Роль Философии Для Юристов

Роль и значение философии права в системе юридического знания

Говоря о соотношении теории государства и права и философии права,следует заметить, что они органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем они не взаимозаменяют друг друга. Ибо если теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, то философия права, согласно сложившемуся о ней представлению, имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия.

Отсюда следует, что философия права не есть просто интегрированная сфера знаний, охватывающая как философию – по своим основам, так и правоведение – по своему содержанию. Использование философских данных – общая черта методологии правовой теории: такое использование дает позитивные результаты на всех ступенях общетеоретических знаний. Но если в аналитической юриспруденции философские разработки дают эффект «философского возвышения» догматического материала, а затем философские данные открывают путь к пониманию особой логики права и в этой связи определяют новые подходы в теории, то здесь, на завершающей фазе теоретического осмысления права, раскрываются его непосредственно философские характеристики, смысл и предназначение права в жизни людей.

Философия права

Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей — подготовки юриста как гражданина и гражданина как критика права».

Для иллюстрации этого феномена можно воспользоваться созданным А. Шопенгауэром образом развивающегося научного знания как бесконечно увеличивающейся в своих размерах сферы: чем значительнее ее объем, тем больше у ее поверхности точек соприкосновения с непознанным. Этому образу соответствует познавательный парадокс: чем больше мы знаем о праве, тем больше тайн и загадок возникает перед исследователем. Таким образом, область исследования философии права лежит на пересечении этих тайн, загадок и ее задача заключается в их раскрытии.

ВВЕДЕНИЕ (о философской культуре юриста)

В условиях реформирования современного российского общества возрастает роль философской культуры юристов, что предполагает не только теоретизирование и умение объективно оценивать окружающую действительность, но и практическое применение полученных знаний. Последнее предполагает, что личностное становление специалиста не должно уступать профессиональному, что в свою очередь, достижимо на основе философского осмысления мировоззренческих и методологических принципов познания, деятельности, оценки и личной нравственной культуры. Мировоззрение и нравственные принципы являются одним из важнейших условий процесса постоянного самообразования, духовного совершенствования, повышения качества профессиональных знаний.

Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения юридического факультета НГАУ по направлениям 030900.62 Юриспруденция, 036401.65 Таможенное дело, 031001.65 Правоохранительная деятельность. Издание содержит советы по написанию и оформлению реферата, а также структурированную согласно изучаемым разделам дисциплины, примерную тематику рефератов по философии. В приложениях даны образцы оформления обложки и содержания реферата по дисциплине «философия».

Вопрос ные функции философии

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.

Философия является специфической формой духовной жизни общества, формой общественного сознания. Философия нацелена на изучение всеобщего качественносодержательного аспекта бытия и познания. Философия выступает в качестве мировоззренческой науки. Философия служит общетеоретическим ядром мировоззрения.

Философия в юриспруденции

Такая ситуация привела к тому, что сегодня достаточно неоднозначно сложилось понимание российских философов относительно вопросов философии и права, вместе с тем философия в системе правовых наук заняла важное место.

Она представляет собой древнюю науку, которая имеет солидную историю. Начиная с XVII XVIII века , философия права стала особенно бурно развиваться, в частности, производятся публикации огромного количества работ, все больше и больше курсов преподается в различных государствах, все больше и больше уделяется внимания взаимосвязи философии и права.

Значение философии права в подготовке будущих юристов

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагаю­щее место и значение, которое занимает философия права в сис­теме юридических и других гуманитарных наук и учебных дис­циплин, предметами изучения которых является право и госу­дарство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяже­нии многих столетий.

всего, потребностями их будущей специальности. Изучение фило- /5 софии права в значительной мере способствует фундаментализа- ции образования будущих юристов, их развитию в качестве само­стоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «. не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей — подго­товки юриста как гражданина и гражданина как критика права» [7] .

Рекомендуем прочесть:  Справка о полной занятости образец

Зачем юристу философия

— Теория права и государства, история политико-правовых учений, история политической мысли России, философия права. Один из ключевых вопросов в каждой из этих дисциплин – вопрос о природе, сущности права, механизме его действия. История правовой мысли России и зарубежья дает материал для рассуждений – концепции ведущих мыслителей, которые до нас ставили этот вопрос и по-разному пытались на него ответить. И уже на этой основе в теории и философии права данный вопрос изучается в ракурсе современного права.

— В современной правовой науке существует множество подходов к пониманию права, среди которых традиционно наиболее заметными являются естественно-правовой и позитивистский. В рамках наиболее древнего, естественно-правового подхода (от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля) право понималось как система вечных и неизменных истин. Это течение доминировало вплоть XVII-XIX веков, когда появился правовой позитивизм. По мнению сторонников этого подхода, человеческое познание должно сосредоточить внимание на изучении фактических явлений, данных внешнего опыта. Здесь, разумеется, возникает вопрос – с какими же фактами мы, прежде всего, встречаемся в праве? В зависимости от ответа на этот вопрос в позитивизме сформировалось три основные школы. Если первичным материалом для изучения права считается фактически существующий социальный порядок, тогда мы имеем дело с социологическим позитивизмом. Этот подход был представлен такими учеными, как О. Эрлих, Э. Дюркгейм, Г. Гурвич, Р. Паунд и многие другие. Среди современных ведущих представителей можно назвать Р. Коттеррелла и М. Ребиндера. Если основополагающими фактами права считаются официальные предписания и сформулированные в них нормы, то речь идет о нормативистском позитивизме. Типичные представители этого направления – Дж. Остин и Г. Кельзен. В XX веке стали развиваться более утонченная версия этого направления – аналитический позитивизм: Г. Харт, Е. Булыгин, Дж. Раз. Наконец, если предполагается, что в основе права лежат психологические эмоции, то это – психологический позитивизм, ведущим представителем которого был польско-российский правовед Л. И. Петражицкий. В XX веке, под влиянием позитивистской критики, изменился и естественно-правовой подход, возникли более интересные и последовательные доктрины. Здесь, прежде всего, можно назвать таких мыслителей, как Р. Дворкин, Л. Фуллер и Дж. Финнис. Думаю, что современной российской науке о праве следует ориентироваться на последние достижения мировой теоретико-правовой мысли, которые достигнуты этими двумя базовыми направлениями: позитивистским и естественно-правовым. Хотя должен оговориться, что существуют и иные, не менее интересные направления: правовой реализм, коммуникативная теория права, школа критических правовых исследований и многие другие.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ОТРАСЛЕВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Философия права есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самой, философией и комплексом юридических наук, применяемых в процессе исследования специфики правовой действительности, ее развития и преобразования. Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, а в результате изучения конкретных проявлений права. В процессе такого изучения постепенно обнаруживалось, что всем правовым объектам свойственны общие черты, особенности, которые могут быть познаны с помощью определенных подходов, способов, методов, приемов. Так зарождалась и обогащалась философия права, основной, главный смысл которой состоит в гносеологическом обслуживании отраслевых юридических наук, изучающих отдельные, особенные и частные проявления права. Следовательно, философия права — продукт философии, общей теории права и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием.

Историческое развитие любой науки, в том числе и философии права, сопровождается изменениями и преобразованием ее предмета. Отпадение одних и выдвижение других объектов познания, восполнение традиционной проблематики данной науки новыми направлениями исследований и проникновение в сферу иных отраслей научного знания кажутся иной раз неоправданными или даже недопустимыми с точки зрения «чистоты» той науки, основы которой устоялись, вошли в арсенал неопровержимых догм и которые являются как будто бы достаточными для решения назревающих или назревших проблем практики. Так рождается отрицание даже того благотворного влияния, которое несут с собой, в частности, тенденции объединения наук и их методов в комплексном исследовании соответствующих объектов.

Учебник для юридических вузов

Изучая историю философии, работники правоохраны смогут овладеть процессом освоения человеком природы, осмыслить попытки человека найти свое место и роль в мироздании, выявить многогранные стороны человеческой деятельности, а постигая различные стороны прошлого опыта, они могут извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок.

Рекомендуем прочесть:  Алименты С Пенсии Едв

Кроме того, а это главное, «знающий человек», не всегда способный и понимающий, а хороший специалист, часто ограничен в личностном плане. Во многом это происходило потому, что образование в целом было направлено не на индивидуальное обучение, не на развитие человека, не на становление его как личности, а на массовое обучение. В этих условиях преобладающей была монологическая форма обучения, явным или неявным образом предполагающая интеллектуальную несамостоятельность обучаемого.

Значение философского знания для юриста

В противном случае юридическая деятельность губительна для человека: дезинтеграция личности (когда думаешь одно, а делаешь другое) влечет профессиональную непригодность и психические расстройства.
Пацифист, наказывающий дезертира; судья, презирающий конституцию; следователь, подпавший под силовое воздействие жизненной философии обвиняемого…

Знакомы ли вам эти фигуры? Трагична судьба общества, в котором юристы не могут в споре с политиками защитить закон, как трагична судьба тех, чьи политические и правовые решения расходятся с их собственными убеждениями.

Философия права

Становление советской философии. Дестанилизация в философии, формирование многообразие школ, направлений. Роль журнала «Вопросы философии» в развитии философии. Философия в постсоветский период. Советская философия как самоосознающая система идей, теорий.

Другой путь формирования философии права (юридический подход к праву) направлен от решения практических задач юриспруденции к их философской рефлексии. Например, от осмысления таких частных правовых проблем, как основания уголовного права, вина и ответственность, выполнение обязательств и др. — к постановке вопроса о сущности права. Здесь философия права предстает уже как самостоятельное направление в правоведении, специфический уровень изучения собственно права. Такое философское осмысление права осуществляется правоведами в его большей практической ориентированности, при которой идеальные первоосновы права рассматриваются в тесном соотношении с позитивным правом. Однако и в первом, и во втором случае философия Права ориентируется на постижение сущности и смысла права, включенных в нем начал и принципов.

Мировоззренческое и методологическое значение философии для юридической науки и практики

Философские языки – (язык философии). Философское знание существует в виде определенных, связанных с конкретными именами философских направлений, школ, учений (материализм, идеализм, позитивизм, экзистенционализм, — это философские школы, но в них могут быть разные направления: немецкая философская школа (Кант, Гегель), но их учения различаются (у Канта трансцендентальный идеализм у Гегеля другое). В каждой философской системе существует свой конкретный аппарат, лексикон (в марксизме бытие – это объективная реальность, независимость от субъекта, а в феноменологии бытие – это субъективная реальность, поток сознания). Следовательно, философско – правовое исследование должно иметь дискурсивную определенность, оно должно содержать четко отрефлексированные его методологические основания.

— юридическая конструкция толкования договора со времен Юстиниана предполагает приоритет выяснения действительной воли сторон перед толкованием от буквы. В этой конструкции толкование договора, целью толкования является именно выяснения действительной воли сторон

Роль философии в осуществлении юридической деятельности

Рассматривая объективное бытие с точки зрения философии, в нем можно выделить связь природы, общества и самого человека. В науке выделяют три сферы знания согласно трем названым элементам объективного бытия. Это содержательный аспект науки.Существует три направления научного знания, появившиеся в.

Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское». Идеи данной концепции появились в учениях раннего.

Нужна ли философия современному юристу

Начался новый раунд атаки на философию: то философии нет в России, то она вообще никому не нужна, то философия — удел одиночек, сумасшедших и прочее. Этот тур нападок на философию мощных «внеакадемических» кругов закончился введением для аспирантов вместо курса философии курса «История и философия науки». Но если тенденция к узкой специализации студентов и аспирантов сохранится, то скоро юристы будут изучать не философию науки, а лишь философию права, биологи — философию биологии, химики — философию химии, финансисты — философию финансов и т. д. Конечно, профессионализация важна, необходима. Нельзя быть профессионалом во многих областях. Однако так ли уж не нужна философия молодому специалисту — будущему теоретику или практику?! Этот вопрос о значении философии в системе высшего образования (на уровне бакалавров, специалистов, магистров) — не праздный, а сугубо практический, даже глобальный, ибо он решается на уровне личности, общества, государства, человечества. Чтобы убедиться в этом, вспомним, что такое философия, что она изучает и выполняет ли она в наше время свои основные функции: мировоззренческую, познавательную, методологическую, ценностно-ориентирующую, интегративную, критическую и др. Прежде всего отметим, что философия испокон веков понималась как любовь к мудрости, познанию мира и человека в мире, как особая осмысленная забота человека о самом себе, своем предназначении, о смысле и ценности своей жизни и т. п. Бытие человека проходит между пониманием конечности и бесконечности мира, материального и идеального, взаимосвязи тела, души и духа, между борением сил Эроса и Танатоса, жизни и смерти, между созиданием и разрушением. Каждый день и каждый час человек в своей жизни стоит перед необходимостью выбора: сказать — не сказать, солгать — не солгать, выступить — отмолчаться, любить или ненавидеть, прощать — не прощать, примириться или воевать, быть на стороне света, добра и жизни либо на стороне тьмы, зла и смерти. Разве современному обществу, молодым специалистам сейчас не нужны любовь, мудрость, понимание смысла жизни, целесообразного выбора своего пути в жизни? . ——————————— Кстати, студенты МГЮА (конечно, наиболее образованные и социально зрелые) отвечают: «Нужна», активно изучая философию во время занятий и во внеучебное время, участвуя в работе конференций по философии (см., например: Материалы межвузовской конференции «Русская философия и современность». М.: МГЮА, 2022; «Философия как фактор духовно-нравственного развития человека: история и современность», декабрь 2022 г.), философского кружка по актуальным проблемам философии и этики, Российского философского общества, на последнем заседании которого в Институте философии (апрель 2022 г.) студенты приняли участие в обсуждении доклада «Философия сетевых коммуникаций и формирование гражданского общества».

Рекомендуем прочесть:  В Каком Случае Могут Наложить Арест На Счет Поручителя

В наше время все чаще и настойчивее звучат голоса в пользу подготовки специалистов узкого профиля, профессионалов, а значит, обучать студентов необходимо прежде всего «делу», тому, чем им потом предстоит заниматься, а все остальное лишь отвлекает их от приобретения профессиональных знаний. Утилитарный, приземленный, узкопрофессиональный подход к обучению специалистов основан, очевидно, на прогрессирующем разделении труда в науке и производстве, на стремлении к «цеховой учености», которая согласуется с многовековой практикой в области материальной деятельности: не может сапоги тачать пирожник, а пироги печь сапожник. Этот подход основан также на убеждении, что нельзя объять необъятное, что времена универсализма прошли, что универсальность — чуть ли не аномальное явление в развитии общества. Необходимы профессионалы, специалисты (еще лучше бакалавры и магистры): будущих юристов необходимо обучать юридическим наукам (физиков — физике, биологов — биологии и т. п.), а философию, литературу, историю искусства и этику пусть изучают будущие философы, филологи, искусствоведы, педагоги. Нападки на философию обострились, как известно, в начале 90-х годов XX в. — за близость философии, точнее марксистской философии, к советской идеологии. Хотя философия и в советское время не ограничивалась только обоснованием построения «самого справедливого общественного строя». Либерально-демократическим реформаторам казалось, что достаточно провозгласить деидеологизацию общества, приоритет общечеловеческих ценностей и объявить курс от тоталитаризма к демократии, от плановой экономики к рыночной, как начнется преображение и обновление государства и общества. Однако быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Деидеологизированное общество приобрело синдром накопительства и потребительства, распалось на супербогатых и супербедных, а распространившийся агрессивно-депрессивный синдром унес миллионы жизней, подрывая само государство (если не будет граждан, то зачем государство?) . ——————————— См.: Гундаров И. А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М., 2001.

Значение философии права

Право не имеет своей собственной истории и логики развития, принципиально отличной от истории общества и логики развития мира. Философский подход требует выхода за рамки определений права как совокупности юридических норм или разновидности норм управления, фиксирующих лишь форму организации и функции права. Необходимо поэтому философское осмысление сущности права, его субстанциальной основы. Философский анализ права как исторической формы управления делами общества позволяет раскрыть право как целостное, всестороннее явление, одна из сторон которого сориентирована на социальное нормативное поведение личности, включение ее в существующие структуры. Такая направленность права делает его социальной силой, объединяющей людей в общество.

Задача философии – определить, что есть право вообще в отличие от юриспруденции, имеющей дело с особенным правом как системой законов, совокупностью юридических норм. Следует отличать философский анализ сущности права от так называемой школы философии права, одного из направлений в теории государства и права, доказывающего идеальную природу права.