Освобождение От Уголовной Ответственности За Дачу Взятки

Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки ( ук рф)

Представляется, что в целях применения в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства примечаний к ст. 291 и другим статьям Особенной части УК необходимо закрепление в УПК специальных норм, предусматривающих возможность и порядок освобождения лиц от уголовной ответственности на основании примечания к соответствующей статье Особенной части УК.

Важной проблемой является неопределенность статуса лица, освобожденного от уголовной ответственности в связи с вымогательством взятки. На практике следственные органы, применяя в отношении лица примечание к ст. 291 УК, выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, ссылаясь в описательной части постановления на установленные фактические обстоятельства, позволяющие применить к взяткодателю примечание к ст. 291 УК, и на соответствующие положения уголовного закона, а в резолютивной части — на ст. 24 УПК. Однако принятие таких процессуальных решений нельзя признать в полной мере соответствующим требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Освобождение уголовная ответственность дача взятки

По экспертным оценкам Межведомственной комиссии Совета безопасности по борьбе с преступностью и коррупцией, в коррумпированные отношения вовлечено 40 % предпринимателей и 2/3 коммерческих структур, в бюджеты коммерческих организаций закладывается около 50 % расходов на подкуп чиновников разного уровня.

Актуальность данной темы обусловлена беспрецедентными масшта-бами взяточничества, которые оказывают крайне разрушительное влияние на моральное здоровье нации, формируют негативный образ государственного служащего, порождают у граждан уверенность в продажности публичной власти.

Ответственность за дачу взятки и освобождение от ответственности

При отсутствии в Уголовно-процессуальном кодексе правовой нормы, предусматривающей возможность освобождения лиц от уголовной ответственности на основании примечания к соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса, принятие такого рода решений в отношении взяткодателей и иных лиц фактически противоречит требованиям ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 24, ст. ст. 25, 27, 28, 28.1 УПК, которыми предусмотрен исчерпывающий перечень оснований принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращении уголовного дела (уголовного преследования), и в этот перечень примечания к ст. 291 УК и другим статьям Особенной части УК РФ не входят. Но по причине наличия в уголовном законе правовых норм, предусматривающих возможность освобождения лиц от уголовной ответственности, а также отсутствия в УПК конкретного порядка реализации этих положений УК и действий следственных органов в подобных случаях, принятие мер к отмене решений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении взяткодателей (при отсутствии иных нарушений) является нецелесообразным.

Перспектива внесения изменений в статью 291 Уголовный кодекса относящихся к обещанию или предложению дать взятку может вызвать помимо теоретического несоответствия, еще и практическое. Это можно видеть на примере наказуемости обещания или предложения посредничества во взяточничестве. Согласно ч. 5 ст. 291.1 УК РФ, подобные инициативы могут повлечь лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 60-кратной суммы взятки. Сравнение с другими последствиями коррупционных посягательств показывает, что данная санкция строже ответственности:

Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки

наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщаю органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

, а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК РФ). Взятка может быть дана только должностному лицу, то есть лицу постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющему функции представителя власти либо выполняющему организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Рекомендуем прочесть:  Можно Ли Самому Подключиться К Общедомовой Антенне

Дача взятки

Объект преступления– общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Объективная сторона получения взятки– получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Под должностным положениемследует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.
К общему покровительствупо службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.
К попустительству по службеследует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
Под действиями (бездействием) должностного лицаследует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.
Объективная сторона преступного деяния, предусмотренного ст. 291 УК РФ,заключается в даче должностному лицу лично или через посредника взятки.
Часть 2 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), а ч. 2 ст. 291 – за дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий(бездействие).
Незаконные действия должностного лица– неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.
Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц,если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения.Организованная группахарактеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя.
Вымогательствоозначает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тыс. руб.
Субъективная сторона –прямой умысел.
Субъект преступленияпо ст. 290 УК РФ специальный, по ст. 291 – общий.

В примечании к ст. 291 «Дача взятки» Уголовного кодекса РФ сказано: «лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему правовозбудить уголовное дело, о даче взятки».

Ответственность за дачу взятки и освобождение от ответственности

На мой взгляд, наказуемость получения взятки должна быть выше наказуемости сопутствующих ей дачи взятки и посредничества во взяточничестве при любых обстоятельствах. Что касается последних видов посягательств, то санкции за их совершение рационально уравнять, по меньшей мере, в максимальных границах, последовательно распространив пропорции наказуемости на квалифицированные составы преступлений. Данный опыт имел место в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г., где ст. 174 и ст. 174.1 устанавливали практически одинаковые последствия преступного поведения для взяткодателя и для посредника См.: «Уголовный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // «Свод законов РСФСР», т. 8, с. 497, «Ведомости ВС РСФСР», 1960, № 40, ст. 591..

Рекомендуем прочесть:  Ликвидация чернобыльской аэс льготы 2022

Оценить общественную опасность этих двух преступлений по отношению друг к другу достаточно сложно. Однако бесспорно одно: изначально избранные пропорции общественной опасности получения взятки, общественной опасности дачи взятки и общественной опасности посредничества во взяточничестве, отражающиеся в пропорциях строгости санкций за их совершение, должны принципиально сохраняться при законодательной дифференциации ответственности по тождественным отягчающим обстоятельствам. Действующий УК РФ данному требованию не только не отвечает, но и содержит серьезные противоречия.

Дача взятки

В настоящей курсовой работе будут рассмотрены вопросы квалификации преступления, связанного с дачей взяткой, вопросы установления ответственности по Уголовному кодексу, а также условия освобождения от уголовной ответственности при даче взятки.

Взяточничество является одним из проявлений коррупции. Коррупция – это социально-правовое явление, под которым подразумевается возможность подкупа и продажности государственных чиновников, политических деятелей и иных должностных лиц. Для коррупции характерны злоупотребления должностными полномочиями и взяточничество. Отдельные ее проявления запрещены УК под угрозой уголовного ответственности. Например, дача и получение взятки квалифицируются по ст.290 и 291 УК, злоупотребление должностными полномочиями – ст.285, служебный подлог – ст.292.

Дача взятки основания освобождения от уголовной ответственности

Статьей 291 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.

Как показывает изучение материалов судебной практики по делам о взяточничестве, дача взятки в подавляющем большинстве случаев провоцирует совершение должностными лицами различных пре­ступлений, которые мы называем коррупционными.

Разъясняем законодательство

В соответствии с нормами действующего законодательства освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно исключительно при соблюдении требований примечания к статье 291 УК РФ. В частности, лицо освобождается от уголовной ответственности, если добровольно сообщило в правоохранительные органы о даче взятки должностному лицу до того, как уполномоченным органам стало известно об этом факте.

В силу норм УПК РФ при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве следует учитывать, что состав преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК РФ, отсутствует при сумме взятки менее 25 тыс. руб.

Ответственность за дачу взятки, условия освобождения от уголовной ответственности

В случае, когда предполагаемая взятка по каким-либо причинам не принята, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки. Покушением следует считать и дачу взятки лицу, ошибочно принятому за должностное, а также в случае передачи взяткодателем денег или иного имущества мнимому посреднику, который их принял якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присвоил. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Дача взятки выражается в различных формах передачи взяткодателем лично или через посредника должностному лицу взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Прокуратура Московской области

Активное способствование раскрытию и расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т.п.

Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в этом случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

Рекомендуем прочесть:  Куда Обратиться С Неисправным Телевизионным Кабелем

Освобождение От Уголовной Ответственности За Дачу Взятки

Добровольное сообщение о даче взятки — это сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. Должным органом в этом случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

Вымогательство означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Освобождение От Уголовной Ответственности За Дачу Взятки

Второй квалифицирующий признак дачи взятки — неоднократность (ч. 2 ст. 291 УК) — предполагает совершение этого преступления: 1) лицом, ранее судимым за дачу взятки, или 2) не менее двух раз лицом, ранее не судимым

В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки. Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.

Дача взятки

Дача взятки считается оконченным преступлением с момента передачи должностному лицу хотя бы части незаконного вознаграждения. Если взяткодателем совершены все действия, направленные на дачу взятки, но деньги, материальные ценности или выгоды имущественного характера, являющиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом, данное деяние необходимо квалифицировать как покушение на дачу взятки. Как неоконченное преступление следует квалифицировать действия виновного и в случае, когда он сам пытался вручить взятку, но получатель не принял ее, и в случае, если он действовал через посредника.

Освобождение от ответственности в таких случаях определяется тем, что взяткодатель поставлен в положение, при котором он вынужден в силу сложившихся обстоятельств дать взятку, с тем чтобы защитить свои правоохраняемые интересы от неправомерных действий должностного лица;

Проблемы освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки

В юридической литературе нет единого мнения и о том, подлежит ли соучастник взяткодателя освобождению от уголовной ответственности, если в отношении последнего имело место вымогательство взятки. Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что соучастник должен подлежать уголовной ответственности, так как должностное лицо угрожало лишь интересам взяткодателя, и в действиях соучастника нет никакой вынужденности под влиянием вымогательства.

При этом наиболее общественно опасным формам преступного поведения не уделяется достаточного внимания. В этой связи интерес представляет следующий пример. В 2022 году бывший губернатор Тульской области Д.

Освобождение От Уголовной Ответственности За Дачу Взятки

Вместе с тем, примечанием к указанной ст. установлено, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Освобождение от уголовной ответственности по данному основанию является для органа следствия обязательным.

Сообщение о даче взятки должностному лицу, сделанное заявителем, признается добровольным в случае, если оно не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. В таком случае признак добровольности отсутствует и лицо подлежит уголовной ответственности на общих основаниях. Мотивы, которыми заявитель руководствовался при сообщении о даче взятки, значения не имеют.