая мнения сторон, председательствующий может удовлетворить просьбу или отказать в ней. Принятое решение подлежит занесению в протокол судебного заседания, например, разрешить покинуть зал судебного заседания либо вынести определение или постановление. В отношении просьбы покинуть зал судебного заседания несовершеннолетним потерпевшим и его законным представителем суд выносит определение или постановление о разрешении покинуть зал судебного заседания либо об отказе в таком разрешении (о порядке рассмотрения просьбы потерпевшего и его законного представителя покинуть зал судебного заседания см. ст. 277 УПК).

Рекомендуем прочесть:  Образец Договора Клиенту По Уходу За Престарелыми

В Каких Случаях Допрос Несовершеннолетнего Потерпевшего Проводится С Обязательным Участием Педагога

Из смысла ст. 280 УПК РФ во всех случаях допрос потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет должен проводиться с участием педагога. Участие педагога, с одной стороны, помогает несовершеннолетнему преодолеть стресс и переживания в сложной для его восприятия ситуации судебного заседания. С другой стороны, участие педагога способствует установлению психологического контакта несовершеннолетнего со сторонами процесса и самим судом в целях получения от несовершеннолетнего показаний, которые подросток в силу возрастных особенностей стесняется либо не в состоянии логически изложить. Несоблюдение требования об участии педагога нарушает права не только самих несовершеннолетних, но и сторон процесса, которые заинтересованы в полном, всестороннем и объективном исследовании доказательств.
С точки зрения УПК РФ, педагог имеет статус специалиста. Понятие специалиста, его права и обязанности определены в ст. 58 УПК. Лицо, привлеченное в качестве педагога, должно обладать специальными знаниями в области педагогики, желательно в сфере обучения или образования подростков той же возрастной группы, что и допрашиваемое лицо. Педагог, связанный с одной из сторон разбирательства служебными или иными отношениями (например, сотрудник органа дознания с педагогическим или психологическим образованием), к участию в допросе несовершеннолетнего в суде привлечен быть не может.
По своему усмотрению суд вправе привлечь педагога к участию в допросе потерпевшего или свидетеля и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Такое возможно, когда из материалов дела или заявлений (ходатайств) сторон появляются сведения об отсутствии у подростка семейных и иных позитивных связей в обществе, его безнадзорности, психологической неустойчивости и проблемах в обучении и т.п.
Допрос потерпевших и свидетелей в возрасте до восемнадцати лет, имеющих физические или психические недостатки, проводится с участием педагога во всех случаях. Понятие физических недостатков шире понятия инвалидности и включает все доступные врачам или видимые окружающим лицам существенные недостатки в строении тела несовершеннолетнего (отсутствие или существенный дефект в развитии органа, части тела), его движениях (например, хромота, нервный тик), разговоре (например, заикание). Наличие психических недостатков может быть подтверждено справкой медицинского учреждения, явной неадекватностью поведения или реакций со стороны потерпевшего или свидетеля. При необходимости привлечения педагога допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, должен быть отложен.
До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, ответственность и берет подписку в порядке ст. 270 и 58 УПК РФ.
Председательствующий имеет право разрешить педагогу задавать вопросы в течение всего допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Эти вопросы должны быть связаны с ролью и задачами педагога как специалиста, привлеченного для участия в судебном следствии.
Суд самостоятельно и без вынесения определения (постановления) решает вопрос о необходимости вызова законных представителей несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Понятие законного представителя содержится в п. 12 ст. 5 УПК РФ. Если потерпевший или свидетель еще не достиг возраста четырнадцати лет, участие законного представителя является во всех случаях обязательным.
Перед допросом председательствующий разъясняет потерпевшим и свидетелям, не достигшим шестнадцати лет, значение для уголовного дела их полных и правдивых показаний. Поскольку допрашиваемые не достигли возраста, начиная с которого они могут быть привлечены к ответственности за данное правонарушение, они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, соответствующая подписка у них не берется.
Суд по своей инициативе или по ходатайству сторон вправе вынести определение или постановление о допросе потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, в отсутствие подсудимого. Закон указывает единственное основание для такой исключительной меры: необходимость охраны прав несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. После возвращения удаленного на период допроса подсудимого в зал председательствующий оглашает ему содержание всех показаний, данных в отсутствие этого подсудимого. После такого ознакомления все вопросы несовершеннолетнему, допрошенному в отсутствие подсудимого, задаются подсудимым в обычном порядке, с соблюдением всех принципов и правил судебного разбирательства, а также положений статьи 280 УПК РФ.
Потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, а равно и законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал заседания с разрешения председательствующего сразу же после допроса. В данном случае, в отличие от ситуации с совершеннолетними свидетелями и потерпевшими, суд не обязан спрашивать мнение сторон.

Перед обыском следователь (дознаватель) предъявляет лицу, у которого производится обыск, постановление или судебное решение, что подтверждается подписью данного лица на постановлении (судебном решении). Одновременно следователь разъясняет сущность данного действия, выполняет иные действия, указанные в ст. 164 УПК РФ (общие правила производства следственных действий) и предлагает обыскиваемому выдать подлежащие изъятию объекты. При добровольной их выдаче и отсутствии оснований полагать, что другие объекты могут быть сокрыты от следователя (дознавателя), обыск не производится и следователь (дознаватель) приступает к составлению протокола. При невыдаче искомых объектов следователь (дознаватель) приступает к обыску и в принудительном порядке осматривает все помещения, предметы и т.п. Он вправе вскрывать запертые помещения, предметы, если обыскиваемое лицо добровольно этого не делает. Ограничением для следователя (дознавателя) является положение о недопустимости безосновательного причинения вреда имуществу.

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы и выплаты положены вдове чернобольца

Выемка проводится на основании постановления следователя (дознавателя), которое предъявляется лицу, у которого производится выемка. При отказе выдать требуемый объект следователь (дознаватель) производит принудительное его изъятие, в том числе допускается принудительный поиск предметов и документов с отражением данных обстоятельств в протоколе выемки. Копия протокола выемки вручается заинтересованному лицу.

В соответствии с требованиями ст. 164 УПК РФ перед допросом на очной ставке следователь (дознаватель) разъясняет и обеспечивает права и обязанности участников очной ставки. Несмотря на то что свидетель и потерпевший в ходе их допросов предупреждались об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, на очной ставке данное действие выполняется в полном объеме и фиксируется в протоколе очной ставки.

Опознание живых лиц может происходить в условиях, когда опознаваемое лицо не наблюдает опознающего. Об этом участники следственного действия должны быть заранее, во вводной части опознания, предупреждены. Решение о таком порядке опознания принимает следователь (дознаватель), если необходимо обеспечить безопасность опознающего. Технически обеспечение указанных условий опознания зависит от следователя (дознавателя). В этих целях могут применяться различные помещения; одно помещение, разделенное перегородкой, но во всех случаях при условии визуального сообщения между ними. При использовании одного помещения оно может быть в различной степени освещенным. В нем опознающий находится в темной части, визуально не просматриваемой опознаваемым. При опознании, когда опознаваемое лицо не видит опознающего, понятые обязаны находиться в месте нахождения опознающего. В наличии понятых должен убедиться тот, кого опознают.

Прежде всего судебный контроль касается мер процессуального принуждения и в первую очередь мер пресечения. Согласно ст. 102, 103, 104 и 105 УПК РФ решение о применении мер пресечения в виде подписки о невыезде, личном поручительстве, наблюдении командования воинской части, присмотра за несовершеннолетними обвиняемыми дознаватель и следователь принимают самостоятельно, о чем выносят соответствующее постановление.

Выше уже было сказано о том, что определение уровня психического развития личности, иные особенности психики несовершеннолетнего, отставание его в психическом развитии, а также степени осознания им характера и общественной опасности своих действий не находится в компетенции сотрудников правоохранительных органов. Это дает основание полагать о невозможности единоличного разрешения вышеуказанными должностями лицами вопроса о необходимости приглашения психолога (педагога), а также о необходимости проведения судебно-психологической и психиатрической экспертизы.

Поскольку несовершеннолетние не способны в силу возраста и отсутствия жизненного опыта, необходимых знания самостоятельно защитить свои права, то УПК устанавливает обязательное участие защитника в деле, согласно п.2 ч.1 ст.51. Для того, чтобы защитник смог полноценно, честно и добросовестно защищать законные права и интересы несовершеннолетнего подзащитного, то статьями 74 и 80 УПК устанавливаются правила проведения экспертиз. Экспертизы могут выступать как средство доказывания. [7]

Стоит отметить также, что задержка психического развития у ребенка не является препятствием для расширения возможностей развития интеллекта, однако незрелость эмоционально-волевой сферы у таких детей затрудняет их познавательную деятельность. [6] Такие дети чаще всего страдают низкой работоспособностью, недостаточностью некоторых функций психики. Будучи психически здоровыми, данная категория детей обладает достаточными возможностями для того, чтобы полноценно развиваться умственно, но, тем не менее, у них есть отличительные особенности, которые оказывают негативное влияние на степень осознания ими значения своих действий, а также ответственности за последствия содеянного.

Процессуально участие психолога либо педагога в допросе несовершеннолетнего в российском законодательстве закреплено в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. [1] Согласно данной статье, педагог или психолог должен участвовать при допросе несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления,: обязательным такое участие является при допросе тех лиц, которые не достигли возраста 16 лет, а для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет – только в случае, если лицо страдает расстройством психики, отстает в психическом развитии. Вместе с тем, серьезным недостатком законодательства, на наш взгляд, является отсутствие четкой регламентации, в каких случаях участвует педагог, а в каких – психолог. Представляется, что к участию в допросе несовершеннолетних, а также при проведении иных следственных действий в отношении данной категории лиц, важно обеспечить присутствие квалифицированного специалиста, имеющего соответствующее образование и комплексные знания в таких областях, как уголовное, гражданское право, психология, и судебная психиатрия.

Следует обратить внимание, что нормы уголовно-процессуального закона недостаточно конкретизируют, какое положение занимает педагог (психолог) в уголовном процессе с участием несовершеннолетнего, что порождает в практическом правоприменении ряд спорных моментов, особенно там, где несовершеннолетние выступают в качестве потерпевших и свидетелей.

Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого *

Другая группа авторов придерживается прямо противоположной точки зрения, полагая, что педагог или психолог являются самостоятельными участниками уголовного процесса, наряду со специалистом в области подростковой и юношеской психологии. Так, по мнению И.А. Макаренко, участвующего в допросе педагога, знающего несовершеннолетнего и пользующегося у него авторитетом, следует признать самостоятельной процессуальной фигурой, поскольку он, будучи заинтересован в исходе расследуемого дела, «не вписывается» в статус специалиста .

По нашему мнению, педагог или психолог в рамках допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого выполняют две функции: оказывают содействие следователю и защищают законные права и интересы несовершеннолетнего. В рамках функции оказания помощи уголовному судопроизводству основными задачами педагога или психолога, как нам представляется, являются следующие.

Расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних невозможно без использования специальных знаний в области детской, подростковой и юношеской психологии и педагогики. Несовершеннолетние, совершившие преступление, отличаются от взрослых по основным интеллектуальным и волевым характеристикам. Интеллект несовершеннолетних определяется отсутствием жизненного опыта, суженным кругозором, недостаточностью теоретических знаний и практических навыков. Для лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 17 лет, характерны тревожность, агрессивность, низкий уровень самоконтроля, зависимость от группы, высокий уровень напряженности, черствость по отношению к окружающим, экспрессивность поведения, склонность к риску, подозрительность и завистливость. Представляется, что в силу возраста несовершеннолетние в большей мере, чем взрослые, склонны к эмоциональному восприятию окружающего мира, тогда как логический анализ сложившейся ситуации может осуществляться ими не в полной мере.

  1. Педагог или психолог оказывают следователю помощь в установлении психологического контакта с несовершеннолетним. Это особенно важно, если подросток замкнут, необщителен, недоверчив, с трудом налаживает отношения с окружающими.
  2. Педагог или психолог способны оказать следователю неоценимую помощь в изучении личности подростка, выявлении индивидуальных особенностей, специфики формирования личности, что может быть использовано при определении тактики следственных действий.
  3. Важной функцией педагога или психолога является помощь следователю при формулировке вопросов к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Именно педагог или психолог с учетом возраста, степени развития, внушаемости и прочих критериев способен правильно определить содержание и структуру вопросов, а также их последовательность.
  4. Педагог или психолог оказывают следователю помощь в закреплении доказательств, в частности, контролируют правильность изложения показаний в протоколе допроса. Педагог или психолог должны проследить, чтобы в протоколе с использованием тех же самых слов и выражений были изложены все обстоятельства, о которых допрашивался подросток. В этой связи педагог или психолог вправе по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст. 425 УПК РФ).
  5. Педагог или психолог могут помочь следователю при оценке результатов допроса.

См.: Курмаева Н.А. Использование специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саранск, 2010. С. 21.
См.: Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991. С. 139; Шейфер С.А. Следственные действия. М., 1981. С. 75, 86.

6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.

7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

5. Перед допросом потерпевших и свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.

1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.