Финансовое право краткий курс лекций

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет налоговых доходов (в том числе единого социального налога), неналоговых доходов (в том числе штрафов и санкций), добровольных взносов физических и юридических лиц, других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.

Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении. Финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег можно считать финансовыми. Так, денежные отношения, возникающие в процессе купли-продажи, поставки, административных штрафов, нельзя назвать финансовыми.

Управление при помощи денег является наиболее эффективным регулятором общественных отношений. Направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство, таким образом, стимулирует или, наоборот, ограничивает деятельность в определенных сферах. Финансы, помимо этого, являются и лучшим информационным источником. Недостаточное выделение средств на те или иные области человеческой деятельности приводит к их свертыванию и к другим негативным явлениям.

Рис. 1. Структура финансов перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом конкретном этапе общественного развития.

Определенный процент совокупного общественного продукта идет на возмещение потребленных средств производства. Оставшиеся средства образуют национальный доход, одна часть которого направляется на оплату труда работников материального производства, другая — на дальнейшее развитие производства, создание специальных резервных, страховых фондов, оборону страны, содержание управленческого аппарата, социальные нужды. Распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода происходят в денежной форме.

Финансовое право

Валовой общественный продукт — показатель советской статистики, аналогичный валовой продукции, валовая продукция, исчисленная в масштабе страны. Представляет измеренную в текущих ценах суммарную стоимость продукции, товаров, услуг (включая промежуточный продукт и незавершенное производство), произведенных в стране в течение года. Синоним — совокупный общественный продукт.

Предмет Фин.права — общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством и его муниципальными образованиями финансовой деятельности (т.е. создания, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов) в целях обеспечения исполнения их задач и функций по реализации общесоциальных потребностей.

Df: (от лат. definitio-определение): Финансы — это система экономических отношений по созданию, распределению и использованию денежных фондов государства, его муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций, создаваемых для обеспечения функций и задач названных субъектов экономических отношений

Метод регулирования фин.права — метод власти и подчинения. Метод властных предписаний. Императивное предписание — закрепляет такой вариант поведения граждан и иных субъектов права, которому они должны неукоснительно следовать. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных для осуществления финансовой деятельности (ФНС, Минфин, Федеральное казначейство, Банк России).

1. Конституция РФ, конституционные законы , конституционные акты субъектов РФ (решения, касающиеся структуры и полномочий муниципальных представительных и исполнительных органов власти, выборов и назначений на должности, формирования и использования местных бюджетов) являются основой всех источников ФП — базой для развития финансового законодательства

Финансовое право является одной из основных самостоятельных отраслей российского права. Экономические и политические реалии обуславливают потребность в использовании финансово-правовых норм как регулятора относительно новых общественных отношений и необходимость их глубокого освоения. Финансовые отношения выступают частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Развитие финансовых отношений сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований: формируются новые специализированные государственные органы, обновляются методы финансовой деятельности, растёт массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.

В предлагаемом кратком курсе лекций изложен материал по дисциплине «Финансовое право» в соответствии с законодательством РФ и общими принципами теории государства и права. Краткий курс лекций по финансовому праву предназначен для студентов и может быть использован как основа при подготовке к сдаче экзамена, студенты в сжатые сроки могут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения курс а «Финансовое право».

Финансовое право регулирует разнообразные отношения — бюд­жетные, налоговые, отношения, связанные с функционированием вне­бюджетных фондов, отношения, существующие в сфере государствен­ного (муниципального) долга. Возникновение, изменение и пре­кращение этих отношений обусловлено необходимостью формирования государственных (муниципальных) денежных фондов для обеспече­ния финансовой основы существования государства, реализации его функций, в том числе — для решения социальных задач. Кроме того, финансово-правовым регулированием охвачено движение денежных потоков (в том числе — валютных) как в наличной, так и в безналич­ной форме, что требуется для упорядочения денежной массы на тер­ритории России.

Еще одной задачей финансового права является уре­гулирование отношений, связанных с про ведением мероприятий фи­нансового контроля, что необходимо в целях обеспечения имущественных интересов государства, общества в целом, а также от­дельных его субъектов. Также финансово-правовые нормы содержат правила о надзоре за некоторыми видами деятельности, которые тесно сопряжены с финансовой деятельностью государства и муниципаль­ных образований — страховая, банковская деятельность, аудит, бухгал­терский учет.

В современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма управления процессами новыми методами хозяйствования, Финансовое право Российской Федерации выдвигается в число ведущих отраслей отечественного законодательства и играет всё более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства и муниципальных образований.

Финансовое право

Распределительная и контрольная функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением. Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов – регулирующей. Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Финансовая система как совокупность финансовых институтов состоит из следующих звеньев:

  • бюджетная система, включающая в себя государственный (республиканский) и местные бюджеты, а также государственные целевые бюджетные фонды;
  • внебюджетные государственные целевые фонды, к числу которых относятся Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, инновационные фонды и ряд других фондов, которые имеют конкретное целевое назначение. Средства данных фондов образуются за счет обязательных платежей и отчислений физических и юридических лиц;
  • финансы предприятий различных форм собственности, являющиеся основой всей финансовой системы в связи с тем, что напрямую связаны с процессом материального производства, создающего национальный доход, который распределяется и перераспределяется за счет финансовой системы;
  • имущественное и личное страхование, направленное на возмещение материального ущерба от различных несчастных случаев и стихийных бедствий физическим и юридическим лицам. Средства данных фондов образуются за счет взносов физических и юридических лиц, а также государственного бюджета;
  • кредит государственный и банковский. Государственный кредит представляет собой отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц самим государством, которое в конкретной ситуации выступает в роли заемщика этих средств. Суть банковского кредита состоит в предоставлении банками временно свободных средств на принципах возмездности и возвратности юридическим лицам на социальные и производственные нужды, а также физическим лицам на их различные потребности.

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.

2) как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. В экономической литературе в связи с этим используется понятие «финансовый аппарат». В данном случае органы, осуществляющие финансовую деятельность в государстве, подразделяют на две группы: а) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач; б) органы, для которых финансовая деятельность является основной (например, Министерство финансов Республики Беларусь).

Рекомендуем прочесть:  Наниматель Затопил Квартиру Открытый Кран На Батареи Ответственность Администрации

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части – национального дохода. Без участи финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т. е. в сфере материального производства. Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т. д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Курс лекций по дисциплине Финансовое право

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

1) обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

При обмене банкноты и монеты Банка России старого образца на банкноты и монеты Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать 5 лет. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Внесение Министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории России. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Не устанавливается официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами.

Лекции по Финансовому праву (стр

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегу­лирования прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъек­тов. В этом заключается предназначение фин. права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.

1. Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федера­ции. В них закрепляются основы правовой организации фин. деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно ис­пользуем звеньям фин. системы.

К предмету фин. права относятся закрепленные структуры фин. системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъ­ектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регу­лирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в про­цессе фин. деятельности.

К общей части относятся нормы фин. права, которые закрепляют основные общие прин­ципы, правовые формы и методы фин. деятельности, деятельности государства, систему гос. органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномо­чий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы фин. контроля и др. по­добные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей фин. деятельно­сти государства и имеют для нее общее значение.

Предлагаемое учебное пособие в краткой, конспективной форме содержит основные положения курса «Финансовое право Российской Федерации».
Основное назначение этого пособия — помочь студенту в наиболее короткие сроки и в то же время как можно более качественно усвоить систематизированные знания о финансовом праве, получить представление о его общей конструкции и структурных элементах, а также подготовиться к сдаче экзамена. По этой причине предлагаемые конспекты лекций имеют предельно сжатую форму, которая не предполагает пространного разъяснения и обоснования преподносимого материала. Используя данное пособие, студенты смогут систематизировать и конкретизировать свои знания по предмету, повторить основные финансово-правовые понятия, сформулировать примерный план ответа.

В пособии в краткой, конспективной форме изложены ответы на вопросы, выносимые на экзамен по курсу «Финансовое право Российской Федерации». Используя данное пособие, студенты смогут формализировать и конкретизировать свои знания по предмету, получить целостное представление об обшей конструкции и о структурных элементах финансового права, повторить основные финансово-правовые понятия, сформулировать примерный план ответа.
Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, научным работникам и всем, кто интересуется вопросами финансового права России.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 8
Конспект лекции 1. Финансы, система финансов и система финансовых органов РФ 10
Схема№ 1. Понятие финансов 14
Схема№2. Функции финансов 14
Схема № 3. Функции государства, осуществляемые посредством управления финансами 14
Схема№ 4. Система финансов России 15
Схема№ 5. Система финансовых органов России 16
Конспект лекции 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований 17
Схема № 6. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований 20
Схема № 7. Задачи финансовой деятельности государства и муниципальных образований 20
Схема № 8. Функции финансовой деятельности государства и муниципальных образований 21
Схема № 9. Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований 22
Схема № 10. Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований 23
Конспект лекции 3. Финансовое право как отрасль права 24
Схема МП. Финансовое право как отрасль права 28
Конспект лекции 4. Предмет финансового права 29
Схема № 12. Предмет финансового права 30
Схема№ 13. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от функций финансовой деятельности 31
Схема № 14. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от субъектного состава 32
Схема № 15. Классификация отношений, составляющих предмет финансового права, в зависимости от деления на финансово-правовые институты 33
Схема № 16. Классификация финансово-правовых отношений по различным основаниям 34
Конспект лекции 5. Метод финансового права 35
Схема № 17. Структура метода правового регулирования 37
Схема №18. Особенности публично-правового метода 38
Схема № 19. Особенности финансового права 38
Конспект лекции 6. Наука финансового права 39
Схема № 20. Понятие «финансовое право» 44
Схема № 21. Состав науки финансового права 44
Схема № 22. Состав предмета науки финансового права 45
Схема № 23. Классификация понятий финансового права в соответствии с критерием определенности смыслового значения 46
Схема № 24. Элементы системы понятийного аппарата финансового права 46
Схема № 25. Методология науки финансового права 47
Конспект лекции 7. Система финансового права 48
Схема № 26. Критерии обособления совокупности норм права в правовой институт 51
Схема№27. Система финансового права 51
Конспект лекции 8. Источники финансового права 52
Схема № 28. Признаки закона как источника права 55
Схема № 29. Характерные черты локальных актов государственных организаций, содержащих финансово-правовые нормы 55
Схема № 30. Основные свойства, присущие нормативному договору 56
Схема №31. Классификация международно-правовых норм 56
Конспект лекции 9. Финансово-правовые нормы 57
Схема № 32. Признаки финансово-правовых норм 61
Схема № 33. Классификация финансово-правовых норм по выполняемым функциям 61
Схема № 34. Классификация финансово-правовых норм по характеру воздействия на участников отношений 62
Схема № 35. Классификация финансово-правовых норм по содержанию 62
Схема № 36. Классификация финансово-правовых норм по территориальному признаку 62
Схема№37. Классификация финансово-правовых норм по времени действия 62
Схема № 38. Классификация финансово-правовых норм по выполняемым в процессе правового регулирования операциям 63
Схема № 39. Классификация финансово-правовых норм по различным основаниям 64
Конспект лекции 10. Субъекты финансового права 65
Схема № 40. Классификация субъектов финансового права 70
Схема № 41. Общественно-территориальные образования 71
Схема № 42. Коллективные субъекты финансового права 72
Схема №43. Индивидуальные субъекты финансового права 73
Конспект лекции 11. Финансовые правоотношения 74
Схема № 44. Элементы финансовых правоотношений 79
Схема № 45. Объекты финансового правоотношения 80
Схема № 46. Классификация финансовых правоотношений 81
Конспект лекции 12. Юридические факты в финансовом праве 82
Схема №47. Систематизация юридических фактов по волевому признаку 86
Схема № 48. Классификация фактических составов 87
Конспект лекции 13. Финансовый контроль 88
Схема № 49. Виды финансового контроля в зависимости от природы осуществляющих его субъектов 92
Схема № 50. Органы финансового контроля 93
Схема №51. Виды финансового контроля в зависимости от объекта контроля 94
Схема № 52. Роль финансового контроля в охране собственности 95
Конспект лекции 14. Счетная палата РФ 96
Схема № 53. Состав Счетной палаты РФ 100
Конспект лекции 15. Министерство финансов РФ, налоговые органы, органы налоговой полиции 101
Схема № 54. Структура Министерства финансов РФ 108
Схема № 55. Система Федеральной службы налоговой полиции РФ 109
Конспект лекции 16. Банковский контроль 110
Схема № 56. Субъекты банковского финансового контроля 113
Конспект лекции 17. Аудиторский контроль (аудит) 114
Схема№ 57. Виды аудита 118
Конспект лекции 18. Формы и методы финансового контроля 119
Схема № 58. Методы финансового контроля 122
Схема№ 59. Классификация (виды) ревизий 123
Конспект лекции 19. Бюджет и бюджетное устройство РФ 124
Схема № 60. Бюджетная система государства 130
Схема №61. Принципы бюджетной системы РФ 131
Конспект лекции 20. Бюджетное право и бюджетное законодательство 132
Схема № 62. Система бюджетного законодательства 137
Схема № 63. Система нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения 138
Схема № 64. Система источников бюджетного права 138
Схема № 65. Методы бюджетного регулирования 139
Конспект лекции 21. Бюджетные права РФ, субъектов РФ, муниципальных образований 140
Конспект лекции 22. Государственные и муниципальные доходы 147

Схема № 66. Классификация доходов федерального бюджета 152
Конспект лекции 23. Расходы бюджетов 153
Схема №67. Классификация расходов бюджетов 156
Схема № 68. Виды государственных расходов по функциональному признаку 157
Схема № 69. Формы расходов бюджетов 158
Конспект лекции 24. Государственный долг 159
Схема № 70. Формы долговых обязательств РФ 165
Схема № 71. Виды государственного долга 166
Схема № 72. Методы управления государственным долгом 167
Схема № 73. Виды государственных займов 168
Схема № 74. Классификация источников финансирования дефицита государственного бюджета 169
Конспект лекции 25. Бюджетный процесс 170
Схема № 75. Участники бюджетного процесса 178
Схема № 76. Система органов, обладающих бюджетными полномочиями 179
Схема № 77. Бюджетный процесс. 180
Схема № 78. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства 181
Схема № 79. Меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства 182
Схема № 80. Виды нарушений бюджетного законодательства 183
Конспект лекции 26. Государственные внебюджетные фонды 184
Схема № 81. Понятие и виды государственных внебюджетных фондов 189
Конспект лекции 27. Финансирование 190
Схема № 82. Принципы финансирования 197
Схема№ 83. Виды смет. 197
Схема № 84. Классификация норм расходов 198
Схема № 85. Источники финансирования государственных капитальных вложений 199
Схема № 86. Классификация внебюджетных средств 200
Конспект лекции 28. Денежная система и денежное обращение 201
Схема № 87. Структура денежной системы 206
Схема № 88. Виды денежных знаков 207
Схема № 89. Принципы эмиссии наличных денег в РФ 208
Схема № 90. Формы безналичных расчетов 209
Схема № 91. Способы регулирования денежного обращения 210
Конспект лекции 29. Валютное регулирование и валютный контроль 211
Схема № 92. Структура валютных правоотношений 217
Схема № 93. Понятие валютных операций 218
Схема № 94. Виды валютных операций 218
Схема № 95. Виды валютных операций, связанных с движением капитала 219
Схема № 96. Резиденты 219
Схема №97. Нерезиденты 220
Схема № 98. Органы, осуществляющие валютный контроль 220
Схема № 99. Объекты валютных правоотношений 221
Схема № 100. Понятие и виды валютных ценностей 222
Использованная и рекомендуемая литература 223

Рекомендуем прочесть:  Завод Битумной Мастики Опасность Для Здоровья

В пособии в краткой, конспективной форме изложены ответы на вопросы, выносимые на экзамен по курсу «Финансовое право Российской Федерации». Используя данное пособие, студенты смогут формализиро- вать и конкретизировать свои знания по предмету, получить целостное представление об общей конструкции и о структурных элементах финансового права, повторить основные финансово-правовые понятия, сформулировать примерный план ответа.

Лекции по Финансовому праву

3. Новое содержание федеративных отношений в России вызвало к жизни и новые формы федеративного законодательства в области финансов основы регулирования такие как Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г., «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г., законы рес­публик в составе РФ, краев, областей, решения органов местного самоуправления . Это, например, законы республик о бюджете, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах и сборах.

Органы казначейства подчиняются руководителю федераль­ного казначейства — начальнику Главного управления феде­рального казначейства Минфина РФ в ранге заместителя Ми­нистра. Главное управление федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Минфи­на РФ и подчиняется Министру финансов РФ.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов федерации соот­ветствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган необходимые расчеты для обосно­вания размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, до­таций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объек­тов подлежащих бюджетному финансированию.

Деятельность названных фондов направлена на государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создан Правительством РФ, а территориальные фонды — соответственно представительными и исполнительными органами субъектов федерации.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета осуществляются государственные и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды, по борьбе с преступностью и т. д.

ЛЕКЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

Центральный банк РФ (Банк России). Особое положение среди федеральных органов, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Не Начисляют Налог На Квартиру В Новостройке Что Делать

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее – головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Платеж по векселю может быть обеспечен полностью или в определенной части посредством поручительства (аваля). Такое обеспечение дается третьим лицом (обычно банком) как за векселедателя, так и за каждого обязанного по векселю лица. Авалист и лицо, за которое он поручился, несут солидарную ответственность. Оплатив вексель, авалист приобретает все права, вытекающие из векселя, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, которые в силу переводного векселя обязаны перед этим последним.

Срок внесения Правительством РФ проекта федерального бюджета в Государственную Думу — не позднее 26 августа. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ. В течение суток со дня внесения проекта он направляется в комитет Государственной Думы.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства образований можно выделить поступления:

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ расходов, указанных в БК РФ, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно- кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство налогов и сборов РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.

Востриков Геннадий Георгиевич — кандидат экономических наук, доцент, юрист, в 1974 г. окончил Всесоюзный юридический заочный институт. Автор более 40 научных работ по вопросам экономического и правового регулирования хозяйственных отношений опубликованных в открытой печати.

Финансовое право Российской Федерации — наука и отрасль в современных условиях становления рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

Трудности усвоения учебной дисциплины определяются нестабильностью, значительной изменчивостью финансового законодательства Российской Федерации, отставанием учебников от изменений, вносимых в содержание основных институтов финансового права; учебный материал необходимо корректировать в свете актов, принятых после выхода учебников.

7. Участие граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. В ходе финансовой деятельности производится образование, распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности.

4. Финансовая деятельность муниципальных образований направлена на решение задач местного значения, которые определены законодательством о местном самоуправлении. Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется через органы местного самоуправления.

2. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества.

☝ кредитование – выделение средств на началах возмездности и возвратности. Финансирование и кредитование подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-правовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношениях, и других факторов;

Характер и содержание международно-правовое регулирования обеспечения международной финансовой стабильности и стабильности финансовых систем государств. Создание при участии ООН и «Группы 20» документов о мерах обеспечения международных мер противодействия мировым финансовым кризисам. Основные направления реформы Международного валютного фонда и Всемирного банка и ее влияние на международное и национальное финансовое право государств. Взаимодействие норм МФП об обеспечении мировой финансовой стабильности с содержанием норм ФЗ РФ «О национальной платежной системе Российской Федерации» 2012 года, содержанием новой редакции 2014 года ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) в части банковского контроля, новой редакцией 2014 года Бюджетного РФ в части финансового контроля управления государственным внешним долгом, новой редакцией ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» 2014 года в части контроля за допуском иностранных ценных бумаг на российский рынок и др. как результата принятия национальных мер обеспечения стабильности российской финансовой системы.

Лекции по; Финансовому праву

5. Центральный банк России действует в соответствии с ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ «о центральном банке РФ банке РФ» ( в ред. от 19.10.2011) Занимает особое положение среди финансовых органов. Осуществляет функции органов гос. управления, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов гос. власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Дает лицензии коммерческим банкам на осуществление их деятельности.

Финансовые правоотношения – урегулированные нормами права финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юр.прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию денежных фондов или денежных ресурсов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности. Одним из субъектов этих правоотношений является управомоченый орган (налоговая, росфиннадзор, кредитное учреждение). Всегда возникают по поводу денег, денежного платежа, госрасходов и пр.

  1. Гипотеза – указывает на условие действия финансово правовых норм
  2. Диспозиция – устанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий
  3. Санкция – определенные меры ответственности, которые применяются к нарушителям финансово правовых норм.

Существует система органов управления, для которой финансовая деятельность является основной. Правительство осуществляет свои полномочия в области финансовой деятельности в соответствии с законом в соответствии ФКЗ (федеральный конституционным закон) от 17.12.97 № 2- ФКЗ «о правительстве РФ».