В Обучении Детей Ответственность Прежде Всего На Родителях

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

Абсолютная ответственность родителей за обучение детей в РФ наступает с момента совершения ими противоправных действий, которые выражаются в ухудшении условий жизни, нарушении физического развития, психологического или душевного состояния. Разбирательства по данным вопросам начинаются с момента обнаружения правонарушений. Существует определенный перечень служб, имеющих право возбудить дело против недобросовестных родителей:

  • комиссия по работе с несовершеннолетними, созданная на базе дошкольного, школьного, средне-специального или высшего учебного учреждения;
  • отдел милиции по месту прописки или проживания ответчиков (отца и матери);
  • органы социальных служб на местном и республиканском уровне.

Понятие «воспитание ребенка» охватывает все сферы его развития: духовную, физическую, нравственную, психическую. Также этот термин подразумевает собой материальное обеспечение жильем, одеждой, продуктами питания, получением образования. На законодательном уровне воспитание детей происходит до определенного возраста. Согласно общепринятым нормам полное совершеннолетие и становление личности, способной самостоятельно принимать решения, наступает с момента достижения человеком 18 лет.

Такие меры направлены исключительно на защиту интересов детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Осуждение безответственных родителей происходит не только на законодательном, но и на общественном уровне. Средства массовой информации в особо вопиющих случаях игнорирования родительских обязанностей транслируют репортажи для привлечения внимания к неблагополучным семьям и всеобщего порицания их действий.

В некоторых случаях возраст снижен до 14 и 16 лет. До этого за ребенка отвечают отец и мать. Несмотря на то, что ответственность родителей за ненадлежащее обучение детей во всех сферах жизни прописана законодательно, нельзя забывать и о моральной стороне проблемы. Дальнейшая судьба подрастающего поколения напрямую зависит от основы, заложенной в них с младенческих лет.

Обязанности родителей по воспитанию детей согласно российскому законодательству

Согласно СК РФ, который был написан с опорой на Конвенцию ООН, право воспитывать собственного малыша представляет собой личное право любого родителя, и лишиться его можно исключительно при наличии обозначенных в законодательстве оснований. Отдельные моменты ответственности родителей представлены также и в гражданском законодательстве.

Занимаясь воспитанием своего крохи, мамы и папы должны ставить своей целью не формальное соблюдение законодательства, а становление гармоничной личности, человека интеллигентного, думающего, нравственного. Только в этом случае речь может вестись о том, что они добросовестно выполнили взятые на себя обязательства. Согласно СК РФ, родители вправе лично заниматься воспитательной деятельностью, не нарушая своими действиями права малышей.

В частности, при раздельном проживании матери и отца вопрос, на чьей территории будет жить малыш, проще всего решить мирным путем (взаимной договоренностью). Если же согласия добиться не получается, предстоит судебное разбирательство, в ходе которого вопрос будет рассматриваться с учетом интересов ребенка.

Прежде всего, вопросы родительской ответственности рассматриваются в важнейшем государственном нормативном акте – Конституции РФ. Обратившись к ее тексту (статье 38 ч. 2), можно узнать, что отец и мать полностью равны в правах на воспитание и несут одинаковую ответственность. При этом даже в случаях, когда они вынуждены на время доверить воспитание малышей родственникам или сотрудникам специализированных детских учреждений, это не освобождает их от всей полноты ответственности.

  1. Воспитание. Отцам и матерям необходимо пояснять малышу нормы поведения, допустимые в данном обществе, рассказывать ему о действующих запретах, не забывая о том, что до достижения им 18-летия часть ответственности за совершенные нарушения ложится на родительские плечи.
  2. Забота о развитии. Сюда включается физическое, нравственное, духовное и психическое развитие несовершеннолетнего, ответственность за которое несут, прежде всего, их родители. Они должны следить за тем, чтобы ребенок соответствовал по физическому развитию своим возрастным нормам, посещал школу.
  3. Защита интересов. До достижения малышом совершеннолетия от отцов и матерей требуется обеспечение защиты его прав, не исключая имущественных.
  4. Безопасность. Это прямая обязанность матерей и отцов – делать все возможное для того, чтобы малыш рос и развивался в безопасной для себя обстановке. Поэтому причинять своему ребенку физический, психологический или нравственный вред недопустимо.
  5. Содержание. Родители обязаны содержать ребенка до достижения им 18-летия. Запретить, например, подростку возвращаться домой недопустимо.

Конструктивная деятельность родителей заключается, прежде всего, в проектировании личности ребенка, в определении цели воспитания, в выборе форм и методов воспитания. Эти проекты реализуются на практике, включая организацию жизни и занятий детей, организацию жизни и отдыха своей собственной и всей семьи, организацию общения и установление отношений в семье и с обществом.

Сказывается ли на успеваемости школьников степень участия родителей в семейном воспитании? Почти 70% неуспевающих – из семей, где воспитание лежит на матери; 60% учащихся, которые успевают хорошо и отлично, из семей, где мать и отец совместно занимаются воспитанием детей.

Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.
Какие качества и для чего мы должны воспитывать в детях?

В современной семье нет уважения детей к взрослым, нет поощрений – одни подачки. Родители откупаются от детей, лишь бы дети не мешали им делать свои дела. Дети растут безответственными, циничными, грубыми, ленивыми. Не думайте, что со временем они станут другими. Не надо никого винить, не надо ни на кого кивать. Этот человеческий материал поставлен родителями, сделан ими по своему образу и подобию.

Уровень образования родителей в нашем обществе высок, а уровень педагогической подготовленности крайне низок. Родители работу с детьми ведут сначала эпизодически, потом, когда учитель что-то скажет о ребенке, а потом – никогда. А что я сделаю? Почему? Потому, что родители не знают действительно, что делать. На вопрос анкеты: «Что мешает правильно воспитывать детей?» почти каждый второй родитель ответил: «Недостаток педагогических знаний». Значит, надо учиться воспитывать: советоваться, не скрывать своих промахов, не заниматься самоуспокоением, почаще приходить в школу.

Ответственность родителей за воспитание детей

Доказанный факт, что именно используя пример родителей, малыш строит свое восприятие мира, расставляет жизненные ценности по местам, и, конечно же, выбирает свой путь, интересы. Если существует полноценное общение, где все интересуются друг другом, проводят вместе время за отдыхом, или трудом, то это семья, где проблема воспитания и сложностей в обучении, скорее всего, не возникнет.

  • обеспечивает в любой ситуации приоритетные права родителей в выборе методов воспитания своих детей, способов развития их духовности, физических способностей и нравственности;
  • сохраняет за родителями право выбирать способы и место получения образования;
  • дает детям гарантию иметь основное общее образование, основываясь на их выборе.

Лишить родителей права в отношении детей можно только по решению суда, причем зачастую им всегда дается шанс на изменение своего отношения к ребенку (в законе предусмотрены меры, обеспечивающие возможность не расставаться с ребенком, в случае кардинальных изменений в семье, в положительную сторону). Тем самым, родителей подталкивают к ответственности за воспитание детей, созданию в семье атмосферы заботы и любви.

Находясь на стороне детей, закон позволяет лишить родительских прав родителей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей (статья 69 СК РФ). В первую очередь закон направлен на обеспечение для детей здоровой атмосферы и окружения, заботы, которую в определенных ситуациях родные родители либо не хотят, либо не могут дать.

Главное звено в развитии, воспитании и обучение детей – это семья. Именно ответственное отношение родителей, осознавая, что перед ними уже сейчас маленькие граждане, будущее поколение, которое, так же как и они, будет создавать свой мир, по своим правилам, это лучшее проявление заботы о ребенке. И, именно задачей родителей служит формирование правильных ориентиров, понятий ценности и морали, уважения у подрастающих личностей. Все это достигается через ежедневное обучение, воспитание, занятия, игры, и все доступные методы коммуникации с малышом, в соответствии с его возрастом.

  • Административную согласно статье 5.35 кодекса РФ об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
  • Семейно-правовую согласно статьям 69 семейного кодекса РФ «Лишение родительских прав» и 73 «Ограничение родительских прав»;
  • Гражданско-правовую согласно статьям 1073 – 1075 Гражданского кодекса РФ;
  • Уголовную согласно статье 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

В конвенции о правах ребёнка сказано, что за воспитание и развитие ребёнка основную ответственность несут его родители, их основной заботой должны быть его важнейшие интересы. Если родители не исполняют свои обязанности или делают это ненадлежащим образом, то могут нести такие виды юридической ответственности:

  • Родители должны нести ответственность за поведение их отпрыска, ведь характер воспитания обязательно отразится в дальнейшем на его поведении.
  • Забота о физическом, нравственном, психическом и духовном развитии детей. Несущие за детей ответственность родители обязаны позаботиться о получении им общего образования, для чего ребёнку необходимо посещать школу.
  • Защита детских интересов. Поскольку родители представляют по закону своих несовершеннолетних детей, то они уполномочены отстаивать их права в отношении физических и юридических лиц.
  • Обеспечение безопасности. Мамы и папы обязаны заботиться о безопасности своих детей, поэтому и сами они не могут причинять вред их самочувствию (физическому, психическому, нравственному).
  • Содержание вплоть до совершеннолетия. Пока ребёнок не достиг совершеннолетия, родители не вправе выставить его за дверь.
Рекомендуем прочесть:  Понятие Понижающий Коэффициент

Хорошие, любящие, но справедливые родители непременно постараются донести до своего чада, что ему, как и всем, нужно отвечать за свои действия и слова. Однако часто ответственность за воспитание перекладывается родителями на преподавателей, воспитателей или, хуже того, на самих детей, и аргументируется это нехваткой времени и занятостью на работе. А ведь ответственность родителей за воспитание детей является важнейшим элементом института семьи, лишь так ребёнок не превратится в алкоголика или наркомана.
Под понятием ответственности за воспитание подразумевается следующее:

Родители не только обладают правом, но и обязаны своих детей воспитывать, а также заботиться об их физическом, духовном, психическом и нравственном развитии. Закон «Об образовании» определяет функцию родителей как первых педагогов, которые обязаны заложить в раннем детском возрасте основы физического, интеллектуального и нравственного развития.
Родители или опекуны обязаны обеспечивать детям получение общего основного образования (на уровне 9 классов общеобразовательной школы) и создать предпосылки для получения полного среднего образования. Принимая во внимание мнение детей, родители могут выбирать формы обучения и образовательные заведения для получения первыми общего основного образования.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации говорится: Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Если родитель не давал согласия, это правонарушение, и необходимо написать жалобу на имя директора.

  • Мама и папа полностью равны между собой, при этом закон обязывает их совершать в отношении малыша исключительно одобряемые государством поступки.
  • Родительская ответственность возникает тогда, когда кроха появляется на свет. Ее прекращение возможно в ряде случаев. Прежде всего, если ребенку исполняется 18 лет. Далее при наступлении эмансипации (так называется признание человека до 18 лет совершенно дееспособным, если он вступает в брак или устраивается на работу).
  • Именно родителям принадлежит преимущественное право в воспитательном вопросе перед любыми прочими лицами. Они могут сами избирать формы и методики работы с малышом, однако выбор ограничивается международными документами, в частности Конвенцией ООН о правах ребенка и российским законодательством. Так, дети могут расти в семьях, исповедующих различные религии, но применять по отношению к ним жесткость и насилие недопустимо.

Посмотрим, что включается в этот термин. Прежде всего, это такое воспитание, которое не формирует у ребенка устойчивого представления о допустимом поведении, то есть малыш не понимает, в чем вред асоциальных поступков, нарушения законов. Кроме того, в понятие включается и такие аспекты:

Можно ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте. Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ. Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

  • уклонение от выполнения обязанностей родителя;
  • отрицательное воздействие на кроху;
  • воспитание отцом или матерью, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью;
  • недопустимое обращение;
  • ведение отцом или матерью аморального образа жизни.

Ответственность родителей за воспитание детей

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми).

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка. Речь идет об ответственности, предусмотренной законом. Это может быть ответственность административно – правовая – ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП , гражданско-правовая – ст. ст. 1073, 1074 ГК , семейно – правовая – ст. 69 СК , уголовная – ст. 156 УК и др. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Ограничение полномочий родителей. Допускается при наличии опасности для несовершеннолетнего оставаться в семье. Основаниями являются психическое состояние родителя, заболевания, трудные жизненные ситуации и пр.

  • уклонение от выполнения обязанностей родителя;
  • отрицательное воздействие на кроху;
  • воспитание отцом или матерью, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью;
  • недопустимое обращение;
  • ведение отцом или матерью аморального образа жизни.

Посмотрим, что включается в этот термин. Прежде всего, это такое воспитание, которое не формирует у ребенка устойчивого представления о допустимом поведении, то есть малыш не понимает, в чем вред асоциальных поступков, нарушения законов. Кроме того, в понятие включается и такие аспекты:

В воспитании есть некоторые принципы, забывать о которых не следует. Прежде всего надо обратить внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с раннего детства- вовсе не такое трудное дело и при желании и целеустремленности родителей в этом вопросе, посильное и даже интересное, приятное , радостное. Совсем другое — перевоспитание. Если вы что-то не учли, просмотрели, не обратили внимание, а бывает и упустили что — то, поленились- придется много переделывать, исправлять, а это дело нелегкое, требующее, значительно больше знаний, терпения, сил, времени, и не у каждого родителя все это найдется. И поэтому часто бывает, что семья уже не в силах справиться с этими проблемами. Чем же это кончается? Мы все свидетели того, как много молодежи, детей неуправляемы — не учатся, не работают, становятся бомжами, а если ими не стали, то только потому, что стали управлять родителями, диктуют им свои требования, а родители беспрекословно им подчиняются. В большинстве семей дети имеют все, что потребуют: одежду, обувь, мотоциклы, машины, мобильные телефоны, компьютеры, и т.д., но редко кто просит хорошую, нужную книгу. Присмотритесь повнимательней к запросам ваших детей, к их увлечениям, к друзьям и их времяпровождению и постарайтесь сделать анализ воспитательного воздействия вас на детей, критически отнеситесь к методам вашего воспитания.

Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель. Родители не имеют права отмахиваться от вопросов воспитания, считать воспитание делом пустым и не нужным. Почему сшито плохо, связать плохо, брак на работе — стыдно, а плохо воспитывать — разве не стыдно? В таком случае вы поставляете обществу плохих, не нужных, а иногда и вредных людей.

Воспитание должно иметь цель. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумие в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все получится само собой. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы, а значит и результаты будут случайны, и часто родители потом удивляются, почему такими плохими выросли дети. Никакое дело нельзя сделать хорошо, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребенке: хотите воспитать человека знающего, энергичного, честного, любящего вас, трудолюбивого и вежливого или хотите, чтобы он был жадный, трусливый, хитренький, расчетливый?

В жизни семьи нельзя выделить детали, которые воспитывают и которые стоят в стороне от воспитания. В воспитании важно все- дисциплина семьи и родительский авторитет, игра, пища, одежда отношение членов семьи друг к другу, общение, отношение к труду, к прекрасному вокруг нас и т. д. Все это очень важные отделы воспитания, но надо иметь ввиду, что все без исключения детали могут дать как положительный, так и отрицательный эффект. Можно сколько угодно требовать от ребенка исполнения ваших требований, если взрослые не исполнительны сами- ребенок исполнительным не будет. Если родители сквернословят, если такое обращение в среде взрослых считается нормальным, то и дети будут сквернословить.

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей. Но и это не все: наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания и о большой ответственности перед теми, кого вы решили когда- то иметь, перед детьми.

Законы об ответственности родителей за обучение и воспитание детей

Основное общее образование на основе федеральных государственных стандартов является обязательным, и именно родители должны обеспечить его получение детьми.Семейный кодекс определяет, что обучение и воспитание – не только право, но и важнейшая обязанность родителей, которые, согласно закону «Об образовании», являются первыми педагогами в жизни ребёнка.

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы положено проходившему военную службу в зоне проживания с правом на отселение

2 ст. 38).Родительские обязанности регламентированы главой 12 Семейного Кодекса РФ, каждая из статей которой разъясняет суть прав и обязанностей родителей разных категорий – семейных пар, одиночек, несовершеннолетних, усыновителей и т.д. в разных жизненных обстоятельствах.Государство уделяет воспитанию молодого поколения колоссальное внимание, принимая федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, количество которых превысило 140 документов.Несмотря на принимаемые меры, вопрос ответственности родителей, осознания ими важности семейных ценностей в воспитании детей остается по-прежнему злободневным.

Можно выделить следующие основные моменты:Мама и папа полностью равны между собой, при этом закон обязывает их совершать в отношении малыша исключительно одобряемые государством поступки.Родительская ответственность возникает тогда, когда кроха появляется на свет.

Детство – первая ступень развития человека. На страже защиты детских прав стоит государство, которое предусматривает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей. Это не случайно. Ведь родителям отводится главная роль на пути становления юного гражданина: они должны принять меры, чтобы их ребёнок получил необходимое образование, развитие и воспитание.

  1. Забота о физическом, нравственном, психическом и духовном развитии детей. Несущие за детей ответственность родители обязаны позаботиться о получении им общего образования, для чего ребёнку необходимо посещать школу.
  2. Защита детских интересов. Поскольку родители представляют по закону своих несовершеннолетних детей, то они уполномочены отстаивать их права в отношении физических и юридических лиц.
  3. Родители должны нести ответственность за поведение их отпрыска, ведь характер воспитания обязательно отразится в дальнейшем на его поведении.
  4. Обеспечение безопасности. Мамы и папы обязаны заботиться о безопасности своих детей, поэтому и сами они не могут причинять вред их самочувствию (физическому, психическому, нравственному).
  5. Содержание вплоть до совершеннолетия. Пока ребёнок не достиг совершеннолетия, родители не вправе выставить его за дверь.

Согласно СК РФ, который был написан с опорой на Конвенцию ООН, право воспитывать собственного малыша представляет собой личное право любого родителя, и лишиться его можно исключительно при наличии обозначенных в законодательстве оснований. Отдельные моменты ответственности родителей представлены также и в гражданском законодательстве.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. (вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).

Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ совершенные родителями или законными представителями, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних – влекут наложение адм. штрафа в размере от 15 до 20 мин. размеров оплаты труда.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое.)

Кроме того, в родительские обязанности входит и создание для малыша оптимальных условий проживания. В частности у него должны быть необходимые продукты питания, одежда, предметы быта, все, что требуется для обучения и досуга. Поэтому в понятие «ненадлежащее воспитание» можно включить проживание малыша в антисанитарных условиях, где у него нет возможности нормально развиваться, отдыхать, играть и учиться.

Ответственность родителей за воспитание детей

3 Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения — его моделью. Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором — дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав (комментарий к ст. 69 СК). 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Закон РФ «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование. Уклонение от выполнения этой обязанности служит

2 поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности. 2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК). Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка). Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и не столько благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами.

1 «Ответственность родителей за воспитание детей. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей» Семья — естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка — это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании. Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения это правоотношения между родителями и детьми). К личным неимущественным правам родителей относятся: право на воспитание и образование детей, право на защиту прав и интересов детей, право на защиту родительских прав. Семейный Кодекс. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей 1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ — забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и

6 родителей главное — обеспечивать интересы своего ребенка, а не свои собственные. 7 согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка с учетом мнения детей. Само собой разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения. 3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое.) Кодекс РФ об административных правонарушениях Статья 6.10(2) Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ совершенные родителями или законными представителями, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних влекут наложение адм. штрафа в размере от 15 до 20 мин. размеров оплаты труда. Статья Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах — влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Ответственность по данной статье за подростков в возрасте до шестнадцати лет несут их родители. При этом для определения правонарушения достаточно появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте и употребление им любого спиртосодержащего продукта вне зависимости от содержащегося в нем алкоголя.

Рекомендуем прочесть:  Отсрочка Уплаты Государственной Пошлины В Росреестр

5 возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства. Прямое указание на родителей как обладателей прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка означает, что они являются его законными представителями без специального на то полномочия. Им достаточно в необходимых случаях предъявить свидетельство о рождении своего ребенка. Родители, будучи его законными представителями, могут иметь дело с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Причем вовсе не обязательно ждать, когда состоится нарушение прав или интересов ребенка. Родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения. 2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Противоречия между интересами родителей и детей любого возраста не относятся к исключительным событиям. Они могут возникать по разному поводу и касаться как личной, так и имущественной сферы отношений. В данном случае родители могут руководствоваться только собственными эгоистическими соображениями, либо глубоко заблуждаться относительно правильного понимания потребностей своего ребенка. Но чем бы эти противоречия ни вызывались, в таких случаях возникает ситуация, когда нельзя доверять родителю роль представителя интересов своих детей. Статья 65. Осуществление родительских прав 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Здесь говорится о невозможности осуществления родительских прав в противоречии с интересами детей. Тем самым определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием. Это ориентир, которого надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Для

Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей

Действие настоящего Закона распространяется в отношении граждан Республики Таджикистан, независимо от места их проживания, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в Республике Таджикистан, и юридических лиц Республики Таджикистан, независимо от места их расположения, если международными правовыми актами, признанными Таджикистаном, не установлен иной порядок.

Регулирование вопросов, связанных с обучением и воспитанием детей, осуществляется уполномоченными государственными органами, определяемыми Президентом Республики Таджикистан, местными исполнительными органами государственной власти, органами самоуправления посёлков и сёл, правоохранительными органами, органами образования, культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, по делам религии, по работе с женщинами и семьей, по работе с молодёжью, спорту и туризму, общественными объединениями, учреждениями и другими отраслевыми организациями.

Родители, которые в связи с состоянием здоровья или материальным положением не могут выполнять свои обязанности по обучению и воспитанию детей частично или полностью, обеспечиваются местными исполнительными органами государственной власти лечением и работой.

— предотвращать антиобщественные поступки детей, их грубое отношение к окружающим, нарушение ими общественного спокойствия, сквернословие и грубое поведение на улицах, проспектах, площадях, местах досуга, в транспорте, общежитиях, по месту жительства и в других общественных местах, а также вредительства детей в отношении окружающей среды;

— обеспечивать условия для обучения и профессиональной ориентации детей с физическими и психическими отклонениями, не скрывать их физические и психические отклонения, и в случае отсутствия условий для обучения этих детей обращаться в соответствующие государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения;

Ответственность родителей за несовершеннолетних детей статья

  • Торговля людьми в отношении несовершеннолетних наказывается в соответствии со ст. 127.1 УК РФ лишением свободы от 3 до 10 лет.
  • Принуждение к занятию проституцией в соответствии со ст. 240 УК РФ наказывается лишением свободы от 3 до 8 лет.
  • Создание порнофильмов с участием детей в соответствии со ст. 242.1 УК РФ наказывается лишением свободы до 10 лет.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми).

Основное влияние на поступки ребенка оказывают его родители (опекуны и попечители), поэтому и с последствиями противоправных действий всему семейству приходится отвечать сообща. Так, в зависимости от характера совершенного правонарушения, допускается ответственность родителей за несовершеннолетних детей по статье административного, уголовного или гражданского законодательства. Кроме того, применение каждого из видов наказаний предусматривает обязательное изучение атмосферы в семье и порядка выполнения родителями своих обязанностей.

Частным случаем прекращения ответственности за лицо, не достигшее совершеннолетия, является эмансипация. Эмансипация – это процесс признания ребенка совершеннолетним до наступления его возраста установленной законодательством для этого возрастной границы.

Единственное наказание, которое вместо детей могут отбывать взрослые, – это за причиненный вред. Это правило подразумевает обязательную компенсацию материального ущерба пострадавшей стороне в рамках Гражданского кодекса.

Воспитание ответственности в детях разных возрастов

Пока дети маленькие, родителям приходится делать за них практически все. Это естественно, что родительская ответственность в этом возрасте превышает детскую. В конце концов, малыши — это такие беспомощные маленькие существа, требующие так много родительского времени и внимания. Когда дети подрастают, можно начать учить их брать на себя некоторые из этих обязанностей. Конечно, воспитание ответственности у детей дошкольного возраста накладывает некоторые ограничения. Например, пусть ваш ребенок самостоятельно одевается или умывается, как только будет в состоянии это сделать. По мере взросления ребенка постепенно расширяйте его зону ответственности и меняйте условия воспитания, вменяя ему в обязанности убирать свои игрушки, кормить домашнего питомца, раскладывать на столе салфетки или поливать цветы. И не забывайте щедро хвалить его за сделанную работу.

Все мы хотим, чтобы наши дети проявляли эти восхитительные качества. Однако многие из нас не удосуживаются дать детям необходимые «инструменты», чтобы выработать эти черты характера. Одни родители склонны чрезмерно контролировать и опекать своих детей. Не позволяют им принимать ответственность за собственную жизнь. Другие чувствуют себя виноватыми, если приходится взваливать дополнительные обязанности на плечи и так перегруженного в школе ребенка. А многие родители просто не знают, когда же начать процесс обучения своих детей этому ценному качеству — ответственности.

Также не забывайте, что вам может понадобиться немного занизить свои стандарты, когда вы будете передавать обязанности своим детям. Если ваш маленький ребенок помогает вам наводить порядок, вероятно, уборка будет сделана не так безупречно, как если бы вы делали ее сами.

Давайте своим детям выбор и поощряйте независимое решение проблем. Например, маленького ребенка можно спросить, в чем он хочет пойти в школу, а ребенок постарше должен выбрать себе одежду без вашей помощи. Если ребенок забыл дома тетрадь, спросите его, что, по его мнению, он должен сделать. Поговорите о неправильном выборе, который делали в аналогичных случаях его одноклассники. И обсудите с ним, как они должны были поступить на самом деле. Вce эти примеры должны подтолкнуть ваших детей делать ответственный выбор с вашей помощью. Но не с вашей подсказкой, только тогда у них появится чувство ответственности.

  • Сделайте исполнение обязанностей веселым! Включите громкую музыку, сообщите, что планируете потом купить печенья или посмотреть всей семьей фильм.
  • Чередуйте самые нелюбимые задания каждую неделю, чтобы не получилось, что один и тот же ребенок постоянно моет туалет.
  • Соотносите задания с возрастом и способностями своих детей. Прежде чем поручить что-либо, покажите, как это сделать.
  • Не торопите детей скорее закончить работу. Помните, что у детей на ее выполнение уйдет больше времени, чему вас.
  • Поощряйте детей почаще, если задание сложное или если детям оно не нравится.