Государственный учет объектов оказывающих нвос

10. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.

13. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.

9. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

3. Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Объект негативного воздействия

Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.

Территориальные органы Росприроднадзора уполномочены на ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, по месту нахождения объектов. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.

В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду», пункт 4 «Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)», раздел III «Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды», «Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)»).

Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 219) внесены изменения в Закон N 7-ФЗ в части, касающейся учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Напомним, что за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа:

В зависимости от уровня такого воздействия предприятия подразделяются на четыре категории:

  • объекты, оказывающие значительное НВОС — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС — объекты IV категории.

Это важный шаг, потому что от заявленной категории будут зависеть размеры ваших платежей за негативное воздействие, формат разрешений на выбросы/сбросы/отходы, а также порядок производственного экологического контроля и предоставления статистической отчетности.

Как оно выглядит и как его получить? 2022 год стал рекордсменом по таким нововведениям для организаций. Впервые в нашем природоохранном своде законов предприятия должны самостоятельно оценить уровень негативного воздействия от своих объектов и задекларировать категорию опасности для окружающей среды.

  1. Указать наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги;
  2. Указать объем оборотного водоснабжения (если имеется);
  3. Указать проектную мощность по производству продукции, реализации товара, оказанию услуг;
  4. Предоставить копию разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (при наличии);
  5. Предоставить копию документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (при наличии) / или копию годового отчета по отходам МСП за 2015 г.;
  6. Предоставить копию кадастрового паспорта с координатами границ объекта
  7. Указать сведения о выпусках и сбросах сточных вод (если имеется);
  8. Предоставить копию договора о водоснабжении и водоотведении;
  9. Предоставить копию договора на размещения отходов;
  10. Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ (при наличии);
  11. Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ;
  12. Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию и безопасному размещению отходов I-V класса опасности (при наличии).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

  1. Объекты I категории — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  2. Объекты II категории — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  3. Объекты III категории — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  4. Объекты IV категории — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

«Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду — объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков» (ст.1, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ)

Не лишним будет напомнить, что при строительстве объектов необходимо соблюдать природоохранные требования, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами (разработать паспорта отходов, разработать ПНООЛР и получить лимиты или сдавать отчетность СМСП) и в области выбросов в атмосферный воздух (разработать проект ПДВ и получить разрешение на выброс) , а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий (письмо Минприроды России от 28.10.2022 № 12-50/8692-ОГ).

  1. Предприятие образует отходы, но не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно (на собственных местах размещения отходов).
  2. Не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и/или иной деятельности.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – является обязательной процедурой, в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды. Сокращенно данную операцию называют — постановка на гос. учет объектов НВОС.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Рекомендуем прочесть:  Платится Ли Налог При Продажи Квартиры За Половину Миллиона

В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее — Критерии N 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст. 69 Закона N 7-ФЗ.

Согласно статье 11 Закона N 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ.

Учитывая, что объекты инфраструктуры одного морского порта эксплуатируются и принадлежат различным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, постановке на государственный учет подлежат отдельные объекты НВОС, относящиеся к инфраструктуре морского порта, а не морской порт в целом.

Таким образом, при проверке хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Росприроднадзором проверяется соблюдение требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также обследуются используемые указанными лицами при осуществлении деятельности производственные объекты.

Как проводится постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Большинство офисных помещений не имеют никакой категории опасности. Подавляющая часть из них образует только коммунальные отходы, которые не оказывают негативного воздействия. Однако и офисам придется встать на учет, если на их балансе есть котельная. Она считается объектом НВОС.

В четвертую категорию (предметы с наименьшим НВОС) входят объекты с выбросами, не превышающими 10 тонн ежегодно. При этом не должно быть выбросов в стоки или окружающую среду, за исключением выбросов хозяйственного происхождения. Если негативные выбросы присутствуют, то объект не может относиться к четвертой категории.

Регистрировать нужно те объекты, которые оказывают негативное влияние на атмосферу, поверхностные/подземные воды. Это также деятельность, в процессе которой образуются вредные отходы. Предприятие в ходе своей работы может образовывать отходы, не сопровождающиеся вредными выбросами или стоками. В этом случае ему не нужно проходить регистрацию. Она нужна только тогда, когда субъект оказывает НВОС. К примеру, регистрироваться не требуется офисам, магазинам. На учет обычно встают котельные, очистные конструкции.

Предприниматель может владеть несколькими объектами, оказывающими негативное воздействие. В этом случае заявление нужно подавать по каждому объекту. Источники загрязнения могут находиться по различным адресам. В этом случае заявления подаются по адресу каждого из объектов. Расположение источника НВОС следует устанавливать на основании кадастровой карты Росреестра.

Объекты газодобычи и нефтедобычи, оказывающие воздействие, относятся к первой категории. Но нефтепроводы в этом случае будут отнесены ко второй категории. Поселки для проживания сотрудников, работающих вахтовым методом, и прочая инфраструктура – это объекты с минимальным НВОС.

Постановка объектов НВОС на государственный учет

Федеральный Закон от 21.07.2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» вменяет в обязанность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставить такие объекты на государственный учет. На основании статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

б) Отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа

Для постановки на учет юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим объекты негативного воздействия на окружающую среду , необходимо подать заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью», в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) .

Управление Росприроднадзора или региональная служба согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный или региональный реестры ОНВ в течении 10 дней со дня получения заявки о постановке объекта на учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет.

Постановка на учет объектов НВОС

Процесс регистрации всего предпринимательства является значимым в анализе и составлении общей экономической картины государства. Кроме статистических данных, регистрация помогает государственным контролирующим органам вести учет предпринимательских объектов, включая и такие, которые негативно влияют на экологическую картину.

Регистрация объектов негативного воздействия на окружающую среду сопровождается подачей от этого объекта заявки установленной формы. Она заполняется на основании компьютерного обеспечения, такого как модуль природопользователя, например. Содержит в себе полные сведения как по самому объекту, так и по выбросам, которые он осуществляет, описании природной сферы этих выбросов, а также отображает получение всех необходимых для действий предпринимательского объекта документальных разрешений.

Постановка на гос. учет объектов, оказывающих негативное воздействие, может сопровождаться внесением данных в федеральный и региональный реестр в зависимости от масштабов деятельности. Производится это в течение десяти дней после положительного решения о регистрации. В том случае, если заявка подана в объект региональной местной власти и принято решение перенаправить ее в федеральный реестр, предприниматель получит уведомление в письменной форме.

  • Первой категорией объединяются те предпринимательские объекты, которые наносят существенный вред окружающей природной среде, а значит, требуют применения в этой сфере наилучших доступных защитных технологий.
  • Вторая категория предназначена для предпринимательских объектов, негативное воздействие которых можно отнести к умеренным.
  • Третья категория объединяет те предпринимательства, негативное действие которых можно признать незначительным.
  • Четвертая категория применяется относительного того предпринимательства, которое в минимальной мере негативно воздействует на экологию.

Процесс регистрации сопровождается присвоением категории объектам, оказывающим негативное воздействие,что обусловливает уровень выплачиваемых этими объектами компенсаций государству. Именно регистрация позволяет собрать все необходимые данные для ведения учета и контроля предпринимательства, а в случае с экологическими проблемами – выявлять их причину и возлагать на виновного ответственность.

В случае изменения сведений производственного объекта, ранее поставленного на учет, информацию о них требуется предоставлять в контролирующую организацию не позднее, чем через 30 дней с момента вступления изменений в силу. К таким изменениям можно отнести:

Рекомендуем прочесть:  Проверка Сельских Кду

При заполнении заявки не стоит забывать, что умышленное сокрытие информации или искажение реальных данных может обернуться для предприятия значительными штрафами согласно Кодексу об административных правонарушениях (ст. 8.5 – до 80 тысяч рублей для орлица). Также предоставление некорректных сведений со стороны предприятия может послужить причиной отказа в постановке предприятия на государственный учет. Отказ может аргументироваться и неполнотой информации, представленной производственным объектом.

Непосредственно требования к ведению госучета изложены в статье 69 Закона №7-ФЗ. Обязанности по его ведению возложены на территориальные органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти, территориально расположенные по месту нахождения подведомственных объектов НВОС. Ведение реестра осуществляется в электронном виде, что позволяет получать информацию прочим государственным службам и структурам.

  • дата начала функционирования предприятия,
  • сфера деятельности,
  • данные о технологии производства,
  • сведения о продукции и производственной мощности объекта НВОС,
  • данные о категории опасности объекта по отношению к окружающей среде,
  • информация об уровне государственного эконадзора.

Для того, чтобы определить необходима ли предприятию постановка на Государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в первую очередь следует разобраться, какие из предприятий относятся к данной категории объектов. В Законе №7-ФЗ от 10.01.02 года приводится довольно размытое определение данному понятию. Объекты НВОС здесь – это предприятия, связанные общностью деятельности и территориального расположения.

Государственный учет объектов оказывающих нвос

Приказ Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Порядком ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»)

1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты негативного воздействия) осуществляется управлениями по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональными управлениями по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — управления).

Для целей настоящего Порядка местом регистрации передвижных объектов считается место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового — место регистрации на территории Российской Федерации владельца передвижного объекта.

3. Для целей настоящего Порядка стационарным объектом негативного воздействия считается объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, то есть объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, объект размещения отходов производства и потребления, а также взрыв (далее — стационарный объект).

4. Для целей настоящего Порядка передвижными объектами негативного воздействия считаются транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе (далее — передвижной объект).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

Согласно ст. 8.46 КоАП РФ (в ред. от 30.12.2015 г.), невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа:

Согласно ч. 3 ст. 11 N 219-ФЗ от 27.07.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС.

  • грамотно заполнить заявку о постановке на учет на основании представленных документов;
  • провести анализ на соответствие объектов Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029) и помочь определить декларируемую категорию объектов, оказывающих НВОС;
  • подготовить пакет документов для постановки на учет объектов НВОС;
  • вести сопровождение процедуры постановки на учет в Департаменте Росприроднадзора по ПФО и Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области; вносить корректировки при необходимости;
  • получить свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего НВОС.

В случае, если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод и не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в пп. 1-4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объектов НВОС. В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды воздействия, указанных в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС. (Письмо Росприроднадзора от 31 октября 2022 г. № АС09003622354).

Государственный учет объектов, оказывающих НВОС: что, где, когда

Учреждения, выполняющие отведённую за ними трудовую функцию, касательно различных типов деятельности, которые могут негативно воздействовать на экологию, подпадают под регистрацию в органах государственной и исполнительной власти. Процедура должна проходить по заявлению стороны определённого субъекта (физические лица, ИП, юридические лица). Данная норма закреплена актом правового регулирования,пп. 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ также предусмотрены процедуры актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, и снятия с государственного учета объекта, оказывающего НВОС, с выдачей соответствующих свидетельств (в течение 10 рабочих дней со дня подачи документов). Кстати, формы заявки об актуализации учетных сведений об объекте и заявки о снятии объекта с государственного учета до сих пор не утверждены.

В соответствии с п. 10 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2022 № 572 были утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

  • Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;
  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
  • Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам»;
  • Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.06.2022 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Рекомендуем прочесть:  Какие Льготы Положены После 10 Лет Работы В Газпроме

Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих НВОС и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будет вести Росприроднадзор (п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400; в ред. от 25.12.2015), а региональные государственные реестры объектов, оказывающих НВОС и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  • в территориальный орган Росприроднадзора — по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903;
  • органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации — по объекту HBOC, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.

При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и может быть принято решение об исключении объекта из перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В соответствии с требованиями статей 16.1, 69 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановке на государственный учет подлежат объекты, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух и (или) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а также оказывающие вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.

Критерии отнесения объектов к федеральному государственному экологическому надзору установлены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору». Объекты, не соответствующие приведенным в постановлении критериям, относятся к региональному уровню надзора.

  1. Через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru.
    а) Для работы в личном кабинете понадобится наличие подтвержденной учетной записи в ЕСИА ( http://esia.gosuslugi.ru) и сертификат Электронной подписи (ЭП) для отправки заявки в территориальный орган Росприроднадзора или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта HBOC).
    б) Сертификат ЭП может быть получен в Удостоверяющем центре (далее — УЦ), аккредитованном в Минкомсвязи России — список УЦ можно найти на сайте Минкомсвязи ( http://minsvyaz.rU/ru/activity/govservices/2/).
  2. В модуле природопользователя.
    а) Модуль природопользователя — свободно распространяемое программное обеспечение (ПО) для подготовки отчетности природопользователя в электронном виде.
    б) Скачать Модуль природопользователя можно с сайта Росприроднадзора ( http://rpn.gov.ru/otchetnost).
    в) Модуль природопользователя использует открытый формат передачи данных — XML. Описание структуры данных приведено на странице http://rpn.gov.ru/node/28131.
    г) Отправить отчетность, подготовленную с использование модуля природопользователя можно, как с использованием ЭП, так и без нее.
    д) Отправка отчетности осуществляется через портал приема отчетности https://pnv-rpn.ru.
    Разъяснения и методические рекомендации Росприроднадзора по порядку подготовки и рассмотрения заявок о постановке объектов HBOC на государственный учет приведены на странице сайта Росприроднадзора — http://rpn.gov.ru/node/27639.
  3. В стороннем программном обеспечении — при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу http://грп.gov.ru/node/27639 (файл «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии»).

Объекты НВОС: постановка и снятие с учета

Организации и ИП, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны представлять сведения о них для постановки на госучет, а затем об изменении этих данных в Росприроднадзор. Кроме того, ведомство необходимо информировать и о прекращении деятельности на объектах НВОС с целью снятия их с учета. Эксперты 1С рассказали БУХ.1С, как подготовить и сообщить в Росприроднадзор указанные сведения.

Если организация (предприниматель) самостоятельно не подаст документы для актуализации сведений об объекте НВОС, орган Росприроднадзора (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ) запросит эту информацию от других ведомств в рамках информационного обмена (п. 14 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Письмом от 16.03.2022 № АС-03-04-36/5287 Росприроднадзор направил Методические рекомендации по актуализации учетных сведений обобъектах НВОС и по снятию с госучета указанных объектов. Рекомендации предназначены большей частью для использования в работе органами ведомства, а также региональными органами власти. Тем не менее отдельные положения могут быть полезны и хозяйствующим субъектам (организациям и предпринимателям).

Однако если организация (предприниматель), на-пра-вившие документы в электронном виде, хотят получить свидетельство (об актуализации учетных сведений или о снятии объекта с учета) по почте, необходимо направить запрос об этом в орган Росприроднадзора (или исполнительный орган власти) (п. 2.11 Рекомендаций по актуализации, п. 9 Рекомендаций о снятии с учета). Форма для такого запроса не утверждена, соответственно, его можно составить в произвольной форме.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие наокружающую среду, поставленных на госучет, обязаны представлять сведения об изменении данных, перечисленных в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. Так, к примеру, сообщить необходимо о смене наименования организации или адреса ее места нахождения.

а) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (местонахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

Для получения дубликата свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, дубликата свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС или дубликата свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета заявитель направляет заявление о выдаче дубликата свидетельства с указанием причины необходимости такой выдачи в тот территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти, в котором указанный объект НВОС поставлен на государственный учет.

Согласно ч. 1 ст. 69.2 Закон № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

а) заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет, оформленная в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью», содержащая сведения, необходимые для внесения в федеральный государственный реестр, предусмотренные пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2022 № 572 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 27, ст. 4474) (далее — Правила N 572);

Заявительные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://lk.rpn.gov.ru/ с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».