Права человека и способы их защиты

Права человека и способы их защиты

Вторая группа прав предполагает свободную активностъ самого человека: право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным путем, право участвовать в управлении государством, право на свободу собраний, право свободно получать и распространять информацию и др.

Для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.

Подчёркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества.

Общие идеи о правах человека возникают еще в Средние века и получают свое наиболее мощное развитие в Новое время. В 18 веке, веке свободы, рождаются концепции свободного человека, формируются первые Конституции: французская, американская, польская. Развиваются социалистические теории.

Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование…». Так называемая концепция гуманитарной интервенции – это не что иное, как война за права человека, предполагающая очень грубое и активное подавление суверенитета государства (например, США — Ирак).

Но защите со стороны государства подлежат как права так и свободы. Кроме того, государство помимо обеспечения моих прав и свобод в отношениях человек-власть должно оградить меня и от горизонтального вмешательства (мой сосед не должен прослушивать мои телефонные переговоры).

Сегодня мы изучаем тему: «Международная защита прав человека». Война.…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их

Во второй половине 20 века возникает и постоянно развивается борьба за концепцию ограниченного суверенитета государства. Источники этой идеи кроются в такой трагедии человечества как вторая мировая война, а реализацией становится создание различного рода надгосударственных структур: ООН, международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека, принятие международно-правовых актов, обязывающих государства-участников к соблюдению определенных стандартов в области прав человека и межгосударственного поведения.

Если поздно вечером при возвращении домой человек был избит хулиганами, то это не проблема прав человека. Но если государство отказывает в проведении эффективного расследования и осуществлении уголовного преследования, то это уже становится нарушением права человека на эффективные средства правовой защиты.

  1. Материальная структура данного права (право потерпевшего на то, чтобы ему был возмещен ущерб или вред, который был причинен незаконным действием или преступлением со стороны органа государственной власти или его должностного лица).
  2. Его процессуальная структура (право на судебный иск, на жалобу индивидуального или коллективного характера).

Несмотря на то, что права и свободы работают в непосредственном ключе, неверно утверждать, что нет необходимости формировать механизм их осуществления и защиты. Рост потребности в правозащитном механизме неразрывно связан с нарушением прав человека. Кроме работы органов государства по защите прав граждан в состав правозащитного механизма входит борьба самих граждан за осуществление прав и свобод, которые им предоставлены на законодательном уровне.

В структуре правозащитных органов впервые появился институт омбудсмена в 1809 г. в Швеции. Тогда ввели новую должность особого парламентского контролера за уровнем законности работы администрации. Многие страны по-своему определили название данного института. Так, в Португалии это был Проведор юстиции, во Франции данный работник назывался Парламентским посредником (медиатором), в Австрии это была Коллегия народной правозащиты, в Польше данного работника называли Уполномоченным по гражданским правам, в Румынии это был Адвокат народа, в России такого человека называли Уполномоченным по правам человека.

Осуществление прав и свобод и результат их реализации напрямую связаны, но между ними важно наличие определенного механизма, который сможет обеспечить качественный переход от одного к другому. И это может произойти либо во время соблюдения гражданами правопорядка, который установлен, или во время осуществления правоохранительной работы страны.

Регулирование прав человека и способов их защиты сегодня относится не только к национальному праву, но и к международному. Ситуации, когда начинает применяться право на обращение в межгосударственный орган, связаны с тем, что все внутригосударственные методы правовой защиты закончились. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., для которой применим морально-политический окрас, признает право любого человека на качественное восстановление в правах профессиональными национальными судами. На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. нашло развитие это положение. Согласно данной Конвенции для каждого человека свойственно иметь право на справедливое судебное разбирательство дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, который создан на базисе закона.

Опросы общественного мнения не регистрируют сколько-нибудь значительной озабоченности граждан соблюдением тех прав, борьба за которые была смыслом жизни советских диссидентов: свобода передвижения (в том числе право выезда за рубеж), свобода слова, свобода совести.

· Несмотря на наличие в российском законодательстве норм, запрещающих ограничение права граждан на свободу передвижения и торжество свободы выезда за рубеж, у части россиян остаются серьезные проблемы со свободой передвижения внутри страны. Проблемы эти, прежде всего, связаны с институтом прописки; формально отмененном, но фактически продолжающем ограничивать свободу граждан в форме «регистрации». Связано это с тем, что реализация многих социальных прав граждан производится соответствующими органами и организациями, как правило, по месту жительства, т.е. регистрации. По месту регистрации выплачиваются пенсии и всевозможные социальные пособия. Тесно привязано к «официальному» месту жительства предоставление медицинской помощи и оплата ее государством. Неформальное требование о наличии регистрации имеет место и при приеме на работу: кроме прочих мотивов, работодатели идут на это нарушение, т.к. должны предоставлять сведения о своих работниках в налоговую инспекцию по их месту жительства. Соответственно, если гражданин по той или иной причине не имеет регистрации, он автоматически сталкивается с серьезными проблемами в этих жизненно важных сферах.

Прежде всего, милицейскому «бытовому насилию» подвергаются так называемые «дезадаптированные граждане», они же и самые беззащитные перед милицейским произволом: бездомные, нищие, опустившиеся наркоманы и алкоголики, освободившиеся заключенные и др. Впрочем, насилию и глумлению могут подвергнуться и обычные граждане, давшие повод в чем-либо себя подозревать.

· Свобода слова и свобода совести, несмотря на многочисленные издержки, стали общепринятым российским достижением в области прав человека, а выборы, хоть и являются зрелищем малоприятным, но проходят регулярно в соответствии с установленными законодательством демократическими процедурами, при минимуме замечаний со стороны международных наблюдателей.

· С середины 90-х годов в крупных городах России ведется планомерное наступление на права национальных меньшинств, прежде всего, представителей народов, проживающих на Кавказе. Во многих российских городах для граждан России — представителей кавказских народов фактически вводится особый дискриминационный режим проживания, включающий в себя специальные процедуры регистрации, ограничения на свободу передвижения и неприкосновенность жилища. Еще тяжелее положение не граждан, особенно если они принадлежат к национальностям, негласно причисляемым правоохранительными органами к «группам риска». Визуальная принадлежность к определенному этническому типу может быть вполне достаточным основанием для самых различных форм «поражения в правах» со стороны работников правоохранительных органов в ходе всевозможных «оперативных мероприятий».

Понятие и виды (способы) защиты прав человека

Применительно к правам человека субъективное право «представляет собой возможность пользоваться и распоряжаться материальными и духовными благами, ценностями, пользоваться свободой в обществе, определять на основе социальных норм (не только закона) свои действия и действия других лиц»[215].

Как единая и общая система институт защиты прав человека включает в себя наряду с национальным компонентом и международный[249]. Причем соотношение и характер взаимосвязи этих основных элементов постоянно изменяется, ибо их нормативная основа – международное и внутригосударственное право – «постоянно развиваются, изменяются их принципы и нормы, объекты и методы правового регулирования»[250]. Однако под таким углом зрения на общетеоретическом уровне проблема защиты прав человека еще не получила должного научного осмысления. И не последней причиной такого положения является известная «невосприимчивость», сложившаяся между общей теорией права и государства и теорией международного права.

Рекомендуем прочесть:  В Каком Возрасте Ветеран Труда Может Пользоваться Льготами

Именно в таком значении термин «защита» и используется, когда говорят о защите прав человека как о едином и целостном институте. Так, Т. Н. Калинина, исследуя институт защиты прав человека в качестве системного образования, приходит к выводу, что он состоит из «законодательной подсистемы (система законодательства), рассчитанной на регламентацию и защиту прав человека и основных свобод; правовой подсистемы (система права); институционной подсистемы (системы институтов, уполномоченных осуществлять правозащитную деятельность), включающей региональную и местную, надзорную и контрольную инфраструктуры; подсистемы гуманитарного информирования; подсистемы гуманитарного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; подсистемы «мозговых центров» накопления, хранения, воспроизводства и развития гуманитарной идеологии»[247]. По сути, аналогичного мнения придерживаются А. Азаров, В. Ройтер и К. Хюфнер, которые пишут: «Чтобы создать систему защиты прав человека, была необходима определенная последовательность действий, а именно: а) осмысление программы, б) определение прав человека, в) создание обязательных норм, г) формирование политической и юридической системы реализации прав человека»[248].

Юридическая природа прав человека чаще всего увязывается с их выраженностью в официальной (документально-письменной) форме. При этом одни авторы ограничиваются указанием на необходимость закрепления прав человека только в соответствующих международных источниках, другие же считают важным закрепление как в международных, так и во внутригосударственных.

Во-первых, следует различать такие понятия, как юриспруденция и право. Под юриспруденцией понимается «общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом»[201], «совокупность юридических наук»[202], а также «деятельность юристов»[203]. Стало быть, юриспруденция и право – разные явления, в силу чего следует различать понятия «правовая защита» и «юридическая защита».

Способы защиты прав человека

Образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (универсальный уровень) и на региональном уровне (например в рамках Совета Европы и др.)

3. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы являются едиными для всего государства, всех его регионов. Они предъявляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность пра-воприменительной деятельности, одинаковость применения юридических норм ко всем субъектам права. Единство законов не исключает, а, наоборот, предполагает разнообразие в право-творчестве и правоприменении. Каждый орган государства, общественная или коммерческая организация конкретизируют и применяют законы с учетом своего функционального назначения и местных особенностей. Однако конкретизация и применение происходит в рамках закона и в соответствии с ним.

  • судебная защита, включая право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
  • Конституционный суд РФ. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело.

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Нельзя отвергать закон, не исполнять его, руководствуясь соображениями житейской целесообразности (местной, индивидуальной и др.), так как соображения последней учитываются в законе. Правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. Целесообразность закона означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных (отвечающих целям и задачам общества) вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. Например, при определении уголовного наказания судья, руководствуясь законом, назначает ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Принципы законности — отправные начала, непререкаемые основополагающие требования, лежащие в основе формирования норм права и предъявляемые к поведению участников правовых отношений. Принципы законности раскрывают ее сущность как режима общественно-политической жизни в демократическом правовом государстве.

По сфере действия: МП (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии. Всеобщ декл прав чел 48 г, Межд пакт об эк, соц и культур правах 66 г., М пакт о гр и полит правах. Конв о политич правх женщин 53, Конв о ликвидации всех форм дискрим в отн женщин 79, Конв о правах ребенка 89

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

ПЧ носят универсальный характер, распространяются на всех во всех странах; находятся в постоянном развитии; это не юридическая догма, их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п.

Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.

Различные научные теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, этатизм, демократизм. Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством:

Европейский Суд по правам человека в Страсбурге приобрел известность по множеству причин, но, пожалуй, прежде всего, потому, что он вдохнул жизнь в текст Европейской конвенции о правах человека и придал ему смысл. Одно из главных преимуществ конвенции – ее система обязательной юрисдикции, означающая, что, как только государство ратифицирует конвенцию или присоединяется к ней, оно автоматически отдает себя под юрисдикцию Европейского Суда. Таким образом, с момента ратификации против государства может быть возбуждено дело о нарушении прав человека. Еще одна причина успеха Суда — это юридическая сила его решений. Государства обязаны исполнять окончательные решения Суда. За этим следит Комитет Министров Совета Европы.

Конвенция о правах инвалидов ознаменовала не только существенный сдвиг в определении того, что такое люди с ограниченными возможностями, но и способствовала их признанию в качестве субъектов, пользующихся, наравне со всеми, правами человека и основными свободами. Конвенция разъясняет порядок применения прав в отношении этих людей и обязывает подписавшие данные договор государства принять разумные меры для того, чтобы люди с инвалидностью могли более эффективно пользоваться своими правами, например, обеспечить им доступ к социальным услугам и культурной жизни.

Дополнительный протокол (Протокол № 12) к Европейской конвенции о правах человека был принят в 2000 году и вступил в силу в 2005 году. На начало 2011 года он подписан 19 государствами и ратифицирован 18. Протокол в основном направлен на запрещение дискриминации. Когда этот Протокол вступил в силу, запрещение дискриминации обрело свою «жизнь», независимую от остальных положений Европейской конвенции о правах человека. Суд впервые нашел нарушение этого положения в 2009 году при рассмотрении дела «Сеждич и Финчи против Боснии и Герцеговины» (жалобы №№ 27996/06 и 34836/06, 22 декабря 2009 г.).

Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990) к понятию «трудящийся-мигрант» относит «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» (статья 2.1), а также членов его/ее семьи. Очерчивая права человека, которыми должны пользоваться эти люди, Конвенция уточняет, что ни в документальном или юридическом плане, ни в реальной жизни нельзя допускать дискриминацию в отношении права на свободу и безопасность и на защиту от насилия или лишения свободы.

Где, в конце концов, начинаются всеобщие права человека? В небольших населенных пунктах, недалеко от дома – таких близких и таких маленьких, что их не видно ни на одной карте мира. Но для отдельного человека они составляют целый мир: это квартал, где он живет, школа или колледж, который он посещает; фабрика, ферма или офис, где он работает. Это места, где каждый мужчина, женщина или ребенок ищет справедливости, равных возможностей, равного достоинства без дискриминации. И уж если здесь эти права ничего не значат, то вряд ли они что-то значат где-нибудь еще. 2

Установление принципа «общей клаузы», т.е. возможности обратиться в суд с жалобой на любое нарушение прав и свобод, означает возможность судебной защиты от незаконно ограничивающих права личности действий самих государственных органов и их должностных лиц и в случае отказа в принятии отнесенных к их компетенции мер по охране, защите и восстановлению ущемленного права. Так, законом предусмотрена возможность для заинтересованного лица обратиться в суд в случае отказа органа исполнительной власти в удовлетворении жалобы на незаконное применение меры административной ответственности, отказа органа расследования возбудить уголовное дело или продолжить его расследование. Наличие такой возможности гарантирует надлежащее исполнение другими властными структурами их обязанностей по защите прав и свобод личности. «Гарантированность судебной защиты выполняет роль фактора, гармонизирующего общественные отношения. Принципиальная возможность для каждого гражданина обратиться за защитой в суд есть средство охраны его прав не только от уже реальных, но и от возможных нарушений. В связи с этим судебная защита в науке рассматривается как правоотношение между государством, с одной стороны, и личностью — с другой, в котором принципиальному праву личности на соблюдение и защиту его прав и свобод корреспондирует принципиальная же обязанность государства предоставить ему эту защиту» Рамазанов С.З. Судебные и досудебные способы защиты прав на охрану здоровья и медицинскую помощь / С.З. Рамазанов // Российская юстиция. — 2007. — № 6 — [электронный ресурс] СПС «Гарант» платформа F1 . Этот аспект судебной защиты имеет материальный характер, так как права личности обеспечиваются нормами материального права и предусмотренными для этого способами.

Рекомендуем прочесть:  Муж Подарил Свою Долю Дома Женемогт Ли Судебные Приставы Наложить Арест На Дом

По мировым стандартам суды должны олицетворять справедливость. Именно для этого создавались Основные принципы независимости судебных органов, одобренные резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. и от 13 декабря 1985 г. Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. — / М.: Норма, 2012. — С. 172. Не случайно Основные принципы независимости судебных органов начинаются словами: «…народы мира заявляют о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость…» В Основных принципах независимости судебных органов декларируются не только правила подготовки и повышения квалификации, условия службы и срок полномочий судей, но и формулируются правила, выполнение которых является обязанностью государства-члена. В частности, пункт 7 Основных принципов независимости судебных органов гласит: «Каждое государство-член обязано предоставить соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции». Думается, что эта норма-гарантия — одна из основных в рассматриваемом документе, поскольку раскрывает механизм действия остальных норм-принципов.

Свободы же представляют собой «негативное» право на отсутствие вмешательство со стороны государства, на создание вокруг человека безопасного пространства, в рамках которого он самореализуется (например, свобода вероисповедания, моя вера – это не дело власти, а только мое дело).

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое Синюкова, Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности / Т.В. Синюкова // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. — Саратов, 2011. — №9. — С. 150-160., поскольку признано, что права и свободы индивида — обязательный системообразующий признак правового государства Лучин, В.О. Конституционные институты / В.О. Лучин // Современный конституционализм. — М., 2010. — С. 35..

Способы защиты прав и свобод человека и гражданина

Хотя права и свободы действуют непосредственно, нель­зя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном ме­ханизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо дея­тельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод.

История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свобо­ды государство не стремилось никогда. Все ныне сущест­вующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нуж­но снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. И полной мере права могут быть обеспечены и защищены I демократическом, социальном, правовом государстве.

В системе правозащитных органов институт омбудсменавпервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была создана новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Проведор юстиции — в Португалии, Парламентский по­средник (медиатор) — во Франции, Коллегия народной пра­возащиты — в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам — в Польше, Адвокат народа — в Румынии, Парла­ментский комиссар по делам администрации — в Велико-«Британии, Защитник народа — в Испании, Уполномоченный по публичным расследованиям — в Израиле, Уполномочен­ный Бундестага по обороне — в Германии, Парламентский Эмбудсмен — в Литве, Уполномоченный по правам челове­ка в России. Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во вто­рой половине XX в. ранее существовавшие механизмы обес­печения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности кон­фликтов между государством и гражданином.

Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определен­ный механизм, способный обеспечить эффективный пере­ход от одного к другому. Это происходит либо в процессе соблюдения гражданами установленного правопорядка, либо при осуществлении правоохранительной деятель­ности государства.

Каждый человек должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. При этом он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление современного государства к демократии, законности, сво­боде, равенству, гуманизму, правовому государству, выра­женное в конституционных нормах и принципах, останется только декларацией о намерениях.

Оно принадлежит каждому и является одной из основ конституционного строя, как это установлено в ст.8 и 9.Закрепление в Конституции этого права означало не только признание основного права демократического режима, но и основания перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иными законодательствами, в том числе и земельным, т.к. земля является объектом частной собственности. Статья 35 устанавливает две юридические гарантии:

Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями права. Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняет дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Права человека одна из основополагающих ценностей современной мировой цивилизации – понятие сложное и многогранное. Ему трудно дать одно единственное определение и однозначное толкование, ибо эта категория не только юридическая, но и философская, политическая, нравственная. Права человека появляются у человека в момент рождения не только как неотъемлемые (государство не вправе их отнимать) условия существования, которых требует природа человека для его выживания, и существенные возможности развития, но и как средство и цель жизни, вне зависимости от того, осознаются или нет.

Возникновение понятия “права человека”, т.е. осознание этой проблемы, как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V-VI вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права.

Данное право принадлежит каждому, кто законно находится на территории страны. Каждый, кто законно находится на территории Республики Казахстан , имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.2. Каждый может свободно выезжать за пределы РК. Гражданин РК имеет право беспрепятственно возвращаться в РК.

Рекомендуем прочесть:  Ростовкраснодар Распространяется Ли Студенческий На Ласточку

Права человека и способы их защиты

— разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.). Геворкян, М.В. Конституционное право [Текст] / М.В. Геворкян. — СПб.: Питер, 2009. — с. 108

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст.46-54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

— явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;

— различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т.п.). Наумов, А.В. Юридическая защита прав и свобод гражданина РФ [Текст] / А.В. Наумов. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — с. 113

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек — он является свободной личностью, которая находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого она является, а также государства, в котором она находится. Это состояние свободы не даруется государством, (такое положение имело место в прежней конституции), а принадлежат ему от рождения (ст.17 ч.2 Конституции РФ).

Целью настоящего закона является регулирование отношений, складывающихся между изготовителями, исполнителями, продавцами и потребителями в момент выполнения работ, продажи товаров, оказания услуг. Данный закон устанавливает не только право потребителя на покупку товаров, работ и услуг соответствующего качества, но и право на их безопасное использование, а также гарантию, что приобретенные товары не несут угрозу жизни, имуществу, здоровью потребителя, окружающей среде.

Первым источником, заложившим нормы института, стал Закон Хаммурапи, сформулированный еще в XVIII веке до н. э. Следующий документ, регулирующий права потребителя, возник только в конце XX века в США. Это был «Билль о правах потребителя», который разработал Джон Кеннеди. В России же, по сравнению с другими странами, этот институт стал развиваться относительно недавно. И только к 1992 году в нашей стране появился закон, который бы в полной мере мог регулировать отношения между потребителем и продавцом.

Право на защиту — это неотъемлемая часть обязанностей любого государства по отношению к своим гражданам. Они закрепляются не только на уровне нашего государства, но и на мировом уровне. И в первую очередь на ум приходит известнейший международный пакт «О правах человека», который приняли все члены ООН на Генеральной Ассамблее 1948 года. Эта масштабная декларация стала первым документом, где были закреплены все основополагающие права человека, в том числе и право на защиту.

В ст. 7 Декларации прав человека закрепляется право на защиту каждого индивида, вне зависимости от расы, пола, национальности, без какой бы то ни было дискриминации по отношению к личности. Здесь возникает вопрос, на какую же именно защиту может претендовать каждый человек, проживающий на нашей планете.

Каждый из нас является потребителем различной продукции, товаров, работ, услуг. Однако уровень обслуживания в некоторых сферах удовлетворяет далеко не каждого гражданина. Именно поэтому тема о защите потребительских интересов относится сегодня к довольно актуальным. Для того чтобы дать людям возможность знать свои обязанности и отстаивать свои права, улучшать качество услуг, товаров и обслуживания, а вместе со всем этим и качество жизни, был создан Закон о защите прав потребителей, который принят 7 февраля 1992 года. С момента принятия норма неоднократно редактировалась. Количество изменений на данный момент доходит до 8, и это указывает на то, что законодатель принимает меры по ее усовершенствованию.

Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный уровень) и на региональном, например в рамках Совета Европы, СНГ и др.

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека. Внутригосударственная система обусловлена обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский Суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства‑участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения со стороны властей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Жалобы на действия частных лиц Европейским Судом не принимаются. Решение Европейского Суда является окончательным и обязательным для государств – участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.

Защита прав и свобод личности обеспечивается не только государственными мерами, но и индивидуальными возможностями гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами – право на самозащиту (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Большую роль в защите прав и законных интересов человека играют разнообразные институты гражданского общества, в том числе правозащитные объединения граждан.

4) Конституционный Суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.

Способы защиты прав человека – 4

Хотя права и свободы действуют непосредственно, нель­зя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном ме­ханизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо дея­тельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод.

Конституции зарубежных стран предусматривают воз­можность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом «охра­на» прав человека понимается не только их защита от всех возможных нарушений, но и создание необходимых усло­вий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.

Во-первых, матери­альное содержание этого права (право потерпевшего на воз­мещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процес­суальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).

Конституции зарубежных стран предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом «охрана» прав человека понимается не только их защита от всевозможных нарушений, но и создание необходимых условий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.

Во-первых, матери­альное содержание этого права (право потерпевшего на воз­мещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процес­суальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).