Почему Юристу Необходимо Изучение Философии Права

Нужна ли философия современному юристу

Не лучше ли современному юристу воспользоваться хорошо разработанной философской методологией, чем тратить силы и время на пустые новации? Хорошо известно, что философия усиливает творческий потенциал специалиста, профессионала, способствует развитию его творческих возможностей — способность человека к обобщениям самого высокого порядка, к диалектической гибкости мышления, развивает интуицию, образное мышление. Для любого творческого процесса и решения сложных задач необходимы воображение, интуиция, гибкость мышления, фантазия. Если посмотреть биографии ученых, которые внесли существенный вклад в науку, то все они (будь то физики, химики, биологи, юристы) увлекались философией (некоторые становились профессионалами и в философии, например такие юристы, как И. Ильин, П. Сорокин и другие). Именно философия развивает и воспитывает такие драгоценные для исследователя качества, как целостное восприятие действительности, ассоциативное, гибкое, объемное (а не линейное) мышление, которые служат надежной гарантией против рассудочного окостенения и «склероза» мысли» . Философия помогает формировать культуру мышления, искусство принятия решений на основе внутреннего убеждения, которые так необходимы любому специалисту, особенно юристу . Ученый, специалист, оторванный от культуры и философии, не способен рождать новые идеи. ——————————— Волков Г. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 22. О внутреннем убеждении как синтезе логики и интуиции, знаний и эмоций хорошо писали юристы. Например, о внутреннем убеждении у следователя, которое должно опираться на совокупность всесторонне, полно и объективно рассмотренных доказательств и сопровождаться уверенностью, отсутствием сомнений в принятых решениях и выполненных действиях. См.: Ратинов А. Р. Судебная психология для следователя. М., 1981; Гранат Н. Л., Ратинов А. Р. Решение следственных задач. М., 1978; Карпец И. Эмоции и закон. Сыск. Записки начальника уголовного розыска. М., 1994; и др.

Философия является не только основой любой профессиональной деятельности, в том числе юридической, но и играет важнейшую роль в социализации молодого специалиста. Социализация личности — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. В условиях трансформации современного общества социализация молодого специалиста — это сложный и противоречивый процесс, включающий как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание, обучение), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. При решающей роли личности в процессе социализации не меньшую роль играют и другие уровни социальной системы — группа, общность, институты, общество в целом. Поэтому социализация — процесс настолько же личностный, насколько групповой, внутриобщностный, институциональный и социетальный. Любой вуз (в том числе МГЮА), как часть социального института образования, является сознательно организованным и управляемым учреждением — формой совместной деятельности совокупности людей (преподавателей, студентов, административных руководителей, вспомогательного персонала), целенаправленно организующих и обеспечивающих процесс обучения и воспитания молодых специалистов, передачи им социально значимых ценностей науки, культуры, морали. При целенаправленном воздействии на личность специалиста-юриста в процессе обучения в вузе все дисциплины в той или иной мере участвуют в процессе социализации. Но курс философии, учитывая ее мировоззренческую и ценностно-ориентирующую функции, играет решающую роль. Более того, сегодня курс философии заменяет множество других дисциплин, развивающих личность студента, повышающих уровень их общей культуры: физику, биологию, антропологию, психологию, педагогику, религиоведение, этнографию, этническую географию, демографию, этику, эстетику, геронтологию, танатологию (учение о смерти), космологию… Конечно, процесс социализации личности молодого специалиста реализуется через различные формы общения преподавателей со студентами: групповое — индивидуальное, формальное — неформальное, аудиторное — внеаудиторное, организованное в рамках учебой и внеучебной деятельности студентов и преподавателей и системы управления ими. Эффективность образования и воспитания во многом зависит от того, на какой основе осуществляется это общение (свободное или вынужденное, добровольное или принудительное, бессистемное или целенаправленное и т. д.), в каких формах протекает (кооперации, адаптации, конкуренции и т. п.). Вполне возможно, что в весьма пренебрежительном отношении к философии виновны сами преподаватели-философы, ибо среди философов нет единого мнения по поводу возможностей философии в становлении личности студента, существуют разные точки зрения на преподавание философии в вузе. Так, некоторые доктора философских наук считают, что философия — не наука, ее нельзя преподавать как науку, нельзя «дать студентам некую выверенную, конкретную сумму знаний и готовых решений», которую нужно выучить, освоить, овладеть… Философия — «штучный товар», она только ставит вопросы, а отвечать должен человек сам, опираясь на доступные ему знания, опыт, интуицию, верования и убеждения. Потому необходимо вводить авторские курсы преподавания философии, в которых лектор-автор передает свое понимание жизни ученику и на своем примере учит его осмысливать жизнь, «мудрствовать». Но, как говорил герменевтик Г.-Г. Гадамер, «философствование не начинается с нуля — ему необходимо возвращать язык философии… к высказыванию того, о чем идет речь» . ——————————— Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 15.

Почему юристы должны изучать философию

Занимается определением потенциальных предпочтений морального, общественного, идейного, нравственного толка, а также чувства прекрасного. Социология. Социологическая направленность философии собственно и объясняет, для чего нужна философия, т.к.

Законы общества имеют объективный характер, хотя и проявляются через осознанную, целенаправленную деятельность людей. Отличие законов общества от законов природы заключается в следующем: Природа бесконечна в пространстве и во времени.

Зачем мне как будущему юристу философия

Философия права в системе философии и юриспруденции Философия права Философия права — ( или правовая философия ) раздел и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства,… … Википедия Философия проекта Юрист Онлайн Если Вы попали на эту страницу — значит Вам действительно интересен проект Юрист Онлайн и Вы хотите узнать о нем побольше.

Эта профессия не простая .Она требует огромного усердия, трудолюбия, для того чтобы постичь её азы. Для начинающего юриста нужно уметь прислушиваться к опыту старших, опытных профессионалов, учиться быть справедливым в рамках закона.

Рекомендуем прочесть:  Приехал в зону отселения после катастрофы чаэс льшоты

Зачем нужна философия юристу эссе

Труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большинства людей других профессий. Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда .

Для любого учения о праве и государстве определяющее значение имеет лежащий в его основе тип понимания (и понятия) права.
Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия права (и соответствующего понятия государства) в рамках любой последовательной, систематически обоснованной, развитой и организованной правовой теории.Понятие права — это познанное единство правовой сущности и явления. В понятии права в научно-абстрактном (сжатом и концентрированном) виде содержится определенная теория, теоретико-правовой смысл и содержание определенной концепции (и типа) философии права или юриспруденции.

Нужна ли философия современному юристу

Для чего юристу философия Этот вопрос, конечно, стоит основательного рассмотрения, но совершенно очевидно, что знание естественных наук необходим не только юристу, но и любому человеку. С необходимостью знать естественные науки хотя бы на элементарном уровне мы встречаемся повсеместно.
Даже взять, например простую квартиру. Сломалась розетка, чтоб ее починить необходимо знание на элементарном уровне физики.

Для начинающего юриста нужно уметь прислушиваться к опыту старших, опытных профессионалов, учиться быть справедливым в рамках закона. Главной целью юриста является соблюдение законодательных норм, ответственность за судьбу человека, который может быть несправедливо осуждён .

Зачем юристу нужна философия

Москва Зачем юристу знание естественных наук. Этот вопрос, конечно, стоит основательного рассмотрения, но совершенно очевидно, что знание естественных наук необходим не только юристу, но и любому человеку. С необходимостью знать естественные науки хотя бы на элементарном уровне мы встречаемся повсеместно. Даже взять, например простую квартиру. Сломалась розетка, чтоб ее починить необходимо знание на элементарном уровне физики.

Возникает вопрос: Эта информация в открытом доступе для любого интересующего человека. Чем выпускник, остановивший своё познание права на кодексах, отличается от престарелой бабушки, которую внучка научила пользоваться компьютером и заходить в гарант?

Зачем нужна философия юристу эссе

Мысли на эти темы никогда не теряют своей остроты. Таким образом, можно установить, что философия человеку нужна для определения его места в жизни, для успешного роста, как личности, так и части социума. Поскольку знания, которые черпаются из этой науке, выгодно отличают индивида от всех остальных.

Вслед за рационалистами Кант также признает существование всеобщих и необходимых истин, усматривая источник их безусловности в априорно­сти. Но если рационалисты считали заранее заложенным в интеллекте, врожден­ным (хотя бы в форме задатков) само содержание истины, то, согласно Канту, априорным является только форма, только способ организации знания.

Курс лекций

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан.

Философско-правовой материализм – выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отраженного в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т. п. (Ш. Монтескьё, Т. Гоббс, К. Маркс)

Философия права

Хотя философия права не ставит своей целью решение конкретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядочить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее, все центральные, фундаментальные проблемы правоведения находят свое решение или, по крайней мере, их обоснование именно на философском уровне. В этом как раз и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоятельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей — подготовки юриста как гражданина и гражданина как критика права».

Зачем юристу нужна философия

Такой пользы, выгоды, философия как раз таки не дает. И ответив, что философия формирует широту взгляда на вещи и умение мыслить вообще, мы, конечно же, только проиграем – так как эти широта и умение не требуются от современного человека, и без них вполне можно обойтись.

Пережив эпоху феодализма, которая называется еще Средневековьем, прославившееся тотальным клерикализмом (религиозностью), охотой на «ведьм» и еретиков, сословным неравенством и другими атрибутами, человечество шагнуло в Новую Эпоху – в эпоху буржуазных преобразований в конце XVIII-начале XIX века.

Для чего юристу философия

— Теория права и государства, история политико-правовых учений, история политической мысли России, философия права. Один из ключевых вопросов в каждой из этих дисциплин – вопрос о природе, сущности права, механизме его действия. История правовой мысли России и зарубежья дает материал для рассуждений – концепции ведущих мыслителей, которые до нас ставили этот вопрос и по-разному пытались на него ответить.

По своему статусу права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находя­щуюся на стыке и юриспруденции. Дан­ное обстоятельство требует четкого определения ее места и рол и в системе и правоведения.

Для чего юристу философия

При всем многообразии прошлых и современных учений философов и юристов о праве и государстве можно выделить три основных типа (типологически однородные группы, подхода, направления) понимания (и понятия) права и государства — три типа правопонимания и соответствующего понимания (понятия) государства: легистский (позитивистский).

Он обосновывал свое объяснение анализом отношений между личностью и обществом. Новгородцев интересуется не родовым понятием о человеке, а конкретными и отдельными личностями. Он приводит неопровержимые научные данные, для того чтобы доказать, что «противоречие между личными и общественными принципами» не может быть разрешено в пределах существования на земле: «Гармония между личностью и обществом возможна только в умопостигаемой сфере свободы, где абсолютная, всеохватывающая солидарность сочетается с бесконечными индивидуальными различиями.

Рекомендуем прочесть:  Как Судебные Приставы Взыскивают Долги По Алиментам

Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции

Соотношение философии права, общей теории права и социологии права. В рамках правоведения философия права наиболее тесно связана с теорией права и социологией права. Вместе эти три дисциплины составляют комплекс общетеоретических и методологических правовых дисциплин и их наличие связано с существованием в самом праве, как минимум, трех аспектов: ценностно-оценочного, формально-догматического и аспекта социальной обусловленности. Философия права акцентирует внимание на рефлексии оснований права, юридическая теория — на конструировании понятийного каркаса позитивного права, социология права — на вопросах социальной обусловленности и социальной эффективности правовых норм и правовой системы в целом.
В связи с этим возникает вопрос, являются ли эти дисциплины автономными или представляют собой разделы общей теории права? Можно предположить, что в известном смысле термином «теория права» могут быть охвачены все три дисциплины, поскольку они касаются общетеоретических аспектов права: философских, социологических, юридических. Однако в строго научном смысле слова данный термин применим лишь к юридической науке. Попытка же соединить эти три учебно-исследовательские направления в рамках одной дисциплины — общей теории права (тем более, в том виде, в каком она сложилась на сегодняшний день) научно не обоснована, и ее практическая реализация может привести к негативным результатам. Теория права, философия права и социология права вполне успешно способны взаимообога- щать и взаимодополнять друг друга как автономные дисциплины. Объединение же их теоретического потенциала с целью обеспечения целостности системы знаний о праве должно осуществляться не путем создания единой правовой науки, что представляет собой достаточно сложную задачу, поскольку последняя должна соединять в себе как минимум три различные методологические позиции: юриста, философа и социолога, а путем фундаментали- зации подготовки самих юристов, которые должны быть способ-

Выход на проблематику философии права может быть осуществлен с двух противоположных сторон: от философии к праву и от права к философии.
Давайте рассмотрим особенности этих двух подходов к философии права.
Первый путь выхода на философско-правовую проблематику (философский подход к праву) связан с распространением
той или иной философской концепции на сферу права. Такое обращение философии к осмыслению правовой реальности, особенно характерное для эпохи Просвещения, оказалось весьма плодотворным для самой философии. Известно, что многие из серьезных достижений классической философии — результат такого обращения. В сфере философии права происходит своеобразная проверка познавательной силы той или иной философской концепции, ее практической состоятельности в одной из важнейших сфер человеческого духа. Все это дает полное основание заключить, что без рефлексии оснований права, философского осмысления правовой реальности в целом, философская система не может считаться полноценной.
Другой путь формирования философии права (юридический подход к праву) направлен от решения практических задач юриспруденции к их философской рефлексии. Например, от осмысления таких частных правовых проблем, как основания уголовного права, вина и ответственность, выполнение обязательств и др., — к постановке вопроса о сущности права. Здесь философия права предстает уже как самостоятельное направление в правоведении, специфический уровень изучения собственно права. Такое философское осмысление права осуществляется правоведами в его большей практической ориентированности, при которой идеальные первоосновы права рассматриваются в тесном соотношении с позитивным правом. Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.
Проблема дисциплинарного статуса философии права. В силу существования двух различных источников формирования философии права сложились и два основных подхода к пониманию ее статуса.
Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет ее место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е. практической философии, учению о должном.
Второй подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевает-
ся паука, разъясняющая в «последней инстанции» значение пра- 21 вовых принципов и смысл правовых норм.
Каждый из подходов делает акцент на одном из двух воз- . и можных способов рефлексии над правом. Первый способ пред- Шг! полагает общефилософскую или общеметодологическую реф- лексию, направленную на поиски предельных оснований, условий существования права, когда право соотносится со всей «ойкуменой» человеческого бытия — культурой, обществом, наукой и т.д. Второй способ — частнофилософская или частнометодологическая рефлексия, которая тоже является философской, однако осуществляется в рамках самой правовой науки.
Такая двойственность философии права нашла свое выражение в том, что в ряде стран, например в Украине, ученая степень по философии права может присуждаться как по разряду философских, так и по разряду юридических наук. Следовательно, она может развиваться как философом, так и юристом. А если точнее, не просто философом, а философом-юристом, т.е. практически ориентированным философом, которого интересует не просто истина сама по себе, а реализация определенных практических целей в области права (например, достижение правового состояния конкретного общества), или юристом-философом, который должен уметь отстраняться от практических проблем своей науки и становиться на позицию ее внеюридического видения, т.е. на позицию философа. В подтверждение этой мысли можно привести слова одного из известных западных теоретиков права XX века Г. Коинга, который утверждает, что философия права, не отказываясь от познания вопросов чисто юридических, должна выходить за пределы данной сферы, связывать правовые феномены, понимаемые как явление культуры, с решением всеобщих и принципиальных вопросов философии1.
В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая — юристами. В соответствии с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова[VIII] [IX]. На самом же деле суще

Рекомендуем прочесть:  Состояние Очередности На Льготные Путевки Западное Дегунино

Роль и значение философии права в системе юридического знания

Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Как уже отмечалось ранее, общая теория права сформировалась относительно недавно, в результате прогресса позитивных наук. Появившись в конце ХIХ в., она была задумана как средство, позволяющее выйти за рамки простого описания права. Отгораживаясь от теорий естественного права, общая теория права, основывалась на той идее, что право может составлять «предмет позитивной науки. Начиная с этого момента, проблема ее взаимосвязи с философией права, которая в отличие от теории права имеет весьма глубокие исторические корни», становится весьма актуальной.
Если сгруппировать все имеющееся многообразие взглядов по этому поводу в отечественной и зарубежной литературе, то можно усмотреть следующие подходы:
Философия права – это часть общей философии, распространяющей свои исследования на правовую проблематику. Тогда ее место – в ряду других особенных частей общей философии наряду с философией природы, философией истории и философией религии. Так, в работе одного из наиболее известных современных западных теоретиков права Г. Коинга отмечается, что философия права, не отказываясь от познания вопросов чисто юридических, должна выходить за пределы данной сферы, связывать правовые феномены, понимаемые как явления культуры, с решением всеобщих и принципиальных вопросов философии. Философия права всегда зависела от господствовавших в данную эпоху мировоззренческих систем. На основе исторического обзора Г. Коинг трактует три, по его мнению, основных вопроса философии права: о принципах справедливости, о сущности позитивного права и о своеобразии юридической мысли.
Суть второго подхода заключается в том, что философия права лежит на стыке нескольких областей знания, прежде всего философии и правоведения. Кроме этого, философия права принадлежит в определенной степени к политической науке (всеобщему учению о государстве). В этом смысле она выступает в качестве междисциплинарного научного направления, в рамках которого осуществляется анализ философских проблем права и в которое входят онтология, эпистемология, аксиология, логика, феноменология права и методология его изучения.
3. Сторонники третьего подхода относят философию права к отраслям юридической науки: она является «фундаментом» для создания позитивного права и науки позитивного права, либо определенным направлением науки права, существующим наряду с прочими правовыми дисциплинами, — догматикой права, социологией, психологией права и т.д.
4. Имеется компромиссная позиция, в соответствии с которой наличие таких юридических (по своему предмету и методу) дисциплин, как философия права, социология права, юридическая антропология, правовая кибернетика и т.д., вовсе не исключает формирования таких же по своему наименованию дисциплин, которые, однако, по своему предмету и методу относились бы к смежным наукам.
Наиболее плодотворной и последовательной представляется позиция тех авторов, которые, не умаляя значения всех перечисляемых научных дисциплин (философии права, социологии права, антропологии права и др.) для качественной подготовки юристов и подчеркивая вклад в их развитие в последнее время именно ученых-правоведов, а не философов, социологов и др., тем не менее, считают, что философия права, социология права и другие аналогичные науки не являются юридическими науками.

Философия права и личность юриста

Следовательно, методологическая культура юриста – это приобретённые им умения, позволяющие содержание методологии анализа и оценки социальных явлений и процессов перевести в разряд приёмов и правил его познавательной и практической деятельности. То есть это владение: а) гносеологическими приёмами изучения социальных явлений и процессов (социальных образований); б) правилами познания, оценки и изменения социальных явлений и процессов (социальных образований) [5] .

Более того, несмотря на общеупотребительность понятия «методологическая культура», его содержание, объём и место в системе других понятий как в философии, так и в юриспруденции остается недостаточно исследованным. Одной из главных причин такого отношения к понятию «методологическая культура» было отождествление методологии и марксистско- ленинской философии. При этом методологическая культура отождествлялась с философской культурой, а главным критерием методологической культуры исследователя и юриста было знание основных положений диалектического материализма, умение их использовать в деятельности учёного-исследователя и юриста-практика. Поэтому постоянное внимание уделялось формированию мировоззренческой культуры, как её понимали в то врет. На методологических семинарах рассматривалась методологическая роль положений марксистско- ленинской теории, приёмы и способы их применения в познавательной и практической деятельности.

Для чего юристу философия

Невозможность достижения совершенного общественного строя в условиях существования на земле, на котором настаивали русские религиозные философы, уже давно получила свое объяснение в работах Новгородцева. Он обосновывал свое объяснение анализом отношений между личностью и обществом.

философско правовая мысль берет свое начало в период формирования государства Киевской Руси. Имея в своей основе духовный синкретизм, сочетавший языческие и христианские представления, правовые идеи развивались первоначально в форме… … Русская Философия.