Материал О Детях В Преступлении И Наказании

Преступление — и наказание

Наказание и подражание. Нередко бывает, что дети, испытывая негативные эмоции в процессе физических наказаний, переводят эти эмоции на самих родителей. Ребенок начинает противиться всему, что от них исходит, старается вступать с ними в постоянные конфликты. Все, что бы ни сделали и ни сказали родители, воспринимается в штыки. Отрицательная модель поведения зачастую становится предметом их подражания только для того, чтобы — выразить свое сопротивление и протест родителям. В результате у ребенка могут возникнуть нарушенные формы поведения: агрессивность в общении, демонстративно грубое поведение, уход из дома. Дети, которые часто подвергаются физическим наказаниям, стараются подражать родителям и используют эту модель в игровых сюжетах: наказывают своих любимых кукол, ставят их в угол, шлепают и ругают плюшевых мишек, собак, зайцев. Хуже, если агрессивное поведение проявляется и в реальном общении ребенка с другими детьми. Родители для ребенка — наиболее значимые, авторитетные фигуры, поэтому подражание их поведению фиксируется надолго. Ребенок, перенимая этот образец поведения, став взрослым, будет использовать его для воспитания своих детей. Итак, вред, приносимый физическими наказаниями, очевиден. Поэтому, если вы все-таки убеждены в выборе этой формы наказания, прежде чем применить ее, постарайтесь трезво взглянуть на ситуацию со стороны; подумайте, к каким нежелательным последствиям это может привести и как отразится на формировании характера вашего ребенка в настоящем и будущем.

Физическое наказание. Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание — довольно эффективный способ воздействия на детей. В некоторых семьях порка является основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически беззащитном человеке. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности вы должны быть обязаны, когда в процессе порки наконец-таки слышите долгожданную фразу: «Прости, я больше не буду!». Ребенок готов в эту минуту на все, лишь бы устранить причину боли и страха. Он сразу становится покорным и послушным, но мудрых родителей вряд ли устроит подобный исход. Ведь такое воздействие не разрешает конфликт, а создает лишь иллюзию его разрешения. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины. Он как бы расплачивается за содеянное испытанием болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы уже не будет. Нельзя применять физические наказания еще и потому, что обычно эту форму родители выбирают, находясь в состоянии аффекта, т. е. слабого контроля своего поведения. Если ребенка обучают правильному поведению путем физического воздействия, он, почувствовав безопасную для себя ситуацию, будет продолжать позволять себе запретные действия. Вполне естественно, что частое применение побоев будет формировать неблагоприятные черты характера ребенка. Частое применение порок может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность, легко подверженную влияниям чужих примеров, не всегда положительных. Такие дети не смогут противопоставить чужой воле свое сознательное поведение.

Дети в преступления и наказания

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866 г.), воспроизводит кризисное состояние мира. Главным обвинением миру зла являются муки и страдания невинных детей. Сокровенные мысли писателя-гуманиста о детях высказывает в своей исповеди перед Соней Раскольников: «Неужели не видела ты здесь детей по углам, которых матери милостыню посылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке.

Семья Мармеладовых занимает одно из центральных мест в романе «Преступление и наказание». Члены семьи Мармеладовых являются центральными персонажами произведения. В этой статье представлено описание семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»: краткая характеристика членов семьи и т.д. Смотрите: Все материалы по «Преступлению и наказанию» Все статьи о Мармеладове Все статьи о Соне Мармеладовой Семен Захарович Мармеладов — отец семейства Мармеладовых, спившийся чиновник (титулярный советник), мужчина средних лет.

Дети в романе «Преступление и наказание»

На прошлом уроке мы говорили о судьбе автора, об «униженных» героях романа, о судьбе «маленького человека» в литературе 19 века. Трагично рисует Достоевский и судьбы детей. Большинство своих маленьких героев писатель ставит в тяжелые ситуации, посылает на их долю «взрослые» страдания и испытания.

В: Что происходит с героем до этой встречи? Какая страшная мысль закрепляется в его душе? Кого он обвиняет? (Мысль – «преступить», т.е. совершить преступление против буржуазного общества, которое заставляет детей лить слезы, потому что «маленькому» человеку «некуда больше идти»

Преступления в рф детей и наказание

Я перечитал ее, когда мне было 19. и понял, что она затянута, нестерпимо сентиментальна и дурно написана. В 28 лет я вновь взялся за нее, так как писал тогда книгу, где упоминался Достоевский. Я перечитал ее в четвертый раз, готовясь к лекциям в американских университетах. И лишь совсем недавно я, наконец, понял, что меня так коробит в ней. Изъян, трещина, из-за которой, по-моему, все сооружение этически и эстетически разваливается, находится в IV-й главе четвертой части.

Спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — первая работа на александринской сцене одного из самых значительных режиссеров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского. Аттила Виднянский в 1992 году окончил режиссерский курс Театрального института им. Карпенко-Карого (Киев). В 1993-м стал основателем и художественным руководителем Венгерского театра имени Дьюлы Ийеша на Западной Украине, в закарпатском Берегове, созданного на базе венгерского курса киевского театрального института.

Материал О Детях В Преступлении И Наказании

К сожалению, офицер увлекался картами, в результате чего попал под суд и умер. Так Катерина Ивановна осталась вдовой с тремя детьми. Родственники отказались ей помогать, и бедная женщина оказалась в страшной нищете. В этот момент она встретила Мармеладова, который женился на ней из жалости.

Нищета и постоянные заботы подрывают здоровье бедной женщины. Она заболевает чахоткой (туберкулезом), ее состояние ухудшается на глазах. В конце концов Катерина Ивановна умирает от чахоточного кровотечения в день похорон своего мужа. Ее троих детей отправляют в детский дом.

Дети в романе — Преступление и наказание

Дети — беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно несправедливы. Если общество «топчет» тех, кто ни в чем не виновен, значит, его устройство безнравственно, ненормально. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.

Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска — в трактире, среди пьяных криков и брани. Эти звуки дополняют трагический рассказ Мармеладова. Следующее впечатление — встреча с Катериной Ивановной и ее детьми. Вид этих несчастных детей заставляет Раскольникова отдать Мармеладовым едва ли не последние свои гроши. В его измученной душе закрепляется страшная мысль : «И нет никаких преград…» А далее еще одно впечатление толкает Раскольникова на решение «переступить» : он видит обманутую и опозоренную девочку на бульваре.

Рекомендуем прочесть:  Со Скольки Лет Наступает Гражданская Ответственность В Рф

Дети в романе — Преступление и наказание

Дети в романе «Преступление и наказание» В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к реальным страданиям окружающих. Именно из этого , причем самого по себе действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости «крови по совести» для преодоления зла. Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников прежде всего говорит о детях. В этой мучительной, горячей любви к детям раскрывается с особенной силой умение главного героя романа сострадать чужому горю. Дети — беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно несправедливы. Если общество «топчет» тех, кто ни в чем не виновен, значит, его устройство безнравственно, ненормально. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории. Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска — в трактире, среди пьяных криков и брани. Эти звуки дополняют трагический рассказ Мармеладова. Следующее впечатление — встреча с Катериной Ивановной и ее детьми. Вид этих несчастных детей заставляет Раскольникова отдать Мармеладовым едва ли не последние свои гроши. В его измученной душе закрепляется страшная мысль : «И нет никаких преград » А далее еще одно впечатление толкает Раскольникова на решение «переступить» : он видит обманутую и опозоренную девочку на бульваре. Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые утверждают, что известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным. Для него за этим успокоительным словом «процент» стоит живой человек, и мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может. И вот здесь автор и его герой оказываются рядом, но только в этом. Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы — это ясно отражено в романе. Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в «Преступлении и наказании», имея в виду только детей Катерины Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в своих поступках — искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная, недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников — вопреки собственной теории — неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным «запасом», который сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя. Именно детям, искупая свои грехи, помогает в «Преступлении и наказании» Свидригайлов.

Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в Евангелиях символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту души, способной поверить — и устыдиться. Раскольников двойственен в романе: природная, данная Богом, доброта героя «затемнена» гордыней и озлоблением взрослого человека. Весь роман ребенок в Раскольникове борется со взрослым, доброта — с жестокостью и самолюбием. Нравственный перелом, произошедший в душе Раскольникова в эпилоге «Преступления и наказания», означает окончательную победу доброты,возвращение героя к себе самому — ребенку, возвращение к Богу. И здесь автор романа, пройдя рядом со своим героем его долгий, мучительный и противоречивый путь, впервые, наконец, «встречается» с ним «лицом к лицу», как встречаются люди одной веры, одного понимания жизни

Образ детей из преступления и наказания

Смотрите: Все материалы по «Преступлению и наказанию» Все материалы по Свидригайлову Возраст господина Свидригайлова — около 50 лет: «. Это был человек лет пятидесяти. » О внешности Свидригайлова известно следующее: «.

Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Презентация к уроку литературы в 10 классе «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 6 Набережная канала Грибоедова, д. 99 По одной из версий, в этом доме проходили беседы Родиона Раскольникова и Порфирия Петровича, героев романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Это здание бывшей Казанской полицейской части.

Материал О Детях В Преступлении И Наказании

Тема «преступления и наказания» не раз становилась одной из ведущих в произведениях русской классики. Чем вызван такой интерес к ней? Здесь много причин: от несовершенства государственного устройства, деления общества на «сильных мира сего» и униженных, оскорблённых до падения нравственности в обществе, следования ложным ценностям, что приводит к деградации личности, а в итоге — к преступлению.

Каковы причины преступлений героев? Что заставляет их идти на убийство или совершать тяжкий нравственный грех? Причины найдутся всегда: от желания решить материальные проблемы до стремления жить только ради себя, не замечая никого вокруг. Ясно одно: порядочный, нравственно чистый человек никогда не пойдёт на преступление, на сделку с совестью. Только слабые, эгоистичные, самовлюблённые люди способны совершать подобное. Поэтому тема преступления тесно связана с темой нравственности, воспитания личности.

Образы детей и их роль в романе Достоевского Преступление и наказание

Обе эти девушки спасаются религией, верой в бога Соня от ужасной порочной атмосферы, в которой ей приходится находиться а Лизавета от запугиваний и побоев сестры.Писатель ещ раз подтверждает свою мысль, что ребнок близок к богу. Помимо того, что ребнок- образ Христов в широком смысле понимания образа, ребнок по Достоевскому это ещ и носитель всего чистого, нравственного, доброго, что заложено в человеке с детства, чьи надежды, представления и идеалы безжалостно попираются, и это приводит в дальнейшем к развитию личности негармоничной, это приводит к развитию таких теорий, как теория Раскольникова.

Садись ещ Все садись Хочу, чтоб непременно вскачь пошла Фамилия Раскольникова говорящая. Его душа расколота отсутствием веры в Бога на две половины. Это доказывают его слова.Он говорит Да, может, и бога-то совсем нет. В одной и вызревает его теория о тварях дрожащих и право имеющих, идея проверки себя, попытка почувствовать себя Наполеоном.

Преступление и наказание глазами родителей

Давайте задумаемся: где поставить знак в этом предложении? По идее, конечно, единственно верным знаком должна стать запятая после слова «нельзя». Однако на практике так получается далеко не всегда. Точнее сказать, на практике такое почти никогда не бывает; отсутствие наказания – это идеал, к которому просто надо стремиться. Психологи утверждают, что здесь есть несколько непреложных пунктов. Ребенка нельзя наказывать:

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы положены семье курсанта

Поводами для такого отношения становятся нарушение дисциплины, невыполнение ребенком требований родителей, грубость и несдержанность. При этом сами родители понимают: далеко не всегда наказание соответствует тяжести детского проступка. Более того, зачастую ребенок оказывался вообще ни при чем: в 7,3% случаев (среди матерей – 8,8%) причиной для наказания становилась усталость, раздражительность взрослого человека. Иногда ребенок просто, что называется, попадал под горячую руку – в этом признались 1,7% опрошенных (2% в малообеспеченных семьях). Иными словами, зачастую, применяя физическое воздействие, мы решаем только свои собственные проблемы, параллельно нанося ребенку не только физическую, но и психологическую травму!

Дети в романе Преступление и наказание

В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к реальным страданиям окружающих. Именно из этого , причем самого по себе действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости «крови по совести» для преодоления зла. Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников прежде всего говорит о детях. В этой мучительной, горячей любви к детям раскрывается с особенной силой умение главного героя романа сострадать чужому горю.

Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в «Преступлении и наказании», имея в виду только детей Катерины Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в своих поступках — искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная, недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников — вопреки собственной теории — неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным «запасом», который сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя. Именно детям, искупая свои грехи, помогает в «Преступлении и наказании» Свидригайлов.

Образ ребенка в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Мы мало что знаем о детстве Раскольникова. Знаем только, что жил он в пыльном городе, таком же пыльном, как и Петербург, в котором происходит действие, знаем, что он ходил в церковь и что был у него младаший брат, которого он никогда не видел, но у могилы которого он всегда плакал. Видим мы и размытый образ отца, крепко держащего за руку Раскольникова – ребенка. Примечательно, что именно через образ детства Раскольникова, а именно через сон, который он видит, заснув в канаве перед своим преступлением, показывает нам Достоевский корни той теории, которая выросла и окрепла вместе с Раскольниковым. Действительно, сон ужасный и мучительный, но сам автор дает нам подсказку, чтобы мы внимательно присмотрелись к этому ребенку, из которого впоследствии вырастет лже-Наполеон: «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостию, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью. Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими, неожиданными, но художественно соответствующими всей полноте картины подробностями, что их и не выдумать наяву…» Мы видим, как забили насмерть «бедную лошадку», и как все смотрели на это ужасное действо, и в том числе и отец Раскольникова, и ничего не предприняли. Разумеется, в уме читающего рождается аналогия, эта несчастная лошадь и такие же несчастные люди, которых бьет и забивает до смерти жизнь. Мы сразу вспоминаем Мармеладова, Катерину Ивановну, Сонечку. Мы видим, какой ужас переживает ребенок, являясь свидетелем этой картины убийства, и вряд ли у кого-нибудь, кто видел нечто подобное, душа останется такой же как и прежде. Сон этот еще больше укрепляет Раскольникова в мысли, что необходимо осуществить свои замыслы. Но посмотрим, на то, что пытается сказать нам Достоевский-психолог, вслед за Фрейдом повторяющий, что корни всех проблем стоит искать в детстве: «Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы. Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы. — Пойдем! пойдем! — говорит он ему, — домой пойдем! — Папочка! За что они. бедную лошадку. убили! — всхлипывает он, но дыханье ему захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди». Вот этот сакраментальный вопрос : «За что убили?», и вот сакраментальный ответ Миколки, хозяина лошади (кстати впоследствии тем же именем автор назовет и лже-убийцу старухи-процентщицы, который чуть было не повесился): «Мое добро!». Вот он — тот росток, зароненный в душу ребенка: если мой добро, то что хочу, то и делаю! И как стать тем, кто имеет это «добро», как стать «право имеющим» ? Мы знаем ответы на эти вопросы. Кто знает, может быть, Раскольникову и стоило убить Алену Ивановну, чтобы вернуться к своему ребенку, к себе самому, и понять, что та боль, которую он видел в глазах «лошадки», та же самая боль отразилась и в глазах жертвы, однако, он ее просто не разглядел. Возвращение, покаяние и прощение себя в детстве, за то, что не спас он тогда бедное животное – вот одна из ролей, назначенная автором образу ребенка.

Но есть еще в романе люди, которые и повзрослев остаются детьми. Они живут в мире со своим ребенком внутри (опять мы цитируем Фрейда, но без этого не обойтись, ибо взгляды Достоевского и Фрейда так схожи) и в относительном мире сами с собой. Это, в первую очередь, Соня Мармеладова, у которй детства как такового и не было. Она была просто выставлена на улицу, принесена в жертву, один ребенок был принесен в жертву трем другим, чтобы «Полечка по тому же пути не пошла». И вера Сонечки Мармеладовой тоже какая-то детская и наивная, но всепоглощающая и светлая. Она сама ребенок и видит эту детскость в других, ибо не хочет замечать грязь и пороки взрослой жизни. И они, благодаря защите этого маленького ребенка в ней, ее не коснулись: «Конечно, он понимал, что положение Сони есть явление случайное в обществе, хотя, к несчастию, далеко не одиночное и не исключительное. Но эта-то самая случайность, эта некоторая развитость и вся предыдущая жизнь ее могли бы, кажется, сразу убить ее при первом шаге на отвратительной дороге этой. Что же поддерживало ее? Не разврат же? Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву. »

Рекомендуем прочесть:  Ввк Сколько Действует При Увольнении

Раскольников и дети (о романе «Преступление и наказание» Ф

Для Достоевского ребенок — символ чистоты, не­запятнанной совести, жажды справедливости. Но что же будет с ними — маленькими, невинными, безгрешными? «А дети-то?» — спрашивает Расколь­ников Соню после смерти Мармеладова. А если что-то плохое случится с Соней? «Ну что будет, если в самом деле тебя завтра в больницу свезут? Та не в уме и чахоточная, умрет скоро, а дети? Разве Полечка не погибнет? Неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти ма­тери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь дети — образ Христов: «. таковых есть Царст­вие Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечества. »

Для Достоевского в ребенке заключено все луч­шее, что есть в человеческой природе. Вспомните первый сон Раскольникова. Он видит себя малень­ким мальчиком, не выносящим убийства, открытым для страдания. Иными словами, дана некая «точка отсчета», та нравственная высота, которая является нормальной для ребенка, а следовательно, и для всего человечества.

Все описание детей в преступление и наказание

Это город с черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит.

Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен. — Эпилог, глава 2 Мне было двенадцать лет, когда.

Преступле — ние и наказа — ние

«Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников». Так начинается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В самом начале своего произведения мы видим гнетущую обстановку, окружающую героев на протяжении всего действия романа. С этого момента мечется по петербургским грязным улицам, останавливается на бесконечных мостах, заходит в грязные распивочные — без покоя и отдыха, без передышки, в исступлении и задумчивости, в бреду и страхе, — герой романа Достоевского Родион Раскольников. И все это время мы ощущаем рядом с ним присутствие некоего неживого персонажа – огромного серого города. Образ Петербурга занимает центральное место в творчестве Достоевского, так как с этим городом связаны многие воспоминания писателя.

В 1866 году Ф. М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание». Это сложное произведение, поражающее философской глубиной поставленных в нем вопросов и психологичностью обрисовки характеров главных действующих лиц. Роман захватывает остротой социальных проблем и странностью повествования. В нем на первом плане находятся не уголовной преступление, а то наказание (нравственное и физическое), которое несет преступник. Не случайно из шести частей только первая часть романа посвящена описанию преступления, а все остальные и эпилог – наказанию за него. В центре повествования находится образ Родиона Раскольникова, совершившего убийство «по совести». Сам по себе Раскольников не преступник. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. Раскольников помогает отцу умершего товарища, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. Родион перестал посещать университет, потому что ему нечем платить за обучение; ему приходится избегать хозяйку, т. к. накопился долг за комнату; он болен, голодает… И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Действие романа развертывается в районе Сенной площади, где жили бедные чиновники, ремесленники, студенты. А совсем рядом находился Невский проспект с дорогими магазинами, шикарными дворцами, изысканными ресторанами. Раскольников видит, что общество устроено несправедливо: одни купаются в роскоши, а другие погибают от голода. Он хочет изменить мир. Но это сможет сделать только необыкновенный человек, способный «сломать, что надо, раз навсегда» и взять власть «над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». «Свобода и власть, а главное – власть. Вот цель!» — говорит Раскольников Соне Мармеладовой. Под низким потолком комнаты в уме голодного человека зарождается чудовищная теория. Согласно этой теории, все люди делятся на два «разряда»: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, «властелинов судьбы» 0 таких, как Наполеон. Они способны навязать большинству свою волю, способны во имя прогресса или высокой идеи, не задумываясь, «перешагнуть через кровь». Раскольников хочет быть добрым властелином, защитником «униженных и оскорбленных», он поднимает бунт против несправедливого общественного устройства. Но его мучает вопрос: властелин ли он? «Тварь я дрожащая или право имею?» — спрашивает он себя. Чтобы получить ответ, раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Это как бы эксперимент над собой: способен ли он, как властелин, перешагнуть через кровь? Конечно, герой находит «предлог» для убийства: ограбить богатую и никчемную старушонку и на ее деньги спасти от нищеты и гибели сотни молодых людей. Но тем не менее Раскольников всегда внутренне осознавал, что совершил убийство не по этой причине и не потому, что был голоден, и даже не во имя спасения сестры Дуни от брака с Лужиным, а для того, чтобы проверить себя. Это преступление навсегда отгородило его от других людей. Раскольников чувствует себя убийцей, на его руках – кровь невинных жертв. Одно преступление неизбежно влечет за собой другое: убив старуху, Раскольников был вынужден убить ее сестру – «безвинную Лизавету». Достоевский убедительно доказывает, что ни одна цель, даже самая высокая и благородная, не может служить оправданием для преступных средств. Все счастье в мире не стоит единой слезинки ребенка. И понимание этого, в конце концов, приходит к Раскольникову. Но раскаяние и осознание вины далось ему не сразу. Это произошло во многом благодаря спасительному влиянию Сони Мармеладовой. Именно ее доброта, вера в людей и в Бога помогли Раскольникову отказаться от своей бесчеловечной теории. Лишь на каторге произошел перелом в его душе, и началось постепенное возвращение к людям. Только через веру в Бога, через раскаяние и самопожертвование могло, по мнению Достоевского, произойти воскрешение мертвой души Раскольникова и любого другого человека. Не индивидуалистический бунт, а красота и любовь спасут мир.