Закон о сми республики беларусь 2022

Ответ: Министерство информации уделяет самое серьезное внимание решению вопросов, связанных с защитой детей от противоправной информации в Интернете. В 2022 году были внесены изменения в Закон о СМИ и Закон об издательском деле, касающиеся порядка присвоения продукции средства массовой информации, издательской продукции знака возрастной категории. Министерство выступило разработчиком постановления Совмина, устанавливающего порядок присвоения информационной продукции знака возрастной категории; критерии определения возрастной категории детей, среди которых допускается распространение информационной продукции. В 2022 году был создан общественно-консультативный совет по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Без сомнения, регулирование распространения информации в сети Интернет необходимо. Но не стоит забывать, что ограничивать и защищать детей от вредной информации необходимо и в обыденной жизни: дома, на улице, в школе. Данная проблема решается намного сложнее. Весь спектр отношений, который складывается между ребенком и социумом, включая Интернет, невозможно предусмотреть в нормах права.

Ответ: Да, действительно законопроектом установлен запрет для иностранных граждан и юридических лиц выступать учредителями СМИ. Выполнение этого требования должны будут обеспечить и существующие сегодня СМИ. Законопроект предусматривает, что редакции СМИ и учредители средств массовой информации, зарегистрированных до вступления в силу Закона, обязаны в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона обеспечить выполнение требований, предусмотренных настоящим Законом.

Ответ: Нарушение запрета на деятельность без разрешения повлечет административную ответственность по части 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается.

Следует отметить, что сегодня на большинстве информационных ресурсов осуществляется идентификация пользователей тем или иным способом. При этом подобные правила функционирования интерет-ресурсов не воспринимаются пользователями как посягающими на свободу мнений, убеждений.

Что касается региональных телекомпаний, то здесь картина весьма пёстрая: часть телеканалов обеспечивают производство собственного вещания в пределах 20 процентов, часть – более 30 (к таким, в первую очередь, относятся областные компании с их телеканалом «Беларусь 4»), есть несколько компаний с весьма высоким уровнем производства собственного контента – свыше 40 процентов («Лидское телевидение», «Варяг» (Пинск) и др.).

Подписан Закон о средствах массовой информации

Генеральному прокурору, прокурорам областей, города Минска предоставляется право ограничивать доступ к интернет-ресурсам и сетевым изданиям, через которые распространяются сведения, направленные на пропаганду экстремистской деятельности или содержащие призывы к такой деятельности, а также иная информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам.

Предусматриваются меры, направленные на минимизацию иностранного влияния на белорусский информационный рынок. Так, независимо от времени создания СМИ, их учредителями не могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица с иностранным участием.

Случаи ограничения доступа к интернет-ресурсам и прекращения выпуска СМИ дополняются таким основанием, как принятие Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере решения о наличии информационных сообщений, распространение которых способно нанести вред национальным интересам.

Расширяется перечень информации, распространение которой в СМИ и на интернет-ресурсах запрещено. В частности, вводится запрет на размещение результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации, проведенных без получения необходимой аккредитации. Также не допускается размещение гиперссылок на сообщения и материалы, содержащие информацию, распространение которой запрещено.

Устанавливается, что наряду с решением суда выпуск СМИ может быть прекращен решением Мининформа (например, в случае вынесения юридическому лицу, на которое возложены функции редакции СМИ, либо учредителю СМИ, либо владельцу сетевого издания двух и более письменных предупреждений).

«В связи с изменениями, внесенными в закон о средствах массовой информации Республики Беларусь в мае 2022 года, информационное агентство «Интерфакс-Запад», единственным учредителем и владельцем которого является российское АО «Интерфакс», не имеет возможности продолжать осуществление своей деятельности в качестве СМИ, – сообщило в пятницу агентство на своем сайте. – С 1 января мы вынуждены попрощаться, чтобы не нарушать правовое поле Республики Беларусь».

24 мая белорусский Александр Лукашенко подписал поправки к закону о СМИ. В них расширен перечень сведений, распространение которых запрещено. В частности, вводится запрет на размещение результатов опросов общественного мнения о политической ситуации, проведенных без получения необходимой аккредитации. Также не допускается размещение гиперссылок на материалы с запрещенной информацией.

Генеральный прокурор, прокуроры областей, Минска будут вправе ограничить доступ к интернет-ресурсам и сетевым изданиям. Причиной такого решения может стать распространение сведений, направленных на пропаганду экстремистской деятельности или содержащих призывы к ней, а также распространение иной информации, способной нанести вред национальным интересам (абз. 18 п. 23 ст. 1 Закона N 110-З).

Учредителями СМИ не могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица с иностранным участием в уставном фонде от 20% и более (п. 3.5 и 3.6 ст. 10 действующего Закона о СМИ). Это правило также должны выполнить СМИ, зарегистрированные и работавшие до его введения.

При распространении в интернете информационных сообщений, материалов, которые ранее распространило другое СМИ, информационное агентство, интернет-ресурс, нужно будет проставлять гиперссылку. Правообладатель информационных сообщений или материалов сможет определить и разместить в открытом доступе другие условия их распространения (абз. 5 п. 13 ст. 1 Закона N 110-З).

Если информация распространяется не в сети, то по-прежнему требуется просто ссылка на первоисточник, если правообладатель не определяет иных условий распространения (абз. 4 п. 13 ст. 1 Закона N 110-З). Пока ссылки достаточно при любом распространении, в том числе в сети (п. 2, 3 ст. 17 действующего Закона о СМИ).

— Межведомственная комиссия по безопасности в информационной сфере обнаружила в продукции СМИ информационные сообщения или материалы, распространение которых способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь. Данное обстоятельство будет основанием для ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию (абз. 5 — п. 22, абз. 9 п. 23 ст. 1 Закона N 110-З).

Расширяется перечень информации, распространение которой в СМИ и на интернет-ресурсах запрещено. В частности, вводится запрет на размещение результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации, проведенных без получения необходимой аккредитации. Также не допускается размещение гиперссылок на сообщения и материалы, содержащие информацию, распространение которой запрещено.

Вводится возможность лишения аккредитации журналиста СМИ, если им или юридическим лицом, на которое возложены функции редакции СМИ, нарушен установленный порядок аккредитации, либо распространены сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста, либо совершено умышленное противоправное деяние в процессе профессиональной деятельности.

Вводится запрет освещения в режиме реального времени массовых мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка, в целях их популяризации или пропаганды. Данный запрет будет распространяться в том числе на журналистов средств массовой информации.

Случаи ограничения доступа к интернет-ресурсам и прекращения выпуска СМИ дополняются таким основанием, как принятие Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере решения о наличии информационных сообщений, распространение которых способно нанести вред национальным интересам.

Генеральному прокурору, прокурорам областей, города Минска предоставляется право ограничивать доступ к интернет-ресурсам и сетевым изданиям, через которые распространяются сведения, направленные на пропаганду экстремистской деятельности или содержащие призывы к такой деятельности, а также иная информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам.

за призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления –лишение свободы на срок от трех до десяти лет;

Рекомендуем прочесть:  Как машину снять с учета без хозяина

за публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления предусмотрено ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до шести лет;

Закон вносит изменения в статью 361 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливающую ответственность за призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь. Законом эта статья излагается в новой редакции. После внесенных изменений название статьи звучит следующим образом: призывы к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

за указанные выше действия, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие тяжкие последствия, – лишение свободы на срок от четырех до двенадцати лет.

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

  • в процессе личного, семейного, домашнего и иного подобного их использования, не связанного с профессиональной или предпринимательской деятельностью (переписка в социальных сетях, с помощью электронной почты, сохранение и систематизация адресатов);
  • отнесенных к государственным секретам.

Оператор обязан принимать правовые, организационные и технические меры по обеспечению защиты персональных данных от несанкционированного или случайного доступа к ним, изменения, блокирования, копирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. При этом Законом определен ряд мер, которые являются обязательными к соблюдению.

До недавнего времени вопрос работы с персональными данными в Республике Беларусь не был урегулирован на уровне комплексного нормативного правового акта. В целях системного регулирования данного вопроса был подготовлен Закон Республики Беларусь ”О защите персональных данных“ (далее – Закон), который вступает в силу 15 ноября 2022 года. Положения Закона основываются на концепции проекта Закона Республики Беларусь ”О персональных данных“, разработанной Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Законом изменен подход к определению понятия персональных данных посредством отказа от четкого перечня сведений, относящихся к персональным данным. Так, под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано. Такое определение сформулировано с учетом положений Конвенции Совета Европы о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных от 28 января 1981 г. ETS № 108, а также общепринятых подходов к определению персональных данных в законодательстве зарубежных государств.

  • с использованием средств автоматизации (это обработка в рамках информационных систем и ресурсов);
  • без использования средств автоматизации, если осуществляется систематизация данных по определенным критериям (картотеки, списки, базы данных, журналы).

Устанавливается, что наряду с решением суда выпуск СМИ может быть прекращен решением Мининформа (например, в случае вынесения юридическому лицу, на которое возложены функции редакции СМИ, либо учредителю СМИ, либо владельцу сетевого издания двух и более письменных предупреждений).

Случаи ограничения доступа к интернет-ресурсам и прекращения выпуска СМИ дополняются таким основанием, как принятие Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере решения о наличии информационных сообщений, распространение которых способно нанести вред национальным интересам.

Генеральному прокурору, прокурорам областей, города Минска предоставляется право ограничивать доступ к интернет-ресурсам и сетевым изданиям, через которые распространяются сведения, направленные на пропаганду экстремистской деятельности или содержащие призывы к такой деятельности, а также иная информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам.

Предусматриваются меры, направленные на минимизацию иностранного влияния на белорусский информационный рынок. Так, независимо от времени создания СМИ, их учредителями не могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица с иностранным участием.

Согласно новациям, вводится запрет на размещение результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации, проведенных без получения необходимой аккредитации. Также не допускается размещение гиперссылок на сообщения и материалы, содержащие информацию, распространение которой запрещено, сообщается на сайте president.gov.by.

Закона Республики Беларусь от 7 мая 2022 г

в целях организации оказания медицинской помощи при условии, что такие персональные данные обрабатываются медицинским, фармацевтическим или иным работником здравоохранения, на которого возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных и в соответствии с законодательством распространяется обязанность сохранять врачебную тайну;

  1. Уполномоченное лицо не обязано получать согласие субъекта персональных данных. Если для обработки персональных данных по поручению оператора необходимо получение согласия субъекта персональных данных, такое согласие получает оператор.
  2. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных уполномоченному лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Уполномоченное лицо несет ответственность перед оператором.

осуществление технической и криптографической защиты персональных данных в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, в соответствии с классификацией информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные.

В случае признания субъекта персональных данных недееспособным или ограниченно дееспособным, а также до достижения им возраста шестнадцати лет, за исключением вступления в брак до достижения возраста шестнадцати лет, согласие на обработку его персональных данных дает один из его законных представителей. Законодательными актами может быть предусмотрен иной возраст несовершеннолетнего, до достижения которого согласие на обработку его персональных данных дает один из его законных представителей.

  1. Согласие субъекта персональных данных представляет собой свободное, однозначное, информированное выражение его воли, посредством которого он разрешает обработку своих персональных данных.
  2. Согласие субъекта персональных данных может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме.
  3. В иной электронной форме согласие субъекта персональных данных может быть получено посредством:

Проект Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год»

Проект Закона Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год» разработан в соответствии со статьей 21 Бюджетного кодекса Республики Беларусь. Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год (далее — бюджет фонда) сформирован с учетом тенденций исполнения бюджета данного фонда текущего года и основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2022 году.

Основная часть доходов будет формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование (19 379,6 млн рублей), которые представлены обязательными страховыми взносами в размере 19 151,6 млн рублей и взносами на профессиональное пенсионное страхование — 228 млн рублей. Неналоговые доходы бюджета фонда запланированы в размере 322,6 млн рублей, субвенции из республиканского бюджета — 1 738,4 млн рублей.

Основная сумма расходов предусматривается на финансирование пенсионного обеспечения граждан — 16 120,1 млн рублей (76,4 процента расходов бюджета фонда), на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, — 4 653,3 млн рублей (22,1 процента), пособий по временной нетрудоспособности — 1 560,5 млн рублей (7,4 процента), пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, — 116,4 млн рублей (0,6 процента).

Рекомендуем прочесть:  Как выглядит справка на права нового образца

«3.3. физическое лицо, юридическое лицо, ранее выступавшие в качестве учредителя средства массовой информации, выпуск которого прекращен по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 51 настоящего Закона, — в течение пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении выпуска средства массовой информации;»;

«1. Физические лица, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также государственные органы учреждают средства массовой информации в порядке и на условиях, определенных настоящим Законом и иными актами законодательства.»;

«3.4 1 . физическое лицо, юридическое лицо, являющиеся владельцем интернет-ресурса, владельцем сетевого издания, в отношении которых принято решение об ограничении доступа, — в течение трех лет со дня принятия решения об ограничении доступа к соответствующему интернет-ресурсу;

Информационное агентство; Интерфакс-Запад; уходит из Беларуси в связи с изменениями в законе о СМИ

«В связи с изменениями, внесенными в закон о средствах массовой информации Республики Беларусь в мае 2022 года, информационное агентство «Интерфакс-Запад», единственным учредителем и владельцем которого является российское АО «Интерфакс», не имеет возможности продолжать осуществление своей деятельности в качестве СМИ, – сообщило в пятницу агентство на своем сайте. – С 1 января мы вынуждены попрощаться, чтобы не нарушать правовое поле Республики Беларусь».

24 мая белорусский Александр Лукашенко подписал поправки к закону о СМИ. В них расширен перечень сведений, распространение которых запрещено. В частности, вводится запрет на размещение результатов опросов общественного мнения о политической ситуации, проведенных без получения необходимой аккредитации. Также не допускается размещение гиперссылок на материалы с запрещенной информацией.

Лукашенко подписал скорректированный закон о СМИ

Генеральному прокурору, прокурорам областей, города Минска предоставляется право ограничивать доступ к интернет-ресурсам и сетевым изданиям, через которые распространяются сведения, направленные на пропаганду экстремистской деятельности или содержащие призывы к такой деятельности, а также иная информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам.

Случаи ограничения доступа к интернет-ресурсам и прекращения выпуска СМИ дополняются таким основанием, как принятие Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере решения о наличии информационных сообщений, распространение которых способно нанести вред национальным интересам.

Согласно новациям, вводится запрет на размещение результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации, проведенных без получения необходимой аккредитации. Также не допускается размещение гиперссылок на сообщения и материалы, содержащие информацию, распространение которой запрещено, сообщается на сайте president.gov.by.

Устанавливается, что наряду с решением суда выпуск СМИ может быть прекращен решением Мининформа (например, в случае вынесения юридическому лицу, на которое возложены функции редакции СМИ, либо учредителю СМИ, либо владельцу сетевого издания двух и более письменных предупреждений).

Предусматриваются меры, направленные на минимизацию иностранного влияния на белорусский информационный рынок. Так, независимо от времени создания СМИ, их учредителями не могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица с иностранным участием.

Ковыряйтесь в; земле, дури будет меньше

Ожидается, что конституционный референдум пройдет 27 февраля. Предлагается внести коррективы примерно в половину статей основного закона. Суть изменений заключается в том, чтобы сохранить президентскую форму правления, уточнив функции и полномочия главы государства, парламента и правительства. Среди них — расширение полномочий кабмина и его самостоятельность в принятии решений. Также предлагается сделать Всебелорусское народное собрание, которое изначально создавалось как особая форма народовластия, конституционным органом и наделить его дополнительными функциями, пишет ТАСС.

По его словам, действующие в стране длительное время некоммерческие организации не стремились помочь власти и встроиться в государственную систему. «В чем суть многих действующих длительное время некоммерческих организаций и фондов? В том, что они противопоставляли себя государству, получая за это гранты иностранных фондов», — утверждает он.

«Наибольшую тревогу вызывает нарастание напряженности на южном направлении. Украина становится предметом закулисного торга, украинцев толкают в пламя конфликта, ломают их сознание, целенаправленно готовят к агрессии, формируют враждебное отношение к братским народам, в том числе к белорусам. Для Запада важно утопить в крови российско-украинское братство, наше славянское братство», — полагает он.

«Так будет война или нет? Да, она будет, но только в двух случаях: если против Белоруссии будет совершена прямая агрессия, если против нашей Белоруссии будет развязана горячая война. Мы все как один, и даже те, кто не хочет, встанут на защиту нашей земли и нашего отечества. И второй момент, когда быть войне, и Беларусь будет в ней участвовать, если на нашего союзника — РФ — осуществят непосредственное нападение, такая же агрессия будет совершена против территории Российской Федерации. Основа тому — наши союзные договоренности», — пояснил он.

«Санкции — традиционная практика мирового монополиста США и их союзника ЕС. Именно таким образом всегда пытались решать вопросы с конкурентами. Так они борются против Китая, России, Ирана, Венесуэлы, Сирии, а теперь и Беларуси. Сегодня полмира охвачено их санкциями. Атакуя нас, пробуют выдавить с рынка наши флагманы промышленности. Но когда эта задача не под силу, они начинают использовать санкции как элемент гибридной войны», — сказал Лукашенко.

  • если юрлицу, на которое возложены функции редакции СМИ, или учредителю, владельцу в течение года было вынесено два и более письменных предупреждений;
  • когда Межведомственная комиссия по безопасности в информационной сфере найдет в издании продукцию сообщений и (или) материалов, распространение которых способно привести к возникновению угроз нацбезопасности.

Журналист может быть лишен аккредитации, если он или юрлицо, на которое возложены функции редакции СМИ, нарушили установленный порядок аккредитации либо распространили сведения, не соответствующие действительности и порочат деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста, либо совершен умышленный противоправный поступок во время профессиональной деятельности.

Законопроект предусматривает, что учредителями СМИ не могут быть физические или юрлица, которые являлись учредителями средств массовой информации, но их выпуск был прекращен, в течение пяти лет со дня вступления в силу решения суда. Также издания, доступ к которым был ограничен, – в течение трех лет со дня принятия решения об ограничении доступа.

МИНСК, 9 апр – Sputnik. Палата представителей Национального собрания Беларуси приняла в первом чтении законопроект об «Изменении законов по вопросам средств массовой информации», теперь стали известны его подробности, информация опубликована на Национальном правовом интернет-портале.

  • соблюдать основные принципы работы СМИ;
  • не допускать распространение запрещенной законом информации, а также материалов, которые содержат нецензурные слова и выражения;
  • не допускать распространение недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам;
  • не допускать распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию физлиц либо деловую репутацию юрлиц;
  • не допускать использование СМИ для осуществления запрещенной законодательными актами деятельности.

Сейчас, как никогда, важно напоминать о законах, которые по-прежнему действуют и нарушение которых влечет ответственность. Мы, журналисты, хотим напоминать об актуальных нормах в первую очередь тем, кто призван эти нормы охранять. Начинаем с одной из важнейших статей закона о СМИ.

  • в осуществлении цензуры массовой информации — требовании со стороны должностных лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц к юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, информационному агентству, корреспондентскому пункту, главному редактору (редактору), журналисту, учредителю (учредителям) средства массовой информации предварительно согласовывать информационные сообщения и (или) материалы, за исключением случаев согласования с автором или интервьюируемым, распространения официальных информационных сообщений в соответствии со статьями 18 и 26 настоящего Закона;
  • во вмешательстве в сферу профессиональной самостоятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;
  • в приостановлении или прекращении выпуска средства массовой информации с нарушением требований настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь;
  • в принуждении журналиста средства массовой информации к распространению либо отказу от распространения информации;
  • в нарушении прав журналиста средства массовой информации, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;
  • в ином воспрепятствовании в какой-либо форме законной деятельности учредителя (учредителей) средства массовой информации, юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространителя продукции средства массовой информации».
Рекомендуем прочесть:  Где Находится Исполнительный Лист По Иску После Подачи Его Судебным Приставам

11. Массовая информация – предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, опубликованные в печати, сообщенные посредством вещания теле- или радиопрограммы, интернет-ресурса или в иной форме распространения.

26. Юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, – юридическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации на основании решения учредителя (учредителей) средства массовой информации (далее – решение о редакции средства массовой информации) либо, если указанное юридическое лицо не является учредителем средства массовой информации или является одним из соучредителей, на основании договора этого юридического лица с учредителем (учредителями) средства массовой информации (далее – договор о редакции средства массовой информации).

1. Аккредитация журналиста средства массовой информации – подтверждение права журналиста средства массовой информации освещать мероприятия, организуемые государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами, а также другие события, происходящие на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

24. Учредитель (учредители) средства массовой информации – физическое или юридическое лицо, государственный орган, самостоятельно либо совместно с другими физическими или юридическими лицами принявшие решение о создании средства массовой информации и обратившиеся за его государственной регистрацией.

7. Журналист средства массовой информации – физическое лицо, занимающееся сбором, редактированием и созданием (подготовкой) информационных сообщений и (или) материалов для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, связанное с этим юридическим лицом трудовыми либо другими договорными отношениями.

«Уточнено также, что СМИ с иностранным участием в уставном фонде могут и дальше осуществлять свою деятельность на территории Беларуси при условии, что такое иностранное участие не будет увеличиваться» – сообщила зам. председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ Палаты представителей Валентина Ражанец.

При этом интернет-ресурсам открывается возможность добровольно пройти государственную регистрацию для того, чтобы стать сетевым изданием. Права сотрудников сетевого издания будут приравнены к правам остальных журналистов, отмечается в законопроекте. В документе затронут и вопрос иностранного участия в белорусских СМИ.

Согласно принятым Палатой представителей поправкам, впервые в законе о СМИ прописаны права и обязанности владельцев интернет-ресурсов. По новым правилам они должны будут проводить идентификацию пользователей и не допускать размещения информации, распространение которой запрещено. В частности, речь идет об информации, побуждающей к самоубийству, ненадлежащей рекламе, информации о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также о персональных данных несовершеннолетних, которые пострадали в результате противоправных действий.

По сравнению с первой редакцией поправок белорусские законодатели скорректировали норму показа телепередач белорусского производства. Изначально планировалось установить планку показа белорусских телепередач в 30%. Однако принято решение ввести переходный период на 6 месяцев, когда квота достигнет 15%, а 30% предполагается достичь за два года.

Владимир Перцов, министр информации Беларуси: «Главная цель – ликвидировать те пробелы. Недоработки, узкие места, как мы их называем, которые были в «Законе о СМИ». СМИ меняются, как мы с вами понимаем. Это такой динамичный процесс. Законодательство не может быть статичным. Законодательство о СМИ не может быть статичным. Меняются подходы, меняются среды распространения СМИ, СМИ становятся другими».

Владимир Перцов, министр информации Беларуси : «Тот взрыв принес с собой явление социальной журналистики, социальных медиа. Наш человек, доверчивый еще с советских времен, все, что он получает из лент новостей, в социальных сетях, в мессенджерах, в интернете, он всему этому верил. И к чему это привело, мы могли с вами видеть. Фейки распространяются в шесть раз быстрее. Чтобы их опровергнуть, нужно предпринять определенные усилия, нужно собрать определенную правдивую информацию. На это уходит время. За это время в эпоху цифровых медиа, к сожалению, у людей уже формируется мнение, у людей уже сформирована картина дня, и они уже думают, что фейк – это на самом деле правда, а все, что потом, это на самом деле не интересно. К сожалению, а может быть, и к счастью, за прошедший период, за прошедшие полгода люди стали умнее, люди стали анализировать, появилась потребность к настоящей правдивой, проверенной информации, люди повернулись к традиционным медиа. И здесь нам снова дан шанс, особенно государственным СМИ, заполонить информационное поле, медиаландшафт своей трансформированной, более современной, но в то же время честной и актуальной информацией».

Владимир Перцов, министр информации Беларуси: «В течение месяца мы запустим изменения в «Закон о СМИ», и все иностранные СМИ, во-первых, они будут работать по единому закону. Самое главное, что мы хотим донести до наших читателей, пользователей и слушателей, что нет никаких независимых СМИ. СМИ, которые не зависимы от государства Республики Беларусь, они зависимы от других государств. Они зависимы от указаний тех «заинтересантов», которые хотят сделать в нашей стране ну всяк не лучше. Это самая иллюзия, которая была разрушена за прошедшие полгода. Мы как органы госуправления должны привести в соответствие с нашим законодательством деятельность так называемых по сути иностранных средств массовой информации, средств влияния на умы, на глаза и на уши наших граждан Республики Беларусь».

Владимир Перцов, министр информации Беларуси: «Мы старались быть полезными нашим СМИ национальным, региональным, центральным. Форум, который мы здесь устроили, он отличается от выставки тем, что дать людям знания. Я не один раз слышал и на предыдущей работе, и здесь, посещая регионы Беларуси, что есть большая потребность, есть желание, но, к сожалению, нет тех самых знаний о том, как создавать и как продвигать контент, особенно в новых средствах массовой коммуникации».

Владимир Перцов, министр информации Беларуси: «В законе говорится об освещении в режиме реального времени. Тоже жизнь заставила. При помощи таких освещений, стримов можно призывать, рекламировать, продвигать, а также координировать протестную толпу. В общем, заниматься всей той незаконной деятельностью, прикрываясь все той же журналистской деятельностью».

Совет Республики одобрил изменения в законы о СМИ

Как сообщает ОО «Белорусская ассоциация журналистов»( БАЖ), в начале апреля, когда стало известно о грядущем рассмотрении в Палате Представителей законопроекта «Об изменении законов о средствах массовой информации», ОО «Белорусская ассоциация журналистов» обратилось в соответствующую комиссию ППНС с просьбой организовать обсуждение данного законопроекта с представители СМИ, журналистскими организациями и медиаэкспертами.

А уже после принятия поправок во втором чтении председатель Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ Геннадий Давыдько направил ОО «БАЖ» ответ: обсуждение не представляется возможным, поскольку указанный законопроект уже принят.