Понятие Должностного Лица По Уголовному Кодексу Рф

Понятие должностного лица

Понятие должностного лица, как субъекта большинства предусмотренных в главе 30 УК РФ преступление дано в примечании 1 к статье 285: должностными признаются лица, постоянно, или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ//»Российская газета», N 113, 18.06.1996,

Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция или иные нормативные правовые акты, приказ о назначении на должность в которых сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность. Установление такого правового основания в каждом конкретном случае обязательно. Игнорирование этого требования приводит к судебным ошибкам.

Понятие должностного лица дается в уголовном кодексе

5. Часть 2 коммент. статьи подлежит применению в тех случаях, когда в отношении представителя власти или его близких применяется насилие, опасное для жизни или здоровья. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать насилие, которое повлекло за собой причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, а также насилие, хотя и не повлекшее указанного вреда, однако по своему характеру в момент применения создавало реальную опасность причинения вреда жизни или здоровью указанным лицам. В ч. 2 подразумевается только физическое насилие.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Должностное лицо в УК РФ — понятие и признаки

Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в государственных и муниципальных учреждениях. Лица, выполняющие такие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах несут ответственность по гл. 23 УК РФ.

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Понятие должностного лица дается в уголовном кодексе рф

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. Уголовная ответственность для этой категории лиц предусмотрена в гл. Убийство, как и любое другое преступление, имеет свою статью в Уголовном Кодексе Российской Федерации под номером 105. Я по ошибке считал, что наказание должно нести исключительно то физическое лицо, которое выступило в роли исполнителя преступления.

Пособничество в преступлении также является уголовно наказуемым. Понятие должностное лицо в законодательстве. Понятие должностного лица закреплено в УК в ст. 285.прим. Понятие должностного лица в уголовно-правовом смысле содержится в ч. 1 примечания к ст. 285 УК РФ. Ответственность за дачу взятки должностному лицу по ст. 291 УК РФ.

Понятие должностного лица по уголовному законодательству РФ

Определенной спецификой обладает выполнение должностными лицами организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. В п. 7 пост. № 19 ПВС от 16 октября 2022 г. разъяснено, что указанные лица могут быть начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию. Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. Начальники по воинскому званию определены в ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (в частности, сержанты и старшины — начальники по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).

Контрольный пакет акций — долей обыкновенных акций акционерного общества, находящаяся в собственности или доверительном управлении одного акционера (РФ, субъектов РФ или муниципальных образований) (обычно — 50% плюс одна акция). Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ могут принимать решения об использовании специального права на участие РФ и субъектов РФ в управлении открытыми акционерными обществами

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями

Определение правового объекта и предмета правовых отношений, возникающих в результате хищения путем злоупотребления служебными полномочиями. Присвоение и растрата: содержание, ответственность. Угон транспортного средства или маломерного водного судна.

Рекомендуем прочесть:  Налог От Продажи Квартиры Стоимостью Менее 1 Млн Рублей

Хищения имущества как одна из самых распространенных категорий преступлений, регистрируемых из года в год в Республике Беларусь. Характеристика наиболее опасной их формы — путем злоупотребления служебными полномочиями. Правоприменительная практика.

Понятие должностного лица в уголовном праве

Содержание функции представителя власти определяются задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с неопределенно широким кругом лиц, не находящихся в его административном подчинении.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ

По данным Международного Комитета защиты журналистов, в 2022 году в мире погибли 43 журналиста. В России было зарегистрировано одно убийство журналиста. В 2022 году в мире жертвами насилия пали 67 журналистов 1 . Цифры говорят сами за себя – вопрос защиты прав журналистов на свободную и безопасную деятельность стоит достаточно остро.

Фактически законодателем объединены два прежде самостоятельных понятия: воспрепятствование деятельности журналиста (само деяние) должно быть совершено определенным способом – путем принуждения к распространению либо к отказу от распространения информации. В новой редакции закона из состава преступления была исключена цель: умысел ограничить свободу печати или других средств массовой информации при совершении данного посягательства не подлежит доказыванию. Создается впечатление о повышении качества законодательной техники, используемой при регламентации этого состава, однако, на наш взгляд, законодателем был сужен круг посягательств, за которые можно привлечь к ответственности по ст.144 УК из-за сужения объективной стороны состава.

Ответственность должностных лиц по Уголовному кодексу Российской Федерации

На практике вызывает затруднение вопрос о признании возможными субъектами должностных преступлений лиц, которые хотя и не назначены на соответствующие должности, но фактически выполняют функции должностного лица. В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ они могут признаваться должностными, если выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию.

Первая категория субъектов — должностные лица, которые отвечают признакам, названным в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Эти должностные лица являются субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ч. 1 и 2 ст. 293 УК РФ.

Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации

РГ. 08.06.2022. N 122.
Ряд полномочий руководителя СО конкретизированы в Приказе Следственного комитета РФ от 15.01.2022 N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации».

Более правильно было бы говорить о направлении следователем дела прокурору, поскольку в суд его направляет не следователь, а именно прокурор (ч. 1 ст. 222).
По своему семантическому (общеупотребительному) смыслу направление расследования — это по крайней мере: 1) выдвижение следователем версий, т.е. подлежащих следственной и оперативно-розыскной проверке предположений, касающихся, прежде всего, события преступления, лиц, виновных в его совершении, форм их вины и мотивов действий, а также других фактических обстоятельств дела; 2) определение квалификации инкриминируемых преступлений; 3) определение вопросов и обстоятельств, которые необходимо выяснить по каждой версии, эпизоду или по делу в целом (т.е. объема обвинения); 4) определение источников доказательственной информации, подлежащих исследованию; 5) определение следственных действий, необходимых по данному делу. Помимо понятия «направление расследования» в УПК РФ встречается и другое понятие — «направление уголовного дела». Направление дела — это определение дальнейшего процессуальной судьбы дела, т.е. принятие решений, определяющих его движение от одного процессуального этапа или стадии в другие: возбуждение уголовного дела, направление (поручение) руководителем СО дела следователю или прокурором органу дознания для производства расследования; принятие уголовного дела следователем или дознавателем к своему производству; направление органом дознания уголовного дела руководителю СО после производства неотложных следственных действий; направление дела по подследственности или подсудности; привлечение лица в качестве обвиняемого; приостановление и возобновление предварительного расследования; прекращение, выделение дел, направление дела прокурору и в суд либо его возвращение прокурором для производства дополнительного расследования, передача из одной судебной стадии в другую и т.д. В этом или подобном значении понятие «направление уголовного дела» встречается в ст. ст. 149, 157, гл. 30, ст. ст. 222, 386, 451, 458 УПК. Если предположить, что понятия «направление уголовного дела» и «направление расследования» являются однопорядковыми (независимыми друг от друга), то принятие решений, определяющих движение дела (в т.ч. и решений о направлении дела в суд или о его прекращении), не может быть включено в понятие «направление расследования». Тогда отмеченное противоречие между пунктом 3 части 1 и частью 3 ком. статьи становилось бы неразрешимым. Однако если принять, что понятие «направление уголовного дела» (по крайней мере, на досудебном производстве) по своему объему уже, чем понятие «направление расследования» и охватывается последним, то указания руководителя СО следователю о направлении дела в суд или о его прекращении также являются проявлением полномочий руководителя СО по направлению (хода) расследования.

Рекомендуем прочесть:  Пенсионер Из Москвы Положены Льготы На Ласточку

Понятие должностного лица в УК РФ

Также необходимо выделить, что п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» увеличивает круг лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях посредством отнесения к ним также поверенных, представляющих в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций, долей, вкладом которых закреплена в федеральной собственности.

В российской следственной и судебной практике возникает еще немало трудностей при решении вопросов о признании отдельных категорий работников должностными лицами и имеются тенденции как к расширению, так и к сужению круга лиц, признаваемых субъектами должностных преступлений

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЗНАКИ

7 Введение плениях». Однако и в теории уголовного права, и в практике применения уголовно-правовых норм о должностных преступлениях еще нет должного единства о понятии и признаках должностного лица, имеются разночтения закона. Требуются разъяснения и новые подходы к определению «должностное лицо» и новеллам, включенным в уголовный закон в последнее время. В связи с этим потребовалась работа, которая явилась бы подспорьем суду и другим правоприменительным органам в решении вопросов о понятии, признаках должностного лица, отграничении этого субъекта преступления от других субъектов, имеющих схожие черты. Данная работа адресуется прежде всего для судей, имеющих опыт работы и впервые назначенных, мировых судей и судей общей юрисдикции, а также будет полезна и другим категориям правоприменителей: сотрудникам органов прокуратуры, следствия, дознания. Она может быть использована при проведении соответствующих научных исследований, в образовательном процессе при преподавании и изучении курса уголовного права и специальных дисциплин.

8 ТЕМА 1 Организационно-правовые формы органов, организаций и учреждений с наличием должностных лиц Такая постановка вопроса обусловлена тем, что определение наличия должностного лица связано с необходимостью установления двух обстоятельств. Первое это место работы соответствующего субъекта, второе наличие у него полномочий, которые относятся к категории должностных. Установление первого фактора обусловлено тем, что в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ выполнение функций должностного лица возможно не во всех органах и учреждениях, а только в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Должностными лицами признаются при соответствующих условиях не только лица, работающие в государственных и муниципальных структурах, но и лица, работающие в коммерческих организациях. При этом лица, работающие в коммерческих организациях, могут быть признаны должностными только при наличии некоторых условий, относящихся к организации (примечание 1 к ст. 285 УК РФ). Данное определение понятия должностного лица было утверждено Федеральными законами от 1 декабря 2022 г. 318-ФЗ и от 13 июля 2022 г. 265-ФЗ. Ранее закон, а, следовательно, и судебная практика, решали вопрос о должностном лице в коммерческих организациях иначе. Так, приговором суда К. был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной заинтересованности. Суд первой инстанции пришел к выводу, что К. как заместитель директора по учебной 8

Рекомендуем прочесть:  Наследник Принявший Наслество Становится Собственником С Момента Смерти Наследодателя И Должне Оплачивать Коммунальные Платежи С Этого Момента, Но Свидетельство Не Получил Можно Ли С Него Взыскать Коммунальные Платежи Платежи

В Уголовном кодексе расширят понятие должностных лиц

Теперь такими лицами признают руководство компанией, долями в «уставном капитале которых прямо или косвенно (через одно или несколько юридических лиц) владеет Российская Федерация или субъект РФ», то есть список должностных лиц значительно расширится.

В ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» закреплены перечни лиц, которые признаются должностными и несут особую уголовную ответственность за преступления. Сейчас ими признаются представители власти, руководители госкорпораций, а также военных образований. При этом установлено, что должностными лицами являются только главы тех компаний, у которых государству принадлежит контрольный пакет акций.

Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации

11) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. ст. 160, 161);

3. В отношении следователя применяется особый порядок возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого (ст. 448).
Статья 39. Руководитель следственного органа
Комментарий к статье 39
1. Руководитель следственного органа (СО) — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5, введенный ФЗ от 05.06.2022 N 87-ФЗ. Он имеет важные процессуальные полномочия. В целом их можно охарактеризовать как выполнение функции уголовного преследования в форме руководства предварительным следствием. ФЗ от 05.06.2022 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» все полномочия по руководству предварительным следствием, которые ранее принадлежали прокурору, переданы руководителю СО. Это имеет своей целью разграничить на предварительном следствии процессуальную деятельность по расследованию уголовных дел и по надзору за соблюдением законов.

Понятие и признаки должностного лица

Данные функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию. Их постоянное выполнение означает, что лицо осуществляет указанные полномочия в качестве основного вида деятельности в течение длительного (формально неопределенного или определенного) периода времени. Временное выполнение полномочий должностного лица понимается обычно как осуществление их в пределах определенного (как правило, кратковременного) срока или без установления срока при наличии специальной оговорки о временном исполнении обязанностей. Временный характер выполнения указанных функций имеет место в случае замены отсутствующего должностного лица ввиду отпуска, болезни, назначения исполняющим обязанности на вакантное место, но без утверждения на постоянную работу и т.д. Основанием временного выполнения функций может быть приказ (распоряжение) руководителя или иного уполномоченного лица (органа) о временном выполнении обязанностей.

Еще одна разновидность некоммерческих организаций — государственная компания — также отнесена к сфере применения норм о должностных преступлениях. Государственная компания создается Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества. Такая компания создается только на основе специального федерального закона: на сегодняшний день в качестве примера функционирующей государственной компании можно назвать «Российские автомобильные дороги».

Уголовно-правовое понятие должностного лица

В 2022 г. в отдел полиции «Дальний» г. Казани был доставлен из кафе С. Назаров как якобы не оплативший счёт. Во время допроса полицеские А.. Ибатуллин, А. Василов избили и изнасиловали его, и через сутки от полученных травм Назаров скончался.

Если упомянутые выше последствия не наступили, содеянное расценивается как должностной проступок и влечёт применение мер дисциплинарного взыскания ( В.И.Зубкова). «Существенное нарушение прав и законныхинтересов граждан » — это оценочный признак, который толкуется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2022 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» так: следует учитывать характер и размер материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть морального, физического или имущественного вреда и т. п. «Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства » — это признак, который толкуется с учётом степени отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер материального ущерба и т. д. В частности ,таковым нарушением можно считать укрывательство преступлений от учета сотрудниками полиции, или иные деяния,приносящие в т.ч. материальный вред ( но не заключающийся в безвозмездном присвоении субъектом имущества.)