Должностное Лицо Ук Рф Понятие

Понятие должностного лица в УК РФ

1) Не все должностные лица являются муниципальными или государственными служащими. Так, не относятся к этой категории: лица, выполняющие функции должностного лица по специальному полномочию; лица, занимающие должности категории «А», должностные лица учреждений, должности которых не внесены в Реестры.

Сразу возникает вопрос относительно положения, содержащееся в п. 10 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», где интерес судов обращен на то, что в случае, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а если в действиях лица имеются признаки злоупотребления должностными полномочиями, то лицо несет также ответственность соответственно по статье 285 Уголовного кодекса РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Должностное лицо в УК РФ — понятие и признаки

Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в государственных и муниципальных учреждениях. Лица, выполняющие такие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах несут ответственность по гл. 23 УК РФ.

Под специальным полномочием следует понимать кратковременное выполнение указанных функций без занятия соответствующей должности, но на основании закона, приказа, положения или другого правового акта. Так, по специальному полномочию действуют народные и присяжные заседатели. По специальному полномочию возможно разовое выполнение соответствующих функций.

Должностное Лицо Ук Рф Понятие

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.

Понятие должностного лица

Критерием, который позволяет выделить из всех лиц, работающих в органах государственной власти и управления, в органах местного самоуправления тех, кто может стать субъектами рассматриваемой группы преступлений, является совершение ими при выполнении должностных обязанностей действий, имеющих юридическое значение, то есть связанных с установлением, изменением, или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц. Чтобы такие действия явились основанием для признания лица должностным, они должны быть обусловлены служебной необходимостью и вытекать из функций представителя власти или организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций. Данное условие, наряду с выполнением указанных функций и совершением в связи с этим действий, имеющих юридическое значение, является обязательным для признания лица должностным.

Требования о том, что только законные распоряжения или действия представителя власти подлежат исполнению, обязывает в каждом случае разрешения вопроса о наличии в его действиях признаков преступления или иного правонарушения, уяснить его компетенцию, обусловленные ею права и обязанности. Обычно эти вопросы регламентированы в законах и иных нормативных актах.

Служебный подлог

При этом не имеет значения, были совершены эти действия одновременно или нет. Например, заполнение постановлений о возбуждении и прекращении уголовного дела сотрудниками полиции. Цель внесения ложных сведений — улучшение показателей раскрываемости на участке.

Рекомендуем прочесть:  Спор Со Страховой Компанией Государственная Пошлина

Можно выделить виды служебного подлога исходя из места совершения преступления и категории должностного лица. Бумаги с недостоверными сведениями могут исходить от госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, МВД и иных структур.

Общие понятия должностного лица в УК РФ

Для должностных лиц — субъектов рассматриваемой группы преступлений — обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

Должностное лицо

В п. 9 ст. 18 Федерального закона от 07.02.2022 N 3-ФЗ «О полиции» указано, что сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Должностное лицо это физическое лицо осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях (ООО, ПАО и т.д.), организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальным полномочиям.

Должностное Лицо Ук Рф Понятие

Не являются должностными лицами работники государст­венных органов, органов местного самоуправления, государст­венных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или админист­ративно-хозяйственными функциями (п. 5 вышеназванного по­становления Пленума Верховного Суда РФ). Но некоторые ка­тегории работников (например, педагоги и медицинские работ­ники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечении, проведении заня­тий, приеме зачетов и экзаменов и т. п.) совершают юридиче­ски значимые действия, т. е. такие, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок вре­менной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидно­сти, выставляют оценки на вступительных и выпускных экза­менах).

Не может рассматриваться в качестве должностного лица поверенный, представляющий в соответствии с договором ин­тересы государства в органах управления акционерного обще­ства (хозяйственного товарищества), часть акций (доли, вклада) которых закреплена (находится) в федеральной собственности (п. 6 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ), в том числе и на предприятиях, где 100% акций закрепле­но в государственной или муниципальной собственности и где Российская Федерация участвует в открытом акционерном о,б- ществе (ОАО) путем использования специального права «золо­той акции». Ряд ученых высказали свое несогласие с подобным решением вопроса о понятии должностного лица. Данные представители не утрачивают связи с государственными орга­нами, получают от них материальное и социальное обеспече­ние. Они обязаны в письменной форме согласовывать свое го­лосование, информировать федеральный орган исполнитель­ной власти о своих предложениях, выносимых на общее собрание ОАО, и следовать директивам от уполномоченного органа. Статус государственных и муниципальных служащих не претерпевает изменений, когда они становятся представителя­ми в ОАО. Государственные служащие, являющиеся должност­ными лицами и представителями в ОАО, должны признаваться субъектами преступлений, предусмотренных гл. 30, а не гл. 23 УК РФ по признаку организационно-распорядительных функ­ций. Отдельные граждане, выполняющие эти же функции, та­ковыми не признаются.

Центр юридической помощи

Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Рекомендуем прочесть:  Изменения В Оформлении Жилых Домов В 2022 Году

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Ук рф должностное лицо это

Должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности, причём виновный использует служебные полномочия вопреки интересам службы.

Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях.

Ук рф должностное лицо это

Пренебрежение рабочим, руководителем или служащим своими функциями не всегда вызывает наступление неприятных последствий, а если это в итоге случается, то не каждый раз наносится ущерб собственности или интересам социума, или работодателя.

Оно являлось ярко высвеченным субъектом должностных преступлений, ответственность за которые была установлена прежним российским уголовным законодательством — УК РСФСР 1922, 1926, и 1960 гг. когда иные лица, занимающие служебное положение, выступая в качестве субъектов преступлений, оставались, образно говоря, в тени, и является субъектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, предусмотренных статьями, объединенными в главе 30 и помещенными в другие главы действующего уголовного законодательства — УК РФ 1996 г. играя первостепенную и основополагающую роль среди всех субъектов служебных преступлений.

Ук рф должностное лицо это

Таким образом, в основе понятия должностного лица лежит указание на ответственные функции, выполняемые этими лицами в сфере организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности. К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностныx лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органаx местного самоуправления» в случаяx, специально предусмотренныx соответствующими статьями (п.

Ук рф должностное лицо это

ГК. По ст. 1069 ГК РФ В ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» приводится следующее определение: «Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения». В Гражданском кодексе также используется понятие должностного лица. Больший интерес вызывают нормы, посвященные ответственности публично-правовых образований за вред, причиненный их органами и должностными лицами.
Имеются в виду ст. ст.

Ведь отношения, которые регулируются соответствующими нормами уголовного и административного права, имеют свою специфику, которая не позволяет отождествлять многие понятия этих отраслей права с понятиями гражданского права. Понятие «должностное лицо» используется и в ГК, и в УК, и в КоАП. Но содержание этого понятия не одинаково. Природа ответственности по УК и КоАП в принципе схожа, «имеет единые корни», поэтому и содержание многих понятий в них совпадает. ГК же в ст. ст. 1069 — 1071 регулирует абсолютно иную ответственность. Здесь должностное лицо не является субъектом ответственности, так как ответственность возлагается на соответствующие публично-правовые образования, от имени которых действует должностное лицо.

Ук рф должностное лицо это

«другие представители государства, действующие в официальном или полуофициальном качестве» (сг. 11) либо «государственные служащие», включая сотрудников правоохранительных органов, исправительных учреждений, работников системы социального обеспечения и военнослужащих (шее» ст 4). Национальное уголовное законодательство различных государств также не придерживается единой терминологии и единого толкования терминов, обозначающих лиц, виновных в коррупционных и иных преступлениях, совершаемых ими с использованием служебных полномочий или служебного положения.

3.5. Понятие существенного нарушения является оценочным. При его установлении необходимо учитывать количество потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, других структурных звеньев государственного аппарата (см. п. 9 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). Данное последствие может выражаться в причинении материального вреда, нарушении конституционных прав и свобод граждан, создании помех и сбоев в работе органов государственной власти и государственного управления, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.

ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ

Думается, необходимо внести изменения также в примечание к ст. 318 УК РФ, поскольку в нем нарушен логический запрет давать определение через подобное: в примечании к ст. 318 УК РФ представитель власти определяется через понятие «должностное лицо», а в примечании к ст. 285 УК РФ уже должностное лицо определяется через понятие «представитель власти».

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ в санкцию ч. 2 ст. 144 внес изменения, дополнив альтернативным видом наказания — штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, тем самым расшириввозможность судейского усмотрения при назначении наказания. В то же время максимальный срок лишения свободы был снижен с 3-х до 2-х лет. Федеральным законом от 6 мая 2022 г. № 81-ФЗ санкция ч.2 ст. 144 УК РФ была дополнена обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов.

Юридические вопросы

6. Превышение должностных полномочий влечет уголовную ответственность за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ).

К уважительным причинам в этих случаях при условии их документального подтверждения следует относить: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.