Возмещение Вреда Окружающей Среде: Действующее Регулирование И Законотворческие Инициативы

Некоторые проблемные аспекты возмещения вреда, причиненного окружающей среде

1 42 УДК Аннотация Некоторые проблемные аспекты возмещения вреда, причиненного окружающей среде Грачева Оксана Сергеевна Кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра гражданского права и процесса, Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, , Российская Федерация, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3; В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с возмещением вреда, причиненного окружающей среде. Исследуются проблемы, связанные c возмещением вреда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а также путем восстановления нарушенной окружающей среды «в натуре». Проводится сравнительный анализ правоприменительной практики, выявляющий проблемы правоприменения Федерального закона от ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности, изучается проблема зачета расходов, которые уже понес причинитель вреда на восстановление нарушенных компонентов окружающей среды в счет денежных средств, которые он должен будет выплатить в соответствии с таксами и методиками. В статье рассматривается вопрос, связанный с возмещением вреда, причиненного окружающей среде, посредством восстановления нарушенных природных компонентов самим причинителем вреда. Бюджетное и природоохранное законодательство не закрепляют обязательное целевое расходование денежных сумм, рассчитанных в соответствии с утвержденными таксами и методиками и полученных с причинителя вреда, на экологические нужды. В связи с этим сделан вывод о том, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде, предпочтительней осуществлять в натуре, непосредственно путем проведения восстановительных мероприятий. Сделан акцент на вопросе о проведении судебной экологической экспертизы для установления ущерба, причиненного окружающей среде. В выводах предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», а также высказывается мнение о постепенном отказе от применения такс и методик исчисления размера вреда окружающей среды и в качестве одной из альтернатив предлагается проведение судебной экологической экспертизы. Publishing House «ANALITIKA RODIS» ( )

8 Environmental law 49 целесообразнее, с точки зрения реализации конституционных прав граждан, осуществлять в натуре, непосредственно путем проведения восстановительных мероприятий. Для этого также в ч. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» предлагаем закрепить правило, в соответствии с которым возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется добровольно самим причинителем вреда за счет его средств. В случае если причинитель вреда не желает добровольно компенсировать вред, причиненный окружающей среде, сумма ущерба, причиненного окружающей среде, взыскивается по решению суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками. Также полагаем, что постепенно необходимо отходить от практики применения такс и методик и отдавать приоритет возмещению вреда на основе расчета фактических затрат на восстановление окружающей среды. Предлагаем рассчитывать суммы затрат на восстановление окружающей среды в ходе проведения судебной экологической экспертизы. Если восстановление компонентов окружающей среды невозможно, то причинитель вреда должен провести компенсационные мероприятия. Библиография 1. Ворфоломеев В.П., Петров В.В. (ред.) Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М.: Республика, c. 2. Гаевская Е.Ю. Обзор изменений законодательства в сфере борьбы с незаконной заготовкой древесины // Судья С Данилова Н.В. Совершенствование института возмещения экологического вреда // Экологическое право С Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Правовые проблемы возмещения прошлого (накопленного) экологического вреда в сфере недропользования // Актуальные проблемы российского права С Иванова А.Л. Возмещение экологического вреда: сравнительно-правовой анализ европейского, немецкого и российского права: автореферат дис. канд. юрид. наук. М., с. 6. Ивлиева А.Г. [Не] дважды за одно: особый характер экологического ущерба и общие принципы юридической ответственности. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 июня 2022 года 12-П // Сравнительное конституционное обозрение С Карпычев М.В. Ответственность лиц, действующих в чужом интересе // Научные труды РАЮН. М., С Мисник Г.А. Возмещение экологического вреда в российском праве: автореферат дис. д-ра юрид. наук. М., с. Some problematic aspects of compensation for harm caused to the environment

Федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью)

Вред окружающей среде в стоимостном выражении исчисляется с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, по таксам, методикам или по затратам на восстановление нарушенных свойств и характеристик окружающей среды в соответствии с проектами работ по экологическому восстановлению, утвержденными в установленном порядке, а в случае технической невозможности проведения работ по восстановлению нарушенных свойств и характеристик компонентов природной среды и природных объектов — по таксам, методикам.

Рекомендуем прочесть:  Если две квартиры в собственности налог на недвижимость 2022

утверждение проектов работ по экологическому восстановлению и проектов равноценных работ по охране окружающей среды в случаях, когда вред окружающей среде причинен в пределах земель, находящихся в федеральной собственности;

Возмещение Вреда Окружающей Среде: Действующее Регулирование И Законотворческие Инициативы

Из учтенных статистикой 2,9 тыс. мест захоронения отходов почти треть не отвечает действующим нормативам, т.е. являются источниками загрязнения окружающей природной среды или представляют для нее серьезную угрозу. Особую опасность для окружающей среды представляют несанкционированные свалки, число которых растет от года к году. Особо следует отметить и такой распространенный вид отходов, как затопленные или брошенные у водоемов неиспользуемые бесхозные суда. Сегодня сотни тысяч железных, никому ненужных ржавеющих коробок захламляют берега многих рек и озер, являясь немым свидетельством безалаберной деятельности, а вернее бездеятельности, Минречфлота РСФСР и других организаций в прошлом.

По статистическим данным, в Российской Федерации насчитывается 45 тыс. потенциально опасных промышленных объектов (среди них более 3,6 тыс. объектов, содержащих свыше одного млн. тонн высокотоксичных, в том числе экологически опасных химических веществ и материалов; более 8 тыс. взрыво- и пожароопасных объектов; свыше 30 тыс. водохранилищ и накопителей экологически опасных промышленных стоков и отходов, многие из которых находятся в аварийном или угрожающем состоянии). Систематизированные и полные данные о заброшенных и неконтролируемых свалках отходов и размерах вреда, причиняемых ими окружающей природной среде, в настоящее время отсутствуют.

Возмещение вреда окружающей природной среде

3.7. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

Возмещение вреда Общие положения При применении УК РФ в отношении возмещения материального ущерба требуется столько же данных и документов, как и при рассмотрении дел с пострадавшими, и необходимо представлять в суд протокол осмотра места ДТП. От ГИБДД такой протокол

Подсудность дел о возмещении вреда окружающей среде могут изменить

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга предлагает оптимизировать полномочия органов прокуратуры. Внесенным в Госдуму законопроектом планируется ввести правило, согласно которому в рамках гражданского и арбитражного процесса иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут предъявляться также в суд по месту его причинения 1 . В этих целях предполагается дополнить ст. 29 Гражданского процессуального кодекса новой ч. 6.4, а ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса – новой ч. 6.1. Сейчас такие иски подаются по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ).

Кроме того, предполагается новым абз. 6 ч. 1 ст. 53 АПК РФ прописать право прокуроров обращаться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде юрлицами и ИП при осуществлении ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Напомним, в арбитражный суд прокурор может, в частности, обратиться:

Возмещение Вреда Окружающей Среде: Действующее Регулирование И Законотворческие Инициативы

Сегодня охрана окружающей среды является наиболее острой проблемой и в России, и в мире в целом. Существовавшая ранее практика осуществлять хозяйственную деятельность без учёта существующего и прогнозируемого состояния природной среды, без оценки последствий от хозяйственной деятельности привела к ухудшению экологической обстановки и образованию очагов социальной напряженности в местах расположения экологически неблагоприятных предприятий.

Сегодня методика разработки природоохранных нормативов остается прежней, основанной на охране каждой природной среды — вод, воздуха, почв отдельно. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусмотренные ст. 27 Федерального закона «Об охране окружающей среды»[1], которые обладают потенциалом особого механизма охраны целых экосистем, так и не были разработаны.

Механизм возмещения экологического вреда

Из этого следует, что в тех случаях, когда потерпевший не застрахован, а причинителя вреда установить невозможно, либо если он установлен, но решение суда не может быть исполнено в связи с неплатежеспособностью ответчика, вред остается невозмещенным.

Рекомендуем прочесть:  Изменения В Оформлении Жилых Домов В 2022 Году

В статье 8 нового Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Республики Казахстан, принятого в июле 1999 года, официально закреплен институт группового (коллективного) иска. Вместе с тем, упоминание о защите неопределенного круга лиц содержится лишь в указанной статье, а в целом процессуальное законодательство не отражает специфику рассмотрения таких дел, что можно назвать существенной недоработкой нового ГПК.

Проблемы рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде по информационно-библиографическим ресурсам Управления библиотечных фондов (П

* Тимофеева О.В. «Прибраться» в России мы сможем только вместе / О.В. Тимофеева; беседовал С. Бобылев // ТАСС, 05.11.2022. — http://tass.ru (дата обращения: 14.02.2022). — Материалы приводятся выборочно в соответствии с предметно-тематической проблематикой библиодосье.

В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года одной из центральных задач указано восстановление нарушенных естественных экологических систем.

Законодательные и иные правовые акты по охране окружающей среды

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Тем не менее, судам предоставлено право непосредственного применения Конституции РФ. При осуществлении этого права суд может не применять тот или иной закон, если, по его мнению, он противоречит Конституции (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.). Такое решение суда, по существу, отменяющее закон, является источником права.

Моя законотворческая инициатива: Охрана окружающей среды и природных ресурсов

Я, Ряснова Мария Игоревна, ученица 10 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5 города Зверево Ростовской области, хотела бы внести предложения по усилению мер защиты и охраны окружающей среды.

Балки представляют собой также участки активного развития биологической защиты растительности, являются зоной сосредоточения и развития огромного количества насекомых, обеспечивающих опыляемость растительности как дикорастущей, так и культур, выращиваемых различными хозяйствами на прилегающих участках.

Контрольная работа: Правовое регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования

Правовому обеспечению Программы придается важнейшее значение и посвящен специальный раздел, разработанный с учетом существующих проблем, требующих скорейшего разрешения на федеральном и региональном уровнях.

1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;

Срок давности по искам о возмещении вреда природе

5 Не распространяется исковая давность и на требования, связанные с компенсацией морального вреда. Так, согласно ст. 208 ГК РФ сроки исковой давности не применяются по отношению к спорам, вытекающим из нарушения личных неимущественных прав и иных нематериальных благ. Причинение морального вреда как раз и является следствием такого нарушения.

«Между тем, принимая во внимание необходимость принятия эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела, вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства», — указывает ВС.

Статья 33

на какие демографические, социальные группы (пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные нетрудоспособные граждане, молодые семьи, несовершеннолетние и другие) или категории работников (государственные служащие, молодые специалисты и другие) будет распространяться действие проекта правового акта;

Рекомендуем прочесть:  Брак, Считается Прекращенным Или Расторгнутым В Административном Порядке С Момента

6. Результаты прогнозирования последствий принятия (издания) правового акта отражаются в обосновании необходимости принятия (издания) правового акта, а также финансово-экономическом обосновании к проекту правового акта.

Научная статья по теме НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ВОДНЫМ БИОРЕСУРСАМ ПРИ ОСВОЕНИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ Геофизика

19.04.10 г. и № 912 от 8.04.11 г., касающихся утверждения временных биотехнических показателей по разведению молоди (личинок) в учреждениях и на предприятиях, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству, для привязки промыслового возврата к конкретной навеске молоди, а также для использования в расчетах эксплуатационных затрат навески взрослых производителей необходимо вновь утвердить биотехнические показатели по рыборазведению.

Регулирование недро- и природопользования в ходе работ по освоению месторождений континентального шельфа осуществляется в соответствии с законом «О недрах» от 21.02.92 г. № 2395-1; федеральными законами: «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ, «Об экологической экспертизе» от 10.01.02 г. № 174-ФЗ, «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.04 г. № 166-ФЗ; постановлениями Правительства РФ: «О Федеральном агентстве по рыболовству» от 11.06.08 г. № 444, «О мерах по сохранению водных биологических ресурсов» от 29.04.13 г. № 380, «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» от 30.04.13 г. № 384, «Об утверждении правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов» от 12.02.14 г. № 99, а также иными многочисленными подзаконными актами (приказы Росрыболовства «Об утверждении порядка осуществления мероприятий по акклиматизации водных биологических ресурсов» от 06.05.10 г. № 433, «Об утверждении порядка проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов» от 11.06.09 г. № 501 и др.).

Особенности форм возмещения вреда в сфере природопользования

Как указывает О. С. Грачева, возмещение вреда в натуре, которое исполнено надлежащим образом, дозволило бы в наибольшей степени реализовать право граждан на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в статье 42 Конституции РФ [1], так как при выплате денежных средств причинителем вреда в возмещение ущерба эти денежные средства поступают в соответственные бюджеты и дальнейшее расходование не во всех случаях идёт на восстановление окружающей среды, так как природоохранное и бюджетное законодательство не фиксируют обязательное целевое расходование данных средств на экологические нужды [11,43]. В связи с вышеуказанным, предлагается в части 3 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» зафиксировать положение, в соответствии с которым затраты, которые понесены причинителем вреда на восстановление окружающей среды, должны засчитываться в сумму, необходимую на восстановление нарушенных компонентов окружающей среды.

Российская экономика осуществляет влияние на экологию в условиях современного системного кризиса. Сохранение окружающей среды и социально-экономическое формирование государства должны быть взаимосвязаны, поскольку окружающая среда, здоровье человека, экологическое и социальное благополучие российского населения находятся в неразрывном единстве. Законодательство Российской Федерации и его разнообразные отрасли предусматривают значительное число правил по организации и исполнению экологических требований и надлежащего природопользования [15,14]. Тем не менее, на современном этапе вопросы правового регулирования возмещения вреда в сфере природопользования становятся всё более актуальными, в связи с тем, что наносимый вред касается не только экономических интересов природопользователей, но также и интересов государства и общества в целом.

Юридическая ответственность за загрязнение окружающей среды

В региональных и локальных нормативных правовых актах могут предусматриваться профессиональные обязанности работников в области охраны окружающей среды и меры соответствующего дисциплинарного воздействия за их невыполнение — это относится к работникам ферм, цехов, установок, служб предприятий, учреждений, организаций, охотничьих хозяйств.

В статье 16 ГК РФ предусматривается возмещение РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания акта, не соответствующего вышестоящему правовому акту.