161 закон о национальной платежной системе

К субъектам относятся операторы по переводу денег (ЦБР, кредитные организации, Внешэкономбанк). Банковские платежные агенты (субагенты). Организации федеральной почтовой связи. Платежные агенты. Операторы платежных систем. Операционные, платежные клиринговые и расчетные центры.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 3)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Глава 2. Порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, и использования электронных средств платежа (ст.ст. 4 — 10)
    • Статья 4. Порядок оказания платежных услуг
    • Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств
    • Статья 6. Особенности осуществления перевода денежных средств по требованию получателя средств
    • Статья 7. Особенности осуществления перевода электронных денежных средств
    • Статья 8. Распоряжение клиента, порядок его приема к исполнению и исполнения
    • Статья 9. Порядок использования электронных средств платежа
    • Статья 9.1. Требования к приему на территории Российской Федерации электронных средств платежа и обслуживанию клиентов
    • Статья 10. Порядок использования электронных средств платежа при осуществлении перевода электронных денежных средств
  • Глава 3. Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности (ст.ст. 11 — 19.2)
    • Статья 11. Оператор по переводу денежных средств и требования к его деятельности
    • Статья 12. Оператор электронных денежных средств и требования к его деятельности
    • Статья 13. Требования к деятельности оператора электронных денежных средств при увеличении остатков электронных денежных средств физических лиц — абонентов оператора связи или физических лиц — пользователей услугами связи
    • Статья 14. Требования к привлечению банковского платежного агента (субагента) оператором по переводу денежных средств
    • Статья 14.1. Требования к привлечению платежного агрегатора оператором по переводу денежных средств
    • Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
    • Статья 15. Оператор платежной системы и требования к его деятельности
    • Статья 16. Оператор услуг платежной инфраструктуры и требования к его деятельности
    • Статья 17. Требования к деятельности операционного центра
    • Статья 18. Требования к деятельности платежного клирингового центра
    • Статья 19. Требования к деятельности расчетного центра
    • Статья 19.1. Особенности осуществления трансграничного перевода денежных средств в случае введения запретов иностранным государством
    • Статья 19.2. Требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации
  • Глава 4. Требования к организации и функционированию платежных систем (ст.ст. 20 — 30)
    • Статья 20. Правила платежной системы
    • Статья 21. Участники платежной системы
    • Статья 22. Признание платежной системы значимой
    • Статья 23. Порядок проверки Банком России соответствия правил значимой платежной системы установленным требованиям
    • Статья 24. Требования к значимой платежной системе
    • Статья 25. Осуществление платежного клиринга и расчета в платежной системе
    • Статья 26. Обеспечение банковской тайны в платежной системе
    • Статья 27. Обеспечение защиты информации в платежной системе
    • Статья 28. Система управления рисками в платежной системе
    • Статья 29. Обеспечение исполнения обязательств участников платежной системы
    • Статья 30. Счет гарантийного фонда платежной системы
  • Глава 4.1. Национальная система платежных карт (ст.ст. 30.1 — 30.6)
    • Статья 30.1. Организация национальной системы платежных карт
    • Статья 30.2. Порядок образования оператора НСПК
    • Статья 30.3. Особенности формирования органов управления оператора НСПК
    • Статья 30.4 (утратила силу)
    • Статья 30.5. Участники НСПК
    • Статья 30.6. Порядок оказания услуг платежной инфраструктуры в рамках НСПК
  • Глава 5. Надзор и наблюдение в национальной платежной системе (ст.ст. 31 — 37)
    • Статья 31. Цели надзора и наблюдения в национальной платежной системе
    • Статья 32. Осуществление надзора в национальной платежной системе
    • Статья 33. Порядок проведения инспекционных проверок поднадзорных организаций
    • Статья 34. Действия и меры принуждения, применяемые Банком России в случае нарушения поднадзорной организацией требований настоящего Федерального закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России
    • Статья 35. Содержание и приоритеты наблюдения в национальной платежной системе
    • Статья 35.1. Взаимодействие Банка России с субъектами национальной платежной системы посредством личного кабинета
    • Статья 36. Взаимодействие Банка России с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении надзора и наблюдения в национальной платежной системе
    • Статья 37. Международное сотрудничество Банка России по вопросам надзора и наблюдения в национальной платежной системе
  • Глава 6. Заключительные положения (ст.ст. 38 — 39)
    • Статья 38. Заключительные положения
    • Статья 39. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Причем установлены следующие условия. Остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб. Общая сумма перевода с использованием 1 такого средства не может быть больше 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.

25 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 22 октября, 29 декабря 2014 г., 3 июля 2022 г., 3 апреля, 1 мая, 18 июля 2022 г., 27 июня, 3 августа, 28 ноября 2022 г., 18 марта, 3 июля, 2 августа, 27 декабря 2022 г., 20, 31 июля, 22, 30 декабря 2022 г., 11 июня, 1 июля, 19 ноября 2022 г.

Организация может стать оператором платежной системы после того, как получит регистрационное свидетельство. Для этого в ЦБР, который должен вести соответствующий реестр, подаются определенные документы. Оператор обязан устанавливать правила платежной системы и контролировать их соблюдение. Закрепляются требования к их содержанию. Чтобы стать участником платежной системы, организации нужно присоединиться к правилам.

Закон 161 ФЗ

ФНС России (Информация от 13 июля 2011 года) сообщает, что за нарушение срока передачи в инспекцию указанных сведений налогоплательщика могут привлечь к ответственности по статье 126 Налогового кодекса (200 рублей за каждый непредставленный документ) или статье 129.1 НК (5 000 рублей).

Правила осуществления расчетов в платежной системе Банка России в настоящее время регулируются Положением о порядке расчета и взимания платы за услуги Банка России в платежной системе Банка России (утв. Банком России 26.02.2010 N 356-П).
Нормативные акты, принятые Банком России в соответствии с положениями Закона о платежной системе, которые вступают в силу с 1 июля:
— указание Банка России от 02.05.2012 N 2814-У «О размере значения переводов денежных средств, при превышении которого оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить направление в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы»;
— Положение о порядке направления в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы (утв. Банком России 02.05.2012 N 378-П);
— указание Банка России от 02.05.2012 N 2815-У «Об установлении значений критериев для признания платежной системы значимой»;
— указание Банка России от 31.05.2012 N 2824-У «Об отчетности по платежным системам операторов платежных систем»;
— Положение о бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах (утв. Банком России 31.05.2012 N 379-П);
— указание Банка России от 07.06.2012 N 2829-У «О порядке уведомления Банка России оператором по переводу денежных средств о начале участия в платежной системе в целях осуществления трансграничного перевода денежных средств»;
— указание Банка России от 09.06.2012 N 2832-У «Об особенностях правил платежных систем, в рамках которых осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах»;
— Положение о требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств (утв. Банком России 09.06.2012 N 382-П);
— Положение о порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России (утв. Банком России 09.06.2012 N 381-П);
— указание Банка России от 09.06.2012 N 2831-У «Об отчетности по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств».

Национальная платежная система 161-ФЗ определяется как совокупность операторов, осуществляющих денежные переводы, агентов и организаций почтовой связи. Оказание услуг осуществляется в соответствии с договорами. Они заключаются с клиентами и между операторами. Перевод средств производится в рамках используемых форм безналичного перечисления, согласно требованиям нормативных актов РФ.

Не является переводом внесение наличности клиентом на собственный банковский счет либо получение средств с него у одного оператора. Срок зачисления денег при оказании услуг, по 161-ФЗ, не должен превышать трех рабочих дней с момента списания их с р/с либо с даты предоставления денег клиентом. В переводе средств, кроме оператора, могут участвовать посредники. Если другое не обуславливается используемой формой безналичного перечисления либо федеральным законодательством, безотзывность перевода наступает в момент списания денег со счета или предоставления их клиентом. Исключение составляют перемещения электронных средств. Безусловность перевода, в соответствии со 161-ФЗ «О национальной платежной системе», наступает с момента исполнения условий, определенных клиентом. Данное правило распространяется и на случаи встречного представления документов, перечисления в другой валюте, передачи финансовых инструментов (ценных бумаг). Окончательность перевода, если клиент обслуживается одним оператором, наступает в момент внесения средств на счет получателя либо обеспечения возможности выдачи их наличными. Данное правило не действует в отношении перемещений электронных денег. Если клиент обслуживается разными операторами, окончательность перевода наступает при зачислении средств на счет оператора получателя. При этом должны учитываться требования ст. 25 161-ФЗ » О национальной платежной системе».

Настоящая Памятка разработана в целях получения физическими лицами — клиентами кредитных организаций (далее — клиенты) информации об электронных денежных средствах, о порядке формирования остатка электронных денежных средств, особенностях использования электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств, а также о предоставляемых услугах по переводу электронных денежных средств.

Рекомендуем прочесть:  Льгота На Проезд Для Студентов На Ржд Когда Действует?

3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.

  • предоставление надежных услуг денежных переводов посредством отечественных платежных инструментов;
  • повышение уровня доверия граждан РФ к безналичному способу оплаты;
  • создание национального платежного пространства, которое не зависит от иностранных организаций;
  • вывод национального платёжного инструмента на международный уровень.
  • эксплуатация средств платежа начинается с подписания соответствующего договора;
  • оператор вправе выдать клиенту отказ в заключении контракта;
  • диспетчер обязан проинформировать клиента о пользовании электронной системой;
  • ч 4 ст 9 ФЗ 161 гласит — оператор должен сообщать клиенту обо всех проводимых операциях;
  • диспетчер предоставляет клиенту данные об использовании его средств без его согласия;
  • оператор фиксирует все клиентские уведомления;
  • согласно положениям контракта, операторы предоставляют всю запрашиваемую клиентом информацию об его электронном средстве платежа;
  • часть 8 ст 9 ФЗ 161 регламентирует рассмотрение возникающих споров на основании поданного заявления;
  • пользование услугами НПС может быть приостановлено по запросу клиента или по инициативе диспетчера;
  • если пластиковая карта утеряна, то она подлежит восстановлению на основании поданного заявления;
  • по закону, если диспетчер не сообщает клиенту информацию о проводимых денежных транзакциях, то он обязан возместить сумму перевода.

По Федеральному Закону, всю национальную платежную систему составляют операторы по осуществлению денежных транзакций по всей территории России. Настоящий закон обязывает операторов услуг эксплуатировать национальную платежную систему только в пределах РФ. Это свидетельствует о том, что информация о платежах, проводимых в России, не должна передаваться за границу.

Сегодня электронные деньги имеют официальный статус. Согласно 12-у пункту 10-й статьи закона, на денежные средства компании может налагаться взыскание вне зависимости от того, где они числятся: на банковском счете или в электронном кошельке. Кроме того, допускается возможность приостановления операций с электронным кошельком аналогично тому, как это применяется при операциях по расчетному счету компании.

Федеральный закон N 161-ФЗ О национальной платежной системе

9) платежный клиринговый центр — организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее — услуги платежного клиринга);

5. Если право клиента распоряжаться денежными средствами не удостоверено, а также если реквизиты перевода не соответствуют установленным требованиям, оператор по переводу денежных средств не принимает распоряжение клиента к исполнению и направляет клиенту уведомление об этом не позднее дня, следующего за днем получения распоряжения клиента.

6. Достаточность денежных средств, находящихся на банковском счете клиента, для исполнения его распоряжения определяется в порядке, установленном нормативными актами Банка России. При недостаточности денежных средств, находящихся на банковском счете клиента, оператор по переводу денежных средств не принимает распоряжение клиента к исполнению, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и договором, а также направляет клиенту уведомление об этом не позднее дня, следующего за днем получения распоряжения клиента.

3. При осуществлении надзора и наблюдения за платежными системами, в которых осуществляются переводы денежных средств в целях расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Банк России взаимодействует с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Кредитные организации, осуществляющие перевод электронных денежных средств на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от N 161-ФЗ (ред

13. Оператор по переводу денежных средств вправе привлекать поставщика платежного приложения при условии обеспечения поставщиком платежного приложения соответствия платежного приложения требованиям, установленным Банком России в соответствии с частью 19 настоящей статьи, а также при условии обеспечения поставщиком платежного приложения соответствия платежного приложения установленным Банком России в соответствии с частью 3 статьи 27 настоящего Федерального закона требованиям к защите информации при осуществлении переводов денежных средств.

5. При несоответствии правил платежной системы требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России Банк России в письменной форме уведомляет оператора платежной системы о таком несоответствии. В уведомлении указываются требования, которым не соответствуют представленные Банку России правила платежной системы, а также срок, который не может быть более 90 дней, для их изменения и повторного представления Банку России для проверки соответствия.

2. Банк России может запросить центральный банк и иной орган надзора и наблюдения в национальной платежной системе иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены в ходе исполнения функций надзора и наблюдения, а также может предоставить центральному банку и иному органу надзора и наблюдения в национальной платежной системе иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений о переводах денежных средств, при условии обеспечения указанным органом надзора и наблюдения в национальной платежной системе режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и иных органов надзора и наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации в соответствии с заключенными соглашениями (меморандумами) о сотрудничестве.

1. Прием на территории Российской Федерации электронных средств платежа может осуществляться только операторами по переводу денежных средств, в том числе с участием банковских платежных агентов (субагентов), а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях оплаты их товаров (работ, услуг), использования результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с договорами о приеме электронных средств платежа, заключенными с операторами по переводу денежных средств.

2. Банк России осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России.

Федеральный закон «О национальной платёжной системе» 161-ФЗ устанавливает основы национальной платёжной системы в Российской Федерации, регулирует отношения в области платёжных услуг и использования электронных средств. Федеральный закон «О национальной платёжной системе» определяет порядок перевода денежных средств, порядок оказания услуг банковскими платёжными агентами, организациями почтовой связи, операторами платёжных систем и определяет действие национальной системы платёжных карт.

Федеральный закон «О национальной платёжной системе» 161-ФЗ обеспечивает функционирование независимой структуры карточных расчётов, независимой от международных платёжных систем, реализацию социальной функции для осуществления различных услуг в электронном виде. Федеральный закон устанавливает порядок получения регистрационного свидетельства для организаций, желающих стать оператором платёжной системы, закрепляет требования к правилам осуществления платежей и основные принципы контроля их деятельности.

  • организации-операторы, совершающие перевод денег (в т. ч. электронных) через банковский счет или без такового;
  • федеральные почтовые организации — при предоставлении ими услуг почтового перевода;
  • платежные, банковские платежные агенты — предприниматели, выполняющие функции, связанные с приемом и выдачей наличности, а также с обеспечением функционирования электронных средств платежа.
  • Из операторов НПС, разрабатывающих правила системы и контролирующих их выполнение. Ими являются организации, отвечающие требованиям ФЗ о национальной платежной системе.
  • Операторов услуг платежной инфраструктуры, занимающихся перечислением денег (включая сопутствующие услуги).
  • Участников платежной системы, присоединившихся к системе для работы по ее правилам и пользующихся ее инфраструктурой.

Концепция законопроекта — развитие национальной системы платежных карт (НСПК), расширение областей применения национальных платежных инструментов как на территории РФ, так и за рубежом. Наиболее перспективным на данный момент направлением развития является оказание процессинговых услуг на основе отечественных ресурсов.

Принятый закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ систематизировал принципы работы существующей платежной системы и обозначил вектор ее развития. С введением в действие закона о национальной платежной системе 161-ФЗобрели жизнь такие понятия, как:

  • Изменены критерии признания платежных систем значимыми.
  • Дополнен список участников НСПК за счет иностранных банков и международных финансовых организаций.
  • Установлены сроки выполнения всеми кредитными учреждениями обязанностей по приему национальных платежных инструментов (карт «Мир»), а также перехода на использование этих карт при получении физическими лицами выплат за счет средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
  • Зафиксирован уровень участия в уставном капитале АО «НСПК»: минимальный (50% плюс 1 акция) — для Банка России, максимальный (5%) — для других участников.

161-ФЗ О национальной платежной системе: действующая редакция с комментариями

Платежным агентом банка именуется юридическое лицо, привлекающееся организацией кредитного типа в целях осуществления определенных банковских операций. Операционным же центром называется организация, в обязанности которой входит оказание услуг по платежам.

  • процесс взаимодействия между участниками системы платежа и ее операторами;
  • порядок осуществления контрольно-надзорной деятельности над соблюдением установленных законом правил;
  • ответственность за несоблюдение правил;
  • критерии приостановления или прекращения участия в системе перевода платежей;
  • процесс привлечения операторов услуг и ведения перечня операторов;
  • порядок осуществления переводов финансов в рамках системы перевода платежей;
  • установление национальной системы платежных карт;
  • порядок осуществления клиринга и многое другое.

Если плательщик не предоставил акцепт, оператор обязан передать соответствующие требования получателя лицу, которое должно произвести оплату. Закон устанавливает норму, согласно которой акцепт должен быть предоставлен в течение пяти дней. В случае же, если требования получателя не соответствуют заранее установленному акцепту плательщика, оператор возвращает требования получателя без исполнения.

Рекомендуем прочесть:  Документы Удостоверяющие Юридически Оформляющие Права На Землю

161-ФЗ «О национальной платежной системе» гласит о наличии определенных особенностей, имеющих место при осуществлении перевода финансов по требованию получателя. Так, оператор имеет право списывать денежные средства со счета плательщика только по его согласию. Получатель же имеет право предъявлять различные требования и претензии к банковскому счету исполнителя (плательщика). Согласие на оплату (акцепт) лица, являющегося плательщиком, может быть предоставлено до поступления требований получателя финансов. Требования же получателя могут быть адресованы непосредственно оператору, который занимается обслуживанием плательщика.

Статья 12 устанавливает требования к оператору электронных платежных систем. Согласно статье, таким оператором может являться любая небанковская кредитная организация, осуществляющая денежные переводы без открытия специальных счетов в банках. Оператор обязан устанавливать следующие правила к переводу финансов:

Закон о национальной платежной системе

Нормативные документы РФ регулируют оборот денежных средств, которые переводятся с помощью этой формы. ФЗ №161 имеет в своём тексте массу тезисов, которые касаются национальных платежей и всего, что с ними связано. Обращаясь к официальному источнику, закон содержит в себе следующие тезисы:

  • Понятия и определения, которые входят в процедуру передачи денежных средств путем использования национальной и других валют. Все эти сведения содержатся в первой главе.
  • Вторая глава включает в себя все требования, которые возлагаются на каждого участника процесса передачи той или иной денежной суммы.
  • Третья ставит задачи и дает рекомендации перед теми, кто ответственен за передачу денежных средств внутри системы.
  • В ФЗ дан перечень, который дополняется по мере принятия норм значимости национальной платежной системы. При этом нормы НПС могут быть как системными, так и социальными. Как уже было сказано ранее, перечень динамический, то есть его можно пополнять.
  • Обращаясь к 4 главе ФЗ, можно увидеть список требований, которые возлагаются на юридические лица в РФ. Те, которые желают участвовать в трансграничных системах передачи денег, обязательно должны выполнять перечисленные требования.
  • В тексте также содержатся сведения о порядке определения клиринга и формы, в которой происходят расчеты.
  • Национальная система платежей отслеживает все операции. Подробнее об этом сказано в пятой главе.
  • В последних пунктах содержится информация о том, каким должен быть порядок существования гарантийного фонда. Использование средств из него тоже регулируются настоящим ФЗ.
  • Оператор, владеющий рычагами управления платежной системы. Организация, которая предоставляет услуги по переводу денежных средств от одного лица к другому, является оператором.
  • Еще одним важнейшим субъектом числится так называемый государственный оператор. Опираясь на вторую статью настоящего ФЗ, можно сделать выводы, что этими субъектами являются все банки, имеющие соответствующую лицензию.
  • Оператор, владеющий электронными возможностями передачи денежных средств.
  • Платежный агент или банк.
  • Агенты, обладающие платежеспособностью.
  • Еще одним участником считается Федеральная почтовая служба.

Федеральный закон № 161 «О национальной платежной системе» в Российской Федерации предполагает чёткое регламентирование прав и обязанностей организаций, которые предоставляют услуги по переводу денежных средств от одного участника сделки к другому. При этом начисление производится путем использования так называемой безналичной формы. Закон был принят 25 декабря 2015 года. Тогда же в сети появилась информация о нём на ресурсе pravo.gov.ru. С 2012 по текущий год в ФЗ проводились изменения, направленные на поддержание развития платежной системы на территории Российской Федерации.

На территории Российской Федерации имеется огромное количество финансовых учреждений. Все они имеют полное право вступить в национальную платёжную систему. Это возможно только в том случае, если они являются резидентами РФ. За последние годы перед государством возникает серьёзная потребность в альтернативе международных систем по типу VISA и Mastercard. Субъектами системы платежей на территории Российской Федерации являются:

161 ФЗ о национальной

Вступать в национальные платежные системы могут все финансовые учреждения, если они будут являться резидентами России. Она имеет определенное значение для развития денежно-кредитной политики государства и должна стать альтернативным вариантом международных систем, среди которых MasterCard и VISA.

Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.

  • оператор платежной системы, следовательно, организация, предоставляющая услугу по переводу, устанавливающая правила предоставления финансовых возможностей;
  • государственный оператор по переводу. По ст.2 ФЗ-161, такими являются структуры, владеющие правом осуществлять и предусмотреть перевод финансов по требованиям российской законодательной базы (Банк России и иные кредитные структуры, наделенные правом проведения переводов);
  • оператор электронных средств;
  • банковский платежный агент – компания или российский ИП (не считая кредитные фирмы), вовлеченный в пределах деятельности, обозначенной в ФЗ-161;
  • платежеспособные агенты;
  • банковский субагент – организации или ИП, которым интересен банковский агент для реализации переводов. Фактически, проведение платежа пройдет через посредника;
  • Федеральная почтовая служба – еще один законный участник системы.

Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.

Для того чтобы требования, обозначенные в ст.19.1, исполнялись в четком соответствии законодательной базе, проводится тщательный контроль. Все его критерии обозначены в положениях ст.19.1, и соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, действующими на территории РФ.

В ФЗ №161 ввели дополнение в виде ст. 19.1. Суть нововведения гласит об особенностях проведения трансграничных переводов денежных средств, когда иностранное государство ввело запреты. Для правильного исполнения пунктов настоящей статьи ведется контроль. Критерии проведения контроля указаны в ст 19.1 п 5, осуществляется надзор в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Указанные стандарты должны быть признанными на территории России.

11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.

В рассматриваемом нормативном акте предусматриваются положения, регламентирующие правила использования электронных средств. Оно осуществляется в соответствии с договором. Соглашение заключается между оператором и клиентом или только между первыми. Обслуживающий субъект имеет право отказать в оформлении договора.

Что касается обслуживания карты, то, как отметила пресс-секретарь, каждый банк самостоятельно формирует для клиентов предложения по стоимости выпуска и обслуживания карты. Как правило, это зависит от типа карты (дебетовая или кредитная), ее уровня (классическая или премиальная) и прочих условий обслуживания. «В среднем годовое обслуживание карты «Мир» обойдется от 90 руб. в год. Точную стоимость можно узнать в банке, в котором планируется получение карты», – добавила она. Например, в ПАО «РНКБ» ежегодное обслуживание дебетовой карты «Мир»-Зарплатная» осуществляется бесплатно. В Сбербанке обслуживание карты «Мир»-Классическая» в первый год обойдется в 750 руб., в последующие – 450 руб. Напомним, что минимальная стоимость обслуживания дебетовых карт с оптимальным набором банковских услуг Visa Classic и MasterCard Standard от 750 руб. в год.

1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

Фз рф от 27 июня 2011 г

Новый закон определил для всех платежных систем, действующих на территории России, единые правила. Согласно документу, под регулирование Банка России подведены международные платежные системы, действующие в стране, интернет-платежные системы и переводчики денег.

Законом о НПС впервые введено правовое регулирование таких платежных инноваций, как электронные деньги, интернет- и мобильные платежи. С момента принятия этого закона перевод ЭДС стал формой безналичных расчетов. В законе об НПС указано, что оператором ЭДС может быть только кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, а надзор за деятельностью по переводу ЭДС осуществляет Банк России. Таким образом, согласно закону, организации, ранее осуществлявшие деятельность по переводу ЭДС, к 1 октября 2012 года должны стать банками или небанковскими кредитными организациями (НКО) с правом на перевод денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Для этого им необходимо получить соответствующие лицензии ЦБ.

Наиболее значимым участником платежной системы России является платежная система Банка России. Это связано с тем, что Банк России выступает, во-первых, как оператор платежной системы Банка России, во-вторых, как орган надзора за частными платежными системами. Монопольное положение Банка России в платежной системе определяется также и другими обстоятельствами: 1) Банку России по национальному законодательству предоставлено исключительное право в части определения правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов; 2) на Банк России возложена функция лицензирования, регулирования и надзора за деятельностью частных платежных систем.

Рекомендуем прочесть:  Бурятия Выплаты Ветеранам Труда

ФЗ устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Закон также создал условия для использования сотовых телефонов как инструмента платежа. Мобильные телефоны получили все шансы в скором времени стать реальной альтернативой пластиковым картам. Электронными деньгами теперь смогут рассчитываться не только частные пользователи, но и юрлица, индивидуальные предприниматели, в том числе для уплаты налогов, сборов, штрафов. Таким образом, созданы условия для развития корпоративных электронных средств платежа, что во многих случаях окажется удобнее привычных банковских расчетов.

  1. Эксплуатация карты. Этому посвящена ст. 9 вышеназванного ФЗ:
  • использовать карту возможно только после подписания соответствующего соглашения;
  • оператор платежей имеет право отказать своему клиенту;
  • о каждой проведённой операции оператор обязан информировать;
  • срок рассмотрения претензий (обращений) составляет 30 дней;
  • обращение с картой:
          1. при утрате пластиковой карты необходимо сразу же информировать;
          2. возможно приостановление платёжного инструмента, но это действие не влечёт за собой закрытие банковского счёта;
          3. при использовании карты без ведома её держателя, необходимо сразу же сообщить оператору;
          4. при списании денежных средств без согласия владельца карты — оператор должен возместить ущерб;
          5. при списании денежных средств, но при невыполнении перевода, клиенту возмещается вся сумма транзакции;
          6. утраченные деньги возмещаются, если будет доказано, что владелец карты использует её без нарушения правил.
  1. Прекращение использования карты возможно только на основании заявления её пользователя, при этом совершенно неважно по какой причине.
  2. Для сведения. При утере карты необходимо незамедлительно об этом сообщить либо сделать это не позднее следующего дня. Последующее списание средств со счёта после подачи уведомления будет возмещено оператором системы.

В целях упрощения транзакций, а также любых денежных переводов с использованием пластиковых карт на территории РФ был введена единая платёжная система МИР. Предоставление подобных услуг было урегулировано при помощи издания Федерального закона «О национальной платёжной системе». Далее, в статье расскажем, что из себя представляет этот нормативный акт, какие вопросы регулирует, а также какие существуют практические аспекты.

  1. Глава 1, рассказывающая о предмете регулирования, нормативных актах, понятиях, используемых в законе.
  2. Глава 2, информирующая о порядке оказания платёжных услуг.
  3. Глава 3 о требованиях, предъявляемых к её участникам.
  4. Глава 4 рассказывает о рекомендациях, которые должны быть соблюдены.
  5. Глава 4.1 рассказывает о самой системе и порядке использования карт.
  6. Глава 5 информирует об отслеживании всех операций.
  7. Глава 6 содержит заключительные положения, а также порядок формирования гарантийного фонда и его использование.

Указанным ФЗ предусмотрено, что осуществлять перевод денежных средств могут контрагенты, у которых с гражданами имеются определённые договорённости. Перевод средств банковским учреждением регламентирован ст. 14 ФЗ № 161-ФЗ, однако допустимо участие и почтовых организаций, деятельность которых уже регулируется иным нормативным актом.

  1. Общий порядок, согласно которому перед тем как начать использовать эту систему платежей оператор должен проинформировать своего клиента обо всех условиях, а также всех правах и обязанностях сторон по всем доступным и проводимым операциям. Кроме этого, он должен оказывать всяческое содействие при предоставлении информации о совершенных платежах, а также принимать заявления и обращения.
  1. Обязанности оператора. Обязательства оператора платёжной считаются оконченными с момента поступления денег на счёт. До этих пор оператор обязан предоставлять всю имеющуюся информацию. Основные функции следующие:
  • предоставление сведений о комиссии;
  • предоставление информации относительно курса валюты, при совершении операций в иностранных деньгах;
  • разъяснения по вопросу подачи претензии;
  • предоставление иных значимых сведений.
  1. Особенности переводов. Списание или перевод денежных средств происходит только на основании распоряжения клиента с его согласия (акцепта), которое оформляется как в виде договора, так и в виде отдельного документа (сообщение). При отсутствии согласия оператор в срок не позднее суток направляет требование о его предоставлении. Если согласие получено — операция будет исполнена, если же нет, распоряжение о совершении платежа будет возвращено без исполнения. Перевод возможен только на основании распоряжения клиента за его счёт. При этом неважно происходит он списанием средств со счёта либо путём внесения наличных.
  2. Участие в национальной системе:
  • оказание услуг возможно только после подписания договора;
  • использовать платёжную систему можно только в соответствии с её целевым назначением;
  • недопустимо совершение мошеннических действий и сомнительных операций;
  • обязательно оказание всех услуг, предусмотренных договором;
  • при использовании карты её держатель должен поддерживать счёт в положительном балансе;
  • при наличии заявления возможен перевыпуск пластикового устройства;
  • разрешается использование этой системы не только гражданам и предприятиям РФ, но и иностранным резидентам.
  1. Возврат средств. Названным законом закреплена так называемая презумпция невиновности клиента в отношении незаконного списания денежных средств. Банк должен доказать свою непричастность к совершению операции. В противном случае должна быть возмещена вся сумма и моральные издержки.
  2. Информирование. Если оператор не информирует своего клиента о совершенных действиях, он обязан возместить все суммы, удержанные без согласия. В случае если уведомления отправлялись, а ответа на них не было, компенсация не выплачивается, либо выплачивается только за те суммы, которые были списаны до момента получения извещения о неправомерных действиях.
  3. Названная система не подтверждена в ряде зарубежных стран из-за чего снятие наличных либо оплата покупки при помощи этой карты невозможна.

В статье 22 описываются условия, при которых платежная система может быть признана системно значимой, социально значимой и национально значимой. Здесь мы не будем детально приводить условия присвоения того или иного статуса значимости (с которыми можно ознакомиться в первоисточнике), но одним из основных факторов присвоения системно или социально значимого статуса является объем доли от суммы всех переводов, осуществленных кредитными организациями. В свою очередь, национально значимой признается платежная система, над которой прямо или косвенно установлен контроль РФ, Банком России, гражданами РФ и при этом одновременно выполняются условия по соответствию платежной информационной инфраструктуры требованиям Банка России (по согласованию с Правительством РФ), как по обеспечению защиты информации, так и по доле применяемых отечественных программных и технических средств.

Отдельная глава 161-ФЗ посвящена национальной системе платежных карт (НСПК), основным акционером которой является Банк России. До появления в России НСПК обработка даже внутрироссийских транзакций происходила за её пределами. На сегодняшний день НСПК является оператором национальной платежной системы «Мир». Создание такого оператора продиктовано снижением зависимости от иностранных операторов и как следствие обеспечением бесперебойности, доступности и эффективности оказания услуг по переводу денежных средств в Российской Федерации.

ПС «Вестерн Юнион», оператором которой является ООО «НКО «Вестерн Юнион ДП Восток», одновременно выполняющий функции операционного, платежного клирингового и расчетного центров. При этом дополнительный расчетным центром данной платежной системы выступает Банк ВТБ (ПАО).

Кроме того, согласно статье 27, операторы обязаны реализовывать мероприятия по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, включая ведение соответствующих баз данных о случаях и попытках осуществления таких операций, с последующим предоставлением отчетности в Банк России по установленной регулятором форме.

Ранее в прошлых статьях 161-ФЗ не один раз упоминалась необходимость применения риск-менеджмента. В статье 28 документ обязывает оператора платежной системы выстроить систему управления рисками (для целей снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий), которая предусматривает ряд мероприятий и способов управления рисками.

Закон, выпущенный в 2011 году, не может применяться сегодня, поэтому уже в 2014 году он был выпущен под новой редакцией, которая адаптирована под современные тенденции и условия жизни и взаимодействия людей и банковской системы. Он регулирует отношения, которые будут складываться между новой национальной платежной системой и обычными пользователями этой системы.

Для того чтобы НПС начала работать в полную силу, необходимо выполнить некоторые моменты. Во-первых, следует создать ОПКЦ, то есть платежно-клиринговый операционный центр, с помощью которого будет обрабатываться транзакции по картам Mastercard и Visa. Это будет происходить внутри РФ. Создание ОПКЦ планируется завершить к апрелю 2015 года.

Закон о национальной платежной системе №161- ФЗ предназначен для того, чтобы осуществлять регулирование всех услуг, которые оказываются в рамках данной системы. Также именно данный закон устанавливает определенные правила, которые касаются денежных переводов, ограничений в функционировании платежных систем, деятельности самой платежной системы страны, а также порядка мониторинга этой системы специальными контролирующими органами.

Данный Закон о национальной платежной системе №161- ФЗ был выпущен еще в 2011 году, однако на самом деле сама национальная платежная система в то время не имела какого-либо четкого вида и определения. Это обусловлено тем, что в то время между различными банками невозможно было наладить какого-либо действенного и эффективного соглашения. Однако на сегодняшний момент предполагается всецело браться за формирование данной системы, которая будет выступать в качестве гаранта того, что никакие санкции, выдвинутые против России различными западными странами, не смогут пошатнуть банковскую систему страны, а тем более не смогут коснуться ее жителей, которые при этом могут быть простыми пользователями иностранных банков.

Предполагается, что карты НПС будет работать с российским и международным приложением. За рубежом такая карта осуществляет свою работу через Mastercard и Visa. Несмотря на это нет гарантии, что заграницей владельцы будут защищены от перебоев в обслуживании и санкций. На зарубежных рынках платежная система может стать индивидуальным брендом минимум через пять лет.