Иерархия источников права в рф

1-й уровень — нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Государственной Думы РФ, нормативные акты Центрального банка РФ, инструкции ЦИК РФ (между указанными актами не может быть иерархических коллизий, Moiy r быть только коллизии компетенции);

Описание: иерархия законов Российской Федерации: 1й уровень Конституции Российской Федерации; 2й уровень законы принятые на референдуме; 3й уровень федеральные конституционные законы; 4й уровень федеральные кодифицированные законы кодексы и др.; 5й уровень некодифицированные федеральные законы которым законодатель придал иерархический приоритет по отношению к иным законам; 6й уровень федеральные законы не имеющие приоритета перед другими законами. иерархия подзаконных нормативных правовых актов: 1й уровень нормативные указы.

13-й уровень — нормативные акты органов исполнительной власти, принятые в рамках нные нормативные акты органов исполнительной власти. Во втором параграфе рассматриваются проблемы иерархического соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.

Тема 29: Иерархия источников права в современной России

При рассмотрении второго вопроса необходимо классифицировать источники права по характеру формально-юридического закрепления. Важно выделить как традиционные (типичные) источники права, так и указать на существование в конкретной исторической и политической ситуации

Рассматривая третий вопрос важно осуществить анализ действующего российского законодательства с позиции установления параметров определения юридической силы источников права. Особое внимание должно быть обращено на проблему соотношения внутреннего и международного права.

Кузьмин А. В. Иерархия источников права и эффективность правоприменительной деятельности // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002.

Тимашкова Е. В. Понятие и значение иерархии источников права в юриспруденции // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб., 19 декабря 2002 г. / Под общ. ред. Вице – президента Российского Союза Юристов, начальника СПб университета МВД России В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2003.

831) 215-12-18

Сфера размещения государственного заказа сложна для освоения и понимания уже потому, что регулируется она довольно широким перечнем нормативно-правовых актов: Федеральных Законов и Постановлений Правительства РФ, приказов Президента и приказов ФАС. Предлагаем Вам обзор таковых актов в разрезе их иерархии.

— ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 февраля 2006 г. N 94 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, УПОЛНОМОЧЕННОМ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД» — устанавливает роль ФАС в части контроля за размещением госзаказов,

— ПРИКАЗ от 14 мая 2008 г. N 163 «О ДЕЙСТВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД».

— ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 ноября 2006 г. N 642 «О ПЕРЕЧНЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» — устанавливает перечень товаров, работ, услуг, которые должны закупаться у СМП во исполнение требований ст. 15 94-ФЗ,

Включение в иерархию Конституции РФ и Конституционных Законов РФ, безусловно, носит весьма условный характер, ибо непосредственно сферы размещения госзаказа они не регулируют, хотя и устанавливают основополагающие нормы права в России. Конституция России закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов государственной власти. Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным.

человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, на личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести.

Предмет конституционного права охватывает три основные сферы общественных отношений:1) охрана прав и свобод человека, или отношения между человеком и государством; 2) устройство государства и государственной власти, или властеотношения; 3) отношения между человеком и государством, которые регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права, как то: административное, трудовое и др

Светский характер: религия отделена от государства, ни одна из конфессий не имеет полномочий по нормативно-правовому регулированию, а также законодательной инициативы, не вправе участвовать в политических выборах, а государство в свою очередь не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений.

Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Изменения в статью 65 Конституции (перечень субъектов РФ) вносятся Указом Президента РФ по итогам решения о переименовании субъекта РФ. Также изменения могут быть внесены на основе соответствующего федерального конституционного закона о принятии нового субъекта в состав РФ либо об изменения конституционно-правового статуса существующего субъекта РФ.

Кузьмин А. В. Иерархия источников права и эффективность правоприменительной деятельности // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002.

При рассмотрении первого вопроса следует раскрыть современные научные подходы к определению понятия «источник права», проанализировав, в частности, следующие его смысловые значения: идеальный, материальный и формально-юридический. Затем необходимо охарактеризовать признаки формально-юридических источников права.

При рассмотрении второго вопроса необходимо осуществить классификацию источников права по характеру формально-юридического закрепления. Исходя из указанного критерия, следует проанализировать следующие виды источников права: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой договор и нормативный правовой акт.

Рассматривая третий вопрос, следует провести анализ действующего российского законодательства с позиции установления параметров определения юридической силы источников права. Особое внимание должно быть обращено на проблему соотношения источников национального и международного права.

Тимашкова Е. В. Понятие и значение иерархии источников права в юриспруденции // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб., 19 декабря 2002 г. / Под общ. ред. Вице – президента Российского Союза Юристов, начальника СПб университета МВД России В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2003.

Иерархия источников права в рф

К числу внутренних функций относятся: охрана права собственности; установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав и свобод граждан; функция обеспечения народовластия; культурно-воспитательная функция; природоохранная (экологическая); функция финансового контроля и другие функции, определяющиеся природой данного государства, его формой.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене задач и целей. Эти функции зависят от политического режима, типа государства, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире обстановки, от характера взаимоотношений между государствами.

Рекомендуем прочесть:  Берётся Ли Подоходный Налог При Продаже Дома До 1млнр

Иерархическая схема источников современного Российского права должна быть представлена в следующей последовательности: Конституция России – общепризнанные нормы, принципы международного права и международные договоры Российской Федерации – федеральные конституционные и федеральные законы России – подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти России и, прежде всего, нормативные указы Президента России – конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации – нормативно-правовые акты органов местного самоуправления – локальные нормативно-правовые акты.

Так, влияние идеологической и политической установки особенно ярко прослеживалось в целях, задачах и, соответственно, внешних функциях Советского государства. Среди них выделялись такие функции, как взаимопомощь и тесное сотрудничество с государствами мировой системы социализма, функция поддержки национально-освободительных движений и сотрудничества с развивающимися странами.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе — экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др.

Иерархия источников российского права Толстик Владимир Алексеевич

Основная проблема состоит в том, чтобы теоретически объяснить и нормативно обосновать, почему один источник права должен иметь иерархический приоритет по отношению к другому источнику права и имеет его; другой должен иметь приоритет, но не имеет; третий не должен иметь приоритета, но имеет. И уже на этой основе выстроить вертикальную структуру законодательства РФ, включающую в себя и источники права субъектов РФ, и источники международного права.

В современном мире наряду с национальными правовыми системами особое и все более значимое место занимает международное право. Естественно, что различные государства признают в той или иной форме обязательными для себя какую-то часть этой нормативной системы, но делают это по-разному. Ряд государств в свои правовые системы включает только международные договоры, участниками которых они являются. Некоторые государства идут дальше и, наряду с международными договорами, в национальные правовые системы включают также общепризнанные принципы и нормы международного права. К числу последних стран относится и Российская Федерация, которая в ч. 4. ст. 15 Конституции закрепила: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Обратим внимание на то, что не остались в стороне и субъекты Российской Федерации. Причем конституции Татарстана и Башкортостана предусматривают приоритет не только договоров перед законами своих республик, но и общепризнанных принципов и норм международного права.

Нарушение иерархии может приводить не только к снижению эффективности правового регулирования общественных отношений, дезориентации людей, возникновению трудноразрешимых конфликтов и прочим негативным явлениям. Социальные последствия этого явления могут быть значительно более серьезными. Под угрозой оказывается целостность государства. В третьем разделе Концепции национальной безопасности Российской Федерации «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации», говорится, что «единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации». При этом обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации названо в числе основных направлений защиты конституционного строя1.

В литературе справедливо обращено внимание на то, что, с одной стороны, система формального конституционного права имеет сегодня четко выраженную иерархическую структуру, с другой — говорить о том, что эта система уже в достаточной мере осмыслена и однозначно объяснена в российской научной литературе и получила общепринятую интерпретацию в теории и законодательной практике, пока не приходится1.

В Конституции РФ установлены основы конституционного строя и федеративного устройства страны, сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправления, предусмотрен порядок внесения поправок в действующую Конституцию и принятия новой Конституции. В Конституции (во II разделе «Заключительные и переходные положения») урегулированы также некоторые другие важные вопросы, связанные с вступлением в силу Конституции 1993 г. и прекращением действия прежней Конституции. Все нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) должны соответствовать Конституции РФ. Важную роль в плане обеспечения этого требования играет Конституционный Суд РФ. Согласно Конституции (ч. 6 ст. 125), правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. В системе нормативно-правовых актов после Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы. Законодательная власть в РФ (право издавать общефедеральные законы) принадлежит Федеральному Собранию (парламенту) РФ — высшему представительному и законодательному органу РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Общефедеральные законы делятся на два вида — федеральные законы и федеральные конституционные законы.

Так, ст. 18 Конституции гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести,свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др.

Впервые такое прямое официальное признание и законодательное закрепление естественных прав человека и прав народа нашли свое выражение в «Декларации независимости США» (от 4 июля 1776 г.), в которой, в частности, содержатся следующие положения: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство. » Процесс такой законодательной позитивации (официального признания и закрепления) естественных прав получил свое дальнейшее развитие во французской «Декларации прав человека и гражданина» (от 20 августа 1789 г.), в которой закреплены следующие естественные права человека: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»

Рекомендуем прочесть:  Расшифровать Уин В Постановлении Мирового Судьи

Естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека, официально признанные и закрепленные в конституции и иных правоустанавливающих государственных актах, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права данного государства и обладают высшей юридической силой. В случае коллизий они обладают приоритетом по отношению ко всем остальным нормам всех других источников позитивного права, которые должны соответствовать (как минимум — не противоречить и не нарушать) официально признанным естественным правам и свободам человека. Также и нормы конституции государства не должны противоречить признанным и закрепленным в ней естественным (прирожденным и неотчуждаемым) правам и свободам человека.

Соотношение между естественными правами человека как источником действующего права и Конституцией РФ как основным и главным нормативно-правовым актом РФ определяется следующим образом. С одной стороны, конституционное признание и гарантирование естественных прав и свобод человека придает им позитивно-правовое значение в рамках системы действующего в РФ позитивного права, причем именно исходное, приоритетное и определяющее правовое значение (в соотношении прав человека с другими источниками и нормами позитивного права). С другой стороны, эти конституционно признанные и гарантированные естественные права и свободы человека (в силу конституционного признания их исходного приоритетного и определяющего правового значения) приобретают высшую юридическую силу в системе источников и норм всего действующего в РФ позитивного права, в которую входят и положения самой Конституции РФ. В позитивно-правовом плане это, согласно самой Конституции РФ, означает, что общепризнанные естественные права и свободы человека обладают приоритетом (т.е. более высокой юридической силой) в случае их коллизий с другими положениями Конституции РФ и нормами всех других источников действующего в РФ позитивного права.

Иерархия источников права в рф

Официально-властная (государственная) определенность тех форм, в которых содержание действующего права находит свое внешнее выражение, объективацию и существование, придает источникам права и праву в целом институциональную определенность и упорядоченность. Это означает, что нормы действующего права (его нормативное содержание) содержатся лишь в определенных (официально признанных) источниках права, которые представляют собой официально определенные (институционализированные) формы закрепления и существования норм права.

В качестве одного из самостоятельных источников права в РФ выступает нормативный договор, т.е. договор, содержащий нормы права. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Но в отношении федеральных законов Президент РФ обладает правом отлагательного вето, и он может отклонить принятый федеральный закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ. Всего Конституция предусматривает необходимость принятия четырнадцати таких законов. Часть из них уже принята (например федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), а некоторые другие (например федеральные конституционные законы о Конституционном собрании, об изменении статуса субъекта РФ и др.) еще предстоит принять.

Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные законы: федеральные законы, согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 76), не могут противоречить федеральным конституционным законам. Конституция РФ (ч. 2 ст. 108) устанавливает и более сложный (чем это предусмотрено для федеральных законов) порядок принятия федеральных конституционных законов. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Применительно к федеральному конституционному закону у Президента РФ нет права на отлагательное вето. Поэтому принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Консти­туционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, проце­дуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, — хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведе­ния адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удоб­ной и совершенной формой права — как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществ­лять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.

На уровне субъектов РФ республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполни­тельной власти, органов власти края, области, автономной области, автоном­ных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Первым источником права по юридической силе и по верховенству является Конституция как ядро всей правовой системы РФ. Следом по значимости и юридической силе из источников называют НПА, нормативные договоры (в том числе международные), обычай применяется редко и только в предусмотренных законом случаях.

Отдельные документы коммерческих и некоммерческих организаций могут содержать нормы локального характера, обязательные внутри этих организаций. К таким актам относятся различного рода уставы, положения, регламенты, правила внутреннего распорядка и т. п. Государственное санкционирование здесь проявляется в регистрации, утверждении корпоративных актов уполномоченными государственными органами.

Источники права в Российской Федерации

Федеральные законы принимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федеральных конституционных законов) — подзаконными актами, которые должны соответствовать федеральному закону.

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • нормативные указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные акты министерств и ведомств РФ;
  • законы субъектов РФ;
  • подзаконные акты органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.
  • исключительно ведения субъектов РФ;
  • совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).

Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое действие на территорию своей страны и общеобязательны для исполнения. Указы Президента должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд положений Конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают промежуточное положение между Конституцией и федеральными законами.

Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог мото в 2022 году

Иерархия источников права в рф

Гражданское законодательство (п. «о» ст. 71 Конституции) – находится в ведении РФ, оно включает нормативно-правовые акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ (федеральные конституционные законы, федеральные законы), и поэтому органы власти и управления субъектов РФ, а также муниципальные образования не вправе издавать акты, содержащие нормы гражданского права.

7) акты министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти органы могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, сфера их нормотворческой деятельности ограничена; 8) акты бывшего СССР (если они не отменены и не противоречат законодательству РФ).

Вспомогательными источниками гражданского права являются обычаи делового оборота и постановления пленума Верховного Суда РФ по различным делам, хотя в отношении последних в науке идут споры. Обычаи делового оборота – правила поведения, которые сложились и широко применяются в определенной области предпринимательской деятельности, а также не противоречат общим принципам гражданского законодательства. Они могут быть не закреплены в законе. Обычаем не может считаться порядок взаимоотношений между отдельными предпринимателями, который является целесообразным, но общим правилам обычая не отвечает.

Эти институты применяются при наличии условий, установленных ГК: неурегулированность соответствующих отношений законодательством или соглашением сторон, отсутствие обычая делового оборота, наличие схожего законодательства, а также его непротиворечие сущности соответствующих отношений.

Иерархия источников права

Другие источники — налоговый кодекс (основной акт, который устанавливает четкие правила налогообложения). УК — регулирует борьбу с преступностью, определяет, что есть преступление, исходя из каких принципов оно наступает и какие наказания следуют гражданский кодекс — определяет что есть имущество, договор, например договор между участников ВЭД и представителем.

Указы Президента РФ (регулируют общий предмет таможенного законодательства: -отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; -отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, -обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; -отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей).

2. Господствующее в науке представление о том, что иерархия источников права детерминируется прежде всего иерархией государственных органов и их правотворческой компетенцией является неверным. Такой подход не позволяет дать ответы на целый ряд очевидных, но при этом весьма существенных вопросов. В частности, чем обусловлена иерархия федеральных законов; почему нормы международных договоров должны иметь приоритет перед нормами федеральных законов; на каком основании законам придается приоритет перед подзаконными актами и т.п.?

Особое внимание уделялось исследованиям отечественных и зарубежных ученых-правоведов и государствоведов, отраслевиков, международников, разрабатывающих вопросы источников (форм) права, теории правотворчества, теории систематизации, типологии нормативных правовых актов и иные близкие к ним вопросы: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, Д. Анцилотти, К.А. Архипова, В.К. Бабаева, М.В. Баглая, В.М. Баранова, Ж.-Л. Бержеля, Бернара Жакье, В.П. Божьева, С.Н. Братуся, Б. Визера, Н.В. Варламо-0* вой, Т.А. Васильевой, А.В. Васильева, Р.Ф. Васильева, Э. Ваттеля, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, Б.Н. Габричидзе, Б.В. Дрейшева, И.Г. Дудко, B.C. Жере-бина, С.Л. Зивса, В.В. Игнатенко, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, Д.А. Кова-чева, Е.А. Козлова, И.В. Котелевской, Н.Б. Крылова, С.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, В.М. Левченко, Р.З. Лившица, И.И. Лукашука, В.О. Лучина, А.В. Мазурова, С.Ю. Марочкина, М.Н. Марченко, Н.В. Миронова, А.В. Мицкевича, Н.А. Михалевой, Л.А. Морозовой, А. Нашиц, B.C. Нерсесянц, Л.А. Окунькова, А.С.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Научная новизна работы заключается в том, что автором впервые предпринята попытка создать цельную логически завершенную теорию иерархии источников права. Выявленные автором факторы и правовые формы выражения иерархии могут выступать в качестве методологической основы для иерархического построения вертикальных структур законодательства, в том числе иерархического соотношения внутригосударственного и международного права.

Актуальность темы исследования. Становление новой правовой российской государственности немыслимо без эффективного правового воздействия на общественные отношения, которое в свою очередь предполагает наличие качественного законодательства. Одним из важнейших требований качества закона является обеспечение строгой иерархии источников действующего права.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней сформулированы теоретические положения, которые позволяют получить цельное представление об основах иерархии источников права, а также закономерностях их иерархического построения. Содержащиеся в ней выводы и предложения способствуют решению научной проблемы, имеющей важное социально-политическое значение.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля и не относится к правотворческим органам. Это обстоятельство нередко расценивается как препятствие для признания его решений источником права. Но особенности правовой природы и юридической силы решений Конституционного Суда определяются не тем, обладает ли он правотворческими полномочиями, а спецификой его собственных конституционно-контрольных полномочий. Их природа такова, что правовые позиции Конституционного Суда, выраженные по итогам рассмотрения дела в его постановлении или определении, имеют общеобязательный характер, они нередко обладают нормативностью, и, соответственно, эти положения могут признаваться источником права. Отметим, что именно в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. впервые четко была обозначена природа местного самоуправления как одного из видов публичной власти в Российской Федерации. Обойтись без данного постановления Конституционного Суда в характеристике источников муниципального права сегодня просто немыслимо.

К специальным международно-правовым актам в области местного самоуправления можно отнести также решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, Декларацию о принципах местного самоуправления, принятую Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ в 1994 г., Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств о разработке модельного закона о местном самоуправлении в государствах СНГ (Санкт-Петербург, 23 мая 1993 г.).

а) непосредственно посвященные вопросам организации и деятельности местного самоуправления. Прежде всего, это базовый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также еще ряд законов той же целевой направленности, например, федеральные законы «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» 1996 года и «О муниципальной службе» 2007 года;

В муниципальном праве достаточно значима роль, правовых обычаев. Это определяется самим пониманием местного самоуправления, которое, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» должно развиваться «с учетом исторических и иных местных традиций».

Вершиной системы источников муниципального права является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Ст. 12 закрепила принцип признания и гарантирования местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также выделила органы местного самоуправления из системы органов государственной власти. Данные конституционные положения легли в основу формирования местного самоуправления в России. Конституция содержит также отдельную главу 8, полностью посвященную местному самоуправлению.