Снижение штрафа по коап рф

КоАП РФ Статья 4

1. Некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

При этом при назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан, должностных лиц или юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КОАП РФ.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КОАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — не менее ста тысяч рублей (ч.ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КОАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, установленным ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ), административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим кодексом.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Снижение штрафа по коап рф

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Ходатайство о снижении штрафа по административному правонарушению

Ходатайство о снижении наказания ниже низшего предела прежде всего должно быть хорошо обосновано документально. Необходимо собрать все возможные доказательства- справки, выписки, квитанции и т.п.. Чем больше, тем лучше. Чтобы вынести решение о существенном снижении наказания, должностное лицо или судья должны иметь веские доводы.

  1. Основания снижения размера штрафа. Юрлицам следует представить доказательства существования исключительных обстоятельств, описываемых в п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, гражданам и должностным лицам — исключительных обстоятельств, перечисленных в п. 2.2 названной статьи.
  2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Перечень таких обстоятельств содержится в ст. 4.2 КоАП РФ. Данный список не является закрытым, поэтому податель ходатайства может ссылаться и на иные основания, например попытку устранения негативных последствий правонарушения (постановление 10-го ААС от 08.10.2014 по делу № А41-26807/14).
  3. Просьбу к суду о снижении размера штрафа. При этом можно ходатайствовать и о замене штрафа на иной вид наказания.

Как добиться замены штрафа на предупреждение? Нужно доказать малозначительность нарушения. (п. 2.9 КоАП РФ, п. 21 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.03.2005 № 5). Малозначительность подразумевает, что действия формально соответствуют составу административного правонарушения, но фактически не нанесли вреда охраняемым правоотношениям, обществу, государству.

Также к ходатайству следует приложить документ, являющий собой подтверждение приводимых подателем обоснований своей позиции. Для физлица это может быть, например, справка из медучреждения о наличии тяжелого заболевания или справка о нахождении на учете в службе занятости в связи с отсутствием работы; для юрлица — документы, подтверждающие финансовое состояние организации.

Если должностное лицо откажет в смягчении наказания, можно будет подать жалобу на такое решение, например в суд, повторно указав на смягчающие обстоятельства, которые не были учтены должностным лицом. Однако, если при вынесении решения должностным лицом или судом первой инстанции, ходатайство о смягчении наказания вами не будет заявлено и доказательства не будут представлены, шансы на изменение решения при обжаловании значительно снижаются.

В качестве обоснования возможности снижения штрафа основной упор был сделан на доказывании отсутствия пренебрежительного отношения Общества к выявленному правонарушению, а также доказывание затруднительного финансового и имущественного положения, что, в свою очередь, позволяло применить указанные положения закона.

После выявления правонарушения до работников Общества была доведена информация о факте продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему, а также было указано на необходимость более тщательно подходить к контролю продажи алкогольной продукции лицам, в отношении которых имеются сомнения относительно достижения ими совершеннолетия, о чем был издан соответствующий приказ.

Решить данный казус судопроизводства я решил путем создания еще одного не менее интересного казуса, а именно подать жалобу одновременно в два суда, в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд. История стала набирать еще более интересное развитие, когда оба суда посчитали что жалоба подана без нарушений подсудности, и производство по делу было возбуждено одновременно как в суде общей юрисдикции, так и в арбитражном суде.

  1. Выписка с расчетного счета.
  2. Справка об отсутствии активов общества.
  3. Штатное расписание.
  4. Расчеты по начисленным и уплаченным взносам в обязательные фонды.
  5. Сведения о среднесписочной численности работников.
  6. Налоговая декларация по ЕНВД.
  7. Сведения о застрахованных лицах.

Кроме того, для обоснования затруднительного финансового положения по инициативе Общества была проведена аудиторская проверка и составлено заключение, по результатам которого защита могла сделать вывод, что уплата Обществом штрафа в размере 300 000 рублей может негативно отразится на его дальнейшем хозяйственной деятельности.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела

КоАП РФ Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; 3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; 4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; 5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; 6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; 7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; 8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств — не наш случай; 9) совершение административного правонарушения несовершеннолетнимне наш случай; 10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Например: совершение данного административного правонарушения впервые.

При назначении административного наказания в соответствии с статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

КоАП РФ Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения; 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения — не наш случай; 4) совершение административного правонарушения группой лиц- не наш случай; 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьяненияне наш случай.

Таким образом, если ваше юридическое лицо находится в тяжелом финансовом положении, у него отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, имеются обстоятельства, смягчающие административную ответственность и при этом сумма штрафных санкций составляет по одной статье КоАП РФ не менее 100,0 тыс. руб.:

  • для юридических лиц: согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
  • для физических лиц и должностных лиц: согласно части 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.
Рекомендуем прочесть:  Пенсионер Ветеран Труда И Работает Какой Отпуск Ему Положен И Сколько Оплачиваемых Дней

Снижение штрафа по коап

  • региональный КоАП не разрешает снижать штраф ниже низшего размера,
  • такая возможность – не более чем двукратного снижения минимального размера административного штрафа, составляющего для юрлиц не менее 100 000 рублей, – установлена ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ,
  • однако в этой норме есть ограничительная оговорка – она распространяется исключительно на те штрафы, которые установлены в федеральном КоАПе,
  • а поскольку сейчас компании вменяется нарушение, предусмотренное не федеральным, а региональным КоАПом, то применить эту «федеральную» норму нет никакой возможности.

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьяненияне наш случай.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 № 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Штраф за данное нарушение предусмотрен достаточно внушительный, а именно за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Последнее время участились случаи выявления фактов реализации алкогольной продукции маркированной федеральными специальными марками (ФСМ) с признаками подделки. Визуально определить признаки такой подделки достаточно сложно. При этом сведения об алкогольной продукции надлежащим образом занесены в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированнаяинформационнаясистема учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

В связи с этим был выбран и второй, альтернативный способ защиты, а именно в ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении, было заложено отдельным пунктом требование: в случае, если суд сочтет доказанным факт нарушения, то при назначении наказания мы просили назначить наказание ниже низшего предела.

Рекомендуем прочесть:  Пособие на погребение сотруднику в 2022 году вид расхода и КОСГУ
  • Минимальной величине уплаты труда, установленной ФЗ на время конца либо пересечения либо пресечения административного нарушения права.
  • Цене предмета административного нарушения права либо пресечения АП.
  • Величине невыплаченных налогов, сборов, которые подлежат оплате на время конца либо пресечения АП либо размере незаконного валютного действия.

    Снижение административного штрафа меньше самого низкого предела, прописанное административной службой, является правом суда либо служебного лица. Такое правило используется только в ситуации, когда самая маленькая санкция за определённое административное нарушение права превышает определенную сумму.

    Снижение административного штрафа коап рф

    Право снижать размеры административного штрафа предоставлено судьям, органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления или решения по делам об административных правонарушениях. При этом штраф, назначенный ниже низшего предела, не может составлять менее половины установленного минимального размера.

    Предлагаем ознакомится с материалом в статье: «Снижение административного штрафа коап рф». Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

    2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

    • Направить прошение об отсрочке штрафа или его рассрочке. В такой ситуации максимально возможный срок отсрочки будет составлять всего 3 месяца. Продление срока не предусмотрено статьями КоАП;
    • Замена существующего штрафа наказанием другого типа. К примеру, это может быть вынесение предупреждения и т.д.

    3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    • региональный КоАП не разрешает снижать штраф ниже низшего размера,
    • такая возможность – не более чем двукратного снижения минимального размера административного штрафа, составляющего для юрлиц не менее 100 000 рублей, – установлена ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ,
    • однако в этой норме есть ограничительная оговорка – она распространяется исключительно на те штрафы, которые установлены в федеральном КоАПе,
    • а поскольку сейчас компании вменяется нарушение, предусмотренное не федеральным, а региональным КоАПом, то применить эту «федеральную» норму нет никакой возможности.
    • законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях;
    • ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (дающие право снижать минимальный штраф) предоставляют правоприменителям действенное средство для справедливого и пропорционального содеянному реагирования на совершенное противоправное деяние. Данные нормы обеспечивают индивидуализацию административного наказания и фактически улучшают правовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности;
    • однако их буквальное толкование допускает снижение штрафа только в случае, если он установлен в «федеральном» КоАП;
    • такое толкование исключает применение ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении юрлицам наказания в соответствии с региональными законами
    • и потому оно расходится со смыслом положений ст. 1.4 и ст. 3.1 КоАП РФ
    • а также влечет на практике не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию прав и обязанностей лиц, относящихся к одной и той же категории субъектов административной ответственности за административные правонарушения;
    • эта дифференциация порождает – в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости, – предпосылки для дискриминационного правоприменения;
    • следовательно, ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой исключают возможность уменьшения юридическому лицу административного штрафа ниже минимального размера штрафа, установленного региональным законом;
    • действующее правовое регулирование надлежит изменить с учетом данной позиции КС РФ;
    • а впредь до внесения таких поправок в КоАП РФ спорные ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ подлежат применению в устанавливаемых ими случаях при назначении организациям административных штрафов за «региональные» правонарушения.

    Конституционный Суд РФ обязал правоприменителей – при назначении организациям штрафов за административные правонарушения, предусмотренные региональными законами, – применять ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП и в устанавливаемых ими случаях снижать до двух раз размер назначаемого штрафа ниже предусмотренного «регионального» минимума, если он равен или выше 100 000 руб. Кроме того, соответствующие коррективы должны быть внесены в КоАП РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2022 г. № 15-П).

    Отметим, что провозглашение этой правовой позиции как нельзя вовремя – в связи с введением ограничительных по COVID-19 мероприятий многие регионы включили в свое законодательство нормы о суровой ответственности за нарушение требований, связанных с режимом повышенной готовности, самоизоляции и т.п. Например, не исполнение юрлицом требований об остановке работы организаций в Москве карается штрафом от 200 тыс. руб. «на первый раз», и от 300 тыс. руб. – за повторное нарушение. В Красноярске повторное невыполнение юрлицом региональных обязанностей по предотвращению эпидемий карается штрафом от 200 тыc. руб. А в Свердловской области неисполнение требований акта губернатора, принятого в целях профилактики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции, – наказывается штрафом, минимальный размер которого для организаций составляет полмиллиона рублей.

    Итак, минус правила замены штрафа на предупреждение в том, что оно применимо не ко всем нарушениям и лицам. Однако его несомненный плюс в том, что если под необходимые условия вы подпадаете — ничего доказывать, как в предыдущих случаях, вам не надо, суд или иной рассматривающий дело орган, должен применить норму ст. 4.1.1. КоАП.

    Итак, если статьей КоАП предусмотрена альтернатива штрафу в виде предупреждения, то судья или иной орган, уполномоченный на рассмотрение дела, придя к выводу о том, что правонарушение вы совершили, решает — какой же вид наказания назначить. Соответственно, ваша задача состоит в следующем: убедить его в том, что предупреждения вполне достаточно.
    Обращаю ваше внимание, что если факт совершения нарушения и вашу вину должен доказывать административный орган, то подтверждать обстоятельства, исходя из которых можно назначить более мягкое наказание — исключительно ваша забота и устраняться от этого не стоит.

    2. Второй вариант, позволяющий избежать назначения административного штрафа, состоит в признании правонарушения малозначительным. В чем его суть? Если правонарушение будет признано малозначительным, то на основании ст. 2.9. КоАП РФ вы освобождаетесь от ответственности и вам объявляется замечание.

    Вероятность того, что рано или поздно в своей жизни вы будете привлечены к административной ответственности, достаточно высока. И часто дело не в том, что вы сознательно что-то нарушите, многие административные проступки совершаются по неосторожности, невнимательности, да и просто вследствие того, что вы не знаете о каком-либо запрете или обязанности. Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, являетесь участником дорожного движения, то шансы назначения вам административного наказания кратно возрастают. По этой причине знать, что можно сделать в целях смягчения административной ответственности, полезно практически каждому.

    Соответственно, и ваша задача аналогична — убедить в наличии фактов, которые позволяют ограничиться минимальным штрафом.
    Справедливости ради могу отметить, что на практике, если вы не являетесь злостным нарушителем и не совершили что-то совершенно вопиющее, вам скорее всего и так назначат минимальный штраф. Однако оставлять этот момент исключительно на усмотрение лица, рассматривающего дело, в любом случае не стоит, и надо постараться обосновать достаточность наиболее мягкого наказания.

    Рекомендуем прочесть:  Действия Пристава В Случае Если Должник Лежит В Больнице,

    Конституционный Суд РФ: допустимо снижение ниже низшего предела административных штрафов, назначенных в соответствии с законами субъектов РФ об административных правонарушениях

    Введение режима повышенной готовности в связи с предупреждением распространения на территории РФ новой короновирусной инфекции (COVID-19) уже привело к тому, что на территориях многих субъектов РФ началось привлечение к административной ответственности за нарушение порядка самоизоляции. Как правило, соответствующее административное наказание в данных случаях назначается в соответствии с законодательством субъекта РФ об административных правонарушениях.

    Соответственно, ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования исключают возможность назначения административного штрафа юридическому лицу ниже низшего предела, установленного законом субъекта РФ об административных правонарушениях, не соответствуют Конституции РФ.

    Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о признании неконституционными ряда норм КоАП РФ, препятствующих снижению ниже низшего предела размеров штрафов, назначенных в соответствии с законами субъектов РФ об административных правонарушениях (Постановление КС РФ от 07.04.2022 № 15-П)

    Частями 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, также введенными в 2015 г., но для граждан и должностных лиц, предусмотрены сходные условия для возможности снижения штрафа, назначаемого для должностных лиц (минимальный размер штрафа, который может быть уменьшен дополнительно при назначении наказания для граждан составляет 10 000 руб., для должностных лиц – 50 000 рублей).

    Суды исходили из того, что ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ отсылают к исключительно к составам административных правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ, что исключает их применение к составам правонарушений, содержащихся в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Указанной позиции придерживался и КС РФ в Определении №116, вынесенном еще 9 апреля 2003 года. Малозначительность при административном правонарушении присутствует, если серьезная и значительная угроза общественным отношениям, охраняемым законодательством, отсутствует. Так, можно сделать вывод, что данное понятие является оценочным. Это значит: суд определяет, имеет ли оно место в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

    Несколько лет назад в Кодекс об административных правонарушениях внесли изменения, согласно которым стало возможным снижение размера административного штрафа в отдельно предусмотренных ситуациях. Данные поправки введены с целью учета позиции, выраженной в правовом акте Конституционного Суда РФ №4 от 25 февраля 2014. В нем было сказано, что в некоторых ситуациях установление наказания ниже низшего предела, определенного статьями КоАП РФ, является целесообразным и справедливым.

    Отметим, что основной идеей любого наказания (административное не является исключением) считается предупреждение совершения других нарушений. Поэтому вынесение взыскания ниже низшего размера иногда делается, чтобы мера не носила слишком неоправданного характера.

    • тяжелое финансовое положение нарушителя, то есть предбанкротное состояние, отсутствие выручки или ее резкое снижение;
    • оказание содействия при административном разбирательстве, выражающееся, например, в представлении пояснений;
    • добровольное устранение последствий, либо их отсутствие;
    • неумышленная форма вины;
    • совершение данного правонарушения в первый раз.

    Данный перечень вынесения наказания в виде административных штрафов ниже низшего предела не является исчерпывающим. Обстоятельства могут быть признаны исключительными и достаточными для установления санкции ниже минимального предела по усмотрению суда. При желании добиться назначения сравнительно уменьшенного размера штрафа, компания или гражданин должны представить доказательства, подтверждающие наличие одного из перечисленных выше факторов.

    Подробно порядок отправки ходатайства о снижении размера денежной санкции в суд или другой орган, уполномоченный рассматривать дело, не установлен. Поэтому данным правом воспользоваться можно в любой момент, пока идет административное производство. Само заявление нужно оформлять в письменном виде. Направляется оно либо по почте заказным письмом, либо передается через канцелярию органа, ведущего дело.

    В каких случаях можно снизить размер штрафа или заменить его на предупреждение

    Представители малого и среднего бизнеса могут заменить административный штраф на предупреждение. На крупный бизнес данное послабление не распространяется. Такая возможность содержится в статье 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ и распространяется на юридических лиц, предпринимателей и должностные лица.

    Наказание в виде штрафа нельзя заменить предупреждением, если к ответственности привлекли по нормам статьи 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению органов контролирующих инстанций), а также по статье 19.5 (невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего госнадзор) и некоторым другим статьям Кодекса. Полный перечень содержится в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП.

    Стоит понимать, что замена штрафа предупреждением – это право, а не обязанность контролирующей инстанции: она может посчитать штраф более адекватным наказанием с учетом обстоятельств проступка, даже если компания является представителем малого бизнеса или предпринимателем.

    Если инстанция, которая выписала наказание за административный проступок, отказалась изменять ответственность, представитель бизнеса может пожаловаться на нее в вышестоящий орган или в суд. К ходатайству нужно приложить доказательства того, что компания соответствует критериям для назначения послаблений:

    Юридических лиц и предпринимателей привлекают к ответственности не реже, чем физических лиц. Сделать это вправе Роспотребнадзор, ФАС, налоговая служба и другие контролирующие инстанции. Наиболее распространенная мера ответственности – штраф. Причем штрафы за одинаковые нарушения для юридических лиц и предпринимателей выше, чем для рядовых граждан.

    Замена административного штрафа предупреждением

    Замена штрафа предупреждением может быть осуществлена при наличии определенных оснований, для некоторых категорий привлекаемых к административной ответственности лиц, по различным статьям КоАП РФ. Рассмотрим основания для замены наказания на менее строгое, каким образом они применяются, и в каких случаях не подлежат применению.

    Уже давно, в июле 2022 года, вступили в силу поправки в КоАП РФ, позволяющие правоприменителям заменять наказание в виде штрафа на предупреждение при соблюдении определенных условий, для некоторых категорий правонарушителей. Новшества касаются статьи 4.1.1 КоАП РФ.

    Таким образом, если юрист, защищающий интересы компании или ее работника предлагает подать такое ходатайство, это может свидетельствовать о том, что он либо хочет заработать на этом денег, взяв дополнительные средства за оказание юридической услуги, либо плохо разбирается в положениях закона. В обоих случаях возникает резонный вопрос о доверии такому специалисту.

    Положительных решений крайне мало, менее 5 % от общего количества изученных дел. Например, решением Свердловского областного суда от 09.03.2022 по делу № 72-275/2022 наказание было изменено на предупреждение (ст. 14.8 КоАП РФ). Еще один пример — постановление Алтайского краевого суда от 02.03.2022 по делу N 4А-119/2022, которым решение по ст. 14.16 КоАП РФ было изменено со штрафа на предупреждение.

    1. Правонарушение должно быть совершено впервые.
    2. Нарушение обязательно должно выявляться при проведении проверочных мероприятий, которые проводились государственными органами.
    3. Привлекаемое юридическое лицо должно быть субъектом малого (либо среднего) предпринимательства.
    4. Санкция статьи (по которой наказывают виновника) не должна содержать меры наказания в виде предупреждения.
    5. Правонарушением не должен быть причинен вред жизни (здоровью) людей, имуществу, окружающей среде, культурным объектам, безопасности государства, не должна была быть создана угроза ЧС.